Зубчатая передача (варианты)



Зубчатая передача (варианты)
Зубчатая передача (варианты)
Зубчатая передача (варианты)
Зубчатая передача (варианты)
Зубчатая передача (варианты)
Зубчатая передача (варианты)
Зубчатая передача (варианты)

 


Владельцы патента RU 2502903:

Екшибаров Владимир Николаевич (RU)

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатая передача состоит из двух зубчатых прямозубых колес (1, 2) с параллельными осями вращения. Зубья в виде несимметричных сегментов попарно расположены в плоскостях, перпендикулярных осям вращения колес. Оба зубчатых колеса содержат четное число зубьев, каждая половина из которых имеет сопряженные рабочие профили, размещенные по одному и тому же угловому шагу одного направления. Число зубьев первого колеса равно числу зубьев второго колеса и выбирается по определенной зависимости. Вариант зубчатой передачи предусматривает в плоскости зуба первого колеса на втором колесе располагать несколько равносмещенных зубьев, количество которых также связано определенным соотношением. Такое выполнение позволяет получить реверсивную зубчатую передачу с положительным передаточным отношением и уменьшить ее габариты. 2 н.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в конструкциях машин для передачи вращения с возможностью его реверсирования.

Известна зубчатая передача, состоящая из двух прямозубых колес с параллельными осями вращения и зубьями в виде несимметричных сегментов, попарно установленными в плоскостях, перпендикулярных осям вращения (патент RU №2342572, кл. F16H 1/06).

Недостатком данной зубчатой передачи является то, что в передаче ведущим может быть одно из зубчатых колес только при одном направлении вращения.

Техническая сущность, достигаемая данным изобретением, заключается в том, чтобы обеспечить возможность реверсирования вращения в зубчатой передаче с положительным передаточным отношением и уменьшить ее габариты.

Сущность в первом варианте достигается тем, что в зубчатой передаче, состоящей из двух прямозубых колес с параллельными осями вращения и зубьями в виде несимметричных сегментов, попарно расположенными в плоскостях, перпендикулярных осям вращения колес, оба колеса содержат четное число зубьев, каждая половина из которых имеет сопряженные рабочие профили, размещенные в торцовой плоскости по одному и тому же угловому шагу одного направления, при этом число зубьев первого колеса равно числу зубьев второго колеса и определяется следующей зависимостью:

z1=z2=2·u·z1(2π),

где z1, z2 - число зубьев первого и второго колеса, соответственно;

u - передаточное отношение;

z1(2π) - число зубьев первого колеса, расположенных на угле поворота 2π (360°) по угловому шагу одного направления.

Техническая сущность во втором варианте достигается тем, что в зубчатой передаче, состоящей из двух прямозубых колес с параллельными осями вращения и зубьями в виде несимметричных сегментов, попарно расположенными в плоскостях, перпендикулярных осям вращения колес, оба колеса содержат четное число зубьев, каждая половина из которых имеет сопряженные рабочие профили, размещенные в торцовой плоскости по одному и тому же угловому шагу одного направления, при этом в плоскости зуба первого колеса на втором колесе расположено несколько равносмещенных зубьев, количество которых определяется из следующего соотношения:

z2пл=z2/(2·u),

где z2пл - число зубьев второго колеса, расположенных в одной плоскости с зубом первого колеса;

z2 - число зубьев второго колеса: z2=u·z1;

z1 - число зубьев первого колеса;

u - целочисленное передаточное отношение.

На фиг.1 - сечение зубчатых колес плоскостью, перпендикулярной осям колес и проходящей через одну из точек контакта.

На фиг.2 - общий вид первого зубчатого колеса по первому варианту.

На фиг.3 - общий вид второго зубчатого колеса по первому варианту.

На фиг.4 - общий вид зубчатой передачи по первому варианту.

На фиг.5 - общий вид первого зубчатого колеса по второму варианту.

На фиг.6 - общий вид второго зубчатого колеса по второму варианту.

На фиг.7 - общий вид зубчатой передачи по второму варианту.

Зубчатая передача включает зубчатые колеса 1 и 2 с осями вращения 3 и 4. Со стороны передачи вращения от ведущего колеса к ведомому колесу, например, против хода часовой стрелки контактирующие рабочие профили поверхностей половины зубьев на каждом из колес в торцевом сечении являются сопряженными кривыми. Аналогично, при передаче вращения от ведущего колеса к ведомому колесу по ходу часовой стрелки находящиеся в контакте рабочие профили поверхностей другой половины зубьев 5 и 6 на каждом из колес в торцевом сечении также являются сопряженными кривыми. В торцевом сечении зубчатых колес профили поверхностей зубьев, не участвующие в передаче вращения, могут быть выполнены произвольными (фиг.1). Зубчатые венцы колес ограничены окружностями вершин и впадин. Для обеспечения синхронного вращения зубчатых колес 1 и 2 зубчатые венцы выполнены из одинакового числа прямозубых зубьев, каждая половина из которых расположена по угловому шагу на обоих колесах в одном направлении. Числа зубьев колес и передаточное отношение зубчатой передачи связаны следующей зависимостью:

z1=z2=2·u·z1(2π),

где z1, z2 - число зубьев первого и второго колеса, соответственно;

u - передаточное отношение;

z1(2π) - число зубьев первого колеса, расположенных на угле поворота 2π (360°) по угловому шагу одного направления.

При вращении колес 1 и 2 против хода часовой стрелки поверхности зубьев с сопряженными рабочими профилями в любой точке контакта имеют общую нормаль 7, проходящую с одной стороны относительно осей 3 и 4. Подобным образом при вращении колес 1 и 2 по ходу часовой стрелки поверхности зубьев с сопряженными рабочими профилями 5 и 6 в любой точке контакта имеют общую нормаль 8, проходящую с противоположной стороны относительно осей 3 и 4. Для уменьшения концентрации напряжений у корня ножки зуба переход к окружности впадин может быть выполнен по плавной кривой. Если в качестве рабочего профиля зуба колеса 1 выбрать эвольвенту, то рабочим профилем зуба колеса 2 также будет являться эвольвента. Таким образом, можно получить реверсивную эвольвентную передачу с положительным передаточным отношением. Возможно также получение передачи, у которой ведущим может быть только одно из зубчатых колес.

Механизм работает следующим образом. При приложении к колесу 1 крутящего момента в направлении против хода часовой стрелки зубья этого колеса, воздействуя на зубья колеса 2, побуждают последнее к вращению в том же направлении. По аналогии при приложении к колесу 1 крутящего момента в направлении по ходу часовой стрелки зубья 5 этого колеса, воздействуя на зубья 6 колеса 2, побуждают последнее к вращению в том же направлении. Для объяснения этого можно рассмотреть отдельное сечение зубчатых колес плоскостью, перпендикулярной осям валов и проходящей через одну из точек контакта К. В первом случае сила F, действующая на зубчатый элемент колеса 2 со стороны зубчатого элемента колеса 1 в одной из точек контакта К, направлена по общей нормали данных элементов 7, а при взаимодействии рабочих профилей зубьев 5 и 6 сила F, возникающая в одной из точек контакта, будет направлена по общей нормали данных профилей 8 (фиг.1). Для исключения заклинивания зубьев 5 и 6, которые в первом случае не участвуют в передаче вращения, между их рабочими профилями предусматривают боковой зазор А. В зависимости от направления вращения ведущего колеса при относительном вращении колес точки контакта профилей пары сопряженных зубьев в рассматриваемом сечении будут меняться, перемещаясь от окружности впадин к окружности вершин у одного колеса и в противоположном направлении у другого колеса, но общая нормаль всегда будет проходить соответственно с одной стороны относительно осей 3 и 4. Это будет происходить с некоторой разницей во времени и в каждом другом сечении зубчатых колес плоскостью, перпендикулярной осям валов и совпадающей с торцовой плоскостью той пары зубьев колес, которая в данный момент времени находится в зацеплении. Геометрическим местом точек, образованным всеми контактирующими в данный момент времени точками боковых поверхностей пары зубьев, является прямая линия, которая при относительном вращении колес перемещается в направлении, параллельном осям колес.

1. Зубчатая передача, состоящая из двух прямозубых колес с параллельными осями вращения, зубья которых выполнены в виде несимметричных сегментов, отличающаяся тем, что оба колеса содержат четное число зубьев, каждая половина из которых имеет сопряженные рабочие профили, размещенные в торцовой плоскости по одному и тому же угловому шагу одного направления, при этом число зубьев первого колеса равно числу зубьев второго колеса и определяется следующей зависимостью:
z1=z2=2·u·z1(2π),
где z1, z2 - число зубьев первого и второго колеса, соответственно;
u - передаточное отношение;
z1(2π) - число зубьев первого колеса, расположенных на угле поворота 2π (360°) по угловому шагу одного направления.

2. Зубчатая передача, состоящая из двух прямозубых колес с параллельными осями вращения, зубья которых выполнены в виде несимметричных сегментов, отличающаяся тем, что оба колеса содержат четное число зубьев, каждая половина из которых имеет сопряженные рабочие профили, размещенные в торцовой плоскости по одному и тому же угловому шагу одного направления, при этом в плоскости зуба первого колеса на втором колесе расположено несколько равносмещенных зубьев, количество которых определяется из следующего соотношения:
z2пл=z2/(2·u),
где z2пл - число зубьев второго колеса, расположенных в одной плоскости с зубом первого колеса;
z2 - число зубьев второго колеса: z2=u·z1;
z1 - число зубьев первого колеса;
u - целочисленное передаточное отношение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах с непостоянным пятном контакта вдоль ширины зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (2) и зубчатый венец с зубьями (3), имеющими боковую рабочую (5) и боковую нерабочую (9) поверхности.

Изобретение относится к зубчатым передачам с геликоидальными лобовыми шестернями и может быть использовано в дифференциале. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к механике и предназначено для использования в машинных агрегатах различного назначения в качестве передаточного механизма. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции механических приводов в качестве механизма, обеспечивающего циклическое изменение передаточного отношения.

Изобретение относится к деталям машин, а именно к зубчатым передачам внешнего зацепления, состоящим из двух цилиндрических колес с параллельными осями и с зубьями, имеющими арочные продольные и эвольвентные поперечные профили.

Изобретение относится к механическим передачам для преобразования вращательного движения во вращательное или возвратно-поступательное и может найти применение в цилиндрических, конических или планетарных редукторах, а также в реечных передачах.

Изобретение относится к механическим передачам и предназначено для передачи вращательного движения и энергии от входного к выходному звену с широким диапазоном передаточных отношении и может найти применение в самых различных отраслях техники и промышленности.

Группа изобретений относится к приводному устройству для транспортного средства и транспортному средству, на котором оно используется. Приводное устройство по первому и второму вариантам содержит два электродвигателя, редукторы, одностороннее и двустороннее устройства силовой передачи.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным редукторам. Редуктор содержит ведущее зубчатое колесо (1), водило (9), неподвижное зубчатое колесо (10), основной сателлит (2) и дополнительные сателлиты (3, 4, 5).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах совместно с сервомоторами для привода роботов, станков с ЧПУ, радаров и т.д., где требуются большие передаточные отношения, высока точность движения исполнительного механизма и повторяемость запрограммированных перемещений.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным муфтам. Червячная предохранительная муфта содержит ведущий и ведомый валы, сопряженные между собой через червячную пару.

Изобретение относится к редуктору для привода в движение экструдера. Редуктор имеет технологическую часть с несколькими расположенными вдоль окружности осепараллельными валами и выходные валы, которые коаксиально, без возможности вращения, соединены с валами технологической части.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячно-роликовым передачам. Червячно-роликовая передача содержит червяк (1) и червячное колесо (2), в которое ввинчены винтовые стержни (3).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам. Планетарная передача содержит ведущий эксцентриковый вал, выполненный сборным, два сателлита (7), неподвижное центральное зубчатое колесо (9), диски (10, 11, 12), жестко связанные друг с другом, ролики (13), установленные свободно в отверстиях сателлитов и дисков.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам. .

Изобретение относится к авиационному машиностроению, робототехнике и может быть использовано в приводах авиакосмической техники и других отраслях, где требуется реализовать большие моменты с наименьшими габаритами.

Изобретение относится к механическим передачам и предназначено для передачи вращательного движения и энергии от входного к выходному звену с широким диапазоном передаточных отношении и может найти применение в самых различных отраслях техники и промышленности. Планетарная передача содержит неподвижное солнечное колесо (1), водило-эксцентричный вал (2) с двумя эксцентриками, повернутыми друг относительно друга на 180°, два сателлита (3), установленных с опорными подшипниками (4) на водило-эксцентричном валу (2), механизм параллельных кривошипов, включающий два фланца (5), связанных между собой с помощью перемычек (6) и пальцев (7), проходящих через сквозные отверстия на сателлитах (3). Фланцы (5) установлены на солнечном колесе (1) в опорных подшипниках (8). Опорные подшипники (9) водило-эксцентричного вала (2) размещены в расточках фланцев (5). Активными участками профилей зубьев сателлитов (3) являются дуги окружностей, центры которых для разных сторон зубьев в общем случае не совпадают. Сопряженными профилями зубьев солнечного колеса (1) являются эквидистанты удлиненных гипоциклоид. Изобретение позволяет упростить конструкцию планетарной передачи, улучшить условия теплоотвода от поверхностей зубьев, повысить контактную прочность. 4 ил.
Наверх