Устройство для обучения иностранным языкам

 

249I04

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетскив

Социалистические

Республик

»

4 «т

° ° °;». »

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 06.1.1967 (№ 1124099/18-24) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 18.Vll.1969. Бюллетень ¹ 24

Дата опубликования описания 27.1.1970

»»л. 42п, 0/03

МПК С 09b

УДК 681.136.54(088.8) Номитет ло лелем изобретений и открытий ори Совете Министров

СССР

Автор изобретения

Л. В. Шеншев

Институт психологии АПН СССР

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Предложенное устройство для обучения иностранным языком относится к устройствам автоматики и вычислительной техники и может найти:применение как в учебных заведениях, так и на различного рода краткосрочных курсах. иностранных языков.

Известны обучающие машины, содержащие центральный пульт и периферийные пульты с переключателями выборки синтагм, запоминающее устройство и носители графической информации.

В отличие от .известных устройств для обучения иностранным языком в предлагаемом устройстве емкость памяти увеличена применительно к графической (визуальной) информации, сопровождающей устную речь диктора, а также применительно к записи и воспроизведению речи самих учащихся. Это достигается тем, что оси галетных переключателей выборки синтагм соединены с прозрачными носителями графической информации, выполHeнными в форме дисков и барабана, перекрывающими друг друга на площади смотрового кадра, соответствующего выбранной синтагм е.

Это отличие значительно расширяет информационные возможности устройства.

На фиг. 1 схематически изображена панель периферийного пульта тренажера, где: 1— съемная часть корпуса; 2 — окошко для экспонирования зрительной информации; 8— окошки для экспонирования номера позиции переключателей кадров; 4 — переключатели кадров, сопряженчые с дисками; 5 — тумблер

5 смесителя синтагм; 6 — диски из органического стекла; 7 —; 8 — барабан; 9 — ручка переключателя кадров, сопряженного с барабаном; 10 — клавиши с сигнальной лампочкой для включения режима

1р «Эхо»; 11 — головные телефоны и микрофон

12.

Фиг. 2 представляет собой блок-схему тренажера, где: И вЂ” запоминающее устройство с многоканальным магнитофоном с двумя не15 синхронизированными свободно расположенными кольцами из широкой магнитной ленты (на одной из этих лент содержится запись дикторского текста — синтагмы, вторая обеспечивает автоматическое «эхо» речи учащих20 ся); 14 — устройство, выборки синтагм, в развернутом виде представленное на фиг. 4 и 8;

l5 — устройство, механически блокирующее соответствующую клавишу 10 и выключающее при этом ее лампочку подсветки.

25 На фиг. 3 схематически изображен один из возможных (дополнительных) вариантов памяти для «Эхо».

На фиг. 4 представлена схема устройства выборки и синтеза синтагм и синтеза зритель30 ной информации (если применен двухдиско249104

25 вый периферийный пульт), где: 5 — трехпозиционный тумблер смесителя синтагм; б — диски из органического стекла; 7 — регулятор громкости; 11 — головные телефоны; 12— микрофон.

Штриховкой обозначена проекция на диски проема (окошка) в панели, отмеченного на фиг. 1 цифрой 2.

На фиг. 5 изображена конструкция дисков; на фиг. 6 — сменный вкладыш диска.

На фиг. 7 схематически представлено несколько вариантов записи кратких двусинтатменных сообщений в ЗУ.

Фиг. 8 представляет собой схему выборки и синтеза сингагм в периферийных пультах, содержащих три носителя графической информации (два диска и один барабан). Обозначения те же, что и на фиг. 4.

Фиг. 9 и 10 поясняют упрощенный вариант системы «Эхо». На фиг. 9 схематически изображен внешний вид периферийного пульта в этом упрощенном варианте: 2 — смотровое окошко; 8 — окошки для экспонирования номера позиции переключателей кадров; 4— переключатели кадров; 5 — трехпозиционный тумблер смесителя синтагм; 7 — регулятор громкости; 10 — клавиша с сигнальной лампочкой включения режима «Эхо».

На фиг. 10 приняты следующие обозначения: 18 — запоминающее устройство той же конструкции, что и в основном варианте (т. е. многоканальный кольцевой магнитофон); 16— периферийный пульт, панель которого схематически изображена на фиг. 9; 17 — контактное устройство циклической коммутации (в простейшем случае — трехпозиционный тумблер на пульте преподавателя.

ЗУ (1?) включает двухкольцевой лентопроTH?KHbIH механизм с многоканальными магнитными головками и усилителями. Кольца свободно расположенные, склеенные из широкой магнитной ленты. Одно кольцо изготовлено из 35-миллиметровой ленты, а второе— из 50-миллиметровой. У первого кольца установлены две 16-канальные магнитные головки (одна — записи, вторая, рядом с первой, впереди нее по ходу движения ленты — воспроизведения). У второго кольца установлена одна

24-канальная магнитная головка воспроизведения. Первое кольцо (35-миллиметровое) обеспечивает автоматическое «эхо» (т. е. автоматическую запись и автоматическое воспроизведение речи учащихся), второе кольцо (двадцатичетырехдорожечное) несет на себе запись синтагм дикторского текста.

В процессе работы кольца непрерывно равномерно движутся. Скорость протяжки ленты такая, как и в бытовых магнитофонах.

Синхронизировать друг с другом кольца необязательно. Кольца могут быть различной длины, причем свободное расположение колец в лентопротяжном механизме позволяет варьировать длину каждого кольца при переходе от одной программы к другой.

На каждой из 24-х дорожек 50-миллиметрового кольца записывается то или иное интонационно цельное словосочетание (синтагма), например «этот стол», «этот стул», «это кровать», «находится», «стоит», «у окна», «у двери» и т. д., причем на первых восьми дорожках записываются начальные синтагмы возможных фраз («Этот стол...» и т. п.), во второй группе из восьми дорожек записываются синтагмы, являющиеся логическим продолжением синтагм первой группы («...стоит...», «...находится...»), на последних восьми дорожках записываются конечные синтагмы фраз («...у окна», «...у двери» и т. п.).

Все восемь начальных синтагм либо подбираются примерно равной длины (например, «этот стол», «этот стул», «этот диван», «эта картина»), либо же зачитываются диктором («укладываются» им) таким образом, чтобы все синтагмы 1-й группы заканчивались более или менее одновременно. Это достигается либо за счет варьирования темпа чтения синтагм, либо за счет паузы перед началом более коротких синтагм.

Синтагмы второй группы подбираются составителем программы и зачитываются диктором таким образом, чтобы все они начинались и заканчивались более или менее одновременно.

Синтагмы третьей группы должны начинаться одновременно, длина же их может быть различной.

Синтагмы второй группы записываются со сдвигом относительно начала цикла (например, относительно места склейки кольца) на максимальную длину синтагм первой группы, а синтагмы третьей группы к тому же еще и со сдвигом на длину синтагм второй группы.

Длина кольца определяется в каждом отдельном случае длиной наибольшей синтагмы первой группы плюс длина синтагмы второй группы плюс длина наибольшей синтагмы третьей группы.

Если автору программы нужно, чтобы синтезированная фраза автоматически повторялась в головных телефонах учащегося с паузами для имитации дикторского произношения, то длина кольца удваивается.

На периферийных пультах, как показано на фиг. 8, выходы усилителей трех названных выше групп синтагм соединены с ламелями соответственно трех галетных переключателей.

Четвертый галетный переключатель играет роль вычленителя синтагм. Принцип его действия заключается в следующем: а) в левом крайнем положении он осуществляет смешение всех трех синтагм, в результате чего на головные телефоны данного пульта поступает некоторая цельная фраза (одна из 8З = 512 возможных при одной и той же кольцовке магнитной ленты); б) во второй (слева) позиции этого переключателя на головные телефоны поступают только первые две синтагмы; в) в третьей позиции — только последние две; г) в

249104

65 четвертой, пятой и шестой позициях псреключатель вычленяет по одной синтагме.

Например, первые три галетных переключателя коммутируют периферийный пульт соответственно с синтагмами «этот стол», «стоит».

«у окна». Если четвертый галетный переключатель установлен в первую позицию, то в головных телефонах будет циклически повторяться фраза «Этот стол стоит у окна». Допустим, учащемуся нужно прослушать эту фразу по частям. Установив четвертый галетный переключатель в соответствующую позицию, учащийся услышит в своих головных телефонах либо «Этот стол...», «Этот стол...», либо ...у окна», «...у окна» и т. д.

Аналогично осуществляется синтез фраз и вычленение синтагм в упрощенном варианте периферийного пульта, представленном на фиг. 4. Здесь роль вычленителя синтагм играет трехпозиционный тумблер 5.

Задача звуко-зрительного синтеза заключается в следующем: каждая из 8 =512 фраз должна сопровождаться некоторым определенным кадром графической информации.

Для решения этой задачи к оси каждого из галетных переключателей, осуществляющих выборку синтагм, крепится прозрачный диск (например, из органического стекла).

Штриховкой на фиг. 4 отмечен участок дисков, видимый учащемуся через проем (окошко) в крышке пульта.

При диаметре дисков порядка 250 мя расстояние между центрами (т. е. между осями галетных переключателей) равно примерно

180 мм.

Один диск на несколько миллиметров ниже второго.

Диски — разъемные. Конструкция диска схематически представлена на фиг. 5. Как показано на этом чертеже, к верхней поверхности диска приклеено кольцо («бортик») высотой порядка 2 — 3 мм.

Такова же и высота двух прямолинейных бортиков (барьеров); приклеенных вдоль одного из диаметров. Эти криволинейные и прямолинейные барьеры служат для фиксации сменных вкладышей (см. фиг. 6), выполненных в форме полукругов из тонкого органического стекла. Чтобы эти вкладыши было удобнее вынимать, в основании диска предусмотрены проемы.

Графическая информация, предназначенная для выдачи учащемуся, печатается (рисуется) на обычной (непрозрачной) бумаге, после чего вырезается и наклеивается на соответствующие участки сменных вкладышей (в данном случае — по шесть кадров на вкладыш) с таким расчетом, чтобы рисунки нижнего диска служили фоном для рисунков верхнего.

B ряде случаев рисунки для верхнего диска целесообразно выполнять непосредственно на стекле сменного вкладыша.

При наличии в центральном ЗУ трех групп синтагм, т. е. при наличии на периферийны пультах по четыре галстных переключателя

15 го

45 (см. фиг. 8) к упомянутым выше двум дискам добавляется в качестве третьего носителя графической информации непрозрачный барабан, жестко скрепленный с осью третьего галетного переключателя. На этом барабане крепится бумажная лента с кадрами графической информации. В этом варианте на сменные вкладыши дисков наносится по четыре кадра, на барабан — восемь кадров.

Если же в центральном ЗУ лента для дикторского текста будет не 24-х (как в рассматриваемом примере), а, например, 32-дорожечной, то третий галетный переключатель берется, соответственно 1б-позиционным, а следовательно, на барабан наносится 16 кадров.

Изложенный cIIoco5 синхронного синтеза визуальной информации может быть реализован и с помощью проекционной аппаратуры, например с помощью диапросктора, снабженного устройством автоматической выборки кадров из каждого из взаимно-независимых замкнутых носителей визуальной информации.

Описание системы «Эхо».

Одна из двух магнитных лент, замкнутых в петлю, предназначена для записи и немедленного автоматического воспроизведения речи учащихся («эхо»). М-канальная головка записи расположена рядом с М-канальной головкой воспроизведения, а именно: впереди нее по ходу движения ленты (благодаря этому запись и воспроизведение осуществляются автоматически) .

Если число периферийных пультов Р таково, что Р М, то каждому учащемуся выделяется в центральном ЗУ (И) «персональный» канал «эхо».

Встает вопрос: как обеспечить режим «Эхо» при Р)М?

Спаривать пульты (как в современной телефонии) нецелесообразно, так как при обучении языку слишком высока вероятность того, что двум учащимся, телефоны которых спарены, понадобится работать в режиме

«Эхо» одновременно.

Идея решения этой задачи заключается в том, что каждой группе из T телефонов в центральном ЗУ выделяется К каналов, где

7 )К. Иными словами, в отличие от принципа

«спаривания» в телефонии абонент (в данном случае — учащийся) не ждет, пока освободится единственный доступный ему канал, а выбирает свободный из целой совокупности доступпых ему каналов.

Преимущества такого решения очевидны: а) вероятность того, что в некоторый момент времени все К каналов окажутся занятыми, значительно меньше вероятности того, что в данный момент окажется занятым некоторый определенный канал; б) при занятости всех К каналов, доступных данному учащемуся, значительно сокращается время ожидания; в) число периферийных пультов можно расширять таким образом, что T)2A (например

Т =2,5К).

249104

На фиг. 1 цифрой 10 обозначены клавиши включения режима «Эхо». Учащийся нажимает одну из клавиш, внутри которой (или над которой) горит сигнальная лампочка. На фиг. 1 изображено б клавиш, что соответствует случаю К-5 (последняя клавиша служит для выключения «Эхо») . Эти пять каналов могут быть одновременно доступны, например, 12 учащимся (Т-12).

Способ соединения периферийных пультов с каналами «эхо» и система блокировки каналов схематически показаны на фиг, 2. Чтобы не загромождать чертеж, идея поясняется применительно к случаю К-2, Т-3.

В ряде специальных случаев расширение системы периферийных пультов выгоднее осуществлять более примитивным способом, основанным на том, что по световому сигналу, включаемому преподавателем или каким-либо часовым механизмом, учащийся передает микрофон своему соседу по столу, а сам переходит к выполнению упражнений, не требующих включения «Эхо». Как показано на фиг. 9, при перемещении микрофона автоматически осуществляется переключение соответствующего канала воспроизведения «Эхо» с головных телефонов одного пульта на головные телефоны соседнего пульта.

Как показано на фиг. 4, каналы «Эхо» подключаются к головным телефонам на выходе

5 регулятора громкости дикторского текста, что еще более расширяет дидактические возможности тренажера.

Предмет изобретения

10 Устройство для обучения иностранным языкам, содержащее центральный пульт и периферийные пульты с переключателями выборки синтагм, прозрачными носителями графической информации, смесителями синтагм, те15 лефонами, магнитофонами и канальными клавишами с устройствами блокировки и подсвета, отличающееся тем, что, с целью расширения информационных возможностей, в нем оси переключателей выборки синтагм, осущест20 вляющих в периферийных пультах коммутацию с центральным запоминающим устройством, соединены с прозрачными носителями графической информации, выполненными в форме дисков и барабана, перекрывающими

2S друг друга на площади смотрового кадра, соответствующего выбранной синтагме.

249!04

9 l3. госп оиз е0еное ,3(ъ71/с Б

Риг,,З фиг б фг5

Впсароизбе3ение

Q д-запись

0m 5У Q (сиюлог,аи) уурр .мьi g ос оба оо

Я/СЖ7

249104

Редактор Б. С. Нанкина Техред А. А, Камышникова Корректор Jl. В. Юшина

Заказ 3589/14 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва )К-З5, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр, Сапунова, 2

Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при обучении как детей, так и взрослых, языкам
Изобретение относится к способам изучения иностранных языков посредством восприятия аудиовизуальной информации и базируется на современном уровне развития психологии обучения с использованием рекомендуемых, проверенных практическим опытом, методом аутогенной тренировки, подготавливающих обучаемых к высокоэффективному восприятию изучаемого материала на субсенсорном (неосознанном) и сенсорном (осознанном) уровнях его усвоения

Изобретение относится к педагогическим и лингвистическим процессам, а именно к способам обучения языку, а также к способам изучения языка
Наверх