Способ определения работоспособности аккумулятора при низких температурах

 

2Я057

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Кл. 21с, 51/01

21b, 26/02

Заявлено 29.Х11.1966 (М 1123927/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 26.Ч1!!.1969. Бюллетень ¹ 27

Дата опубликования описания З.II.1970

МПК Н 02j

Н 01m

УДК 621.355.012.7(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Автор изобретения

Ю. М. Хашев

Заявитель

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

АККУМУЛЯТОРА ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ

20

Известен способ определения работоспособности аккумулятора при низких температурах, при котором, последний заряжается, охлаждается до требуемой тем пературы электролита, а затем разряжается нужной величиной тока до тех пор, пока напряжение на клеммах аккумулятора не упадет до установленного для данного режима, разряда значения. После этого аккумулятор вновь заряжается и разряжается величиной тока другого режима и т. д.

Определение работоспособности аккумулятора при низких температурах известным опособом требует по меньшей мере 8-10 заряд— разрядов при каждой выбранной температуре электролита, т. е. процесс, снятия разрядных кривых характеризуется большой длительностью.

Предлагаемый способ позволяет оценить работоспособность аккумуляторов практически при всех требуемых величинах тока и низких температурах электролита за один частичный разряд.

Разрядные кривые аккумуляторов, начиная от тока сточасового вплоть до одночасового режима, разряда, как при:нормальной, так

И .при низких температурах, могут быть описаны с помощью нижеследующего уравнения;

U = Е, + (Q„„— Ц+,ехр

Фо Зй

",н Q — U„1+3 1 — ехр —, (1) где Ео — э.д.с. разряженного аккумулято10 ра, в; тро и <ро — коэффициенты, учитывающие изменение э.д.с. при разряде, в; „и Q,, — разрядная емкость аккумулятора ,при токе,:сточасового режима разряда соответственно при нормальной и различных низких температурах электролита, а-«ас;

Qq — разрядная емкость аккумулятора, при,которой начальные криволинейные участки разрядных кривых сопряжены с прямолинейными, а-час; а и P — безразмерные коэффициенты;

/ — величина, разрядного тока, а;

25 f — время разряда, час.

Все коэффициенты уравнения (1) за исключением коэффициентов U,, и Q., определяются расчетно-экспериментальным путем

30 при нормальной температуре электролита, 251057

Коэффициенты а и р рассчитываются,по формулам: и гон г,н

Q,, (In3U 1п(и„„0,8U,„)) а:

1д где U,,„è U,,„ïà tIåíHÿ напряжения на,полном внутреннем сопротивлении за ряженного аккумулятора соответственно при токах сточасового и одночасового режимов разряда и нормальной темлературе электролита, в;

1д †.величина тока, численно равная номинальной емкости аккумулятора (ток одночасового режима разряда), а.

На чертеже показаны |порядок определения значений коэффициентов Ео, QII, qIo, Я. и Q, „, .разрядная кривая при токе сточасового режима разряда (а) и график зависимости э.д.с. кадмиево-,никелевого аккумулятора типа

КН-10 от относительной, разрядной емкости, 6, т, е. от отношения фактически отданной разрядной емкости к номинальной

Е

Из чертежа видно, что для определения величин коэффициентов Ео, JIB, qIII, QÄ H QÄ необходимо .построить кривую Е= ф (. По Он строение кривой E= ф — ) вы полняется

0н на основе принятого допущения, заключающегося в том, что,график E = u — должен

Рн полностью соответствовать по форме разрядной кривой сточа!соевого режима разряда при нормальной температуре и оканчиваться после отдачи аккумулятором разрядной емкости сточасового режима разряда, Благодаря это, /Q му кривая Е=u1 — 1 может быть построе0н на по двум точечкам, представляющим собой э.д.с. заряженного и разряженного аккумуляторов.

Значения коэффициентов о и Q зависят от времени с момента окончания заряда аккумуляторов.

Значення этих коэффициентов можно,принять постоянными и равными значениям коэффициентов, определенным,по разрядной кривой сточасового режима разряда, снятой по истечении 10 — 24 час,после окончания заряда аккумуляторов,при нормальной температуре эле:ктролита.

15

Разрядная емкость при токе сточасового режима разряда определяется IIIo формуле

Q —, (2)

1п ) У вЂ” 1п () У вЂ” 0,8 У,д)

U, — падение напряжения на .полном внутреннем сопротивлении заряженного аккумулятора при токе одночасового режима, разряда и различных температурах электролита.

Коэффициенты U,, и U,, измеряются на заряженном аккумуляторе при различных температурах электролита путем одного частичного разряда аккумулятора при сточасовом и одночасовом режимах. Эти коэффициенты достигают своих установившихся величин по истечеiHHH времени, равного соответствен но 20 мин и 12 сек.

Для исключения случайных ошибок,рекомендуется;произвести 5 — 10 измерений.

По полученным данным производипся расчет разрядных кривых по уравнению (1).

Предмет изобретения

Способ определения работоспособности ак,кумулятора, на пример кадмиево-никелевого, при низких температурах, путем охлаждения

З0 заряженного аккумулятора .до требуемой температуры электролита, разряда его выбранными величинами тока и построения разрядных кривых, отличающийся тем, что, с целью ускорения процесса снятия разряд|ных кри35 вых,;при всех температурах производят один частичный разряд аккумулятора сначала током сточа|сового режима в течение 20 мин, затем током одночасового режима в течение

12 сек при одновременном измерении падения

40 напряжения на полном внутреннем сопротивлении аккумулятора, после чего осуществляют расчет по формуле

via зй

U=E, + (Q,„„— It)+ y, ехр — )—

45 -. н а.„. ) — U„1+ 3 1 — ехр где Ео — э.д.с. разряженного аккумулято50,ра, в; фо и ро — коэффи|циенты, учитывающие из:менение э,д.с. при разряде, в;

Q Ä H Q — разрядная емкость аккумулятора лри токе сточасового |режима

55 разряда соответственно IIIpH нормальной и различных низких температурах электролита, а-час;

Q„. — разрядная емкость аккумулятора, lIIpH которой, начальные криволи60 ;нейные участки разрядных кривых сопряжены с прямолинейным.и а-час; а и P — безразмерные коэффициенты;

1 — величина разрядного тока, а;

65 t — время раз ряда, час, 251057

Ф, а -2

Е 01 Ог 0З 0 O9PS ОУ О80

0 10 Z0 30 40 50 60 70 90 90 ЕЕ7 710 1Z0 feac

Составитель И. Найдина

Техред T. П. Курилко

Корректор О. Б. Тюрина

Редактор Э. Рубан

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3923119 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прн Совете Министров СССР

Москва Ж-35, Раушская наб., д. 415

Способ определения работоспособности аккумулятора при низких температурах Способ определения работоспособности аккумулятора при низких температурах Способ определения работоспособности аккумулятора при низких температурах 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю электрических параметров аккумуляторных источников питания как отдельных аккумуляторов, так и батарей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве электрохимических элементов с индикатором состояния заряда

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)

Изобретение относится к гальваническому элементу и встроенному индикатору состояния заряда

Изобретение относится к электронике и может быть использовано при испытании и эксплуатации ХИТ, применяемых в системах автономного электроснабжения

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано на предприятиях по производству химических источников тока (ХИТ) при проведении контроля качества их изготовления

Изобретение относится к метке со встроенным тестером состояния работы электрохимического элемента

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на автономных объектах, в электротранспорте, использующем в качестве источника энергии аккумуляторные батареи
Наверх