Способ реабилитации детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы

Изобретение относится к медицине, педиатрии, неонатологии, лечебной физкультуре и может быть использовано в реабилитации детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС. Выполняют комплекс гимнастических упражнений, охарактеризованный в формуле изобретения и включающий изменения положения тела ребенка с помощью рук взрослого, включая, в частности, наклоны и повороты тела ребенка в разные стороны, раскачивания, движения тела ребенка по горизонтально лежащей «восьмерке», по дуге, опускание и поднимание ребенка головой вниз, лежание ребенка на одном и на другом боку на ладони взрослого. Упражнения выполняют на счет раз-два-три-четыре, повторяя не менее 5 раз, 8-10 движений в каждую сторону. Упражнения проводят в форме индивидуальных занятий ежедневно, утром и днем, с продолжительностью занятия 10-15 минут, в течение не менее 1 месяца. Во время курса восстановления нормального мышечного тонуса также проводят курс физиотерапевтических процедур. Способ обеспечивает реабилитацию данной группы детей в больничных и домашних условиях, устойчивый эффект восстановления слабого мышечного тонуса воротниковой зоны, спины, мышц бедра, ягодиц у детей в возрасте 3-6 месяцев за счет ускоренного развития статических мышечных напряжений с подготовкой к дальнейшему уверенному сидению и стоянию на ножках. 1 з.п. ф-лы, 2 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, конкретно к педиатрии, неонатологии, и может быть использовано для реабилитации детей раннего возраста с гипоксически-ишемическими и травматическими поражениями центральной нервной системы.

Проблема перинатальных поражений центральной нервной системы представляет особый интерес в связи с высоким удельным весом этой патологии в структуре неврологической заболеваемости у детей. По данным ведущих неврологов эти поражения обусловливают основную часть причин детской инвалидности. Кроме того, у детей с нетяжелыми формами перинатальной патологии в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование. Своевременное применение лечебных и коррекционных мероприятий, особенно во время фазы обратимых нарушений, позволяет восстановить большее количество функционирующих нервных клеток. Залогом успешного функционального лечения является: раннее начало, адекватность воздействия, регулярность, длительность, постепенное увеличение интенсивности воздействия, контроль над правильностью исполнения. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития.

Известен способ реабилитации детей раннего возраста с гипоксически-ишемическими и травматическими поражениями центральной нервной системы (см. патент №2433811, Ru, oпуб. 20.11.2011 г.). В известном способе мышцы ребенка нагружают с помощью упражнений на ортопедическом мяче, причем ребенка укладывают на ортопедический мяч и проводят с ним комплекс пассивных упражнений («растягивание», «выпрямление», «подтягивание головки к груди» и т.д.). Известен способ реабилитации детей с болезнями нервной системы (см. патент №2358707, Ru, опуб. 20.06.2009 г.). В известном способе ребенка укладывают в нестабильное, полувертикальное или вертикальное положение, помещая его спиной на мяч, который ограничен надувной шиной. Мяч и шину используют как дополнительную опору. Однако известные способы реабилитации предусматривают использование мячей и шин.

Берта и Карел Бобаты в 40-х годах XX века начали разрабатывать свой подход к лечению детского церебрального паралича (ДЦП). Основа подхода - применение специальных положений тела ребенка посредством выбора для конкретного ребенка некоторых поз. Многие дети страдают проблемой замедленного развития и вялой активности. В таких случаях методика Бобата как реабилитационная гимнастика может прийти на помощь. Однако этот способ часто применяют в сочетании с оперативным лечением, с использованием ортопедических аппаратов.

Известен способ формирования двигательных функций младенца (см. патент №2309720, Ru, oп. 10.11.2007 г.), предусматривающий развитие двигательной активности у ребенка посредством различных положений и поз. При этом первоначально, ребенка держат вертикально спинкой к груди взрослого, фиксируя его грудную клетку, а затем взрослый выполняет комплекс гимнастических упражнений в виде наклонов, поворотов и изменения положения тела ребенка. Этот способ выбран в качестве ближайшего аналога.

Задача, решаемая данным изобретением, заключается в создании простого способа восстановления слабого мышечного тонуса воротниковой зоны, спины, мышц бедра, ягодиц у детей в возрасте 3-6 месяцев, за счет воздействия на ребенка такими гимнастическими упражнениями, которые способствуют ускоренному развитию статических мышечных напряжений, что позволяет в дальнейшем привести к уверенному сидению ребенка и стоянию ребенка на ножках.

Технический результат предлагаемого изобретения состоит в упрощении способа воздействия на мышцы тела ребенка до такой степени, чтобы способом могли воспользоваться как в домашних условиях, так и в больничных условиях, а также в получении устойчивого реабилитационного эффекта.

Это достигается тем, что в способе реабилитации детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, предусматривающем, что взрослый держит ребенка вертикально, спинкой к груди взрослого, охватывая пальцами его грудную клетку, а затем выполняет с ребенком комплекс гимнастических упражнений, включающий изменения положения тела ребенка, согласно изобретению, взрослый держит ребенка на согнутых руках на уровне своей груди, при этом тело ребенка наклоняет вперед не менее чем на 90 градусов и выполняет кистями своих рук наклоны тела ребенка вперед-назад не менее 5 раз, затем выполняет кистями своих рук круговые вращения телом ребенка в одну сторону и в другую сторону, делая не менее 5 движений в каждую сторону, затем на счет раз-два кистями своих рук движение телом ребенка в одну сторону, а на счет три-четыре - в другую сторону, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем взрослый своими руками выполняет движение телом ребенка на счет раз-два по дуге в одну сторону и на счет три-четыре в другую сторону, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем взрослый выполняет движение телом ребенка по горизонтально лежащей «восьмерке» не менее 8-10 раз, затем взрослый, держа ребенка на уровне своей груди, вытягивает свои руки вперед, наклоняет вперед свое туловище на 10-20 градусов, опускает кисти своих рук вниз таким образом, чтобы тело ребенка располагалось горизонтально и выполняет своими руками на счет раз-два, раскачивание тела ребенка в одну сторону и в другую сторону, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем на счет раз-два выполняет кистями своих рук повороты тела ребенка вокруг вертикальной оси, в одну сторону и в другую сторону, делая 4-5 движений в каждую сторону, затем кистями своих рук опускает ребенка головой вниз и поднимает его головой вверх таким образом, чтобы голова ребенка отклонялась от горизонтали не менее чем на 45 градусов, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем выполняет кистями своих рук движение телом ребенка по кругу в одну сторону и в другую сторону, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем взрослый располагает ребенка лицом к себе, охватывая пальцами его грудную клетку с боков, переводит ребенка, кистями своих рук, в горизонтальное положение головой к себе, приподнимает тело ребенка над своей головой и выполняет, кистями своих рук, повороты тела ребенка вокруг вертикальной оси, в одну сторону и в другую сторону, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем взрослый опускает ребенка на уровень своей груди и, удерживая тело и голову ребенка в горизонтальном положении так, чтобы затылок ребенка был зафиксирован кистью одной руки взрослого, спинка ребенка располагалась на предплечье этой руки взрослого, располагает ножки ребенка на своей груди, прижимает коленные суставы ребенка к себе другой рукой и поднимает предплечье своей одной руки на 30-45 градусов, затем опускает предплечье этой руки в горизонтальное положение, выполняя это движение 8-10 раз, затем поднимает предплечье одной руки на 30-45 градусов и выполняет предплечьем этой руки круговые вращения в одну сторону не менее 5 раз и в другую сторону не менее 5 раз, затем переводит предплечье этой руки в горизонтальное положение и выполняет предплечьем этой руки движения вправо-влево не менее 5 раз в каждую сторону, затем выводит ребенка в вертикальное положение спиной к взрослому и наклоняет тело ребенка на счет раз-два в одну сторону до горизонтального положения, затем на счет три-четыре в другую сторону не менее 5 раз в каждую сторону, затем укладывает тело ребенка на ладони одной руки таким образом, чтобы ребенок лежал на одном боку и удерживает ребенка в таком положении в течение не более 15-20 секунд, затем укладывает тело ребенка на ладони другой руки таким образом, чтобы ребенок лежал на другом боку и удерживает ребенка в таком положении в течение не более 15-20 секунд, причем проведение гимнастических упражнений осуществляют в форме индивидуальных занятий ежедневно, утром и днем, с продолжительностью занятия 10-15 минут, в течение не менее 1 месяца.

Кроме того, во время курса восстановления нормального мышечного тонуса проводят курс физиотерапевтических процедур.

Сущность заявляемого способа заключается в использовании колебательных и вращательных движений, оказывающих эффективное воздействие на связки, хрящи, сосуды, мышцы и т.п. ребенка. Основа всех упражнений - совместное движение ребенка и взрослого.

Начало занятий должно быть достаточно ранним. В возрасте 3-6 месяцев ребенок еще довольно легкий и его еще неподготовленные суставчики свободно выдерживают собственный вес.

Впервые авторами было замечено, что именно предлагаемые время проведение занятия, регулярность и длительность занятий, а также предлагаемые авторами гимнастические упражнения, их вид и последовательность выполнения способствует быстрому восстановлению слабого мышечного тонуса воротниковой зоны, спины, мышц бедра, ягодиц ребенка в возрасте 3-6 месяцев.

На первом занятии специалист показывает и объясняет родителю все гимнастические упражнения и необходимые поддержки, используемые при гимнастических упражнениях. Специалист показывает, как нужно держать ребенка, чтобы избежать травм. Затем упражнения выполняются родителем под наблюдением специалиста, который следит за правильным выполнением движений и т.д. Впоследствии родитель начинает выполнять гимнастические упражнения с ребенком самостоятельно.

Движения начинаются от простого к сложному. Сначала ребенка держат на уровне груди взрослого, чем ближе ребенок к взрослому, тем легче ребенку физически и психологически. Тело ребенка наклоняют вперед не менее чем на 90 градусов и выполняют упражнения. Затем упражнения выполняются на вытянутых руках взрослого, затем ребенок располагается на предплечье взрослого, а затем на его ладони. Постепенно упражнения усложняются. Держа ребенка на уровне своей груди, взрослый выполняет кистями своих рук наклоны тела ребенка вперед-назад, а затем выполняет кистями своих рук круговые вращения телом ребенка в одну сторону и в другую сторону, отводящие движения телом ребенка в одну и другую сторону, движение телом ребенка дуге, по верхней и по нижней дуге. Далее следует фаза спокойного отдыха ребенка, во время которой взрослый выполняет движение телом ребенка по горизонтально лежащей «восьмерке». При выполнении этих движений совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка и, одновременно, укрепляются практически все мышцы задней поверхности тела.

Когда взрослый вытягивает свои руки, наклоняет вперед свое туловище на 10-12 градусов и опускает кисти своих рук, то тело ребенка находится почти в горизонтальном положении на вису. В этом положение ребенка взрослый выполняет кистями своих рук: раскачивание тела ребенка, повороты тела в одну и в другую сторону вокруг вертикальной оси, поднимает и опускает тело ребенка таким образом, чтобы голова ребенка отклонялась от горизонтали не менее чем на 45 градусов, выполняет вращения телом ребенка по кругу в одну сторону и в другую сторону. При выполнении указанных выше движений у ребенка напрягаются шейные мышцы и мышцы брюшного пресса. Когда ребенка переводят в горизонтальное положение и выполняют упражнения, то ребенок, находясь в горизонтальном положении на вису, может поднимать голову. При этом напрягаются мышцы передней поверхности тела - передние шейные мышцы и мышцы брюшного пресса.

Когда взрослый располагает спинку ребенка на предплечье одной руки, поддерживая кистью этой руки затылок ребенка, а ножки ребенка располагает на своей груди, прижимая коленные суставы ребенка к своей груди другой рукой, и поднимает предплечье одной руки на 30-45 градусов, затем опускает предплечье этой руки в горизонтальное положение, выполняет предплечьем своей руки круговые вращения и отводящие движения, то укрепляются мышцы брюшного пресса ребенка. Когда ребенок лежит на боку, на ладони взрослого, то мышцы туловища ребенка с боков эффективно напрягаются статически.

Опытным путем авторы определили, что в зависимости от вида упражнения, с ребенком необходимо выполнять не менее 5 движений, или выполняется 8-10 движений. Было замечено также, что статические упражнения должны выполняться в течение не более 15-20 секунд. Тогда ребенок не утомляется, и интерес к занятию у него не исчезает.

Было замечено также, что проведение гимнастических упражнений в форме индивидуальных занятий ежедневно, с продолжительностью занятия 10-15 минут, именно утром и днем, является наиболее оптимальным. Ребенок не утомлен, соответственно, все воздействия на ребенка наиболее эффективны.

Способ осуществляется следующим образом.

Гимнастические упражнения выполняются как указано выше.

Гимнастические упражнения проводятся в форме индивидуальных занятий ежедневно, утром и днем, с продолжительностью занятия 10-15 минут. Одновременно, в промежутках между занятиями по заявленному способу проводится физиотерапевтическое лечение ребенка (электрофорез с хлоридом кальция или витамином РР, магнитотерапия и т.д.), которое назначается врачом-физиотерапевтом и зависит от состояния ребенка и сопутствующих заболеваний у него.

Пример 1. Мальчик, 3 месяца. Выявлены слабые мышцы воротниковой зоны. Согласно предлагаемому способу ребенку был проведен курс нормализации мышечного тонуса задней поверхности тела и мышц воротниковой зоны в течение 30 занятий по два раза в день. Физиотерапевтическое лечение ребенка - электрофорез с хлоридом кальция.

Пример 2. Девочка, 6 месяцев. Выявлены слабые мышцы грудного и поясничного отделов. Согласно предлагаемому способу ребенку был проведен курс укрепления мышечного тонуса в течение 40 занятий по два раза в день. Ребенок уверенно сел и пополз на четвереньках. Физиотерапевтическое лечение ребенка - магнитотерапия.

Изобретение представляет собой результат длительных наблюдений и последующего осмысления, позволяющего использовать накопленный опыт. С использованием заявляемого способа проведено тридцать реабилитаций детей в возрасте 3-6 месяцев. Во всех случаях получено улучшение состояния детей, а именно нормальный мышечный тонус воротниковой зоны, спины, мышц бедра, ягодиц у ребенка в возрасте 3-6 месяцев восстановлен полностью. Авторами было замечено также, что предлагаемый способ позволяет не только решать проблемы с мышечным тонусом, но и улучшает работу кишечника, укрепляет нервную систему, тренирует вестибулярный аппарат ребенка.

Экспериментально авторами было также впервые определено, что согласно заявляемому способу у новорожденных в возрасте 3-6 месяцев нормальный мышечный тонус достигается в течение 30-40 дней. При использовании заявленного способа происходит сокращение времени реабилитации. Таким образом, достигнут технический результат, удовлетворяющий давно существующую общественную потребность.

1. Способ реабилитации детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, предусматривающий, что взрослый держит ребенка вертикально, спинкой к груди взрослого, охватывая пальцами его грудную клетку, а затем выполняет с ребенком комплекс гимнастических упражнений, включающий изменения положения тела ребенка, отличающийся тем, что взрослый держит ребенка на согнутых руках на уровне своей груди, при этом тело ребенка наклоняет вперед не менее чем на 90° и выполняет кистями своих рук наклоны тела ребенка вперед-назад не менее 5 раз, затем выполняет кистями своих рук круговые вращения телом ребенка в одну сторону и в другую сторону, делая не менее 5 движений в каждую сторону, затем на счет раз-два выполняет кистями своих рук движение телом ребенка в одну сторону, а на счет три-четыре - в другую сторону, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем взрослый своими руками выполняет движение телом ребенка на счет раз-два по дуге в одну сторону и на счет три-четыре в другую сторону, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем взрослый выполняет движение телом ребенка по горизонтально лежащей «восьмерке» не менее 8-10 раз, затем взрослый, держа ребенка на уровне своей груди, вытягивает свои руки вперед, наклоняет вперед свое туловище на 10-20°, опускает кисти своих рук вниз таким образом, чтобы тело ребенка располагалось горизонтально, и выполняет своими руками на счет раз-два раскачивание тела ребенка в одну сторону и в другую сторону, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем на счет раз-два выполняет кистями своих рук повороты тела ребенка вокруг вертикальной оси в одну сторону и в другую сторону, делая 4-5 движений в каждую сторону, затем кистями своих рук опускает ребенка головой вниз и поднимает его головой вверх таким образом, чтобы голова ребенка отклонялась от горизонтали не менее чем на 45°, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем выполняет кистями своих рук движение телом ребенка по кругу в одну сторону и в другую сторону, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем взрослый располагает ребенка лицом к себе, охватывая пальцами его грудную клетку с боков, переводит ребенка кистями своих рук в горизонтальное положение головой к себе, приподнимает тело ребенка над своей головой и выполняет кистями своих рук повороты тела ребенка вокруг вертикальной оси в одну сторону и в другую сторону, делая 8-10 движений в каждую сторону, затем взрослый опускает ребенка на уровень своей груди и, удерживая тело и голову ребенка в горизонтальном положении так, чтобы затылок ребенка был зафиксирован кистью одной руки взрослого, спинка ребенка располагалась на предплечье этой руки взрослого, располагает ножки ребенка на своей груди, прижимает коленные суставы ребенка к себе другой рукой и поднимает предплечье своей одной руки на 30-45°, затем опускает предплечье этой руки в горизонтальное положение, выполняя это движение 8-10 раз, затем поднимает предплечье одной руки на 30-45° и выполняет предплечьем этой руки круговые вращения в одну сторону не менее 5 раз и в другую сторону не менее 5 раз, затем переводит предплечье этой руки в горизонтальное положение и выполняет предплечьем этой руки движения вправо-влево не менее 5 раз в каждую сторону, затем выводит ребенка в вертикальное положение спиной к взрослому и наклоняет тело ребенка на счет раз-два в одну сторону до горизонтального положения, затем на счет три-четыре в другую сторону не менее 5 раз в каждую сторону, затем укладывает тело ребенка на ладони одной руки таким образом, чтобы ребенок лежал на одном боку, и удерживает ребенка в таком положении в течение не более 15-20 с, затем укладывает тело ребенка на ладони другой руки таким образом, чтобы ребенок лежал на другом боку, и удерживает ребенка в таком положении в течение не более 15-20 с, причем проведение гимнастических упражнений осуществляют в форме индивидуальных занятий ежедневно утром и днем с продолжительностью занятия 10-15 мин, в течение не менее 1 месяца.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что во время курса восстановления нормального мышечного тонуса проводят курс физиотерапевтических процедур.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство для имитации ходьбы с системой обратной связи содержит контрольно-измерительный модуль с датчиками измерения физиологич.

Изобретение относится к области медицины, а именно к лечебной физкультуре и спорту. Воздействие на мышцы осуществляют тягой рукоятки тренажера сверху в положении стоя на выдохе.

Изобретение относится к медицине, а именно к способам восстановительного лечения. Располагают испытуемого в горизонтальном положении на боку с ногами, размещенными на отдельных подвесных узлах, с возможностью их перемещения в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

Изобретение относится к области медицины, в частности к методам физиотерапии. Гравитационная магнитная терапия воздействует на человека искусственной силой тяжести и вибрациями с помощью специального медицинского аппарата и применяется для восстановительного лечения и реабилитации пациентов при самом широком спектре заболеваний.
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при реабилитации пациентов с деформирующим артрозом коленных суставов в условиях санатория. Способ реабилитации больных деформирующим артрозом коленных суставов в условиях санатория включает физические методы лечения, лечебную физкультуру, массаж, иглорефлексотерапию, фитотерапию.

Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре и может быть использовано в лечении детей с синдромом гликопротеинов с карбогидратной недостаточностью. Для этого выполняют ряд последовательных упражнений, приведенных в формуле изобретения, в виде динамических физических воздействий на мышечные группы в областях крепления мышц (ОКМ) пояса верхних, нижних конечностей, спины.
Изобретение относится к медицине, а именно к ревматологии, и может быть использовано для реабилитации больных ранним ревматоидным артритом. Для этого в стационаре проводят 8 процедур криотерапии коленных, голеностопных или плечевых суставов, которые через день чередуют с 8 сеансами криотерапии суставов кистей.

Изобретение относится к области медицины и может найти применение при вытяжении позвоночника человека в водной среде. При этом размещают и фиксируют на человеке в лежачем положении шее-плечевую и пояснично-крестцовую опоры, создают вытягивающее усилие в позвоночнике путем силового воздействия между этими опорами.
Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, и может быть использовано для оздоровления организма, а также к способам обучения вокально-речевой технике.
Изобретение относится к медицине, а именно к урологии. Способ включает комплексную послеоперационную реабилитацию.

Изобретение относится к области медицины, а именно к вертебрологии, неврологии, нейрохирургии. Проводят комплексную электростимуляцию одновременно с занятием на роботизированном комплексе Локомат. При этом электростимуляцию частотой 40-60 Гц, амплитудой 30 мА, длительностью воздействия 900 секунд осуществляют с электрода, введенного пункционно в эпидуральное пространство на уровне, соответствующем поражению, или с накожного электрода, расположенного в проекции автономной области иннервируемых мышц. Способ позволяет сократить сроки восстановительного лечения у больных с нижним моно- и парапарезом при повреждении периферического нерва. 1 ил., 3 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, неврологии, лечебной физкультуре, реабилитации, травматологии и ортопедии, представляет собой группу способов (варианты) комплексного миодинамического вытяжения (МДВ) за счет воздействия на соседние отделы позвоночника. Способ (его варианты) характеризуется тем, что вытяжение осуществляют при динамическом сокращении и расслаблении мышц одновременно грудного и поясничного отделов позвоночника или шейного и грудного отделов позвоночника с использованием средств фиксации отдельных частей тела, с возможностью прикрепления к ним отягощения посредством троса, переброшенного через верхний вертикальный блок тренажера. Причем сокращение и расслабление мышц осуществляют посредством многократного выполнения специальных узколокальных движений, с повторным максимумом в пределах 15-30 движений при определенной массе отягощения. При этом увеличение массы отягощения в последующих подходах сопровождается снижением повторного максимума до его первоначального значения. Фазы динамических сокращений мышц сопровождают активным диафрагмальным выдохом, расслабления - пассивным вдохом. Способ расширяет арсенал доступных способов вытяжения позвоночника, позволяет осуществлять движения в отдельных позвоночно-двигательных сегментах, формировать мышечный корсет, проводить коррекцию осанки, уменьшать компрессию корешков спинно-мозговых нервов. 22 н.п. ф-лы, 49 ил., 4 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитологии, и может быть использовано для оздоровления организма человека. Для этого осуществляют традиционное медицинское обследование пациента. На основе результатов обследования составляют программу оздоровления, включающую очищение организма, чистку кишечника и печени, проведение физических упражнений. За неделю до проведения программы оздоровления проводят раздельное питание пациента, включающее преимущественно растительно-молочную диету, ограничение соли, алкоголя и сахара. За 1 день до проведения программы проводят разгрузочный день на основе 1% кефира или на свежевыжатого яблочного сока. Далее в первые два дня при 3-дневной программе или четыре дня при 7-дневной программе осуществляют очищение организма путём проведения соковой диеты. Соковая диета включает в рацион свежевыжатые овощные и фруктовые соки, отвары трав и минеральную воду. Прием воды при этом не ограничивают. В первый день программы очищения однократно осуществляют чистку кишечника с помощью раствора "Фортранс". Затем, начиная с первого дня, осуществляют чистку печени и желчного пузыря в виде тюбажа с использованием растительных и солевых желчегонных средств, который проводят 4 дня при 7-дневной программе и 2 дня при 3-дневной программе. Ежедневно осуществляют парадоксальное дыхание по методу Стрельниковой, водолечение. Физические упражнения включают нагрузки в виде занятий на кардиодорожке, одну тренировку по назначению врача - йога, или пилатес, или цигун, или аквааэробика, или капсула hypoxi. Проводят лечебный массаж, лимфодренажный массаж. Проводят также body-detox, озонотерапию, процедуру в коллагенарии. При этом закаливающие процедуры включают дорожку Кнейппа, сауны, бассейн, скипидарные ванны. После банных закаливающих процедур проводят пилинг, водорослевое обертывание. С 5-го дня при 7-дневной программе или с 3-го дня при 3-хдневной программе в рацион включают каши на воде, салаты из овощей и фруктов, овощные постные супы. Способ обеспечивает эффективное восстановление здоровья пациентов, а именно снижение веса, улучшение общего самочувствия, нормализацию показателей крови, а также формирования у них модели поведения, сберегающего здоровье за максимально короткий срок. 3 табл.
Изобретение относится к медицине, в частности к лечебной физкультуре и неврологии. Проводят координационную гимнастику, включающую комплекс изотонико-изометрических, изометрических и изотонических упражнений, воздействующих на мышцы глубокой стабилизационной системы позвоночника. Упражнения выполняют в непрерывном режиме с малой и средней амплитудой движений, синхронизированных с дыханием: выдох с движением, вдох с расслаблением, выполняемых в шести исходных положениях: сидя на фитболе, лежа на фитболе, лежа на спине, лежа на боку, лежа на животе, на четвереньках, с использованием фитбола и резинового ленточного амортизатора, музыкального сопровождения в виде релаксационной музыки без вокального компонента. Продолжительность занятия 35-40 минут, с последующим воздействием во второй половине дня переменным магнитным полем на пояснично-крестцовую область, в непрерывном режиме, с индукцией магнитного поля 30 мТл, продолжительностью 15 минут. Процедуры проводят ежедневно, на курс по 10-12 процедур. Способ позволяет сократить сроки лечения, улучшить двигательные функции позвоночника и повысить качество жизни пациентов. 1 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к оториноларингологии, фониатрии и физиотерапии и может быть использовано в комплексном лечении обострения хронического ларингита. Начиная с 4-5 дня обострения болезни на фоне стандартной медикаментозной терапии дополнительно осуществляют эндоларингиальное вливание 1 мл специфического пиобактериофага с последующим воздействием низкочастотным вибрационным массажем на 3 поля области гортани и одновременным проведением фонопедической дыхательной гимнастики. Низкочастотный вибромассаж начинают с первого поля, включающего боковые поверхности шеи с частотой 20 Гц на 1 поле, плавно передвигая вибратод вверх со скоростью 2-3 мм/с без смещения кожи, прямолинейными движениями до угла нижней челюсти, затем вниз к надключичной области в течение 1-2 минуты с каждой стороны, при этом пациент выполняет дыхательную фонопедическую гимнастику с произнесением во время каждого выдоха звука «М», далее проводят вибромассаж области проекции пересечения пластинки щитовидного хряща и края грудино-ключично-сосцевидной мышцы (m.sternocleidomastoideus) на уровне вырезки щитовидного хряща с частотой 40 Гц и 60 Гц по 1-2 минуты с обеих сторон по стабильной методике, при этом пациент выполняет дыхательную фонопедическую гимнастику на выдохе с произнесением гласных звуков «У», «О», «А», далее проводят вибромассаж области, включающей воротниковую зону при частоте 30-40 Гц, при этом вибратод передвигают от паравертебральной линии к плечевым суставам в течение 2-3 минут с каждой стороны, методика лабильная. На курс выполняют 8-10 сочетанных процедур, получаемых ежедневно. Способ позволяет повысить эффективность лечения за счет комплексного воздействия, оказывающего одновременно стимулирующее влияние на иммунную систему больного, а также обеспечивающего дренирующий, противовоспалительный, трофостимулирующий эффекты. 11 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, физиотерапии, лечебной физкультуре и может быть использовано в неврологии, травматологии и ортопедии в стационарах, поликлиниках, санаториях, специализированных школах-интернатах для профилактики и реабилитации заболеваний позвоночника, в том числе для реабилитации поясничного остеохондроза с грыжами межпозвоночных дисков. Коррекция нарушений оптимальной статики опорно-двигательного аппарата лиц молодого и зрелого возраста при дорсопатии поясничного региона включает коррекционную гимнастику на основе проприоцептивной нервно-мышечной активации в три этапа с использованием тренажеров блочного типа в изометрическом режиме вдоль линий мышечных кинетических цепей. На всех этапах проводят упражнения, обеспечивающие косое скручивание и активное вытяжение тела в антигравитационном положении с определенной массой отягощения со стороны верхних и нижних конечностей, равной собственной массе тела пациента. На первом этапе масса отягощения равна массе тела, на втором - массе тела, умноженной на два, на третьем - массе тела, умноженной на три. При этом на третьем этапе добавляют воздействие на прямые мышечные цепи путем проведения упражнений на сгибание и разгибание на гамаке. Занятия проводят через день в течение месяца по 45-60 мин. Дополнительно самостоятельно в течение 3-х месяцев осуществляют упражнения на неустойчивой платформе ежедневно в течение 1-2 мин, расслабление околопозвоночных мышц и фасций позвоночника с помощью аппликатора-массажера «Помог» один раз в день 5-10 мин. Способ обеспечивает восстановление статики у данной группы лиц, с устранением мышечных контрактур, сосудистого спазма, улучшением кровообращения, сокращением сроков реабилитации. 3 з.п. ф-лы, 2 пр., 10 ил.

Изобретение относится к медицинской технике, а более конкретно к средствам для механотерапии, и может быть использовано для вытяжения позвоночника и суставов конечностей, а также для вибромеханического массажа околопозвоночных мышц и связок. Механотерапевтическая установка для массажа и гравитационного вытяжения позвоночника содержит массивную станину; стол, снабженный горизонтальной осью, жестко соединенной с ним, и шарнирно - со станиной; кушетку, размещенную на столе; узел наклона стола, содержащий электропривод, закрепленный на станине и кинематически связанный через редуктор с горизонтальной осью стола; массажный узел с роликами-массажерами; узел перемещения роликов-массажеров с электроприводом; узел прижатия роликов-массажеров; датчик силы вытяжения; тепловые элементы; элементы фиксации пациента с гибкими связями; блок программного управления, выходы которого подключены к электроприводу узла наклона стола, электроприводу узла перемещения роликов-массажеров и тепловым элементам. Датчик угла наклона стола выполнен в виде элемента Холла, полупроводниковый преобразователь которого закреплен на корпусе, а постоянный магнит - на валу электропривода узла наклона стола. Датчик силы давления стоп выполнен в виде тензодатчика, размещенного на вертикальной платформе, прикрепленной к ножной части стола. Ограничитель перемещений роликов-массажеров выполнен на основе кронштейна, жестко соединенного с узлом перемещения, и двух сигнализаторов крайнего положения. Выносной пульт управления соединен с блоком программного управления. Кушетка выполнена многосекционной, каждая секция снабжена роликами, обеспечивающими возможность перемещения секций по направляющим, прикрепленным к верхней поверхности стола, и фиксаторами положения секций, а в одной из секций кушетки выполнена продольная прямоугольная прорезь, соответствующая расположению позвоночника пациента на кушетке и закрытая сверху накидкой. Узел перемещения роликов-массажеров имеет горизонтальную раму, выполненную с возможностью перемещения на роликах по направляющим, прикрепленным к нижней поверхности стола и имеющим С- образное сечение, наклонную раму, одна сторона которой шарнирно соединена с горизонтальной рамой, а другая сторона шарнирно - с массажным узлом, и зубчатый ремень, установленный на двух роликах и обеспечивающий гибкую кинематическую связь между электроприводом узла перемещения роликов-массажеров и горизонтальной рамой. Узел прижатия роликов-массажеров имеет язычок и гайку, приваренные соответственно к наклонной и горизонтальной рамам узла перемещения роликов-массажеров, вилку, резьбовой участок которой находится в зацеплении с резьбой гайки, и выполненную с возможностью взаимодействия с язычком, и нажимной вал, выполненный с возможностью зацепления с вилкой и снабженный возвратной пружиной и рукояткой. Датчик силы вытяжения выполнен в виде тензодатчика, размещенного на вертикальной платформе, прикрепленной к головной части стола. Сигнализаторы крайнего положения выполнены с возможностью регулировки их положения вдоль стола, а входы блока программного управления соединены с выходами датчиков угла наклона, силы вытяжения и силы давления стоп и двух сигнализаторов крайнего положения. Изобретение позволяет обеспечить возможность проведения на ней более полного комплекса ручного и механического массажа и гравитационного вытяжения различных отделов позвоночника и суставов, а также создать для пациентов более комфортные условия при выполнении лечебных процедур, снизить риск травматизма. 6 з.п. ф-лы, 20 ил.
Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине. На фоне медикаментозного лечения проводят комплексную программу реабилитационных мероприятий, в ходе которой вначале применяют комплексы лечебной физкультуры (ЛФК), включающую дыхательные упражнения и упражнения на расслабление с элементами аутотренинга, завершают программу этапом визуализации, в ходе которой осуществляют зрительную настройку на позитивный процесс. Затем осуществляют динамическую проприокоррекцию с использованием рефлекторно-нагрузочного устройства. Далее применяют функциональную программируемую электростимуляцию нейромышечного аппарата. При этом, в зависимости от степени выраженности двигательных нарушений, проводят четырех- или шестиканальную электростимуляцию во время двигательного акта в соответствии с возбуждением и сокращением мышц. Завершают комплекс реабилитации упражнениями перед зеркалом, в ходе которых пациент здоровой рукой выполняет упражнения во всех суставах верхней конечности и во всех плоскостях, наблюдая за отражением в зеркале, мысленно представляя, что движения он выполняет больной рукой. После каждого комплекса упражнений выполняют элементарные движения на расслабление. Постепенно количество упражнений доводят до 400 в четыре подхода. Способ повышает эффективность лечения, что достигается за счет комплексного воздействия на двигательную, когнитивную и психоэмоциональную сферы пациента. 3 з.п. ф-лы, 2 пр.
Изобретение относится к медицине, в частности к лечебной гимнастике. Способ включает дыхательные и физические упражнения и состоит из пяти этапов. На первом этапе выполняют выдох ртом в исходном положении стоя. На втором этапе - вдох носом, на третьем этапе - выдох «Пах» до конца. Четвертый этап - задержка дыхания и втягивание живота под ребра. Пятый этап - вдох в расслабленном состоянии в исходном положении. При этом упражнения на первом, втором, третьем и пятом этапах выполняют стоя в вертикальном положении. На втором этапе одновременно со вдохом носом выполняют вдох животом, на четвертом этапе выполняют наклон до параллели с горизонтом. Способ обеспечивает эффективную гимнастику, которая позволяет повысить общий тонус тела и снизить вес пациента любого возраста и веса. 3 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к медицине, физической реабилитации и может быть использовано в лечебных целях, в том числе, при адгезивном капсулите. Выполняют физические упражнения для рук, причем каждый сеанс упражнений пациент начинает с диагонального самовытяжения и искусственного обогащения организма кислородом путем выполнения дыхательных упражнений, имитирующих двигательную активность различной степени интенсивности в статическом положении тела. По окончании каждого сеанса проводят дыхательную гимнастику в режиме расслабления. При этом в начале курса выполняют физические упражнения для рук с укороченным рычагом лежа на спине, затем - в положении сидя, в сочетании с движениями рук танцевальной терапии. В последующем переходят в положение стоя, выполняя упражнения уже разогнутой рукой с постоянно увеличивающейся амплитудой движений. Способ обеспечивает восстановление и совершенствование подвижности в плечевом суставе, нормализацию тонуса мышц плечевого пояса, обеспечивающих важные жизненные функции человека. 1 пр.
Наверх