Баллон из композиционного материала

Изобретение относится к машиностроению, а именно к баллонам из композиционного материала, получаемым методом непрерывной намотки армирующей нити, и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет, в химическом машиностроении, а также в других отраслях промышленности. В баллоне из композиционного материала днища с центральными полюсными отверстиями соединены оболочкой вращения, выполненной из перекрестных прямых нитей, которые образуют поверхность однополостного гиперболоида вращения, поверх ее намотаны кольцевые слои. Оболочка вращения может содержать армированные сферические участки сопряжения днищ и однополостного гиперболоида вращения, идентичные экваториальным участкам днищ. Расширяются технологические возможности. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к баллонам из композиционного материала (КМ), получаемым методом непрерывной намотки армирующей нити (ленты, жгута), и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет (РДТТ), в химическом машиностроении, а также в других отраслях промышленности.

Из технической и патентной литературы широко известны конструкции цельномотанных баллонов из КМ, содержащих два сфероподобных днища с полюсными отверстиями, соединенные между собой цилиндрической оболочкой (см. Росато Д.В., Грове К.С. Намотка стеклонитью. - М.: Машиностроение, 1969. С. 212, рис. 7.25).

В книге (Образцов И.Ф., Васильев В.В., Бунаков В.А. Оптимальное армирование оболочек вращения из композиционных материалов. - М.: Машиностроение, 1977. С. 51, рис. 2.5) показан баллон с центральными полюсными отверстиями, в котором цилиндрическая оболочка выполнена из спиральных и кольцевых слоев армирующего материала, что и днища (прототип).

В баллоне, выполненном путем плоскостной намотки (армирующая нить укладывается в плоскости, соединяющей диаметрально противоположные точки полюсных отверстий), цилиндрическая оболочка, соединяющая днища, также выполнена из спиральных и кольцевых слоев армирующего материала.

Для цилиндрической оболочки минимальной массы, имеющей достаточную прочность при действии внутреннего давления, толщины спиральных hc и кольцевых hk слоев определяются по известным формулам (см., например, Елпатьевский А.Н., Васильев В.В. Прочность цилиндрических оболочек из армирующих материалов. - М.: Машиностроение, 1972. С. 75):

где Р - величина расчетного внутреннего давления;

Ra - величина внутреннего радиуса оболочки;

σв - предел прочности армирующего материала в направлении армирования (вдоль нити);

φа - угол армирования спиральных слоев на экваторе днища.

Таким образом, толщина цилиндрической оболочки складывается из суммы толщины спиральных hc и кольцевых hk слоев:

Наружный диаметр баллона составляет

В условиях ограничения габаритов баллона при обеспечении наибольшего его внутреннего объема (что важно для корпуса РДТТ) толщина цилиндрической части баллона играет немаловажную роль. Поэтому уменьшение толщины оболочки, следовательно, и массы баллона является важной задачей в вопросе его массовой эффективности.

Технической задачей является снижение массы баллона и увеличение его внутреннего объема путем формоизменения его цилиндрической части.

Сущность изобретения заключается в том, что в баллоне из композиционного материала, содержащем образованные непрерывной намоткой слоев армирующей нити из одного материала сфероподобные днища с центральными полюсными отверстиями и оболочку вращения, расположенную между экваторами сфероподобных днищ и сопряженную с ними, оболочка вращения выполнена в виде участка поверхности однополостного гиперболоида вращения, а его сопряжение с экваториальными поверхностями сфероподобных днищ выполнено в виде участков сопряжения, при этом поверх участка поверхности однополостного гиперболоида вращения намотаны кольцевые слои армирующей нити.

Возможно выполнение поверхности участков сопряжения однополостного гиперболоида вращения с экваториальными поверхностями сфероподобных днищ сферическими.

Результат достигается тем, что между экваторами днищ в продольном направлении армирующий материал укладывается не по спиральной траектории, а по прямой линии, семейство таких линий образует однополостную гиперболическую оболочку вращения (см. Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. - М.: Наука, 1964. С. 208, рис. 192). Сопряжение сфероподобных поверхностей днищ и однополостной гиперболической поверхности осуществляется участками сферической поверхности. При непрерывной намотке баллона армирующей нитью сопрягаемые поверхности получаются автоматически на сфероподобных поверхностях оправки.

На фиг. 1 приведена предлагаемая конструкция баллона с разнополюсными днищами 1 и 2, с фланцами 3 и 4. Днища соединены между собой оболочкой, выполненной прямыми армирующими нитями 5, уложенными на однополостную гиперболическую поверхность вращения 6 с углом армирования φa2 (участок В).

Сопряжение гиперболического участка В с сфероподобными поверхностями днищ осуществляется участками А и С сферической поверхности, аналогичными экваториальной поверхности днищ. Для сферических участков А и С, как и для днищ, не требуется кольцевая арматура.

Поверх гиперболической оболочки намотаны кольцевые слои армирующего материала 7 на длине L1 меньшей длины L между экваторами днищ (фиг. 2). Для нее толщина спиральных слоев hc определяется по формуле (1), толщина кольцевых слоев hk определяется по формуле

где Р - величина расчетного внутреннего давления;

R - величина внутреннего радиуса оболочки;

σв - предел прочности армирующего материала в направлении армирования (вдоль нити).

Из формул (2) и (5) следует, что толщина кольцевых слоев гиперболической оболочки больше толщины кольцевых слоев цилиндрической оболочки, но так как длина L1 гиперболической оболочки меньше длины L укладки кольцевой арматуры цилиндрической оболочки, то масса требуемой кольцевой арматуры гиперболической оболочки не превышает массу кольцевой арматуры цилиндрической оболочки.

Масса продольной арматуры предлагаемой конструкции баллона меньше массы спиральной арматуры вследствие меньшей длины армирующей нити, уложенной между экваторами днищ. На фиг. 2 приведена плоскость укладки нитей спиральной (СА) и продольной (ПА) арматуры, а на фиг. 3 показаны траектории их укладки в плоскости (сечение А-А, фиг. 2), из которой видно, что нить продольной арматуры короче нити спиральной арматуры.

При одинаковом наружном диаметре D баллонов известной и предлагаемой конструкции, последний имеет внутренний объем не меньше объема первого вследствие большего радиуса внутренней поверхности днищ на величину, равной толщине кольцевых слоев, это видно из соотношений (3) и (4):

- для баллона известной конструкции

Ra=0,5·D-hc-hk;

- для баллона, приведенного на фиг. 1,

Ra=0,5·D-hc.При изготовлении баллона сначала подготавливают оправку, наружный профиль днищ, участков сопряжения и гиперболического участка которой выполняют согласно расчету, исходя из параметров баллона - величины внутреннего радиуса и угла армирования спиральных слоев на экваторах днищ, а также длины баллона. Затем проводят намотку продольных слоев на оправку, имеющую расчетные профили днищ, гиперболического участка и участков сопряжения. При этом расчетный профиль гиперболического участка выполняется так, что армирующие нити на этом участке являются прямыми линиями. Затем наматывают кольцевые слои на гиперболическом участке.

При намотке же баллона с цилиндрической оболочкой необходимо чередование спиральных и кольцевых слоев для обеспечения их надежного скрепления, иначе при нагружении баллона внутренним давлением произойдет отслоение спиральной арматуры от кольцевой. Процесс такой намотки удлиняется из-за необходимости частой смены программ намотки.

В баллоне предлагаемой конструкции кольцевая арматура расположена в кинематически устойчивой зоне, максимальный диаметр которой не превышает наружный диаметр днищ как в исходном, так и в деформированном состоянии, поэтому в нем нет необходимости чередования продольных и кольцевых слоев, что сокращает процесс намотки баллона.

Данное изобретение позволяет создать новые конструкции баллонов высокой массовой эффективности с небольшой трудоемкостью и сроком изготовления.

1. Баллон из композиционного материала, содержащий образованные непрерывной намоткой слоев армирующей нити из одного материала сфероподобные днища с центральными полюсными отверстиями и оболочку вращения, расположенную между экваторами сфероподобных днищ и сопряженную с ними, отличающийся тем, что оболочка вращения выполнена в виде участка поверхности однополостного гиперболоида вращения, а его сопряжение с экваториальными поверхностями сфероподобных днищ выполнено в виде участков сопряжения, при этом поверх участка поверхности однополостного гиперболоида вращения намотаны кольцевые слои армирующей нити.

2. Баллон по п. 1, отличающийся тем, что поверхности участков сопряжения однополостного гиперболоида вращения с экваториальными поверхностями сфероподобных днищ выполнены сферическими.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к корпусам для высокого давления из композиционных материалов, используемых, в частности, в двигательных установках, а также может быть использовано во всех конструкциях машиностроительных и химических отраслей с корпусами для газовых и жидких сред.

Изобретение относится к комбинированным баллонам высокого давления из композитных материалов и может быть использовано при изготовлении облегченных баллонов, применяемых на транспорте и для перевозки газов.

Баллон предназначен для помещения или хранения газов в сжатом, сжиженном или твердом состоянии. Баллон содержит металлический лейнер, имеющий нижнее и верхнее днища, внешнюю упрочняющую армирующую оболочку из ленточного композиционного материала, пропитанного связующим.

Изобретение относится к конструкциям комбинированных баллонов высокого давления и может быть использовано при изготовлении облегченных баллонов, применяемых на транспорте и для перевозки газов.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к замкнутым оболочкам высокого давления. В оболочке из композиционных материалов для высокого внутреннего давления, содержащей цилиндрическую часть 1 и выпуклые днища, образованной комбинацией слоев кольцевых 4, на цилиндрической части, и соответственно перекрещивающихся спиральных лент 5, ориентированных в окружном и спиральном направлениях, из непрерывных однонаправленных нитей, скрепленных полимерным связующим, с фланцами, установленными по полюсным отверстиям днищ.

Оболочка может быть использована в конструкциях аккумуляторов и всех подобных емкостей. Оболочка выполнена в виде двух секций 1 и 2 с цилиндрическими участками 3 и 4 и торцевыми выпуклыми днищами 5 и 6 с образованием на цилиндрической части каждой кольцевого торца 13, 14, у которых с наружной поверхности цилиндрической части расположены уступами со стороны днищ дополнительные слои из пропитанного связующим тканого материала 15, 16, 17, 18 с образованием конических поверхностей 19, 20, все тканые слои разделены по меньшей мере на две группы 15, 16 и 17, 18, каждая из которых охвачена, как минимум, одним слоем материала силового каркаса 23, 24 и 25, 26, на торце у внутренней поверхности одной секции выполнен выступ 27 с центрирующей поверхностью 29, а на второй - ответное выступу углубление 28 с поверхностью 30, эквидистантной центрирующей поверхности выступа, торцевые поверхности выступа и углубления 31, 32 разнесены между собой с образованием кольцевого паза 33, в котором расположен герметизирующий элемент.

Баллон предназначен для использования в установках гидроабразивной резки. Баллон состоит из лейнера (1) и внешней силовой композиционной оболочки (2).

Изобретение относится к области газовой аппаратуры и может быть использовано в процессе изготовления и эксплуатации металлопластиковых баллонов. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к баллонам из композиционного материала, получаемых методом непрерывной намотки армирующей нити (ленты, жгута), и может быть использовано при создании корпусов твердотопливных двигателей ракет, в химическом машиностроении, а также в других отраслях промышленности. В баллоне из композиционного материала днище с центральным полюсным отверстием имеет вытянутую форму, состоящую из последовательно соединенных, сопряженных между собой, чередующихся сферических и однополостных гиперболических оболочек вращения, размеры которых уменьшаются от экватора днища к полюсному отверстию. Повышается прочность. 3 ил.

Способ предназначен для изготовления металлопластикового баллона высокого давления. Способ включает: изготовление металлического лейнера из верхнего и нижнего днищ полусферической формы с одинаковой толщиной их стенок и герметичное их соединение сварочным швом по периметру их краев, по которому выполнены равномерно расположенные элементы крепления баллона с отверстиями; изготовление трубки высокого давления, снабженной заправочной горловиной, и герметичное ее соединение сваркой с лейнером баллона; термическую обработку металлического лейнера; изготовление внешней упрочняющей армирующей оболочки из ленточного композиционного материала методом мокрой кольцевой намотки с натяжением нитей или лент армирующего материала, пропитанных связующим; операцию сушки и полимеризации упрочняющей армирующей оболочки; операцию автофреттажа. Технический результат - повышение надежности баллона при эксплуатации, снижение массовых и энергетических затрат на его изготовление. 3 ил.

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано на космических аппаратах для хранения и расходования газов под высоким давлением в сжатом, сжиженном или твердом их первоначальном состоянии. Металлопластиковый баллон высокого давления космического аппарата содержит металлический лейнер, выполненный из верхнего и нижнего выпуклых днищ одинаковой толщины, герметично соединенных по периметру их краев. Внешняя упрочняющая армирующая оболочка выполнена по всей наружной поверхности лейнера с элементами крепления баллона к космическому аппарату, выполненными одной и той же лентой в процессе намотки армирующей оболочки. При этом ленты образуют петли, равномерно размещенные снаружи по периметру соединения краев днищ. Соседние петли попарно скреплены при помощи пластин в одной точке. При этом все пластины находятся на равноудаленном от баллона расстоянии и каждая из них выполнена с отверстием под резьбовое соединение с применением болта, гайки и шайб. Каждая шайба выполнена с кольцевой выпуклой сферической поверхностью в месте контакта ее с отверстием пластины и в месте крепления баллона на космическом аппарате, которое выполнено в форме втулки с внутренней поверхностью в виде усеченного конуса. Меньший диаметр указанного конуса больше диаметра болта и имеет ответную сопряженную поверхность под сферическую поверхность шайбы. Основание конуса направлено в сторону соединения с пластиной, отверстие которой выполнено с ответной сопряженной поверхностью под сферическую поверхность второй шайбы. Изобретение направлено на повышение надежности работы устройства. 3 ил.

Способ предназначен для производства облегченных сосудов высокого давления с применением композиционных материалов. Способ включает изготовление металлического лейнера, имеющего верхнее и нижнее выпуклые днища одинаковой толщины, которые герметично соединяются своими краями по периметру; термическую обработку металлического лейнера, нанесение антикоррозионного покрытия на его внешнюю поверхность и изготовление внешней упрочняющей армирующей оболочки из ленточного композиционного материала; при этом намотка каждой ленты выполняется с образованием петли посредством намотки на пластину, закрепленную снаружи технологического разборного съемного кольца. Конструкция резьбовых соединений обеспечивает равномерное натяжение каждой пары петель лент элементов крепления баллона и сразу шесть регулировочно-натяжных степеней свободы одновременно. Техническим результатом является повышение надежности баллона в процессе изготовления и эксплуатации, упрощение технологии изготовления. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх