Гондола с регулируемой выпускной секцией

Гондола (1) турбореактивного двигателя содержит заднюю секцию (5) с внутренней неподвижной конструкцией (9), расположенной вокруг хвостовой части двигательного отсека и образующей совместно с реактивным соплом (6) откалиброванную выпускную секцию (10) для вентиляции двигательного отсека с помощью расположенных в выпускной секции разделительных средств. Указанные разделительные средства подразделены на жесткие разделители (11, 12), предназначенные для обеспечения постоянного интервала, и компенсирующие элементы (13), которые компенсируют взаимные перемещения турбореактивного двигателя и гондолы. Компенсирующие элементы состоят из совокупности элементов, первый конец которых прикреплен к жестким разделителям, а второй конец свободен. Снижается нагрузка на гондолу, возникающая в результате относительного перемещения и деформирования турбореактивного двигателя. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Данное изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя для летательного аппарата.

Летательный аппарат приводится в движение посредством одного или нескольких турбореактивных двигателей, каждый из которых размещен в гондоле, в которой также находится ряд сопряженных исполнительных устройств, обеспечивающих работу двигателя и выполняющих различные функции во время работы двигателя или при его выключении. К таким сопряженным исполнительным устройствам относится, в частности, механическая система привода реверсора тяги.

Гондола, как правило, имеет трубчатую конструкцию, включает в себя воздухозаборник перед турбореактивным двигателем, среднюю секцию, расположенную вокруг вентилятора турбореактивного двигателя, и заднюю секцию, в которой размещены средства реверсора тяги и которая окружает камеру сгорания турбореактивного двигателя, и, кроме того, в конце гондолы обычно находится реактивное сопло, выпускное отверстие которого расположено позади турбореактивного двигателя.

Современные гондолы часто используют для размещения в них турбовентиляторного двигателя, способного генерировать посредством лопастей вращающегося вентилятора горячий воздушный поток (первичный поток), выходящий из камеры сгорания турбореактивного двигателя.

Гондола обычно содержит наружную неподвижную конструкцию (ННК), которая вместе с внутренней концентрической конструкцией задней секции, называемой внутренней неподвижной конструкцией (ВНК), расположенной вокруг участка турбореактивного двигателя, примыкающего к задней части вентилятора, образует кольцевой канал потока, также известный как канал вторичного потока, предназначенный для направления движения вторичного потока холодного воздуха вокруг внешней поверхности турбореактивного двигателя.

Неподвижная внутренняя конструкция и реактивное сопло образуют выпускную секцию для вентиляции двигательного отсека, основная функция которой заключается в обновлении воздуха, проходящего между ВНК и двигателем, но которую можно использовать для восстановления тяги, потерянной в результате отбора воздуха из канала вторичного потока, путем регулирования геометрии поперечного сечения воздушного потока. Для этого в выпускной секции расположены разделительные средства в виде жестких разделителей, закрепленных на месте за счет ленточного соединения.

Гондола, содержащая выпускную секцию, в которой предусмотрены указанные разделительные средства, известна, например, из документов ЕР 0867366 А и US 5906097 А. Однако, поскольку в полете турбореактивный двигатель часто меняет свое положение относительно гондолы, двигательный отсек создает весьма существенные нагрузки на подобную гондолу.

Задача настоящего изобретения заключается в устранении данной проблемы. Для этого предложена гондола турбореактивного двигателя, содержащая заднюю секцию с внутренней неподвижной конструкцией, расположенной вокруг хвостовой части двигательного отсека и образующей совместно с реактивным соплом откалиброванную выпускную секцию для вентиляции двигательного отсека с помощью разделительных средств, расположенных в выпускной секции, причем гондола отличается тем, что разделительные средства подразделены на жесткие разделители, предназначенные для обеспечения постоянного интервала, и компенсирующие элементы, которые компенсируют взаимные перемещения турбореактивного двигателя и гондолы.

Таким образом, подобное разграничение разделительных средств позволяет значительно ограничить нагрузки, которые испытывает гондола в связи с деформированием турбореактивного двигателя.

Предпочтительно компенсирующие элементы прикреплены к жестким разделителям.

Компенсирующие элементы также предпочтительно образуют клапан. Такое решение обеспечивает значительное преимущество, поскольку вследствие этого компенсирующие элементы способны приспосабливаться к увеличению давления, возникающему в двигательном отсеке. Таким образом, компенсирующие элементы установлены с возможностью отвода назад под действием указанного увеличения давления с тем, чтобы открыть дополнительный канал для увеличения выпускного воздушного потока.

В первом варианте осуществления изобретения жесткие разделители установлены во внутренней неподвижной конструкции.

Во втором варианте осуществления изобретения жесткие разделители установлены в реактивном сопле.

Жесткие разделители предпочтительно состоят из совокупности U-образных элементов, образующих разделители, распределенные по периферии выпускной секции.

В соответствии с признаком изобретения компенсирующие элементы состоят из совокупности элементов, первый конец которых присоединен к жестким разделителям, а второй конец свободен.

Компенсирующие элементы предпочтительно выполнены в форме кольца, содержащего ряд продольных пазов, образующих продольные пальцы.

В соответствии с первым вариантом осуществления изобретения свободный второй конец каждого элемента прижат к реактивному соплу.

В соответствии со вторым вариантом осуществления изобретения свободный второй конец каждого элемента прижат к внутренней неподвижной конструкции.

Данное изобретение также относится к летательному аппарату, который отличается тем, что содержит, по меньшей мере, одну предлагаемую в данном изобретении гондолу.

Пример осуществления изобретения раскрыт на основании подробного описания, приведенного ниже со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых изображено следующее:

фиг.1 схематически изображает продольное сечение гондолы в соответствии с изобретением в закрытом состоянии;

фиг.2 представляет собой увеличенный схематический вид в аксонометрии на заднюю секцию гондолы, показанной на фиг.1;

фиг.3 представляет собой увеличенный схематический вид на выпускную секцию со стороны задней секции гондолы, показанной на фиг.2;

фиг.4 представляет собой частичный схематический вид спереди выпускной секции, показанной на фиг.3;

фиг.5 схематически изображает продольное сечение выпускной секции гондолы, показанной на фиг.1; и

фиг.6 представляет собой схематический вид по аналогии с фиг.5, при увеличении давления в камере сгорания турбореактивного двигателя.

Предлагаемая гондола 1 летательного аппарата, как показано на фиг.1 и 2, имеет, по сути, известную из уровня техники переднюю секцию 2 с воздухозаборником, среднюю секцию 3, расположенную вокруг вентилятора, и заднюю секцию 5, окружающую двигательный отсек (не показанный), заканчивающийся реактивным соплом 6, выходное отверстие которого расположено в задней части турбореактивного двигателя.

Гондола 1 содержит наружную неподвижную конструкцию 7, или ННК, которая совместно с концентрической внутренней неподвижной конструкцией 9, или ВНК, расположенной вокруг участка турбореактивного двигателя, примыкающего к задней части вентилятора 4, образует кольцевой канал 8 потока.

Внутренняя неподвижная конструкция 9 и реактивное сопло 6 образуют выпускную секцию 10 для вентиляции двигательного отсека, которую используют для восстановления некоторой тяги, потерянной в результате отбора воздуха из кольцевого канала 8, путем регулирования геометрии поперечного сечения воздушного потока.

С этой целью, и как показано более точно на фиг.3-6, в выпускной секции 10 расположены разделительные средства, изготовленные из металла, в частности из титана.

Эти разделительные средства подразделены на жесткие разделители 11, 12, предназначенные для обеспечения постоянного интервала, и компенсирующие элементы 13, которые компенсируют взаимные перемещения турбореактивного двигателя и гондолы 1.

В частности, жесткие разделители 11, 12 состоят из совокупности U-образных элементов, образующих разделители.

Жесткие разделители 11 расположены так, что свободные плечи U-образных элементов расположены параллельно оси 14 гондолы 1 и направлены вперед.

Жесткие разделители 12 расположены в плоскости, поперечной оси 14 гондолы 1.

Жесткие разделители 11, 12 равномерно распределены в одной плоскости по периферии выпускной секции 10 так, что один жесткий разделитель 12 вставлен между двумя жесткими разделителями 11, как показано более точно на фиг.3 и 4.

Каждый из жестких разделителей 11, 12 соединен заклепкой с внутренней неподвижной конструкцией 9, как показано схематически на фиг.5, крепление указано под номером 20 позиции.

Интервалы между различными жесткими разделителями 11, 12, соответственно, образуют каналы для осуществления калиброванной вентиляции в выпускной секции 10.

То же самое относится к промежутку, образованному в каждом жестком разделителе 12, который также образует канал для осуществления калиброванной вентиляции в выпускной секции 10.

В соответствии с фиг.4 компенсирующие элементы 13 выполнены в форме кольца 15, состоящего из совокупности продольных пазов 16, образующих продольные пальцы 17, параллельные оси 14.

Это кольцо 15 закреплено заклепками 18 к каждому из жестких разделителей 11, 12 передним концом каждого пальца 17, при этом свободный задний конец пальца прижат к наружной поверхности реактивного сопла 6.

Таким образом, разделители 11 выполняют в случае значительных перемещений двигателя относительно гондолы 1 функцию упоров помимо того, что они удерживают на месте передний конец каждого пальца 17. При этом разделители 12 удерживают на месте передние концы пальцев 17 без закрытия вентиляционной выпускной секции 10.

В частности, каждый палец 17 условно состоит из первого или переднего участка 17а, присоединенного ко второму, или заднему, участку 17b посредством изгиба 19.

Этот палец 17 выполнен таким образом, что после закрепления кольца 15 в жестких разделителях 11, 12 второй участок 17b необходимо отвести радиально в сторону для того, чтобы прижать его к реактивному соплу 6. Таким образом, каждый палец 17 постоянно работает на растяжение, так как второй участок 17b стремится восстановить свое исходное положение, условно показанное штрихпунктирной линией на фиг.5.

Таким образом, подразделение разделительных средств на жесткие разделители 11, 12, с одной стороны, и компенсирующие элементы 13, с другой стороны, существенно ограничивает нагрузки, которые испытывает гондола 1 в связи с деформированием турбореактивного двигателя.

Кроме того, указанные пальцы 17 образуют клапан. Такое решение обеспечивает значительное преимущество, поскольку вследствие этого компенсирующие элементы 13 способны приспосабливаться к увеличению давления, возникающему в двигательном отсеке, как показано на фиг.6. В частности, под воздействием этого увеличения давления второй участок 17b каждого пальца 17 способен перемещаться радиально от реактивного сопла 6 и, соответственно, открывать дополнительный канал, обозначенный стрелкой, с целью увеличения выпускного воздушного потока.

Несмотря на то что данное изобретение раскрыто на основании конкретных иллюстративных вариантов осуществления, вполне очевидным является то, что оно не ограничивается этими вариантами и что в его состав входят устройства, технически эквивалентные описанным устройствам, и их сочетания, в случае если они попадают в объем охраны изобретения.

1. Гондола (1) турбореактивного двигателя, содержащая заднюю секцию (5) с внутренней неподвижной конструкцией (9), расположенной вокруг хвостовой части двигательного отсека и образующей совместно с реактивным соплом (6) откалиброванную выпускную секцию (10) для вентиляции двигательного отсека с помощью расположенных в выпускной секции разделительных средств, отличающаяся тем, что разделительные средства подразделены на жесткие разделители (11, 12), предназначенные для обеспечения постоянного интервала, и компенсирующие элементы (13), которые компенсируют взаимные перемещения турбореактивного двигателя и гондолы, причем компенсирующие элементы (13) состоят из совокупности элементов, первый конец которых прикреплен к жестким разделителям (11), а второй конец свободен.

2. Гондола (1) по п.1, отличающаяся тем, что компенсирующие элементы (13) прикреплены к жестким разделителям (11, 12).

3. Гондола (1) по п.1, отличающаяся тем, что компенсирующие элементы (13) образуют клапан.

4. Гондола (1) по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что жесткие разделители (11, 12) установлены во внутренней неподвижной конструкции (9).

5. Гондола (1) по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что жесткие разделители установлены в реактивном сопле.

6. Гондола (1) по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что жесткие разделители (11, 12) состоят из совокупности U-образных элементов, образующих разделители, распределенные по периферии выпускной секции (10).

7. Гондола (1) по п.1, отличающаяся тем, что компенсирующие элементы (13) выполнены в форме кольца (15), содержащего ряд продольных пазов (16), образующих продольные пальцы (17).

8. Гондола (1) по п.4, отличающаяся тем, что свободный второй конец каждого элемента прижат к реактивному соплу (6).

9. Гондола (1) по п.5, отличающаяся тем, что свободный второй конец каждого элемента прижат к внутренней неподвижной конструкции.

10. Летательный аппарат, отличающийся тем, что содержит, по меньшей мере, одну гондолу (1) по любому из пп.1-9.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к заднему узлу гондолы турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к устройству сцепления между двумя элементами гондолы самолета, в частности реверсора тяги. .

Изобретение относится к оборудованию для борьбы с пожарами. .

Изобретение относится к конструкции и размещению на вертолете элементов силовой установки, в частности выхлопных устройств газотурбинных двигателей двухдвигательной силовой установки вертолета.

Изобретение относится к выхлопным самолетным системам турбовинтовых двигателей. .

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при креплении выхлопной трубы вспомогательной силовой установки самолета, а также в других отраслях промышленности при креплении агрегатов с последующей регулировкой и фиксацией.

Изобретение относится к авиации и может использоваться для изготовления крышек на выходе из трубопроводов .Сущность заключается в том, что крышка имеет сотовую структуру для изменения направления выпуска текучей среды из трубопровода с наклонными ячейками и треугольным каркасным элементом для придания жесткости этой структуре.

Изобретение относится к авиации, в частности к гондоле турбореактивного двигателя, имеющего переменное сечение сопла. Гондола содержит верхнюю по потоку неподвижную конструкцию, подвижный обтекатель и нижнее по потоку сопло с переменным сечением. Подвижный обтекатель продолжен соплом с переменным сечением и установлен на неподвижной конструкции. Обтекатель имеет возможность перемещения так, чтобы изменять сечение указанного сопла. Гондола содержит обеспечивающий аэродинамическую целостность узел. Узел выполнен между неподвижной конструкцией и подвижным обтекателем и содержит упругое средство, способное сжиматься и растягиваться между неподвижной конструкцией и подвижным обтекателем в зависимости от положения обтекателя. Достигается улучшение способности самолета выполнять торможение при посадке. 11 з.п. ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к реверсорам тяги. Створчатый реверсор тяги содержит, по меньшей мере, один неподвижный конструктивный элемент с установленной на нем, по меньшей мере, одной створкой. Створка имеет возможность поворота между закрытым и открытым положениями. В закрытом положении она закрывает реверсор и образует внешний участок капота. В открытом положении открывает канал конструктивного элемента и частично блокирует поток воздуха турбореактивного двигателя. Неподвижный конструктивный элемент удерживает две группы отклоняющих решеток, расположенных сбоку по обеим сторонам створки. Достигается уменьшение габаритных размеров и массы реверсора тяги. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к гондолам турбореактивных двигателей. Внутренняя конструкция гондолы турбореактивного двигателя содержит активные и пассивные подвижные элементы. Активные элементы приводят в движение смежные с ними пассивные элементы. Внутренняя конструкция имеет три положения. В первом номинальном положении между активными подвижными элементами и пассивными подвижными элементами имеется аэродинамическая непрерывность. Во втором положении активные подвижные элементы выступают за пассивные подвижные элементы в направлении наружу от внутренней конструкции. В третьем положении активные подвижные элементы выступают за пассивные подвижные элементы в направлении внутрь внутренней конструкции. Достигается упрощение конструкции регулируемого сопла гондолы турбореактивного двигателя. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 22 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям вертолетов. Летательный аппарат (1) выполнен с возможностью висения, имеет средство (7) приведения в действие и, по меньшей мере, одну выхлопную трубу (8, 8'), соединенную с выпускным отверстием средства (7) приведения в действие, чтобы выпускать выхлопной газ, создаваемый посредством сгорания топлива, из летательного аппарата. По меньшей мере, часть выхлопной трубы (8, 8') имеет контур (15) термоэлектрического преобразования для преобразования за счет эффекта Зеебека в электрическую энергию температурного градиента, создаваемого между внутренней и наружной частью выхлопной трубы (8, 8') потоком выхлопного газа. Достигается увеличение дальности полета, снижение расхода топлива, улучшение скоростных характеристик. 10 з.п. ф-лы, 6 ил.

Летательный аппарат (10) с малой радиолокационной сигнатурой включает двигательную установку (18) для приведения в движение летательного аппарата (10), имеющего воздухозаборник (16) и сопловое отверстие (14), нишу (20, 24, 26), через которую предусмотрена возможность ввода других компонентов летательного аппарата (10) вовнутрь. Воздухозаборник (16), сопловое отверстие (14) и ниша (20, 24, 26) расположены только на первой стороне (12) летательного аппарата (10), вторая сторона (30) которого имеет меньшую радиолокационную сигнатуру, чем первая сторона (12). Способ эксплуатации летательного аппарата (10) включает полет в полетном положении, в котором вторая сторона (30) летательного аппарата указывает в направлении угрозы (36), противолежит первой стороне (12), на которой расположены сопловое отверстие (14), воздухозаборник (16) и ниша (20) полезного груза. Предусмотрен переход в полетное положение, в котором первая сторона (12) указывает в направлении угрозы, открывание ниши (20) полезного груза, сброс полезного груза из ниши (20) и ее закрывание. Группа изобретений направлена на уменьшение радиолокационной сигнатуры. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к авиационной технике. Система подачи сжиженных азота, двуокиси углерода либо инертных газов к двигателям самолета или вертолета состоит из размещенных в корпусе самолета или вертолета емкостей со сжиженным азотом, двуокисью углерода либо инертным газом. От емкостей проложены трубопроводы, часть которых выходит к воздухозаборникам двигателей. Часть указанных трубопроводов проходит также к соплам двигателей самолета или вертолета. Система также содержит источник пассивных помех с ложными тепловыми целями. Изобретение повышает безопасность летательных аппаратов. 2 н.п. ф-лы.

Группа изобретений относится к области летательных аппаратов. Крыло летательного аппарата содержит несущую поверхность и турбореактивный двигатель. Несущая поверхность выполнена комбинированной из обычного аэродинамического крыла и жестко связанной с ним несущей пластины. Двигатель жестко крепится к несущей пластине так, что выходящая из него струя горячих газов обтекает ее верхнюю поверхность. Профиль несущей пластины повторяет профиль сопла Лаваля турбореактивного двигателя. Эффективные площади аэродинамической пластины и несущей пластины равны. Летательный аппарат содержит фюзеляж с крыльями, векторы подъемных сил которых и центр тяжести всего летательного аппарата лежат в одной плоскости, перпендикулярной к оси симметрии летательного аппарата. Центр тяжести летательного аппарата расположен ниже точек приложения всех подъемных сил. Группа изобретений направлена на увеличение дальности, грузоподъемности и безопасности их использования. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям систем смазки трансмиссий. Выполненный с возможностью висения летательный аппарат (1) имеет средство (6) приведения в движение, по меньшей мере один винт (3), трансмиссионное средство (5) для передачи мощности от средства (6) приведения в движение на винт (3) и смазываемое с помощью смазочного материала, теплообменник (9), принимающий нагретый смазочный материал от трансмиссионного средства (5) и подающий охлажденный смазочный материал на трансмиссионное средство (5), и вентилятор (10) для производства воздушного потока через теплообменник (9) с целью охлаждения смазочного материала. Вентилятор имеет рабочее колесо (16) с лопатками (21), а также выпускную трубу (18) для выброса горячего воздуха, произведенного посредством охлаждения смазочного материала. По меньшей мере один участок (23) стенки (22) выпускной трубы (18) имеет средство (25) рассеяния, выполненное с возможностью селективного поглощения волн давления в заданной полосе частот в зависимости от скорости (V) вращения рабочего колеса (16) и от количества (N) лопаток (21) рабочего колеса (16). Достигается возможность снижения шума вентилятора. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к двигателям летательных аппаратов. Выходное устройство авиационного двигателя содержит выходной патрубок (1), основное выходное сопло (2) двигателя, по меньшей мере одну поворотную заслонку (3), привод механизма управления и шумоглушитель (4). Устройство снабжено дополнительным выходным соплом (5) и распределительным патрубком (6), соосно соединенным с выходным патрубком (1) двигателя и разделенным в зоне установки поворотной заслонки на два сообщенных между собой со стороны выходного патрубка ответвления, каждое из которых снабжено выходным соплом, одно основным (2), в виде основного выходного сопла двигателя, а другое – дополнительным (5), причем шумоглушитель (4) размещен в одном из ответвлений перед дополнительным выходным соплом (5). Привод механизма управления связан с заслонкой (3). Поворотная заслонка (3) установлена с возможностью поочередного перекрытия каждого из ответвлений. Изобретение улучшает эффективность шумоглушения при взлете и посадке, снижает потери давления выходной струи и расход топлива на крейсерском режиме работы. 4 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх