Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2595212:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела. В боковых поверхностях зубьев, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки. Канавки имеют ширину не меньшую, чем необходимый зазор между торцевыми накладками и торцами зубьев парного колеса передачи. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела - см., патент на изобретение РФ №2488725, кл. F16H 55/12, опубл. 27.07.2013 г., бюл. №21.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при работе зубчатого колеса со смазыванием пластичным материалом, этот смазочный материал вытесняется с боковых (рабочих) поверхностей зубьев колеса сопряженными зубьями парного колеса, что ухудшает процесс смазывания этих поверхностей и интенсифицирует процесс их изнашивания.

В качестве прототипа взято зубчатое колесо по А.С. СССР №1523756, кл. F16H 55/12, опубл. 23.11.1989 г., бюл. №43. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела; причем во внутренних поверхностях накладок, прилегающих к доковых поверхностям зубьев, выполнены пазы, примыкающие к этим поверхностям по всей длине этих поверхностей; пазы выполняют функцию смазочных карманов для пластичных смазочных материалов, используемых для смазывания боковых (рабочих) поверхностей зубьев колеса.

Недостаток прототипа состоит в том, что ширина боковых поверхностей зубьев увеличена на размер двух боковых зазоров между внутренними поверхностями торцевых накладок и торцами зубьев парного зубчатого колеса (такое увеличение необходимо для предотвращения заклинивания зубьев парного колеса между торцевыми накладками); а пазы, выполняющие функцию смазочных карманов, откуда происходит подпитывание зоны трения зубьев (их боковых поверхностей) пластичным смазочным материалом, оказываются удаленными от зоны трения зубьев на величину этих технологических зазоров, что затрудняет процесс подпитывания зоны трения пластичным смазочным материалом из этих пазов.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания трущихся поверхностей зубчатого колеса.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела колеса; причем в боковых поверхностях зубьев, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки, имеющие ширину, не меньшую, чем величина необходимого зазора между торцевыми накладками и торцами зубьев парного колеса передачи.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса (вид сбоку в сечении) - фиг. 1; то же (вид с торца в сечении) - фиг. 2.

На чертежах показаны: тело 1 колеса; зубчатый венец с зубьями 2, торцевые накладки 3 и 4, боковые (рабочие) поверхности 5 зубьев, канавки 6, ширина В зубчатого венца, ширина Вр рабочих участков боковых поверхностей зубьев, ширина в канавок, глубина с канавок.

Зубчатое колесо состоит из тела 1 зубчатого венца с зубьями 2 м пары кольцевых накладок 4 и 5 укрепленных на торцах зубьев зубчатого венца и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Вдоль боковых поверхностей 5 зубьев в зубьях 2, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки 6 глубиной с и шириной в. Расстояние между канавками равно ширине рабочих участков боковых поверхностей 5 зубьев 2 - Вр.

При работе зубчатого колеса со смазыванием их пластичным смазочным материалом, этот смазочный материал при сопряжении зубьев 2 колеса с зубьями парного зубчатого колеса (боковых поверхностей зубьев обоих колес) вытесняется с этих боковых поверхностей - в зону канавок 6, выполняющих при этом функцию смазочных карманов, откуда идет подпитывание трущихся боковых поверхностей зубьев. Это подпитывание облегчается тем, что канавки (смазочные карманы) примыкают к трущимся рабочим участкам боковых поверхностей 5 (шириной Вр) зубьев 2. Одновременно обеспечивается наличие технологических зазоров между торцевыми накладками колеса и торцами зубьев парного зубчатого колеса. Наличие канавок в теле зубьев не ослабляет прочность зубьев, т.к. зубья усилены торцевыми накладками, соединяющими зубья между собой.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет повысить качество смазывания трущихся поверхностей зубьев колеса - за счет уменьшения расстояния между смазочными карманами (канавками в боковых поверхностях зубьев) и рабочими (трущимися) участками этих боковых поверхностей. Одновременно обеспечивается наличие необходимого зазора между торцевыми накладками колеса и торцевыми поверхностями зубьев парного колеса.

Зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела, отличающееся тем, что в боковых поверхностях зубьев, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки, имеющие ширину, не меньшую, чем величина необходимого зазора между торцевыми накладками и торцами зубьев парного колеса передачи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах тела посредством кольцевых прокладок, расположенных между внутренними торцами накладок и торцами тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно пластичным смазочным материалом, содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару первых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к способу смазывания зубчатой передачи, преимущественно реверсивной с вертикально расположенными зубчатыми колесами. Способ включает нанесение смазочного материала под давлением на боковые поверхности зубьев зубчатых колес посредством питателей, укрепленных неподвижно относительно вращающихся зубчатых колес.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием, смазываемых методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо, и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, укрепленного на основании неподвижно в пространстве, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок с наружными диаметрами, равными диаметру окружности вершин зубьев, и с внутренним диаметром, меньшим диаметра окружности оснований зубьев.

Изобретение относится к зубчатым передачам с цилиндрическими колесами, имеющими широкие зубчатые венцы с непрямыми зубьями. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело зубчатого колеса в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра с ударным режимом нагружения зубьев разновеликой амплитуды по окружностям колес.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска и зубчатого венца, выполненного в виде профильного кольца из полосы.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело в виде пары дисков (2) и (3), укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело в виде пары дисков (2) и (3) и зубчатый венец, выполненный из отдельных, не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело со ступицей (1), выполненное в виде пары дисков (2) и (3), укрепленных на торцах ступицы и торцах зубчатого венца.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело (2) в виде диска, венцовое колесо (3) и зубчатый венец (4) с зубьями (5).

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. В ванне, параллельно торцам нижерасположенного зубчатого колеса, с зазорами относительно этих торцов, расположена пара прямоугольных пластин, укрепленных на дне ванны. Внутри корпуса передачи, в каждом его углу, установлена вертикальная накладка, расположенная по высоте от дна масляной ванны, с превышением верхнего уровня смазочного материала ванны. В плоскости вращения передачи, симметрично относительно нижерасположенного колеса, на противоположных стенках корпуса между угловыми накладками расположены вставки, равновеликие по высоте накладкам. В плане вставки имеют V-образную форму, углом ориентированные в сторону нижерасположенного колеса. Накладки вписаны в углы, с плавным сопряжением со стенками корпуса и вставками, а верхние части накладок и вставок скошены вовнутрь корпуса. Достигается повышение качества смазывания. 3 ил.
Наверх