Приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора самолета



Приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора самолета
Приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора самолета
Приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора самолета
Приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора самолета
Приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора самолета

 


Владельцы патента RU 2470833:

Открытое акционерное общество "Туполев" (ОАО "Туполев") (RU)

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к сборке конструкций и агрегатов самолета, и касается крепления стабилизатора к фюзеляжу самолета. Во время установки передней шторки стабилизатора в зазор между фюзеляжем и торцевой частью носка стабилизатора выставляют стабилизатор в 0° по отношению к фюзеляжу, снимают панели с торцевой части носка и устанавливают переднюю шторку в свободном состоянии в зазор. Предварительно закрепляют на внешней шторке кронштейны для установки шторки. Далее вставляют тяги-ключи через сквозные отверстия и поворотом на 90° устанавливают тяги-ключи в несквозную прорезь кронштейна и деформируют (обжимают) шторку до рабочих размеров. После чего устанавливают съемные панели стабилизатора, располагая их по контуру деформированной шторки, и убирают тяги-ключи. Приспособление для установки передней шторки стабилизатора содержит кронштейны и тяги-ключи, которые имеют сочленяемые сферические поверхности. При этом кронштейны с одной стороны имеют крестообразные отверстия, у которых одна прорезь сквозная, а другая несквозная. Несквозные прорези образуют поверхности упора для буртиков тяг-ключей. С противоположной стороны кронштейнов выходные отверстия выполнены в форме усеченных конусов. Тяги-ключи выполнены с одного конца в виде стержней с резьбой, а с другого - в виде пластин с буртиками и имеют геометрические размеры, соответствующие сквозным прорезям и сферическим поверхностям кронштейнов. Достигается исключение механических повреждений передней шторки и торцевой части носка стабилизатора, повышение контроля и качества установки шторки, возможность проведения значительных упругих деформаций шторки за счет изменения направления действия силы в процессе обжатия. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к сборке конструкций и агрегатов самолета.

Шторки закрывают конструктивный вырез в фюзеляже самолета под стабилизатор, изготовлены из композиционного материала и работают по принципу тарельчатой пружины.

Известно изобретение, в котором закрепленные края шторки располагаются на стабилизаторе, а свободные опираются на поверхность фюзеляжа самолета (см. патент ЕР 1834873 А1). При изменении угла установки стабилизатора шторки перемещаются вместе со стабилизатором по поверхности фюзеляжа.

Известен способ установки передней шторки стабилизатора самолета, в котором используют упругие свойства шторки и последовательные перемещения носка стабилизатора вверх-вниз, фиксируя промежуточные положения шторки относительно стабилизатора с помощью деревянных опор, при этом производится постепенное заполнение шторного зазора между фюзеляжем и торцом стабилизатора и установка шторки в рабочее положение. Недостатками этого способа являются механические повреждения по периметру шторки и торцовой части носка стабилизатора, возникающие при ее установке, нетехнологичная сборка, большие трудозатраты.

Известно изобретение (см. патент US 6199798 В1) для крепления панелей на несущей конструкции летательных аппаратов, причем один крепежный элемент которого используется для поглощения силы сдавливания, а другой выполнен таким образом, что позволяет снимать крепление без применения дополнительных инструментов.

Наиболее близким решением к предлагаемому изобретению является соединительное устройство (см. патент RU 2373107 - прототип) для крепления щитков или панелей на несущей конструкции летательного аппарата. Устройство содержит закрепленный на щитке или панели фиксатор, удерживающий регулируемую в ограниченных пределах вставную цапфу. При этом приемное устройство на несущей конструкции выполнено из упругодеформируемого мягкого материала.

Недостатком перечисленных решений является незначительная деформация упругих панелей с приложением небольших усилий. Положение панелей можно регулировать в ограниченных пределах, по меньшей мере, по вертикали по отношению к поверхности панели. Существенным недостатком аналогов и прототипа являются жесткие требования к взаимно согласованному расположению ответных деталей на каркасе и монтируемой панели.

Главной задачей изобретения является предложение способа, который позволит производить монтаж и демонтаж передней шторки стабилизатора самолета и контроль выполнения данных операций с исключением механических повреждений шторки и торцовой части носка стабилизатора, повысить качество установки деталей, снизить трудозатраты.

Другой задачей изобретения является предложение приспособления, позволяющего проводить значительную упругую деформацию шторки стабилизатора за счет изменения направления действия силы в процессе ее обжатия.

Поставленные задачи решаются тем, что сначала стабилизатор выставляют в 0° по отношению к фюзеляжу, снимают панели с торцевой части носка стабилизатора и устанавливают переднюю шторку в свободном состоянии в зазор. Далее с помощью предлагаемого приспособления, состоящего из кронштейнов, предварительно закрепленных на внешней поверхности шторки, и тяги-ключей, каждый из которых вставляют через сквозные отверстия во внешней поверхности фюзеляжа, в шторке, через крестообразное отверстие кронштейна, поворотом тяги-ключа на 90° устанавливают в несквозную прорезь кронштейна и деформируют шторку до рабочих размеров, после чего устанавливают съемные панели стабилизатора и убирают тяги-ключи.

Приспособление для установки шторки стабилизатора самолета состоит из кронштейнов и тяги-ключей. Кронштейн имеет крестообразное отверстие, где одна прорезь сквозная, а другая несквозная с поверхностью упора для буртиков тяги-ключа, при этом поверхность сочленения с тягой-ключом выполнена в виде сферы, а для возможности манипуляции тягами-ключами и изменения направления действия силы в процессе обжатия шторки выходное отверстие выполнено в форме усеченного конуса. Тяга-ключ выполнен с одного конца в виде стержня с резьбой, а с другого конца - в виде пластины с буртиками, имеющей геометрические размеры, соответствующие сквозной прорези кронштейна и его сферической поверхности.

Приспособление и способ по установке передней шторки стабилизатора иллюстрируется чертежами:

фиг.1 - общий вид на стабилизатор самолета;

фиг.2 - передняя шторка с установленными на ее поверхности кронштейнами;

фиг.3 - принципиальная схема установки передней шторки с помощью приспособления (сечение В-В фиг.2);

фиг.4 - конструкция приспособления, состоящего из кронштейна и тяги-ключей и их взаимного расположения (узел Б фиг.2);

фиг.5 - сечение Г-Г приспособления.

Приспособление для установки передней шторки стабилизатора самолета состоит из кронштейна 6 и тяги-ключа 7, которые имеют сочленяемые сферические поверхности 12. При этом кронштейн с одной стороны имеет крестообразное отверстие, у которой одна прорезь 9 сквозная, а другая прорезь 11 несквозная, образующая поверхность упора для буртиков 10 тяги-ключа 7. С противоположной стороны выходное отверстие 13 выполнено в форме усеченного конуса, а тяга-ключ 7 выполнен с одного конца в виде стержня с резьбой, с другого конца - в виде пластины с буртиками 10 и имеет геометрические размеры, соответствующие сквозной прорези 9 кронштейна и его сферической поверхности 12.

Способ установки передней шторки стабилизатора самолета осуществляют с помощью предлагаемого приспособления следующим образом:

a) стабилизатор 1 выставляют под углом 0° по отношению к фюзеляжу 2;

b) снимают панели 3, 4 с торцевой части носка стабилизатора 1;

c) устанавливают переднюю шторку 5 в свободном состоянии в зазор между фюзеляжем 2 и торцом стабилизатора 1;

d) шторку 5 упруго деформируют с помощью предлагаемого приспособления, состоящего из кронштейнов 6, закрепленных на внешней поверхности шторки 5 в зоне внутреннего теоретического контура стабилизатора 1, и тяги-ключей 7, которые вставляют через сквозные отверстия 8 во внешней поверхности фюзеляжа 2, в шторке 5 и через крестообразные сквозные прорези 9 кронштейнов 6;

e) закрепляют соединение с помощью буртиков 10 тяги-ключа 7 в несквозных прорезях 11 кронштейнов 6 поворотом тяги-ключа 7 на 90°.

Следует иметь ввиду, что деформацию передней шторки 5 начинают с помощью тандеров 14, закрепленных за резьбовую часть тяги-ключей 7, поочередно и постепенно увеличивая нагрузку на тяги-ключи 7 в пределах 10-20 кгс до максимального (суммарного) усилия 500 кгс. После обжатия шторки 5 до рабочего состояния устанавливают съемные панели стабилизатора 1, которые свободно располагают по контуру деформированной шторки 5, и убирают тяги-ключи 7.

Таким образом, благодаря использованию предлагаемого изобретения повышается контроль и качество установки передней шторки стабилизатора самолета, так как расширяются возможности значительной упругой деформации шторки стабилизатора самолета за счет изменения направления действия силы в процессе обжатия. При этом снижается риск механического повреждения передней шторки и торцевой части носка стабилизатора самолета, а также появляется возможность неоднократно производить монтаж и демонтаж передней шторки стабилизатора самолета.

1. Приспособление для установки передней шторки стабилизатора самолета в зазор между фюзеляжем и торцевой частью носка стабилизатора, содержащее кронштейны и тяги-ключи, имеющие сочленяемые сферические поверхности, отличающееся тем, что кронштейн имеет с одной стороны крестообразное отверстие, одна прорезь которого сквозная, а другая несквозная, образующая поверхность упора для буртиков тяги-ключа, при этом с противоположной стороны выходное отверстие выполнено в форме усеченного конуса, а тяга-ключ выполнен с одного конца в виде стержня с резьбой, а с другого в виде пластины с буртиками, и имеет геометрические размеры, соответствующие сквозной прорези кронштейна и его сферической поверхности.

2. Способ установки передней шторки стабилизатора самолета, включающий ее упругое обжатие, отличающийся тем, что сначала стабилизатор выставляют в 0° по отношению к фюзеляжу, снимают панели с торцевой части носка стабилизатора, устанавливают переднюю шторку в свободном состоянии в зазор и, предварительно закрепив на внешней шторке кронштейны приспособления по п.1, вставив тяги-ключи через сквозные отверстия во внешней поверхности фюзеляжа, а также шторке и крестообразном отверстии кронштейна, поворотом тяги-ключа на 90° устанавливают в несквозную прорезь кронштейна и деформируют (обжимают) шторку до рабочих размеров, после чего устанавливают съемные панели стабилизатора, располагая их по контуру деформированной шторки, и убирают тяги-ключи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию стартовых ракетных комплексов, в частности, предназначенного для защиты ракеты-носителя и полезного груза от акустического воздействия газовой струи ракетных двигателей, а также от теплового воздействия на хвостовой отсек ракеты-носителя ее при старте, и может быть использовано при запуске многоблочных ракет-носителей.

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к устройствам стабилизации тел, обтекаемых газом или жидкостью, в частности для стабилизации тел, движущихся в атмосфере и в водной среде. .

Киль // 2424946
Изобретение относится к стабилизаторам транспортных средств при перемещении в водном или воздушном пространстве. .

Изобретение относится к летательным аппаратам на воздушной подушке. .

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к области строительства летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области самолетостроения и касается соединения крыла с фюзеляжем в схеме «высокоплан». .

Изобретение относится к соединительному элементу для соединения конструктивных компонентов и касается центрального и бокового кессона крыла воздушного судна. .

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к устройствам соединения панелей крыла и центроплана фюзеляжа самолета. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к устройству крепления органа подъемной силы на фюзеляже самолета. .

Изобретение относится к системе (1) крепления хвостового оперения (2) к поверхности (3) крепления летательного аппарата. .

Самолет // 2407673
Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к конструктивным металлическим элементам, принадлежащим кессону центроплана самолета, в особенности к конструкции и способу изготовления и сборки такого элемента
Наверх