Присадка для снижения вязкости тяжелых фракций нефти



Присадка для снижения вязкости тяжелых фракций нефти
Присадка для снижения вязкости тяжелых фракций нефти

 


Владельцы патента RU 2537843:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кубанский государственный технологический университет" (ФГБОУ ВПО "КубГТУ") (RU)

Изобретение описывает присадку для снижения вязкости тяжелых фракций нефти - гудронов, которая представляет собой карбоксилат натрия - отход производства растительных масел, добавляемую к тяжелым фракциям нефти - гудронам, в количестве 20-50 мас%. Техническим результатом является снижение вязкости тяжелых фракций нефти - гудронов при добавлении к ним карбоксилата натрия и повышение стабильности получаемой смеси.

3 табл., 10 пр.

 

Изобретение относится к нефтепереработке и позволяет улучшить качество тяжелых фракций нефти.

Известно котельное топливо (патент РФ №2139317), содержащее смесь нефтепродуктов и легкие фракции переработки нефти, в качестве присадок, снижающих вязкость, полученную смесь подвергают гидродинамической кавитационной обработке.

Недостатками этого состава являются высокая вязкость получаемого продукта, низкая стабильность и необходимость проведения кавитационной обработки.

Известно топливо для котельной (патент России №2459862) на основе тяжелой нефтяной фракции, нефтешлама и побочного продукта переработки сланцевого масла - полимеров молекулярной массы 5000-7000, содержащих не более 0,05% серы и растворимых в гудроне, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

нефтешлам 30-70
полимеры 3-10
тяжелая нефтяная фракция остальное

В данном изобретении присадками, снижающими вязкость тяжелой нефтяной фракции, являются нефтешлам и полимеры молекулярной массы 5000-7000.

Получаемое топливо обладает высокой вязкостью, что усложняет его перекачку по трубопроводам, и низкой стабильностью.

Наиболее близким по технической сущности является котельное топливо (патент РФ №2500792, C10L 1/08, 2013 г.), содержащее тяжелую нефтяную фракцию и стабилизатор - отход производства растительных масел - карбоксилат натрия при следующем соотношении компонентов, % масс.:

карбоксилат натрия 20-30
тяжелая нефтяная фракция остальное

Недостатками получаемого топлива являются высокая вязкость, что усложняет его перекачку по трубопроводам, и низкая стабильность.

Такие тяжелые фракции нефти, как гудроны являются остатком после отгона из нефти топливных и масляных фракций и используются в основном для получения битумов. Из тяжелых гудронов при стандартных режимах окисления качественные дорожные битумы получить не удается. При окислении осерненных гудронов получается жесткий малопластичный битум.

Задачей изобретения является разработка присадки для снижения вязкости, тяжелых фракций нефти - гудронов, определение количества добавляемой присадки и достижение высокой стабильности полученной смеси.

Техническим результатом является снижение вязкости тяжелых фракций нефти - гудронов при добавлении к ним предлагаемой присадки и повышение стабильности полученной смеси.

Технический результат достигается тем, что присадка для снижения вязкости тяжелых фракций нефти - гудронов представляет собой карбоксилат натрия - отход производства растительных масел, добавляемый к тяжелым фракциям нефти - гудронам в количестве 20-50% масс.

Карбоксилат натрия представляет собой натриевые соли жирных кислот, получаемые при переработке щелочных отходов, которые образуются при обработке растительных масел едким натром. Это пастообразное вещество светло-коричневого или коричневого цвета, содержащее не менее 25% жиров, 9-28% мыл и 0,2-0,4% свободной щелочи.

Гудрон - густой смолистый остаток после отгона от нефти топливных и масляных фракций. В случае неглубокого отбора масляных фракций остаток называется гудроном масляным.

Добавление карбоксилата натрия к тяжелым фракциям нефти создает устойчивую эмульсию с низкой вязкостью и высокой стабильностью. Это позволяет получать качественный битум, а также утилизировать отходы производства растительных масел.

Таким образом, существенные признаки, изложенные в формуле изобретения, обеспечивают желаемый технический результат, а именно снижение вязкости тяжелых фракций нефти - гудронов и увеличение стабильности полученной смеси, что позволяет длительное хранение ее в резервуарах и легкую перекачку по трубопроводам.

Улучшенные тяжелые фракции нефти - гудроны получают путем смешения карбоксилата натрия и гудрона, или гудрона масляного. Компоненты предварительно нагревают: карбоксилат натрия до 35-40°C, а тяжелые фракции нефти - до 60-70°C, перемешивание проводят при температуре 60-70°C до устойчивой эмульсии в течение 30-40 минут.

Смеси карбоксилата натрия и тяжелых фракций нефти - гудронов могут применяться при получении битумов, а также улучшать свойства гудрона масляного, применяемого в качестве мягчителя резиновых смесей или в строительстве.

Качество получаемых смесей иллюстрируют нижеприведенные примеры. В качестве компонентов использовали: тяжелый осерненный гудрон из арланской нефти плотностью 0,986 г/см3, содержащий 3,1% серы, с температурой застывания 49°C и температурой вспышки в открытом тигле 302°C, гудрон западно-сибирской нефти плотностью 0,980 г/см3, содержащий 1,9% серы, с температурой застывания 34°C и температурой вспышки в открытом тигле 340°C, и гудрон масляный, имеющий вязкость ВУ100=30-45 и температуру вспышки в открытом тигле 260°C, карбоксилат натрия производства ОАО «Краснодармаслозавод».

Из смеси гудрона и карбоксилата натрия получают качественные дорожные и кровельные битумы, а смесь карбоксилата натрия и гудрона масляного является хорошим мягчителем резиновых смесей и добавкой к дорожным покрытиям.

Смеси получали на опытной установке ОАО «Краснодарэконефть», снабженной скоростной мешалкой (до 3000 об/мин), резервуарами и насосами. Смесям определяли вязкость условную при 100°C на вискозиметре марки ВЗ ВУМ 868, содержание серы, температуру размягчения и стабильность. Из смеси гудрона и карбоксилата натрия получали битум на установке ОАО «Краснодарэконефть» путем окисления воздухом при температуре 260-270°C, давлении 0,5 МПа и расходе воздуха 250 м3/т сырья. Битумам определяли глубину проникновения иглы по ГОСТ 11501, температуру размягчения по кольцу и шару по ГОСТ 11506, вязкость по ГОСТ 11503, температуру вспышки по ГОСТ 4333 и испытание на сцепление с мрамором или песком по ГОСТ 11508.

Пример №1

20% масс. карбоксилата натрия нагревают до 40°C и смешивают с 80% масс. гудрона западно-сибирской нефти, предварительно нагретого до 70°C, в резервуаре, снабженном скоростной мешалкой, и перемешивают при этой температуре в течение 40 минут. Полученную смесь анализируют и отправляют на битумную установку. Результаты анализов представлены в таблицах №1 и 2.

Пример №2

Получение смеси и битума осуществляют по примеру №1 с той разницей, что берут 40% масс. карбоксилата натрия и 60% масс. гудрона западно-сибирской нефти. Полученную смесь анализируют и отправляют на битумную установку. Результаты анализов представлены в таблицах №1 и 2.

Пример №3

Получение смеси и битума осуществляют по примеру №1 с той разницей, что берут 50% масс. карбоксилата натрия и 50% масс. гудрона арланской нефти. Полученную смесь анализируют и отправляют на битумную установку. Результаты анализов представлены в таблицах №1 и 2.

Пример №4

Смешением 40% масс. карбоксилата натрия и 60% масс. гудрона масляного получают гудрон с низкой вязкостью (см. таблицу №1), применяемый в качестве мягчителя резиновых смесей и добавки к дорожным покрытиям.

Пример №5 (сравнительный)

Получение смеси и битума осуществляют по примеру №1 с той разницей, что берут 60% масс. карбоксилата натрия и 40% масс. гудрона западно-сибирской нефти. Полученную смесь анализируют и отправляют на битумную установку. Результаты анализов представлены в таблицах №1 и 2.

Представленные результаты показывают низкую вязкость и высокую стабильность получаемых смесей. Эти качества позволяют легко перекачивать смеси по трубопроводам и ускоряют процесс выпадения механических примесей. Смеси карбоксилата натрия с гудроном пригодны для получения битумов дорожных жидких и кровельных, качество которых выше требований ГОСТ. Нефтяные дорожные битумы марок СГ получают путем разжижения вязких битумов легкими нефтепродуктами. Предложенное изобретение исключает этот процесс и экономит нефтепродукты, предназначенные для разжижения. Кроме того, следует отметить, что применение данного изобретения позволяет использовать отход производства растительных масел, что решит вопрос с его утилизацией.

Однако увеличение количества добавляемого карбоксилата натрия выше заявленного (пр. №5) приводит к получению некачественного битума, а снижение его не улучшает свойств гудрона.

Кроме того, следует учесть, что в гудронах концентрируются металлы нефти, а добавка карбоксилата натрия позволяет снизить их содержание в получаемом битуме.

Присадка для снижения вязкости тяжелых фракций нефти - гудронов, представляющая собой карбоксилат натрия - отход производства растительных масел, добавляемый к тяжелым фракциям нефти - гудронам в количестве 20-50 мас.%.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бессвинцовой топливной композиции, которая содержит: (а) в качестве основной своей части смесь углеводородов в пределах кипения бензина и (b) небольшое количество смеси добавок, содержащей (i) одно или более соединений п-алкокси-N-алкилароматического амина, имеющего формулу I, в которой, R13 обозначает водород, и R12 обозначает метильную, этильную, пропильную или бутильную группу, и (ii)один или более дициклопентадиенов; при этом компоненты (b)(i) и (b)(ii) присутствуют в смеси добавок в соотношениях в пределах от примерно 1:19 до примерно 4:3.
Изобретение описывает унитарное топливо, состоящее из жидкого окислителя и горючих веществ, заключенных в гранулы с оболочкой из твердого полимерного материала. Гранулы горючего содержат полимерные материалы в смеси с гидридами металлов или углеродом в различных модификациях.
Изобретение относится к способу получения цетаноповышающих присадок к дизельному топливу, включающему нитрование вторичных спиртов, где в качестве спиртов используют фракцию вторичных спиртов C6-C9, полученных методом жидкофазного окисления фракции н-алканов C6-C9 водным раствором пероксида водорода в среде метанола на гетерогенном катализаторе ДП-2, и последующему гидрированию реакционной массы на жестком ячеистом катализаторе P1/A2O3, нитрование проводят 5-10- кратным мольным избытком азотной кислоты концентрации 50-80% в присутствии 1-5% масс.

Изобретение относится к топливной композиции, которая содержит углеводородное топливо, компоненты, возникающие при высоковольтном электрическом разряде, дополнительные углеродсодержащие присадки и дисперсную фазу, при этом качестве углеродсодержащих присадок композиция включает наночастицы в виде углеродных нанотрубок, полученных каталитическим пиролизом ацетилена на нанокластерах железа или кобальта в матрице из оксида алюминия и имеющих структуру переплетенных клубков диаметром более 2 мкм со средним внешним диаметром ~20-30 нм, или наночастицы в виде графена, имеющего слоистую структуру с размером зерен ~400 нм и полученного химическим способом, заключающимся в окислении слоев графита с последующим восстановлением и получением нанометровых слоев углеродного продукта.

Изобретения могут быть использованы в сельском хозяйстве и в деревообрабатывающей промышленности. Способ термической переработки органосодержащего сырья включает загрузку сырья и его горизонтальное перемещение поршнем (2) по длине трубы через камеры конвективной сушки (3), пиролиза (4), конденсации (5).

Изобретение относится к противоизносной присадке для малосернистого дизельного топлива на основе карбоновых кислот, при этом она дополнительно содержит полиэтиленполиамин, а в качестве карбоновых кислот используются технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты при массовом соотношении полиэтиленполиамин: технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты, равном 0,007-0,035:1,0.

Изобретение относится к применению продукта реакции (i) соединения, содержащего фрагмент -NR1R2, где R1 представляет собой группу, содержащую от 4 до 44 атомов углерода, а R2 представляет собой атом водорода или группу R1 , и (ii) карбоновой кислоты, содержащей от 1 до 4 карбоксильных групп, или ангидрида такой кислоты, или хлорида такой кислоты в качестве добавки для улучшения фильтруемости Вх топлива при температурах выше температуры помутнения Вх топлива.
Изобретение относится к композиции жидкого топлива, включающее жидкое топливо и присадку в количестве 0,005-0,03 мас.%, при этом присадка к жидкому топливу содержит соль металла органической кислоты с числом углеродных атомов C15-C18 в количестве 10-90 мас.%, в которой металл является металлом, расположенным в электрохимическом ряду активности правее водорода, ароматический амин 1-5 мас.%, полимер сукцинимида 3-10 мас.% и глицерин 1-75 мас.%.

Изобретение относится к способу удаления отложений из дизельного двигателя, включающий сжигание в двигателе топливной композиции, содержащей добавку для очистки двигателя и добавку, представляющую собой четвертичную соль аммония, где добавка для очистки двигателя явялется продуктом реакции Манниха, протекающей между: (а) альдегидом; (b) аммиаком, гидразином или амином; и (с) фенолом, который может быть замещенным; и при этом средняя молекулярная масса единственного или каждого заместителя фенольного компонента (с) составляет менее 400, и где добавка, представляющая собой четвертичную соль аммония получена по реакции азотсодержащего вещества, включающего по меньшей мере одну третичную аминогруппу, и кватернизующего агента.
Изобретение относится к многофункциональной добавке к углеводородсодержащему топливу, включающей смесь из одного или нескольких простых смешанных эфиров с одним или несколькими оксигенатами, при этом в качестве простых смешанных эфиров используют N-метил-пара-анизидин и/или N-метил-пара-фенетидин, в качестве оксигенатов используют диметилкарбонат и/или диэтилкарбонат, и/или метилацетат, и/или этилацетат, и/или метилаль.

Изобретение относится к способу получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания, в котором взаимодействие глицерина с ацетоном происходит на кислотном катализаторе, причем процесс происходит на гетерогенном катализаторе в одну стадию в проточном реакторе при регулировке подачи реагентов в соотношении глицерин: ацетон (1):(5-20) и поддержании в реакторе температуры от 35°С до 55°С, объемной скорости 0.5-1.5 ч-1 и атмосферного давления с получением золькеталя как основного продукта, и возвращении непрореагировавшего ацетона в реактор.
Изобретение относится к ракетному топливу для ракетного двигателя. Ракетное топливо содержит горючее и окислитель.

Изобретение относится к ракетному топливу для ракетного двигателя. Ракетное топливо содержит горючее и окислитель.
Изобретение относится к модификатору горения твердого, жидкого и газообразного топлива, в частности древесины, природного газа, угля, мазута и других углеводородов, в энергетических котлах, в закрытых или открытых камерах, характеризующемуся тем, что указанный модификатор содержит от 10 до 30 масс.% воды, от 20 до 80 масс.% по меньшей мере одного алифатического спирта, от 5 до 15 масс.% карбамида или его производных, выбранных из алкилмочевины типа R1R2N(CO)NR1R2, где R1, R2 являются одинаковыми или различными и представляют собой С1-С6 алкильные группы, и от 5 до 15 масс.% моноацетилферроцена.

Изобретение относится к ракетным топливам для жидкостных, твердотопливных и гибридных ракетных двигателей. Ракетное топливо содержит горючее, которое представляет собой боразин, и окислитель.

Настоящее изобретение относится к жидкой топливной композиции, содержащей бензин, пригодный для использования в двигателе внутреннего сгорания с искровым зажиганием; и одно или более солевых производных амидов поли(гидроксикарбоновых кислот), имеющих формулу (III): [Y-CO[O-A-CO]n-Zr-R+]mpXq-, где Y обозначает водород или необязательно замещенную гидрокарбильную группу, А обозначает двухвалентную необязательно замещенную гидрокарбильную группу, n равно от 1 до 100, m равно от 1 до 4, q равно от 1 до 4 и р есть целое число при условии, что pq=m; Z обозначает необязательно замещенную двухвалентную мостиковую группу, которая соединена с карбонильной группой через атом азота, r равно 0 или 1, R+ обозначает аммониевую группу и Хq- обозначает анион.
Изобретение относится к многофункциональной добавке к автомобильному бензину, характеризующейся тем, что включает многофункциональную присадку с моющими и антикоррозионными свойствами - 1,0-10,0% масс., стабилизатор цвета пиперазинэтанамин - 0,005-0,3% масс., углеводородную фракцию с температурой кипения внутри интервала температур от 30°C до 330°C - 20-50% масс.
Изобретение относится к обработке нефти путем введения в нее депрессорной присадки и может быть использовано при перекачке высокозастывающих парафинистых нефтей.

Изобретение относится к нефтехимической и химической промышленности. Описан способ получения противотурбулентной присадки с рециклом мономеров, способ получения противотурбулентной присадки, способ получения высших поли-α-олефинов для этих способов и противотурбулентная присадка на их основе.

Изобретение относится к способу получения присадки к жидкому топливу, содержащему введение природного алюмосиликата в остаточный нефтепродукт, введение воды, перемешивание, при этом в качестве природного алюмосиликата используют слюду, преимущественно измельченный вермикулит, который подвергают обжигу с последующей последовательной многократной выдержкой в растворах карбоновых кислот сильной концентрации, преимущественно муравьиной и уксусной, неорганической сильной кислоты сильной концентрации, после выдержки слюды в кислотах осуществляют фильтрацию слюды от используемых кислот, полученный остаток обработанной слюды после последней выдержки в кислоте нейтрализуют, к полученной слюде дополнительно вносят тонко измельченные оливинит, водоросли и кальцийсодержащий природный компонент, которые берут в следующем количестве: оливинит 5-20 мас.%, водоросли 10-20 мас.%, кальцийсодержащий компонент 5-15 мас.% от исходного количества вермикулита, полученную композицию компонентов заливают водой, которую затем испаряют до получения влажной композиционной смеси, последнюю смешивают с остаточным нефтепродуктом, в качестве которого используют керосин, в соотношении 1:5, выдерживают, затем диспергируют.
Изобретение относится к способу получения реактивного топлива для сверхзвуковой авиации путем гидрирования концентрата ароматических углеводородов в присутствии водородсодержащего газа и катализатора, при повышенных температуре и давлении который характеризуется тем, что в качестве сырья используют высококипящий остаток производства ксилолов без его дополнительной ректификации.
Наверх