Способ газоснабжения населенных пунктов


 


Владельцы патента RU 2458283:

Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - Газпром ВНИИГАЗ" (RU)

Изобретение относится к способам газоснабжения городов и населенных пунктов с использованием морских танкеров-газовозов. Способ газоснабжения населенных пунктов включает подачу под давлением сжиженного природного газа из резервуаров в регазификатор. Упомянутые резервуары и регазификатор расположены на борту пришвартованного к прибрежной зоне танкера-газовоза. После попадания в регазификатор сжиженный природный газ преобразуется в газообразный, после чего осуществляется его дальнейшая подача из регазификатора по морскому газопроводу к береговым компрессорным установкам. Последние соединены с газотранспортной системой подачи природного газа потребителям. Береговыми компрессорными установками природный газ подается в газотранспортную систему и/или в подземное хранилище природного газа. Последнее сооружено на суше и соединено с упомянутой газотранспортной системой газопроводами закачки и отбора природного газа. По окончании разгрузки танкера газопровод закачки газа отключают и продолжают дальнейшую подачу природного газа из подземного хранилища в газотранспортную систему потребителям через указанный газопровод отбора природного газа. Обеспечивается повышение эффективности способа за счет ускорения разгрузки танкеров-газовозов, снижение их простоев при разгрузке и достижение надежного и устойчивого газоснабжения потребителей. 1 ил.

 

Изобретение относится к способам газоснабжения городов и населенных пунктов с использованием, например, морских танкеров-газовозов.

Известен способ газоснабжения населенных пунктов, осуществляемого танкерами-газовозами после их пришвартовки к прибрежной зоне, включающий подачу погружными насосами высокого давления сжиженного природного газа из резервуаров-хранилищ в регазификатор-испаритель, причем насосы, резервуары-хранилища и регазификатор-испаритель расположены на борту указанного танкера-газовоза, преобразование сжиженного природного газа в регазификаторе-испарителе и дальнейшую подачу природного газа в газообразном виде под высоким давлением из регазификатора по морскому газопроводу к береговым компрессорным установкам, соединенным с газотранспортной системой подачи природного газа потребителям (WO 99/47869, МПК В63В 25/12, опубл. 23.09.1999).

Преимуществом известного способа является упрощение и удешевление технологии и системы разгрузки танкера за счет преобразования СПГ в газообразный газ на борту танкера и подачи его с танкера непосредственно в береговую газотранспортную систему потребителя, при этом исключается необходимость сооружения и использования дорогостоящего приемного терминала с хранилищем СПГ и регазификаторами на берегу.

Однако данный способ наряду с преимуществами обладает и рядом следующих недостатков:

- весьма ограниченная область применения из-за малых объемов суточного потребления газа населенными пунктами (примерно от 1 до 5 млн. норм. м3 в сутки) в сравнении с объемом газа, доставляемого танкерами-газовозами (от 12 до 150 млн. норм. м3). В результате, во избежание дорогостоящих и длительных простоев танкеров при разгрузке приходится использовать малотоннажные танкеры вместо более эффективных крупнотоннажных танкеров, что в свою очередь приводит или к увеличению количества танкеров-газовозов для обеспечения надежного газоснабжения потребителя или к вынужденному выполнению только разовых (спотовых) поставок газа;

- неэффективность использования современных крупнотоннажных танкеров из-за длительных простоев при разгрузке (до одного месяца и более), что снижает количество рейсов танкеров в год и приводит к существенному удорожанию известного способа.

Отмеченные недостатки снижают эффективность данного способа, сужают и сводят область его применения только к спотовым поставкам газа, то есть этот способ имеет только локальное применение и не является надежным и эффективным средством устойчивого газоснабжения городов и населенных пунктов.

Технический результат, на достижение которого направлено заявленное техническое решение, заключается в повышении эффективности способа за счет ускорения разгрузки танкеров-газовозов, снижения их простоев при разгрузке, применения для морской доставки СПГ потребителям современных, более эффективных крупнотоннажных танкеров и достижения надежного и устойчивого газоснабжения потребителей.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в заявленном способе газоснабжения населенных пунктов, включающем подачу под давлением сжиженного природного газа из резервуаров в регазификатор, расположенных на борту пришвартованного к прибрежной зоне танкера, преобразование сжиженного природного газа в регазификаторе в газообразный и дальнейшую подачу его из регазификатора по морскому газопроводу к береговым компрессорным установкам, соединенным с газотранспортной системой подачи природного газа потребителям, согласно изобретению природный газ береговыми компрессорными установками подают в указанную газотранспортную систему потребителям и/или в подземное хранилище природного газа, сооруженное на суше и соединенное с упомянутой газотранспортной системой газопроводами закачки и отбора природного газа, причем по окончании разгрузки танкера газопровод закачки газа отключают и продолжают дальнейшую подачу природного газа из подземного хранилища в газотранспортную систему потребителям через указанный газопровод отбора природного газа.

Сущность заявленного технического решения поясняется чертежом, на котором в качестве одного из возможных вариантов изображена принципиальная схема реализации предлагаемого способа.

На чертеже показан танкер-газовоз 1, содержащий резервуары-хранилища 2 СПГ и регазификатор-испаритель 3, соединенные между собой газопроводом 4. Танкер-газовоз 1 пришвартован к морской платформе 5 и соединен с ней на период разгрузки гибким газопроводом 6. Платформа 5 соединена морским газопроводом 7 с береговыми компрессорными установками 8 и далее от них - с газотранспортной системой 9 потребителя. По маршруту следования газотранспортной системы 9, на суше, как в прибрежной зоне, так и, возможно, на значительном удалении от нее, размещено подземное хранилище газа (ПХГ) 10 с эксплуатационными скважинами 11, которые соединены с газотранспортной системой 9 газопроводами 12 и 13 соответственно закачки и отбора газообразного природного газа. Газопроводы 12 и 13 оснащены задвижками 14, 15 и 16, газотранспортная система 9 - задвижками 17 и 18. Кроме того, на чертеже показаны компрессорные установки 19, соединенные газопроводами 12 закачки газа со скважинами ПХГ 10 и газотранспортной системой 9.

Описанная принципиальная схема реализации предлагаемого способа функционирует следующим образом.

После пришвартовки танкера-газовоза 1 к прибрежной зоне и закрепления его гибкого газопровода 6, например, к платформе 5, соединенной морским газопроводом 7 с береговым оборудованием 8, СПГ погружными насосами под высоким давлением перекачивают из резервуаров-хранилищ 2 по газопроводу 4 в регазификатор-испаритель 3. В регазификаторе-испарителе 3, в котором в качестве теплообменной среды используется экологически чистая морская вода, происходит регазификация СПГ в природный газ высокого давления, который по гибкому газопроводу 6 через платформу 5 и морской газопровод 7 поступает к береговым компрессорным установкам 8. Далее открывают задвижки 17, 14, 15, 18 и компрессорными установками 8 преобразованный в регазификаторе 3 природный газ в газообразном состоянии подают по газотранспортной системе 9 к потребителю и одновременно по газопроводу закачки 12 и скважины 11 в подземное хранилище газа 10, используя при этом компрессорные установки 19 для повышения давления закачки газа в ПХГ 10. После окончания разгрузки танкера 1 гибкий газопровод 6 отсоединяют от платформы 5 и танкер 1 отправляется к месту назначения. Одновременно с окончанием разгрузки танкера заканчивается и процесс закачки преобразованного в регазификаторе 3 природного газа в ПХГ 10, после чего задвижки 14, 15, 17 и 18 закрывают, а задвижку 16 на газопроводе отбора газа 13 из ПХГ 10 открывают. В результате газ продолжает поступать к потребителю по газопроводу отбора газа 13, но уже из ПХГ 10, обеспечивая бесперебойность газоснабжения потребителей до последующей пришвартовки следующего танкера-газовоза 1.

Предлагаемый способ позволяет за счет применения в технологической схеме газоснабжения потребителей морских танкеров-газовозов с установками регазификации перевозимого СПГ вновь превращать СПГ в природный газ в газообразном состоянии и в сочетании с береговым подземным хранилищем природного газа повысить надежность и устойчивость системы газоснабжения при меньших капитальных и эксплуатационных затратах в сравнении с затратами на создание традиционных приемных терминалов СПГ.

Реализация предлагаемого способа также позволит:

- использовать танкеры-газовозы всех типоразмеров различной газовместимости и в первую очередь крупнотоннажных судов;

- свести к минимуму простой танкеров-газовозов при разгрузке;

- увеличить количество рейсов танкеров-газовозов и объем реализации газа.

Вышеуказанные преимущества предлагаемого способа особенно важны в связи с тем, что только за последнее десятилетие число стран как производителей, так и импортеров СПГ выросло вдвое, а рынок СПГ занимает уже более 25% от объема мировой торговли газом и продолжает расти примерно на 7% ежегодно.

Способ газоснабжения населенных пунктов, включающий подачу под давлением сжиженного природного газа из резервуаров в регазификатор, расположенных на борту пришвартованного к прибрежной зоне танкера, преобразование сжиженного природного газа в регазификаторе в газообразный и дальнейшую подачу его из регазификатора по морскому газопроводу к береговым компрессорным установкам, соединенным с газотранспортной системой подачи природного газа потребителям, отличающийся тем, что природный газ береговыми компрессорными установками подают в указанную газотранспортную систему потребителям и/или в подземное хранилище природного газа, сооруженное на суше и соединенное с упомянутой газотранспортной системой газопроводами закачки и отбора природного газа, причем по окончании разгрузки танкера газопровод закачки газа отключают и продолжают дальнейшую подачу природного газа из подземного хранилища в газотранспортную систему потребителям через указанный газопровод отбора природного газа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам введения ингибирующих веществ в газопроводы и может быть использовано при ингибировании образования гидратов газа в трубопроводе, применяемом для транспортирования газообразных углеводородов.

Изобретение относится к области транспортировки гелия и других газов от месторождений удаленным потребителям. .

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности, в частности к системам утилизации и использования попутных нефтяных и сырых природных газов в энергетике.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту газа и может быть использовано на магистральных газопроводах, на шлейфах и коллекторах газовых месторождений для утилизации конденсата.

Изобретение относится к области транспортировки гелия и углеводородной продукции от месторождений потребителям. .

Изобретение относится к транспортировке природного газа по магистральным газопроводам (далее МГ) и может быть использовано при капитальных ремонтах МГ с целью откачки газа из отключенного участка МГ для проведения ремонтных работ.

Изобретение относится к области нефтегазовой промышленности, а именно транспортировке природного газа. .

Изобретение относится к области газодобывающей промышленности и может быть использовано для перекачки газа при проведении ремонтных и профилактических работ на магистральных газопроводах.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту газа и может быть использовано на магистральных газопроводах, на шлейфах и коллекторах газовых месторождений для утилизации конденсата.

Изобретение относится к очистке газов и может быть использовано для очистки газов в системах газоснабжения, а именно для очистки газа и удаления конденсата водяных паров и углеводородов

Изобретение относится к газовой промышленности и может быть использовано для транспортировки газа по магистральным газопроводам, а также к электротехнической промышленности для передачи электроэнергии

Изобретение относится к области транспортировки гелия и природного газа от месторождений потребителям. Удаленным потребителям общий поток добываемого с месторождения гелиесодержащего природного газа до транспортировки его в двухниточный магистральный газопровод направляют на установку для комплексной подготовки газа с последующим разделением его на два потока. Один поток по одной нитке газопровода направляют на технологические установки для производства гелиевого концентрата, из которых выделенный гелиевый концентрат в полном объеме закачивают в гелиехранилища, а очищенный от гелия товарный природный газ транспортируют по газопроводу потребителям. Второй поток транзитом транспортируют по другой нитке газопровода непосредственно на газоперерабатывающий завод конечного потребителя по производству, хранению и реализации чистого гелия, товарного природного газа и продуктов газохимии. Техническим результатом является повышение эффективности и надежности способа транспортировки природного гелиесодержащего газа от месторождений до удаленного потребителя. 1 ил.

Изобретение относится к энергосберегающим технологиям транспорта газа и может быть использовано при создании автоматизированной системы управления технологическим процессом магистрального газопровода на компрессорных станциях. Температура и давление компримированного газа на выходе всех компрессорных станций в начале каждого линейного участка магистрального газопровода измеряют и автоматически регулируют из условия поддержания их на оптимальном уровне в соответствии с заданными значениями и величинами возмущающих внешних воздействий, действующих на параметры потока газа в трубопроводе. Техническим результатом является повышение энергоэффективности транспорта газа. 1 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Газово-поршневой электрогенератор, состоящий из двигателя (11) с низкой газовой концентрацией менее 30%, электрогенератора (12), системы (1) доставки мелкодисперсной водяной пыли, устройства (2) для охлаждения испарителя воды, электрического перекидного клапана (3), клапана-регулятора (4) давления, смесителя (5), температурного контроллера (6), переключателя датчика (7) тепловой нагрузки, камеры (8) сгорания газового двигателя, воздушного фильтра (9) и клапана (10) регулятора скорости. Система (1) доставки мелкодисперсной водяной пыли последовательно соединена с устройством (2) для охлаждения испарителя воды, электрическим перекидным клапаном (3) и двигателем (11). Клапан-регулятор (4) давления, смеситель (5), воздушный фильтр (9), клапан (10) регулировки скорости, переключатель датчика (7) тепловой нагрузки, камера (8) сгорания газового двигателя соединены с двигателем (11). Температурный контроллер (6) соединен электрической цепью со смесителем (5) и переключателем датчика (7) тепловой нагрузки. Электрогенератор (12) соединен с двигателем (11). Технический результат заключается в полном использовании угольного газа и снижении выбросов парниковых газов. 7 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к магистральному трубопроводному транспорту, предназначенному, преимущественно, для транспортировки газа. Газопровод содержит линейные участки труб для перемещения транспортируемого газа от входа названного участка к его выходу, при этом, по меньшей мере, на части линейных участков установлена бесшовная труба, длина которой равна длине этого участка, которая выполнена из стекло - или углепластика, и имеет внутренний диаметр не менее 2500 мм. Технический результат - увеличение производительности магистрального газопровода, повышение его срока службы, снижение затрат на его сооружение. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Использование: очистка топливного газа от конденсата тяжелых углеводородов (C5-C15) и примесей с выделением легких фракций (C1-C4) для применения в когенерирующих установках. Установка содержит приемную газовую линию 1, входной трубопровод 2, охлаждающую камеру 3, смеситель 4, сепаратор 5, накопитель конденсата 6, вихревую трубу 7 и выкидную газовую линию 8. Приемная газовая линия 1 посредством входного трубопровода 2, проходящего через охлаждающую камеру 3, соединена с первым входом 9 смесителя 4. Второй вход 10 смесителя 4 соединен с выходом по газу 11 сепаратора 5, выход по конденсату 12 которого соединен с накопителем конденсата 6. Выход смесителя 4 соединен с входом 13 вихревой трубы 7, выход горячего потока 14 которой соединен с входом сепаратора 5. Выход холодного потока 15 вихревой трубы 7 соединен через регулирующий клапан 16 с выкидной газовой линией 8 и через регулирующий клапан 17 с входом 18 охлаждающей камеры 3, выход 19 которой соединен с выкидной газовой линией 8. Технический результат - повышение степени очистки газа от конденсатообразующих фракций. 1 ил.

Способ предназначен для откачки газа из отключенного участка газопровода для проведения ремонтных работ. Способ включает подачу газа в сопло газового эжектора и перекачку этим газовым эжектором газа из отключенного участка газопровода в параллельную нитку или в участок, следующий за отключенным участком, при этом к отключенному участку газопровода дополнительно подключают жидкостно-газовый эжектор, сопло которого сообщено с гидронасосом, а выход из жидкостно-газового эжектора через сепаратор сообщают с параллельной ниткой газопровода или с участком газопровода, следующим за отключенным участком, при этом вход в гидронасос сообщают с емкостью с жидкостью, размещенной под сепаратором, после чего по мере уменьшения интенсивности откачки отключают газовый эжектор и производят откачку газа из отключенного участка газопровода жидкостно-газовым эжектором, включив подачу жидкости на его сопло. Технический результат - обеспечение полной откачки газа из отключенного участка. 1 ил.

Изобретение относится к газовой промышленности. Установка содержит газопровод, газоход (2), продувочные свечи, состоящие из запорного устройства, выводящей трубы и оголовка (5), и решетчатую опорную мачту (3) для крепления и поддерживания газохода. Вертикальные стойки (4) решетчатой опорной мачты выполнены из металлического полого профиля замкнутого сечения. В качестве выводящей трубы продувочной свечи использована вертикальная стойка решетчатой опорной мачты газохода, которая посредством патрубка присоединена к газопроводу. Обеспечивается уменьшение материалоемкости газовой установки. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх