Зубчатое колесо

Изобретение относится к зубчатым передачам с цилиндрическими колесами, имеющими широкие зубчатые венцы с непрямыми зубьями. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело зубчатого колеса в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец. На зубчатом колесе с обоих торцов укреплена пара опорных колец с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Кольца имеют в сечении вид прямоугольных треугольников. Каждое опорное кольцо укреплено на внутренней поверхности венцового колеса и торце тела зубчатого колеса. К третьей поверхности каждого опорного кольца в районе области зацепления зубчатого колеса с парным колесом зубчатой передачи примыкают своими поверхностями катания опорные ролики, установленные с возможностью своего свободного вращения на осях, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса. Проекции осей на торцы тела зубчатого колеса расположены радиально относительно зубчатого колеса. Опорные ролики расположены симметрично относительно линии центров парных зубчатых колес. Расстояние между крайними опорными роликами больше, чем величина ширины зоны зацепления парных зубчатых колес. Достигается повышение прочности зубчатого колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими колесами, имеющими широкие зубчатые венцы с непрямыми зубьями.

Известно цилиндрическое зубчатое колесо с непрямыми зубьями, в частности - косыми, имеющее зубчатый венец, ширина которого больше, чем толщина тела колеса - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с, ил.», стр. 45, рис. 4.3, а.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что с увеличением ширины его зубчатого венца увеличивается действие сил, стремящихся при работе колеса в зацеплении перекосить колесо поперек плоскости его вращения. Для устранения этого действия необходимо увеличивать прочность, в частности венцового колеса, на котором расположен зубчатый венец; это увеличение сопровождается увеличением толщины этого венцового колеса, что требует дополнительных затрат на изготовление колеса. В случае, если зубья колеса - непрямые, то на зубья колеса, при его работе в режиме погружения, действуют осевые силы, стремящиеся перекосить тело колеса поперек плоскости вращения колеса. Для компенсации этого действия требуется увеличивать прочность тела колеса, в частности - увеличивать его толщину, что увеличивает издержки на изготовление колеса.

В качестве прототипа взята конструкция цилиндрического зубчатого колеса с непрямыми, в частности - косыми, зубьями, состоящее из ступицы, тела в виде диска, венцового колеса и зубчатого венца, ширина которого больше, чем толщина тела колеса - см. «Березовский Ю.Н. и др. Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов / Ю.Н. Березовский, Д.В. Чернилевский, М.С. Петров; Под ред. Н.А. Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с, ил.», стр. 62, рис. 4.4, а.

Недостатки прототипа те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения прочности зубчатого колеса и снижения издержек на его изготовление.

Для этого зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец; причем с обоих торцов зубчатого колеса укреплена пара опорных колец с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса; кольца имеют в сечении вид прямоугольных треугольников; двумя своими поверхностями, расположенными под прямым углом, каждое кольцо укреплено на внутренней поверхности венцового колеса и торце тела колеса; к третьей поверхности каждого опорного кольца, в районе области зацепления зубчатого колеса с парным колесом передачи, примыкают своими поверхностями катания опорные ролики, установленные с возможностью своего свободного вращения на осях, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, и проекции которых на торцы тела расположены радиально относительно колеса; ролики расположены симметрично относительно линии центров парных зубчатых колес; а расстояние между крайними роликами больше, чем величина зоны зацепления парных колес.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатое колесо, сопряженное с парным колесом передачи (вид с торца), - фиг. 1, то же (вид сбоку в разрезе) - фиг. 2.

На чертежах показаны: зубчатое колесо 1, ступица 2, тело в виде диска 3, венцовое колесо 4, зубчатый венец 5, парное зубчатое колесо 6, опорные кольца 7, опорные ролики 8, оси 9 роликов (8), опоры 10 осей (9) роликов (8), радиусы 11 колеса (1); линия центров 12 парных колес (1 и 6), ширина В зубчатого венца (5), толщина S венцового колеса (4), толщина С тела (3), ширина L зоны зацепления парных колес (1 и 6), осевая сила Fo.

Зубчатое колесо 1 состоит из ступицы 2, тела (в виде диска) 3 толщиной С, венцового колеса 4 толщиной S и зубчатого венца 5. Это колесо находится в парном зацеплении с зубчатым колесом 6 передачи. С обоих торцов колеса 1 укреплена пара опорных колец 7, имеющих наружные диаметры, равные внутреннему диаметру венцового колеса 4. Кольца 7 имеют в сечении вид прямоугольных треугольников; двумя своими поверхностями, расположенными под прямым углом, каждое кольцо 7 укреплено на внутренней поверхности венцового колеса 4 и торце тела 3 колеса. К третьей поверхности каждого опорного кольца 7, в районе области зацепления колеса 1 с колесом 6 зубчатой передачи, примыкают своими поверхностями катания опорные ролики 8, установленные с возможностью своего свободного вращения на осях 9, укрепленных неподвижно относительно вращающегося колеса 1 в опорах 10 на корпусе передачи (не показано). Проекции осей 9 на торцы тела 3 расположены по радиусам 11 колеса 1. Ролики расположены симметрично относительно линии центров 12 парных зубчатых колес 1 и 6. А расстояние между крайними роликами 8 больше, чем ширина L зоны зацепления колес 1 и 6.

При работе колеса 1 в паре с сопряженным колесом 6 зубчатой передачи в режиме их совместного нагружения одни нагрузки, действующие в плоскости вращения колеса 1, стремятся изогнуть зубчатый венец 5 и венцовое колесо 4 в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения колеса; другие нагрузки (осевая сила Fo) стремятся сместить колесо 1 вдоль вала, на котором установлено колесо 1, и изогнуть тело 3 колеса в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения колеса. Наличие опорных роликов 8 и опорных колец 7 позволяет нейтрализовать воздействие этих сил.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет нейтрализовать действие изгибающих нагрузок, действующих на венцовое колесо и тело колеса, и тем самым позволяет снизить их толщину, что снижает издержки на изготовление колеса. Установка дополнительных элементов, осуществляющих эту нейтрализацию, существенно не увеличивает расходы на изготовление колеса, т.к. ширина зоны зацепления парных колес весьма невелика относительно размеров колеса; это тем больше, чем больше габариты колеса - его диаметр и размеры зубчатого венца (и венцового колеса).

Зубчатое колесо, преимущественно цилиндрическое с непрямыми зубьями, содержащее ступицу, тело зубчатого колеса в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец, отличающееся тем, что на зубчатом колесе с обоих торцов укреплена пара опорных колец с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса, кольца имеют в сечении вид прямоугольных треугольников, двумя своими поверхностями, расположенными под прямым углом, каждое опорное кольцо укреплено на внутренней поверхности венцового колеса и торце тела зубчатого колеса, к третьей поверхности каждого опорного кольца в районе области зацепления зубчатого колеса с парным колесом зубчатой передачи примыкают своими поверхностями катания опорные ролики, установленные с возможностью своего свободного вращения на осях, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, и проекции которых на торцы тела зубчатого колеса расположены радиально относительно зубчатого колеса, опорные ролики расположены симметрично относительно линии центров парных зубчатых колес, а расстояние между крайними опорными роликами больше, чем величина ширины зоны зацепления парных зубчатых колес.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра с ударным режимом нагружения зубьев разновеликой амплитуды по окружностям колес.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска и зубчатого венца, выполненного в виде профильного кольца из полосы.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело в виде пары дисков (2) и (3), укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело в виде пары дисков (2) и (3) и зубчатый венец, выполненный из отдельных, не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело со ступицей (1), выполненное в виде пары дисков (2) и (3), укрепленных на торцах ступицы и торцах зубчатого венца.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело (2) в виде диска, венцовое колесо (3) и зубчатый венец (4) с зубьями (5).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело и зубчатый венец, выполненный в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, наружный профиль которого соответствует расчетному профилю зубчатого венца зубчатого колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в малонагруженных крупномодульных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела зубчатого колеса, примыкающего к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на обоих торцах ступицы и имеющих наружный радиус, равный радиусу окружности вершин зубчатого колеса, и зубчатый венец, выполненный из отдельных не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок с наружными диаметрами, равными диаметру окружности вершин зубьев, и с внутренним диаметром, меньшим диаметра окружности оснований зубьев. Наладки выполнены разновеликой толщины в радиальной плоскости колеса, и имеют максимальную толщину в области головок зубьев и минимальную в области ножек зубьев. Изменение толщины выполнено одноступенчато. Накладки укреплены на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Каждая накладка выполнена составной, состоящей из двух отдельных концентрических кольцевых накладок. Кольцевые накладки отличны друг от друга по величине вышеуказанных толщин и прилегают друг к другу по границе изменения их взаимной толщины. Накладка меньшей толщины по своему внешнему периметру укреплена также на внутреннем периметре второй накладки, для чего она снабжена кольцевым выступом, расположенным перпендикулярно ее наружному торцу. Обеспечивается экономия материала при изготовлении зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо состоит из тела, зубчатого венца с зубьями и пары кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. На каждом участке перекрытия накладками впадин зубчатого венца как минимум в одной из пары накладок выполнено сквозное отверстие, расположенное с примыканием к окружности впадин зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела. В боковых поверхностях зубьев, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки. Канавки имеют ширину не меньшую, чем необходимый зазор между торцевыми накладками и торцами зубьев парного колеса передачи. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в маслонагруженных крупномодульных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела зубчатого колеса, примыкающего к зубчатому венцу. Зубчатый венец состоит из отдельных, не закрепленных на теле зубчатого колеса зубьев. Каждый зуб состоит из пары пластин, изогнутых по профилю боковых рабочих поверхностей, расчетного для данного колеса зуба, и имеющих рабочую поверхность, равную по площади рабочим поверхностям расчетного зуба. Пластины по всей своей длине установлены в пазах, выполненных в кольцевых накладках, с образованием при этом профиля, соответствующего профилю рабочих поверхностей расчетного зуба. Торцы пластин снабжены фиксирующими выступами. В пазах кольцевых накладок выполнены ответные углубления, одна кольцевая накладка выполнена съемной, а на месте отсутствующих поверхностей вершин зубьев расположены перемычки, изготовленные заодно с пластинами, но толщиной меньшей, чем толщина пластин. Обеспечивается снижение материалоемкости и повышение ремонтопригодности. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления. Зубчатое колесо преимущественно внутреннего зацепления содержит ступицу, тело в виде диска, венцевое колесо и зубчатый венец с зубьями, которые ориентированы радиально в сторону ступицы, а между внутренними торцами зубчатого венца и телом выполнен технологический зазор. В технологическом зазоре установлена вставка в виде плоского кольца, толщина которого равна высоте зазора. Кольцо прилегает к внутренней поверхности венцевого колеса, а профиль поверхности кольца, которая обращена в сторону ступицы, идентичен профилю зубчатого венца колеса. Достигается улучшение экспуатационных характеристик колеса и повышение надежности его работы. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в тяжело нагруженных зубчатых передачах, подверженных ударным нагрузкам. Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное, содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев с примыканием к их вершинам. Участки накладок, расположенные между соседними зубьями, имеют кривизну внешнего профиля большую, чем кривизна окружности вершин зубчатого венца колеса. Кривизна внутреннего профиля накладок эквидистантна кривизне их внешнего профиля. Обеспечивается демпфирование ударных нагрузок, воздействующих на зубья колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело со ступицей, выполненное в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы и торцах зубчатого венца, выполненного в виде отдельных зубьев, укрепленных своими торцами между дисками. Рабочие участки боковых поверхностей зубьев соответствуют расчетным для зубьев данного колеса, а нерабочие участки этих поверхностей выполнены в виде плоскостей, ориентированных радиально относительно колеса. Размер этих плоскостей по высоте зубьев равен величине осевого зазора зубчатого венца. Соосно оси колеса расположено жесткое кольцо шириной, равной ширине зубчатого венца, и наружным диаметром, равным диаметру окружности оснований зубчатого венца. Кольцо жестко укреплено между дисками и на основаниях зубьев, с примыканием к этим основаниям по всей их поверхности. Обеспечивается повышение прочности колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными тяжелонагруженными зубчатыми колесами большого диаметра с разными режимами нагружения зубьев, в том числе ударными, по окружности колеса. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. На участках окружности колеса с ударным нагружением зубьев крепление накладок на торцах зубьев выполнено не по всей высоте зубьев, а со смещением верхней границы крепления от вершин зубьев в сторону их оснований. Обеспечивается повышение надежности работы зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых передачах, работающих в режиме ударного нагружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, имеющих внутренний и наружный периметры в форме окружностей и укрепленных на торцах зубьев и участков торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Наружный диаметр накладок больше диаметра делительной окружности колеса и меньше диаметра окружности вершин зубчатого венца. Обеспечивается повышение надежности и снижение издержек на изготовление зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра с разными режимами нагружения зубьев по окружностям колес. Зубчатое колесо состоит из тела, зубчатого венца с зубьями и пары плоских кольцевых накладок с наружным и внутренним периметрами в форме окружностей с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром большим, чем диаметр окружности впадин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев. На участках окружности колеса с ударным режимом нагружения зубьев, соответствующие участки накладок смещены радиально относительно окружности вершин зубчатого венца в сторону центра колеса. Обеспечивается повышение изгибной прочности зубьев и плавность работы зубчатого колеса. 1 ил.
Наверх