Охлаждаемая лопатка турбомашины

Охлаждаемая лопатка турбомашины содержит полое перо с радиальными каналами во внутренней полости и с заглушкой. По крайней мере, один радиальный канал пера лопатки имеет выходные каналы на спинку или на корыто, на торец пера лопатки и в соседние радиальные каналы. Заглушка установлена в канале со стороны спинки или корыта и расположена перпендикулярно оси пера лопатки с возможностью перекрытия всех каналов, соединяющих внутреннюю полость с наружной поверхностью пера лопатки и каналов, соединяющих полости лопатки. Изобретение повышает надежность лопатки турбомашины и упрощает изготовление лопатки за счет дополнительного крепления керамического стержня и последующего его вытравливания. 3 ил.

 

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а более конкретно - к охлаждаемым лопаткам турбомашины.

Известна полая охлаждаемая лопатка с радиальными каналами для охлаждения сжатым воздухом (патент US №5947687).

Недостатком известной лопатки является сложность в изготовлении из-за коробления, смещения стержня, оформляющего внутреннюю полость при отливке лопатки, а также трудность вытравливания стержня только через полость в замковой части лопатки.

Наиболее близкой к заявляемой конструкции является охлаждаемая лопатка газовой турбины, содержащая полое перо с радиальными каналами во внутренней полости и с заглушкой (патент RU №2106499).

Недостатком конструкции, принятой за прототип, является сложность в изготовлении, недостаточная надежность лопатки турбомашины.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности лопатки турбомашины за счет перпендикулярного расположения заглушки к оси пера лопатки, а также упрощение изготовления лопатки за счет выходных каналов на торце пера лопатки.

Сущность технического решения заключается в том, что в охлаждаемой лопатке турбомашины, содержащей полое перо с радиальными каналами во внутренней полости и с заглушкой, согласно изобретению, по крайней мере, один радиальный канал пера лопатки имеет выходные каналы на спинку или на корыто, на торец пера лопатки и в соседние радиальные каналы, при этом заглушка установлена в канале со стороны спинки или корыта и расположена перпендикулярно оси пера лопатки с возможностью перекрытия всех каналов, соединяющих внутреннюю полость с наружной поверхностью пера лопатки и каналов, соединяющих полости лопатки.

Выполнение, по крайней мере, из одного радиального канала пера лопатки выходных каналов на спинку или корыто, на торец пера лопатки и в соседние радиальные каналы упрощает изготовление полой лопатки за счет дополнительного крепления керамического стержня, оформляющего внутреннюю полость лопатки, каналы на торце пера облегчают вытравливание стержня.

Установка заглушки в канале со стороны спинки или корыта и расположение ее перпендикулярно оси пера лопатки с возможностью перекрытия всех каналов повышает надежность лопатки турбомашины.

На фиг.1 изображен общий вид лопатки.

На фиг.2 - вид А на фиг.1 (заглушка установлена со стороны спинки).

На фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2.

Охлаждаемая полая лопатка 1 турбомашины имеет входную кромку 2, выходную кромку 3, полое перо 4 с радиальными каналами 5, торец 6 пера 4 и выходные каналы 7 на спинку 8 или на корыто 9, на торец 6 пера 4 и в соседние радиальные каналы 5. В канал 7, выходящий на спинку 8 или корыто 9 пера 4, установлена заглушка 10 перпендикулярно радиальной оси пера 4 лопатки.

При отливке лопатки каналы 7 на торце 6 пера 4 лопатки и канал 7 заглушки 10 используются для крепления стержня, оформляющего внутреннюю полость лопатки и после отливки лопатки для вытравливания керамического стержня. После отливки лопатки канал 7 на спинке 8 или корыте 9 пера 4 лопатки глушится заглушкой 10, перпендикулярно расположенной к оси пера 4 лопатки, и перекрывает все каналы 7 и 5, что повышает надежность лопатки при работе двигателя.

Охлаждаемая лопатка турбомашины, содержащая полое перо с радиальными каналами во внутренней полости и с заглушкой, отличающаяся тем, что, по крайней мере, один радиальный канал пера лопатки имеет выходные каналы на спинку или на корыто, на торец пера лопатки и в соседние радиальные каналы, при этом заглушка установлена в канале со стороны спинки или корыта и расположена перпендикулярно оси пера лопатки с возможностью перекрытия всех каналов, соединяющих внутреннюю полость с наружной поверхностью пера лопатки и каналов, соединяющих полости лопатки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетического машиностроения. .

Изобретение относится к узлу, состоящему из лопатки и рубашки охлаждения лопатки, в направляющем сопловом аппарате газотурбинного двигателя. .

Изобретение относится к турбинной лопатке, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, и к способу изготовления турбинной лопатки, согласно ограничительной части пункта 9 формулы изобретения.

Изобретение относится к полой лопатке газотурбинного двигателя, в частности к полой лопатке ротора газовой турбины, типа турбины высокого давления турбореактивного двигателя.

Изобретение относится к авиадвигателестроению. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пустотелым лопаткам газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, турбостроения и может найти применение в охлаждаемых лопатках высокотемпературных газовых турбин

Изобретение относится к лопатке газотурбинного двигателя, и в частности к лопатке, находящейся в потоке горячих газов, требующих использования специальных средств, несмотря на температурные условия и часто высокое давление

Изобретение относится к способу нанесения теплобарьерного покрытия на основе диоксида циркония на монокристаллический жаропрочный сплав на основе никеля, имеющего следующий состав, мас.%: 3,5-7,5 Сr, 0-1,5 Мо, 1,5-5,5 Re, 2,5-5,5 Ru, 3,5-8,5 W, 5-6,5 Al, 0-2,5 Ti, 4,5-9 Та, 0,08-0,12 Hf, 0,08-0,12 Si, остальное до 100% составляют Ni и неизбежные примеси
Наверх