Способ стимуляции центральной нервной системы ребенка с задержкой психического развития


 

A61H1 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2405523:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кузбасская государственная педагогическая академия (RU)

Изобретение относится к медицине и педагогике, в частности к неврологии, нейропсихологии и дефектологии. Выполняют комплекс упражнений, состоящий из гомолатеральных, гетеролатеральных движений и упражнений на скручивание. При этом упражнения выполняют в последовательности, вовлекающей в работу все более высокие уровни нервной системы, начинают с гомолатеральных движений конечностями, затем совершают гетеролатеральные движения - вначале без пересечения средней линии тела, затем с пересечением средней линии тела, далее выполняют упражнения на скручивание. При выполнении движений и упражнений дети держат в руках флажки разного цвета для обозначения правой и левой стороны тела, инструктор располагается лицом к детям, держа флажки в зеркальном отражении по отношению к ним. Гомолатеральные движения проводят в подгруппах по 3-4 ребенка. Гетеролатеральные упражнения начинают выполнять в положении лежа на спине, затем сидя, потом в положении стоя. При нарушении у ребенка координации гетеролатеральные упражнения и упражнения на скручивание на первых 3-4 занятиях дети выполняют с использованием опоры за спиной. Способ расширяет арсенал средств для стимуляции центральной нервной системы ребенка с задержкой психического развития. 2 табл.

 

Изобретение относится к медицине и педагогике, в частности к неврологии, нейропсихологии и дефектологии.

Перинатальная патология центральной нервной системы (ЦНС) у детей влечет за собой задержку психического и моторного развития, часто приводит к интеллектуальной недостаточности разной степени. Такие дети отстают от сверстников по темпам формирования двигательных навыков и психических функций.

Характерной особенностью развития моторной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью является слабая дифференцировка движений в силу нарушения сенсорной сферы, в частности процесса восприятия. У таких детей отмечается нарушение ориентировки, координации, наличие стереотипных движений, неадекватное двигательное поведение, что указывает на нарушения в формировании высших корковых центров, ответственных за двигательный контроль и высшие нервные функции. В ЦНС не формируются или формируются с большой задержкой перекрестные связи и ассоциативные зоны. Вследствие этого у детей отсутствует перекрестная латеральность движений, нарушено формирование схемы тела. Позднее формирование ассоциативных зон лежит в основе интеллектуальной недостаточности, нарушений в психомоторной сфере.

Эти поражения диагностируются на первом году жизни ребенка в виде задержек или искажений моторного развития, в дальнейшем, без реабилитационных и коррекционных мероприятий, они усугубляются. В большинстве случаев подкорковые структуры головного мозга относительно сохранны и информация, поступающая из сохранных первичных зон анализаторов, искажается на уровне ассоциативных зон в процессе полимодального синтеза и анализа мономодальной афферентной информации, что приводит к неправильному формированию сенсорных стереотипов и, как следствие, нарушению психических и моторных функций.

Поэтому для стимуляции развития ребенка с нарушенным интеллектуальным развитием важно стимулировать формирование в коре больших полушарий ассоциативных зон и создавать условия для полимодального афферентного синтеза.

Известен применяемый в сфере начального и специального школьного образования способ улучшения способности к обучению. В нем используют комплекс упражнений, направленных на улучшение межполушарных связей [BRAIN GYM, Educational Kinesiology Foundation, № 2003128 United States Patent and Trademark Office].

Недостатки способа: комплекс включает 10 упражнений и элементы аутотренинга. Физические упражнения сложны в координационном плане, некоторые сопровождаются выполнением сложных логических и творческих заданий. Кроме того, в приведенном комплексе бессистемно используются упражнения без учета фило- и онтогенетической организации мозга с ее постепенным усложнением, отсутствуют приемы сочетания глазодвигательных реакций с функциональными нагрузками на оба полушария, к тому же упражнения в нем даны без детального описания, в виде общей рекомендации, и не всегда могут быть понятны. Дошкольники с задержкой психического развития не могут выполнять такие задания.

В коррекционной педагогике известна группа упражнений на развитие межполушарного взаимодействия [Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. - 2007. - СПб.: Каро. - 271 с.]. В основе предлагаемых упражнений лежат перекрестные движения с пересечением средней линии тела в положении сидя и стоя.

Недостатки: предлагаемая группа упражнений направлена на активизацию мыслительного процесса у детей дошкольного и школьного возраста без учета специфических особенностей детей с задержкой психического развития. Предлагаемые упражнения слишком сложны для дошкольников с задержкой психического развития. При описании упражнений не предлагается порядок их освоения и режим использования для коррекции имеющихся недостатков психической сферы. Большинство предлагаемых упражнений не являются физиологичными (имитирующие стандартные двигательные акты), что вызывает значительное затруднение при их выполнении даже у младших школьников без патологии, для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью выполнение их просто невозможно.

Наиболее близким к предлагаемому является способ специальной тренировки - «гимнастика для мозга», предназначенный для интеграции и улучшения мозговых функций [Кудрявцева Г.Ю., Кузнецова О.В. Гимнастика для мозга: учебно-методические рекомендации, Новокузнецк, 2002. - 18 с.]. Способ предусматривает выполнение 5 видов заданий.

1. Гетеролатеральные движения. Четыре физических упражнения, в основе которых лежат перекрестные движения, в одном - движения с пересечением средней линии тела: «Пистолетик», «Ящерица», «Футболист», «Лыжник».

2. Прием самомассажа «кнопок», включающих мозг.

3. Упражнение в скручивании, вращая плечевой пояс в одну сторону, а тазовый пояс - в другую сторону.

4. Одновременная нагрузка на правое и левое полушария с помощью стандартных заданий, принятых в нейропсихологии.

5. Одновременные движения глазами и конечностями. Аутотренинг - создание и запоминание образа совместно работающих полушарий.

Недостатки способа:

1. Способ не содержит поэтапную методику разучивания упражнений, что важно для детей с задержкой психического развития.

2. Способ рассчитан на дошкольников, умеющих различать правую и левую стороны тела. Дошкольники с задержкой психического развития этого не умеют.

3. Способ включает самомассаж, одновременную нагрузку на оба полушария, чего дошкольники с задержкой психического развития сделать не могут.

4. Способ предусматривает сложную одновременную нагрузку на мышцы конечностей и глазодвигатели, которую дети с задержкой психического развития выполнить не способны.

Задача изобретения: нейропсихологическая реабилитация детей с задержкой психического развития путем стимуляции центральной нервной системы с использованием комплекса специальных упражнений, выполняемых в определенной последовательности, направленных на последовательную активацию сначала филогенетически более древних, нижних отделов мозга, затем - более молодых, стимуляцию полимодального афферентного синтеза, формирование и активацию межполушарных связей.

Поставленная задача достигается способом стимуляции развития ребенка с задержкой психического развития, включающим выполнение комплекса упражнений, состоящего из гомолатеральных, гетеролатеральных движений, упражнений на скручивание.

Упражнения выполняют в последовательности, вовлекающей в работу все более высокие уровни нервной системы, начинают с гомолатеральных движений конечностями, затем совершают гетеролатеральные движения - вначале без пересечения средней линии тела, затем с пересечением средней линии тела, далее выполняют упражнения на скручивание.

При выполнении движений и упражнений дети держат в руках флажки разного цвета для обозначения правой и левой стороны тела, инструктор располагается лицом к детям, держа флажки в зеркальном отражении по отношению к ним.

Гомолатеральные движения проводят в подгруппах по 3-4 ребенка.

Гетеролатеральные упражнения начинают выполнять в положении лежа на спине, затем сидя, потом в положении стоя, эти упражнения разучивают индивидуально, а затем соединяют детей в подгруппы.

При нарушении у ребенка координации движений гетеролатеральные упражнения и упражнения на скручивание на первых 3-4 занятиях дети выполняют с использованием опоры за спиной.

Новизна изобретения.

- Упражнения выполняют в последовательности, вовлекающей в работу начала нижние, затем - все более высокие уровни нервной системы, начинают с гомолатеральных движений конечностями, затем совершают гетеролатеральные движения - вначале без пересечения средней линии тела, затем с пересечением средней линии тела, далее выполняют упражнения на скручивание. Последовательность выполнения упражнений позволяет постепенно вовлечь различные отделы ствола головного мозга, среднего мозга, подкорки и коры больших полушарий, улучшить межполушарные связи.

- Гомолатеральные упражнения активируют нижние отделы головного мозга, которые у детей с данной патологией наиболее сохранны. Активируется работа отдельных полушарий.

- Гетеролатеральные движения формируются на уровне среднего мозга и выше. Для выполнения этих движений необходима координированная работа обеих полушарий.

- Упражнения со скручиванием, движениями глаз возможны лишь при синтезе информации, поступающей по различным афферентным каналам: проприоцептивному, вестибулярному, зрительному. Так формируется полимодальный афферентный синтез.

- При выполнении упражнений дети держат в руках флажки разного цвета для обозначения правой и левой стороны тела, инструктор располагается лицом к детям, держа флажки в зеркальном отражении по отношению к ним, занятия проводят в подгруппах по 3-4 ребенка. Дети с данной патологией в этом возрасте часто путаются в различении правой и левой сторон. Обучение с использованием флажков проходит легче, так как показ делает упражнения максимально доступными для понимания и воспроизведения.

- Гетеролатеральные упражнения начинают выполнять в положении лежа на спине, затем сидя, потом в положении стоя, при выполнении упражнений сидя и стоя дети держат разноцветные флажки, эти упражнения разучивают индивидуально, а затем соединяют детей в подгруппы. При такой последовательности выполнения упражнений реализуется дидактический принцип от простого к сложному, что позволяет разучить упражнения, невзирая на нарушения в задержке психического развития.

- Способ предусматривает сложную одновременную нагрузку на мышцы конечностей и глазодвигатели в процессе выполнения гетеролатеральных движений после их разучивания. При этом активируются межполушарные взаимодействия и полимодальный афферентный синтез.

- При нарушении у ребенка координации движений гетеролатеральные упражнения и упражнения на скручивание на первых 3-4 занятиях дети выполняют с использованием опоры за спиной, компенсируя несформированность вестибулотонических реакций и полимодального афферентного синтеза, заключающегося в обработке афферентаций от вестибулярного аппарата, проприоцепторов шеи, поясничного отдела, верхних и нижних конечностей. По мере формирования этих реакций опору уменьшают и убирают.

Совокупность существенных признаков позволяет получить новый технический результат:

1. Через систему физических упражнений, активизирующих сначала нижние, затем - более высокие отделы головного мозга, оказывается влияние на высшие отделы головного мозга и улучшаются высшие психические процессы. Ускоряется формирование перекрестных связей и ассоциативных зон.

2. Использование целостного подхода к деятельности нервной системы позволяет задействовать резервные возможности сохранных областей головного мозга.

3. При выполнении комплекса упражнений активизируются межполушарные связи, что позволяет задействовать большие компенсаторные возможности головного мозга.

4. При выполнении упражнений в положении стоя, неустойчивом положении (упражнение на скручивание «крючки»), слежением глазами за движением рук формируется полимодальный афферентный синтез.

5. Достигается необходимый уровень физиологичности всего комплекса, что облегчает усвоение детьми упражнений, входящих в его состав.

6. Индивидуальная работа с детьми позволяет учитывать онтогенетические особенности, подгрупповая - формирует чувство товарищества и улучшает эмоциональное состояние. Развиваются навыки общения с одной стороны и приобретаются навыки самоконтроля с другой стороны. Работа в группах вырабатывает у детей дисциплину, приучает их не отвлекаться, готовит к поступлению в школу и занятиям в классе.

Способ осуществляется следующим образом.

Занятия проводят после активного отдыха детей, в первой половине дня перед дневным сном. Для детей с задержкой психического развития выполнение комплекса упражнений представляет значительные затруднения. Поэтому сразу после занятий, требующих максимального интеллектуального напряжения, дети неохотно и с большим количеством ошибок выполняют предлагаемые им задания.

Продолжительность занятия - 10 минут, так как при более длительном времени дети начинают утомляться, у них пропадает интерес, ослабляется внимание, они начинают допускать большое количество ошибок, что ведет к неправильному выполнению упражнений и снижению эффективности. Исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его общего физического состояния, глубины интеллектуального дефекта и сопутствующих дефектов занятие можно разделить на несколько этапов, давая ребенку в промежутках отдохнуть и отвлечься от этого вида деятельности.

Для облегчения разучивания предлагаемых упражнений детям предлагают разноцветные флажки, позволяющие им дифференцировать правую и левую сторону. Как показывает опыт, наибольшие результаты дает зеркальное отображение цветов флажков в руках у инструктора, как так для дошкольников с задержкой психического развития характерно выполнение упражнений вслед за инструктором именно в зеркальном отображении, если он стоит к ним лицом.

На этапе разучивания гомолотеральных движений работа в группе 4-6 человек, время выполнения одного упражнения 60 с, при введении в комплекс гетеролатеральных движений время выполнения каждого упражнения сокращается до 30 с и в течение двух недель увеличивается до исходных 60 сек.

Гомолатеральные (односторонние) шаги для активизации нижних отделов ствола головного мозга и отдельных полушарий.

Время овладения ребенком двумя упражнениями на гомолатеральные движения зависит от индивидуальных особенностей, при условии ежедневных занятий в среднем занимает 2 недели. Моментом овладения ребенком предложенных упражнений мы считаем занятие, когда ребенок выполняет упражнение вслед за инструктором, но без его дополнительной словесной помощи:

- шаги на месте с одновременным подниманием одноименной руки;

- отведение в сторону одновременно одноименной руки и ноги. Угол подъема ноги зависит от индивидуальных особенностей ребенка и большого значения не имеет. Некоторым детям с нарушением координации, можно предложить выполнять это упражнение без отрыва ноги от пола, с отведением ее в сторону, скользя стопой по полу.

1. Гомолатеральные движения.

1.1. Исходное положение (ИП): дети стоят в ряд, в руках флажки разного цвета (например: в правой руке - синий, в левой - красный), ноги вместе, руки опущены вдоль тела, инструктор лицом к ним, в руках флажки в зеркальном отражении (например: в правой руке красный, в левой - синий). На счет раз поднимается рука с красным флажком и делается на месте шаг одноименной ногой, на счет два - ИП, на счет три - поднимается рука с синим флажком и делается шаг на месте одноименной ногой, на счет четыре возвращение в ИП.

1.2. ИП, как в 1.1. На счет раз отводится в сторону рука с красным флажком и одноименная нога, на счет два - ИП, на счет три - отводится в сторону рука с синим флажком и одноименная нога, на счет четыре - ИП. После усвоения упражнения детей просят смотреть на флажок, отводимый в сторону, во время выполнения движения.

Изучение гетеролатеральных движений начинают в индивидуальном порядке из ИП лежа, при овладении движениями детей переводят в ИП сидя, а затем стоя, после чего переходят на групповые занятия. Если у ребенка нарушена координация движений при выполнении упражнений в ИП стоя, можно использовать опору в виде стены или кушетки у него за спиной, не стесняющей его движения.

При начале обучения инструктор должен показать ребенку очередность выполнения движений в положении лежа на спине, четко проговаривая, что он сейчас делает, после чего повторить это вместе с ребенком. В дальнейшем педагог проговаривает каждое движение, контролируя выполнения упражнения, сидя рядом с ребенком, чтобы в любой момент была возможность поправить ребенка в его движении. Следующим шагом в разучивании гетеролатеральных упражнений является перевод ребенка из положения лежа в положения сидя. Момент смены положения тела для каждого ребенка определяется индивидуально. Основным критерием, определяющим перевод из положения лежа в положение сидя, является способность ребенка удержать равновесие тела при одновременном подъеме противоположной руки и ноги. При занятиях в положении сидя инструктор находится перед детьми, на том же уровне, что и они. Для облегчения выполнения упражнений использовались цветные флажки в руках у детей и в зеркальном отображении - у инструктора. Исходя из большого количества ошибок при выполнении данной категории упражнений мы не ограничивали временные рамки, а считали упражнение выполненным после 10 правильных повторов. Когда все дети в индивидуальном порядке освоили выполнение этих упражнений в положении сидя, перешли на групповые занятия. После овладения детьми правилами выполнения упражнений сидя перевели их в положения стоя. Критерием для определения смены положения тела служила способность детей сохранять равновесие при выполнении движения.

Для облегчения выполнения упражнений в помещении не должно быть постороннего звукового фона, кроме четко отсчитываемого ритма.

При выполнении упражнений на перекрестные движения дети значительно труднее сохраняют равновесие, чем при выполнении гомолатеральных движений. Для облегчения выполнения упражнений детям обеспечили опору за спиной (стена, кушетка или любое другое возвышение, не стесняющее движений, обеспечивающее надежную опору и доходящее детям до пояса).

2. Гетеролатеральные движения.

2.1. «Пистолетик».

2.1.1. При выполнении лежа - ИП - лежа на спине, ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела, в руках разноцветные флажки (см. 1.1). Инструктор находится справа или слева от ребенка, чтобы была возможность корректировать его движения. На счет раз - поднимается рука с синим флажком (правая рука у детей) и противоположная нога (левая), на счет два - ИП, на счет три - поднимается рука с красным флажком (левая рука у детей) и противоположная нога (правая), на счет четыре - ИП.

2.1.2. При выполнении сидя ИП детей - сидя на стуле, ноги согнуты в коленях под углом 90°, руки опущены вдоль тела. Инструктор в такой же позе лицом к строю. В руках у детей и инструктора флажки (см. 1.1). На счет раз - поднимается рука с синим флажком (правая рука у детей) и противоположная нога (левая), на счет два - исходное положение, на счет три - поднимается рука с красным флажком (левая рука у детей) и противоположная нога (правая), на счет четыре принимается ИП. Следят за правильностью выполнения команд инструктора детьми и четко отсчитывают ритм.

2.1.3. При выполнении стоя - ИП (см. 1.1). Выполнение в 2.1.2.

2.2. «Ящерица».

2.2.1. ИП, как в 2.1.1. На счет раз правая рука (с синим флажком у детей) отводится в сторону и вверх под углом до 45°, противоположная нога - под углом 45°, на счет два - ИП, на счет три левая рука (с красным флажком у детей) отводится в сторону и вверх под углом до 45° и противоположная нога под углом 45°. При выполнении упражнения следят, чтобы в момент движения рука и нога оставались прямыми.

2.2.2. ИП, как в 2.1.2. На счет раз правая рука (с синим флажком у детей) отводится в сторону и вверх под углом до 45° и противоположная нога вперед и, насколько позволяют физические возможности детей, в сторону, на счет два - ИП, на счет три левая рука (с красным флажком у детей) отводится в сторону и вверх под углом до 45° и противоположная нога вперед и в бок.

2.2.3. ИП, как в 2.1.3. На счет раз правая рука (с синим флажком у детей) отводится в сторону и вверх под углом до 45° и противоположная нога под углом до 45°, на счет два - ИП, на счет три левая рука (с красным флажком у детей) отводится в сторону и вверх под углом до 45° и противоположная нога под углом до 45°. При выполнении упражнения следят, чтобы в момент движения рука и нога оставались прямыми.

Гетеролатеральные форсированные движения с пересечением средней линии, вращением плечевого пояса в одну сторону, а тазового - в другую. К выполнению данной группы упражнений переходят после освоения детьми всех вышеперечисленных упражнений. Усвоением упражнений считается выполнение по образцу, с использованием цветных флажков, без исправлений инструктора. Время выполнения каждого упражнения - 60 с. На начальном этапе разучивания последних двух упражнений время выполнения не регистрировалось, а сигналом об окончании служило либо 10 правильных повторов, либо видимая усталость ребенка. При выполнении упражнения «Футболист» инструктор находился перед детьми, как в п.2. При выполнении упражнения «Замочек» инструктор находится в одной линии с детьми.

3. Гетеролатеральные движения с пересечением средней линии тела.

3.1. «Футболист».

3.1.1. ИП, как в 2.1.1. На счет раз маховым движением правая рука (с синим флажком у детей) пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность правого плечевого сустава. В это время левая нога пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность правого бедра. На счет два ребенок принимает ИП. На счет три упражнение повторяется с противоположными конечностями. На счет четыре - ИП.

3.1.2. При выполнении упражнения в положении сидя дети сидят на стульях с вытянутыми вперед прямыми ногами и опущенными вдоль тела руками, в руках флажки (п.1.1). Инструктор находится перед строем лицом к детям. Выполнение упражнения, как в 3.1.1.

3.1.3. ИП как в 1.1. Выполнение, как в 3.1.1.

3.2. «Лыжник».

В силу особенностей выполнения упражнения «Лыжник» разучивание его с детьми начинают сразу из ИП стоя. ИП, как в 1.1. На счет раз левая рука (красный флажок у детей) вытягивается вперед, а правая (синий флажок у детей) отводится назад, одновременно делается шаг вперед правой ногой и переносится на нее вес тела, левая нога выпрямлена, стопа касается пола. На счет два - ИП. На счет три правая рука (синий флажок у детей) вытягивается вперед, а левая (красный флажок у детей) отводится назад, одновременно делается шаг вперед левой ногой и переносится на нее вес тела, правая нога выпрямлена, стопа касается пола. На счет четыре - ИП.

Упражнение на скручивание

4. «Крючочки».

ИП - ноги вместе, руки опущены вдоль тела. На первых 3-4 занятиях детям предлагают опору за спиной при выполнении этого упражнения. Инструктор находится в общей шеренге. На счет раз - прямые руки поднимаются на уровень груди, большими пальцами вниз, правая нога ставится впереди левой. На счет два - правая рука переносится над левой и пальцы сцепляются в замок. На счет три - руки сгибаются в локтевых суставах и прижимаются к груди. В такой позе дети остаются не более 30 секунд, после чего возвращаются в ИП.

После освоения комплекса упражнений его выполнение занимает в среднем 10 минут.

Пример 1.

Дима К. Диагноз: перинатальная энцефалопатия. Органическое поражение головного мозга. Возраст на начало занятий 5 лет 8 месяцев, на конец - 5 лет 10 месяцев.

На момент начала занятий у ребенка наблюдалась моторная неловкость, повышенная отвлекаемость, гиперактивность, поэтому с ним приходилось работать индивидуально, иначе он отвлекался на других детей и переставал слушать педагога. На коррекционно-развивающих занятиях у педагога-дефектолога Дима проявлял повышенную утомляемость, вследствие чего у него снижались концентрация и объем внимания, появлялись признаки гиперактивности, что заметно снижало эффект от занятий.

После овладения упражнениями (через месяц после начала занятий) ребенок уже мог выполнять упражнения в подгруппе, значительно меньше отвлекаясь от заданий на других детей. Время сосредоточения на выполняемом упражнении возросло. Вследствие моторной неловкости часть упражнений выполнялась сидя, часть - с опорой за спиной.

Через месяц ежедневного выполнения комплекса упражнений у ребенка отмечалось снижение отвлекаемости внимания как на занятиях гимнастикой, так и на коррекционно-развивающих занятиях у педагога-дефектолога. Увеличение времени сосредоточения и снижения отвлекаемости благоприятно сказалось на освоении ребенком материала, предлагаемого на занятиях. Диме К. стало требоваться меньше времени и меньшее количество повторов при запоминании нового материала.

Нами исследованы простая и сложная зрительно-моторная координации на момент начала изучения комплекса упражнений, через месяц занятий - сразу после овладения всем комплексом упражнений и через месяц полноценных занятий. По результатам обследования показано, что время между предъявлением стимула и реакцией на него незначительно снизилось уже после первого месяца занятий (табл.1). После выполнения всего комплекса упражнений в течение 30 дней при оценке простой зрительно-моторной координации время реакции снизилось в 1,5 раза, а при сложной зрительно-моторной координации - в 1,3 раза уменьшалась экспозиция при реагировании на стимулы для правой руки и данные показатели приблизились к показателям левой руки, которая у Димы является ведущей. У ребенка снизилось количество ошибок при выполнении проб на простую зрительно-моторную координацию и количество пропусков при сложной зрительно-моторной координации в сумме для обеих рук.

Значит, предлагаемый комплекс упражнений оказался эффективным как для активизации нейрофизиологических процессов (зрительно-моторная координация, сложный афферентный синтез, операции зрительного и моторного анализа и синтеза, латерализация), так и базовых психических функций (восприятие, внимание, память), что позволяет предполагать и улучшение высших психических функций (произвольности, мышления, памяти).

Таблица 1
Результаты изучения простой и сложной зрительно-моторной координации у Димы К.
Изучаемые показатели До начала изучения После овладения упражнениями После 30 дней занятий
Простая зрительно-моторная координация Экспозиция (мсек) 671 650 443
Отношение количество ошибок к количеству предъявляемых сигналов 5/15 2/15 1/15
Сложная зрительно-моторная координация Экспозиция (мсек) Правая рука 2544 2100 1946
Левая рука 1843 1846 1824
Отношение количества пропусков к общему количеству предъявляемых сигналов для правой и левой руки 6/15 3/15 2/15

Пример 2.

Аня К. Диагноз: перинатальная энцефалопатия. Органическое поражение головного мозга. Задержка психомоторного развития. Возраст на начало занятий 6 лет 2 месяца, на конец - 6 лет 4 месяца.

Ребенок в начале изучения комплекса упражнений отличался повышенной отвлекаемостью, наблюдались астеноподобные явления, что значительно снижало работоспособность во время занятий. Ребенок характеризовался безынициативностью во всех видах деятельности, начиная от игровой и заканчивая учебной. Разучивание комплекса упражнений сразу выполняли в подгруппе, что очень хорошо сказалось на эмоциональном состоянии и старательности Ани К. при овладении движениями. На коррекционно-развивающих занятиях у педагога-дефектолога Аня очень быстро уставала при упражнениях, требующих интеллектуального напряжения, что приводило к снижению внимания, уменьшению работоспособности вплоть до отказа от дальнейшего сотрудничества. Подобные явления наблюдались и при разучивании упражнений на гетеролатеральные движения, которые требовали большой концентрации внимания со стороны ребенка.

Ко времени, когда ребенок освоил весь комплекс упражнений и занятия гимнастикой стали требовать меньшей сосредоточенности на выполняемых движениях, Аня стала охотно заниматься, проявлений астенического состояния стало значительно меньше. Аня сама проявляла инициативу при подготовке к занятиям, заранее к ним готовилась.

При выполнении упражнений в полном объеме в течение месяца воспитатели в группе и педагог-дефектолог на своих занятиях отмечали снижение интеллектуальной утомляемости, что проявлялось в большем времени удержания внимания на одном занятии, увеличении объема памяти и более быстром запоминании изучаемого материала. В поведении Ани отмечались проявления инициативы при выполнении того или иного задания.

У ребенка исследовали простую и сложную зрительно-моторную координацию до начала занятий, через месяц после начала занятий, когда были выучены упражнения, и через месяц полноценных занятий. Время двигательной реакции на зрительный стимул после двух месяцев занятий снизилось в 5 раз в тесте, изучающем простую зрительно-моторную координацию (табл.2). Наблюдалось уменьшение количества ошибочных нажатий на кнопку при выполнении заданий на простую и сложную зрительно-моторную координацию, уменьшение количества пропусков предъявляемых сигналов. Таким образом, можно сделать вывод, что комплекс упражнений оказал благоприятное воздействие на нейрофизиологические процессы.

Таблица 2
Результаты изучения простой и сложной зрительно-моторной координации у Ани К.
Изучаемые показатели До начала изучения После овладения упражнениями После 30 дней занятий
Простая зрительно-моторная координация Экспозиция (мсек) 671 671 130
Отношение количество ошибок к количеству предъявляемых сигналов 5/15 2/15 3/15
Сложная зрительно-моторная координация Экспозиция (мсек) Правая рука 1402 1405 1350
Левая рука 1382 1400 1400
Отношение количества пропусков к общему количеству предъявляемых сигналов для правой и левой руки 2/15 3/15 1/15

Таким образом, предложен способ стимуляции центральной нервной системы ребенка с задержкой психического развития, заключающийся в стимуляции центральной нервной системы путем использованием комплекса специальных упражнений, выполняемых в определенной последовательности, направленных на последовательную активацию сначала филогенетически более древних, нижних отделов мозга, затем - более молодых, стимуляцию полимодального афферентного синтеза, формирование и активацию межполушарных связей.

За счет последовательного вовлечения все более высоких уровней регуляции комплекс оказывает благотворное влияния на состояние нервных центров в отдельных полушариях, активизирует межполушарные связи и улучшит качество и скорость работы мозга, что благоприятно сказывается как на развитие базовых психических функций (восприятие, внимание, память), так и на высшие психические функции (произвольность, память, мышление).

Способ стимуляции развития ребенка с задержкой психического развития, включающий выполнение комплекса упражнений, состоящего из гомолатеральных, гетеролатеральных движений, упражнений на скручивание, отличающийся тем, что упражнения выполняют в последовательности, вовлекающей в работу все более высокие уровни нервной системы, начинают с гомолатеральных движений конечностями, затем совершают гетеролатеральные движения - вначале без пересечения средней линии тела, затем с пересечением средней линии тела, далее выполняют упражнения на скручивание, при выполнении движений и упражнений дети держат в руках флажки разного цвета для обозначения правой и левой стороны тела, инструктор располагается лицом к детям, держа флажки в зеркальном отражении по отношению к ним, гомолатеральные движения проводят в подгруппах по 3-4 ребенка, гетеролатеральные упражнения начинают выполнять в положении лежа на спине, затем сидя, потом в положении стоя, эти упражнения разучивают индивидуально, а затем соединяют детей в подгруппы, при нарушении у ребенка координации движений гетеролатеральные упражнения и упражнения на скручивание на первых 3-4 занятиях дети выполняют с использованием опоры за спиной.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области медицины, а именно к гематологии и ортопедии. .
Изобретение относится к медицине и может быть применено для продления жизни человека. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции массы тела человека. .
Изобретение относится к медицине, а именно к гематологии, и может быть использовано для нормализации агрегационной активности тромбоцитов (ААТ) у больных артериальной гипертонией (АГ) с нарушением толерантности к глюкозе (НТГ).

Изобретение относится к области спортивной медицины и предназначено для проведения упражнений и упрочения мышц вагины с повышением их тонуса. .

Изобретение относится к области спортивной медицины и предназначено для проведения упражнений и упрочения мышц вагины с повышением их тонуса. .

Изобретение относится к медицине, а именно к геронтологии и эндокринологии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к гематологии, кардиологии, эндокринологии, и может быть использовано для оптимизации функциональной реактивности сердечно-сосудистой системы (ССС) у больных артериальной гипертонией с метаболическим синдромом и сердечной недостаточностью I-IIa стадии.
Изобретение относится к медицине, а именно к гематологии и кардиологии, и касается снижения спонтанной агрегации эритроцитов при артериальной гипертонии
Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапии, хирургии
Изобретение относится к медицине, а именно к гематологии и кардиологии, и касается снижения спонтанной агрегации эритроцитов (САЭ) при стабильной стенокардии напряжения I-II функциональных классов

Изобретение относится к медицине, а именно к геронтологии, кардиологии, и может быть использовано для снижения патологически повышенного биологического возраста у больных с артериальной гипертонией

Изобретение относится к медицине, а именно к гематологии и кардиологии, и касается снижения спонтанной агрегации эритроцитов при артериальной гипертонии с дислипидемией

Изобретение относится к медицине, а именно к геронтологии и кардиологии, и касается снижения биологического возраста при артериальной гипертонии в сочетании с абдоминальным ожирением

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, эндокринологии, и может быть использовано для нормализации уровня ингибитора активатора плазминогена в крови при артериальной гипертонии с нарушением толерантности к глюкозе

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, эндокринологии, и может быть использовано для нормализации уровня 2 антиплазмина в крови при артериальной гипертонии с нарушением толерантности к глюкозе
Изобретение относится к медицине, а именно к гематологии, и может быть использовано для нормализации активности секреции аденозиндифосфата и аденозинтрифосфата тромбоцитами у больных артериальной гипертонией с нарушением толерантности к глюкозе

Изобретение относится к медицине, а именно к гематологии и кардиологии, и может быть использовано для снижения спонтанной агрегации эритроцитов (САЭ) при стабильной стенокардии I-II функционального класса (СС I-II ФК) и артериальной гипертонии (АГ)
Наверх