Способ изготовления одновитковой жесткой шаблонной петлевой катушки двухслойной обмотки статора

Изобретение относится к электромашиностроению. Способ изготовления одновитковой жесткой шаблонной петлевой катушки двухслойной обмотки статора на универсальном оборудовании, предназначенном для изготовления многовитковых жестких петлевых катушек двухслойной обмотки статора. Заготовку катушки выполняют неразрезной с числом витков, равным числу проводников одновитковой катушки, придают соответствующие форму и размеры, разрезают в головке на стороне выводов и укладывают в пазы сердечника статора. Технический результат - исключение необходимости изготовления специального оборудования за счет применения оборудования, используемого для изготовления многовитковых катушек, снижение трудоемкости. 6 ил.

 

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим машинам переменного тока.

В практике электромашиностроения известно использование как многовитковых, так и одновитковых катушек обмотки статора машин переменного тока. Одновитковые катушки в основном применяются в тех случаях, когда требуется пропустить по витку большой ток. При этом одновитковая катушка должна иметь достаточно большое сечение, чтобы обмотка не перегревалась, и в то же время в ней не должны возникать большие добавочные потери. Поэтому одновитковые катушки изготавливаются из набора изолированных элементарных проводников относительно небольшого сечения.

В качестве примера можно привести использование одновитковых катушек в обмотке статора трехфазного генератора мощностью 1000 КВт на напряжение 400 В.

Способ изготовления одновитковой жесткой шаблонной петлевой катушки двухслойной обмотки, принятый за прототип, «Обмотки электрических машин». Изд. 7-е, перераб. и доп. Л. , «Энергия», 1976, стр.216, 219, 291, рис.4-2, включает нарезку из изолированного прямоугольного провода элементарных проводников катушки на медерезательном станке, придание набору проводников П-образной формы, растяжку набора проводников до формы петли на универсальном шаблоне, придание лобовым частям на рихтовочном шаблоне кривизны и формы, необходимой для укладки двухслойной обмотки в пазы сердечника, нанесение корпусной изоляции на станке, конструкция которого позволяет заизолировать разрезанную со стороны выводов катушку.

Недостатками известного технического решения являются:

- потребность в значительном количестве специализированного оборудования для изготовления катушки;

- значительная трудоемкость изготовления катушки;

- невозможность использования современного универсального оборудования, предназначенного для изготовления многовитковых петлевых катушек двухслойной обмотки статора.

Задачей предлагаемого технического решения является обеспечение возможности изготовления одновитковых жестких шаблонных петлевых катушек двухслойной обмотки статора на современном универсальном оборудовании для изготовления многовитковых жестких шаблонных петлевых катушек, снижение трудоемкости изготовления катушек.

Технический результат достигается тем, что одновитковую жесткую шаблонную петлевую катушку двухслойной обмотки статора, виток которой состоит из нескольких элементарных проводников, изолированных друг от друга, изготавливают на универсальном оборудовании, предназначенном для изготовления многовитковых жестких шаблонных петлевых катушек двухслойной обмотки статора, при этом заготовку катушки выполняют неразрезной с числом витков в катушке, равным количеству элементарных проводников в витке одновитковой катушки, катушке придают форму и размеры, соответствующие многовитковой катушке двухслойной обмотки с шагом по пазам, укороченным на один паз по сравнению с расчетным, вылет лобовой части со стороны выводов катушки выполняют соответствующим катушке с укороченным шагом, а со стороны, противоположной выводам, соответствующим катушке с расчетным шагом, корпусную изоляцию наносят до головки катушки со стороны выводов, на неизолированном участке проводники скрепляют самоклеящимся материалом, например скотчем, катушку разрезают по головке со стороны выводов, например, при помощи шлифовальной машинки с отрезным кругом, от места разреза элементарные проводники катушки очищают от витковой изоляции на длине, необходимой для выполнения соединения с соседними катушками обмотки, при укладке обмотки нижнюю пазовую часть катушки помещают в паз сердечника статора в соответствии со схемой обмотки, затем катушку растягивают в лобовой части на стороне противоположной выводам до соответствующего расчетному шагу паза, в который и укладывают верхнюю пазовую часть катушки.

Предлагаемый способ изготовления одновитковой жесткой шаблонной петлевой катушки двухслойной обмотки статора поясняется чертежами на примере изготовления катушки обмотки статора с расчетным шагом из паза №1 в паз №11.

На фиг.1 показана заготовка катушки;

на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1;

на фиг.3 - прошедшая растяжку и отформованная катушка с укороченным шагом;

на фиг.4 - вид Б на фиг.3;

на фиг.5 - схематично изображена катушка с укороченным шагом 1-10;

на фиг.6 - участок схемы обмотки после растяжки катушки на расчетный шаг 1-11.

На чертежах обозначены: изолированный элементарный проводник 1, нижняя пазовая часть катушки 2, верхняя пазовая часть катушки 3, сторона выводов катушки 4, сторона, противоположная выводам 5, головка катушки 6 с разрезом 7, вывод нижней части катушки 8, вывод верхней части катушки 9, B1 и B2 - вылеты лобовых частей на сторонах выводов и противоположной соответственно, №1-№13 - номера пазов на схемах обмотки статора.

Катушка проектируется как многовитковая с числом витков, равным числу элементарных проводников в витке одновитковой катушки. При определении средней длины витка, размеров вылетов лобовых частей и других параметров катушки учитывается то, что лобовые части катушки должны быть спроектированы исходя из шага обмотки на один паз меньше расчетного, при этом вылет лобовой части B2 со стороны, противоположной выводам, должен быть больше вылета B1 и соответствовать вылету катушки с расчетным шагом.

Изготовление катушки на всех операциях осуществляется на универсальном оборудовании, предназначенном для изготовления многовитковых катушек. Первоначально на намоточном станке из провода 1 (фиг.2) изготавливается заготовка катушки (фиг.1). Затем на универсальном станке производится растяжка и формовка заготовки (фиг.3, 4), при этом обеспечиваются размеры катушки по шагу на один паз меньше расчетного и соответствующие вылеты лобовых частей B1 и B2 (фиг.5). На изолировочном станке в пазовых и до середины лобовых частей и далее вручную наносится корпусная изоляция катушки. Корпусная изоляция на головку 6 (фиг.4) со стороны выводов не наносится, этот участок стягивается самоклеящейся лентой, например скотчем, для предотвращения перемещения проводников при выполнения реза 7 (фиг.4) катушки.

Разрезка головки 6 может быть выполнена, например, при помощи шлифовальной машинки с отрезным кругом.

После разрезки катушка из многовитковой становится одновитковой.

От места разреза элементарные проводники катушки очищаются от витковой изоляции на длине, необходимой для выполнения соединения с соседними катушками.

При укладке обмотки в сердечник статора первоначально в соответствии со схемой (фиг.5) в паз №1 помещается нижняя пазовая часть 2 (фиг.4) катушки, затем катушка вручную растягивается в лобовой части со стороны противоположной выводам 5 (фиг.3) до расчетного паза №11 и укладывается в него (фиг.6). При этом благодаря увеличенному вылету лобовой части 5 после укладки катушки обеспечивается расчетный зазор между лобовыми частями соседних катушек, необходимый для беспрепятственной укладки обмотки и обеспечения эффективной вентиляции лобовых частей.

Одновременно с перемещением при растяжке верхней пазовой части 3 (фиг.4) катушки на один межпазовый промежуток на эту же величину перемещается вывод верхней части катушки 9 (фиг.5), который при этом оказывается напротив вывода нижней части 8 (фиг.5) следующей катушки, с которым он должен быть соединен в соответствии со схемой (фиг.6).

Дальнейшие операции изготовления обмотки являются традиционными.

Использование по предлагаемому способу современного универсального оборудования, предназначенного для изготовления многовитковых катушек статоров электрических машин переменного тока, позволяет исключить затраты на специализированное оборудование для изготовления одновитковых катушек, снижает трудоемкость изготовления одновитковых катушек за счет уменьшения количества промежуточных операций.

Предлагаемый способ изготовления одновитковой жесткой шаблонной петлевой катушки двухслойной обмотки статора применен в НПО «ЭЛСИБ» ОАО при ремонте с заменой обмотки статора трехфазного синхронного генератора типа СГД 1250-1500 УЗ мощностью 1000 кВт на напряжение 400В и подтвердил свою эффективность.

Способ изготовления одновитковой жесткой шаблонной петлевой катушки двухслойной обмотки статора, виток которой состоит из нескольких элементарных проводников, изолированных друг от друга, отличающийся тем, что катушку изготавливают на универсальном оборудовании, предназначенном для изготовления многовитковых жестких шаблонных петлевых катушек двухслойной обмотки статора, включающем в себя намоточный станок, станок для растяжки и формовки заготовки, изолировочный станок, при этом заготовку катушки выполняют неразрезной с числом витков в катушке, равным количеству элементарных проводников в витке одновитковой катушки, катушке придают форму и размеры, соответствующие многовитковой катушке двухслойной обмотки с шагом по пазам, укороченным на один паз по сравнению с расчетным, вылет лобовой части со стороны выводов катушки выполняют соответствующим катушке с укороченным шагом, а со стороны, противоположной выводам, соответствующим катушке с расчетным шагом, корпусную изоляцию наносят до головки катушки со стороны выводов, на неизолированном участке проводники скрепляют самоклеящейся лентой, катушку разрезают по головке со стороны выводов, от места разреза элементарные проводники катушки очищают от витковой изоляции на длине, необходимой для выполнения соединения с соседними катушками обмотки, при укладке обмотки нижнюю пазовую часть катушки помещают в паз сердечника статора в соответствии со схемой обмотки, затем катушку растягивают в лобовой части на стороне, противоположной выводам, до соответствующего расчетному шагу паза, в который и укладывают верхнюю пазовую часть катушки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к короткозамкнутому ротору для асинхронного электродвигателя. Технический результат заключается в повышении электрического коэффициента полезного действия состоящего из двух материалов короткозамкнутого ротора.

Изобретение относится к области электротехники, в частности, к способам эксплуатации и диагностики электрических машин, преимущественно, генераторов электростанций.

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин и преобразователей угла. Предлагаемое устройство контроля содержит регулируемый стабилизированной источник постоянного тока (1), ключ (2), регулируемый резистор (3), первый усилитель (4), второй усилитель (5), компаратор (6), инвертор (7), первую схему И (8), мультивибратор (9), вторую схему И (10), первый счетчик (11), второй счетчик (12), первый регистр (13), второй регистр (14), компьютер (15), измеритель сопротивления (16), проверяемую электрическую машину (17), датчик углового положения (ДУП) (18), редуктор (19), электродвигатель (20), блок управления (БУ) (21), состоящий из следующих элементов: Т-триггера (22), третьей схемы И (23), реле (24) с его обмоткой (25) и с нормально замкнутым контактом (26), второго источника питания (27) и тумблера (28) СТАРТ.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к способам согласования магнитопроводов ротора и статора в двухмерных электрических машинах, и может быть использовано для технико-экономической и конструктивной совместимости концентрически расположенных магнитопроводов (внешнего ротора и внутреннего якоря с коллектором) двухмерных электрических машин-генераторов (ДЭМ-Г).
Изобретение относится к области электротехники, в частности к способам, предназначенным для диагностирования электрических и механических повреждений асинхронного двигателя.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к измерению воздушного зазора электрической машины, например гидрогенератора. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается способов и устройств для осуществления постоянного (текущего) контроля параметров вращающихся машин, в частности турбогенераторов.

Изобретение относится к области электротехники, предназначено для контроля сопротивления изоляции обмоток электродвигателя и сушки его обмоток токами нулевой последовательности при снижении сопротивления ниже заданного уровня.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах контроля ветряных двигателей. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля теплового состояния обмоток электродвигателей в процессе их эксплуатации в целях защиты от аварийных режимов.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для испытания синхронных машин на электромашиностроительных заводах, ремонтных предприятиях и при эксплуатации. Техническим результатом является повышение точности измерения КПД, расширение функциональных возможностей по величине передаваемой мощности. В способе нагрузки синхронной машины в качестве нагрузочной машины используют асинхронную машину с фазным ротором. Возбуждение ротора осуществляют от источника трехфазного тока с независимо задаваемой нулевой частотой, с поворотом поля ротора на любой заданный угол и возможностью нагрузки испытываемой машины в двигательном и генераторном режимах, в том числе и при углах нагрузки больше критического. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при изготовлении короткозамкнутого ротора асинхронной машины. Технический результат - повышение КПД асинхронной машины. Предложен способ изготовления короткозамкнутого ротора (1) для асинхронной машины (2), содержащего пакет железа (5) со скошенными пазами (4), прилитые с торцов к пакету железа (5) ротора короткозамыкающие кольца (6) из первого материала и короткозамкнутые стержни (3; 11; 12) из второго материала с большей удельной электрической проводимостью по сравнению с первым материалом, которые укладывают в скошенные пазы (4) короткозамкнутого ротора (1) и почти полностью заполняют внутреннюю, если смотреть в радиальном направлении пакета железа (5) ротора, зону (7) пазов. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических машинах. Технический результат - повышение точности оценки токов подшипников в отношении потенциального повреждения соответствующего подшипника. В системе и способе заблаговременного распознавания повреждения в подшипнике обеспечивается анализ причины, вызывающей повреждение тока подшипника. Для заблаговременного распознавания возникновения повреждений в подшипнике, вызванных протеканием тока подшипника, осуществляются следующие этапы: формирование оценки на основе по меньшей мере одного долговременного измерения по меньшей мере одного измеряемого параметра, характерного для возникновения токов подшипника во время работы подшипника в зависимости от амплитуды тока подшипника, и формирование отображения результатов измерений на основе оценки и оценивание отображения на основе распознавания образов. Предложено также устройство для осуществления способа. 2 н. и 20 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению, а более конкретно, к технологиям, обеспечивающим пропитку катушек статора таких электрических машин, как двигатели и генераторы. В способе пропитки катушек статора электрической машины, заключающемся в силовом стимулировании проникновения пропиточного состава в катушки с последующей его желатинизацией и полимеризацией, катушки закрепляют на внутренней поверхности статора, которому придают вращение вокруг горизонтальной оси с не меньшей скоростью, чем определяемая по математическому выражению. На катушки подают в виде струи пропиточный состав с вязкостью до состояния желатинизации и при первых признаках появления состава на лобовых частях катушек подачу прекращают и осуществляют обдув внутренней поверхности вращающегося статора горячим воздухом до состояния желатинизации состава и последующей его полимеризации. Техническим результатом является обеспечение надежности. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии изготовления электрических машин. Техническим результатом является уменьшение расхода конструкционных материалов на единицу активной мощности с обеспечением равномерного магнитного насыщения вдоль их активной части. Способ изготовления магнитопроводов аксиальных электродвигателей включает разрезание рулонной холоднокатаной электротехнической стали в движении протяжкой одновременно на расчетное количество полос расчетной ширины и количества, до сборки осуществляют в полосах вырубку пазов и отжиг, затем наматывают каждую полосу на свое внутреннее ферромагнитное кольцо расчетного диаметра с последующей напрессовкой требуемого количества наружных ферромагнитных колец соответствующих диаметров на стальной пакет расчетного наружного диаметра. Затем устанавливают между каждыми внешними и внутренними цилиндрами по две съемные тонкостенные цилиндрические перегородки разного диаметра, образующими симметричные относительно центра коаксиальные поверхности, в полость между которыми осуществляется засыпка гомогенной массы с последующим извлечением съемных тонкостенных цилиндрических перегородок и прессованием в аксиальном направлении. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению и ремонту электрических машин постоянного тока. Способ формирования профиля щеток электрических машин постоянного тока заключается в том, что берут одну или несколько новых щеток и устанавливают на стол проволочно-вырезного электроэрозионного станка. По номинальному радиусу нужного коллектора определяют чертеж профиля щетки и задают полученный профиль в системе программирования устройства числового программного управления, которое генерирует (определяет) режимы обработки: длину импульса, длину паузы между импульсами, основной текущий ток, напряжение искрового зазора, напряжение источника питания генератора, верхний предел скорости обработки, величину натяжения проволоки, скорость промотки проволоки. Далее запускают программу обработки в устройстве числового программного управления и производят рез профиля щетки электрическими искровыми разрядами, протекающими через проволоку. После получения необходимого профиля пакет или щетку устанавливают на коллектор. Техническим результатом является сокращение времени формирования профиля щеток. 8 ил.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам изолировки пазов статоров электрических машин. В способе изолировки наносят слой эмаль-изоляции, используя электрофоретический состав, предварительно осуществляют приготовление указанного электрофоретического состава в лаковарочном аппарате, в который загружают указанную выше смесь растворителей, полибутилтитанат, диэтиленгликоль, смолу ТС-1 и белые нанотрубки из нитрида бора, разогревают и производят постоянное перемешивание до полного растворения смолы в течение 1÷1,5 ч, остужают смесь, добавляют в нее диоксан, 1%-ный нашатырный спирт, фильтруют и переливают в эмаль-агрегат, проводят анафоретическое осаждение диэлектрической пленки на поверхность пазов, после чего магнитный сердечник извлекают, освобождают его от герметичного диэлектрического кожуха, помещают в вакуумный термошкаф, создают в нем разрежение 30÷40 Торр и при температуре 40÷50°С сушат в течение 3÷5 мин, повышают температуру в термошкафу до 380÷390°С и запекают в течение 2-3 мин. Техническим результатом является повышение теплопроводности пленок в среднем в 2÷2,6 раза, а среднее пробивное напряжение на 20%. 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к производству и ремонту электрических машин, например, полимерной изоляции пальцев кронштейнов щеткодержателей. Схема конвейерного способа сушки полимерной изоляции пальцев кронштейнов щеткодержателей электрических машин инфракрасным излучением включает: палец кронштейна щеткодержателя (1), транспортер (2), ведомое зубчатое колесо (3); вращательное зубчатое колесо (4), ИК-излучатель (5). Пропитанные пальцы (1) в количестве 12 штук вкручиваются в ведомые зубчатые колеса (3), закрепленные на транспортере (2). Транспортер вращается, автоматически останавливаясь в момент установки пальца (1) напротив ИК-излучателя (5). Одновременно зубчатое колесо (3) входит в зацепление с ведущей шестерней (4), предназначенной для равномерного вращения пальца вокруг своей оси, что обеспечивает его сушку ИК-излучением, генерируемым излучателем 5 при температуре 100…120°C. По завершению цикла сушки пальца транспортер вновь начинает вращение до следующей остановки. Техническим результатом является сокращение расхода энергии и времени на технологические операции. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вакуумно-нагнетательным способам пропитки обмоток электрических машин с предварительным нагревом обмоток статора. При этом герметизируют внутреннюю полость станины статора, создают внутри полости разрежение над верхней не погруженной в пропиточный состав лобовой частью обмотки 40-50 Торр. Предварительную сушку обмотки производят пропусканием электрического тока с контролем процесса разогрева. При достижении температуры обмотки значения 40-50°C выдерживают указанную температуру в течение 5-10 минут с последующим отключением тока от обмотки. Пропиточная смесь состоит из лака и мелкодисперсного ферромагнитного наполнителя в массовом соотношении (20-30) % ферромагнитных частиц и (80-70) % пропиточного лака. По завершении пропитки разгерметизируют станину статора и сливают лак. Затем сосуд вновь герметизируют, создают разрежение 40-50 Торр и пропускают электрический ток той же величины, что и при предварительной сушке. При достижении температуры обмотки 40-50°C поддерживают ее течение 10-20 минут, затем продолжают нагрев обмотки до регламентированной температуры окончательной сушки. Технический результат состоит в повышении коэффициента пропитки в среднем на 34,3%. 2 ил., 2 табл.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вакуумно-нагнетательным способам пропитки обмоток электрических машин с предварительным нагревом обмоток статора. При этом герметизируют внутреннюю полость станины статора, создают внутри полости разрежение над верхней не погруженной в пропиточный состав лобовой частью обмотки 40-50 Торр. Предварительную сушку обмотки производят пропусканием электрического тока с контролем процесса разогрева. При достижении температуры обмотки значения 30÷50°C выдерживают указанную температуру в течение 10÷20 минут с последующим отключением тока от обмотки. Пропиточная смесь состоит из лака и мелкодисперсного ферромагнитного наполнителя в массовом соотношении (15÷20) % ферромагнитных частиц и (85÷80) % пропиточного лака. По завершении пропитки разгерметизируют станину статора и сливают лак. Затем к обмотке вновь подключают источник тока и осуществляют токовый разогрев обмотки до температуры окончательной сушки, регламентированной нормативной документацией. Технический результат состоит в повышении коэффициента пропитки в среднем в 2,4 раза. 1ил., 2 табл.
Наверх