Энергоустановка на топливных элементах


 


Владельцы патента RU 2462798:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии" (ФГУП "ЦНИИ СЭТ") (RU)

Изобретение относится к энергоустановкам на топливных элементах, предназначенных для использования как в качестве источника бесперебойного питания, так и полностью автономного источника. Техническим результатом является универсальность установки, возможность ее длительной и надежной работы как при нестабильной внешней сети, так и при ее полном отсутствии, высокая экономичность. Согласно изобретению энергоустановка снабжена клеммами для подключения внешней электрической сети, тумблером, датчиком напряжения сети, контактором с двумя группами контактов на переключение, коммутационным элементом на замыкание и маломощным источником бесперебойного питания. Введение дополнительных элементов обеспечивает преобразование автономной энергоустановки в источник бесперебойного питания с генератором на топливных элементах в качестве резервного источника и, как следствие, существенное увеличение временного ресурса. 1 ил.

 

Изобретение относится к энергоустановкам на топливных элементах.

Известна энергоустановка на топливных элементах (патент США №2006/0280977, МПК H01M 8/04, 2006), содержащая генератор на топливных элементах, инвертор, датчик напряжения генератора, систему автоматического управления и контроля, аккумуляторные батареи и коммутационные элементы. Недостаток энергоустановки заключается в ее неспособности работать совместно с внешней электрической сетью в режиме источника бесперебойного питания.

Известно устройство сервисного байпаса (патент США №2010/0187908, МПК H02J 9/04, 2010), повышающее безопасность и эффективность работы источника бесперебойного питания. Оно содержит источник питания, нагрузку, управляемые коммутационные элементы и источник бесперебойного питания, включающий в себя аккумулятор, зарядное устройство, инвертор, интерфейс дистанционного управления, развязывающие диоды, согласующие преобразователи AC-DC, DC-DC. Недостаток устройства заключается в ограниченности времени работы источника бесперебойного питания при пропадании внешней сети, а также в необходимости согласующих преобразователей.

За прототип взята энергоустановка на топливных элементах (патент RU 2382445, МПК H01M 8/04, 2009), содержащая генератор на топливных элементах, инвертор, датчик напряжения генератора, систему автоматического управления и контроля, блок аккумуляторных батарей, зарядное устройство, развязывающие диоды, три контактора, кнопку включения и коммутационные элементы. Недостатком устройства является невозможность работы энергоустановки совместно с внешней электрической сетью в режиме источника бесперебойного питания при длительных пропаданиях внешней сети.

Предлагаемая энергоустановка обладает универсальными характеристиками и может работать длительное время как в режиме источника бесперебойного питания, так и в режиме автономного источника без внешней сети.

Энергоустановка, схема которой представлена на фиг.1, содержит генератор на топливных элементах 1, инвертор 2, датчик выходного напряжения генератора 3, подключенный к входу системы автоматического управления и контроля 4, блок аккумуляторных батарей 5, зарядное устройство 6, два развязывающих диода 7, 8, объединенный катод которых подключен к входу инвертора 2, и три контактора 9,10, 11. Контакты на замыкание 12 контактора 9 включены между генератором 1 и анодом диода 7. Входы контактов на замыкание 13 и контактов на размыкание 14 контактора 10 подключены к блоку 5, а выходы - соответственно к аноду диода 8 и к выходу устройства 6, вход которого связан с входами контактов на замыкание 15 контактора 11. С выходами контактов 15 соединена внешняя нагрузка 16. Управляющие катушки контакторов 9, 11 через соответствующие коммутационные элементы на замыкание 17,18 подключены к входам контактов 15 контактора 11. Управляющая катушка контактора 10 через параллельно-последовательно соединенные кнопку включения энергоустановки 19, вспомогательный контакт 20 контактора 10, третий коммутационный элемент на замыкание 21 и коммутационный элемент на размыкание 22 подсоединена к блоку 5. Управляющие входы элементов 17, 18, 21, 22 и потребителей собственных нужд генератора на топливных элементах 23 (электромагнитные клапаны, нагреватели, насосы, вентиляторы, датчики и т.д.) связаны с выходами системы 4.

Энергоустановка снабжена клеммами 24 для подключения внешней электрической сети, подсоединенными через тумблер 25 к датчику напряжения сети 26, четвертым контактором 27 с двумя группами контактов на переключение 28, четвертым коммутационным элементом на замыкание 29 и маломощным источником бесперебойного питания 30.

Управляющая катушка контактора 27 через элемент 29 подключена к выходу инвертора 2. Питающий вход системы 4 соединен с выходом источника 30, вход которого подключен к входам контактов 15 контактора 11. Входы контактов 15 соединены с выходами групп контактов 28 контактора 27. Входные нормально замкнутые и нормально разомкнутые контакты 28 контактора 27 подключены соответственно к тумблеру 25 и выходу инвертора 2. Управляющий вход элемента 29 и выход датчика 26 подсоединены к системе 4.

Энергоустановка работает следующим образом. При наличии внешней электрической сети, подключенной к клеммам 24, и замыкании тумблера 25 к датчику 26, входам зарядного устройства 6, источника бесперебойного питания 30 и к потребителям собственных нужд 23 прикладывается напряжение внешней сети. Одновременно с этим начинается подзаряд блока аккумуляторных батарей 5 от устройства 6. При нажатии кнопки включения на источнике 30 от него на систему автоматического управления и контроля 4 поступает гарантированное напряжение питания. Датчик 26 информирует систему 4 о наличии внешней сети. После этого система 4 замыкает элемент 18, вызывая срабатывание контактора 11, замыкающего контакты 15 и подключающего нагрузку 16 к сети.

При пропадании внешней сети датчик 26 подает в систему 4 соответствующий сигнал, под действием которого она замыкает элемент 21, вызывая срабатывание контактора 10, отключающего контактами 14 от устройства 6 блок 5 и подключающего его контактами 13 через диод 8 к входу инвертора 2. На выходе инвертора 2 появляется переменное напряжение. После этого система 4 замыкает элемент 29, вызывая срабатывание контактора 27, переключающего контактами 28 нагрузку 16 с внешней электрической сети на выходное напряжение инвертора 2. Источник 30 на время указанных переключений обеспечивает надежное питание системы 4. Одновременно с этим по заданному алгоритму система 4 начинает поэтапное подключение потребителей собственных нужд 23, обеспечивающих перевод генератора 1 из холодного состояния в рабочее. По завершении перевода датчик 3 сигнализирует системе 4 о наличии номинального напряжения генератора 1. Система 4 замыкает элемент 17, вызывая срабатывание контактора 9, подключающего своими контактами 12 через диод 7 генератор 1 к входу инвертора 2. С небольшой задержкой система 4 размыкает элемент 22, выключающий контактор 10, который контактами 13 отключает блок 5 от входа инвертора 2, а контактами 14 возвращает его в режим подзаряда от устройства 6. При этом произошедшие переключения на выходном напряжении инвертора 2 никак не отражаются. Длительность работы энергоустановки от генератора 1 во много раз превосходит длительность ее работы от блока 5, что позволяет резервировать нестабильные сети с большими перерывами в работе. Возникающий в выходном напряжении энергоустановки перерыв при переключении с внешней сети на инвертор 2 составляет доли секунды и для большинства видов нагрузок не существенен. Для системы 4, наиболее чувствительной к сбоям в питании, бесперебойное питание обеспечивается маломощным источником 30, не реагирующим на кратковременные перерывы в питании.

При возобновлении питания от внешней сети датчик 26 сигнализирует об этом, а система 4 размыкает элемент 29, отключая контактор 27, контакты 28 которого переключают нагрузку 16 с выхода инвертора 2 на внешнюю сеть. После этого система 4 размыкает элемент 17, обесточивая контактор 9, и отключает его контактами 12 генератор 1 от входа инвертора 2. По заданному алгоритму, управляя потребителями 23, система 4 переводит генератор 1 из рабочего состояния в холодное.

Энергоустановка может эксплуатироваться и в автономном режиме без внешней электрической сети. При этом ее включение осуществляется нажатием кнопки 19 и кнопки включения на источнике 30.

К достоинствам рассмотренной энергоустановки относится ее способность работать при любых соотношениях величин напряжения внешней сети и генератора 1, а также высокий КПД, обусловленный тем, что инвертор 2 работает только в режимах без внешней сети.

Для повышения быстродействия переключения энергоустановки из одного режима в другой вместо контактора 27 может быть применено твердотельное реле.

Таким образом, предлагаемая энергоустановка обеспечивает длительную автономную работу при отсутствии внешней сети, характеризуется повышенной экономичностью и обладает универсальным принципом построения.

Энергоустановка на топливных элементах, содержащая генератор на топливных элементах, инвертор, датчик выходного напряжения генератора, подключенный к системе автоматического управления и контроля, блок аккумуляторных батарей, зарядное устройство, два развязывающих диода, объединенный катод которых подключен к входу инвертора, три контактора, контакты на замыкание первого из которых включены между генератором на топливных элементах и анодом первого развязывающего диода, входы контактов на замыкание и размыкание второго контактора подключены к блоку аккумуляторных батарей, а выходы - соответственно к аноду второго развязывающего диода и к выходу зарядного устройства, вход которого связан с входами контактов на замыкание третьего контактора, с выходами контактов которого соединена внешняя нагрузка, управляющие катушки первого и третьего контакторов через соответствующие коммутационные элементы на замыкание подключены к входам контактов третьего контактора, а управляющая катушка второго контактора через параллельно-последовательно соединенные кнопку включения энергоустановки, вспомогательный контакт второго контактора, третий коммутационный элемент на замыкание и коммутационный элемент на размыкание подсоединена к блоку аккумуляторных батарей, а управляющие входы всех коммутационных элементов и потребителей собственных нужд связаны с выходами системы автоматического управления и контроля, отличающаяся тем, что энергоустановка снабжена клеммами для подключения внешней электрической сети, подсоединенными через тумблер к датчику напряжения сети, четвертым контактором с двумя группами контактов на переключение, четвертым коммутационным элементом на замыкание и маломощным источником бесперебойного питания, причем управляющая катушка четвертого контактора через четвертый коммутационный элемент подключена к выходу инвертора, питающий вход системы автоматического управления и контроля соединен с выходом источника бесперебойного питания, вход которого подключен к входам контактов третьего контактора, соединенным с выходами групп контактов четвертого контактора, входные нормально замкнутые и нормально разомкнутые контакты которого подсоединены соответственно к тумблеру и выходу инвертора, а управляющий вход четвертого коммутационного элемента и выход датчика напряжения сети связаны с системой автоматического управления и контроля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе генерирования мощности на топливных элементах. .

Изобретение относится к энергоустановкам на топливных элементах, обеспечивающих резервное электропитание, и может использоваться в самых различных областях науки и техники.

Изобретение относится к набору для заливки топлива и способу заливки жидкого топлива в топливный картридж для запасания жидкого топлива, подлежащего подаче в основной корпус топливного элемента.

Изобретение относится к топливным элементам, в частности к эксплуатации топливного элемента при определенных температурах. .

Изобретение относится к источникам топлива для топливных элементов и, в частности, к источникам топлива, минимизирующим давление внутри камеры источников топлива. .

Изобретение относится к узлу подачи топлива для системы топливных элементов, который, в частности, пригоден для использования на воздушном судне. .

Изобретение относится к системе топливных элементов для преобразования энергии из жидкого и газообразного топлива в электрический ток. .

Изобретение относится к конструкции для закрепления батареи плоских твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ), к батарее твердооксидных топливных элементов и способу сжатия батареи.

Изобретение относится к энергетике и может использоваться в автономных, резервных, авиационных энергоустановках. .

Изобретение относится к топливным элементам (ТЭ) с испарительным охлаждением

Изобретение относится к топливному картриджу и системе топливного элемента, которые предназначены для подачи жидкого топлива в топливный элемент

Изобретение относится к системе топливного элемента

Изобретение относится к производству электрической энергии и получению Н2 с использованием углеродсодержащего топлива в топливных элементах

Изобретение относится к топливным элементам

Изобретение относится к когенерационной системе на топливных элементах, предназначенной для получения горячей воды путем рекуперации и использования бросового тепла топливного элемента

Изобретение относится к энергетике и может использоваться в автономных, резервных, авиационных энергоустановках

Изобретение относится к области электрохимической энергетики, а именно к устройствам непосредственного преобразования химической энергии водородосодержащего топлива в электрическую энергию
Наверх