Устройство выдвижения предкрылка крыла самолета



Устройство выдвижения предкрылка крыла самолета
Устройство выдвижения предкрылка крыла самолета
Устройство выдвижения предкрылка крыла самолета
Устройство выдвижения предкрылка крыла самолета
Устройство выдвижения предкрылка крыла самолета
Устройство выдвижения предкрылка крыла самолета
Устройство выдвижения предкрылка крыла самолета

 


Владельцы патента RU 2480374:

Закрытое акционерное общество "Гражданские самолеты Сухого" (RU)

Изобретение относится к области авиации. Устройство выдвижения предкрылка содержит выдвижной рельс, установленный в направляющих, закрепленных на каркасе крыла. Выдвижной рельс прикреплен к предкрылку посредством переднего и заднего шарнирных узлов типа ухо-вилка. Задний шарнирный узел образован серьгой, одним концом прикрепленной к средней части предкрылка соединением типа ухо-вилка с использованием шарового шарнира, а вторым концом связанной с выдвижным рельсом соединением типа ухо-вилка с использованием шарового шарнира. Соединение серьги с выдвижным рельсом выполнено с возможностью регулировки расстояния между направляющим рельсом и предкрылком для обеспечения возможности вписывания предкрылка в теоретический контур крыла. Передний шарнирный узел расположен в передней части предкрылка и передней части выдвижного рельса и выполнен в виде соединения типа ухо-вилка с использованием шарового шарнира. В ухе переднего шарнирного узла установлена втулка с ограничительными буртиками, взаимодействующими с внешним кольцом шарового шарнира переднего шарнирного узла. Изобретение направлено на улучшение эксплуатационных свойств, снижение деформации секций предкрылка в полете и упрощение регулировки положения предкрылка. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к авиастроению, а именно к устройствам выдвижения предкрылка крыла самолета.

Известны различные конструкции устройств выдвижения предкрылка крыла самолета (авторские свидетельства СССР №379131, 2004 г., №508018, 2004 г., №972770, 2004 г., №1251458, 2004 г., заявки РФ на изобретение №93001468, 1996 г., №93052831, 1996 г., №96108425, 1998 г.; патенты США №4,469,297, 1984 г., №4,880,189, 1989 г.; заявка США на изобретение №2002005462, 2002 г.; европейская заявка ЕР 1843942,

2007 г., международная заявка № WO2006135421, 2006 г.).

Известно также устройство навески предкрылка крыла самолета, содержащее направляющий рельс, одним концом жестко соединенный с предкрылком, а другим через подвижную опору рельса - с носовой частью крыла, и неподвижную опору рельса, установленную в носовой части крыла (авторское свидетельство СССР №1287445, 2005 г.).

Известно устройство выдвижения предкрылка крыла самолета, содержащее выдвижной рельс с зубчатой рейкой, установленной в направляющих, закрепленных на каркасе крыла, взаимодействующее с зубчатой рейкой зубчатое колесо, также закрепленное на каркасе крыла (патент США №4,753,402, 1988 г.).

В описанных выше аналогах не предусмотрены средства, позволяющие регулировать положение предкрылка для обеспечения вписывания его контура в теоретический контур крыла.

Ближайшим аналогом изобретения является устройство выдвижения предкрылка, содержащее связанный с предкрылком выдвижной рельс с зубчатой рейкой, установленной в направляющих, закрепленных на каркасе крыла, взаимодействующее с зубчатой рейкой зубчатое колесо, также закрепленное на каркасе крыла, при этом предкрылок в средней части соединен с выдвижным рельсом, а в передней части предкрылка выполнена диафрагма, расположенная в поперечной плоскости, соединенная посредством болтового соединения с выдвижным рельсом, причем болтовое соединение выполнено с возможностью регулирования положения предкрылка относительно рельса (патент РФ на полезную модель RU 87993 U1,2009 г.).

К недостаткам известной полезной модели относится сложность и ненадежность регулировки положения предкрылка подбором прокладок между диафрагмой, расположенной в поперечной плоскости и соединенной посредством «плавающего» болтового соединения с выдвижным рельсом, а также возможность деформации предкрылка в полете вследствие жесткого соединения передней части предкрылка с передней частью выдвижного рельса посредством болтового соединения.

Задачей, решаемой изобретением, является улучшение эксплуатационных свойств устройства путем повышения надежности его работы и упрощения регулировки положения предкрылка (для вписывания в теоретический контур крыла).

Поставленная задача решается за счет того, что устройство содержит связанный с предкрылком выдвижной рельс, установленный в направляющих, закрепленных на каркасе крыла, и прикрепленный к предкрылку посредством переднего и заднего шарнирных узлов типа ухо-вилка, при этом задний шарнирный узел образован серьгой, одним концом прикрепленной к средней части предкрылка также соединением типа ухо-вилка с использованием шарового шарнира, а вторым концом связанной с выдвижным рельсом также соединением типа ухо-вилка с использованием шарового шарнира, причем соединение серьги с выдвижным рельсом выполнено с возможностью регулировки расстояния между направляющим рельсом и предкрылком для обеспечения возможности вписывания предкрылка в теоретический контур крыла, а передний шарнирный узел расположен в передней части предкрылка и передней части выдвижного рельса и выполнен в виде соединения типа ухо-вилка с использованием шарового шарнира, при этом в ухе переднего шарнирного узла установлена втулка с ограничительными буртиками, взаимодействующими с внешним кольцом шарового шарнира переднего шарнирного узла.

Кроме того, направляющие рельсы размещены в стаканах с фланцами, расположенных в баке-кессоне отъемной части крыла, с зазором, при этом фланцы стаканов прикреплены к каркасу и выполнены с дренажными отверстиями для отвода влаги, попадающей внутрь стаканов через вырезы в стенке каркаса.

При этом для регулировки взаимного расположения предкрылка и направляющего рельса устройство снабжено эксцентриковой осью, установленной в отверстиях уха серьги и вилки направляющего рельса, эксцентриковая ось выполнена в виде эксцентрикового болта с заплечиками и гайки, при этом головка болта выполнена с возможностью ее фиксации от проворота относительно уха за счет выполнения головки болта из двух частей - головки под ключ и расширенной части с радиусными выемками, расположенными по окружности для размещения в них штифта, входящего в отверстие, выполненное под них в вилке рельса.

Техническим результатом от использования устройства является улучшение его эксплуатационных свойств вследствие повышения надежности работы за счет снижения деформации секций предкрылка в полете, а также за счет упрощения и повышения надежности регулировки положения предкрылка.

Достижение технического результата обусловлено тем, что соединение предкрылка с рельсом осуществлено в трех шарнирных узлах, обеспечивается, с одной стороны, жесткость соединения, с другой стороны, за счет наличия шаровых шарниров («треугольник» с шаровыми шарнирами в вершинах) снимаются напряжения в соединениях типа ухо-вилка - обеспечивается самоцентрирование или возможность перемещения при небольших перекосах в полете, при этом возможность разворота рельса относительно предкрылка в плоскости хорд крыла заблокирована втулкой с ограничительными буртиками. Втулка с ограничительными буртиками установлена в проушину силовой диафрагмы предкрылка, буртики втулки упираются во внешнее кольцо шарового шарнира, расположенного в месте соединения передней части выдвижного рельса с передней частью предкрылка (передний шарнирный узел). Кроме того, наличие соединения типа ухо-вилка с шаровым шарниром в месте соединения серьги с выдвижным рельсом позволяет расположить в этом месте узел регулировки взаимного положения выдвижного рельса и предкрылка, что, по сравнению с ближайшим аналогом, позволяет улучшить эксплуатационные свойства заявленного устройства вследствие повышения надежности в работе этого узла и обеспечения удобства регулировки положения предкрылка относительно рельса для вписывания предкрылка в теоретический контур крыла.

Дополнительным техническим результатом от использования изобретения является то, что выполнение стаканов в баке-кессоне отъемной части крыла в виде сварных кожухов с приваренными к ним фланцами, а также установка выдвижных рельсов с зазорами по отношению к внутренней поверхности стакана позволяют обеспечить бесконтактное движение рельсов внутри стаканов, что исключает нарушение герметичности.

Изобретение поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг.1 - передний и задний шарнирные узлы устройства (вид слева).

На фиг.2 - то же (вид справа).

На фиг.3 - устройство выдвижения предкрылка (фрагмент).

На фиг.4 - разрез А-А фиг.3.

На фиг.5 - стакан, установленный в баке-кессоне ОЧК.

На фиг.6 - сечение D-D фиг.5.

На фиг.7 - втулка с ограничительными буртиками.

Устройство выдвижения предкрылка 1 содержит выдвижные рельсы 2 с прикрепленными к ним зубчатыми рейками (на чертеже не показаны). Выдвижной рельс 2, определяющий траекторию выдвижения предкрылка, закреплен на каркасе крыла в направляющих качения (на чертеже не показаны). Зубчатая рейка, связанная с выдвижным рельсом, взаимодействует с зубчатым колесом (на чертежах не показано), также закрепленным на каркасе крыла.

Стаканы 3 в баке-кессоне отъемной части крыла под выдвижные рельсы 2 представляют собой сварные кожухи из листового алюминия с приваренными к ним фрезерованными фланцами. Стаканы 3 обеспечивают зону для размещения выдвижных рельсов в убранном положении предкрылков, изолированную от топлива в крыльевом топливном баке. Между выдвижными рельсами и внутренней поверхностью стаканов обеспечен гарантированный зазор. Стакан 3 при помощи фланцев крепится к стенке каркаса 4 заклепками на герметике для обеспечения герметичности. Стаканы 3 выдвижных рельсов 2 предкрылка имеют дренажные отверстия 5, позволяющие отводить влагу, попадающую внутрь через вырезы в стенке каркаса.

Каждый выдвижной рельс 2 крепится к соответствующей секции предкрылка с помощью двух шарнирных узлов - переднего и заднего, установленных на общем кронштейне, закрепленном на предкрылке 1.

Задний шарнирный узел выполнен с использованием серьги 6, шарнирно прикрепленной к средней части предкрылка 1 посредством кронштейна соединением ухо-вилка с шаровым шарниром и к выдвижному рельсу 2 соединением типа ухо-вилка также с шаровым шарниром, причем шарнирное соединение серьги 6 с выдвижным рельсом 2 выполнено с возможностью обеспечения регулировки расстояния между направляющим рельсом и секцией предкрылка. Возможность регулировки взаимного расположения предкрылка 1 и рельса 2 обусловлена наличием эксцентриковой оси 7, установленной в отверстиях уха 8 серьги 6 и вилки 9 на выдвижном рельсе 2. При повороте эксцентриковой оси 7 изменяется расстояние между выдвижным рельсом 2 и предкрылком 1, т.е. изменяется их взаимное расположение по высоте, что требуется для вписывания предкрылка в теоретический контур крыла. Эксцентриковая ось 7 выполнена в виде болта с заплечиками 10. Выверка точного положения предкрылка по высоте осуществляется поворотом эксцентриковой оси 7 с последующим закреплением гайкой 11 и фиксацией головки болта относительно вилки 9. Фиксацию осуществляют за счет того, что головка болта выполнена из двух частей - головки 12 под ключ и расширенной части 13 с радиусными выемками («зубчиками»), расположенными по окружности. При достижении требуемого положения эксцентриковой оси в радиусные выемки головки болта вставляют штифт 14, входящий в отверстие, выполненное в вилке 9, далее затягивают гайку 11.

Передний шарнирный узел соединения выдвижного рельса и предкрылка выполнен следующим образом. В передней части предкрылка 1 соединение ухо 15 - вилка 16 осуществлено с использованием шарового шарнира 17. В ухе 16 размещена втулка 18 с ограничительными буртиками 19 (см. фиг.7), которые упираются в наружное кольцо 20 шарового шарнира (см. фиг.4).

Шаровые шарниры, используемые в соединениях ухо-вилка, состоят из внутреннего кольца с выпуклой сферической внешней поверхностью и внешнего кольца с вогнутой сферической внутренней поверхностью, соответствующей выпуклой сферической поверхности внутреннего кольца.

Ухо 15 расположено на переднем конце выдвижного рельса, а вилка 16 закреплена на диафрагме предкрылка 21 в передней его части 1.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

Привод (на чертежах не показан), приводит во вращение зубчатое колесо, установленное на каркасе крыла и взаимодействующее с зубчатой рейкой, закрепленной на выдвижном рельсе. Выдвижной рельс 2 перемещается, при этом выдвигается также связанный с рельсом предкрылок 1, движение которому передается через передний и задний шарнирные узлы и серьгу 6.

При необходимости регулировки положения предкрылка после расконтривания гайки и головки болта производится поворот эксцентриковой оси до достижения вписывания предкрылка в теоретический контур крыла. За счет наличия двух разнесенных по хорде предкрылка шарнирных соединений, одно из которых регулируемое, возможно, при необходимости, вписывание предкрылка в теоретический контур крыла в случае его деформации.

1. Устройство выдвижения предкрылка, содержащее связанный с предкрылком выдвижной рельс, установленный в направляющих, закрепленных на каркасе крыла, отличающееся тем, что выдвижной рельс прикреплен к предкрылку посредством переднего и заднего шарнирных узлов типа ухо-вилка, при этом задний шарнирный узел образован серьгой, одним концом прикрепленной к средней части предкрылка также соединением типа ухо-вилка с использованием шарового шарнира, а вторым концом связанной с выдвижным рельсом также соединением типа ухо-вилка с использованием шарового шарнира, причем соединение серьги с выдвижным рельсом выполнено с возможностью регулировки расстояния между направляющим рельсом и предкрылком для обеспечения возможности вписывания предкрылка в теоретический контур крыла, а передний шарнирный узел расположен в передней части предкрылка и передней части выдвижного рельса и выполнен в виде соединения типа ухо-вилка с использованием шарового шарнира, при этом в ухе переднего шарнирного узла установлена втулка с ограничительными буртиками, взаимодействующими с внешним кольцом шарового шарнира переднего шарнирного узла.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что направляющие рельсы размещены в стаканах с фланцами, расположенных в баке-кессоне отъемной части крыла, с зазором, при этом фланцы стаканов прикреплены к каркасу и выполнены с дренажными отверстиями для отвода влаги, попадающей внутрь стаканов через вырезы в стенке каркаса.

3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что для регулировки расстояния между направляющим рельсом и предкрылком устройство снабжено эксцентриковой осью, установленной в отверстиях уха серьги и вилки направляющего рельса, эксцентриковая ось выполнена в виде эксцентрикового болта с заплечиками и гайки, при этом головка болта выполнена с возможностью ее фиксации относительно уха за счет выполнения головки болта из двух частей - головки под ключ и расширенной части с радиусными выемками, расположенными по окружности для размещения в них штифта, входящего в отверстие, выполненное под них в вилке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к приводам аэродинамических поверхностей самолетов. .

Изобретение относится к системе обеспечения большой подъемной силы на переднем крае аэродинамической поверхности самолета согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения.

Изобретение относится к системе обеспечения большой подъемной силы для самолета с основным крылом и переустанавливаемым по отношению к нему посредством переустанавливающего устройства в различные переустанавливаемые состояния предкрылком, которая имеет устройство для воздействия на поток

Изобретение относится к области авиации, в частности к снижению аэродинамического шума самолета, образующегося при обтекании поверхности крыла с отклоненными предкрылком и закрылком на режимах захода на посадку и приземления

Конструкция околозвукового и сверхзвукового крыла с ламинарным обтеканием летательного аппарата включает гибридный плоский разрезной закрылок, связанный с крылом и содержащий плоский закрылок, отклоняемый вниз под первым углом, и разрезной закрылок, отклоняемый вниз под вторым углом, который превышает первый угол. Конструкция может включать наплыв, тянущийся впереди внутренней протяженности крыла, скошенную законцовку крыла, обратный зализ на сопряжении наплыва или фюзеляжа с передней кромкой крыла, внутренний предкрылок, тянущийся приблизительно на 15% от размаха консоли крыла, и гибридный плоский разрезной закрылок, расположенный на задней кромке крыла. Изобретение направлено на уменьшение положительного градиента давления на задней кромке верхней поверхности закрылка. 16 з.п. ф-лы, 3 ил.

Узел крыла воздушного судна содержит главный элемент (1) крыла с передней кромкой (2), предкрылок (3) на передней кромке главного элемента крыла и уплотняющий элемент (4). Узел выполнен с возможностью во время взлета перевода в первую конфигурацию, в которой предкрылок находится в развернутой позиции со щелью между предкрылком и главным элементом крыла. Уплотняющий элемент находится в развернутой позиции, в которой он закрывает щель (23). Во время крейсерского полета предкрылок и уплотняющий элемент находятся в убранной позиции. Во время посадки предкрылок полностью развернут с образованием щели (25) между предкрылком и главным элементом крыла, а уплотняющий элемент остается в убранной позиции, поэтому щель остается открытой. Способ управления характеризуется использованием узла крыла воздушного судна. Группа изобретений направлена на упрощение конструкции. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 6 ил.

Способ уменьшения шума воздушного летательного аппарата связан с системой для создания подъемной силы (варианты) и включает развертывание предкрылка, размещенного в передней кромке крыла. В одном варианте система содержит поперечный исполнительный механизм управления, а в другом варианте жесткий элемент, размещенный в передней кромке и с возможностью перемещения соединенный с главным элементом крыла. Предкрылок (202) выполнен с заполненным углублением и используется в сочетании с подвижным элементом (402, 502), размещенным в передней кромке крыла воздушного летательного аппарата для создания подъемной силы. Подвижный элемент, размещенный в передней кромке, содержит однокомпонентную (402) или двухкомпонентную секцию (502), которую отводят в крыле воздушного летательного аппарата для размещения предкрылка, выполненного с заполненным углублением в убранном положении. При развертывании предкрылка, выполненного с заполненным углублением, подвижный элемент, размещенный в передней кромке, развернут наружу для создания непрерывной плавной наружной линейной формы с крылом. Группа изобретений направлена на снижение шума крыла воздушного летательного аппарата. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх