Способ посадки самолета по курсу или глиссаде на аэродром и устройства для его реализации, рлс определения знака отклонения цели от равносигнального направления

Изобретения относятся к радиолокационной технике и могут быть использованы для построения систем посадки самолетов на аэродром. Достигаемый технический результат - повышение надежности посадки самолетов, который достигается за счет более быстрого и точного определения знака ошибки рассогласования между истинными и реальными значениями курса и глиссады на конечном этапе посадки самолета на аэродром. Устройство посадки самолета по курсу или глиссаде на аэродром содержит радиолокационную станцию определения отклонения цели от равносигнального направления (РЛС), излучающую непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал), канал передачи информации с РЛС на самолет об отклонении самолета от курса или глиссады и самолетную переизлучающую РЛС. При этом летчик сажает самолет на аэродром, если к нему поступает информация о том, что на выходах обоих СВЧ смесителей РЛС разностные сигналы частотой …, 15Fдо, 11Fдо, 7Fдо, 3Fдо=3(2Vofo/С) - продукт перемножения излученных и отраженных от самолета или переизлученных самолетной РЛС НЛЧМ сигналов, начинают формироваться одновременно, где С - скорость света, fo - средняя частота НЛЧМ сигнала, выбираемая из условия: Do/Vo=fo/Fmdfm, Fm и dfm соответственно частота модуляции и девиация частоты НЛЧМ сигнала, Do и Vo - выбираемые известные величины расстояния и скорости. 5 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретения относятся к радиолокационной технике и могут быть использованы для построения систем посадки самолетов на аэродром.

Известно, что надежно посадить самолет на аэродром можно, если использовать курс - глиссадный радиолокатор, располагаемый вблизи взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома, узконаправленные диаграммы антенн которого сканируют: одна в вертикальной, а другая в горизонтальной плоскостях. При этом оператор на индикаторах радиолокатора отслеживает величины и знаки отклонения самолета от курса и глиссады и сообщает об этом летчику, который устраняет рассогласования, воздействуя на рули самолета.

Недостатком данного способа посадки самолета является сравнительно большое время, затрачиваемое на выявление и устранение ошибок рассогласования, складываемое из времени принятия решения оператором, времени передачи информации от оператора к летчику, времени принятия решения летчиком и т.п.

Известны [патент RU 2374597, F41H 11/02] способ и устройство формирования команды на пуск защитного боеприпаса, заключающийся в том, что импульс - команду на пуск защитного боеприпаса формируют только при совпадении во времени моментов выдачи команды на пуск защитного боеприпаса, устанавливаемых по началу возникновения и обнаружения на двух РЛС, разнесенных в пространстве, сигналов с частотой

Fдо=2Vofo/С,

где С - скорость света, Vo - радиальная скорость защитного боеприпаса,

fo - средняя частота излучаемого РЛС непрерывного сигнала с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону.

При этом устройство формирования команды на пуск защитного боеприпаса, реализующее данный способ, выполнено на базе двух разнесенных в пространстве РЛС определения момента выдачи команды на пуск защитного боеприпаса, каждая из которых содержит пиемо-передающую антенну, вход которой, работающий на передачу, подключен к высокомощному выходу передатчика непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал), а выход, работающий на прием, подключен к входу СВЧ смесителя, вторые входы которого подключены к маломощному выходу передатчика НЛЧМ сигнала, а выход, через последовательно соединенные фильтр разностных частот, низкочастотный (НЧ) смеситель, широкополосный фильтр, усилитель-ограничитель, узкополосный полосовой фильтр, амплитудный детектор, компаратор, формирователь импульса - к выходной шине и генератор опорных сигналов, выход которого подключен к второму входу НЧ смесителя.

Однако данное устройство имеет совершенно иное предназначение, не связанное с посадкой самолетов на аэродром.

Целью изобретения является повышение надежности посадки самолетов.

Поставленная цель достигается за счет более быстрого и точного определения знака ошибки рассогласования между истинными и реальными значениями курса или глиссады на конечном этапе посадки самолета на аэродром.

На фиг.1 и 2 приведены блок-схема РЛС определения знака отклонения цели от равносигнального направления (РЛС), устройств посадки самолета по курсу или глиссаде на аэродром и рисунки, поясняющие их работу.

Устройство посадки самолета по курсу и глиссаде на аэродром (фиг.1) включает самолет 1, самолетную переизлучающую РЛС 2, канал 3 передачи с РЛС на самолет информации, РЛС определения отклонения цели от равносигнального направления, содержащую по две(а): приемо-передающие антенны 4, сверхвысокочастотных (СВЧ) смесителя 6, фильтра 8 разностных частот (ФРЧ), низкочастотных (НЧ) смесителя 9, широкополосных фильтра 10, усилителя-ограничителя 11, узкополосных полосовых фильтра 12, амплитудных детектора 13, компаратора 14, формирователя 15 импульса, а также передатчик 5 непрерывного сигнала с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал), блок 7 генератора опорных сигналов, срабатывающий по фронту фазовый детектор 17 с запоминанием знака, при этом входы пиемопередающих антенн 4, работающие на передачу, подключены к высокомощному выходу передатчика 5 НЛЧМ сигнала, а выходы, работающие на прием, подключены соответственно к входам первого и второго СВЧ смесителей 6, вторые входы которых подключены к маломощному выходу передатчика 5 НЛЧМ сигнала, а выходы, соответственно, через последовательно соединенные первые: ФРЧ 8, низкочастотный (НЧ) смеситель 9, широкополосный фильтр 10, усилитель-ограничитель 11, узкополосный полосовой фильтр 12, амплитудный детектор 13, компаратор 14, формирователь 15 импульса, и последовательно соединенные вторые: ФРЧ 8, НЧ смеситель 9, широкополосный фильтр 10, усилитель-ограничитель 11, узкополосный полосовой фильтр 12, амплитудный детектор 13, компаратор 14, формирователь 15 импульса, подключены к входам срабатывающего по фронту фазового детектора 17 с запоминанием знака, выходы которого подключены через выходные шины 18 к каналу 3 передачи с РЛС на самолет информации, выход блока 7 генератора опорных сигналов подключен к вторым входам НЧ смесителей 9, а вторые входы компараторов 14 подключены к шине опорного напряжения 16.

Причем при посадке самолета 1 по глиссаде приемопередающие антенны 4 устанавливают рядом с взлетно-посадочной полосой (ВПП) аэродрома в вертикальной плоскости на линии, перпендикулярной глиссаде (фиг.2, б), а при посадке самолета по курсу (фиг.2, а), приемопередающие антенны 4 устанавливают в середине начала ВПП в горизонтальной плоскости на линии, перпендикулярной курсу посадки самолета.

Проанализируем работу РЛС определения отклонения цели от равносигнального направления (далее РЛС) и устройств посадки самолета по курсу или глиссаде на аэродром.

Как и в известном устройстве формирования команды на пуск защитного боеприпаса, так и в РЛС определения отклонения цели от равносигнального направления, после перемножения в СВЧ смесителях 6 излученных и отраженных от самолета или переизлученных самолетной РЛС 2 НЛЧМ сигналов, на выходах СВЧ смесителей 6 будут формироваться разностные сигналы, частота которых зависит от расстояния между приемопередающими антеннами 4 РЛС и самолетом и от скорости посадки самолета. Причем как в известном устройстве, так и в предлагаемой РЛС, сигналы разностной частоты на выходах СВЧ смесителей 6 начнут формироваться одновременно, если самолет будет находиться на так называемом равносигнальном направлении, т.е. на равных удалениях от приемопередающих антенн 4 РЛС. Если же самолет отклонится от равносигнального направления, то сигналы разностной частоты на выходах СВЧ смесителей 6 начнут формироваться неодновременно, сначала на выходе того СВЧ смесителя 6, расстояние от которого до самолета будет короче.

Из сказанного можно заключить, что предлагаемая РЛС выгодно отличается от известного устройства, так как содержит всего один передатчик 5 НЛЧМ сигнала, определяющий в основном массогабаритные и особенно стоимостные характеристики систем. Однако принципиальным отличием предлагаемой РЛС от известного устройства является ее возможность формировать на выходах формирователей 15 импульсов - фактически выходах РЛС короткие импульсы в моменты формирования на выходах СВЧ смесителей 6 не одного, а последовательно во времени нескольких разностных сигналов, в частности сигналов частотой …, 15Fдо, 11Fдо, 7Fдо, 3Fдо. Это стало возможным после замены в известном устройстве генераторов непрерывной частоты на блок 7 генератора опорных сигналов, который может быть выполнен в виде набора генераторов непрерывных частот, выходы которых через аналоговый сумматор объединяются в один выход, на котором всегда будут существовать сигналы частотой …, 13Fдо, 5Fдо. Причем следует отметить, что на выходах СВЧ смесителей 6 РЛС сигналы разностных частот …, 15Fдо, 11Fдо, 7Fдо, 3Fдо будут формироваться в моменты пролета самолетом точек пространства, например глиссады, отстоящих от приемопередающих антенн 4 соответственно на удалениях … 90,36 м, 66,36 м. 42,36 м, 18,36 м, при выборе НЛЧМ сигнала с параметрами: Fm=50 кГц, dfm=50 мГц, fo=100 ГГц, выбранными из условия Do/Vo=fo/Fm dfm и Do=6 м и Vo=150 м/с, а также при скорости посадки самолета Vc=9 м/с и опорными сигналами … 1300 кГц, 500 кГц, поступающими на НЧ смесители 9 РЛС. То есть можно утверждать, что на самолет через канал 3 передачи с РЛС на самолет информации, информация с выходов срабатывающего по фронту фазового детектора 17 с запоминанием знака (см. У.Титце, К.Шенк. Полупроводниковая схемотехника, М., Мир, 1982 г., стр.494-495) будет поступать через каждые 24 м или через каждые 2,667 с, что значительно оперативнее чем, если бы это исполнялось оператором курс - глиссадной РЛС и надежнее из-за отсутствия человеческого фактора в принятии решения о наличии или отсутствии ошибок рассогласования при посадке самолета на ВПП аэродрома.

При больших габаритах самолета НЛЧМ сигнал может отражаться от любых его точек, расположенных на значительных расстояниях друг от друга, что может, очевидно, привести к неточностям определения знака рассогласования. В данном случае желательно установить на самолете самолетную переизлучающую РЛС 2, которая принятый только ее раскрывом антенны НЛЧМ сигнал, после усиления по мощности, будет переизлучать в сторону РЛС. При этом, очевидно, снизятся требования к обеспечению нужного отношения сигнал/шум на входе РЛС.

Схемы, содержащие последовательно соединенные НЧ смеситель 9, широкополосный фильтр 10, усилитель-ограничитель 11, узкополосный полосовой фильтр 12, амплитудный детектор 13, компаратор 14, формирователь 15 импульса, а также блок 7 генератора опорных сигналов и представляющие собой обнаружители сигналов узкополосного спектра частот (патент RU 2374597, F41H 11/02), отличаются от последних лишь тем, что в них используются общие источники: опорных сигналов для НЧ смесителей 9 и опорного напряжения для компараторов 14, что с экономической точки зрения также выгодно отличает предлагаемое решение от известного.

1. Способ посадки самолета по глиссаде на аэродром, заключающийся в радиолокационном облучении самолета из двух точек аэродрома непрерывным сигналом с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал) и формировании разностных сигналов на выходах двух сверхвысокочастотных (СВЧ) смесителей, отличающийся тем, что один и тот же НЛЧМ сигнал излучают из двух точек аэродрома приемопередающими антеннами радиолокационной станции (РЛС) определения отклонения цели от равносигнального направления, отстоящими от высокомощного выхода передатчика НЛЧМ сигнала РЛС на одинаковых расстояниях, а на выходах СВЧ смесителей РЛС, совмещенных с передатчиком НЛЧМ сигнала, формируют последовательно во времени разностные сигналы частотой …, 15Fдо, 11Fдо, 7Fдо, 3Fдо=3(2Vofo/С), отличающиеся, предыдущий от последующего, на 4Fдо,
где С - скорость света, м/с,
fo - средняя частота НЛЧМ сигнала, выбираемая из условия:
Do/Vo=fo/Fmdfm,
Fm и dfm соответственно частота модуляции и девиация частоты сигнала, Гц,
Do и Vo выбираемые известные величины расстояния и скорости, м и м/с, причем при посадке самолета по глиссаде приемопередающие антенны устанавливают рядом с взлетно-посадочной полосой (ВПП) аэродрома, в вертикальной плоскости, на линии перпендикулярной глиссаде, самолета, который летчик сажает на ВПП по информация о том, что на выходах обоих СВЧ смесителей разностные сигналы частотой …, 15Fдо, 11Fдо, 7Fдо, 3Fдо=3(2Vofo/С) начинают формироваться одновременно.

2. Способ посадки самолета по курсу на аэродром, заключающийся в радиолокационном облучении самолета из двух точек аэродрома непрерывным сигналом с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал) и формировании разностных сигналов на выходах двух сверхвысокочастотных (СВЧ) смесителей, отличающийся тем, что один и тот же НЛЧМ сигнал излучают из двух точек аэродрома приемопередающими антеннами радиолокационной станции (РЛС) определения отклонения цели от равносигнального направления, отстоящими от высокомощного выхода передатчика НЛЧМ сигнала РЛС на одинаковых расстояниях, а на выходах СВЧ смесителей РЛС, совмещенных с передатчиком НЛЧМ сигнала, формируют последовательно во времени разностные сигналы частотой …, 15Fдо, 11Fдо, 7Fдо, 3Fдо=3(2Vofo/С), отличающиеся, предыдущий от последующего, на 4Fдо,
где С - скорость света, м/с,
fo - средняя частота НЛЧМ сигнала, выбираемая из условия:
Do/Vo=fo/Fmdfm,
Fm и dfm соответственно частота модуляции и девиация частоты сигнала, Гц,
Do и Vo выбираемые известные величины расстояния и скорости, м и м/с, причем при посадке самолета по курсу приемопередающие антенны устанавливают в середине начала ВПП, в горизонтальной плоскости, на линии перпендикулярной курсу посадки самолета, самолета, который летчик сажает на ВПП по информация о том, что на выходах обоих СВЧ смесителей разностные сигналы частотой …, 15Fдо, 11Fдо, 7Fдо, 3Fдо=3(2Vofo/С) начинают формироваться одновременно.

3. Радиолокационная станция (РЛС) определения отклонения цели от равносигнального направления, содержащая по две(а): приемопередающие антенны, сверхвысокочастотных (СВЧ) смесителя, фильтра разностных частот (ФРЧ) и обнаружителя сигналов узкополосного спектра частот, а также передатчик непрерывного сигнала с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал), отличающаяся тем, что входы приемопередающих антенн, работающие на передачу, подключены к высокомощному выходу передатчика НЛЧМ сигнала, а выходы, работающие на прием, подключены, соответственно, к входам первого и второго СВЧ смесителей, вторые входы которых подключены к маломощному выходу передатчика НЛЧМ сигнала, а выходы, соответственно, через последовательно соединенные первые: ФРЧ, низкочастотный (НЧ) смеситель, широкополосный фильтр, усилитель-ограничитель, узкополосный полосовой фильтр, амплитудный детектор, компаратор, формирователь импульса и последовательно соединенные вторые: ФРЧ, НЧ смеситель, широкополосный фильтр, усилитель-ограничитель, узкополосный полосовой фильтр, амплитудный детектор, компаратор, формирователь импульса, подключены к входам срабатывающего по фронту фазового детектора с запоминанием знака, выходы которого подключены к выходным шинам, а выход блока генератора опорных сигналов подключен к вторым входам НЧ смесителей.

4. Устройство посадки самолета по глиссаде на аэродром, содержащее радиолокационную станцию (РЛС), излучающую и принимающую непрерывные сигналы с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону, отличающееся тем, что в нем используют РЛС определения отклонения цели от равносигнального направления, приемопередающие антенны которой устанавливают рядом с взлетно-посадочной полосой (ВПП) аэродрома, в вертикальной плоскости, на линии перпендикулярной глиссаде, а также канал передачи информации на самолет с РЛС определения отклонения цели от равносигнального направления об отклонении самолета от глиссады.

5. Устройство посадки самолета по курсу на аэродром, содержащее радиолокационную станцию (РЛС), излучающую и принимающую непрерывные сигналы с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону, отличающееся тем, что в нем используют РЛС определения отклонения цели от равносигнального направления, приемопередающие антенны которой устанавливают в середине начала ВПП, в горизонтальной плоскости, на линии перпендикулярной курсу посадки самолета, а также канал передачи информации на самолет с РЛС определения отклонения цели от равносигнального направления об отклонении самолета от курса.

6. Устройство посадки самолета по глиссаде на аэродром по п.4, отличающееся тем, что в него дополнительно введена установленная на самолете радиолокационная станция, переизлучающая принимаемый со стороны аэродрома непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону.

7. Устройство посадки самолета по курсу на аэродром по п.5, отличающееся тем, что в него дополнительно введена установленная на самолете радиолокационная станция, переизлучающая принимаемый со стороны аэродрома непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к радиопеленгации, и может быть использовано для совмещенного поиска и пеленгования по угловым координатам с высокой точностью множества работающих передатчиков, одновременно попадающих в текущую полосу приема.

Изобретение относится к области радионавигации, а именно к определению местоположения подвижного объекта. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для пассивного обнаружения и пеленгования систем связи, локации и управления, использующих радиосигналы с расширенным спектром.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано для повышения эффективности работы систем наблюдения за космической обстановкой.

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к радиопеленгации, и может быть использовано в средствах радиомониторинга и пеленгования. .

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в радиолокаторах поиска и слежения. .

Изобретения предназначены для определения пеленга и угла места источника априорно неизвестного сигнала. Достигаемый технический результат - сокращение временных затрат на оценивание пространственных параметров сигналов - азимута и угла места. Сущность заявляемого способа заключается в последовательном синхронном преобразовании высокочастотных сигналов одновременно со всех N антенных элементов (АЭ) в цифровую форму, одновременном измерении в каждом частотном поддиапазоне на совпадающих интервалах времени комплексных спектров пар сигналов для всех используемых в обработке N·(N-1)/2 пар АЭ, определении свертки комплексно-сопряженых спектров, одновременном получении разности фаз радиосигналов Δφ1,h,изм(fν) для всех N·(N-1)/2 пар АЭ и каждого частотного поддиапазона путем преобразования Фурье, формировании и запоминании эталонных разностей фаз сигналов для всех возможных направлений прихода радиосигнала, вычислении значения функции дисперсии невязок разности фаз по всем угловым параметрам, формировании для каждой используемой пары АЭ на основе значений Δφ1,h,изм(fν) конечного семейства конусов возможных направлений на источник и набора непересекающихся окружностей направлений, запоминании точек пересечения окружностей направлений от разных пар АЭ, определении значений функции дисперсии невязок разностей фаз F(fν) для точек пересечения окружностей направлений и минимальной среди них minH(fν), локальной оптимизации minH(fν) путем сравнения с ближайшими к ней значениями H(fν), определении наиболее вероятного направления прихода радиосигнала по наименьшему значению minH(fν)опт. В пеленгаторе, реализующем способ, дополнительно введены блок формирования конусов и окружностей направлений, блок определения точек пересечения окружностей направлений и блок поиска глобального экстремума, соединенные определенным образом между собой и остальными элементами заявленного пеленгатора. 2 н.п. ф-лы, 8 ил., 1 табл.

Изобретения относятся к области радиотехники и могут быть использованы для определения местоположения объектов угломерно-дальномерным способом с летно-подъемного средства (ЛПС). Достигаемый технический результат - повышение точности определения координат объектов. Технический результат достигается благодаря более точному измерению вектора направления на объект V П i j →   в системе координат видеокамеры, уменьшению случайных ошибок оценивания за счет многократного определения координат объектов по серии кадров, а также благодаря учету особенностей рельефа местности в районе измерений. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 26 ил.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к области пеленгации, и может быть использовано для пеленгации (измерения азимутов) и измерения углов места ионосферных сигналов в условиях приема как одного, так и двух лучей в широком частотном диапазоне. Достигаемый технический результат - сокращение времени определения угловых параметров двулучевого ионосферного сигнала. Указанный результат достигается тем, что формируется новая антенная система с минимальной базой. По максимальному значению двумерной диаграммы направленности U ( α y ' , β y ' ) антенной системы с минимальной базой оценивается устойчивое однолучевое, в условиях приема двух лучей, значение азимута α y ' и угла места β y ' . это решение далее уточняется двулучевым решением U ^ ( α 1 ' , β 1 ' , α 2 ' , β 2 ' ) в пределах ограниченной четырехмерной площадки α 1 ' = α y ' ± 10   г р а д у с о в , α 2 ' = α y ' ± 10   г р а д у с о в , β 1 ' = β y ' ± 10   г р а д у с о в , β 2 ' = β y ' ± 10   г р а д у с о в . Двумерная диаграмма направленности U ( α y ' , β y ' ) формируется по определенному вычислительному выражению. Областью определения устойчивого однолучевого решения α y ' , β y ' является интервал азимутов 0÷360 градусов и интервал углов места 0÷90 градусов. Устойчивость оценок азимута и угла места и широкий частотный диапазон обеспечиваются использованием при формировании двумерной диаграммы направленности антенной системы разности фаз двух соседних вибраторов ψn+1-Ψn. 10 ил.

Группа изобретений может быть использована для определения пространственных параметров радиоизлучений. Достигаемым техническим результатом является разработка малогабаритных амплитудных радиопеленгаторов (AP) при сохранении в значительной степени их высоких точностных характеристик. Технический результат достигается благодаря учету информации о поле сигнала в пространственно разнесенных точках. Первый (двухканальный) вариант реализации AP содержит последовательно соединенные восьмиэлементную антенную систему (AC), антенный коммутатор, двухканальное радиоприемное устройство (РПУ), двухканальный аналого-цифровой преобразователь (АЦП), первый и второй вычислители, сумматор, блок поиска максимума, третий вычислитель, блок усреднения, блок индикации и тактовый генератор с соответствующими связями. Второй (восьмиканальный) вариант реализации AP содержит последовательно соединенные восьмиэлементную AC, восьмиканальное РПУ, восьмиканальное АЦП, первый вычислитель, сумматор, блок поиска максимума, второй вычислитель, блок усреднения, блок индикации и тактовый генератор с соответствующими связями. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 9 ил., 1 табл., Приложение.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к пеленгаторам. Достигаемый технический результат - увеличение помехоустойчивости устройства. Указанный результат достигается тем, что устройство содержит магнитную первую и вторую антенны, размещенные взаимно перпендикулярно, восемь усилителей, три фильтра, три квадратора, сумматор, третью антенну, пять пороговых блоков, персональную электронно-вычислительную машину (ПЭВМ или микропроцессор), блок системы единого времени (GPS или Глонасс), блок связи с абонентами, схему ИЛИ, таймер, две схемы И, счетчик, четыре цифроаналоговых преобразователя, три калибратора, формирователь, тактовый генератор, пять аналого-цифровых преобразователей. Все перечисленные средства определенным образом соединены между собой, при этом третья антенна выполнена магнитной и размещена перпендикулярно первой и второй антеннам, пороговые блоки выполнены с управлением по порогу, фильтры выполнены с управлением по полосе пропускания, усилители выполнены с управлением по полосе фазе и чувствительности, таймер выполнен с управлением по длительности выходного сигнала. 1 ил.

Изобретение относится к антенной технике, а именно к антенным системам с электронным управлением лучом и применением кольцевых цифровых фазированных антенных решеток (ЦФАР) в мобильных и стационарных средствах связи. Способ формирования диаграммы направленности двухкольцевой цифровой фазированной антенной решетки включает: цифровую обработку СВЧ сигнала, формирование управляющих сигналов в соответствии с данными о требуемой ДН и передачу излучателям возбуждающих сигналов с амплитудно-фазовым распределением, определенным в соответствии с выбранным критерием, амплитуды Аnm и фазы φnm возбуждающих сигналов определяют, минимизируя функцию F среднеквадратического отклонения формируемой диаграммы направленности R(φ) от заданного распределения Е(φ) поля излучения антенной решетки, характеризующегося наименьшим уровнем боковых лепестков при данной ширине основного лепестка, при этом величина амплитуды Аnm не превышает 1. Техническим результатом является формирование диаграммы направленности с требуемым уровнем боковых лепестков. 3 ил.

Изобретение относится к области радиотехники и может быть применено в системах моноимпульсной радиолокации и радиопеленгации, использующих антенную решетку и цифровую обработку сигналов. Достигаемый технический результат изобретения - повышение точностных характеристик и быстродействия, вплоть до определения угла прихода сигнала по единственной его реализации. Для достижения технического результата по первому варианту способа, до приема сигналов осуществляют моделирование процесса их приема и обработки, при котором используют весовую функцию Хэмминга, обеспечивающую соответствующий уровень боковых лепестков и далее определяемого значения угла смещения, ширину рабочей зоны пеленгации не менее двукратной ширины диаграммы направленности парциального канала по уровню половинной мощности, в процессе моделирования определяют на основе весовой функции и параметров антенной решетки конкретный вид функций, параметрически зависящих от угла смещения, разлагают нечетную функцию, описывающую пеленгационную характеристику, по нечетным степеням текущего угла в ряд Маклорена, определяют предварительное значение угла смещения, вычисляют окончательное значение угла смещения, использованную при моделировании весовую функцию и определенное в результате моделирования значение угла смещения используют при формировании диаграмм направленности антенной решетки, получают значение сигнала рассогласования и вычисляют значение угла прихода сигнала источника радиоизлучения соответствующим образом. Для достижения технического результата по второму варианту определяют окончательное значение угла смещения как результат решения задачи, обеспечивающий соответствие пеленгационной характеристики кубической функции с отклонением только в седьмом и более высоких порядках разложения, далее использованную при моделировании весовую функцию и определенное в результате моделирования значение угла смещения используют при формировании диаграмм направленности антенной решетки, приеме и обработке сигнала, получая значение сигнала рассогласования, после чего вычисляют значение угла прихода сигнала источника радиоизлучения определенным образом. Примером реализации способов по первому и второму вариантам является обзорный моноимпульсный амплитудный суммарно-разностный пеленгатор с использованием антенной решетки и цифровой обработки сигналов, выполненный определенным образом. 3 н.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области радиотехники и может быть применено при одновременном измерении двух угловых координат (УК) цели в системах моноимпульсной радиолокации и радиопеленгации. Достигаемый технический результат - сокращение вычислений и времени одновременного измерения двух УК цели при высокой точности измерения, с ошибкой не более 1% ширины диаграммы направленности (ДН). Для достижения технического результата до приема сигналов осуществляют моделирование процесса приема и обработки с учетом использования антенной решетки с раскрывом прямоугольной формы, при котором осуществляют факторизацию двумерной весовой функции (ВФ) W(x,y)=Wx(x)Wy(y), исключающую при такой форме раскрыва влияние значения одной измеряемой координаты на процесс измерения другой координаты в азимутальной и угломестной плоскостях и обеспечивающую факторизацию двумерных ДН каналов Fm(ϑ,ϕ)=Fmθ(ϑ)Fmϕ(ϕ), где - номер парциального канала приема, и зависимость двумерной пеленгационной характеристики (ПХ) только от измеряемой координаты Sϑ(ϑ,ϕ,ϑ0)=Sϑ(ϑ,ϑ0), Sϕ(ϑ,ϕ,ϕ0)=Sϕ(ϕ,ϕ0), причем одномерными ВФ являются функции Хэмминга Wx(x)=0,08+0,92cos2(πх/2), -1≤х≤1 и Wy(y)=0,08+0,92cos2(πy/2), -1≤y≤1, обеспечивающие уровень боковых лепестков не выше минус 40 дБ и ширину рабочей зоны по каждой УК не менее двукратной ширины ДН парциального канала по уровню половинной мощности, или другие ВФ, обеспечивающие не больший, чем функции Хэмминга, уровень боковых лепестков и не меньший размер рабочей зоны, в процессе моделирования с учетом весовых функций, параметров АР и упомянутой факторизации определяют конкретный вид функций F1ϑ(ϑ), F2ϑ(ϑ), F3ϕ(ϕ), F4ϕ(ϕ) и Sϑ(ϑ,ϑ0), Sϕ(ϕ,ϕ0), параметрически зависящих от углов смещения ϑ0 и ϕ0, разлагают нечетные функции Sϑ(ϑ,ϑ0) и Sϕ(ϕ,ϕ0), описывающие полученные в результате факторизации одномерные ПХ, по нечетным степеням углов ϑ и ϕ в ряды Маклорена. 4 ил.

Изобретение относится к помехоустойчивой радиосвязи, преимущественно к радиообмену пункта управления с беспилотным наземным или авиационным боевым аппаратом. Достигаемый технический вариант – повышение помехоустойчивости систем радиообмена, в частности с боевым летательным аппаратом, Указанный результат достигается за счет того, что в системе радиообмена один или оба приемопередатчика могут быть подвижны. Для этого используется принцип направленной радиосвязи: система имеет два приемопередатчика с управляемыми направленными антеннами (например, пункт управления и БЛА), которые обмениваются мгновенными координатами (например, полученными с помощью системы ГЛОНАС), и бортовой компьютер направляет их антенны друг на друга. Один или оба приемопередатчика, кроме основной управляемой направленной антенны, имеют соединенные с ней две вспомогательные направленные антенны, направленные вправо и влево от основной так, чтобы их диаграммы направленности пересекались, и основная направленная антенна ориентируется так, чтобы сигналы со вспомогательных антенн были равны. Предусмотрены три варианта самокомпенсации помех, пришедших с заднебоковых направлений. 6 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх