Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2588697:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело (2) в виде диска, венцовое колесо (3) и зубчатый венец (4) с зубьями (5). Между торцом венца (4) и торцом тела (2) расположен технологический зазор (а) на всю высоту зубьев венца. В зазоре (а) установлена технологическая вставка (6), с высотой, равной высоте технологического зазора (а) с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру Д1 венцового колеса (3), и с внутренним диаметром, равным диаметру Д2 окружности вершин зубчатого венца (4). Внутренний профиль кольцевой вставки (6) идентичен профилю зубчатого венца (4) колеса. Между ступицей (1) и окружностью Д3, описываемой в плане на теле (2) колеса точками вершин зубьев парной шестерни (7) диаметром Дш, с минимальным зазором Δ относительно этой окружности, на теле (2) колеса, перпендикулярно ему и соосно оси вращения колеса, укреплено тонкое кольцо (8) шириной (в1). Верхняя часть (9) кольца (8) (шириной в2) отогнута под тупым углом в сторону ступицы 1 колеса. Достигается повышение эксплуатационных характеристик устройства. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления.

Известно зубчатое колесо внутреннего зацепления, содержащее ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец, расположенный на венцовом колесе, а зубья венца своими вершинами обращены в сторону ступицы - см., например, «Производство зубчатых колес: Справочник / С.Н. Калашников, А.С. Калашников, Г.И. Коган и др.; Под общ. ред. Б.А. Тайца. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Машиностроение, 1990. - 464 с.: ил.», стр. 144, рис. 7.1.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что между внутренней торцевой поверхностью зубчатого венца и внутренней торцевой поверхностью тела колеса располагается зазор, необходимый по технологическим соображениям - для выхода инструмента (долбяка), используемого для нарезания резьбы зубьев зубчатого венца; при работе колеса со смазыванием, в частности - пластичным смазочным материалом, этот материал набивается в этот зазор, этот набившийся материал в процессе трения колеса не участвует, а только способствует налипанию на него различных загрязнений. Кроме того, пластичный смазочный материал, используемый для смазывания колеса, в процессе работы этого колеса неизбежно попадает на внутреннюю поверхность тела колеса, размазываясь на ней, на этот смазочный материал налипает пыль и т.п. из окружающего воздуха, загрязняя эту поверхность.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса внутреннего зацепления, содержащая ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец, расположенный на венцовом колесе, а зубья венца своими вершинами обращены в сторону ступицы - см. «Дунаев П.Ф., Лелихов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 416 с., ил.», стр. 46, рис. 5.7.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения эксплуатационных характеристик зубчатых колес внутреннего зацепления.

Для этого зубчатое внутреннего зацепления колесо содержит ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями, ориентированными радиально в сторону ступицы, и технологические зазоры между торцом зубчатого венца и телом колеса; причем в технологическом зазоре установлена кольцевая вставка с высотой, равной высоте технологического зазора, с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса, и с внутренним диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца колеса; внутренний профиль кольцевой вставки идентичен профилю зубчатого венца колеса; между ступицей и окружностью, описываемой в плане на теле колеса точками вершин зубьев парной шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле колеса, перпендикулярно телу и соосно оси вращения колеса, укреплено тонкое кольцо, своей шириной перекрывающее часть высоты шестерни; а верхняя часть кольца отогнута под тупым углом в сторону ступицы колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено зубчатое колесо внутреннего зацепления - вид сбоку, в сечении по радиальной плоскости симметрии.

На чертеже показаны: ступица 1, тело 2 в виде диска, венцовое колесо 3, зубчатый венец 4 с зубьями 5, технологический зазор а, кольцевая вставка 6, парная шестерня 7, кольцо 8, верхняя часть 9 кольца (8); внутренний диаметр Д1 венцового колеса (3); диаметр Д2 окружности вершин зубчатого венца (4); окружность Д3, описываемая в плане на теле (2) колеса парной шестерней (7); диаметр Дш парной шестерни (7); общая ширина в кольца (8); ширина в1 нижней части кольца (8); ширина в2 верхней части 9 кольца (8); зазор Δ между кольцом 8 и габаритом шестерни 7.

Зубчатое колесо содержит ступицу 1, тело 2 в виде диска, венцовое колесо 3 и зубчатый венец 4 с зубьями 5, ориентированными радиально в сторону ступицы, и технологический зазор а между торцом зубчатого венца (4) и тела (2) колеса; в технологическом зазоре а установлена кольцевая вставка 6 с высотой, равной высоте технологического зазора, с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру Д1 венцового колеса, и с внутренним диаметром, равным диаметру Д2 окружности вершин зубчатого венца (4); внутренний профиль кольцевой вставки (6) идентичен профилю зубчатого венца (4) колеса; между ступицей 1 и окружностью Д2, описываемой в плане на тело 2 колеса точками вершин зубьев вращающейся парной шестерни 7 диаметром Дш, с минимальным зазором Δ относительно этой окружности, на теле 2 колеса, перпендикулярно ему и соосно оси вращения колеса, укреплено тонкое кольцо 8 шириной в, своей шириной в1 перекрывающее часть высоты шестерни 7, а верхняя часть 9 кольца 8 (шириной в2) отогнута под тупым углом в сторону ступицы 1 колеса.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса - за счет наличия кольца 8 (с отогнутой верхней частью 9) позволяет локализовать рабочую зону сопрягающих при работе зубьев венца 5 колеса и шестерни 7. При работе этих элементов передачи со смазыванием (жидкими или пластичными смазочными материалами), кольцо 8 не позволяет используемому смазочному материалу попадать на поверхности колеса, не нуждающиеся в смазывании. Наличие кольцевой вставки 6 не позволяет используемому пластичному смазочному материалу накапливаться вне зоны трения и создавать зоны загрязнения. При использовании жидкого смазочного материала (например, при смазывании зубьев колеса и шестерни методом полива) кольцо 8 совместно с поверхностями тела 2 колеса, поверхностями зубчатого венца 5 и венцового колеса 3 образует масляную ванну, которая используется для сбора и использования для смазывания жидкого смазочного материала.

Зубчатое колесо, преимущественно внутреннего зацепления, содержащее ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями, ориентированными радиально в сторону ступицы, и технологическим зазором между торцом зубчатого венца и торцом тела, отличающееся тем, что в технологическом зазоре установлена кольцевая вставка, с высотой, равной высоте технологического зазора, с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса, и с внутренним диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, внутренний профиль кольцевой вставки идентичен профилю зубчатого венца колеса, между ступицей и окружностью, описываемой в плане на теле колеса точками вершин зубьев вращающейся парной шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле колеса, перпендикулярно телу и соосно оси вращения колеса, укреплено тонкое кольцо, своей шириной перекрывающее часть высоты шестерни, а верхняя часть кольца отогнута под тупым углом в сторону ступицы колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело и зубчатый венец, выполненный в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, наружный профиль которого соответствует расчетному профилю зубчатого венца зубчатого колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в малонагруженных крупномодульных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела зубчатого колеса, примыкающего к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на обоих торцах ступицы и имеющих наружный радиус, равный радиусу окружности вершин зубчатого колеса, и зубчатый венец, выполненный из отдельных не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в маслонагруженных крупномодульных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела зубчатого колеса, примыкающего к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело и зубчатый венец, выполненный в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, наружный профиль которого соответствует расчетному профилю зубчатого венца зубчатого колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец, составленный из отдельных не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками и усеченных по своим основаниям с сохранением обоих рабочих участков своих боковых поверхностей.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец, составленный из отдельных зубьев, укрепленных своими торцами между внутренними торцами дисков.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде профильного кольца, соединенного со ступицей спицами, и зубчатого венца, выполненного в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска и зубчатого венца, выполненного в виде профильного кольца из полосы, наружный профиль и наружный диаметр которого соответствуют профилю и диаметру окружности вершин, расчетным для зубчатого венца данного колеса.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на обоих торцах ступицы и имеющих наружный радиус, равный радиусу окружности вершин колеса, и зубчатый венец, выполненный из отдельных, не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело со ступицей (1), выполненное в виде пары дисков (2) и (3), укрепленных на торцах ступицы и торцах зубчатого венца. Венец выполнен в виде отдельных зубьев (4), не связанных между собой. Зубья усечены по своим основаниям (5) с сохранением рабочих участков (6) своих боковых поверхностей. Между основаниями зубьев и осью колеса, соосно ему, с зазором относительно оснований, равным величине осевого зазора колеса, расположено кольцо (7) шириной, равной ширине зубьев. Кольцо укреплено своими торцами между внутренними торцами дисков. Между основаниями зубьев и кольцом расположены вставки, имеющие в плане размеры, равные размеру проекции оснований на кольце, и перекрывающие зазоры между основаниями зубьев и кольцом по всей этой проекции. Достигается повышение эксплуатационных характеристик. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска и зубчатого венца, выполненного в виде профильного кольца из полосы. Наружный профиль и наружный диаметр профильного кольца соответствуют профилю и диаметру окружности вершин, расчетным для зубчатого венца данного колеса. Профильное кольцо одним своим торцом укреплено на торце диска, а на другом торце укреплено плоское кольцо с внутренним и наружным диаметрами, равными соответствующим диаметрам профильного кольца. Ширина профильного кольца больше, чем сумма расчетной ширины зубчатого венца для данного колеса и пары технологических зазоров между внутренними торцами диска и плоского кольца с торцами зубчатого венца парного колеса передачи. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело в виде пары дисков (2) и (3) и зубчатый венец, выполненный из отдельных, не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками. Диски (2) и (3) укреплены на обоих торцах ступицы и имеют наружный радиус, равный радиусу R1 окружности вершин колеса. Каждый зуб выполнен из полосы шириной, равной ширине зубчатого венца. Эта полоса изогнута по форме зуба с образованием своей внешней поверхностью поверхности зуба, идентичной расчетной для зуба данного колеса - вершины (4) зуба и рабочих участков (5) и (6) боковых поверхностей, расположенных между окружностью вершин радиусом R1 и основной окружностью радиусом R2. Отстающие по направлению вращения ω колеса боковые поверхности всех зубьев - ниже основной окружности колеса - ориентированы по радиусам (8) колеса и соединены по всей своей ширине с кольцом (9). Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело в виде пары дисков (2) и (3), укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец. Венец выполнен в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, укрепленного своими торцами между внутренними торцами дисков (2) и (3). Наружный профиль кольца по высоте h зубьев от окружности (радиусом R1) вершин (4) зубьев до основной окружности (радиусом R2) зубчатого венца - с рабочими участками боковых поверхностей 5 зубьев длиной l - идентичен расчетному профилю зубьев колеса. Участки боковых поверхностей зубьев, от основной окружности до окружности впадин (радиусом R3), выполнены в виде отрезков прямых, ориентированных по радиусам (6) колеса, а участки впадин (8) зубьев выполнены в виде отрезков прямых, соединяющих боковые поверхности (5) отдельных зубьев. Достигается упрощение конструкции. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска и зубчатого венца, выполненного в виде профильного кольца из полосы. Наружный профиль и наружный диаметр венца соответствуют профилю и диаметру окружности вершин, расчетным для зубчатого венца данного колеса. Профильное кольцо одним своим торцом укреплено на торце диска, а на втором торце профильного кольца укреплено плоское кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру профильного кольца, и с наружным диаметром, не меньшим, чем диаметр окружности вершин зубчатого венца. Наружный диаметр диска и плоского кольца больше, чем наружный диаметр профильного кольца. Толщина диска с наружного его торца, по всей его окружности, на участках с радиусом, превышающим радиус вершин зубчатого венца, уменьшена до величины, не превышающей величину толщины плоского кольца. Достигается повышение качества смазывания рабочих поверхностей зубьев. 2 ил.
Наверх