Люк обслуживания космической головной части

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Люк обслуживания космической головной части включает головной обтекатель со створками, на которых размещены блистеры под полезный груз, а сам люк имеет крышку. Люк обслуживания космической головной части размещен в верхней части одного из блистеров, крышка которого выполнена съемной. Люк обслуживания имеет окантовку, подкрепленную продольно поперечными профилями, закрепленными на внутренней поверхности головного обтекателя, а в нижней части съемной крышки выполнен вырез, образующий выступы, охватывающие верхнюю часть блистера, в которой по ее поперечной плоскости закреплена защитная стенка с помощью поперечных профилей, соединенная также с профилями окантовки люка. На блистере и на съемной крышке с уплотнением закреплен съемный аэродинамический обтекатель с теплозащитным покрытием. При обслуживании полезного груза для защиты от попадания посторонних частиц в полость головного обтекателя и внутрь полезного груза на окантовке люка обслуживания и на цилиндрической поверхности головного обтекателя выполнены узлы крепления под съемный защитный лоток и соответственно под съемную палатку. Достигается повышение эффективности и надежности доступа к полезному грузу при его подготовке на стартовом комплексе. 15 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике и предназначено для предстартового обслуживания полезного груза, находящегося в космической головной части (КГЧ) космического транспортного средства.

Известно люковое устройство летательных аппаратов, содержащее крышку и устройство ее закрывания и фиксации (см. патент RU №2387585 - прототип).

Однако, известное люковое устройство предназначено для размещения в нем блока под электро-пневмо разъемы, где необходимо закрывание и герметизация люка без внешнего воздействия, что не позволяет использовать описанное устройство для обслуживания полезного груза, размещенного в космической головной части, во время предстартовой подготовки, например, для загрузки медицинской аппаратуры биопрепаратами с коротким периодом жизнедеятельности, размещенной в герметичном отсеке головного обтекателя с блистерами под полезный груз (патент RU №2428359) космических аппаратов типа «Бион-М», «Фотон-М».

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение возможности эффективного и надежного доступа к полезному грузу при его подготовке на стартовом комплексе.

Поставленная задача выполняется тем, что люк обслуживания космической головной части, включающей головной обтекатель со створками, на которых размещены блистеры под полезный груз, а сам люк имеющий крышку и размещен в верхней части одного из блистеров, крышка которого выполнена съемной, при этом люк обслуживания имеет окантовку подкрепленную продольно поперечными профилями, закрепленными на внутренней поверхности головного обтекателя, а в нижней части съемной крышки выполнен вырез, образующий выступы, охватывающие верхнюю часть блистера, в которой по ее поперечной плоскости закреплена защитная стенка, с помощью поперечных профилей и соединенная также с профилями окантовки люка, а на блистере и на съемной крышке закреплен съемный аэродинамический обтекатель с теплозащитным покрытием, при чем, при обслуживании полезного груза, для защиты от попадания посторонних частиц в полость головного обтекателя и внутрь полезного груза, на окантовке люка обслуживания и на цилиндрической поверхности головного обтекателя, выполнены узлы крепления под съемный защитный лоток и соответственно под съемную палатку.

Суть предложенного технического решения поясняется чертежами:

Фиг.1 - основной вид ГО с крышкой люка на блистере;

Фиг.2 - вид А с фиг.1;

Фиг.3 - вид Б с фиг.2; (аэродинамический обтекатель не показан)

Фиг.4 - вид В с фиг.2;

Фиг.5 - сечение Г-Г с фиг.4;

Фиг.6 - сечение Ж-Ж с фиг.4;

Фиг.7 - сечение И-И с фиг.4;

Фиг.8 - сечение К-К с фиг.4;

Фиг.9 - разрез Л-Л с фиг.4;

Фиг.10 - выносной элемент М с фиг.9

Фиг.11 - основной вид на люк обслуживания без крышки;

Фиг.12 - сечение Р-Р с фиг.11;

Фиг.13 - выносной элемент П с фиг.12;

Фиг.14 - выносной элемент Н с фиг.12;

Фиг.15 - выносной элемент С с фиг.12.

Люк обслуживания космической головной части 1 ракеты космического назначения 2, размещен на головном обтекателе 3, имеющим коническую 4 и цилиндрическую 5 части створок 6, блистеры 7 под полезный груз 8 (см. фиг.1, 2, 3).

Блистеры 7 расположены с двух сторон на поверхности цилиндрической части 5 головного обтекателя 3 (см. фиг.1, 2, 3).

Люк обслуживания космической головной части 1 выполнен в верхней части одного из блистеров 7 и снабжен съемной крышкой 9, закрепленной на цилиндрической части 5 с помощью узлов крепления 10 (см. фиг.1, 2, 3, 4, 5).

Люк обслуживания космической головной части 1 имеет окантовку 11 подкрепленную продольными 12 и поперечными 13 профилями, закрепленными на внутренней поверхности головного обтекателя 3 (см. фиг.,4, 6, 7, 8, 9).

В нижней части съемной крышки 9 выполнен вырез 14, образующий выступы 15 (см. фиг.3), охватывающие верхнюю часть блистера 7, в которой по ее поперечной плоскости закреплена защитная стенка 16, с помощью поперечных профилей 17 и профилей 12, 13 окантовки 11 люка обслуживания космической головной части (см. фиг.5, 9).

На блистере 7 и на съемной крышке 9 закреплен съемный аэродинамический обтекатель 18 с теплозащитным покрытием 19, выполненный по своим внешним обводам со стороны набегающего на ракету космического назначения 2 аэродинамического потока соответствующим обводам против расположенного на головном обтекателе 3 блистера 7 (см. фиг.1, 2, 5, 7).

После окончательного закрепления съемной крышки 9 и съемного аэродинамического обтекателя 18 по их внешним контурам наносится герметизирующее уплотнение (герметик) 20 (см. фиг.5, 8, 9).

Для защиты от попадания посторонних частиц в полость головного обтекателя 3 и внутрь полезного груза 8 при обслуживании полезного груза 8 через люк обслуживания космической головной части, на окантовке 11 люка обслуживания выполнены узлы крепления 21 под съемный защитный лоток 22 с уплотняющими прокладками 23 и 24, закрепленными по контуру лотка (см. фиг.4, 5, 14, 15), а на цилиндрической части 5 головного обтекателя 3, по контуру съемной крышки 9 выполнены узлы крепления 25 под съемную защитную палатку 26 (см. фиг.3, 4, 11, 12, 13).

Головной обтекатель функционирует следующим образом: на период предстартовой подготовки космической головной части 1 ракеты космического назначения 2 механо-технологические работы с полезным грузом 8 проводятся с площадки обслуживания 27 (см. фиг.11).

На окантовку 11 (см. фиг.5) люка обслуживания космической головной части, используя узлы крепления 21, устанавливается съемный защитный лоток 22 (см. фиг.4, 5, 14, 15).

На цилиндрическую часть 5 створки 6, используя узлы крепления 25, устанавливается съемная защитная палатка 26 (см. фиг.4, 5, 11, 13).

Съемный защитный лоток 22 своими уплотняющими прокладками 24 упирающийся без зазоров в конструкцию полезного груза 8 (см. фиг.11, 15), съемная защитная палатка 26 (см. фиг.11, 13), прикрывающая люк обслуживания космической головной части от атмосферных осадков, пыли и ветра, и защитная стенка 16 (см. фиг.5, 9), закрепленная в верхней части блистера 7, исключают попадание посторонних частиц во внутреннюю полость космической головной части 1 и внутрь полезного груза 8 при проведении механо-технологических работ через люк обслуживания космической головной части.

По завершению механо-технологических работ с полезным грузом 8 демонтируется съемный защитный лоток 22, закрепляются съемная крышка 9 узлами крепления 10 на цилиндрическую часть 5, а затем съемный аэродинамический обтекатель 18 узлами крепления 21 на съемную крышку 9 и на блистер 7.

После установки съемного аэродинамического обтекателя 18 в завершение подготовки головного обтекателя 3 космической головной части 1 к запуску ракетой космического назначения 2 демонтируется защитная палатка 26.

По завершению предстартовой подготовки ракета космического назначения 2 содержащая космическую головную часть 1 с головным обтекателем 3 и полезным грузом 8 стартует, летит по траектории выведения, после прохождения плотных слоев атмосферы отделяются створки 6 головного обтекателя 3 и выводится полезный груз 8 на заданную орбиту своего дальнейшего полета.

Преимуществом предлагаемого технического решения по сравнению с прототипом является то, что при оптимальных зоне полезного груза под головным обтекателем, аэродинамической форме головного обтекателя, энергетических возможностях ракеты космического назначения обеспечивается возможность эффективного и надежного доступа к крупногабаритному полезному грузу при его подготовке на стартовом комплексе в составе космической головной части ракеты космического назначения.

Люк обслуживания космической головной части, включающей головной обтекатель со створками, на которых размещены блистеры под полезный груз, а сам люк имеет крышку, отличающийся тем, что люк обслуживания космической головной части размещен в верхней части одного из блистеров, крышка которого выполнена съемной, при этом люк обслуживания имеет окантовку, подкрепленную продольно поперечными профилями, закрепленными на внутренней поверхности головного обтекателя, а в нижней части съемной крышки выполнен вырез, образующий выступы, охватывающие верхнюю часть блистера, в которой по ее поперечной плоскости закреплена защитная стенка с помощью поперечных профилей, соединенная также с профилями окантовки люка, а на блистере и на съемной крышке с уплотнением закреплен съемный аэродинамический обтекатель с теплозащитным покрытием, причем, при обслуживании полезного груза для защиты от попадания посторонних частиц в полость головного обтекателя и внутрь полезного груза на окантовке люка обслуживания и на цилиндрической поверхности головного обтекателя выполнены узлы крепления под съемный защитный лоток и соответственно под съемную палатку.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической головной части и к способу ее сборки. Космическая головная часть содержит космический аппарат, головной обтекатель и переходную систему, которая обеспечивает стыковку ракеты-носителя с космическим аппаратом.

Изобретение относится к конструкции космического аппарата (КЛ) и его бортовым, главным образом, терморегулирующим системам. КЛ конструктивно объединяет модули целевой аппаратуры и служебных систем и снабжен термостабилизирующим кожухом, выполненным в виде прямоугольного параллелепипеда.

Изобретение относится к конструкциям из композиционных материалов, предназначенных для использования в авиакосмической отрасли. .

Изобретение относится к оболочечным конструкциям корпусных деталей из полимерных композиционных материалов, применяемых в ракетной и авиационной технике, работающих в условиях повышенных нагрузок.

Изобретение относится к космической технике. .

Изобретение относится к авиастроению. .

Изобретение относится к космической технике, в частности к орбитальным тросовым системам. .

Изобретение относится к пневматическим устройствам для перемещения органов из одного положения в другое. .

Изобретение относится к запирающим механизмам створок. .

Изобретение относится к системам эксплуатационного открытия-закрытия и аварийного сброса фонаря самолета. .

Изобретение относится к окну для транспортного средства, в частности для самолета. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к авиационному люку, содержащему панель обшивки (1) авиационной конструкции, наружную дверь (6) и внутреннюю дверь (5) авиационного люка, расположенные на панели обшивки (1), и дополнительно содержит стрингеры (3), установленные на панели обшивки (1) с расположением и прикреплением к обшивке (1), крепежные края (8), частично выступающие через люк со стороны размещения наружной двери (6) и внутренней двери (5), дополнительно содержащие элементы (4) усиления, размещенные между наружной дверью (6) и внутренней дверью (5), которые прикреплены к обшивке (1), причем указанные (4) элементы образуют крепежные края (8) на одной из ее сторон, и полость (7), расположенную в обшивке (1) с обеспечением возможности установки наружной двери (6).

Изобретение относится к конструкции фюзеляжа самолета, в частности к системам запирания дверей герметичных отсеков. .

Изобретение относится к двери, предназначенной для герметизированного летательного аппарата. .

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для сброса давления из полости летательного аппарата или отдельного его узла. .

Изобретение относится к системам вентялиционной двери. .

Изобретение относится к окнам летательных аппаратов и, в частности, к окнам, отвечающим требованиям огнестойкости, в соответствии с тестом OSU 100/100 на выделение тепла.

Изобретение относится к остеклению кабины экипажа летательного аппарата и касается защиты от проникновения электромагнитных помех. Остекление кабины экипажа содержит множество прозрачных пакетированных панелей остекления, внутренний и внешний держатели, уплотнение, предохраняющее от атмосферных осадков, пленочный электромагнитный экран, соединительную пленку. Держатели выполнены из токопроводящего материала, между которыми вставлены пакетированные панели. Уплотнение установлено между внешним держателем стеклопакета и панелями остекления. Электромагнитный экран установлен между двумя прилежащими друг к другу панелями остекления и выполнен из токопроводящего материала. Соединительная пленка выполнена из токопроводящего материала и электрически соединяет внешний периметр пленочного электромагнитного экрана с внешним держателем стеклопакета. Достигается надежное электрическое соединение между пленочным электромагнитным экраном и внешним держателем стеклопакета, исключение воздействия на пленочный электромагнитный экран усилия зажима между внутренним и внешним держателями стеклопакета. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх