Способ визуального контроля нагрева силового электрооборудования и электрических машин электровоза


 


Владельцы патента RU 2411149:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС (ИрИИТ) (RU)

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и направлено на повышение эффективности контроля безопасности при эксплуатации электровозов. Способ визуального контроля нагрева силового электрооборудования и электрических машин электровоза заключается в установке в определенных местах на силовом электрооборудовании и электрических машинах электровоза цветовых индикаторов температуры, позволяющих локомотивной бригаде и обслуживающему персоналу визуально контролировать температуру нагрева соответствующего силового оборудования и электрических машин на ходу электровоза, на его остановках и стоянках, принимать соответствующие решения. Техническим результатом изобретения является повышение пожаробезопасности электровоза и его надежности, а также повышение безопасности движения поездов, улучшение эксплуатационных показателей.

 

Предлагаемый способ визуального контроля нагрева силового электрооборудования и электрических машин электровоза относится к железнодорожному транспорту, в частности к области обеспечения безопасности движения поездов.

Практика эксплуатации магистральных электровозов показывает, что температурный режим силового электрооборудования электровозов (на ходу поезда) контролируется недостаточно эффективно существующими системами контроля температуры, что зачастую приводит к выходу из строя силового электрооборудования электровозов и, как следствие, приводит к аварийным остановкам поездов, к срывам графика движения поездов, надолго выводит из строя электроподвижной состав, приводит к существенным материальным и временным затратам при эксплуатации и ремонте электровозов. Пожары в электровозах не редки и имеют место во всех регионах России, например, случаи пожаров приведены в источниках [1, 2, 3].

Применение традиционных систем теплового контроля для высоковольтного силового электрооборудования электровозов требует значительных материальных и денежных затрат, связанных с электробезопасностью всего электровоза, проведения регулярных работ по обслуживанию этих систем, контроля достоверности получаемой информации и связано с другими существенными причинами [4]. Следует особо отметить, что силовое электрооборудование находится под высоким напряжением и ограждено в электровозе от обслуживающего персонала металлической сеткой.

Предлагаемый способ визуального контроля нагрева силового электрооборудования и электрических машин электровоза является самостоятельным способом. Он дополняет существующие способы контроля температуры на электровозах, делает информацию о нагреве электрооборудования и электрических машин электровоза доступной локомотивной бригаде при движении электровоза и на стоянках, а также позволяет определить после окончания поездки максимальную температуру нагрева контролируемого электрооборудования и электрических машин, которую они получили во время движения электровоза. Постоянный контроль теплового режима силового электрооборудования и электрических машин электровоза позволит локомотивной бригаде оперативно принимать оптимальные решения в сложившихся ситуациях, ремонтникам выявлять то оборудование, которое скоро откажет при дальнейшей эксплуатации электровоза в случае не проведения соответствующих ремонтных работ.

Суть способа заключается в использовании цветовых индикаторов температуры для контроля температурного режима силового электрооборудования и электрических машин электровоза [5, 6]. Наибольшие температуры нагрева электрических проводников лежат в пределах 95-135 градусов С, что определяет допустимые диапазоны нагрева всего электрооборудования и электрической части электрических машин. Существующие цветовые индикаторы температуры делятся на два типа: реверсивные и нереверсивные. Реверсивные термоиндикаторы изменяют свой цвет как при повышении температуры, так и при понижении температуры, позволяя тем самым многократно их использовать. Нереверсивные термоиндикаторы выполняются из разных полосок термоиндикаторов, изменяющих свой цвет при определенной температуре. Нереверсивные термоиндикаторы разовые. При повышении температуры они изменяют свой цвет, как и первые, но при понижении температуры сохраняют тот цвет, который они имели непосредственно перед ее понижением, т.е. показывают максимальную температуру нагрева, до которой они были нагреты в течении всего процесса эксплуатации. Индикаторы могут выполняться в виде самоклеющихся пленок, что позволяет приклеить их на поверхность любой формы. Цветовые термоиндикаторы могут изготавливаться для контроля температуры на разные диапазоны в полосе от 40 до 260 градусов С. Стоимость указанных индикаторов мала и не идет в никакое сравнение со стоимостью традиционных систем контроля температур, а также как и их обслуживание.

Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности контроля температуры на электровозе, повышение его пожаробезопасности, надежности, безопасности движения поездов, повышение его эксплуатационных и экономических показателей.

Предлагаемый способ контроля температуры на действующем электровозе сводится к следующему. Электровоз перед поездкой готовится согласно регламенту, затем локомотивная бригада совместно с ремонтниками производит наклейку цветовых термоиндикаторов на то оборудование, которое является проблемным с точки зрения перегрева электрооборудования для условий эксплуатации данного электровоза. При этом на электрооборудовании и на электрических машинах предварительно выбираются места постоянной наклейки, исходя из обеспечения электро и пожарной безопасности, удобства визуального наблюдения за цветовыми термоиндикаторами на ходу электровоза, обеспечение требуемого диапазона контроля температуры данного электрооборудования и электрических машин. Для мест, доступных для наблюдения на ходу электровоза, наклеиваются реверсивные и нереверсивные цветовые термоиндикаторы, для мест, недоступных для наблюдения на ходу поезда и на непродолжительных стоянках электровоза, целесообразно наклеивать только нереверсивные цветовые термоиндикаторы. Локомотивная бригада при движении электровоза периодически осуществляет осмотр установленных цветовых термоиндикаторов и принимает соответствующее решение при возникновении нештатных ситуаций. На остановках и стоянках осуществляет дополнительный осмотр цветовых термоиндикаторов, не доступных для контроля во время движения электровоза. После окончания поездки электровоза обслуживающий персонал осуществляет осмотр всех цветовых термоиндикаторов и принимает соответствующее решение.

Источники информации

1. Хроника горящего локомотива. Газета «Гудок» от 30.07.2002. www.gudok.ru

2. Из-за пожара в электровозе под Красноярском на Транссибе было прервано движение поездов, www.newslab.ru

3. В Приморье произошел пожар на электровозе, www.primamedia.ru

4. Измерение температуры. www.DirectRelief.org

5. Абрамович Б.Г., Картавцев В.Ф. Цветовые индикаторы температуры. М.: Энергия, 1978. - 216 с.

6. Научно-исследовательский институт морских систем. www.labhcs.narod.ru

Способ визуального контроля нагрева силового электрооборудования и электрических машин электровоза, заключающийся в получении и использовании информации о температуре нагрева силового электрооборудования и электрических машин, отличающийся тем, что на силовое электрооборудование и электрические машины электровоза в местах, по опыту эксплуатации требующих повышенного внимания при контроле температурных режимов оборудования, наносят цветовые термоиндикаторы, позволяющие обслуживающему персоналу визуально контролировать температуру нагрева соответствующего силового оборудования и электрических машин на ходу электровоза, на остановках и на стоянках.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительным средствам контроля и может быть использовано для контроля вагонов на железнодорожном транспорте, включая визуальный осмотр.

Изобретение относится к измерительным средствам контроля и может быть использовано для осмотра и определения габаритных размеров вагонов в составе поезда на железнодорожном транспорте.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к средствам диагностики и диагностической информации для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, и может быть использовано непосредственно в самоходном специальном подвижном составе различного типа, используемых для ремонтов и текущего содержания железных дорог во время их эксплуатации.

Изобретение относится к области обнаружения дефектов в подшипниках букс железнодорожных вагонов акустическим методом при движении поезда. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано для контроля состояния рельсового пути, а именно для измерения динамической деформативности железнодорожного полотна, возможных отклонений железнодорожного пути.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для автоматизированного контроля технического состояния колесной пары железнодорожного транспорта при его движении по рельсовому пути.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к средствам автоматического контроля технического состояния подвижного состава при движении поезда.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к оборудованию для определения коэффициента трения между колесом и рельсом. .

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля железнодорожного пути, в частности для определения отклонения железнодорожного пути от проектного положения.

Изобретение относится к машиностроению и подшипниковой промышленности и может быть использовано для диагностики подшипников качения букс подвижного состава железнодорожного транспорта, вагонов метрополитена или вагонов городского рельсового транспорта
Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к средствам для контроля состояния букс железнодорожных пассажирских вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к устройствам для формирования базы данных характерных признаков, свойственных определенным развивающимся дефектам, неисправностям и повреждениям буксового узла колесной пары

Изобретение относится к устройствам обнаружения посторонних предметов и может быть использовано для контроля чистоты железнодорожного пути на перегонах и станциях

Изобретение относится к средствам контроля железнодорожного пути

Изобретение относится к применению измерительной аппаратуры и приспособлений для измерений перемещений гребня железнодорожного колеса по отношению к головке рельса при движении железнодорожного состава
Наверх