Устройство для смазки и чистки стальных канатов



Устройство для смазки и чистки стальных канатов
Устройство для смазки и чистки стальных канатов
Устройство для смазки и чистки стальных канатов
Устройство для смазки и чистки стальных канатов
Устройство для смазки и чистки стальных канатов
Устройство для смазки и чистки стальных канатов
Устройство для смазки и чистки стальных канатов
Устройство для смазки и чистки стальных канатов
Устройство для смазки и чистки стальных канатов
Устройство для смазки и чистки стальных канатов

 


Владельцы патента RU 2553524:

Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственно-коммерческое предприятие "МАВР" (RU)

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для смазки и чистки шахтных стальных канатов грузоподъемных механизмов. Устройство содержит резервуар и шкив, установленный на полой оси. В шкиве выполнены цилиндрические радиальные каналы с механизмом подачи жидкости и пружиной. Механизм подачи жидкости выполнен в виде поршня с полостью, в которой установлены седло, сетка и расположенный между ними клапан. Шток поршня выполнен на конце округлой формы с отверстиями, при этом ход поршня ограничен с одной стороны гайкой, установленной на выходе радиального канала, а с другой стороны пружиной. В оси шкива выполнен кольцевой фигурный канал, соединенный с его радиальными каналами. Устройство снабжено прижимным роликом или по крайней мере еще одним шкивом и растирающим узлом, выполненным в виде щеток и закрепленным с помощью щечек на осях, причем щетки растирающего узла соединены скобами. Изобретение обеспечивает расширение функциональных возможностей, упрощение конструкции и повышение надежности работы в условиях различных консистенций и вязкости смазок. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для смазки и чистки шахтных стальных канатов грузоподъемных механизмов.

Известно устройство для смазки деталей, содержащее корпус с полостью, соединенной с источником смазки посредством обратного клапана, запорный орган, взаимодействующий со смазываемой поверхностью, и перепускной клапан, соединенный с полостью корпуса (см. а.с. СССР №932009, МПК3 F16N 27/00, В66В 7/12, опубл. 30.05.82). В данном устройстве нанесение смазки на деталь осуществляется за счет совместной работы запорного органа и перепускного клапана, который регулирует порционную подачу смазки через полость за счет пружины и шарика.

Недостатком такого устройства является недостаточная надежность. Это связано с особенностями конструкции, которая может эффективно наносить смазку на детали, такие как молот или ползун пресса, то есть оказывающие на устройство переменное усилие, а детали, воздействующие с постоянной нагрузкой, такие как движущийся канат, могут смазываться либо плохо, либо чрезмерно, в зависимости от прижимного усилия. Кроме того, для надежной работы устройства требуется жесткое регулирование давления масла перед клапаном, при недостаточном давлении устройство не будет подавать масло, а при избыточном - будет иметь ложное срабатывание, приводя к протечкам и потерям масла.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является устройство для смазки канатов, содержащее резервуар и, по крайней мере, один шкив, установленный на полой оси, в котором выполнены цилиндрические радиальные каналы с механизмом подачи жидкости и пружиной (см. а.с. СССР №1331788, МПК4 В66В 7/12, опубл. 23.08.87). В данном устройстве масло (жидкость) поступает в полость оси шкива под давлением и заполняет радиальные каналы. Механизм подачи масла выполнен в виде шарика, который в момент наезда на канат входит внутрь радиального канала, открывая тем самым отверстие для выхода масла.

Недостатком прототипа является низкая надежность в работе, связанная с тем, что особенности конструкции устройства не позволяют заполнить радиальный канал сразу на всю глубину и в нем возникает воздушная подушка, а шарик, закрывающий выход из канала, не дает возможности воздуху выйти наружу. В связи с этим устройство начинает подавать масло на канат только после нескольких оборотов шкива. Кроме того, устройство сложно в изготовлении, так как требует выбора материалов с особыми свойствами упругости для изготовления запорного механизма, закрывающего радиальный канал в момент его работы. Причем работать такое устройство может только с жидкими маслами на горизонтальных канатах, что ограничивает его функциональные возможности.

Результатом предлагаемого технического решения является повышение надежности работы устройства в условиях различных консистенций и вязкости смазок, а также расширение функциональных возможностей и упрощение конструкции.

Технический результат достигается устройством для смазки и чистки стальных канатов, содержащим резервуар и, по крайней мере, один шкив, установленный на полой оси, в котором выполнены цилиндрические радиальные каналы с механизмом подачи жидкости и пружиной, согласно изобретению, механизм подачи жидкости выполнен в виде поршня с полостью, в которой установлены седло, сетка и расположенный между ними клапан, а шток поршня выполнен на конце округлой формы с отверстиями, при этом ход поршня ограничен с одной стороны гайкой, установленной на выходе радиального канала, а с другой стороны пружиной, причем в оси шкива выполнен кольцевой фигурный канал, соединенный с его радиальными каналами, кроме того, устройство дополнительно снабжено прижимным роликом или, по крайней мере, еще одним шкивом и растирающим узлом, выполненным в виде щеток и закрепленным с помощью щечек на осях, причем щетки растирающего узла соединены между собой скобами.

Скобы соединены между собой винтами с пружинами.

Щетки растирающего узла закреплены на скобах с помощью регулировочных винтов.

Шкив установлен на оси с помощью подшипников.

Данное устройство для смазки и чистки стальных канатов позволит расширить функциональные возможности, упростить конструкцию, а также позволит повысить надежность работы в условиях различных консистенций и вязкости смазок.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид устройства, установленного на тонком канате, на фиг.2 - общий вид устройства, установленного на толстом канате, на фиг.3 - механизм подачи жидкости в рабочем положении, на фиг.4 - механизм подачи жидкости в исходном положении, на фиг.5 - вид А, на фиг.6 - разрез по Б-Б, на фиг.7 - разрез по В-В, на фиг.8 - разрез по Г-Г фиг.1, на фиг.9 - разрез по Г-Г фиг.2, на фиг.10 - подача жидкости к устройству.

Устройство для смазки и чистки стальных канатов состоит из резервуара 1 и, по крайней мере, одного шкива 2, установленного на полой оси 3. В шкиве 2 выполнены цилиндрические радиальные каналы 4 с механизмом подачи жидкости 5 и пружиной 6. Механизм подачи жидкости 5 выполнен в виде поршня 7 с полостью 8, в которой установлено седло 9, сетка 10 и клапан 11, расположенный между седлом 9 и сеткой 10. Шток 12 поршня 7 выполнен на конце округлой формы с отверстиями 13, при этом ход поршня 7 ограничен с одной стороны гайкой 14, установленной на выходе радиального канала 4, а с другой стороны пружиной 6. В оси 3 выполнен кольцевой фигурный канал 15, соединенный с радиальными каналами 4 шкива 2. Устройство снабжено прижимным роликом 16 или шкивом 17 и растирающим узлом, закрепленным с помощью щечек 18 на осях 3, выполненным в виде щеток 19. Причем щетки 19 растирающего узла соединены между собой скобами 20, а скобы 20 соединены между собой винтами 21 с пружинами 22. Щетки 19 растирающего узла закреплены на скобах 20 с помощью регулировочных винтов 23.

Устройство закреплено на канате 24 с помощью монтажных отверстий 25. Шкив 2 установлен на оси 3 с помощью подшипников 26.

Устройство работает следующим образом.

На канате 24 производят монтаж устройства с помощью отверстий 25, в которые вставляют растяжки. В зависимости от толщины каната устанавливают шкив 2 и прижимной ролик 16 (см. фиг.1) или два и более шкивов (см. фиг.2). Это связано с тем, что на канатах малой толщины нет необходимости наносить жидкость в больших объемах со всех сторон каната, а чем больше толщина каната, тем требуется большее количество жидкости. Канат 24 может быть расположен горизонтально, вертикально или наклонно.

Из резервуара 1 жидкость поступает в фигурный канал 15 оси 3 (см. фиг.10) и заполняет его, а затем и радиальные каналы 4. При движении каната 24 шкив 2 начинает вращаться, в результате чего механизмы подачи жидкости 5 поочередно взаимодействуют с канатом 24. Когда механизм подачи жидкости 5 входит в рабочее положение, т.е. контактирует с канатом 24, жидкость наносится на поверхность каната 24 за счет того, что поршень 7 углубляется в радиальный канал 4, сжимая пружину 6 (см. фиг.3) и уменьшая объем подпоршневой полости. При этом жидкость поступает в полость 8 поршня 7 и через отверстия 13 в штоке 12 выдавливается наружу (см. фиг.5). В этот момент клапан 11, например шариковый, находится в открытом положении за счет давления на него жидкости, поступающей из радиального канала 4. Сетка 10 (см. фиг.6) препятствует закупориванию клапаном 11 полости 8 в штоке 12. В рабочем положении вход радиального канала 4 перекрыт осью 3, что позволяет избежать перетекания жидкости из радиального канала 4 в фигурный канал 15.

Округлая форма штока 12 способствует безударному взаимодействию шкива 2 с канатом 24 в процессе вращения. После того как шкив 2 сходит с рабочего положения, поршень 7 занимает исходное положение за счет пружины 6 (см. фиг.4). При этом полному выталкиванию поршня 7 из радиального канала 4 препятствует гайка 14. Кроме того, изменением глубины вкручивания гайки 14 регулируют ход поршня и, следовательно, степень смазывания каната 24.

В исходном положении клапан 11 перемещается к седлу 9 и закрывает полость 8 поршня 7, препятствуя тем самым вытеканию жидкости (см. фиг.7). В радиальном канале 4 создается разрежение, за счет которого канал 4 вновь наполняется жидкостью из резервуара 1 через фигурный канал 15. Клапан 11 имеет холостой ход, получаемый за счет перемещения шарика от сетки 10 до седла 9. Это обеспечивает втягивание жидкости из отверстий 13 в полость 8 и удержание ее там, препятствуя разбрызгиванию при вращении шкива 2 под действием центробежных сил, исключая потери жидкости.

Шкив 2 вращается на оси 3 с помощью подшипников 26, поэтому центральная часть оси 3 с фигурным каналом 15 не несет радиальных знакопеременных нагрузок, а это обеспечивает долгую и бесперебойную работу притертых поверхностей оси 3 и шкива 2.

После нанесения жидкости на канат 24 ее растирают по всей длине щетками 19 (см. фиг.8 и 9). Причем щетки 19 располагают с обеих сторон шкива 2, чтобы эффективность смазывания не зависела от направления перемещения каната 24. Кроме того, прижимное усилие щеток 19 и шкива 2 к канату 24 регулируют винтами 21 с пружинами 22, которые одновременно стягивают скобы 20 и щечки 18. Дополнительное регулирование прижимного усилия щеток 19 производят винтами 23. В зависимости от толщины каната 24 растирающий узел содержит две щетки (см. фиг.8) или более (см. фиг.9).

Устройство может работать на канатах любой толщины и направления с маслами и жидкостями различной консистенции и вязкости, а также может быть использовано либо для смазки каната, либо для его чистки. Например, канаты, работающие с грузоподъемными механизмами (краны, лебедки, одно- и двухбарабанные шахтные подъемные машины и пр.) для увеличения срока службы требуют регулярной смазки в процессе эксплуатации. При этом в зависимости от условий эксплуатации канаты должны быть смазаны маслами различной консистенции от жидких до густых канатных смазок. А канаты, работающие, например, на шахтном многоканатном подъеме со шкивами трения, напротив, во избежание аварийных ситуаций должны быть тщательно очищены как от смазки, так и от других жирных примесей (грязи, ржавчины). В этом случае применяются жидкотекучие моющие жидкости, например соляровое масло и жидкости, обеспечивающие нанесение или восстановление защитного покрытия каната.

Данное устройство для смазки и чистки стальных канатов позволит по сравнению с прототипом расширить функциональные возможности, упростить конструкцию и повысить надежность работы в условиях различных консистенций и вязкости смазок.

1. Устройство для смазки и чистки стальных канатов, содержащее резервуар и шкив, установленный на полой оси, в котором выполнены цилиндрические радиальные каналы с механизмом подачи жидкости и пружиной, отличающееся тем, что механизм подачи жидкости выполнен в виде поршня с полостью, в которой установлены седло, сетка и расположенный между ними клапан, а шток поршня выполнен на конце округлой формы с отверстиями, при этом ход поршня ограничен с одной стороны гайкой, установленной на выходе радиального канала, а с другой стороны пружиной, причем в оси шкива выполнен кольцевой фигурный канал, соединенный с его радиальными каналами, кроме того, устройство дополнительно снабжено прижимным роликом или, по крайней мере, еще одним шкивом и растирающим узлом, выполненным в виде щеток и закрепленным с помощью щечек на осях, причем щетки растирающего узла соединены между собой скобами.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что скобы соединены между собой винтами с пружинами.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что щетки растирающего узла закреплены на скобах с помощью регулировочных винтов.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шкив установлен на оси с помощью подшипников.



 

Похожие патенты:

При мониторинге состояния канатов лифта измеряют электрическое сопротивление между первой точкой (R′) и второй точкой (R″) подвесных и/или тяговых канатов (R) лифта первый раз.

Подвесной ремень (1), в частности, для транспортирующего устройства, например лифтовой установки, включает, по меньшей мере, одну прядь (2) из преимущественно проводящего электрический ток материала, например стали, для восприятия усилий, воспринимаемых подвесным ремнем, одну преимущественно электроизолирующую оболочку (3), которая окружает, по меньшей мере, одну прядь (2).

Изобретение относится к области подъемников и предназначено для контроля тягового элемента. .

Изобретение относится к измерительной технике и касается прибора диагностики неподвижных стальных канатов. .

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к способам определения качества стального каната с металлическим сердечником. .

Изобретение относится к приборам диагностики, в частности к средствам неразрушающего контроля стальных канатов. .

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к способам диагностики стальных подъемных канатов. .

Изобретение относится к приборам диагностики неподвижных канатов. .

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к способу инструментального контроля каната. .

Изобретение относится к оборудованию для испытания одно- и многоветвевых стропов, применяемых на монтажных и погрузочно-разгрузочных работах. .
Наверх