Коробка передач транспортного средства



Коробка передач транспортного средства
Коробка передач транспортного средства

 


Владельцы патента RU 2462632:

Открытое акционерное общество "Специальное конструкторское бюро машиностроения" (RU)

Изобретение относится к многоступенчатым гидромеханическим планетарным коробкам передач. Коробка передач содержит входной и выходной валы, три дифференциальных механизма и семь элементов управления. Каждый из дифференциальных механизмов имеет водило, сателлиты, солнечную и эпициклическую шестерни. Два дифференциальных механизма образуют основную планетарную коробку передач, солнечные шестерни которой соединены с эпициклом третьего дифференциального механизма, водило и солнечная шестерня которого через фрикционные муфты соединены с входным валом и образуют планетарный реверс-делитель с ускоряющей передачей. Достигаются улучшение тягово-скоростных характеристик машины, повышение коэффициента полезного действия. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к многоступенчатым механическим передачам и может быть использовано в транспортном машиностроении в качестве коробки передач автомобилей, гусеничных транспортно-тяговых машин, двухзвенных гусеничных машин, гусеничных шасси лесопромышленных машин и др.

Наиболее близким техническим решением, взятым за прототип, является планетарная коробка передач гидромеханической передачи, содержащая входной и выходной валы, четыре дифференциальных механизма, каждый из которых имеет водило, сателлиты, солнечную и эпициклическую шестерни, и шесть фрикционных элементов управления в виде муфт и тормозов. Три дифференциальных механизма, солнечные шестерни которых установлены на входном валу, и три фрикционных элемента управления образуют основную планетарную коробку передач, четвертый дифференциальный механизм используется как делитель на выходе. Коробка передач имеет шесть передач переднего хода и две заднего хода (см. Патент РФ №2294848 от 10.03.2007).

Однако такая коробка передач имеет отдельные дифференциальные механизмы для образования передачи заднего хода и делителя, сложна по конструкции, имеет низкий КПД и узкий диапазон передаточных чисел заднего хода.

Техническая задача изобретения состоит в повышении коэффициента полезного действия, упрощении конструкции, уменьшении числа дифференциальных механизмов, в улучшении тягово-скоростных характеристик машины за счет расширения диапазона передаточных чисел передач заднего хода и в совершенствовании конструкции за счет разделения схемы на основную планетарную коробку и реверс-делитель.

Поставленная задача достигается за счет того, что коробка передач транспортного средства содержит входной и выходной валы, три дифференциальных механизма, каждый из которых имеет водило, сателлиты, солнечную и эпициклическую шестерни и семь фрикционных элементов управления в виде муфт и тормозов, причем два дифференциальных механизма образуют основную планетарную коробку передач, солнечные шестерни которой соединены с эпициклом третьего дифференциального механизма, водило и солнечная шестерня которого через фрикционные муфты соединены с входным валом и образуют планетарный реверс-делитель с ускоряющей передачей.

В предлагаемой коробке передач транспортного средства уменьшено число дифференциальных механизмов: три вместо четырех.

Использование реверса-делителя позволяет увеличить число передач заднего хода с расширением диапазона передаточных чисел, исключить двухпоточную передачу с циркуляцией мощности на заднем ходу и тем самым повысить коэффициент полезного действия коробки передач.

Установка реверса-делителя на входе позволяет снизить нагрузки на делитель.

Сущность изобретения поясняется чертежом (фиг.1), на котором представлена кинематическая схема коробки передач транспортного средства.

Коробка передач содержит входной 1 и выходной 2 валы, основную коробку передач 3, реверс-делитель 4, дифференциальные механизмы 5, 6 и 7, тормоза 8, 9, 10 и 11, муфты 12, 13 и 14. Дифференциальные механизмы 5 и 6, тормоза 8 и 9 и муфта 12 образуют основную коробку передач. Дифференциальный механизм 7, тормоза 10 и 11, муфты 13 и 14 образуют реверс-делитель.

Дифференциальный механизм 5 состоит из эпициклической шестерни 15, водила 16 с сателлитами 17 и солнечной шестерни 18. Эпициклическая шестерня 15 соединена с тормозом 8. Солнечная шестерня 18 соединена с валом 19.

Дифференциальный механизм 6 состоит из эпициклической шестерни 20, водила 21 с сателлитами 22 и солнечной шестерни 23. Эпициклическая шестерня 20 соединена с тормозом 9. Водило 21 дифференциального механизма 6 соединено с эпициклической шестерней 15 дифференциального механизма 5, а при помощи муфты 12 - с валом 19.

Дифференциальный механизм 7 состоит из эпициклической шестерни 24, водила 25 с сателлитами 26 и солнечной шестерни 27. Водило 25 соединено с тормозом 10 и через муфту 14 - с входным валом 1. Эпициклическая шестерня 24 дифференциального механизма 7 соединена с валом 19. Солнечная шестерня 27 соединена через муфту 13 с входным валом 1 и с тормозом 11.

Механизм реверса образуется при включении тормоза 10 и муфты 13.

Коробка передач имеет шесть передач переднего хода и три передачи заднего хода.

Управляющие элементы основной коробки передач 3: тормоз 8 первой и второй передач переднего хода и первой передачи заднего хода, тормоз 9 третьей и четвертой передач переднего хода и второй передачи заднего хода, муфта 12 пятой и шестой передач переднего хода и третьей передачи заднего хода.

Управляющие элементы реверса-делителя: тормоз 10 и муфта 13 для передач заднего хода, муфта 14 и тормоз 11 для высшей ступени ускоряющего делителя, и муфты 13 и 14 для низшей ступени делителя, при этом передаточное число делителя равно единице.

Коробка передач работает следующим образом.

Первая, третья и пятая передачи переднего хода образуются при включении муфт 13 и 14 низшей ступени делителя.

Вторая, четвертая и шестая передачи переднего хода образуются при включении муфты 14 и тормоза 11 высшей ступени ускоряющего делителя.

Первая и вторая передачи образуются при включении тормоза 8 основной коробки передач 3. Мощность на первой передаче передается от входного вала 1 через муфты 13, 14 и дифференциальный механизм 7 делителя, солнечную шестерню 18, водило 16 к выходному валу 2. Мощность на второй передаче передается от входного вала 1 через муфту 14, тормоз 11 и дифференциальный механизм 7 делителя, солнечную шестерню 18, водило 16 к выходному валу 2.

Третья и четвертая передачи образуются при включении тормоза 9 основной коробки передач 3. При этом из дифференциальных механизмов 5 и 6 образуется двухпоточная передача, работающая в режиме разветвления мощности.

Мощность на третьей передаче передается от входного вала 1 через муфты 13, 14 и дифференциальный механизм 7 делителя к выходному валу 2 двумя потоками: первым - через солнечную шестерню 23, водило 21, эпициклическую шестерню 15 и вторым потоком - через солнечную шестерню 18 и водило 16.

Мощность на четвертой передаче передается от входного вала 1 через муфту 14, тормоз 11 и дифференциальный механизм 7 делителя к выходному валу 2 двумя потоками: первым - через солнечную шестерню 23, водило 21, эпициклическую шестерню 15 и вторым потоком - через солнечную шестерню 18 и водило 16.

Пятая и шестая передачи образуются при включении муфты 12. Муфта 12 блокирует два звена дифференциального механизма 5: солнечную шестерню 18 и эпициклическую шестерню 15, образуя прямую передачу. Мощность на пятой передаче передается от входного вала 1 через муфты 13, 14 и дифференциальный механизм 7 делителя, заблокированную основную коробку передач 3 к выходному валу 2. Мощность на шестой передаче передается от входного вала 1 через муфту 14, тормоз 11 и дифференциальный механизм 7 делителя, заблокированную основную коробку передач 3 к выходному валу 2.

Первая, вторая и третья передачи заднего хода образуются при включении муфты 13 и тормоза 10 делителя 7 и тормоза 8, или тормоза 9, или муфты 12 основной коробки передач 3.

Мощность на передачах заднего хода передается от входного вала 1 через муфту 13, солнечную шестерню 27 и эпициклическую шестерню 24 дифференциального механизма 7 при остановленном водиле 25, основную коробку 3 к выходному валу 2.

Параметры дифференциальных механизмов 5, 6 и 7 одинаковы и подобраны таким образом, чтобы обеспечивался ряд передаточных чисел по геометрической прогрессии на передачах переднего и заднего хода.

За счет различной взаимной установки основной коробки и реверса-делителя достигается универсальность коробки передач для переднеприводных и заднеприводных автомобилей, для гусеничных машин с продольным и поперечным расположением ведущего и ведомого валов, а также обеспечивается подвод и съем мощности между основной коробкой и реверсом-делителем.

Сущность получения различных конфигураций коробки передач транспортного средства поясняется чертежом (фиг.2), на котором представлены три варианта кинематических схем коробки передач с различным расположением входного 1 и выходного 2 валов, основной планетарной коробки передач 3 и реверса-делителя 4 - а), б), в).

Преимущество изобретения состоит в том, что предлагаемая коробка передач транспортного средства по сравнению с прототипом позволяет уменьшить число дифференциальных механизмов, расширить диапазон передаточных чисел передач заднего хода, исключить двухпоточную передачу с циркуляцией мощности на заднем ходу и тем самым повысить коэффициент полезного действия коробки передач, упростить конструкцию и унифицировать дифференциальные механизмы и подшипниковые узлы сателлитов.

Коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, три дифференциальных механизма, каждый из которых имеет водило, сателлиты, солнечную и эпициклическую шестерни и семь фрикционных элементов управления в виде муфт и тормозов, отличающаяся тем, что два дифференциальных механизма образуют основную планетарную коробку передач, солнечные шестерни которой соединены с эпициклом третьего дифференциального механизма, водило и солнечная шестерня которого через фрикционные муфты соединены с входным валом и образуют планетарный реверс-делитель с ускоряющей передачей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве бесступенчатой трансмиссии транспортных средств, в том числе с гибридными силовыми установками.

Изобретение относится к областям машиностроения и может быть использовано в структуре любых отраслевых машин, в частности в запорной арматуре трубопроводных транспортных систем.

Изобретение относится к коробкам передач для изменения крутящего момента по величине и направлению. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к дифференциальным механизмам, и может быть использовано в приводах различных машин, например, для регулирования подачи насосов в нефтяной промышленности.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при производстве колесных транспортных машин. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобильных и других транспортных средств.

Изобретение относится к колесной транспортной системе многоосных автомобилей. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортно-технологических машин. .

Изобретение относится к трансмиссии транспортно-технологических машин. .

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. .

Изобретение относится к многоскоростной трансмиссии с двойным сцеплением. .

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач. .

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для преобразования колебательного вращения в однонаправленное, что используется в нефрикционных высокомоментных вариаторах.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах и механических трансмиссиях для автоматического управления передаточным отношением, с целью предохранения двигателей от перегрузки в условиях непрерывного вращения.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах каротажных подъемников. .

Изобретение относится к автотранспортному машиностроению и касается конструкции автоматических ступенчатых планетарных коробок передач (АКП), которые могут быть использованы в автоматических трансмиссиях транспортных средств.

Изобретение относится к наземной транспортной технике, а конкретно к трансмиссиям быстроходных гусеничных машин. .

Изобретение относится к наземной транспортной технике, а именно к планетарным составным коробкам передач быстроходных гусеничных машин, преимущественно с двумя бортовыми коробками передач.

Изобретение относится к наземной транспортной технике, а конкретно - к планетарным составным коробкам передач быстроходных гусеничных машин, преимущественно с двумя бортовыми коробками передач.

Изобретение относится к коробкам переключения передач с автоматической системой переключения
Наверх