Высокотемпературная универсальная смазка для узлов трения, подшипников качения и скольжения



Высокотемпературная универсальная смазка для узлов трения, подшипников качения и скольжения
Высокотемпературная универсальная смазка для узлов трения, подшипников качения и скольжения
Высокотемпературная универсальная смазка для узлов трения, подшипников качения и скольжения

 


Владельцы патента RU 2565760:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (RU)
Закрытое акционерное общество "ЛАНОТЕК-Инжиниринг" (RU)
Букин Виктор Евгениевич (RU)

Настоящее изобретение относится к высокотемпературной универсальной смазке для узлов трения, подшипников качения и скольжения, содержащей основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, содержащие графит, молибденосодержащие вещества и многофункциональную присадку, в качестве основы используется кремнийорганическая жидкость, а в качестве наполнителей введены жидкий каучук, графитоколлоидный препарат и диселенид молибдена при следующем соотношении компонентов, мас.%: загуститель - комплексные и кальциевые мыла 10-15; графитоколлоидный препарат 5-9; диселенид молибдена 4,5-9; жидкий каучук 3-6; многофункциональная присадка 0,5-3; кремнийорганическая жидкость - остальное. Техническим результатом изобретения является повышение адгезионных и термостойких свойств смазки, предназначенной для тяжелонагруженных узлов трения, подшипников скольжения и качения. 2 табл., 1 ил., 3 пр.

 

Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в тяжелонагруженных узлах трения, подшипников качения и скольжения, работающих при высоких температурах до 425°С, кратковременно до 600°С.

В настоящее время широко используется универсальная смазка марки Литол-24, имеющая сравнительно большой ресурс работы, которая успешно заменяет натриевые и литиевые смазки общего назначения (ГОСТ 21150-75). Смазка имеет удовлетворительные противозадирные характеристики, работает при 110-130°С и может кратковременно выдерживать температуру до 200°С, надежно защищает металлические изделия от коррозии, может закладываться в узлы трения и скольжения как несменяемая смазка и является многоцелевой смазкой. В состав смазки входит:

- загуститель - литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - 13%

- присадки: антиокислительная - дифениламин - 0,5% или неозон - Д - 0,7%

- вязкостная - полиизобутилен ПИБ - 20-4%

- дисперсионная среда - смесь масел веретенного АУ и индустриального И - 50А (1:3) или остаточных или дистиллятных масел западно-сибирской нефти до 100%.

Недостатками смазки Литол-24 являются:

- низкие противоизносные и противозадирные свойства при высоких удельных нагрузках, т.е. в тяжелонагруженных узлах трения и скольжения применение смазки Литол-24 просто невозможно; по своим трибологическим характеристикам смазка Литол-24 относится к смазкам средненагруженных узлов;

- верхний температурный рабочий интервал для смазки Литол-24 составляет 110-130°С, кратковременно до 200°С, а в тяжелонагруженных узлах обычно температура доходит до 400°С;

- для современной техники ресурс работы смазки Литол-24, применяемой как несменяемая смазка, недостаточный (например, в некоторых автомобильных узлах скольжения 1-2 года);

- смазка Литол-24 не может быть использована в конденсатных насосах в качестве термостойкой смазки (рабочая температура до 300°С).

В качестве прототипа выбрана термостойкая смазка для узлов трения, подшипников качения и скольжения (патент UA 24433А, 30.10.1998 г), которая содержит основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, содержащие графит, дисульфид молибдена и многофункциональную присадку, представляющую собой продукт присоединения диметилфосфита и 1,4 (арилсульфонил) хинонимина. Многофункциональная присадка представляет собой органическое соединение. Она повышает противозадирные и противоизносные свойства смазки, особенно в тяжелонагруженных узлах трения, подшипниках качения и скольжения, что делает возможным применение смазок в редукторах подкрановых путей и печах отжига на подъемных заслонках. И понижает окислительные и коррозионные воздействия на металл

Присадка имеет строение, представленное на фиг. 1.

Предлагаемая присадка обладает антикоррозийными, антиокислительными и антифрикционными свойствами.

Достоинством смазки является ее работоспособность в диапазоне температур от -50°С до 300°С в абразивной и агрессивной средах.

Основными недостатками смазки являются:

невозможность ее использования при температуре более 300°С в металлургической промышленности (печной рольганг, барабан моталок и т.д.);

невозможность работы смазки в обводненной среде, что значительно сужает область применения в металлургической, машиностроительной, горной и других отраслях промышленности.

Техническим результатом изобретения является повышение адгезионных и термостойких свойств смазки, предназначенной для тяжелонагруженных узлов трения, подшипников скольжения и качения.

Технический результат достигается тем, что в смазке, содержащей основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, содержащие графит, молибденосодержащие вещества и многофункциональную присадку, в качестве основы используется кремний органическая жидкость, а в качестве наполнителей введены жидкий каучук, графитоколлоидный препарат и диселенид молибдена при следующем соотношении компонентов, мас. %:

загуститель - комплексные и кальциевые мыла 10-15
графитоколлоидный препарат 5-9
диселенид молибдена 4,5-9
жидкий каучук 3-6
многофункциональная присадка 0,5-3
кремнийорганическая жидкость остальное

В составе смазки присутствуют наполнители, которые обеспечивают стабильные антифрикационные, антиокислительные и антикоррозийные свойства смазки в широком диапазоне температур.

Графитоколлоидный препарат введен в смазку как антифрикционная добавка. Он улучшает условия прохождения смазки по мазепроводу в централизованной системе смазок и не позволяет смазки закоксовываться. Оптимальное количество графитоколлоидного препарата 5-9 мас.ч. нижний и верхний пределы определяют смазывающие свойства и консистенцию смазки при содержании выше 9 мас.ч., свойства смазки не меняется.

Диселенид молибдена введен в состав смазки как эффективная антифрикационная присадка, применение которой улучшает условия работы тяжелонагруженных узлов трения, подшипников скольжения и качения при высоких температурах, многократно повышает ресурс работы смазки и оборудования, дает возможность использовать смазку в глубинных и вакуумных насосах, а также в непосредственной близости от горячего металла.

Оптимальное количество диселенида молибдена 4,5-9 мас.ч. Нижний и верхний пределы определяются смазывающими свойствами диселинида молибдена. В данной смазке при содержании диселенида молибдена ниже 4,5 мас.ч. антифрикационные свойства смазки резко уменьшаются, а при содержании выше 9 мас.ч. они остаются практически неизменными.

В качестве вязкостной присадки предлагается жидкий каучук. Эта присадка добавляется в зависимости от используемой основы. Например, если используется в качестве основы смазки Литол-24 - присадка не нужна, а если в качестве основы используется смазка 1-13 - добавляется 3-4% присадки. Жидкий каучук добавляется в смазку для защиты подшипника узла от вымывания водой, таким образом, он является герметиком.

Примеры работы смазок

1. Смазка №1 на основе кремнийорганической жидкости. Использовалась в подшипниковом узле погружного насоса для перекачки нефти. Температура в этом технологическом процессе не высокая 130°С, основной недостаток штатной смазки - в момент страгивания ротора происходит заклинивание насоса. Смазка не справилась со своей задачей. Предлагаемая смазка эту задачу выполнила. Однократная закладка смазки в глубинный насос ЭВНОП 5-30-1200 обеспечила бесперебойную работу и повышение ресурса от 3 до 5 раз по сравнению со штатной смазкой - Литол-24.

2. Смазка №2 на основе кремнийорганической жидкости. Использовалась в подшипниковом узле конденсатных насосов НКС-1,2,3 типа КС-20-110. Предлагаемая смазка проработала 12 месяцев, механизм находится в работоспособном состоянии в сравнении со смазкой Loctite 8102 (производство Германия), срок службы которой составлял 1 месяц, причина отказа - вымывание смазки водой.

3. Смазки №3 и №4 на основе кремнийорганической жидкости. Использовались на цементно-шиферном комбинате в подшипниках барабанных обжиговых печей при нагрузке на ось 400 тонн. Время работы подшипника с однократной закладкой смазки составило 18 месяцев. Работа штатной смазки Литол-24 составляет 0,5-1 месяц.

Для исследования антифрикационных присадок было подготовлено несколько пластичных смазок на основе известных марок: Литол-24 и 1-13. Исследования проводили на машине трения 2070 СМТ-1 по схеме колодка-ролик. Диаметр ролика 50 мм, площадь трения 10 мм, частота вращения 330 об/мин. Для исследования трибологических свойств были взяты примеры смазок, приведенных в таблица №1. Как видно из таблицы №2, смазки, в состав которых входит присадка, обладают лучшими антифрикационными свойствами по сравнению со смазками Свинцоль и Лимол. Кроме того, они обеспечивают работу в узлах трения при более тяжелых нагрузках.

Обработка статистических данных противоизносных свойств консистентных смазок на основе Li-,. Са - мыл, а также результаты испытаний противоизносных свойств предложенной смазки различных составов позволяет утверждать, что ее противоизносные свойства выше, чем у смазок типа Литол-24, 1-13, что увеличивает срок службы трущихся пар и что подтверждается примерами реализации смазок.

Высокотемпературная универсальная смазка для узлов трения, подшипников качения и скольжения, содержащая основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, в которые входят: графит, молибденосодержащие вещества и многофункциональная присадка, отличающаяся тем, что в качестве основы используется кремнийорганическая жидкость, а в качестве наполнителей введены жидкий каучук, граффитоколлоидный препарат и диселенид молибдена при следующем соотношении компонентов, мас.%:

загуститель - комплексные кальциевые мыла 10-15
графито-коллоидный препарат 5-9
диселенид молибдена 4,5-9
жидкий каучук 3-6
многофункциональная присадка 0,5-3
кремнийорганическая жидкость остальное



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к способу снижения токсичности отработанной смазочной композиции, извлеченной из двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием, заправленного бензиновой композицией, который включает введение в смазочную композицию базового масла, полученного способом Фишера-Тропша.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для коробок передач, содержащей: (а) органическое соединение молибдена, выбранное из по меньшей мере одного органического комплекса молибдена, полученного путем реакции: (i) жира типа моно-, ди- или триглицерида или жирной кислоты, (ii) источника амина формулы (I), где X1 и X2 представляют собой О или N, а n и m равны 1, если X1 или X2 представляет собой О, и n и m равны 2, если X1 или X2 представляет собой N, и (iii) источника молибдена, выбранного из триоксида молибдена или молибдатов, в достаточном количестве для обеспечения от 0,1 до 20,0% молибдена в расчете на массу комплекса, (б) одну или более чем одну противоизносную и противозадирную присадку, выбранную из тиа(ди)азолов, (в) одну или более чем одну фосфорсодержащую и/или фосфорно-сернистую противоизносную и противозадирную присадку, выбранную из фосфитов, фосфатов, фосфонатов, тиофосфатов или тиофосфитов, (г) по меньшей мере одно основное масло; причем указанная смазочная композиция имеет массовую долю молибдена, составляющую от 90 до 180 м.д.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей 60 мас. %, или более, лонгифолена, в расчете на суммарное количество композиции.
Настоящее изобретение относится к способу получения композиции металлокомплексной консистентной смазки, включающему стадии: (i) приготовления суспензии, содержащей базовое масло, воду, металлсодержащее основание и комплексующий реагент, где массовое соотношение вода: твердое вещество в суспензии находится в диапазоне от 0,15:1 до 1,5:1; (ii) приложения к суспензии усилия сдвига при частоте усилия сдвига по меньшей мере 1000000 с-1; (iii) добавления суспензии, полученной на стадии (ii), к насыщенной или ненасыщенной жирной кислоте С10-С24 или ее производному для осуществления процесса омыления, причем процесс омыления проводится при температуре по меньшей мере 80°C; (iv) удаления воды из продукта омыления, образовавшегося на стадии (iii); (v) нагревания продукта, полученного на стадии (iv), до температуры в диапазоне от 190°C до 230°C и (vi) охлаждения продукта, полученного на стадии (v), до температуры в диапазоне от 200 до 150°C, с получением композиции металлокомплексной консистентной смазки.

Настоящее изобретение относится к моторному маслу, содержащему в качестве присадки 1,3-ди-(пиперидинометилен)-2-тион-имидазолидин со структурной формулой I, в концентрации от 0,5 мас.

Настоящее изобретение относится к консервационному составу, содержащему, масс.% 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол - 0,8-1,0; сукцинированный низкомолекулярный полимер, аминированный алкенилянтарным ангидридом - 3,0-3,2; герметизирующая жидкость - 4,5-5,5; высокомолекулярный полиизобутилен с молекулярной массой 18-20·104 - 0,3-0,4; продукт конденсации олеиновой кислоты с диаминами и борной кислотой, модифицированный натрием - 5,0-6,0; смесь нефтяных масел, имеющая кинематическую вязкость при 100°C 15,5-21,0 сСт и температуру застывания не выше минус 25°C - до 100.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла для использования в дизельных двигателях, которая содержит в базовом масле не более 0,3% (мас.) сульфатной зольности, от 0,01 до 0,2% (мас.) азота в сукцинимидах, от 0,05 до 0,12% (мас.) цинка в дитиофосфатах цинка, от 0,02 до 0,3% (мас.) азота в антиоксидантах на основе аминов и от 0,01 до 0,08% (мас.) бора, которая, кроме того, имеет суммарное значение параметра [(количество цинка в дитиофосфатах цинка)×(количество азота в сукцинимидах)] и [(количество цинка в дитиофосфатах цинка)×(количество азота в антиоксидантах на основе аминов)], составляющее не менее 0,015, при этом композиция не содержит салицилатных фенолятных или сульфонатных металлосодержащих детергентов.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, включающей базовое масло и одну или несколько добавок, при этом композиция включает моющую присадку, представляющую собой продукт взаимодействия кислотного органического соединения, соединения бора и основного органического соединения общей формулы (I), где а равно 1 или 2 и где R1 и R2 представляют собой независимо выбранные углеводородные группы, при условии, что когда а равно 2, группы R1 и R2 выбраны независимо, и имеет содержание сульфатной золы (согласно ASTM D 874) по меньшей мере 0,1 мас.
Изобретение относится к смазочной композиции для использования в картере двигателя, содержащей базовое масло и по крайней мере одну добавку, в которой базовое масло содержит более 80 вес.

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, включающей глубокоочищенное отработанное индустриальное масло, мыльный загуститель, противоизносную присадку и антифрикционный наполнитель при следующем соотношении компонентов, масс.

Настоящее изобретение относится к способу получения смазок, содержащих лигносульфонат, включающему: а) стадию смешивания: - по меньшей мере одного базового масла, - по меньшей мере одного кальциевого мыла насыщенной или ненасыщенной монокарбоновой кислоты, содержащей от 10 до 32 атомов углерода, возможно замещенной, - по меньшей мере одного комплексообразователя, выбранного из: i) соли щелочного металла, за исключением соли натрия, соли щелочноземельного металла или соли алюминия насыщенной или ненасыщенной монокарбоновой кислоты или гидроксикарбоновой кислоты, содержащей от 2 до 8 атомов углерода, дикарбоновой кислоты, содержащей от 2 до 16 атомов углерода, причем каждая из этих кислот может быть замещенной, ii) соли щелочного и/или щелочноземельного металла борной кислоты и/или фосфорной кислоты, включая продукты их реакций с LiOH и/или Са(ОН)2, и iii) их смесей, и - по меньшей мере лигносульфоната кальция со среднемассовой молекулярной массой более 10000 г/моль, нагревания смеси до температуры выше 120°С для инициации реакции и удаления низкокипящих компонентов с получением основы смазки, и б) стадию охлаждения и добавления базового масла и, при необходимости, присадок при перемешивании.

Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в тяжелонагруженных узлах трения, подшипников качения и скольжения, в шарнирах, опорах, резьбовых соединениях, зубчатых и других передачах и т.д.
Изобретение относится к составам смазочных материалов, в частности к триботехническим добавкам к смазочным маслам, пластическим смазкам и смазочноохлаждающим жидкостям.
Изобретение относится к области защиты смазочно-охлаждающих жидкостей от биоповреждений и позволяет повысить эффективность подавления роста микроорганизмов. .

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазки узлов терния промышленного оборудования, транспорта и бытовой техники. .

Настоящее изобретение относится к экологически чистому смазочному материалу для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта, содержащему в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа минерального масла, синтетического смазочного базового масла и биоразлагаемого смазочного базового масла, при этом смазка в качестве загустителя содержит литий-кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, в качестве присадок, улучшающих триботехнические свойства, - натрия тетраборат и осерненное масло, кроме того, смазка содержит глицерин, при следующих соотношениях компонентов, % масс.: 12-оксистеариновая кислота - 7,3-10,3; кальция гидроокись - 0,3-0,5; лития гидроокись - 0,2-0,7; натрия тетраборат - 2,0-4,3; глицерин - 0,9-2,1; осерненное масло - 6,8-9,0; масло базовое ВМГ3 - 0-9,1; масло синтетическое БЗВ - 0-6,5; масло растительное (например, подсолнечное нерафинированное) - до 100.
Наверх