Депрессорная присадка к дизельному топливу

Изобретение относится к депрессорной присадке к дизельному топливу, которая включает остаточные продукты нефтепереработки, при этом присадка содержит продукт окисления тяжелой пиролизной смолы и алкилароматические углеводороды при следующих соотношениях реагентов (маc.%): окисленная тяжелая пиролизная смола 30-38, алкилароматические углеводороды (толуол, ксилол) 62-70. Технический результат заключается в снижении температуры застывания дизельного топлива за счет введения указанной присадки в топливо в количестве 0,020-0,035 мас.%. 1 табл.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, а именно к составам депрессорной присадки и дизельного топлива, содержащего эту присадку.

Известны многофункциональные присадки к дизельному топливу, содержащие сополимер высших эфиров С824 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами (до 90 мас.%); сульфонат щелочноземельного металла (не более 10 мас.%); алкилнитрат, где алкил С3-C18 1-30 мас.%; сополимер этилена с α-олефинами молекулярной массы 1000-20000 остальное [Патент РФ №2119528. МПК6 C10L 1/18, C10L 1/22. Опубл. 27.09.1998.]. Недостаток: депрессорная присадка представляет сложную смесь, для получения которой используются дорогостоящие мономеры.

Также известны депрессорные присадки к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом (5-35 мас.%) в сочетании с фракцией α-олефинов С2026 (65-95 мас.%) [Патент РФ №2311444. МПК (2006.01) C10L 1/16. Опубл. 27.11.2007.]. Недостаток: недостаточно хорошая растворимость сополимеров, вызывающая необходимость дополнительного ультразвукового воздействия или введения поверхностно-активных веществ.

Наиболее близкой к предлагаемой депрессорной присадке является присадка на основе остаточных продуктов нефтепереработки, содержащих асфальто-смолистые вещества, обладающие значительным депрессорным эффектом [Загидуллин P.M. и др. Исследование депрессорных свойств некоторых остатков нефтепереработки // Нефтепереработка и нефтехимия. - 1979. - №5. - С.9-12.]. Исследованные остатки: остаток пиролизной смолы (температуры выкипания выше 200°C), битумы, гудроны, крекинг-остатки обладают различным депрессорным эффектом, приближающимся к синтетическим депрессорным присадкам. Недостаток: для получения эффекта (снижения температуры застывания) требуется вводить 1-3% присадки. При этом депрессорный эффект наиболее близкой присадки - остатка пиролизной смолы - невысок и составляет 3-4°C.

Задачей предлагаемого изобретения является получение депрессорной присадки к дизельному топливу с улучшенными характеристиками, расширение их ассортимента.

Поставленная задача достигается тем, что депрессорная присадка включает продукт окисления тяжелой пиролизной смолы и алкилароматические углеводороды при следующем соотношении реагентов, мас.%:

окисленная тяжелая пиролизная смола 30-38
ароматические углеводороды (толуол, ксилол) 62-70

Технический результат - снижение температуры застывания -достигается введением в дизельное топливо предлагаемой присадки в количестве 0,020-0,035 мас.%.

Окисление тяжелой пиролизной смолы проводили воздухом (40 ч-1) при температуре 160-180°C в течение 3-4 ч в присутствии 0,01 мас.% солей металлов Co и Mn, взятых в соотношении 2:1 (мас. доли металла) в соответствии с [Патент РФ №2158276. МПК7 C08F 240/00. Опубл. 27.10.2000.]. Продукт окисления представляет собой твердое вещество темно-коричневого или черного цвета с температурой размягчения по методу кольца и шара 85-105°C, плотностью 0,9-1,1 г/см3, йодным числом 44-48 г I2/100 г, характеризуется следующим элементным составом: С - 90,37-90,43%; H - 7,12-7,32; O - 2,31-2,45.

Применение окисленной тяжелой пиролизной смолы позволяет:

1) исключить использование синтетических присадок на основе дорогостоящих мономеров;

2) исключить дополнительные процессы при получении присадки (например, ультразвуковую обработку при растворении компонентов присадки);

3) использовать остаточные продукты нефтепереработки;

4) увеличить ассортимент депрессорных присадок к дизельному топливу.

Образцы депрессорных присадок готовили следующим образом: расчетное количество окисленной тяжелой смолы пиролиза растворяли в ароматическом углеводороде при температуре 20°C.

Температуру застывания (Тз) дизельного топлива определяли по ГОСТ 20287-91. Характеристики дизельного топлива при концентрации присадки 0,025 мас.% различного состава (образцы 2-5) и при различной концентрации присадки одинакового состава (образцы 6-12) приведены в таблице.

Таким образом, анализируя данные, представленные в таблице, можно заключить, что использование предлагаемой депрессорной присадки к дизельному топливу позволяет уменьшить количество введенной присадки в 40-60 раз и существенно снизить температуру застывания дизельного топлива.

Депрессорная присадка к дизельному топливу, включающая остаточные продукты нефтепереработки, отличающаяся тем, что присадка содержит продукт окисления тяжелой пиролизной смолы и алкилароматические углеводороды при следующем соотношении реагентов, мас.%:

окисленная тяжелая пиролизная смола 30-38
алкилароматические углеводороды (толуол, ксилол) 62-70



 

Похожие патенты:

Изобретение описывает эмульгирующую композицию для гомогенизации и реэмульгирования топлива, которая содержит в пересчете на общий вес композиции первую смесь i), содержащую а) от 5% до 40% N-олеил-1,3-пропилендиамина, б) от 60% до 95% по весу N,N′,N′-полиоксиэтилен-N-таллового пропилендиамина и ii) от 5% до 40% изопропилбензола или керосина, добавляемого в первую смесь.

Изобретение относится к композиции авиационного неэтилированного бензина, которая содержит бензин каталитического риформинга, алкилбензин, толуол и антидетонационную присадку, при этом композиция дополнительно содержит бензиновую фракцию, выкипающую в пределах 62-85°С, а в качестве антидетонационной присадки - монометиланилин и метилтретбутиловый эфир при следующем соотношении компонентов, % масс.: алкилбензин 15,0-25,0; толуол 10,0-20,0; бензиновая фракция, выкипающая в пределах 62-85°С, 20,0-35,0; монометиланилин 1,5-3,0; метилтретбутиловый эфир 5,0-10,0; бензин каталитического риформинга остальное.
Изобретение относится к биотопливной композиции, основанной на нефтяном продукте, содержащей биодобавку на основе ацеталей и растительных масел, при этом композиция представляет собой смесь нефтяного дизельного топлива 98-60 об.% с биодобавкой 2-40 об.%, где в качестве биодобавки используют диэтилформаль 35-40 об.%, остальное глицериды ненасыщенных жирных кислот.
Изобретение относится к способам снижения нагарообразования в камере сгорания двигателей, работающих на чистых растительных маслах и смесевых топливах (смесь дизельного топлива и растительного масла), и может использоваться в системах питания и смазки двигателей внутреннего сгорания, работающих на высоковязких биодизельных топливах на основе растительных масел, таких как чистые растительные масла, смесевые топлива из растительных масел.

Изобретение описывает присадку для снижения вязкости тяжелых фракций нефти - гудронов, которая представляет собой карбоксилат натрия - отход производства растительных масел, добавляемую к тяжелым фракциям нефти - гудронам, в количестве 20-50 мас%.

Изобретение относится к способу получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания, в котором взаимодействие глицерина с ацетоном происходит на кислотном катализаторе, причем процесс происходит на гетерогенном катализаторе в одну стадию в проточном реакторе при регулировке подачи реагентов в соотношении глицерин: ацетон (1):(5-20) и поддержании в реакторе температуры от 35°С до 55°С, объемной скорости 0.5-1.5 ч-1 и атмосферного давления с получением золькеталя как основного продукта, и возвращении непрореагировавшего ацетона в реактор.
Изобретение относится к ракетному топливу для ракетного двигателя. Ракетное топливо содержит горючее и окислитель.

Изобретение относится к ракетному топливу для ракетного двигателя. Ракетное топливо содержит горючее и окислитель.
Изобретение относится к модификатору горения твердого, жидкого и газообразного топлива, в частности древесины, природного газа, угля, мазута и других углеводородов, в энергетических котлах, в закрытых или открытых камерах, характеризующемуся тем, что указанный модификатор содержит от 10 до 30 масс.% воды, от 20 до 80 масс.% по меньшей мере одного алифатического спирта, от 5 до 15 масс.% карбамида или его производных, выбранных из алкилмочевины типа R1R2N(CO)NR1R2, где R1, R2 являются одинаковыми или различными и представляют собой С1-С6 алкильные группы, и от 5 до 15 масс.% моноацетилферроцена.

Изобретение относится к ракетным топливам для жидкостных, твердотопливных и гибридных ракетных двигателей. Ракетное топливо содержит горючее, которое представляет собой боразин, и окислитель.
Изобретение относится к топливной композиции, состоящей из карбоксилата натрия и углеродсодержащего соединения, где в качестве углеродсодержащего соединения используется угольная пыль, при следующем соотношении компонентов, мас.%: карбоксилат натрия 40-50; угольная пыль - остальное.

Изобретение относится к низкотемпературным добавкам для средних дистиллятов, которые характеризуются улучшенной легкостью в обращении при низких температурах, к способу улучшения характеристик низкотемпературной текучести жидких топлив и к жидкому топливу.

Изобретение относится к топливной композиции для дизельных двигателей, включающей среднедистиллятное жидкое топливо и присадку, повышающую цетановое число, при этом присадка представляет собой алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, при следующем соотношении компонентов, мас.%: алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена - 0,01-1,00 и среднедистиллятное жидкое топливо - 99,00-99,99.

Изобретение описывает присадку для снижения вязкости тяжелых фракций нефти - гудронов, которая представляет собой карбоксилат натрия - отход производства растительных масел, добавляемую к тяжелым фракциям нефти - гудронам, в количестве 20-50 мас%.

Изобретение относится к бессвинцовой топливной композиции, которая содержит: (а) в качестве основной своей части смесь углеводородов в пределах кипения бензина и (b) небольшое количество смеси добавок, содержащей (i) одно или более соединений п-алкокси-N-алкилароматического амина, имеющего формулу I, в которой, R13 обозначает водород, и R12 обозначает метильную, этильную, пропильную или бутильную группу, и (ii)один или более дициклопентадиенов; при этом компоненты (b)(i) и (b)(ii) присутствуют в смеси добавок в соотношениях в пределах от примерно 1:19 до примерно 4:3.

Изобретение относится к способу получения нефтяных коксов с пониженным содержанием оксидов серы в дымовых газах горения, основанному на применении веществ, связывающих серу, при этом высокосернистый нефтяной кокс пропитывают водной дисперсией вещества, связывающего серу, на основе сланца, тщательно перемешивают до пастообразного состояния, выпаривают воду при температуре 120-150°C до постоянной массы и охлаждают.
Изобретение относится к способу получения цетаноповышающих присадок к дизельному топливу, включающему нитрование вторичных спиртов, где в качестве спиртов используют фракцию вторичных спиртов C6-C9, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов C6-C9 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-2, и последующему гидрированию реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе P1/A2O3, нитрование проводят 5-10- кратным мольным избытком азотной кислоты концентрации 50-80% в присутствии 1-5% масс.

Изобретение относится к применению соли железа и органической кислоты, выбранной из муравьиной кислоты, карбоновых кислот, содержащих 3 или более атомов углерода, и сульфоновых кислот, для снижения содержания углерода в летучей золе, получаемой при сжигании угля.

Изобретение относится к противоизносной присадке для малосернистого дизельного топлива на основе карбоновых кислот, при этом она дополнительно содержит полиэтиленполиамин, а в качестве карбоновых кислот используются технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты при массовом соотношении полиэтиленполиамин: технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты, равном 0,007-0,035:1,0.

Изобретение относится к применению продукта реакции (i) соединения, содержащего фрагмент -NR1R2, где R1 представляет собой группу, содержащую от 4 до 44 атомов углерода, а R2 представляет собой атом водорода или группу R1 , и (ii) карбоновой кислоты, содержащей от 1 до 4 карбоксильных групп, или ангидрида такой кислоты, или хлорида такой кислоты в качестве добавки для улучшения фильтруемости Вх топлива при температурах выше температуры помутнения Вх топлива.

Изобретение относится к композиции топлива для инжекторного дизельного двигателя, которая включает в себя основное количество топлива и минимальное эффективное количество продукта реакции (i) гидрокарбил-замещенного соединения, содержащего, по меньшей мере, одну третичную аминогруппу, причем гидрокарбил-замещенное соединение выбирают из группы, состоящей из С10-С30-алкил- или алкенилзамещенных амидопропилдиметиламинов и С12-С200-алкил- или алкенилзамещенных сукцинилкарбонилдиметиламинов, и (ii) соли галогензамещенной карбоновой кислоты С2-С8, при этом полученный продукт реакции, по существу, не содержит нековалентно связанных анионных веществ. Изобретение относится также к концентрату присадки к топливу для применения в инжекторном дизельном двигателе, а также способу улучшения эффективности инжектора инжекторного дизельного двигателя и к способу эксплуатации инжекторного дизельного двигателя. Технический результат заключается в увеличении эффективности двигателя при введении в топливо незначительного эффективного количества продукта реакции (i) и (ii) соединений. 4 н. и 19 з.п. ф-лы, 3 табл.

Изобретение относится к депрессорной присадке к дизельному топливу, которая включает остаточные продукты нефтепереработки, при этом присадка содержит продукт окисления тяжелой пиролизной смолы и алкилароматические углеводороды при следующих соотношениях реагентов : окисленная тяжелая пиролизная смола 30-38, алкилароматические углеводороды 62-70. Технический результат заключается в снижении температуры застывания дизельного топлива за счет введения указанной присадки в топливо в количестве 0,020-0,035 мас.. 1 табл.

Наверх