Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2584762:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, имеющими непрямые зубья. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец. Со стороны торца зубчатого колеса, к которому направлена осевая сила, действующая на зубчатый венец при зацеплении вращающегося зубчатого колеса с парным колесом работающей под нагрузкой передачи, расположена пара упорных роликов, примыкающих своими поверхностями катания к этому торцу венцового колеса. Ролики установлены с возможностью своего свободного вращения на осях, расположенных радиально и неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса. Ролики разнесены относительно друг друга в плоскости вращения зубчатого колеса, симметрично относительно линии центров парных колес передачи. Угол между осью вращения каждого ролика и линией центров колес передачи не меньше, чем угол зацепления этих колес. Достигается повышение прочности зубчатого колеса за счет уменьшения воздействия осевой силы на зубчатое колесо. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, имеющими непрямые зубья.

Известно зубчатое колесо, содержащее ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с косыми зубьями - см., например, «Иванов M.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с, ил.», стр. 124, рис. 8.23, рис. а.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что в зубчатом венце, при косых зубьях его зубчатого венца, при зацеплении данного колеса с парным колесом передачи, возникают осевые силы, действующие на зубчатый венец и колесо в целом, стремящиеся сместить зубчатое колесо вдоль вала (оси), на котором установлено это колесо; эти силы стремятся перекосить колесо поперек плоскости его вращения.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, состоящего из ступицы, тела в виде диска, венцового колеса и зубчатого венца с косыми зубьями - см. «Общетехнический справочник / Под ред. Е.А. Скороходова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1982. - 415 с, ил. (Серия справочников для рабочих)», стр. 287, рис. 18, б.

Недостатки прототипа те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения прочности зубчатого колеса и снижения издержек на его изготовление.

Для этого зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с непрямыми зубьями; причем со стороны торца зубчатого колеса, к которому направлена осевая сила, действующая на зубчатый венец при зацеплении вращающегося зубчатого колеса с парным колесом работающей под нагрузкой передачи, расположена, как минимум, пара упорных роликов, примыкающих своими поверхностями катания к этому торцу венцового колеса, установленных с возможностью своего свободного вращения на осях, расположенных радиально и неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса; ролики разнесены относительно друг друга в плоскости вращения колеса, симметрично относительно линии центров парных колес передачи; а угол между осью вращения каждого ролика и линией центров колес передачи не меньше, чем угол зацепления этих колес.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатое колесо, сопряженное с парным колесом передачи (вид с торца) - фиг. 1, то же (вид сбоку, в разрезе) - фиг. 2.

На чертеже показаны: зубчатое колесо 1, ступица 2, тело (диск) 3, венцовое колесо 4, зубчатый венец 5, парное зубчатое колесо 6, упорные ролики 7, оси 8, линия центров 9 зубчатых колес передачи, оси вращения 10 роликов (7); угол α зацепления колес передачи; ширина L зоны зацепления парных зубчатых колес; осевая сила Fo.

Зубчатое колесо 1 состоит из ступицы 2, тела в виде диска 3, венцового колеса 4 и зубчатого венца 5 с непрямыми (например - косыми) зубьями. Это колесо находится в зацеплении с парным зубчатым колесом 6 передачи. Со стороны торца зубчатого колеса 1, в сторону которого направлена осевая сила Fo, возникающая при работе парных зубчатых колес (1 и 6) передачи в режиме ее нагружения, действующая на зубья зубчатого венца 5 колеса и стремящаяся сместить зубчатое колесо 1 в сторону действия этой силы (Fo), расположена, как минимум, пара упорных роликов 7. Эти ролики примыкают своими поверхностями катания к торцу венцового колеса 4 и установлены с возможностью своего свободного вращения на осях 8, расположенных радиально относительно колеса (1) и неподвижно относительно этого вращающегося колеса, для чего оси установлены в опорах, укрепленных на корпусе передачи (не показано). Ролики 7 разнесены относительно друг друга в плоскости вращения колеса 1, симметрично относительно линии центров 9 колес (1 и 6) передачи. А угол между осью вращения 10 каждого ролика и линией центров 9 не меньше, чем угол зацепления α этих колес; при этом расстояние между роликами 7 соизмеримо с величиной ширины L зоны зацепления парных зубчатых колес (1 и 6).

При работе зубчатого колеса в режиме нагружения с парным зубчатым колесом 6 в зубчатом венце 5 возникает осевая сила Fo, направленная в сторону одного из торцов колеса (1), которая стремится сместить это колесо вдоль вала, на котором колесо установлено. Наличие упорных роликов 7, установленных с примыканием к этому торцу колеса (к торцу его венцового колеса 4), позволяет нейтрализовать воздействие этой силы на колесо. А установка с этого торца пары роликов, охватывающих зону зацепления (L) парных колес (1 и 6), позволяет исключить рыскание колеса 1 относительно линии центров 9 (количество роликов 7 может быть больше, чем пара).

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса с непрямыми зубьями (например - с зубьями косыми) позволяет нейтрализовать воздействие на колесо осевой силы, возникающей при работе колеса в режиме нагружения в передаче; тем самым - повысить его жесткость по отношению к валу, на котором это колесо установлено. Кроме того, в этом случае можно уменьшить размеры ступицы (ее толщину и длину), а также - уменьшить толщину тела (диска) колеса. Это позволяет повысить прочность колеса и снизить издержки на его изготовление.

Зубчатое колесо, преимущественно цилиндрическое с непрямыми зубьями, содержащее ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец, отличающееся тем, что со стороны торца зубчатого колеса, к которому направлена осевая сила, действующая на зубчатый венец при зацеплении вращающегося зубчатого колеса с парным колесом работающей под нагрузкой зубчатой передачи, расположена, как минимум, пара упорных роликов, примыкающих своими поверхностями катания к этому торцу венцового колеса, установленных с возможностью своего свободного вращения на осях, расположенных радиально и неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, причем ролики разнесены относительно друг друга в плоскости вращения зубчатого колеса, симметрично относительно линии центров парных колес зубчатой передачи, а угол между осью вращения каждого ролика и линией центров колес зубчатой передачи не меньше, чем угол зацепления этих колес.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам и способам снижения вибрации, шума и колебаний зубчатых передач различного оборудования, машин, агрегатов, механизмов, насосов, турбокомпрессоров, редукторов, мультипликаторов, многоступенчатых коробок передач, колес рельсового транспорта.

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла. .

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния.

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения. .

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Планетарная коробка передач с наружным расположением тормозной муфты обеспечивает переключение передач без изменения зацепления всех шестерней.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к соединительному устройству между вращающимися валами. Соединительное устройство расположено между ведущим валом (2) и ведомым валом (4) и содержит ведущее зубчатое колесо (6), расположенное на ведущем валу (2), и ведомое зубчатое колесо (7), расположенное на ведомом валу (4).

Изобретение относится к области машиностроения, а именно, к планетарным передачам. Передача содержит входное зубчатое колесо, четыре сателлита, первый трехшарнирный рычаг, второй трехшарнирный рычаг, третий трехшарнирный рычаг, выходное звено и неподвижное зубчатое колесо.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в энергетике, автомобилестроении, металлургии и других видах промышленных производств. Однорядный планетарный редуктор включает солнечную шестерню, водило, сателлиты и коронную шестерню, оси сателлитов установлены в подушках с возможностью их перемещения в пределах 3-4 мм в окнах дисков водила, выполненных по дугам окружности.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах с ограниченным радиальным размером. Многорядная планетарная передача содержит солнечную шестерню, водило с сателлитами, установленными в нем рядами, оси, вкладыши, центральное колесо, корпус и механизм ограничения момента, выполненный в виде двух фрикционных полуколец, пружины и гайки.

Изобретение относится к приводной технике, в частности к планетарно-цевочным редукторам. Многоприводный планетарно-цевочный редуктор содержит не менее двух эксцентриковых валов, каждый из которых приводится во вращение отдельным электродвигателем, установленным на корпусе редуктора.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам машин. Планетарно-цевочный редуктор состоит из быстроходной ступени, в которой центральное колесо с полушевронами 2 и 3, имеющими внешние эвольвентные зубья, зацепляется с сателлитами 5 с полушевронами 4 и 5, консольно закрепленными на эксцентриковых валах 6, вращающихся в подшипниках 12, размещенных в водиле 8 цевочной передачи, сателлитов 9 с циклоидным профилем зубьев, установленных посредством подшипников 10 на эксцентриках соответствующего вала, и взаимодействующих с цевками 11, зафиксированными на внутренней поверхности корпуса 1.

Изобретение относится к машиностроению и электротехнике и может быть использовано в качестве редукторов и мультипликаторов. Технический результат - повышение удельных характеристик.

Изобретение относится к электротехнике и машиностроению и может быть использовано в качестве редукторов и мультипликаторов. Техническим результат - повышение удельных характеристик.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к бесступенчатым вариаторам. Вариатор состоит из ведущего и ведомого звеньев.

Изобретение относится к планетарной коробке передач. Планетарная коробка передач с внутренним расположением тормозной муфты содержит одинаковое количество тормозных и планетарных шестерней. Планетарные шестерни закреплены на валу, имеющем возможность поворота относительно двух параллельных осей. Тормозные шестерни имеют возможность вращения относительно собственной оси и возможность торможения с помощью тормозной муфты. Солнечная шестерня закреплена на входном валу, а выходной вал соединен с водилом. Тормозные шестерни выполнены кольцевыми с зубьями на внутренней поверхности и опираются с помощью подшипников на корпус коробки передач. Тормозная муфта взаимодействует с внутренней поверхностью цилиндрических частей тормозных шестерней. Обеспечивается возможность использования корпуса коробки передач для опоры тормозных шестерней. 5 ил.
Наверх