Гондола, оснащенная устройством определения сцепленного состояния сцепляющего устройства

Авторы патента:


Гондола, оснащенная устройством определения сцепленного состояния сцепляющего устройства
Гондола, оснащенная устройством определения сцепленного состояния сцепляющего устройства
Гондола, оснащенная устройством определения сцепленного состояния сцепляющего устройства
Гондола, оснащенная устройством определения сцепленного состояния сцепляющего устройства
Гондола, оснащенная устройством определения сцепленного состояния сцепляющего устройства

 


Владельцы патента RU 2469919:

ЭРСЕЛЬ (FR)

Изобретение относится к области авиации, в частности к мотогондолам самолетов. Гондола содержит переднюю, среднюю и заднюю секции. Задняя секция образована двумя полустворками (9а, 9б), соединяющимися друг с другом посредством сцепляющего устройства (10), приводимого в действие ручкой (13) управления, оснащенной вторичной сцепляющей системой, содержащей блокирующий элемент (19) для блокирования указанной ручки в ее положении обеспечения сцепления. Средняя секция гондолы образована двумя кожухами (22а, 22б), которые выполнены с возможностью перевода между рабочим положением и положением проведения технического обслуживания. Блокирующий элемент состоит из стержня (19), размещенного в ручке управления и оканчивающегося головкой (20). Блокирующий элемент (19) и участок внутренней поверхности одного из двух кожухов (22а, 22б) выполнены с возможностью вхождения в соприкосновение друг с другом с предотвращением закрытия указанного кожуха, если ручка управления не находится в положении обеспечения сцепления и/или если блокирующий элемент не находится в его блокирующем положении. Головка (20) стержня имеет, по меньшей мере, один выступ (21), расположенный перпендикулярно стержню. Выступ (21) головки (20) располагается на пути прохождения заплечика (24) элемента жесткости створки (22а, 22б) при их закрытии. Позволяет обеспечить надежный контроль закрытия замков капотов. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Настоящее изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя.

Летательный аппарат приводится в движение посредством группы турбореактивных двигателей, каждый из которых размещен в соответствующей гондоле, вмещающей также узел вспомогательных исполнительных устройств, которые связаны с работой летательного аппарата и выполняют различные функции при включенном и выключенном состоянии двигателя. Такие вспомогательные исполнительные устройства содержат механическую систему, приводящую в действие реверсоры тяги.

Гондола имеет, как правило, трубчатую структуру. Она содержит воздухозаборник, расположенный перед турбореактивным двигателем, среднюю секцию, охватывающую собой вентилятор турбореактивного двигателя, и заднюю секцию, в которой могут быть размещены средства реверса тяги и которая охватывает камеру сгорания турбореактивного двигателя, причем задняя секция оканчивается обычно соплом, выпускное отверстие которого находится ниже по потоку от турбореактивного двигателя.

Современные гондолы часто рассчитаны на размещение в них двухконтурного турбореактивного двигателя, способного генерировать посредством вращающихся лопастей вентилятора поток горячего воздуха (его также называют первичным потоком), выходящий из камеры сгорания турбореактивного двигателя.

Гондола обычно содержит внешний элемент, называемый внешним неподвижным элементом (ВНЭ), и концентрически установленный внутренний элемент, называемый внутренним неподвижным элементом (ВНЭ), которые образуют кольцевой канал, называемый также трактом, используемый для пропускания потока холодного воздуха (называемого вторичным потоком), циркулирующего с внешней стороны турбореактивного двигателя. Первичный и вторичный потоки выпускаются из турбореактивного двигателя через заднюю часть гондолы.

Таким образом, каждый узел летательного аппарата, ответственный за поступательное движение летательного аппарата, включает в себя гондолу и турбореактивный двигатель и подвешен к какому-нибудь неподвижному элементу летательного аппарата (например, под крылом или на фюзеляже) посредством пилона или стойки, прикрепляемым к турбореактивному двигателю или к гондоле.

Задняя секция внешнего элемента гондолы обычно образована двумя полустворками по существу полуцилиндрической формы, установленными по обе стороны от продольной вертикальной плоскости симметрии гондолы с возможностью перемещения между рабочим положением и положением проведения техобслуживания, при котором обеспечивается доступ к турбореактивному двигателю. Как правило, эти две полустворки установлены с возможностью поворота относительно продольной оси, образующей шарнирное сочленение в верхней части реверсора (в зоне, соответствующей положению часовой стрелки «12 часов»). Указанные полустворки удерживаются в сомкнутом положении посредством сцепляющих устройств, расположенных по линии стыка в нижней части (в зоне, соответствующей положению часовой стрелки «6 часов»).

Обычно две полустворки соединяются друг с другом в зоне передней рамы. В этом случае становится возможным прикреплять заднюю секцию к неподвижной части средней секции посредством по меньшей мере одного сцепляющего устройства, содержащего элемент сцепки, предусмотренный на первой полустворке, ответный элемент сцепки, предусмотренный на второй полустворке, и ручку управления, закрепленную в первой полустворке и соединенную с элементом сцепки при помощи передаточных средств.

Ручка управления выполнена с возможностью попеременного переведения из устойчивого положения обеспечения расцепления, при котором элемент сцепки находится в несцепленном состоянии, в устойчивое положение обеспечения сцепления, при котором элемент сцепки находится в сцепленном состоянии, с прохождением через неустойчивую промежуточную фазу, при которой элемент сцепки находится в сцепленном состоянии.

Упомянутая ручка управления оснащена вторичной сцепляющей системой, содержащей блокирующий элемент, который после его перевода в положение блокировки позволяет блокировать ручку управления в положении обеспечения сцепления. С этой целью ручка управления содержит защелку, которую оператор должен предварительно активизировать, чтобы тем самым обеспечить возможность поворота указанной ручки в ее положение обеспечения сцепления. После достижения последнего оператор может освободить защелку, обеспечив тем самым поступательное перемещение блокирующего элемента в ручке управления и его зацепление с отверстием, расположенным во внутренней части, с целью фиксации ручки управления в положении обеспечения сцепления.

Средняя секция обычно образована по меньшей мере двумя кожухами, установленными с возможностью вращения относительно продольной оси так, что каждый кожух можно переводить между рабочим положением и положением проведения технического обслуживания. Эти кожухи выполнены таким образом, что в рабочем положении их задние концы окружают переднюю раму и, следовательно, закрывают собой ручку управления сцепляющего устройства.

Находясь в положении обеспечения расцепления, ручка управления проходит от линии стыка, расположенной в нижней части, и видна снаружи.

В промежуточном положении ручки или когда блокирующий элемент не находится в блокирующем положении, то есть когда защелка не введена в состояние зацепления, небольшой потери внимания оператора достаточно для того, чтобы он не заметил, что ручка управления находится не в состоянии обеспечения сцепления. Практика показывает, что когда ручка управления находится в промежуточном положении или блокирующий элемент не находится в положении блокировки, кожухи поворачиваются вниз и фиксируются в рабочем положении. Подобная ситуация является опасной благодаря тому, что поскольку ручка управления является неустойчивой в этом положении, элемент сцепки может выйти из состояния зацепления с ответным элементом сцепки под действием внешних напряжений.

Таким образом, цель настоящего изобретения заключается в устранении упомянутых недостатков простым и надежным образом. Для этого предложена гондола турбореактивного двигателя, содержащая переднюю воздухозаборную секцию, среднюю секцию, охватывающую собой вентилятор турбореактивного двигателя, и заднюю секцию, образованную по меньшей мере двумя полустворками, соединяющимися друг с другом посредством по меньшей мере одного сцепляющего устройства, приводимого в действие ручкой управления, оснащенной вторичной сцепляющей системой, содержащей блокирующий элемент, который после его перевода в блокирующее положение обеспечивает возможность блокирования указанной ручки в положении обеспечения сцепления, при этом указанная средняя секция образована по меньшей мере двумя кожухами, которые выполнены с возможностью перевода между рабочим положением и положением проведения технического обслуживания. Заявляемая гондола характеризуется тем, что блокирующий элемент и по меньшей мере один участок внутренней поверхности одного из двух кожухов выполнены с возможностью вхождения в соприкосновение друг с другом с предотвращением закрытия указанного кожуха, если ручка управления не находится в положении обеспечения сцепления и/или если блокирующий элемент не находится в его блокирующем положении.

В результате благодаря настоящему изобретению становится возможным фиксировать гондолу надежным образом без необходимости использования дополнительной ручки управления сцепляющего устройства или, вообще, дополнительного сцепляющего устройства. Данное обстоятельство обеспечивает существенные преимущества с точки зрения массы, габаритов и стоимости гондолы.

В предпочтительном случае блокирующий элемент содержит стержень, который размещен в ручке управления и оканчивается головкой. Этот стержень можно приводить в поступательное перемещение внутри ручки управления, попеременно переводя его из положения, при котором головка выступает из указанной ручки управления, когда последняя находится в положении обеспечения расцепления или промежуточном положении, в положение, при котором головка находится в ручке управления, когда последняя находится в положении обеспечения сцепления.

В предпочтительном случае головка имеет по меньшей мере один выступ. Последний предпочтительно проходит перпендикулярно стержню.

В предпочтительном случае на упомянутом участке внутренней поверхности кожуха предусмотрен по меньшей мере один заплечик, направленный внутрь.

В предпочтительном случае выступ и заплечик выполнены таким образом, что выступ располагается на пути прохождения заплечика, когда кожух поворачивают вниз в направлении его рабочего положения и когда ручка управления не находится в положении обеспечения сцепления и/или блокирующий элемент не находится в блокирующем положении.

В соответствии с особо предпочтительным вариантом изобретения указанный заплечик является частью элемента жесткости, которым снабжена внутренняя поверхность кожуха,

Данное изобретение также относится к летательному аппарату, характеризующемуся тем, что он содержит по меньшей мере одну вышеописанную гондолу.

Далее со ссылкой на прилагаемые чертежи проиллюстрирован пример выполнения изобретения.

Фиг.1 в продольном разрезе схематически изображает заявленную гондолу, находящуюся в закрытом состоянии.

Фиг.2 в аксонометрии изображает заднюю секцию гондолы, показанной на фиг.1.

Фиг.3 в увеличенном масштабе изображает фрагмент сцепляющего устройства, которым оснащена показанная на фиг.2 гондола.

Фиг.4 схематически изображает ручку управления показанного на фиг.3 сцепляющего устройства, находящуюся в положении обеспечения сцепления.

Фиг.5 схематически изображает показанное на фиг.3 сцепляющее устройство в момент, когда кожух входит в соприкосновение с головкой блокирующего элемента.

Как следует из фиг.1, заявленная гондола 1 летательного аппарата содержит внешний элемент 2 (называемый ВНЭ), который в целом известен из уровня техники и ограничивает кольцевой канал 3 вместе с концентрически установленным внутренним элементом 4, охватывающим турбореактивный двигатель (не показан) в задней части вентилятора 5.

Более конкретно, внешний элемент 2 включает в себя переднюю воздухозаборную секцию 6; среднюю секцию 7, окружающую вентилятор 5; и заднюю секцию 8, образованную по меньшей мере двумя полустворками 9а, 9b.

В рабочем положении две полустворки 9а, 9b находятся в непосредственной близости от турбореактивного двигателя и, как правило, удерживаются в этом положении с помощью группы сцепляющих устройств 10, хорошо известных специалисту данной области техники и размещенных по линии стыка, находящейся в нижней части («6 часов»).

Как показано на фиг.2, подобное сцепляющее устройство 10 может быть встроено в торец задней секции 8, в частности в зоне передней рамы 11, которая представляет собой конструктивный элемент, обеспечивающий крепление задней секции 8 к неподвижной части средней секции 7.

Как схематически показано на фиг.3, сцепляющее устройство 10 содержит элемент 12 сцепки, установленный на одной из двух полустворок 9а, и ответный элемент сцепки (не показан), установленный на другой полустворке 9b.

Обычно указанное сцепляющее устройство 10 снабжено проходящей под углом ручкой 13 управления, соединенной с элементом 12 сцепки при помощи передаточных средств, содержащих соединительную тягу 15. Первый конец соединительной тяги прикреплен к связующему звену 16, вращение которого происходит в результате поворота ручки 13 управления. Второй конец тяги опосредованно прикреплен к указанному элементу 12 сцепки.

Элемент 12 сцепки содержит крюк, поворот которого происходит в результате смещения ручки 13, которое передается на крюк через группу передаточных звеньев 18, обеспечивающих связь между этим крюком и указанным вторым концом тяги 15.

Ответный элемент сцепки выполнен в виде продольного штыря, на который может быть накинут крюк 12, или, наоборот, снят с него, в зависимости от приведения в действие ручки 13 управления - с целью сцепления или расцепления сцепляющего устройства 10.

Ручка 13 управления подобного сцепляющего устройства 10 выполнена с возможностью попеременного переведения из устойчивого положения обеспечения расцепления, при котором крюк 12 находится в несцепленном состоянии, в устойчивое положение обеспечения сцепления, при котором крюк 12 находится в сцепленном состоянии, с прохождением через неустойчивую промежуточную фазу, в которой крюк 12 находится в сцепленном состоянии.

Ручка 13 управления оснащена вторичной сцепляющей системой, содержащей блокирующий элемент, выполненный в виде стержня 19, который при его переведении в положение блокирования блокирует ручку 13 управления в положении обеспечения сцепления.

В связи с этим ручка 13 управления содержит защелку (не показана), которую оператору следует предварительно активизировать, чтобы тем самым обеспечить возможность поворота указанной ручки 13 в направлении ее положения обеспечения сцепления. После того как это выполнено, оператор может освободить защелку, что приведет к поступательному перемещению стержня 19 внутри ручки 13 управления и его зацеплению с отверстием (не показано), расположенным во внутренней части, с обеспечением фиксации ручки 13 управления в ее положении обеспечения сцепления.

Стержень 19 оканчивается головкой 20, которая выступает из ручки 13 управления, когда та находится в положении обеспечения расцепления или в промежуточном положении (показано на фиг.5), и размещается внутри ручки 13 управления, когда та находится в положении обеспечения сцепления.

В соответствии с данным изобретением головка 20 переходит в выступ 21, который направлен вперед и проходит перпендикулярно стержню 19.

Средняя секция 7 обычно образована по меньшей мере двумя кожухами 22а, 22b, установленными с возможностью вращения относительно продольной оси (не показана) так, что каждый кожух можно перемещать между рабочим положением и положением проведения технического обслуживания.

Когда кожухи 22а, 22b находятся в рабочем положении, их задние концы проходят вокруг передней рамы 11 задней секции 8. Это значит, что когда указанный кожух 22а находится в рабочем положении, его задний конец закрывает собой ручку 13 управления сцепляющего устройства 10.

Как показано на фиг.4, к внутренней поверхности кожуха 22а, в зоне его заднего конца прикреплен периферический элемент 24 жесткости, на фигуре показанный имеющим форму Ω.

Из фиг.5 можно видеть, что указанный элемент 24 жесткости образует периферический заплечик, участок которого входит в соприкосновение с выступом 21, когда кожух 22а повернут вниз в направлении его рабочего положения и когда ручка 13 управления не находится в положении обеспечения сцепления. В этом случае, естественно, становится невозможным окончательное закрытие кожуха 22а, и оператор, отвечающий за техническое обслуживание, немедленно получает информацию о данной ситуации.

Следует отметить, что указанное взаимодействие между выступом 21 и элементом 24 жесткости может происходить когда ручка 13 управления находится либо в положении обеспечения расцепления либо в промежуточном положении и/или когда защелка не введена в состояние зацепления.

Несмотря на то, что изобретение описано на примере конкретных вариантов его осуществления, специалисту данной области техники понятно, что оно никоим образом не ограничивается только этими вариантами. Напротив, данное изобретение охватывает все возможные эквиваленты рассмотренных в заявке средств и их различные комбинации, при условии, что они не выходят за рамки правовой охраны изобретения, установленной приложенной формулой.

1. Гондола (1) турбореактивного двигателя, содержащая переднюю воздухозаборную секцию (6), среднюю секцию (7), охватывающую собой вентилятор (5) турбореактивного двигателя, и заднюю секцию (8), образованную, по меньшей мере, двумя полустворками (9а, 9b), соединяющимися друг с другом посредством, по меньшей мере, одного сцепляющего устройства (10), приводимого в действие ручкой (13) управления, оснащенной вторичной сцепляющей системой, содержащей блокирующий элемент (19), который после перевода в блокирующее положение обеспечивает возможность блокирования указанной ручки в ее положении обеспечения сцепления, при этом указанная средняя секция образована, по меньшей мере, двумя кожухами (22а, 22b), которые выполнены с возможностью перевода между рабочим положением и положением проведения технического обслуживания, отличающаяся тем, что указанный блокирующий элемент содержит стержень (19), размещенный в ручке (13) управления и оканчивающийся головкой (20), при этом блокирующий элемент и, по меньшей мере, один участок внутренней поверхности одного из двух кожухов (22а) выполнены с возможностью вхождения в соприкосновение друг с другом с предотвращением закрытия указанного кожуха, если ручка управления не находится в положении обеспечения сцепления и/или если блокирующий элемент не находится в его блокирующем положении.

2. Гондола по п.1, отличающаяся тем, что головка (20) имеет, по меньшей мере, один выступ (21).

3. Гондола по п.2, отличающаяся тем, что указанный выступ (21) проходит перпендикулярно стержню (19).

4. Гондола по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что на указанном участке внутренней поверхности кожуха (22а) предусмотрен, по меньшей мере, один заплечик (24), направленный внутрь.

5. Гондола по п.3, отличающаяся тем, что выступ (21) и заплечик (24) выполнены таким образом, что указанный выступ располагается на пути прохождения заплечика, когда кожух (22а) поворачивают вниз в направлении его рабочего положения и когда ручка (13) управления не находится в положении обеспечения сцепления и/или блокирующий элемент не находится в блокирующем положении.

6. Гондола по п.5, отличающаяся тем, что указанный заплечик является частью элемента (24) жесткости, которым снабжена внутренняя поверхность кожуха (22а).

7. Летательный аппарат, отличающийся тем, что он содержит, по меньшей мере, одну гондолу (1) по любому из пп.1-6.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к амортизатору вибраций, помещаемому между электронным блоком и неподвижной конструкцией гондолы летательного аппарата. .

Изобретение относится к устройству управления приводами техобслуживания капотов гондолы турбореактивного двигателя летательного аппарата, а также к гондоле, снабженной таким устройством.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к устройству и способу управления питанием привода техобслуживания летательного аппарата от сети электропитания летательного аппарата.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к креплению элемента гондолы турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к фиксирующему устройству, которое используется, в частности, в гондолах, устанавливаемых на летательных аппаратах. .

Изобретение относится к устройству для соединения двух полуоболочек гондолы двигателя летательного аппарата и к гондоле, снабженной таким устройством. .

Изобретение относится к блокировочному устройству, содержащему по меньшей мере одну блокировочную систему, предназначенную для установки на первом подвижном элементе, и удерживающий элемент, предназначенный для установки на втором подвижном элементе, причем блокировочная система содержит первый крюк, выполненный с возможностью входить в зацепление с удерживающим элементом для замыкания блокировочного устройства.

Изобретение относится к конструкциям мотогондол самолетов. .

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя летательного аппарата. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле для турбореактивного двигателя

Изобретение относится к запирающему устройству, устанавливаемому на участке смыкания гондолы

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя с демпферами для боковых крышек

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к соединительному устройству подвижных относительно друг друга элементов гондолы

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к узлу двигателя самолета с подвижной гондолой двигателя

Изобретение относится к области летательных аппаратов тяжелее воздуха

Изобретение относится к турбореактивным двухконтурным двигателям и может быть использовано в авиационной промышленности

Изобретение относится к уплотнителю, предназначенному для изоляции пожароопасной области в силовой установке летального аппарата

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к гондоле (1) для турбореактивного двигателя
Наверх