Способ испытания на герметичность запорных арматур линейной части эксплуатируемого магистрального нефтепровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при испытании на герметичность затворов запорных арматур, установленных на линейной части эксплуатируемого магистрального нефтепровода. Изобретение направлено на повышение точности испытания, что обеспечивается за счет того, что при испытании на герметичность запорных арматур линейной части магистрального нефтепровода, при котором создают в нефтепроводе давление по ступенчатой диаграмме, наибольшее давление устанавливают в левой, затем в правой крайних секциях, перепады давления между соседними секциями устанавливают равными статическому, обусловленному продольным профилем нефтепровода, а в качестве рабочего агента создания давления испытания используют перекачиваемый продукт. 6 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к трубопроводному транспорту, позволяет определить герметичность перекрытия полости нефтепровода запорной арматурой. Известен способ определения герметичности запорной арматуры путем вычисления констант, характеризующих герметичность каждой арматуры [Азметов Х.А., Самойлов В.Б. К проверке исправности линейной арматуры магистральных нефтепродуктопроводов/ Труды Всесоюзного научно-исследовательского института по сбору, подготовке и транспорту нефти и нефтепродуктов. - Уфа: ВНИИСПТнефть, 1972, с.78-82]. Способ сложный и недостаточно точный.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является способ определения герметичности запорных арматур нефтепровода, включающий в образованной ступенчатой диаграмме давления, ограниченной запорными арматурами в положении закрыто, измерение граничных значений и времени изменения давления от верхней до нижней границы и объема рабочего агента при закачке в нефтепровод и повышении в нем давления от нижней до верхней границы в положении запорных арматур открыто. Объемы утечек запорных арматур определяют исходя из измеренных величин [Решение РОСПАТЕНТа о выдаче патента на изобретение по заявке №2010134554/06 (049028)]. Недостаток - не приспособлен к реальным условиям необходимости обеспечения герметичности запорной арматуры в аварийных условиях с разрывом трубы магистрального нефтепровода.

Технический результат изобретения - определение герметичности запорной арматуры, соответствующее условиям ее функционирования при аварии с разрывом труб магистрального нефтепровода. Технический результат достигается тем, что при проведении испытаний с созданием давления в нефтепроводе по ступенчатой диаграмме наибольшее давление устанавливают в левой, затем в правой крайних секциях, перепады давления между соседними секциями устанавливают равными статическому, обусловленному продольным профилем нефтепровода, а в качестве рабочего агента испытания используют перекачиваемый по нефтепроводу продукт.

Разность давления между прилегающими секциями i и i+1 определяют из соотношения

Δрi,i+1=γHi, (1)

где γ - объемный вес нефти; Hi - напор столба нефти, действующий на затвор i-й запорной арматуры в положении закрыто при аварии нефтепровода.

Сущность способа заключается в следующем. В полости нефтепровода создают давление по ступенчатой диаграмме с наибольшим давлением рв в левой крайней секции, обеспечивая разность давлений в местах установки запорных арматур в положении закрыто (фиг.1). Считается, что в процессе определения герметичности запорных арматур рабочий агент не вытекает из полсти нефтепровода в окружающую среду и сопрягаемые участки магистрального нефтепровода. Из-за перетока рабочего агента через неплотности затвора запорной арматуры происходит выравнивание давлений в секциях до рн. Замеряют начальное и конечные давления, фиксируют время их достижения. Затем создают давление по ступенчатой диаграмме с наибольшим давлением рв в правой крайней секции, обеспечивая разность давлений в местах установки арматур (фиг.2). После выравнивания давления в секциях до рн замеряют начальное и конечные давления, фиксируют время их достижения.

При давлении рн и положении запорных арматур открыто в полость нефтепровода протяженностью L закачивают рабочий агент до достижения давления нефти pв с одновременным измерением объема закачки.

Принципы реализации способа следующий. В нефтепровод 1 (фиг.1, 3) в левую крайнюю секцию 2 при положении запорных арматур 3 открыто и запорной арматуре в положении закрыто, установленной на границе правой крайней секции 4, пунктом управления 5 подают команду на устройство подачи 6 рабочего агента, который через кран 7 с обратным клапаном осуществляет подачу рабочего агента. При достижении в i-й секции нефтепровода 1 давления рi, измеряемого датчиком 8, блок управления подает команду на отключение устройства подачи рабочего агента. Затем запорное устройство переводится в положение закрыто. Измерение давления pt датчиками производится в каждой секции. Таким образом, в нефтепроводе 1 создают давление по ступенчатой диаграмме с наибольшим давлением рв в левой крайней секции. После завершения создания давления по ступенчатой диаграмме и закрытия всех запорных арматур фиксируют время t1 и наибольшее давление в секции рв нефтепровода 1. Из-за перетока рабочего агента через неплотности затворов закрытых запорных арматур происходит выравнивание давлений в секциях до рн. Время выравнивания давлений t2 и давление рн фиксируют.

Описанным выше порядком создают давление по ступенчатой диаграмме с наибольшим давлением рв в правой крайней секции (фиг.2, 4), ограниченной запорными арматурами. После завершения создания давления по ступенчатой диаграмме и закрытия всех запорных арматур фиксируют время t1 и наибольшее давление рв нефтепровода 1. Из-за перетока рабочего агента через неплотности затвора закрытых запорных арматур происходит выравнивание давлений в секциях до рн. Время выравнивания давлений t2 и давление рн фиксируют. Затем устройством подачи 5 при всех запорных арматурах в положении открыто в нефтепровод 1 подают рабочий агент с обеспечением повышения давления от рн до рв и измерением объема закачки рабочего агента V3.

1. Функциональным назначением запорной арматуры, установленной на линейной части магистрального нефтепровода (ЛЧ МН), является герметичное перекрытие полости нефтепровода в условиях аварий с разрывом стенки труб. При этом запорная арматура должна создавать герметичность затвора при статическом давлении, обусловленном продольным профилем нефтепровода. Иногда даже новые запорные арматуры, прошедшие стандартные испытания при более высоких значениях перепада давления, чем перепад давления, действующего на затворы арматур в аварийных ситуациях на ЛЧ МН, оказываются негерметичными [Э.М.Ясин, В.Л.Березин, К.Е.Ращепкин. Надежность магистральных нефтепроводов. - М.: Недра, 1972, 184 с.]. Таким образом, можно заключить, что герметичность запорных арматур зависит от перепада давления, действующего на затворы арматур. В связи с этим, необходимо испытание на герметичность запорной арматуры, установленной на ЛЧ МН, проводить при статическом давлении. Исходя из этого при испытании на герметичность запорных арматур созданием давления по ступенчатой диаграмме разность давлений между прилегающими секциями i и i+1 следует определить из соотношения

Δрi,i+1=γHi, (1)

где γ - объемный вес нефти; Hi - напор столба нефти, действующий на затвор i-й запорной арматуры в положении закрыто при аварии нефтепровода.

Напор Hi определяется на основе анализа геодезических высотных отметок продольного профиля нефтепровода и запорных арматур, а также координат мест возможного повреждения нефтепровода. Рассмотрим фиг.5 и фиг.6, где представлен продольный профиль участка нефтепровода с размещенными на нем запорными арматурами Аi-1, Аi, и Аi+1. Высотная отметка запорной арматуры Аi-1, равная Zi-1, больше высотной отметки Аi, равной Zi. Между арматурами Аi и Аi+1 имеется перевальная точка 10 с высотной отметкой Zм. Высотная отметка Zм больше высотной отметки арматуры Аi+1. В соответствии с фиг.5, возможное место 11 разрыва трубы нефтепровода расположено между арматурами Аi-1 и Аi, а в соответствии с фиг.6 место 11 разрыва расположено между арматурой Аi и перевальной точкой 10. Высотные отметки указанных арматур Аi-1 и Аi и перевальной точки 10 позволяют определить напор Hi для запорной арматуры Аi.

Для участка нефтепровода 9 и при разрыве трубы между арматурами Аi-1 и Аi, представленного на фиг.5,

Hi=Zм-Zi. (2)

В случае разрыва трубы между арматурами Аi-1 и Аi

Hi=Zi-1-Zi. (3)

2. Возможные разрывы труб в общем случае могут быть в любой точке магистрального нефтепровода. В связи с этим при разрыве труб движение нефти в нефтепроводе в месте разрыва в сечении установки арматур может быть справа налево, как показано на фиг.5 стрелкой 12, и слева направо, как показано на фиг.6. Возможны случаи, когда запорная арматура обеспечивает необходимую герметичность только в одном направлении движения жидкости. С целью проверки герметичности арматур во всех возможных случаях, способ испытания запорных арматур, установленных на линейной части магистрального нефтепровода, должен содержать приемы, обеспечивающие возможность истечения жидкости через неплотности затвора слева направо и справа налево.

3. При определении герметичности запорных арматур образованием ступенчатой диаграммы давления объемы утечек, т.е. результаты испытания, зависят от свойства рабочего агента. Нефть, добываемая в разных месторождениях, существенно отличается по следующим свойствам, влияющим на результаты испытаний: плотность и вязкость. В связи с этим в качестве рабочего агента при испытании на герметичность запорных арматур следует использовать перекачиваемый по магистральному нефтепроводу продукт.

Способ испытания на герметичность запорных арматур линейной части эксплуатируемого магистрального нефтепровода, характеризующийся тем, что в образованной ступенчатой диаграмме давления наибольшее его значение устанавливают в левой, затем в правой крайней секциях, перепады давления между соседними секциями устанавливают равными статическому, обусловленному продольным профилем нефтепровода, а в качестве рабочего агента создания давления испытания используют перекачиваемый продукт.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытательной техники и направлено на повышение производительности испытаний труб на герметичность путем ускорения выпуска воздуха из трубы в процессе испытаний, что обеспечивается за счет того, что трубу зажимают оправками по обоим ее торцам, центрируют и уплотняют, после чего осуществляют заполнение трубы водой в два этапа, при этом на первом этапе осуществляют заполнение трубы водой через отверстие в одной из оправок не ниже уровня перекрытия этого отверстия, но ниже отверстия для выпуска воздуха из трубы в другой оправке.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при испытании затворов запорных арматур нефтепроводов на герметичность. .

Изобретение относится к области испытательной техники и направлено на уменьшение времени и трудоемкости испытаний трубопроводного участка, что позволит сократить затраты на его строительство, реконструкцию и ремонт.
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может найти применение при опрессовке колонны насосно-компрессорных труб (НКТ). .

Изобретение относится к измерению потребления (расхода) текучей среды оборудованием для управления процессом и, более конкретно, к определению количества питающей текучей среды, расходуемой конкретными приборами в составе системы управления или всей цепью управления процессом.

Изобретение относится к способам и средствам транспортировки газов и жидкостей и может быть использовано для испытаний запорно-регулирующей арматуры (ЗРА) магистрального трубопровода (МТ).

Изобретение относится к встроенному измерительному прибору для измерения протекающей в трубопроводе, в частности, газообразной и/или жидкой среды. .

Изобретение относится к области неразрушающего контроля трубопроводов и может быть использовано для их внутритрубной диагности. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для автоматического контроля технологического процесса транспортировки жидкости и газа.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при эксплуатации трубопроводов. .

Изобретение относится к магистральным трубопроводным системам транспорта газа, а более конкретно, к непрерывному контролю за обеспечением взрывопожаробезопасности при производстве ремонтных (огневых) работ на отключенном и выведенном в ремонт со стравливанием газа подземном или надземном участке действующего объекта магистрального трубопровода.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для дистанционного контроля состояния магистральных газопроводов и хранилищ с помощью диагностической аппаратуры, установленной на носитель - дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА).

Изобретение относится к области гидравлики и предназначено для контроля технических характеристик магистральных трубопроводов, проложенных как на суше, так и в водной среде.

Изобретение относится к дистанционному контролю технического состояния теплотрассы и может быть использовано при создании систем автоматизации теплоснабжения. .

Изобретение относится к стационарным системам мониторинга исправности морского трубопровода газоконденсата. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано в системах определения места утечки нефтепродуктов в нефтепродуктопроводах, а также определения мест течи и разгерметизации в труднодоступных местах нефтепродуктопроводов.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для испытаний герметичности шаровых кранов запорно-регулирующей арматуры магистральных газопроводов в трассовых условиях.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и предназначено для диагностики трубопроводов. .

Изобретение относится к области контроля технологических процессов функционирования трубопроводов, а именно к контролю технического состояния трубопроводов, предназначенных для транспортировки вязких жидкостей. Способ включает измерение уровня жидкости в контролируемом отсеке тоннеля, выполненном в его нижней части, посредством вибрационных датчиков предельного уровня жидкости, установленных на вертикально ориентированной опоре, располагаемой в непосредственной близости от торцевых участков защитных кожухов трубопроводов. Вибрационные датчики размещают на опоре с помощью крепежных элементов один над другим, а напротив опоры изготавливают лоток для аварийного сброса утечек. Техническим результатом является своевременное и надежное предотвращение возможной аварии, позволяющее избежать загрязнения окружающей среды нефтепродуктами в случае протечки трубы. 2 ил.
Наверх