Четырнадцатиступенчатая соосная вальнопланетарная коробка передач



Четырнадцатиступенчатая соосная вальнопланетарная коробка передач
Четырнадцатиступенчатая соосная вальнопланетарная коробка передач

 


Владельцы патента RU 2406899:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" (RU)

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортно-технологических машин. Коробка передач содержит шестиступенчатый соосный трехвальный редуктор, в котором установлены восемь шестерен переднего хода и два ряда шестерен заднего хода, а также простой трехзвенный планетарный механизм, обеспечивающий три режима работы, и четыре муфты переключения передач. Обеспечивается расширение эксплуатационных возможностей за счет увеличения диапазона и числа передач заднего хода до 10 и переднего хода до 14. 2 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортно-технологических машин.

Известны агрегаты трансмиссии со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, опоры, устройства переключения передач, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях (Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. / Под ред. А.И.Гришкевича. Мн.: Выш. шк., 1985. - 240 с.).

Эти агрегаты конструктивно сложны, металлоемки.

Наиболее близкой к предлагаемой коробке передач (КП) является КП по патенту RU 2191122 С2 (Бюл. N 29 от 20.10.2002).

Коробка передач 12R4 (12 передач переднего хода и 4 передачи заднего хода) содержит корпус агрегата, в котором расположен трехвальный соосный редуктор с пятью парами шестерен внешнего зацепления переднего хода и два ряда шестерен заднего хода, в опорах редуктора соосно расположены входной и вторичный валы, параллельно им установлен промежуточный вал, свободно установлены шестерни вторичного вала и две шестерни промежуточного вала, четыре шестерни закреплены на промежуточном валу и одна шестерня на входном валу, две трехпозиционные муфты переключения расположены на зубчатых венцах вторичного вала, на зубчатых венцах шестерен, свободно установленных на промежуточном и вторичном валах, расположены две пары противоположноразвернутых двухпозиционных полумуфт переключения, взаимосвязанных двумя вилками переключения.

Описанная КП обеспечивает недостаточный диапазон передаточных чисел - менее 10 (отношение передаточных чисел низшей передачи к высшей), также она имеет эксплуатационные ограничения для транспортно-технологических машин (ТТМ), например строительно-дорожных и других, где требуется большее число передач заднего хода и их диапазон.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в расширении эксплуатационных возможностей ТТМ за счет увеличения диапазона и числа передач заднего и переднего хода.

Поставленная задача решается за счет достижения технического результата, который заключается в исключении из конструкции пары шестерен, ограничивающей возможности КП, и установке на выходе соосного редуктора простого трехзвенного планетарного механизма (ПМ) с расширенными кинематическими возможностями.

Указанный технический результат достигается тем, что 14-ступенчатая соосная вальнопланетарная коробка передач, содержащая корпус агрегата, в котором расположен трехвальный соосный редуктор, в опорах которого соосно установлены входной вал, с закрепленной на нем шестерней, и вторичный вал, параллельно им расположен промежуточный вал, на котором отдельная шестерня установлена свободно и зацеплена с шестерней входного вала, также на этом валу закреплены три шестерни переднего хода, зацепленные с шестернями, свободно установленными на вторичном валу, и ведущая шестерня заднего хода через дополнительные шестерни, закрепленные на дополнительном валу, зацепленная с ведомой шестерней заднего хода, также свободно установленной на вторичном валу, на зубчатых венцах шестерен, свободно установленных на промежуточном и вторичном валах, расположены противоположноразвернутые двухпозиционные полумуфты переключения, взаимосвязанные вилкой переключения, первая трехпозиционная муфта переключения расположена на первом зубчатом венце вторичного вала между средними рядами шестерен, вторая трехпозиционная муфта переключения вторичного вала расположена на втором зубчатом венце рядом с ведомой шестерней заднего хода, при этом на выходе вторичного вала закреплена солнечная шестерня простого трехзвенного планетарного механизма, которая через сателлиты, установленные на осях водила, зацеплена с эпициклическим колесом, корпус которого трубчатым валом связан с зубчатым венцом, выходной вала водила имеет двухпозиционный зубчатый венец, выходной вал агрегата имеет трехпозиционный зубчатый венец, трехпозиционная муфта переключения на этом венце имеет три внутренних зубчатых венца, на ползуне этой муфты переключения закреплен зубчатый венец с внутренним и внешним зацеплением, внешнее зацепление которого связано с трехпозиционным зубчатым венцом корпуса агрегата, расположенным напротив зубчатых венцов водила и корпуса эпициклического колеса.

Предлагаемое техническое решение расширяет эксплуатационные возможности ТТМ за счет увеличения диапазона и числа передач заднего и переднего хода.

На фиг.1 изображена кинематическая схема 14-ступенчатой соосной вальнопланетарной КП 14R10 (14 передач переднего хода и 10 передач заднего хода), содержащей 8 шестерен переднего хода, два ряда шестерен заднего хода и простой трехзвенный планетарный механизм (ПМ), четыре муфты переключения передач. В нижней части приведены номера пар шестерен переднего хода (1-4) и рядов шестерен заднего хода (R) для фиг.2.

На фиг.2 приведена лучевая диаграмма этой КП с таблицами положений муфт переключения на различных передачах переднего (14-1 вверху) и заднего хода (10R-1R внизу). В верхней части таблиц обозначены включенные в работу пары шестерен (1-4) и режим работы ПМ (I, II, III). На горизонтальных шкалах приведены в логарифмическом виде величины передаточных чисел пар шестерен и передач. Верхняя и нижняя горизонтали соответствуют передаточным числам на выходном валу, а также два луча слева - на промежуточном валу, средняя горизонталь - на входном и вторичном валах. Номера пар шестерен указаны на лучах. Чем значительнее наклон луча направо, тем больше передаточное число. Левый наклон луча указывает на ускоряющий режим работы пары шестерен - луч 2 от нижней горизонтали к средней. Наклон луча каждой пары шестерен постоянный на любом участке лучевой диаграммы. Например, луч 1 соответствует замедляющему режиму работы 1q 1,68=0,225; луч 2 от т.0 на средней горизонтали к нижней соответствует меньшему замедляющему режиму работы 1q 1,36=0,135; этот же луч в обратном направлении указывает на ускоряющий режим работы 1q (1/1,36)=-0,135; луч 3 от нижней горизонтали к средней также соответствует замедляющему режиму 1q 1,11=0,045; луч 4 соответствует медленному режиму 1q 1,68=0,225 и по величине равен лучу 1; луч R указывает на задний ход 1q 3,66=0,56.

В опорах корпуса КП 1 соосно расположены входной вал 2, вторичный вал 3, выходной вал водила 4 и выходной вал агрегата 5. Промежуточный вал 6 установлен параллельно валам 2-5, между вторичным 3 и промежуточным 6 валами установлен дополнительный вал 7 дополнительных шестерен заднего хода. На входном валу 2 закреплена шестерня 8, на вторичном валу свободно установлены отдельные шестерни переднего хода 9, 10, 11, а также ведомая шестерня заднего хода 12. На промежуточном валу 6 свободно установлена отдельная шестерня 13, на этом валу закреплены шестерни переднего хода 14, 15 и 16, а также ведущая шестерня заднего хода 17. Шестерни 8, 9, 10 и 11 зацеплены соответственно с шестернями 13, 14, 15 и 16. Ведущая шестерня заднего хода 17 зацеплена с ведомой шестерней заднего хода 12 через дополнительные шестерни 18, 19, закрепленные на дополнительном валу 7. На зубчатых венцах шестерен 9 и 13, свободно установленных на вторичном 3 и промежуточном 6 валах, расположены противоположноразвернутые двухпозиционные полумуфты переключения 20 и 21 (A), взаимосвязанные вилкой переключения 22. Первая трехпозиционная муфта 23 (B) вторичного вала 3 расположена на первом зубчатом венце 24 между шестернями 9 и 10, а вторая трехпозиционная муфта 25 (C) вала 3 расположена на втором зубчатом венце 26 этого вала между шестернями 11 и 12. Солнечная шестерня 27 сателлитами 28, установленными на осях водила 29 с зубчатым венцом 30, зацеплена с эпициклическим колесом 31 простого трехзвенного планетарного механизма (ПМ). Эпициклическое колесо 31 корпусом 32 с зубчатым венцом 33 трубчатым валом 34 соединено с зубчатым венцом 35. На выходном валу 4 водила закреплен двухпозиционный зубчатый венец 36 водила, а на выходном валу 5 агрегата расположен трехпозиционный зубчатый венец 37. Трехпозиционная муфта 38 (D) с тремя внутренними зубчатыми венцами установлена на зубчатом венце 37 и подвижно соединена с ползуном 39 с вилкой, на котором расположены двусторонние зубчатые венцы 40 с внутренним и внешним зацеплением, внешнее зацепление которого связано с трехпозиционным зубчатым венцом 41 корпуса 1 агрегата, расположенным напротив зубчатых венцов 30 и 33 водила 29 и корпуса 32 эпициклического колеса 31.

Работа КП осуществляется следующим образом: муфта A срабатывает при каждом переключении, муфта В изменяет свое положение через два переключения, а муфта C - после четырех нейтральных состояний (H) (см. табл. фиг.2). Соосный трехвальный редуктор обеспечивает 6 передач переднего хода и две передачи заднего хода. ПМ позволяет реализовать три режима работы с оптимальным режимом переключения передач: I-Uhab=-К; II-Uhab=К+1; III-U(bh)=1,

где Uhab - передаточное число ПМ, верхний символ указывает на остановленное звено, нижние символы - на звенья входа и выхода крутящего момента; h - водило с сателлитами, a - солнечная шестерня, b - эпициклическое колесо; К=Zb/Za - внутренний параметр ПМ, равный отношению числа зубьев эпициклического колеса к числу зубьев солнечной шестерни. Знак минус перед K указывает на изменение направления вращения. Две низшие передачи переднего хода обеспечиваются задними передачами трехвального редуктора и ПМ, 12 передач переднего хода и четыре передачи заднего хода реализуются двумя режимами ПМ, удваивающими число передач трехвального редуктора (режимы II-Uhab=К+1; III-U(bh)=1). Еще 6 передач заднего хода обеспечиваются 6 передачами переднего хода трехвального редуктора и задним ходом ПМ (режим I-Uhab=-K).

Первая передача

Муфты A и C в правом положении (П), муфта B в нейтральном состоянии (H), а муфта D в первом положении (I), (см. фиг.2, табл. справа над т.1). Водило 29 ПМ остановлено относительно корпуса агрегата 1 двусторонним зубчатым венцом 40, которое наружным венцом зацеплено с трехпозиционным зубчатым венцом 41 корпуса 1, а внутренним венцом с зубчатым венцом 30 водила 29.

Крутящий момент от ведущего вала 2 (см. фиг.1) парой шестерен 8-13, полумуфтой 21 (A) передается на промежуточный вал 6, далее рядами шестерен заднего хода 17-18 и 19-12, по муфте 25 (C) на зубчатый венец 26 и вторичный вал 3, далее на солнечную шестерню 27, сателлиты 28, которые, вращаясь на осях остановленного водила 29, вращают эпициклическое колесо 31, его корпус 32 и трубчатый вал 34, затем через зубчатый венец 35 по муфте 38 (D) на зубчатый венец 37 и выходной вал 5 агрегата (см. состояние муфты D в нижней части фиг.1).

На лучевой диаграмме (см. фиг.2) эта передача представлена тремя лучами: луч 1 выходит из т.0 на средней горизонтали и направлен направо вниз к нижней горизонтали, далее луч R к средней горизонтали вверх направо и луч ПМ Uhab=-К направо вверх к т.1 на верхней горизонтали.

Вторая передача

Переключаем муфту A в левое (Л) положение.

Крутящий момент от входного вала 2 по полумуфте 20 (A) поступает на второй ряд шестерен 9-14, далее как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется тремя лучами: луч 2 от т.0 вниз направо к нижней горизонтали, далее луч R и луч ПМ Uhab=-К направо вверх к т.2 на верхней горизонтали.

Третья передача

Муфту A возвращаем в правое положение, муфту C переключаем в левое положение, а муфту D во второе положение (II).

Крутящий момент до промежуточного вала 6 поступает как на первой передаче, далее передается на четвертую пару шестерен 16-11, затем через муфту C на вторичный вал 3, далее на солнечную шестерню 27, сателлиты 28, которые, вращаясь относительно остановленного эпициклического колеса 31, вращают водило 29, выходной вал 4 водила, по зубчатому венцу 36, муфте 38 на зубчатый венец 37 и выходной вал 5 агрегата.

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежит три луча: луч 1 от т.0 к нижней горизонтали, луч 4 к средней горизонтали и луч ПМ Uhab=К+1 направо вверх к т.3.

Четвертая передача

Переключаем муфту A в левое (Л) положение. Вместо пар шестерен 1 и 4 работают пары шестерен 2 и 4.

Крутящий момент от входного вала 2 передается до промежуточного вала 6 как на второй передаче, далее как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется тремя лучами: луч 2 от т.0 направо вниз, далее луч 4 и луч ПМ Uhab=К+1 направо вверх к т.4 на верхней горизонтали.

Пятая передача

Переключаем муфты A и B в правое положение, а муфту C в нейтральное положение (H).

По сравнению с 3-й передачей вместо 4-й пары шестерен работает третья пара шестерен.

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежит три луча: луч 1 от т.0 направо вниз, далее луч 3 к средней горизонтали и луч ПМ Uhab=К+1 направо вверх к т.5.

Шестая передача

Переключаем муфту A в левое (Л) положение. Вместо пары шестерен 1 работает вторая пара шестерен.

Крутящий момент от входного вала 2 передается до промежуточного вала 6 как на второй и четвертой передачах, далее как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется тремя лучами: луч 2 от т.0 направо вниз, далее луч 3 и луч ПМ Uhab=К+1 направо вверх к т.6 на верхней горизонтали.

Седьмая передача

Переключаем муфту A в правое положение, а муфту B в левое положение.

По сравнению с 5-й передачей вместо 3-й пары шестерен работает вторая пара шестерен.

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежит три луча: луч 1 от т.0 направо вниз, далее луч 2 налево вверх к средней горизонтали и луч ПМ Uhab=К+1 направо вверх к т.7.

Восьмая передача

Переключаем муфту A в левое положение. Входной 2 и вторичный 3 валы соединены напрямую.

Крутящий момент от входного вала 2 передается полумуфтой 20 (A) на шестерню 9, по муфте 23 (B) на вторичный вал 3, далее как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется одним лучом ПМ Uhab=К+1 от т.0 направо вверх к т.8 на верхней горизонтали.

Девятая передача

Муфту A возвращаем в правое положение, муфту B переключаем в нейтральное положение, муфту C переключаем в левое положение, а муфту D - в третье положение (III).

Крутящий момент до ПМ поступает как на третьей передаче, далее на солнечную шестерню 27, сателлиты 28, водило 29, эпициклическое колесо 31, выходной вал 4 водила и трубчатый вал эпициклического колеса 34, на зубчатые венцы 35 и 36, блокирующие ПМ муфтой 38, далее на зубчатый венец 37 и выходной вал 5 агрегата (см. состояние муфты D в верхней части фиг.1).

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежит три луча: луч 1 от т.0 направо вниз, далее луч 4 к средней горизонтали и луч ПМ III-U(bh)=1 вверх к т.9.

Десятая передача

Переключаем муфту A в левое положение. Вместо пары шестерен 1 работает пара шестерен 2.

Крутящий момент от входного вала 2 передается до вторичного вала 3 как на четвертой передаче, далее как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется тремя лучами: луч 2 от т.0 направо вниз, далее луч 4 вверх направо к средней горизонтали и луч ПМ U(bh)=1 вверх к т.10 на верхней горизонтали.

Одиннадцатая передача

Переключаем муфты A и B в правое положение, а муфту C в нейтральное положение (H).

По сравнению с 9-й передачей вместо 4-й пары шестерен работает третья пара шестерен.

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежит три луча: луч 1 от т.0 направо вниз, далее луч 3 вверх направо к средней горизонтали и луч ПМ U(bh)=1 вверх к т.11.

Двенадцатая передача

Переключаем муфту A в левое (Л) положение. Вместо пары шестерен 1 работает вторая пара шестерен.

Крутящий момент от входного вала 2 передается до вторичного вала 3 как на шестой передаче, далее как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется тремя лучами: луч 2 от т.0 направо вниз, далее луч 3 и луч ПМ U(bh)=1 вверх к т.12 на верхней горизонтали.

Тринадцатая передача

Переключаем муфту A в правое положение, а муфту B в левое положение.

По сравнению с 7-й передачей ПМ работает на прямой передаче.

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежит три луча: луч 1 от т.0 направо вниз, далее луч 2 к средней горизонтали и луч ПМ U(bh)=1 вверх к т.13.

Четырнадцатая передача - прямая

Переключаем муфту A в левое положение. Входной 2 и вторичный 3 валы соединены напрямую.

По сравнению с 8-й передачей ПМ работает на прямой передаче.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется одним лучом ПМ U(bh)=1 вверх к т.14 на верхней горизонтали.

Первый задний ход - 1R

Муфты A и C в правом положении (П), муфта B в нейтральном состоянии (H), а муфта D во втором положении (II) (см. фиг.2, табл. внизу справа под т.1R).

Эпициклическое колесо 31 ПМ остановлено относительно корпуса агрегата 1 двусторонним зубчатым венцом 40, которое наружным венцом зацеплено с зубчатым венцом 41 корпуса 1, а внутренним венцом с зубчатым венцом 33, что соответствует состоянию ПМ Uhab=К+1 как на 3-8-й передачах переднего хода.

Крутящий момент от ведущего вала 2 (см. фиг.1) парой шестерен 8-13, полумуфтой 21 (A) передается на промежуточный вал 6, далее рядами шестерен заднего хода 17-18 и 19-12, по муфте 25 (C) на вторичный вал 3, далее на солнечную шестерню 27, сателлиты 28, которые, вращаясь относительно остановленного эпициклического колеса 31, вращают водило 29, выходной вал 4 водила, по зубчатому венцу 36, муфте 38 на зубчатый венец 37 и выходной вал 5 агрегата.

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежит три луча: луч 1 от т.0 направо вниз, далее луч R к средней горизонтали и луч ПМ Uhab=К+1 направо вниз к т.1R.

Второй задний ход - 2R

Переключаем муфту A в левое (Л) положение.

Крутящий момент от входного вала 2 по полумуфте 20 (A) поступает на второй ряд шестерен 9-14, далее как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется тремя лучами: луч 2 от т.0 направо вниз, далее луч R направо вверх и луч ПМ Uhab=К+1 направо вниз к т.2R.

Третий задний ход - 3R

Муфту A возвращаем в правое положение, муфту C переключаем в левое положение, а муфту D в первое положение (I).

Крутящий момент до промежуточного вала 6 поступает как на первой передаче, далее передается на четвертую пару шестерен 16-11, затем через муфту 25 (C) на вторичный вал 3, далее на солнечную шестерню 27, сателлиты 28, которые, вращаясь относительно остановленного водила 29, изменяют направление вращения эпициклического колеса 31 относительно солнечной шестерни 27, далее по корпусу 32, трубчатому валу 34, по зубчатому венцу 35, муфте 38 (D) на зубчатый венец 37 и выходной вал 5 агрегата (см. нижнее состояние муфты D на фиг.1).

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежит три луча: луч 1 от т.0 направо вниз, далее луч 4 направо вверх к средней горизонтали и луч ПМ Uhab=-К направо вниз к т.3R.

Четвертый задний ход - 4R

Муфты A и C в правом положении (П), муфта B в нейтральном состоянии (H), а муфта D в третьем положении (III).

Крутящий момент до солнечной шестерни 27 передается как на первой передаче переднего и заднего хода, далее как на 9-14-й передачах переднего хода.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется тремя лучами: луч 1 от т.0 направо вниз, далее луч R направо вверх к средней горизонтали и луч ПМ вниз к т.4R.

Пятый задний ход - 5R

По сравнению с третьим задним ходом переключаем муфту A в левое (Л) положение. Вместо пары шестерен 1 работает вторая пара шестерен.

Крутящий момент от входного вала 2 передается до вторичного вала 3 как на четвертой передаче переднего хода, далее как на третьей передаче заднего хода.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется тремя лучами: луч 2 от т.0 направо вниз, далее луч 4 вверх направо к средней горизонтали и луч ПМ Uhab=-К направо вниз к т.5R.

Шестой задний ход - 6R

По сравнению с четвертым задним ходом переключаем муфту A в левое (Л) положение. Вместо пары шестерен 1 работает пара шестерен 2.

Крутящий момент от входного вала 2 передается до промежуточного вала 6 как на второй передаче переднего и заднего хода, далее как на четвертой передаче заднего хода.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется тремя лучами: луч 2 от т.0 направо вниз, далее луч R к средней горизонтали и луч ПМ вниз к т.6R.

Седьмой задний ход - 7R

По сравнению с пятой передачей заднего хода переключаем муфты A и B в правое положение, а муфту C - в нейтральное положение.

От входного вала 2 крутящий момент передается по паре шестерен 8-13, по полумуфте 21 (A) на промежуточный вал 6, далее работает третья пара шестерен 15-10, по муфте 23 (B) на вторичный вал 3, затем как на третьей и пятой передачах заднего хода.

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежит три луча: луч 1 от т.0 направо вниз, далее луч 3 вверх направо к средней горизонтали и луч ПМ Uhab=-К направо вниз к т.7R.

Восьмой задний ход - 8R

Переключаем муфту A в левое (Л) положение. Вместо пары шестерен 1 работает пара шестерен 2.

Крутящий момент от входного вала 2 передается до промежуточного вала 6 как на шестой передаче переднего хода, далее как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется тремя лучами: луч 2 от т.0 направо вниз, далее луч 3 вверх направо к средней горизонтали и луч ПМ Uhab=-К направо вниз к т.8R.

Девятый задний ход - 9R

Переключаем муфту A в правое положение, а муфту B в левое положение.

По сравнению с 7R-й передачей вместо третьей пары шестерен работает вторая пара шестерен.

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежит три луча: луч 1 от т.0 направо вниз, далее луч 2 вверх налево к средней горизонтали и луч ПМ Uhab=-К направо вниз к т.9R.

Десятый задний ход - 10R

Переключаем муфту A в левое положение. Входной 2 и вторичный 3 валы соединены напрямую.

Крутящий момент от входного вала 2 передается полумуфтой 20 (A), по муфте 23 (B) на вторичный вал 3, далее как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача характеризуется лучом ПМ Uhab=-К направо вниз к т.10R.

Положительный эффект выражается в улучшении эксплуатационных свойств ТТМ за счет увеличения диапазона и числа передач заднего до 10 и переднего хода до 14.

Например, при рассмотренных условиях передаточное число первой (низшей) передачи и диапазон составят

D=Uкп1=U1URUПМI=1,68×3,66×2,46=15,13.

Передаточное число первого заднего хода

Uкп1R=U1URUПМII=1,68×3,66×3,46=21,27;

передаточное число десятого заднего хода

Uкп10R=UПМI=3,46;

диапазон передач заднего хода КП D=Uкп1R/Uкп10R=21,27/3,46=6,15.

При изменении параметров пар шестерен и ПМ изменятся параметры КП.

ОБОЗНАЧЕНИЯ

1 - корпус агрегата

2 - входной вал

3 - вторичный вал

4 - выходной вал водила ПМ

5 - выходной вал агрегата

6 - промежуточный вал

7 - дополнительный вал шестерен заднего хода

8 - шестерня, закрепленная на входном валу 2

9, 10, 11 - шестерни переднего хода, свободно установленные на вторичном валу 3

12 - ведомая шестерня заднего хода, свободно установленная на вторичном валу 3

13 - отдельная шестерня, свободно установленная на промежуточном валу 6

14, 15, 16 - шестерни переднего хода, закрепленные на промежуточном валу

17 - ведущая шестерня заднего хода, закрепленная на промежуточном валу 6

18, 19 - дополнительные шестерни заднего хода, закрепленные на валу 7

20, 21 (A) - противоположноразвернутые двухпозиционные полумуфты переключения

22 - вилка переключения полумуфт 20 и 21

23 (B) - первая трехпозиционная муфта переключения вторичного вала 3

24 - первый зубчатый венец вторичного вала 3

25 (C) - вторая трехпозиционная муфта переключения вторичного вала 3

26 - второй зубчатый венец вторичного вала 3

27 (a) - солнечная шестерня ПМ

28 - сателлиты

29 (h) - водило ПМ

30 - зубчатый венец водила ПМ

31 (b) - эпициклическое колесо ПМ

32 - корпус эпициклического колеса 31

33 - зубчатый венец корпуса 32 эпициклического колеса 31

34 - трубчатый вал корпуса 32 эпициклического колеса 31

35 - зубчатый венец трубчатого вала 34 корпуса эпициклического колеса 31

36 - двухпозиционный зубчатый венец выходного вала 4 водила 29

37 - трехпозиционный зубчатый венец выходного вала 5 агрегата

38 (D) - трехпозиционная муфта переключения с тремя внутренними зубчатыми венцами выходного вала 5 агрегата

39 - ползун с вилкой трехпозиционной муфты переключения 38(D)

40 - двусторонний зубчатый венец ползуна 39

41 - трехпозиционный зубчатый венец корпуса агрегата 1.

Четырнадцатиступенчатая соосная вальнопланетарная коробка передач, содержащая корпус агрегата, в котором расположен трехвальный соосный редуктор, в опорах которого соосно установлены входной вал с закрепленной на нем шестерней, и вторичный вал, параллельно им расположен промежуточный вал, на котором отдельная шестерня установлена свободно и зацеплена с шестерней входного вала, также на этом валу закреплены три шестерни переднего хода, зацепленные с шестернями, свободно установленными на вторичном валу, и ведущая шестерня заднего хода через дополнительные шестерни, закрепленные на дополнительном валу, зацеплена с ведомой шестерней заднего хода, также свободно установленной на вторичном валу, на зубчатых венцах шестерен, свободно установленных на промежуточном и вторичном валах, расположены противоположно развернутые двухпозиционные полумуфты переключения, взаимосвязанные вилкой переключения, первая трехпозиционная муфта переключения расположена на первом зубчатом венце вторичного вала между средними рядами шестерен, вторая трехпозиционная муфта переключения вторичного вала расположена на втором зубчатом венце рядом с ведомой шестерней заднего хода, отличающаяся тем, что на выходе вторичного вала закреплена солнечная шестерня простого трехзвенного планетарного механизма, которая через сателлиты, установленные на осях водила, зацеплена с эпициклическим колесом, корпус которого трубчатым валом связан с зубчатым венцом, выходной вал водила имеет двухпозиционный зубчатый венец, выходной вал агрегата имеет трехпозиционный зубчатый венец, трехпозиционная муфта переключения на этом венце имеет три внутренних зубчатых венца, на ползуне этой муфты переключения закреплен зубчатый венец с внутренним и внешним зацеплениями, внешнее зацепление которого связано с трехпозиционным зубчатым венцом корпуса агрегата, расположенным напротив зубчатых венцов - водила и корпуса эпициклического колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трансмиссии транспортно-технологических машин. .

Изобретение относится к колесным транспортным средствам. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов в качестве регулируемой бесступенчатой передачи. .

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств. .

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к редукторам, установленным в средних мостах. .

Изобретение относится к механической трансмиссии транспортного средства. .

Изобретение относится к устройству для ограничения приводного передаточного числа вариатора в бесступенчатой коробке передач. .

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. .

Изобретение относится к колесной транспортной системе многоосных автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобильных и других транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при производстве колесных транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к дифференциальным механизмам, и может быть использовано в приводах различных машин, например, для регулирования подачи насосов в нефтяной промышленности

Изобретение относится к коробкам передач для изменения крутящего момента по величине и направлению

Изобретение относится к областям машиностроения и может быть использовано в структуре любых отраслевых машин, в частности в запорной арматуре трубопроводных транспортных систем

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве бесступенчатой трансмиссии транспортных средств, в том числе с гибридными силовыми установками

Изобретение относится к многоступенчатым гидромеханическим планетарным коробкам передач

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в качестве силового агрегата гибридных транспортных средств
Наверх