Крестово-кулисная муфта

 

ОП ИСА НИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реопублии

Зависимое от авт. свидетельства № 190731

Заявлено 20Х.1968 (№ 1242501/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 22.IX.1969. Бюллетень ¹ 29

Дата опубликования описания 26.II.1970

Кл. 47с, 4

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

МПК F 16d

УДК 621.825.7/8 (088.8) Автор изобретения

Е. И. Ривии

1 т

Экспериментальный научно-исследовательский инсти ут металлорежущих станков

Заявитель

КРЕСТОВО-КУЛИСНАЯ МУФТА

Изобретение относится к деталям машин и может применяться в машиностроении и приборостроении для соединения вращающихся валов.

Известна соединительная муфта для вращающихся валов по основному авт. св. № 190731, обеспечивающая компенсацию несоооности без передачи значительных усилий на опоры валов, имеющая высокую крутильную жесткость и выполнена без зазоров, Но эта муфта неудобна в процессе работы, так как для улучшения ее работы требуется создавать предварительный натяг резино-металлических упругих элементов, а установка их на место в условиях собран ной машины представляет существенные трудности и не позволяет иопользовать слишком большие натяги.

Целью настоящего изобретения является создание конструкции крестово-кулисной компенсирующей муфты, обеспечивающей возможность регулирования предварительного натяга упругих элементов непосредственно в собранной машине и упрощение монтажа муфты.

На фиг. 1 показан вид сбоку на предлагаемую муфту с частичным разрезом и ее диаметральное сечение по А — А; на фиг. 2 — конструкция слоистого резино-металлического элемента; на фиг. 3 — диаметральный разрез крестово-кулисной муфты с устройством для создания предварительного натяга упругого элемента, отличным от имеющегося в варианте, показанном на фиг. 1.

Крестово-кулисная муфта состоит из двух полумуфт 1 и 2, закрепленных, соответственно, на концах соединяемых валов 8 и 4. В полумуфтах имеются кулачковые пазы, в которые входят взаимно перпендикулярные кулач10 ки, имеющиеся на промежуточном сухаре 5.

Между боковыми поверхностями кулачков и пазов установлены слоистые резино-металлические упругие элементы б, состоящие из чередующихся тонких слоев резины 7 и твер15 дых прокладок 8, выполненных, например из металла.

Для создания предварительного натяга на элементы б одна из стенок каждого паза,на полумуфте выпол нена разрезной и имеет отно20 сительно тонкую часть 9 и относительно толстую 10, B которую ввертываются один или несколько нажимных винтов 11, упирающихся в тонкую часть 9 стенки. Средства для стопорения винтов 11:на чертежах не показаны, 25 так же как средства для скрепления элементов б с полумуфтами.

Для сборки муфты винты 11 отпускаются, промежуточный сухарь 5 вводится между полумуфтами, и кулачки (на чертеже не обозна30 чены) свободно вводятся в пазы на полумуф352777 тах, в промежутки между резина-металлическими элементами б. После этого ввертытываются винты 11, с помощью которых деформируются тонкие части стенки и сжимаются рези но-металлические элементы б. Жесткость части 9 стенки весьма невелика и не затрудняет существекно процесса регулировки; в то же время при работе муфты крутящий момент восцри нимается замкнутой системой, состоящей из части 9 стенки, винтов 11 и части 10 стенки; жесткость этой системы многократно больше жесткости части 9 степки, поэтому деформации этой системы не влияют существенно на крутилыную жесткость муфты.

В крестово-,кулисной муфте на фиг. 3 вместо распорных винтов 11, показанных на фиг. 1, имеются конические регулировочные винты

12, которые ввертываются в резьбовые отверстия в геле полумуфты и разжимают части стенки. Благодаря конической форме поверхности осуществляется большое передаточное отношение си!ствмы регулирования натяга и может быть создан большой предварительный натяг резинометаллических элементов б.

При работе муфты крутящий момент с одной (ведущей) полумуфты на другую (ведомую) передается благодаря деформации сжатия рези но-металлических элементов и, следовательно, крутильная жесткость муфты может регулироваться (при .неизменной, заданной габаритами муфты площади элементов б) путем изменения твердости резины, ее суммарной толщины и количества слоев.

Как известно, жесткость, резинового элемента при нагружении на сжатие при заданных га баритных размерах (длина ах, ширина вх, высота h) зависит от количества слоев, на которые разделен элемент по высоте. Так, при

5 a=s=5h жесткость на сжатие трехслойного элемента в девять раз больше, чем жесткость од нослойного элемента. В то же время компенсация несоосностей осуществляется благодаря деформации элементов б на сдвиг. Же10 сткость на сдвиг определяется только твердостью резины и размерами элемента, но не зависит от количества слоев. Поэтому жесткости муфты в направлении передачи полезной,нагрузки (крутильная жесткость) и в на15 правлении компенсации (радиальная жесткость) могут регулироваться, независимо. В частности, может обеспечиваться весьма высокое значение крутильной жесткости и весьма малое значение радиальной жесткости.

Предмет изобретения

Крестово-кулисная муфта по авт. св.

Хо 190731, отличающаяся тем, что, с целью

25 обеспечения возможности регулирования предварительного натяга упругих элементов и упрощения монтажа муфты, .на крайней мере на одной из стенок каждого паза параллель но плоскости, контактирующей с упругим эле30 ментом, выполнена щель, образующая внутреннюю относительно тонкую пружинящую часть стенки, которая прижата к упругому элементу одним или несколькими винтами, установленными в наружной, относительно

35 толстой, жесткой части стенки.

252777 и

9 иг, /

Фиг.5

Составитель И. Малюга

Редактор М. В. Афанасьева Техред Л. Я. Левина

Корректор Л, В. Анисимова

Заказ 21315 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва Ж-35, Раушская наб., д 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Крестово-кулисная муфта Крестово-кулисная муфта Крестово-кулисная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых передачах тяжелонагруженных машин, в которых производится предварительное закручивание валов

Муфта // 2254505
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для компенсирующего соединения валов с параллельно смещенными осями

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий, в частности при соединении валов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве промежуточного соединительного звена для передачи крутящего момента с одного механизма на другой

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к устройствам для соединения несоосных валов и может использоваться в насосах для добычи нефти, воды и других жидкостей из скважин

Муфта // 2437007
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам
Наверх