Способ определения технологических потерь электроэнергии на тягу на тяговых подстанциях постоянного тока железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Способ определения технологических потерь электроэнергии в оборудовании тяговых подстанций заключается в измерении на тяговой подстанции напряжения и тока на уровне напряжения 3,3 кВ. При этом измерения на вводе преобразователей тяговых подстанций и устройствах усиления осуществляют синхронно с измерениями на стороне высокого напряжения преобразовательного трансформатора. Результаты измерений передают на сервер обработки данных через корпоративную сеть передачи данных с тяговых подстанций. Определяют технологические потери электроэнергии на тягу в оборудовании тяговой подстанции как разность между расходом электроэнергии, определяемым по данным автоматизированной системы коммерческого учета, и расходом электроэнергии по данным измерительных систем, установленных на вводах преобразовательных агрегатов и устройств усиления системы тягового электроснабжения. Технический результат заключается в возможности определения технологических потерь электроэнергии на тягу в элементах тяговых подстанций. 1 ил.

 

Изобретение относится к системам электроснабжения, а именно к системе тягового электроснабжения железнодорожного транспорта постоянного тока, в частности к способу определения технологических потерь электроэнергии на тягу в системе тягового электроснабжения на тяговых подстанциях постоянного тока.

Целью изобретения является определение технологических потерь электроэнергии в оборудовании тяговых подстанций постоянного тока для оценки эффективности его работы.

Электропотребление на тягу поездов на полигоне постоянного тока составляет около 40% от общего электропотребления железнодорожного транспорта Российской Федерации. Оценка технологических потерь в системе тягового электроснабжения железнодорожного транспорта производится для двух составляющих - потерь в тяговой сети и потерь на тяговых подстанциях. Определение технологических потерь в тяговой сети позволяет оценить эффективность режима работы тяговой сети в различных условиях эксплуатации, а технологических потерь на тяговой подстанции (ТП) - оценить эффективность работы оборудования подстанции в различных режимах, в том числе в условиях работы нового оборудования, внедряемого на ТП по проектам усиления системы тягового электроснабжения - вольтодобавочных устройств, регулируемых преобразователей, управляемых реакторов и т.д. Режимы работы данных устройств оказывают влияние на уровень технологических потерь на ТП, а в ряде случаев неэффективная работа устройств может привести к необоснованному росту потерь. Кроме того, к аналогичному результату может привести и некорректная работа указанных устройств.

На сегодняшний день расход электроэнергии на тягу на ТП постоянного тока определяется с помощью автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, позволяющей определять расход электроэнергии по присоединениям преобразовательных трансформаторов. Определяемый таким способом расход электроэнергии включает в себя технологические потери в оборудовании ТП и тяговой сети. Реализация измерений параметров тяговой нагрузки по вводам преобразовательных агрегатов позволяет выделить технологические потери электроэнергии в оборудовании ТП постоянного тока из общего расхода и оценить эффективность его работы.

Наиболее близким к предложенному решению является способ, предложенный для реализации в «Информационной системе для учета электроэнергии в тяговых сетях» [1], позволяющий определять с высокой степенью точности расход электроэнергии в тяговой сети по данным ТП и электроподвижного состава (ЭПС). Указанный способ не позволяет определять технологические потери электроэнергии на ТП в системе тягового электроснабжения (СТЭ), а именно той части оборудования, которая не входит в тяговую сеть (преобразовательные трансформаторы, преобразователи, пункты повышения напряжения, управляемые реакторы блоков автоматического регулирования напряжения и т.д.).

К недостаткам описанного выше способа относятся:

1) отсутствие возможности учета данных с автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ);

2) отсутствие возможности определения технологических потерь в элементах ТП, входящих в СТЭ.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в возможности определения технологических потерь электроэнергии на тягу в элементах тяговых подстанций постоянного тока, входящих в СТЭ, за анализируемый период по интервалам времени. Данные измерений с тяговых подстанций передаются на сервер для обработки данных через корпоративную сеть передачи данных связи. Аналогичным способом на сервер поступают данные измерительных систем с вводов преобразовательных агрегатов ТП, а также от устройств усиления системы тягового электроснабжения. Технологические потери определяются как разность между расходом электроэнергии, определяемым по данным автоматизированной системы коммерческого учета, и расходом электроэнергии по данным измерительных систем, установленных на вводах преобразовательных агрегатов ТП постоянного тока, а также устройств усиления системы тягового электроснабжения.

Сравнение заявленного способа определения технологических потерь в элементах ТП, входящих в СТЭ, с описанными выше показывает, что измерение технологических потерь на основе данных измерительных систем ТП и данных АСКУЭ ни в области электроснабжения, ни в других областях техники не использовались.

Отличиями от известных способов определения потерь являются:

1) организация измерений параметров сети постоянного тока на уровне напряжения 3,3 кВ для определения расхода электроэнергии на вводах преобразовательных агрегатов ТП;

2) синхронное измерение технологических потерь в элементах ТП, входящих в СТЭ, на основе измерения расхода электроэнергии на тягу по данным АСКУЭ и измерительных систем на вводах преобразовательных агрегатов.

Определение технологических потерь электроэнергии по данному способу осуществляется в следующем порядке.

Расход активной электроэнергии по данным автоматизированной системы коммерческого учета для ввода преобразовательного трансформатора (ПТ) на стороне переменного тока определяется для j-го интервала ΔTj по выражению:

WПТj=PПТj·ΔTj.

Действующее значение активной мощности преобразовательного агрегата:

Действующие значения напряжения и тока за i-й интервал усреднения ΔТ определяются по выражению:

где Ui, Ii, - цифровые отсчеты напряжения и тока;

i - момент отсчета, i: t∈(tj-1; tj);

j - номер интервала усреднения;

N - количество отсчетов на интервале усреднения.

Мощность тяговой нагрузки преобразовательного агрегата (ПА) в общем виде за j-й интервал усреднения определяется по выражению:

Расход энергии для ввода преобразовательного агрегата на стороне постоянного напряжения 3,3 кВ за j-й интервал усреднения определяется по выражению: WПАj=PПАj·ΔTj.

Обратная мощность и энергия по вводу ПВ и ПА тяговых подстанций в случае эксплуатации на тяговых подстанциях выпрямительных агрегатов учитывается аналогично для отрицательного диапазона.

Технологические потери электроэнергии в оборудовании тяговой подстанции на основе синхронных измерений за определенный интервал времени определяются по выражению:

Для случая питания от ТП устройств усиления системы тягового электроснабжения (УУ СТЭ) (например, пункта повышения напряжения, вольтодобавочного устройства и т.д.) технологические потери электроэнергии определяются по выражению:

.

Рассмотрим пример реализации способа определения технологических потерь на примере тяговой подстанции, к которой подключен пункт повышения напряжения (фиг. 1).

На фиг. 1 показана реализация способа определения технологических потерь электроэнергии на тягу в оборудовании тяговых подстанций на примере использования в качестве устройства усиления системы тягового электроснабжения пункта повышения напряжения, подключенного от линии постоянного тока 6,6 кВ подстанции. На тяговой подстанции со стороны переменного тока высшего напряжения преобразовательного трансформатора 2 установлена измерительная система 1 автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, подключенная к измерительным трансформаторам, позволяющая определять расход электроэнергии на тягу электроподвижным составом. К измерительным шунтам ввода 4 преобразовательного агрегата 3 подключены измерительные системы 5, позволяющие определять параметры тяговой нагрузки на стороне постоянного тока, складывающейся из нагрузки фидеров контактной сети 11. На пункте повышения напряжения 6, подключенном к посту секционирования 8 тяговой сети (контактной сети 9 и рельсовой цепи 10), к измерительным шунтам подключена измерительная система 7, позволяющая определять параметры тяговой нагрузки пункта повышения напряжения. Данные измерений с измерительных системы 1, 5 и 7 по оптоволоконной связи передаются на сервер обработки данных 12. Технологические потери определяются по интервалам измерений.

Библиографический список

1. Пат. на изобретение 2446065 РФ. МПК B60M 3/02. Информационная система для учета электроэнергии в тяговых сетях / В.Т. Черемисин, С.Н. Чижма, Ю.В. Кондратьев, М.М. Никифоров, А.С. Онуфриев (РФ) - №2010143100/11. Заявл. 20.10.2010; опубл. 27.03.2012. Бюл. №9.

Способ определения технологических потерь электроэнергии в оборудовании тяговых подстанций, входящих в систему тягового электроснабжения, заключающийся в измерениях на тяговой подстанции постоянного тока напряжения и тока на уровне напряжения 3,3 кВ, отличающийся тем, что измерения на вводе преобразователей тяговых подстанций и дополнительно к ним устройствах усиления осуществляются синхронно с измерениями на стороне высокого напряжения переменного тока преобразовательного трансформатора, результаты измерений передаются на сервер обработки данных через корпоративную сеть передачи данных с тяговых подстанций, на основе которых определяются технологические потери электроэнергии на тягу в оборудовании тяговой подстанции за анализируемый период времени как разность между расходом электроэнергии, определяемым по данным автоматизированной системы коммерческого учета, и расходом электроэнергии по данным измерительных систем, установленных на вводах преобразовательных агрегатов тяговых подстанций постоянного тока, а также устройств усиления системы тягового электроснабжения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Способ определения технологических потерь в тяговой сети заключается в том, что измеряют на участке железной дороги ток, напряжение, ординаты поезда во времени.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для определения статических характеристик нагрузки по напряжению. Способ определения статических характеристик нагрузки по напряжению заключается в том, что в узле нагрузки производят последовательные изменения напряжения, измеряют напряжение и мощность и переводят измеренные значения напряжения и мощности в относительные единицы.

Изобретение относится к области электроснабжения электроподвижного состава железнодорожного транспорта. В способе измеряют информационно-измерительным комплексом на борту электроподвижного состава приращения расхода и рекуперации электрической энергии.

Изобретение относится к способам определения автокорреляционной функции электрического сигнала. Контролируемый интервал временной переменной автокорреляционной функции, включающий автокорреляционную функцию, разбивают на малые элементы разрешения, присваивают элементам разрешения номера от -К до K, где K - число элементов разрешения на положительном и отрицательном участках оси временной переменной, для каждого элемента разрешения формируют весовую функцию wk(ω)=θe-jωkθ, где k - номер элемента разрешения, ω - круговая частота, j - комплексная единица, задают фиксированный набор частот, удобных для измерения на них спектральной плотности мощности, формируют весовую матрицу W из весовых функций на заданном наборе частот, измеряют значения спектральной плотности мощности на этих частотах и объединяют их в вектор измерений s → , составляют уравнение измерений s → = W r → T + n → , где r → = [ ρ ( − K θ ) … ρ ( − θ ) ρ ( 0 ) ρ ( θ ) … ρ ( K θ ) ] T - вектор корреляций, ρ(kθ) - значение автокорреляционной функции анализируемого сигнала на элементе разрешения с номером k, n → - вектор ошибок измерений спектральной плотности, определяют автокорреляционную функцию из уравнения измерений в форме оценки вектора корреляций.

Изобретение относится к области электроизмерительной техники и может быть использовано при измерении электрической энергии и мощности переменного тока, а также силы тока и углов сдвига фазы между двумя или большим количеством сигналов.

Изобретение относится к области электроизмерительной техники и может быть использовано при измерении электрической энергии. .

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к технике сбора и обработки данных от счетчиков электрической энергии и мощности, и может быть использовано для передачи накопленных и расчетных данных по коммуникационным каналам в центр сбора информации.

Изобретение относится к области систем обработки информации и электротехники и может быть использовано для замены действительной несинусоидальной кривой тока, содержащей высшие гармоники, эквивалентной синусоидой.

Изобретение относится к области измерительной техники и применяется для учета различного вида коммунальных услуг. .

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения активной мощности выделяемой на нагрузке в электрических сетях переменного тока. .

Изобретение относится к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Способ определения технологических потерь в тяговой сети заключается в том, что измеряют на участке железной дороги ток, напряжение, ординаты поезда во времени.

Изобретение относится к линиям электроснабжения для транспортных средств. Способ регулирования заключается в том, что фильтрокомпенсирующую установку (ФКУ) включают или отключают в зависимости от значения измеряемого фактического коэффициента реактивной мощности t g ϕ факт в часы больших суточных нагрузок электрической сети и отключают ФКУ в часы малых нагрузок при генерируемой реактивной мощности: t g ϕ г .факт = 0 .

Система электрифицированных железных дорог переменного тока 25 кВ содержит линии электропередач, тяговые подстанции, включающие трехфазные трехобмоточные тяговые трансформаторы с устройством регулирования напряжения под нагрузкой и датчиками контроля температуры трансформаторного масла, конденсаторные установки продольной и поперечной емкостной компенсации, диспетчерский пункт с поездным и энергодиспетчерами, блоком выбора схем питания тяговых нагрузок, датчики контроля температуры наиболее нагретых точек обмоток тяговых трансформаторов, датчики контроля температур воздуха окружающей среды и атмосферного давления, датчики контроля влажности воздуха окружающей среды, блок сбора статистических данных, блок анализа схем питания тяговых нагрузок соединен через линии связи с поездным и энергодиспетчерами, блок выбора схем связан с блоком анализа схем питания тяговых нагрузок и посредством линий связи с энергодиспетчером, датчики контроля температуры наиболее нагретых точек обмоток тяговых трансформаторов, датчики контроля температуры воздуха окружающей среды, датчики контроля атмосферного давления, датчики контроля влажности воздуха окружающей среды связаны посредством линий связи с блоком сбора статистических данных, который связан с блоком учета температуры наиболее нагретых точек обмоток тяговых трансформаторов, а блок учета температуры наиболее нагретых точек обмоток тяговых трансформаторов - с блоком анализа схем питания тяговых нагрузок.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам промышленного, городского и тягового энергоснабжения, и может быть использовано в трансформаторных подстанциях, в том числе для железнодорожного и городского (трамваи, троллейбусы, эскалаторы) электрифицированного транспорта.

Изобретение относится к устройству энергоснабжения для по меньшей мере одного элемента пути связанного с колеей транспорта, содержащему приемное устройство на стороне участка пути для приема энергии, активно передаваемой посредством электромагнитной индукции передающим устройством связанного с колеей транспортного средства.

Изобретение относится к аппаратуре, обеспечивающей нормальное функционирование контактной сети в условиях пропуска высокоскоростных электроподвижных составов (ЭПС).

Настоящее изобретение относится к обеспечению низковольтной линии питания устройств вдоль линий железной дороги и метро. Причем линия получает энергию от высоковольтной контактной линии постоянного тока, проходящей поверху, вместо специальной электрической линии, установленной для этой цели вдоль путей.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе электроснабжения потребителей, расположенных вдоль трасс. .

Изобретение относится к области электроснабжения железных дорог. .

Изобретение относится к подаче электроэнергии к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Тяговая подстанция содержит тяговые трансформаторы с регулированием напряжения под нагрузкой, распределительные устройства высшего, районного, тягового напряжения, устройство релейной защиты и противоаварийной автоматики (РЗА), устройство управления коммутационными аппаратами и каналы связи. Распределительное устройство тягового напряжения содержит первую и вторую секции системы шин, секционные разъединители, секционный выключатель. Первая и вторая секция системы шин содержит фидера вводов, фидера контактной сети, фидера два провода - рельс, фидера трансформаторов собственных нужд, запасную ячейку, трансформаторы напряжения, обходную систему и блок синхронизации. Секционный выключатель соединен с первой и второй секцией системы шин через секционные выключатели, а также соединен с блоком синхронизации, который соединен каналами связи с устройством управления коммутационными аппаратами. Устройство управления коммутационными аппаратами связано каналами связи с устройством РЗА. Технический результат заключается в обеспечении селективного отключения одной из секций в системе шин тяговой подстанции. 1 ил.
Наверх