Диапазонная планетарная коробка передач



Диапазонная планетарная коробка передач
Диапазонная планетарная коробка передач

 


Владельцы патента RU 2563918:

НИКИТИН ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (RU)

Изобретение относится к планетарным коробкам передач. Коробка передач содержит ведущий вал и два планетарных ряда: ведомый и вспомогательный. Каждый планетарный ряд содержит три звена: солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, одно звено - ведущее, одно - ведомое и одно - вспомогательное. По крайней мере два звена ведомого и вспомогательного планетарных рядов вращаются в одном направлении. Ведомое звено ведомого планетарного ряда передает крутящий момент на вспомогательное звено вспомогательного планетарного ряда через две муфты сцепления и через две зубчатые передачи с различным передаточным соотношением. Ведомое звено вспомогательного планетарного ряда передает крутящий момент на вспомогательное звено ведомого планетарного ряда. Коробка передач выполнена с возможностью одновременного включения только одной муфты сцепления. Достигается упрощение конструкции. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Настоящее изобретение относится к планетарным коробкам передач и их использованию в автоматических трансмиссиях.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Известен дифференциальный вариатор (патент RU №2457379). В этом вариаторе, содержащем планетарную передачу первой ступени, состоящую из центральной шестерни и водила с сателлитами, планетарную передачу второй ступени, состоящую из водила с сателлитами и центральной шестерни, и планетарную передачу третьей ступени, состоящую из водила, сателлитов и центрального колеса, первая и третья планетарные передачи замкнуты двухвенцовой короной определенной массы, а числа зубьев подобраны таким образом, что это позволяет получить переменный момент на выходном валу [1].

Недостатком этой конструкции является сама конструкция, выполненная соосной и не имеющей опоры на корпус.

Известны современные автоматические коробки передач. Эти коробки передач служат для ступенчатого изменения крутящего момента, а также для обеспечения движения автомобиля задним ходом. На автоматических коробках, как правило, применяются планетарные редукторы, отличающиеся компактностью и возможностью соосной работы. Автоматическая коробка передач состоит из нескольких (обычно двух) планетарных редукторов, соединенных последовательно для совместной работы. Объединение планетарных редукторов позволяет обеспечить необходимое число ступеней работы. Современные автоматические коробки выполняются шестиступенчатыми, семиступенчатыми (Mercedes) и даже восьмиступенчатыми (Lexus).

Планетарный редуктор в коробке передач имеет название планетарный ряд. Планетарный ряд имеет следующее устройство: солнечная шестерня, сателлиты, коронная шестерня, водило.

Передача вращения производится при условии блокировки одного или двух элементов планетарного ряда (солнечной шестерни, коронной шестерни, водила).

Блокировку осуществляют соответствующие фрикционные муфты и тормоза.

Муфта блокирует элементы планетарного ряда между собой и тем самым обеспечивает передачу крутящего момента. Тормоз удерживает конкретные элементы за счет соединения с корпусом коробки. Муфты и тормоза приводятся в действие с помощью гидроцилиндров, которые управляются из распределительного модуля. В конструкции коробки может применяться обгонная муфта, которая удерживает водило от вращения в противоположную сторону.

Таким образом, механизмами переключения передач в автоматической коробке являются фрикционные муфты и тормоза. Работа АКПП заключается в выполнении определенного алгоритма включения и выключения муфт и тормозов [2].

Техническими недостатками этих коробок передач являются медленное переключение передач и слабая динамика разгона автомобиля.

Данные технические решения приняты за прототип, так как обладают максимальной совокупностью общих с изобретением существенных признаков.

ЦЕЛЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Задача изобретения состоит в том, чтобы создать наиболее эффективную коробку передач с непрерывной передачей крутящего момента от двигателя к ведущим колесам.

Технический результат - упрощение конструкции и материалоемкости коробки передач, уменьшение количества деталей, отвечающих за включение/выключение режимов передач.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Предлагаемое в изобретении решение указанной выше задачи, достижение поставленной цели и требуемого технического результата обеспечивается тем, что в коробке передач, содержащей ведущий вал, ведомый планетарный ряд и вспомогательный планетарный ряд, согласно изобретению

каждый планетарный ряд содержит три звена: солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, одно любое звено ведомого планетарного ряда является ведущим звеном, одно любое звено ведомого планетарного ряда является ведомым звеном и одно любое звено ведомого планетарного ряда является вспомогательным звеном, одно любое звено вспомогательного планетарного ряда является ведущим звеном, одно любое звено вспомогательного планетарного ряда является ведомым звеном и одно любое звено вспомогательного планетарного ряда является вспомогательным звеном.

По крайней мере, два звена ведомого и вспомогательного планетарных рядов вращаются в одном направлении.

При этом ведомое звено ведомого планетарного ряда передает крутящий момент на вспомогательное звено вспомогательного планетарного ряда, по крайней мере, через две муфты сцепления и, по крайней мере, через две зубчатые передачи с различным передаточным соотношением ведомое звено вспомогательного планетарного ряда передает крутящий момент на вспомогательное звено ведомого планетарного ряда.

Кроме этого коробка передач выполнена с возможностью одновременного включения только одной муфты сцепления и с возможностью управления при движении включением/выключением режимов посредством включения/выключения муфт сцепления.

Коробка передач может быть также выполнена с передачей заднего хода, при этом используется планетарный ряд передачи заднего хода.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена кинематическая схема диапазонной планетарной коробки передач с четырьмя муфтами сцепления по изобретению, содержащая

выходной вал двигателя 1; ведущий вал коробки передач 2; выходной вал коробки передач 3; ведущее звено ведомого планетарного ряда 4; ведомое звено ведомого планетарного ряда 5; вспомогательное звено ведомого планетарного ряда 6; ведущее звено вспомогательного планетарного ряда 7; ведомое звено вспомогательного планетарного ряда 8; вспомогательное звено вспомогательного планетарного ряда 9; промежуточный вал ведомого планетарного ряда 10; вал муфт сцепления 11; шестерни привода ведущего вала 12, 13; шестерни привода вспомогательного звена вспомогательного планетарного ряда первого режима 14, 18; шестерни привода вспомогательного звена вспомогательного планетарного ряда второго режима 15, 19; шестерни привода вспомогательного звена вспомогательного планетарного ряда третьего режима 16, 20; шестерни привода вспомогательного звена вспомогательного планетарного ряда четвертого режима 17, 21; шестерни привода вала муфт сцепления 22, 23; муфта сцепления первого режима 24; муфта сцепления второго режима 25; муфта сцепления третьего режима 26; муфта сцепления четвертого режима 27; обгонная муфта 28.

На фиг.2 изображена кинематическая схема диапазонной планетарной коробки передач с двумя муфтами сцепления по изобретению, содержащая

ведущий вал коробки передач 2; выходной вал коробки передач 3; ведущее звено ведомого планетарного ряда 4; ведомое звено ведомого планетарного ряда 5; ведущее звено вспомогательного планетарного ряда 7; вспомогательное звено вспомогательного планетарного ряда 9; шестерни привода вспомогательного звена вспомогательного планетарного ряда первого режима 14, 18; шестерни привода вспомогательного звена вспомогательного планетарного ряда второго режима 15, 19; шестерни привода вспомогательного звена вспомогательного планетарного ряда третьего режима 16, 20; шестерни привода вспомогательного звена вспомогательного планетарного ряда четвертого режима 17, 21; обгонная муфта 28; вспомогательное звено ведомого планетарного ряда и ведомое звено вспомогательного планетарного ряда 29; вал муфты сцепления нечетных режимов 30; вал муфты сцепления четных режимов 31; шестерни привода муфт сцепления 32, 33; муфта сцепления четных режимов 34; муфта сцепления нечетных режимов 35; муфту синхронизатора включения нечетных режимов 36; муфту синхронизатора включения четных режимов 37.

Ниже изобретение более подробно рассмотрено со ссылками на прилагаемые к описанию чертежи, на которых в качестве примеров показаны предпочтительные, но необязательные варианты возможного осуществления изобретения, конструктивного выполнения и функционирования предлагаемой в изобретении коробки передач транспортного средства.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Отличительными особенностями заявляемой коробки передач являются

отсутствие постоянных переключений;

наличие ведущего вала и двух планетарных рядов: ведомого и вспомогательного, каждый из которых содержит три звена: солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, одно любое звено ведомого планетарного ряда является ведущим звеном, одно любое звено ведомого планетарного ряда является ведомым звеном и одно любое звено ведомого планетарного ряда является вспомогательным звеном, одно любое звено вспомогательного планетарного ряда является ведущим звеном, одно любое звено вспомогательного планетарного ряда является ведомым звеном и одно любое звено вспомогательного планетарного ряда является вспомогательным звеном;

вращение, по крайней мере, двух звеньев ведомого и вспомогательного планетарного ряда в одном направлении;

привод вспомогательного звена вспомогательного планетарного ряда, по крайней мере, через две муфты сцепления и, по крайней мере, через две зубчатые передачи с различным передаточным соотношением с возможностью одновременного включения одной муфты сцепления и с возможностью управления при движении включением/выключением режимов посредством включения/выключения муфт сцепления;

прибавление крутящего момента от вспомогательного звена к ведомому звену одного планетарного ряда;

стремление выходного вала к максимальным оборотам включенной муфты сцепления.

Для управления сцеплениями коробки передач может быть использована компьютеризированная система управления коробкой передач, включающая входные датчики, электронный блок управления, электрогидравлические блоки управления и исполнительные механизмы, которые могут быть расположены непосредственно на картере коробки передач.

Входные датчики при этом отслеживают частоту вращения на входе и выходе коробки передач, давление и температуру масла. Электронный блок управления на основании сигналов датчиков реализует заложенный в него алгоритм управления коробкой передач.

Электрогидравлический блок управления обеспечивает работу гидравлического контура управления коробкой передач, в который могут входить золотники-распределители; клапаны регулирования давления; мультиплексор. Золотники-распределители могут приводиться в действие рычагом селектора. Электромагнитные клапаны могут осуществлять переключение с режима на режим. Клапаны регулирования давления обеспечивают работу фрикционных муфт сцепления. Электромагнитные клапаны и клапаны регулирования давления являются исполнительными механизмами системы управления коробкой передач.

Работа коробки передач по изобретению осуществляется следующим образом и будет показана на примере диапазонной планетарной коробки передач с четырьмя сцеплениями (Фиг.1).

Работа диапазонной планетарной коробки передач (Фиг.1) осуществляется следующим образом. Двигатель транспортного средства запущен. Все муфты сцепления вала 11 выключены. Включается муфта сцепления 24 первого режима. Крутящий момент от выходного вала двигателя 1 передается через шестерни 12 и 13 на ведущий вал 2 коробки передач, а также на расположенное на этом валу ведущее звено 4 ведомого планетарного ряда и на ведущее звено 7 вспомогательного планетарного ряда. Далее крутящий момент от ведомого звена 5 ведомого планетарного ряда передается на ведущие колеса и через шестерни 22 и 23 на вал 11 муфт сцеплений. Шестерни 18 и 14 первого режима, находящиеся в постоянном зацеплении, приводят в движение вспомогательное звено 9 вспомогательного планетарного ряда, что прибавляет крутящий момент ведомому звену 8 вспомогательного планетарного ряда. Далее крутящий момент от ведомого звена 8 вспомогательного планетарного ряда через промежуточный вал 10 передается на вспомогательное звено 6 ведомого планетарного ряда, которое добавляет крутящий момент ведомому звену 5 ведомого планетарного ряда. Каждая муфта сцепления обеспечивает конкретные максимальные обороты выходного вала 3 коробки передач. Выходной вал 3 коробки передач стремится к максимальным оборотам муфты сцепления 24 первого режима. Обороты выходного вала 3 коробки передач продолжают расти и при наборе определенного числа оборотов муфта сцепления 24 первого режима выключается и одновременно включается муфта сцепления 25 второго режима. Выходной вал 3 коробки передач стремится к максимальным оборотам муфты сцепления 25 второго режима. При падении оборотов выходного вала 3 коробки передач и также до определенного числа оборотов муфта сцепления 25 второго режима выключается и одновременно включается муфта сцепления 24 первого режима. Теперь выходной вал 3 коробки передач стремится к максимальным оборотам муфты сцепления 24 первого режима.

Таким образом, коробка передач по изобретению обеспечивает возможность достижения требуемого технического результата, а именно упрощение конструкции и материалоемкости путем уменьшения количества деталей и повышения ее компактности, ускоряет и упрощает включение/выключение режимов передач за счет возможности использования современных компьютеризированных блоков управления и контроля функционирования.

Отдельные детали и узлы заявляемой коробки передач могут быть изготовлены с использованием известных в машиностроительной отрасли материалов и технологий.

Конкретные размеры и отдельные особенности конструктивного исполнения отдельных деталей и узлов могут быть выбраны из стандартных типоразмеров и стандартов промышленного машиностроения.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. RU №2457379 F16H 3/74, опубл. 27.07.12.

2. http://systemsauto.ru/box/akpp.html.

1. Диапазонная планетарная коробка передач, содержащая ведущий вал, ведомый планетарный ряд и вспомогательный планетарный ряд, отличающаяся тем, что одно звено любого планетарного ряда является ведущим звеном, одно звено любого планетарного ряда является ведомым звеном и одно звено любого планетарного ряда является вспомогательным звеном, по крайней мере два звена любого планетарного ряда имеют вращение в одном направлении, и выполнена с возможностью передачи крутящего момента от ведомого звена вспомогательного планетарного ряда на вспомогательное звено ведомого планетарного ряда, выполнена с возможностью передачи крутящего момента от ведомого звена ведомого планетарного ряда на вспомогательное звено вспомогательного планетарного ряда по крайней мере через две муфты сцепления и по крайней мере через две зубчатые передачи с различным передаточным соотношением, выполнена с возможностью одновременного включения одной муфты сцепления и выполнена с возможностью управления при движении включением/выключением режимов коробки передач посредством включения/выключения муфт сцепления.

2. Диапазонная планетарная коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что ведомое звено вспомогательного планетарного ряда и вспомогательное звено ведомого планетарного ряда - общее для обоих планетарных рядов.

3. Диапазонная планетарная коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что выполнена с передачей заднего хода.

4. Диапазонная планетарная коробка передач по п.3, отличающаяся тем, что содержит планетарный ряд передачи заднего хода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробке передач, способу присоединения дополнительного оборудования с помощью коробки передач и средству перемещения. Коробка передач содержит первый вал с двумя установленными на оси зубчатыми колесами.

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в испытательной технике, а именно в стендах для испытания машин, механизмов, валов, агрегатов и приводов.

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Трансмиссия включает первый зубчатый механизм, содержащий фиксированное зубчатое колесо (24) первой передачи на входном валу (20), входящее в зацепление с промежуточным зубчатым колесом (36) первой передачи на первом промежуточном валу (50).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве приводов автоматики изделий авиационной и ракетной техники. Электропривод содержит корпус (1), установленные внутри него электродвигатель (5), датчик (6) углового положения, связанный с выходным валом электропривода, и редуктор (8), выходной вал которого является выходным валом (7) электропривода.

Изобретение относится к шестнадцатиступенчатой вальнопланетарной коробке передач со сдвоенным сцеплением. На входе в коробку передач (КП) расположено сдвоенное сцепление, часть ведомых дисков этого сцепления установлена на первичном валу КП, а другая часть - на трубчатом валу.

Изобретение относится к коробке передач с двойным сцеплением с делителем (22) коробки передач в сборе. Коробка передач (21) содержит дополнительное передающее движение соединение (s1, H1, 40, 44), приспособленное для передачи вращательного движения от ведущего зубчатого колеса (I-IV) на выходной вал (41) без применения делителя (22) коробки передач.

Изобретение относится к конструкции средств высокой проходимости и может быть использовано в транспортном машиностроении. Движитель транспортного средства включает приводную ступицу с установленными на ней и связанными между собой боковым и опорным ободами.

Изобретение относится к механическим коробкам передач. На промежуточном валу коробки передач установлены пять шестерен, три из них закреплены.

Изобретение относится к коробкам передач (КП) с двумя сцеплениями. На входе в КП расположено сдвоенное сцепление, часть ведомых дисков этого сцепления установлена на первичном валу КП, а другая часть - на трубчатом валу.

Изобретение относится автомобильной многоступенчатой коробке передач. Коробка передач состоит из дифференциального делителя, установленного в картере сцепления, входной вал которого соединен с двигателем, а выходной вал является первичным валом основного редуктора, образованного несколькими парами зубчатых передач, расположенных на параллельных валах, синхронизаторов и дифференциального демультипликатора с интегрированной задней передачей, входным валом которого является вторичный вал основного редуктора, а водило является выходным валом коробки передач.

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор.

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач, которая может быть использована в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств.

Изобретение касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач. Автоматическая коробка передач, реализующая шесть передач переднего хода и две передачи заднего хода, содержит картер (16), входное звено (13), выходное звено (14), гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор, в состав которого входят три планетарных ряда, две управляемые муфты и три управляемых тормоза.

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор.

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор.

Изобретение относится к коробке передач, используемой в качестве узла автомашины. В планетарном механизме каждый зубчатый сателлит жестко соединен еще с одним дополнительным водилом.

Изобретение относится к устройствам перемещения на основе преобразования вращательного движения в поступательное. Устройство перемещения в стационарных и нестационарных условиях на основе механизма вращения массивного тела, груза, в котором центр вращения груза эксцентричен относительно оси вращения механизма.

Изобретение относится к шестнадцатиступенчатой вальнопланетарной коробке передач со сдвоенным сцеплением. На входе в коробку передач (КП) расположено сдвоенное сцепление, часть ведомых дисков этого сцепления установлена на первичном валу КП, а другая часть - на трубчатом валу.

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор.

Изобретение относится к устройству ступенчатой планетарной коробки передач, предназначенной для транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер 19, входное звено 20, выходное звено 21, гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор.

Группа изобретений относится к коробкам передач. В первом варианте изобретения планетарная согласующая коробка передач включает корпус, планетарный механизм с подвижным в осевом направлении водилом, на котором закреплен один сателлит, три соосных входных вала с малыми центральными зубчатыми колесами, выходной вал и привод осевого перемещения водила. Большое центральное колесо планетарного механизма сцеплено с сателлитами и связано в осевом направлении с водилом посредством несущего подшипника. Водило имеет два шлицевых венца. Большое центральное колесо имеет один шлицевой венец. Выходной вал имеет один шлицевой венец. Корпус имеет два шлицевых венца. При осевом перемещении водила осуществляются зацепления венцов, последовательно реализующие следующие режимы: диапазон заднего хода, нейтраль, первый диапазон, первая фиксированная передача между первым и вторым диапазонами, второй диапазон, вторая фиксированная передача между вторым и третьим диапазонами, третий диапазон, третья фиксированная передача между третьим и четвертым диапазонами, четвертый диапазон, прямая передача. Во втором варианте изобретения коробка передач имеет два соосных входных вала и у нее отсутствует режим прямой передачи. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх