Волновая зубчатая передача



Волновая зубчатая передача
Волновая зубчатая передача

 


Владельцы патента RU 2486388:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный технический университет (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве механической передачи. Дорожки качения (2, 5) в волновой зубчатой передаче нанесены непосредственно на профиле генератора (1) волн и на гибком зубчатом колесе (4). Профиль генератора выполнен в соответствии с формулой R = ( R 0 E cos t ) 2 + ( n E sin t ) 2 ; ϕ = t N + a r c t g n E sin t R 0 E cos t . Изобретение позволяет повысить нагрузочную способность и долговечность волновой зубчатой передачи вследствие увеличения зоны зацепления зубьев. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве механической передачи.

Известно устройство, содержащее генератор волн с насаженным на него гибким подшипником, взаимодействующим с гибким зубчатым колесом, входящим в зацепление с жестким зубчатым колесом (Иванов М.Н. Волновые зубчатые передачи: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1981. - 184 с., ил.). Недостаток передачи - неоднозначные зазоры, а следовательно, нагрузки по контуру гибкого колеса, что существенно влияет на качество зацепления зубьев (уменьшение зоны зацепления и увеличение максимальной нагрузки на зубья), величину крутящего момента, долговечность передачи.

Наиболее близким по своей технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство, содержащее генератор, представляющий собой кулачок, профиль которого выполнен по форме кольца, деформированного четырьмя радиальными силами (а.с. СССР №316882). К недостаткам прототипа относится повышенный износ гибкого подшипника в местах приложения сил.

Важным недостатком рассмотренных аналога и прототипа является то, что при любых значениях допусков на линейные и угловые параметры кулачка, внутреннее, наружное кольца и тела качения гибкого подшипника, гибкого зубчатого колеса, накопленная суммарная погрешность существенно влияет на количество одновременно зацепляющихся зубьев гибкого и жесткого зубчатых колес, что в конечном итоге приводит к уменьшению крутящего момента передачи в целом и КПД передачи.

Техническим результатом изобретения является повышение нагрузочной способности и долговечности волновой зубчатой передачи вследствие увеличения зоны зацепления зубьев.

Технический результат достигает тем, что волновая зубчатая передача, содержащая генератор волн, гибкое зубчатое колесо, взаимодействующее с жестким зубчатым колесом, где дорожки качения нанесены непосредственно на профиле генератора волн и на внутренней поверхности гибкого зубчатого колеса, при этом профиль генератора волн выполнен в соответствии с формулой:

;

где R и φ - текущие координаты точки профиля;

R0 - средний радиус R 0 = ( R 1 + R 2 ) / 2 ;

R1 и R2 - минимальный и максимальный радиус векторы;

Е - величина, характеризующая подъем профиля; Е=(R2-R1)/2;

n - коэффициент, влияющий на форму профиля; ;

t - независимый параметр; 0≤t≤2πN;

N - число волн генератора.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена предлагаемая передача, поперечный разрез; на фиг.2 - то же, продольный разрез.

Волновая зубчатая передача содержит генератор волн 1, на профиле которого выполнена дорожка качения 2, тела качения 3, гибкое зубчатое колесо 4, на внутренней поверхности которого выполнена дорожка качения 5, жесткое зубчатое колесо 6, вал 7 вращения генератора 1.

Предлагаемая волновая зубчатая передача работает следующим образом. Вал 7 приводит во вращение генератор волн 1. При вращении генератора волна бежит по окружности гибкого зубчатого колеса 4 и вызывает его вращение относительно закрепленного в корпусе жесткого зубчатого колеса в направлении, обратном вращению генератора волн. Угол поворота гибкого колеса за один оборот генератора волн зависит от передаточного отношения, т.е. разницы количества зубьев гибкого и жесткого зубчатых колес.

Волновая зубчатая передача, содержащая генератор волн, гибкое зубчатое колесо, взаимодействующее с жестким зубчатым колесом, отличающаяся тем, что дорожки качения нанесены непосредственно на профиле генератора волн и на внутренней поверхности гибкого зубчатого колеса, при этом профиль генератора волн выполнен в соответствии с формулой
R = ( R 0 E cos t ) 2 + ( n E sin t ) 2 ;
φ = t N + a r c t g n E sin t R 0 E cos t ,
где R и φ - текущие координаты точки профиля;
R0 - средний радиус R0=(R1+R2)/2;
R1 и R2 - минимальный и максимальный радиусы-векторы;
Е - величина, характеризующая подъем профиля; E=(R2-R1)/2;
n - коэффициент, влияющий на форму профиля;
0 < n < N 2 + 1 2 N + R 0 E ;
t - независимый параметр; 0≤t≤2πN;
N - число волн генератора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследованиях работы зубчатых передач, преимущественно низкоскоростных.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве силового агрегата как стационарных, так и транспортных машин. .

Изобретение относится к области электротехники и электромагнитных механизмов, а именно к бесконтактным магнитным редукторам, и может быть использовано в качестве передаточного устройства в механических системах с большим ресурсом работы при ударных нагрузках.

Изобретение относится к механизмам привода для бесступенчатой коробки передач. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводной технике. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к исполнительным механизмам неполноповоротных мехатронных модулей. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении.

Изобретение относится к трансмиссиям с бесступенчатым изменением скорости. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах для преобразования вращательного движения

Изобретение относится к зубчатым передачам с геликоидальными лобовыми шестернями и может быть использовано в дифференциале

Изобретение относится к авиационному машиностроению, робототехнике и может быть использовано в приводах авиакосмической техники и других отраслях, где требуется реализовать большие крутящие моменты с наименьшими габаритами

Изобретение относится к авиационному машиностроению, робототехнике и может быть использовано в приводах авиакосмической техники и других отраслях, где требуется реализовать большие моменты с наименьшими габаритами

Изобретение относится к вариаторам, устанавливаемым на заднем колесе велосипедов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам. Планетарная передача содержит ведущий эксцентриковый вал, выполненный сборным, два сателлита (7), неподвижное центральное зубчатое колесо (9), диски (10, 11, 12), жестко связанные друг с другом, ролики (13), установленные свободно в отверстиях сателлитов и дисков. Ведущий эксцентриковый вал состоит из цилиндрического вала (1) с диаметрально противоположно расположенными лысками в местах установки подшипников сателлитов, сегментов (2) с цилиндрической поверхностью, соответствующей поверхности внутреннего кольца подшипника сателлита, клиньев (3), расположенных на лысках вала, и регулировочных гаек. Снижение люфта обеспечивается уменьшением зазоров в зацеплениях за счет выполнения ведущего вала сборным, и клиньев, смещающих сателлиты в радиальном направлении. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячно-роликовым передачам. Червячно-роликовая передача содержит червяк (1) и червячное колесо (2), в которое ввинчены винтовые стержни (3). На каждом стержне посажены шариковые подшипники (4, 5). Каждый зубец червячного колеса выполнен в виде двух роликов, установленных посредством двух стопорных колец (8, 9) на два соосно установленных шариковых подшипника (4, 5). По второму варианту каждый зубец червячного колеса выполнен в виде двух соосно установленных роликов-подшипников. Ролики или ролики-подшипники прокатываются по разделенным винтовым поверхностям, находящимся на противоположных стенках винтового канала глобоидального червяка (1). Образующая профиля винтового канала червяка - ломаная линия. Изобретение позволяет повысить максимально допустимый момент нагрузки на валу червячного колеса с роликовыми зубцами в сочетании с беззазорностью зацепления. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к редуктору для привода в движение экструдера. Редуктор имеет технологическую часть с несколькими расположенными вдоль окружности осепараллельными валами и выходные валы, которые коаксиально, без возможности вращения, соединены с валами технологической части. Каждый выходной вал имеет выходную ведущую шестерню. Соседние выходные валы посредством аксиального смещения их выходных ведущих шестерен имеют различную длину между их обращенным к технологической части концом и выходной ведущей шестерней. Выходные ведущие шестерни находятся в зацеплении с солнечным зубчатым колесом, а каждое солнечное зубчатое колесо соединено с приводным валом. Приводной вал со смещенным от технологической части солнечным зубчатым колесом образован торсионным полым валом, а приводной вал со смещенным к технологической части солнечным зубчатым колесом образован расположенным в торсионном полом валу коаксиальным торсионным внутренним валом. Торсионный полый вал и торсионный внутренний вал выполнены таким образом, что обусловленная различной длиной приводных валов разность углов торсионного скручивания торсионного полого вала и торсионного внутреннего вала компенсируется. Редуктор имеет высокий потенциал производительности. 10 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным муфтам. Червячная предохранительная муфта содержит ведущий и ведомый валы, сопряженные между собой через червячную пару. Червяк перемещается вдоль оси вала и взаимодействует, по крайней мере одним своим концом, с упругим элементом, неподвижно закрепленным относительно оси. Перемещение червяка от предельного момента на червячном колесе не меньше, чем расстояние от другого конца червяка до точки сопряжения червяка с колесом. Технический результат - упрощение конструкции, повышение надежности и расширение функциональных возможностей. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх