Способ отжига в колпаковой печи

Изобретение относится к области черной металлургии, конкретно к технологии отжига в колпаковой печи рулонных холоднокатаных полос из низкоуглеродистой стали, предназначенных для изготовления деталей автомобиля методом штамповки. Для снижения расхода энергоресурсов и получения требуемого комплекса механических свойств с повышенным классом прочности от 260 до 420 нагрев стопы рулонов от 190-210°С ведут со скоростью 25-80°С/ч до температуры начала отжига 610-670°С, производят выдержку продолжительностью 7-36 часов при понижении температуры до температуры конца отжига 580-640°С, при этом температура начала отжига на 20-40°С выше температуры конца отжига, затем с температуры не более 550°С осуществляют ускоренное охлаждение под муфелем с продувкой его холодным защитным газом, распаковку производят при температуре не более 120°С с последующим охлаждением на воздухе, истечении выдержки при отжиге и отключении нагрева производят охлаждение под нагревательным колпаком не более 13 часов. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.,1 пр.

 

Изобретение относится к черной металлургии, конкретно к технологий отжига в колпаковой печи рулонных холоднокатаных полос из низкоуглеродистой стали, предназначенных для изготовления деталей автомобиля методом штамповки.

Одним из определяющих качеств автолиста является его способность к вытяжке при штамповке деталей автомобиля. Холоднокатаные полосы с повышенной прочностью и высокой способностью к вытяжке в зависимости от класса прочности должны соответствовать определенному комплексу механических свойств, например, согласно требованиям европейских стандартов SEW 093-87 и EN 10268-06 (таблица 1).

Таблица 1
Стандарт Класс прочности Кпр* Марка Предел текучести σ0,2 (Rel), Н/мм2 Временное сопротивление σв (Rm), Н/мм2 Относительное удлинение δ80, %, не менее
SEW 093-87 260 ZStE260 260-340 350-450 24
300 ZStE300 300-380 380-480 22
340 ZStE340 340-440 410-530 20
380 ZStE380 380-500 460-600 18
420 ZStE420 420-540 480-620 16
EN 10268-06 260 HC260LA 260-330 350-430 26
300 HC300LA 300-380 380-480 23
340 HC340LA 340-420 410-510 21
380 HC380LA 380-480 440-560 19
420 HC420LA 420-520 470-590 17
Примечание: * Класс прочности заложен в наименование марки по указанным стандартам. Числовое значение соответствует минимальному пределу текучести.

Известен способ производства холоднокатаной полосы из низкоуглеродистой стали, включающий холодную прокатку и рекристаллизационный отжиг рулонов с нагревом до промежуточной температуры 450-550°С и окончательным нагревом до температуры отжига 700-730°С, выдержкой и охлаждением, причем нагрев до промежуточной температуры проводят со средней скоростью 60-160°С/ч, после чего проводят нагрев со скоростью 7-9°С/ч до температуры 570-630°С, окончательный нагрев ведут со скоростью 30-50°С/ч, а продолжительность выдержки при температуре отжига устанавливают равной 12-18 часов [Патент РФ №2312906, МПК C21D 8/04, 20.12.2007].

Недостатками известного способа являются высокая температура отжига при двухступенчатом нагреве, что приводит к повышенному расходу энергоресурсов; высокая температура распаковки, что может вызвать окисление поверхности холоднокатаной полосы; способ не позволяет обеспечить уровень механических свойств с повышенным классом прочности от 260 до 420.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатом является способ производства листовой углеродистой стали, включающий рекристаллизационный отжиг стопы рулонов в колпаковой печи с нагревом стопы рулонов от температуры 190-210°С, который ведут со средней скоростью не выше 72°С/ч до температуры отжига 670-710°С и охлаждение до температуры 650-680°С за время 7-15 ч, по истечении которого охлаждение завершают с произвольной скоростью [Патент РФ №2309990, МПК C21D 8/04, C21D 1/26, 20.06.2007].

Недостатками известного способа являются высокая температура отжига, нерегламентированное время выдержки, что приводит к повышенному расходу энергоресурсов, кроме того, способ не позволяет обеспечить уровень механических свойств с повышенным классом прочности от 260 до 420.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в снижении расхода энергоресурсов и гарантированном получении на холоднокатаном прокате требуемого комплекса механических свойств с повышенным классом прочности от 260 до 420.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе рекристаллизационного отжига рулонов из стальных холоднокатаных полос по одностадийному режиму в колпаковой печи с защитной атмосферой, включающем нагрев стопы рулонов от температуры 190-210°С до температуры начала отжига, выдержку при понижении температуры до температуры конца отжига, отключение нагрева, снятие нагревательного колпака, охлаждение под муфелем, распаковку и последующее охлаждение на воздухе, согласно изобретению нагрев стопы рулонов от температуры 190-210°С ведут со скоростью 25-80°С/ч до температуры начала отжига 610-670°С, осуществляют выдержку продолжительностью 7-36 часов при понижении температуры до температуры конца отжига 580-640°С, при этом температура начала отжига на 20-40°С выше температуры конца отжига, затем с температуры не более 550°С осуществляют ускоренное охлаждение под муфелем с продувкой его холодным защитным газом, распаковку производят при температуре не более 120°С. Кроме того, что после отключения нагрева охлаждение стопы рулонов осуществляют под нагревательным колпаком в течение не более 13 часов.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в использовании низкотемпературного отжига с высокой скоростью нагрева до температуры начала отжига при одностадийном режиме, причем при температуре начале отжига на 20-40°С выше температуры конца отжига, за счет этого нагрев рулонов более интенсивный, и это приводит к сокращению времени выдержки при отжиге, рулоны успевают прогреться по всему объему. В процессе выдержки количество включенных горелок минимизировано, что приводит к снижению расхода энергоресурсов.

Нагрев от 190-210°С со скоростью 25-80°С/ч до температуры начала отжига позволяет равномерно прогреть садку рулонов. При скорости нагрева менее 25°С удлиняется продолжительность цикла нагрева, увеличивается расход энергоресурсов. При скорости нагрева более 80°С возрастает неравномерность прогрева рулонов, формируется неравномерная микроструктура, пластические свойства на холоднокатаном прокате получаются ниже допустимого уровня.

Экспериментально установлено, что при температуре конца отжига от 580 до 640°С с выдержкой от 7 до 36 часов достигается на холоднокатаном прокате требуемый комплекс механических свойств с классом прочности от 260 до 420. При температуре отжига менее 580°С и выдержке менее 7 часов замедляются процессы рекристаллизации, пластические свойства на холоднокатаном прокате получаются ниже допустимого уровня. При температуре отжига выше 670°С прочностные свойства на прокате получаются ниже допустимого уровня. Выдержка при отжиге более 36 часов приводит к необоснованному расходу энергоресурсов.

Ускоренное охлаждение под муфелем производят при температуре не более 550°С. Замедленное охлаждение под муфелем до температуры не более 550°С позволяет полностью завершить первичную и собирательную рекристаллизацию ферритных зерен, позволяет получить необходимую равномерную микроструктуру и требуемый уровень механических свойств. При замедленном охлаждении под муфелем до температуры более 550°С не достигается получение заданных параметров микроструктуры и механических свойств проката.

При температуре распаковки не более 120°С отсутствует окисление поверхности холоднокатаного проката при его дальнейшем охлаждении, в противном случае поверхность проката окисляется.

При охлаждении рулонов под нагревательным колпаком с выключенными горелками не более 13 часов происходит выравнивание температуры по всему объему рулона, а также всей садки, устраняется перепад температур. На холоднокатаной полосе достигается необходимая пластичность при повышенной прочности. Увеличение времени более 13 часов приводит к необоснованному увеличению продолжительности охлаждения.

Примеры реализации способа

В таблице 2 приведены технологические режимы отжига в колпаковой печи и механические свойства опытных плавок.

Рулоны из холоднокатаных полос марки HC260LA устанавливают в стопу на стенд колпаковой муфельной печи с газовым отоплением. В подмуфельное пространство подают водородную защитную атмосферу, производят нагрев стопы рулонов при максимальной подаче топлива до температуры 200°С. Затем со скоростью нагрева 60°С/ч продолжают нагрев рулонов до температуры начала отжига 650°С. По достижении температуры начала отжига уменьшают подачу топлива за счет сокращения количества включенных горелок, при этом температура конца отжига достигает 620°С по истечении времени выдержки 18 часов. Отключают нагрев. Далее охлаждение производят под нагревательным колпаком в течение 8 часов. Снимают нагревательный колпак. Охлаждение под муфелем производят до 500°С, далее производят ускоренное охлаждение под муфелем с продувкой холодного защитного газа. Распаковку производят при температуре 90°С.

Применение изобретения позволяет получить на холоднокатаном прокате требуемый комплекс механических свойств с повышенным классом прочности от 260 до 420.

1. Способ рекристаллизационного отжига рулонов из стальных холоднокатаных полос по одностадийному режиму в колпаковой печи с защитной атмосферой, включающий нагрев стопы рулонов от температуры 190-210°С до температуры начала отжига, выдержку при понижении температуры до температуры конца отжига, отключение нагрева, снятие нагревательного колпака, охлаждение под муфелем, распаковку и последующее охлаждение на воздухе, отличающийся тем, что нагрев стопы рулонов от 190-210°С ведут со скоростью 25-80°С/ч до температуры начала отжига 610-670°С, осуществляют выдержку продолжительностью 7-36 ч при понижении температуры до температуры конца отжига 580-640°С, при этом температура начала отжига на 20-40°С выше температуры конца отжига, затем с температуры не более 550°С осуществляют ускоренное охлаждение под муфелем с продувкой его холодным защитным газом, распаковку производят при температуре не более 120°С.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что после отключения нагрева охлаждение стопы рулонов осуществляют под нагревательным колпаком не более 13 ч.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к термической обработке холоднокатаного низкоуглеродистого проката, предназначенного для сложной и весьма глубокой вытяжки (СВ и ВГ).
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к производству тонколистовой холоднокатаной рулонной стали толщиной до 0,5 мм. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к производству черной жести из малоуглеродистой стали. .
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к технологии термообработки низкоуглеродистой тонколистовой стали. .

Изобретение относится к области термообработки, в частности к отжигу холоднокатаной полосовой малоуглеродистой стали. .
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к изготовлению холоднокатаной листовой стали с глянцевой поверхностью. .
Изобретение относится к термообработке стали, в частности к отжигу рулонных полос в колпаковых печах. .
Изобретение относится к области термической обработки, в частности отжигу тонколистового проката, предназначенного для глубокой вытяжки. .
Изобретение относится к области термической обработки, в частности к рекристаллизационному отжигу холоднокатаной рулонной ленты из ст.65Г. .
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для термообработки рулонов холоднокатаных полос из малоуглеродистой стали, стабилизированной алюминием, в колпаковой муфельной печи с газовым отоплением и водородной защитной атмосферой.

Изобретение относится к области металлургии, конкретно к технологии производства горячеоцинкованной полосы повышенной прочности, предназначенной для изготовления деталей автомобиля методом штамповки.

Изобретение относится к области металлургии, конкретно к технологии производства холоднокатаной полосы, предназначенной для изготовления деталей автомобиля методом штамповки.

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к производству холоднокатаных полос, предназначенных для изготовления кузовных деталей автомобилей штамповкой.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к производству низкоуглеродистой холоднокатаной стали, применяемой для изготовления деталей особо сложной формы.

Изобретение относится к изготовлению горячекатаных или холоднокатаных деталей. .

Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству листов из высокопрочной стали, применяемых в автомобильной промышленности. .
Изобретение относится к области металлургии, в частности к технологии получения горячекатаного подката тонких толщин из стали для последующей переработки в холоднокатаную полосу для эмалирования.
Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству мягкой черной жести с твердостью HR30T 51±3, предназначенной для лужения. .

Изобретение относится к области металлургии
Наверх