Пластичная смазка


 


Владельцы патента RU 2414504:

Федеральное государственное учреждение Российский научный центр "Курчатовский институт" (RU)

Изобретение относится к пластичным антифрикционным смазкам, предназначенным для смазывания подшипников качения, работающих в условиях высоких нагрузок при низких и средних скоростях вращения в интервале температур от минус 40 до 120°С. Пластичная смазка включает основу, в качестве которой используют Литол-24, и высокодисперсный порошок металлического наполнителя. В качестве металлического наполнителя используют квазикристаллический порошок Al-Cu-Fe с дисперсностью частиц не более 1 мкм при следующем соотношении компонентов, мас.%: квазикристаллический порошок - 4-6, пластичная смазка Литол-24 - остальное. Технический результат - повышение ресурса работы пар трения в широком диапазоне температур. 1 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к пластичным антифрикционным смазкам, предназначенным для смазывания подшипников качения, работающих в условиях высоких нагрузок при низких и средних скоростях вращения в интервале температур от минус 40 до 120°С Известен состав пластичной антифрикционной многоцелевой смазки, получаемой загущением нефтяных масел 12-оксистеаратом лития и содержащей антиокислительную присадку (Химический энциклопедический словарь под ред. И.Н.Кнунянца. М.: Советская энциклопедия, 1983 г., с.304). Известная пластичная смазка выпускается в промышленном масштабе под маркой "Литол-24" - ГОСТ 21150-87.

Известная смазка обладает хорошей водостойкостью, механической стабильностью и работоспособностью в широком интервале температур. Однако применение ее в узлах трения, в частности в узлах качения, не позволяет предотвратить их износ и обеспечить показатели, повышающие ресурс работы.

Известны смазки на основе Литола-24, в которые добавляют для повышения ресурса работы пар трения (закрытых подшипников качения) порошкообразный антифрикционный наполнитель, например графит. (а.с. СССР №1705333, МПК С10М 141/04, оп. 15.01.92). Ресурс работы подшипников составляет 2700 часов.

Наиболее близкой к патентуемой является пластичная смазка, включающая основу, в качестве которой используют Литол-24, и высокодисперсный порошок металлического наполнителя из цветных металлов или их сплавов с размером частиц не более 20 мкм, при следующем соотношении компонентов, мас.%: высокодисперсный порошок металлического наполнителя из цветных металлов или их сплавов - 0,05-0,1; Литол-24 - остальное. (см. RU 2267520, С10М 125/04, 2005). В качестве порошка металлического наполнителя используют мягкие металлы - цинк, бронзу, свинец. Заявляемое количество металлического порошка обеспечивает получение смазки с улучшенными защитными свойствами, способствующей предотвращению износа в процессе эксплуатации высокоскоростных пар трения в широком диапазоне температур от -50 до +150°С. Недостатком указанной смазки является ограничение ресурса работы 5700 часами у лучшего приведенного образца.

Задачей патентуемого изобретения является повышение ресурса работы пар трения в широком диапазоне температур.

Поставленная задача решается пластичной смазкой, включающей основу, в качестве которой используют Литол-24, и высокодисперсный порошок металлического наполнителя, при этом в качестве металлического наполнителя используют квазикристаллический порошок Al-Cu-Fe с дисперсностью частиц не более 1 мкм при следующем соотношении компонентов, мас.%: квазикристаллический порошок - 4-6; Литол-24 - остальное.

Приготовление смазки, описанной в материалах заявки.

Предварительно приготавливается порошок квазикристаллов Al, Fe, Cu с дисперсностью частиц не более 1 мкм в соотношении 45,23-18,72-36,05 мас.%

Необходимое количество смазки Литол-24 взвешивают на технических весах с точностью до 0,1 г и переносят в стакан смесителя. Количество смазки в смесителе не должно превышать 2/3 объема смесителя.

Порошок квазикристаллов взвешивают в специальной емкости на технических весах с точностью до 0,1 г. Затем аккуратно, без пыления, вносят порошок в цилиндр со смазкой, закрывают крышку смесителя. Включают мешалку для перемешивания.

В качестве перемешивающего устройства применяется перфорированный диск или Z-образная мешалка.

Время перемешивания для дисковой мешалки 60 одинарных ходов, для Z-образной - не более 10 минут в каждую сторону (в зависимости от емкости смесителя) устанавливается экспериментально, при этом не допускается снижение предела прочности (см. табл.1).

Оценка качества смазки проводилась по методике лабораторно-стендовых испытаний, принятой в подшипниковой отрасли, и включала в себя определение физико-химических показателей и сравнительные стендовые испытания.

В таблице 1 приведены составы исследуемых смазок и их физико-химические показатели, которые определялись в соответствии с существующими нормативными документами (ГОСТ 7141-73 метод Б, ГОСТ 7141-74).

Стендовые испытания проводились на стандартном режиме испытаний (n=8000 мин-1, Fr=1500 H, температура наружного кольца подшипника t - установившаяся). Критерием прекращения испытаний являлось повышение температуры наружного кольца на 20°С по сравнению с установившейся температурой.

На чертеже приведены графики температуры саморазогрева подшипников со смазками составов 1 и 6 (№№ образцов в таблице 1 - чистый Литол-24 и Литол-24+5% порошка квазикристаллов). Температура наружного кольца подшипника с модифицированной смазкой значительно ниже, чем в случае чистого Литола-24, что способствует снижению скорости развития деструктивных процессов в смазке.

Данные стендовых испытаний приводятся в таблице 2.

Из таблицы 2 следует, что работоспособность радиальных шариковых подшипников со штатной смазкой Литол-24 составляет 5300 часов. Работоспособность смазки Литол-24 с 5% квазикристаллов - более 8500 часов. Таким образом, результаты стендовых испытаний показали, что смазка предлагаемого состава для подшипников закрытого типа общего назначения с постоянно заложенной смазкой позволяет повысить ресурс работы указанных подшипников.

Таблица 1
Номер образца Составы, мас.%
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Квазикристаллы Al-Cu-Fe 0 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0 7,0 8,0 9,0 10,0
Литол-24 100,0 99,0 98,0 97,0 96,0 95,0 94,0 93,0 92,0 91,0 90,0
Предел прочности, Па,
при 20°С 500-1000 780 820 840 860 860 880 880 900 920 1100
50°С 700 700 710 720 720 740 740 760 780 780 800
Коллоидная стабильность, % выделенного масла ≤12 10,7 10,5 10,5 10,0 9,6 9,4 9,2 8,6 8,0 7,8
Таблица 2
Результаты сравнительных стендовых испытаний смазки Литол-24 и ее производных в шарикоподшипниках закрытого типа.
Смазки Составы Литол-24+порошок квазикристаллов
1 2 3 4 5 6 7 8 8 10 11
Средняя работоспособность, часы 5300 5300 5300 7500 8300 8500* 8500 5500 2500 1200 500
* - испытания прекращены из-за высокой наработки.

Таким образом, предложенная смазка позволит повысить ресурс работы пар трения, в частности подшипников качения, работающих в условиях высоких нагрузок при низких и средних скоростях вращения в интервале температур от минус 40 до 120°С.

Пластичная смазка, включающая основу, в качестве которой используют Литол-24, и высокодисперсный порошок металлического наполнителя, отличающаяся тем, что в качестве металлического наполнителя используют квазикристаллический порошок Al-Cu-Fe с дисперсностью частиц не более 1 мкм при следующем соотношении компонентов, мас.%: квазикристаллический порошок - 4-6, пластичная смазка Литол-24 - остальное.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу производства базового масла, характеризующемуся тем, что исходный сырьевой материал, состоящий из по меньшей мере одного спирта, выбранного из группы, состоящей из первичных и вторичных насыщенных и ненасыщенных С1-С40-одноатомных спиртов, диолов и полиолов, конденсируют в присутствии 1-20 мас.% основного катализатора, выбранного из гидроксидов и алкоксидов щелочных и щелочно-земельных металлов и оксидов металлов, в сочетании с 0,05-1 мас.% сокатализатора, содержащего соль хрома (III), марганца (II), железа (II), кобальта (II), свинца (II) или палладия, или оксида олова или оксида цинка, при температуре от 200 до 300°С, продукт конденсации подвергают гидродезоксигенированию в присутствии катализатора гидродезоксигенирования при давлении водорода от 0,1 до 20 МПа, при температуре от 100 до 500°С, и затем подвергают гидроизомеризации в присутствии катализатора изомеризации при давлении водорода от 0,1 до 20 МПа, при температуре от 100 до 500°С.

Изобретение относится к способу производства базового масла, характеризующемуся тем, что исходный сырьевой материал, состоящий из по меньшей мере одного спирта, выбранного из группы, состоящей из первичных и вторичных насыщенных и ненасыщенных С1-С40-одноатомных спиртов, диолов и полиолов, конденсируют в присутствии 1-20 мас.% основного катализатора, выбранного из гидроксидов и алкоксидов щелочных и щелочно-земельных металлов и оксидов металлов, в сочетании с 0,05-1 мас.% сокатализатора, содержащего соль хрома (III), марганца (II), железа (II), кобальта (II), свинца (II) или палладия, или оксида олова или оксида цинка, при температуре от 200 до 300°С, продукт конденсации подвергают гидродезоксигенированию в присутствии катализатора гидродезоксигенирования при давлении водорода от 0,1 до 20 МПа, при температуре от 100 до 500°С, и затем подвергают гидроизомеризации в присутствии катализатора изомеризации при давлении водорода от 0,1 до 20 МПа, при температуре от 100 до 500°С.

Изобретение относится к способу производства базового масла, характеризующемуся тем, что исходный сырьевой материал, состоящий из по меньшей мере одного альдегида и/или кетона, выбранного из группы, состоящей из С1-С40-альдегидов, С3-С79-кетонов, С2-С40-гидроксиальдегидов и их смесей, конденсируется в присутствии катализатора альдольной конденсации с гидроксидом щелочного или щелочноземельного металла в качестве катализатора альдольной конденсации при температуре от 80 до 400°С, продукт конденсации подвергается гидродезоксигенированию в присутствии катализатора гидродезоксигенирования при давлении водорода от 0,1 до 20 МПа, при температуре от 100 до 500°С и затем подвергается гидроизомеризации в присутствии катализатора изомеризации при давлении водорода от 0,1 до 20 МПа, при температуре от 100 до 500°С.

Изобретение относится к способу производства базового масла, характеризующемуся тем, что исходный сырьевой материал, состоящий из по меньшей мере одного альдегида и/или кетона, выбранного из группы, состоящей из С1-С40-альдегидов, С3-С79-кетонов, С2-С40-гидроксиальдегидов и их смесей, конденсируется в присутствии катализатора альдольной конденсации с гидроксидом щелочного или щелочноземельного металла в качестве катализатора альдольной конденсации при температуре от 80 до 400°С, продукт конденсации подвергается гидродезоксигенированию в присутствии катализатора гидродезоксигенирования при давлении водорода от 0,1 до 20 МПа, при температуре от 100 до 500°С и затем подвергается гидроизомеризации в присутствии катализатора изомеризации при давлении водорода от 0,1 до 20 МПа, при температуре от 100 до 500°С.
Изобретение относится к средствам, обеспечивающим осуществление технологического процесса машиностроительного производства, в частности процессов металлообработки с использованием смазочно-охлаждающих жидкостей, и может найти применение при создании смазочно-охлаждающих жидкостей.

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжелонагруженных узлов трения различных механизмов. .

Изобретение относится к системам модифицирования поверхностей трения. .
Изобретение относится к эксплуатационным смазкам, в частности к смазке для волочения сплошных и полых профилей из алюминия и его сплавов. .

Изобретение относится к области нефтехимической промышленности и может быть использовано для идентификации нефтепродуктов, маркированных биологическим маркером-пигментом продигиозином.
Изобретение относится к эксплуатационным смазкам, в частности к смазке для герметизации резьбовых соединений насосно-компрессорных и обсадных труб. .
Изобретение относится к металлоплакирующим составам, применяемым в качестве добавок к моторным, трансмиссионным и индустриальным маслам для снижения и устранения износа трущихся металлических поверхностей, преимущественно для герметичных пар трения, например, деталей автомобильных двигателей, коробок передач и других пар трения.

Изобретение относится к области разработки металлоплакирующих присадок к смазочным композициям, содержащим твердофазные ультрадисперсные добавки металлов, и предназначено для получения нанокластеров меди, свинца, цинка, никеля с размерами частиц 15-50 нм.
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для применения, в частности, в автомобильной промышленности, в оборудовании для пищевой промышленности, а также в судоремонтном и железнодорожном оборудовании в качестве смазки в узлах трения.
Изобретение относится к эксплуатационным смазкам, в частности к смазке для герметизации резьбовых соединений насосно-компрессорных и обсадных труб. .
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к составам и способам получения сухой технологической смазки для холодного волочения проволоки, и может быть использовано в черной металлургии в метизном производстве.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электропроводящим антикоррозийным смазкам, применяемым при эксплуатации разъемных контактных соединений, с целью уменьшения переходного сопротивления, коррозионных воздействий окружающей среды.
Изобретение относится к области машиностроения, применяется для смазки пар трения в станках и технологическом оборудовании, в частности для смазки токарных станков.
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электропроводящим, антикоррозийным смазкам, применяемым при эксплуатации разъемных контактных соединений. .

Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к многокомпонентным добавкам или концентратам, вводимым в минеральные масла с целью получения высококачественных пластичных (консистентных) смазочных материалов, обладающих повышенной термостойкостью и адгезией к поверхности трения, высокой задиро- и износостокостью.
Изобретение относится к составам (смазкам), предназначенным для защиты от задира и износа, а также "схватывания" сопряженных поверхностей как в условиях атмосферной коррозии, так и тепловых воздействий, например в конструкциях автомобилей, резьбовых соединениях сборно-разборных складских и магистральных трубопроводов, и может быть использовано в машиностроении, нефтехимической и других отраслях промышленности.
Изобретение относится к составу металлоплакирующей добавки к пластичным смазочным материалам
Наверх