Способ возведения высоковольтной воздушной линии электропередачи и высоковольтная воздушная линия электропередачи, возведенная этим способом

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии. Высоковольтная воздушная линия высоковольтной сети электропередачи включает смонтированные на фундаментах высотные опоры с траверсами, изоляторами, натяжными и подвесными зажимами, неповреждающими оболочку, и комплект закрепленных в них высокотемпературных композитных электропроводов, каждый из которых содержит сердечник не менее чем с одной композитной жилой и многожильный повив. ВВЛ монтируют в процессе возведения или эксплуатационного ремонта, реконструкции, восстановления по способу, обеспечивающему технологическую и эксплуатационную неповреждаемость указанных электропроводов посредством комплексно разработанного в изобретении монтажно-технологического оборудования и применения для прокладки линии электропроводов индивидуальной длины, равной полной анкерной строительной длине линии или ее строительно-монтажного участка, что исключает дополнительные потери транспортируемой электроэнергии в стыках электропровода, количество которых сведено к минимуму. К технологическим решениям, обеспечивающим указанный технический результат, относятся монтаж с раскаткой электропровода через тормозную машину и обеспечение технологического натяжения электропровода натяжной машиной, применение раскаточных роликов с неповреждающим ложем, например, снабженным прорезиненным слоем, а также четкая регламентация минимальных радиусов барабанов с заводской навивкой электропровода и барабанов тормозной машины из условия неповреждаемости высокоэффективных экономичных по расходу материала и пониженному сопротивлению на единицу транспортируемой электроэнергии. 2 н.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям, сетям электропередачи, способам их возведения и эксплуатации.

Известна высоковольтная воздушная линия электропередачи, включающая фундаменты, высотные опоры с траверсами, на которых размещены электроизоляторы с подвешенными к ним посредством натяжных и поддерживающих зажимов многожильными токоведущими проводами, при этом токоведущие провода выполнены из сочетания алюминиевых и стальных проволок, из которых образованы сердечник и многожильный внешний повив (см. Справочник по электрическим установкам высокого напряжения- М.: Энергоиздат, 1981 г. стр. 342-426).

Известна ВВЛ электропередачи, включающая большой пролет между опорами при переходе через широкое природное препятствие, фундаменты с установленными на них анкерными высотными опорами с траверсами на которых, подвешены электроизоляторы, натяжные и поддерживающие зажимы, в которых укреплены токоведущие провода (см. Патент RU 2360345).

Известен способ возведения высоковольтной воздушной линии электропередачи, включающий монтаж фундаментов, возведение на них высотных анкерных опор с траверсами, подвеску изоляторов, натяжных и поддерживающих зажимов, монтажных приспособлений для протяжки лидер-троса и многожильных токоведущих проводов (см. там же, Патент RU 2360345).

Недостатками известных высоковольтных воздушных линий электропередачи и способов возведения ВВЛ являются повышенная материалоемкость токоведущих проводов на единицу напряжения и проектной мощности линии, чем обусловлена относительно невысокая эффективность транспорта электроэнергии, а также повышенная трудоемкость и невысокая надежность, не обеспечивающая неповреждаемость токоведущих проводов в процессе их протяжки, перекладки и закрепления зажимов опор при монтаже и последующей эксплуатации.

Задача, решаемая группой изобретений, объединенных единым творческим замыслом, заключается в разработке конструктивной системы и технологий эффективного транспорта электроэнергии с фазными высокотемпературными композитными электропроводами путем возведения и эксплуатации высоковольтных воздушных линий ВВЛ и сетей электропередачи, обеспечивающих максимальную неповреждаемость электропроводов, в том числе их защитных оболочек, и целостность многожильной конструкции на всех этапах подготовки, прокладки проводов и последующей передачи электроэнергии в процессе эксплуатации линии электропередачи.

Поставленная задача в части способа возведения высоковольтной воздушной линий электропередачи сверхвысокого напряжения ВВЛ 110÷220 кВ решается тем, что, согласно изобретению указанную линию возводят на высотных опорах с размещением на них токоведущей части, включающей, по меньшей мере, один фазный высокотемпературный электропровод, содержащий сердечник, не менее чем с одной композитной жилой, и многожильный внешний повив, причем работы по возведению линии производят на строительно-монтажном участке длиной, равной длине указанной линии или ее части, для этого выполняют подготовку трассы возводимой линии, монтаж фундаментов, высотных опор, оборудуют перед первой и за последней опорой соответственно головную и конечную строительно-монтажные площадки, на каждой из которых выполняют в створе возводимой линии электропередачи по меньшей мере один анкер; на головной строительно-монтажной площадке жестко съемно закрепляют на анкере мобильную платформу со смонтированными на ней с фиксацией в технологической последовательности раскаточным агрегатом, имеющем тормоз и ось, на которую горизонтально навешен барабан с фазным электропроводом индивидуальной длины, не менее полной анкерной строительной длины указанной ВВЛ или ее монтажного участка; кроме того на указанной платформе смонтирована тормозная машина с тормозным барабаном; причем барабан укомплектован электропроводом длиной, не менее полной анкерной строительной длины упомянутого строительно-монтажного участка; ось упомянутого агрегата смонтирована на платформе нормально к вертикальной плоскости пролета возводимой линии, а барабан навешен на ось раскаточного агрегата с возможностью верхней раскатки и с точкой схода электропровода с барабана выше оси навески; а также устанавливают тормозную машину с возможностью восприятия нагрузки от натяжения электропровода, на другой из упомянутых площадок аналогично монтируют натяжную машину с возможностью навески на нее барабана с лидер-тросом; обе машины, тормозную и натяжную, располагают на указанных площадках с возможностью подачи электропровода к первой и схода с последней опоры под углом к горизонту α≤30°, аналогично лидер-трос принимают полной или совокупной длиной, не менее упомянутой индивидуальной длины электропровода; высотные опоры монтируют с траверсами, законструированными с соблюдением условия минимизации взаимодействия эксплуатационных электромагнитных полей электропроводов по меньшей мере до допустимого уровня; устанавливают на траверсах электроизоляторы и подвешивают к ним натяжные и/или поддерживающие зажимы для электропроводов, соблюдая условие их наибольшей взаимной удаленности в траверсном поле опоры; устанавливают концевые и промежуточные раскаточные ролики, которые для этого выполнены с профилированным ложем, снабженным дополнительным наружным контактным слоем из упругодеформируемого материала, внешняя приповерхностная часть которого выполнена с пониженной истираемостью и твердостью ниже твердости внешнего слоя жил внешнего повива электропровода на величину, достаточную для обеспечения монтажно-технологической и эксплуатационной неповреждаемости от контакта с указанным ложем, а остальная глубинная часть толщины которого выполнена с меньшей плотностью и повышенной упругостью, в том числе нарастающей к профилированному ложу, и, кроме того, внутренняя поверхность указанного дополнительного наружного контактного слоя наделена повышенной адгезией к основному материалу ложа технологического раскаточного ролика натяжного и поддерживающего зажимов электропровода, а также прочностью на срез адгезивного контакта слоев не ниже сопротивления на сдвиг материала дополнительного слоя в зоне примыкания к поверхности профилированного ложа, рабочий профиль которого принят глубиной, шириной и/или приведенным радиусом не менее чем в полтора раза превышающими габаритный радиус поперечного сечения прокладываемого электропровода; пропускают по раскаточным роликам в направлении к головной строительно-монтажной площадке лидер-трос, соединяют его одним концом с прокладываемым электропроводом на выходе последнего из тормозной машины, а другим концом закрепляют на натяжной машине и осуществляют прокладку электропровода по раскаточным роликам с технологическим натяжением не более 0,65 от прочности электропровода на разрыв и минимальным радиусом изгиба на роликах, радиус которых принимают не менее 40 габаритных диаметров электропровода; после чего производят под технологическим натяжением перекладку и закрепление монтируемого электропровода в эксплуатационных натяжных и/или поддерживающих зажимах, при этом при возведении воздушной линии электропередачи минимальный радиус изгиба электропровода на раскаточных роликах на высотных опорах не менее чем с одним поворотом в плане на угол α в диапазоне 50<α≤60° обеспечивают, применяя ролики с диаметром по днищу ложа раскаточного ролика не менее 60 габаритных радиусов электропровода, а в качестве упругодеформируемого слоя ложа роликов выполняют, например, прорезиненным с переменной пористостью, нарастающей с глубиной слоя, а внешнюю контактную поверхность упрочняют эпоксидной смолой с отвердителем, а при наличии в линии одной и более угловых опор с углом поворотов более 60° применяют тандемы из двух или более роликов с неповреждающим электропровод ложем с возможностью крепления тандема к опоре, а для прокладки электропровода воздушной линии в качестве лидер-троса используют малокрутящийся канат с параллельно уложенными несущими прядями в защитной оболочке или в трубчатой рубашке крестовой свивки, и в качестве лидер-троса применяют многожильный плетеный металлический трос крестовой свивки, при этом работы по монтажу лидер-троса производят только на отключенных воздушных линиях, а лидер-трос на участках вблизи тормозной и/или натяжной машины снабжают роликовым заземлителем, барабан с лидер-тросом размещают на натяжной машине и подают указанный трос к месту монтажа в режиме реверса, вытягивая его натяжным, например, гидравлическим механизмом, и под минимальным натяжением заправляют на раскаточные ролики, соединив после прокладки с концом электропровода у тормозной машины, и протяжку электропровода начинают с минимальной скоростью до 5 м/мин, а после прохождения им первой опоры линии электропередачи увеличивают скорость протяжки до 100 м/мин, при этом в начале процесса включают в работу тормозную машину, которая начинает отпускать провод, увеличивая стрелу провеса, после этого включают натяжную машину и производят протяжку, при этом монтажные работы по прокладке электропровода выполняют с использованием натяжной машины, которая оснащена лебедкой с плавно изменяющейся скоростью протяжки, устройством реверса, прибором изменения тягового усилия, ограничителем заданного максимального натяжения и кабестаном, при этом кабестан имеет диаметр, меньше диаметра барабана тормозной машины, и предназначен для намотки только лидер-троса, и тормозная машина оснащена устройством плавного регулирования усилия торможения, чем обеспечивают регулирование натяжения и стрелы провеса электропровода и, кроме того, указанная машина оснащена сдвоенным тормозным барабаном с диаметром, превышающим минимально допустимый по условию неразрушающего изгиба электропровода, содержащего композитные жилы; при этом работу тормозной и натяжной машин автоматически согласуют с обеспечением требуемого натяжения во всем допустимом диапазоне скоростей протяжки электропровода и перекладку электропровода из ролика в эксплуатационные натяжные и/или поддерживающие зажимы производят посредством монтажной балки с лебедкой, после монтажа в эксплуатационных зажимах электропровод оснащают виброгасителем, а для адаптации возводимой ВВЛ с потребителем и передачи последнему транспортируемой электроэнергии, (в составе) (линии) возводят по меньшей мере одну понижающую станцию ПС 110/35/10 кВ и не менее одной понижающей станции ПС35/(6)/10 кВ, а также не менее чем по две потребительских ПС 6(10)/0,38 кВ; 20/0,38 кВ; распределительных РП и секционирующих СП пунктов, а в качестве высокотемпературных композитных применяют электропровода типа электропроводов фирмы LUMPI-BERNDORF или аналогичные им провода.

Поставленная задача в части высоковольтной воздушной линии ВВЛ сети электропередачи решается тем, что высоковольтная воздушная линия электропередачи высокого класса напряжения ВВЛ (110÷220) кВ возведена описанным выше способом.

Технический результат, достигаемый группой изобретений, заключается в разработке высоковольтной воздушной линии электропередачи высокого класса напряжения ВВЛ (110÷220) кВ с улучшенным КПД за счет применения высокотемпературных композитных электропроводов и необходимой для этого совокупности технологических операций, монтажа ВВЛ, а также конструктивных решений технологического оборудования, для применения при возведении высоковольтной воздушной линии с обеспечением наибольшей неповреждаемости высокотемпературных композитных электропроводов, как от монтажных, так и от эксплуатационных воздействий, что достигается разработанным в изобретении набором монтажных машин, агрегатов, смонтированных на мобильной трансформируемой технологической платформе, приемов их работы, параметров электропроводов и деталей оборудования, с которыми они взаимодействуют при прокладке и эксплуатации в составе воздушной линии электропередачи.

Сохранение высокоэффективных характеристик монтируемых электропроводов достигают также их бесстыковым выполнением в пределах монтажного участка высоковольтной воздушной линии электропередачи, протяжкой их с соблюдением допустимых для данного вида электропроводов натяжения и углов перегиба на барабанах тормозной машины и раскаточных роликах.

Сохранность оболочек и всей конструкции провода повышает также введение упругоподатливого слоя в элементах оборудования и подвески, с которыми соприкасается провод на всех этапах прокладки и эксплуатации в составе высоковольтной воздушной линии электропередачи.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 изображена ВВЛ высоковольтной сети электропередач с технологическим оборудованием для ее возведения;

на фиг. 2 - подвеска токоведущих проводов на траверсах опор ВВЛ высоковольтной сети электропередач:

на фиг. 3 - барабан с электропроводом в фазе монтажа на раскаточный агрегат, вид спереди;

на фиг. 4 - навеска барабана на раскаточный агрегат с верхней раскаткой высокотемпературного композитного электропровода;

на фиг. 5 - монтажное соединение электропровода с лидер-тросом;

на фиг. 6 - раскаточный ролик с ложем, выполненным с неповреждающим композитный электропровод слоем, разрез по оси;

на фиг. 7 - натяжной зажим в собранном виде, смонтированный на электропроводе;

на фиг. 8 - схема перекладки электропровода из монтажного раскаточного ролика в поддерживающий зажим.

В способе возведения высоковольтную воздушную линию 1 (ВВЛ) электропередачи возводят на высотных опорах 2 с размещением на них токоведущей части, включающей по меньшей мере один фазный высокотемпературный электропровод 3, содержащий сердечник не менее чем с одной композитной жилой и многожильный внешний повив (условно не показано). Работы по возведению линии 1 производят на строительно-монтажном участке длиной, равной длине указанной линии или ее части. Для этого выполняют подготовку трассы возводимой ВВЛ, монтаж фундаментов, оборудуют перед первой и за последней опорой 2 соответственно головную 4 и конечную строительно-монтажные площадки 5, на первой площадке 4 последовательно устанавливают в створе возводимой ВВЛ с жесткой фиксацией на анкере с возможностью восприятия нагрузки от натяжения электропровода 3 мобильную платформу со смонтированными на ней с жесткой фиксацией в технологической последовательности раскаточным агрегатом 8 типа раскаточных козел, имеющим тормоз и ось 7 для навески барабана с электропроводом индивидуальной длины, а также с тормозной машиной 9. Указанная платформа снабжена двумя типами трансформируемых опор - мобильными для транспортирования к месту монтажа электропроводов, и стационарными, дополнительно фиксирующими платформу на период выполнения монтажных работ по прокладке электропроводов. Аналогично доставляют к месту монтажа ВВЛ и фиксируют на конечной площадке мобильную трансформируемую платформу со смонтированной натяжной машиной 10, оснащенной барабаном 11 с лидер-тросом 12, длиной не менее индивидуальной длины прокладываемого высокотемпературного электропровода 3.

Электропровод 3 принят индивидуальной длиной, не менее полной анкерной строительной длины упомянутого строительно-монтажного участка. Тормозная машина 9 выполнена и смонтирована на мобильной платформе с возможностью восприятия нагрузки от натяжения электропровода 3. Ось 7 раскаточного агрегата 8 и ось тормозной машины 9 расположены на зафиксированной в монтажном положении мобильной платформе нормально к вертикальной плоскости пролета возводимой ВВЛ электропередачи 1. На ось 7 навешен барабан 6 с возможностью верхней раскатки и с точкой схода электропровода 3 с барабана 6 выше оси навески.

На площадке 5 аналогично смонтирована на мобильной трансформируемой платформе натяжная машина 10, с навешенным на нее барабаном 11 с лидер-тросом 12. Обе машины, тормозная 9 и натяжная 10, расположены на указанных мобильных платформах на площадках 4 и 5 с возможностью подачи электропровода к первой и схода с последней опоры под углом к горизонту α≤30°, при этом используют электропровода 3 индивидуальной для данного строительно-монтажного участка длины - не менее полной анкерной строительной длины указанного участка. Аналогично лидер-трос 12 принимают полной или совокупной длиной, не менее упомянутой индивидуальной длины электропровода 3. Высотные опоры 2 монтируют с траверсами 13, сконструированными с соблюдением условия минимизации взаимодействия эксплуатационных электромагнитных полей электропроводов 3, по меньшей мере, до допустимого уровня. На траверсах 13 устанавливают электроизоляторы и подвешивают к ним натяжные 14 и/или поддерживающие зажимы 15 для электропроводов 3, соблюдая условие их наибольшей взаимной удаленности в траверсном поле опоры. Устанавливают концевые 16 и промежуточные 17 раскаточные ролики, которые для этого выполнены с профилированным ложем 18, по меньшей мере, наружный контактный слой 19 которого выполнен из упругодеформируемого материала с твердостью, ниже твердости внешнего слоя жил внешнего повива электропровода 3 на величину, достаточную для обеспечения монтажно-технологической неповреждаемости электропровода 3 при контакте с указанным ложем 18. Внешний рабочий профиль ложа 18 принят глубиной, шириной и/или приведенным радиусом не менее чем в полтора раза превышающими габаритный радиус поперечного сечения прокладываемого вида электропровода 3. По раскаточным роликам 16, 17 в направлении к головной 4 строительно-монтажной площадке протягивают лидер-трос 12, соединяют его одним концом с прокладываемым электропроводом 3 на выходе последнего из тормозной машины 9, а другим концом закрепляют на натяжной машине 10 и осуществляют прокладку электропровода по раскаточным роликам 16, 17 с технологическим натяжением не более 0,7 от прочности электропровода 3 на разрыв и минимальным радиусом изгиба на роликах 16, 17. Диаметр роликов 16, 17 по днищу ложа 18 принимают не менее 40 габаритных диаметров электропровода 3. После этого производят под технологическим натяжением перекладку и закрепление каждого электропровода 3 в эксплуатационных натяжных 14 и поддерживающих зажимах 15. Минимальный радиус изгиба электропровода 3 на раскаточных роликах 16, 17 при возведении воздушной линии 1 электропередачи на высотных опорах 2 не менее чем с одним поворотом в плане на угол β в диапазоне 5°<β≤60°, обеспечивают, применяя ролики с диаметром по днищу ложа 18 раскаточного ролика 16, 17, составляющим не менее 60 габаритных диаметров электропровода 3. При этом упругодеформируемый слой ложа роликов 16,17 выполняют, например, прорезиненным или из полиуретана. А при наличии одной и более угловых опор линии 1 с углом поворота в плане более 60° применяют раскаточные ролики в аналогичном исполнении, с минимальным диаметром не менее 1000 мм, либо применяют тандемы из двух или более роликов с не повреждающим электропровод 3 ложем 18, с креплением тандема к опоре 2 через одну точку. Для прокладки электропровода 3 в качестве лидер-троса 12 используют малокрутящийся канат с параллельно уложенными несущими прядями в защитной оболочке или в трубчатой рубашке крестовой свивки, имеющий длину, соответствующую строительной длине электропровода плюс не менее шести высот до точки подвеса указанного электропровода. В качестве лидер-троса 12 применяют многожильный плетеный металлический трос крестовой свивки, при этом работы по монтажу лидер-троса производят только на отключенной воздушной линии 1, а лидер-трос 12 на участках вблизи тормозной 9 и/или натяжной 10 машины снабжают роликовым заземлителем. Барабан 11 с лидер-тросом 12 размещают на натяжной машине 10 и подают указанный лидер-трос к месту монтажа в режиме реверса, вытягивая его натяжным, например, гидравлическим механизмом, и под минимальным натяжением заправляют на раскаточные ролики 16, 17, соединив после прокладки с концом электропровода 3 у тормозной машины 9. Соединение конца электропровода 3 с лидер-тросом 12 выполняют через вертлюг 20, монтажную петлю 21 и монтажный чулок 22 - в виде крестовой оплетки 23 из мягкой проволоки и прокладки из защитной ленты, предотвращающей повреждаемость приконцевого участка электропровода 3. Протяжку электропровода 3 начинают с минимальной скоростью до 5 м/мин, а после прохождения им первой опоры 2 линии 1 электропередачи увеличивают скорость протяжки до 100 м/мин, при этом в начале процесса включают в работу тормозную машину 9, которая начинает отпускать электропровод 3, увеличивая стрелу провеса, после этого включают натяжную 10 машину и производят протяжку. Монтажные работы по прокладке электропровода 3 выполняют с использованием натяжной 10 машины, которая оснащена лебедкой с изменяющейся скоростью протяжки, устройством реверса, прибором плавно изменения тягового усилия, ограничителем заданного максимального натяжения и кабестаном, при этом кабестан имеет диаметр, меньше диаметра барабана тормозной машины 9 и предназначен для намотки только лидер-троса 12. Тормозная машина 9 может быть оснащена устройством плавного регулирования усилия торможения, чем обеспечивают регулирование натяжения и стрелы провеса электропровода 3. Указанная машина 9 оснащена сдвоенным тормозным барабаном с диаметром, превышающим минимально допустимый по условию неразрушающего изгиба электропровода 3, содержащего композитные жилы. Работу тормозной 9 и натяжной 10 машин автоматически согласуют с обеспечением требуемого натяжения во всем допустимом диапазоне скоростей протяжки электропровода 3. Перекладку электропровода 3 из роликов 16, 17 в эксплуатационные натяжные 14 и/или поддерживающие 15 зажимы производят посредством монтажной балки 24 с лебедкой 25. После монтажа в эксплуатационных зажимах 14, 15 электропровод 3 оснащают виброгасителем. Воздушную линию электропередачи 1 могут возводить напряжением высокого и сверхвысокого ВВЛ 110-220; 220-330; 330-750 кВ. Кроме того, воздушную линию электропередачи могут возводить напряжением ультравысокого класса выше 750 кВ. При этом при возведении воздушных линий электропередачи напряжением от 0,4 до 750 кВ и выше в качестве многожильных высокотемпературных композитных электропроводов 3 могут применять электропровода типа выпускаемых фирмой LUMPI-BERNDORF.

Высоковольтная воздушная линия электропередачи высокого класса напряжения ВВЛ (110÷220) кВ возведена описанным выше способом.

Пример реализации изобретенияВозводят воздушную линию электропередачи 1 напряжением 110 кВ протяженностью 40 км. Разбивают линию на строительно-монтажные участки длиной по 5-6 км. Выполняют фундаменты и монтируют высотные опоры 2 с траверсами 13, сконструированными для прокладки многожильных высокотемпературных электропроводов типа TAL/HACIN 120/34. Подготавливают головную 4 и конечную 5 монтажные площадки соответственно перед первой и за последней высотной опорой 2 строительно-монтажного участка. Устанавливают и закрепляют на головной 4 площадке раскаточный агрегат 6 и тормозную машину 9 с осями, ориентированными нормально к вертикальной плоскости створа высотных опор 2. На конечной площадке 5 аналогично располагают натяжную машину 10, которую как и тормозную 9 на головной площадке 4 закрепляют на расстоянии от ближайшей высотной опоры 2, обеспечивающем угол наклона α монтируемого электропровода 3 не более α≤30°. Монтируют на траверсах 13 концевых опор 2 натяжные 14, а на траверсах 13 промежуточных опор 2 поддерживающие зажимы 15 и подвешивают монтажные раскаточные ролики 16, 17 с ложем 18, адаптированным под раскатку, неповреждающую защитную оболочку и конструкцию высокотемпературного электропровода 3.

На раскаточный агрегат 8 навешивают барабан 6 с многожильным композитным высокотемпературным электропроводом 3 индивидуальной длиной, не менее полной анкерной строительной длины строительно-монтажного участка, располагая его на оси навески 7 для верхней раскатки указанного электропровода 3. На натяжную машину 10 навешивают барабан 11 с лидер-тросом 12, предпочтительно, также с верхней раскаткой. Протягивают лидер-трос 12 по раскаточным роликам 16, 17 до первой высотной опоры 2 и тормозной машины 9, соединяют с концом монтируемого многожильного композитного высокотемпературного электропровода 3, осуществляют его протяжку по упомянутым раскаточным роликам 16, 17 под технологическим натяжением и совершают перекладку в натяжные 14 и поддерживающие 15 зажимы с подвеской к гирляндам изоляторов.

Разработанные в изобретении высоковольтная линия электропередачи и способ ее возведения обеспечивают возможность последовательного перехода от линий и электрических сетей с проводами устаревшей конструкции с низким КПД транспортирования электроэнергии и повышенными резистивными потерями к возведению воздушных линий электропередачи с более эффективными высокотемпературными композитными многожильными электропроводами с пониженной материалоемкостью и улучшенными КПД и другими эксплуатационными характеристиками, что обеспечивается разработанными в изобретении комплексом монтажного оборудования и технологических приемов, позволяющих максимально обеспечить монтажную и эксплуатационную неповреждаемость электропроводов и длительно сохранять их высокие электропроводные качества.

Высоковольтные воздушные линии ВВЛ электропередачи.

1. Способ возведения высоковольтной воздушной линии электропередачи сверхвысокого напряжения ВВЛ 110÷220 кВ, характеризующийся тем, что указанную линию возводят на высотных опорах с размещением на них токоведущей части, включающей по меньшей мере один фазный высокотемпературный электропровод, содержащий сердечник не менее чем с одной композитной жилой, и многожильный внешний повив, причем работы по возведению линии производят на строительно-монтажном участке длиной, равной длине указанной линии или ее части, для этого выполняют подготовку трассы возводимой линии, монтаж фундаментов, высотных опор, оборудуют перед первой и за последней опорой соответственно головную и конечную строительно-монтажные площадки, на каждой из которых выполняют в створе возводимой линии электропередачи по меньшей мере один анкер; на головной строительно-монтажной площадке жестко съемно закрепляют на анкере мобильную платформу со смонтированными на ней с фиксацией в технологической последовательности раскаточным агрегатом, имеющем тормоз и ось, на которую горизонтально навешен барабан с фазным электропроводом индивидуальной длины, не менее полной анкерной строительной длины указанной ВВЛ или ее монтажного участка; кроме того, на указанной платформе смонтирована тормозная машина с тормозным барабаном; причем барабан укомплектован электропроводом длиной не менее полной анкерной строительной длины упомянутого строительно-монтажного участка; ось упомянутого агрегата смонтирована на платформе нормально к вертикальной плоскости пролета возводимой линии, а барабан навешен на ось раскаточного агрегата с возможностью верхней раскатки и с точкой схода электропровода с барабана выше оси навески; а также устанавливают тормозную машину с возможностью восприятия нагрузки от натяжения электропровода, на другой из упомянутых площадок аналогично монтируют натяжную машину с возможностью навески на нее барабана с лидер-тросом; обе машины, тормозную и натяжную, располагают на указанных площадках с возможностью подачи электропровода к первой и схода с последней опоры под углом к горизонту α≤30°, аналогично лидер-трос принимают полной или совокупной длиной, не менее упомянутой индивидуальной длины электропровода; высотные опоры монтируют с траверсами, законструированными с соблюдением условия минимизации взаимодействия эксплуатационных электромагнитных полей электропроводов, по меньшей мере, до допустимого уровня; устанавливают на траверсах электроизоляторы и подвешивают к ним натяжные и/или поддерживающие зажимы для электропроводов, соблюдая условие их наибольшей взаимной удаленности в траверсном поле опоры; устанавливают концевые и промежуточные раскаточные ролики, которые для этого выполнены с профилированным ложем, снабженным дополнительным наружным контактным слоем из упругодеформируемого материала, внешняя приповерхностная часть которого выполнена с пониженной истираемостью и твердостью ниже твердости внешнего слоя жил внешнего повива электропровода на величину, достаточную для обеспечения монтажно-технологической и эксплуатационной неповреждаемости от контакта с указанным ложем, а остальная глубинная часть толщины которого выполнена с меньшей плотностью и повышенной упругостью, в том числе нарастающей к профилированному ложу, и, кроме того, внутренняя поверхность указанного дополнительного наружного контактного слоя наделена повышенной адгезией к основному материалу ложа технологического раскаточного ролика натяжного и поддерживающего зажимов электропровода, а также прочностью на срез адгезивного контакта слоев, не ниже сопротивления на сдвиг материала дополнительного слоя в зоне примыкания к поверхности профилированного ложа, рабочий профиль которого принят глубиной, шириной и/или приведенным радиусом, не менее чем в полтора раза превышающими габаритный радиус поперечного сечения прокладываемого электропровода; пропускают по раскаточным роликам в направлении к головной строительно-монтажной площадке лидер-трос, соединяют его одним концом с прокладываемым электропроводом на выходе последнего из тормозной машины, а другим концом закрепляют на натяжной машине и осуществляют прокладку электропровода по раскаточным роликам с технологическим натяжением не более 0,65 от прочности электропровода на разрыв и минимальным радиусом изгиба на роликах, радиус которых принимают не менее 40 габаритных диаметров электропровода; после чего производят под технологическим натяжением перекладку и закрепление монтируемого электропровода в эксплуатационных натяжных и/или поддерживающих зажимах, при этом при возведении воздушной линии электропередачи минимальный радиус изгиба электропровода на раскаточных роликах на высотных опорах не менее чем с одним поворотом в плане на угол α в диапазоне 50<α≤60° обеспечивают, применяя ролики с диаметром по днищу ложа раскаточного ролика не менее 60 габаритных радиусов электропровода, а в качестве упругодеформируемого слоя ложа роликов выполняют, например, прорезиненным с переменной пористостью, нарастающей с глубиной слоя, а внешнюю контактную поверхность упрочняют эпоксидной смолой с отвердителем, а при наличии в линии одной и более угловых опор с углом поворотов более 60° применяют ролики в аналогичном исполнении с минимальным диаметром не менее 1000 мм, либо применяют тандемы из двух или более роликов с неповреждающим электропровод ложем с возможностью крепления тандема к опоре, предпочтительно, через одну точку, а для прокладки электропровода воздушной линии в качестве лидер-троса используют малокрутящийся канат с параллельно уложенными несущими прядями в защитной оболочке или в трубчатой рубашке крестовой свивки, имеющей длину, соответствующую строительной длине электропровода плюс не менее шести высот до точки подвеса указанного электропровода, и в качестве лидер-троса применяют многожильный плетеный металлический трос крестовой свивки, при этом работы по монтажу лидер-троса производят только на отключенных воздушных линиях, а лидер-трос на участках вблизи тормозной и/или натяжной машины снабжают роликовым заземлителем.

2. Высоковольтная воздушная линия электропередачи высокого класса напряжения ВВЛ (110÷220) кВ, характеризующаяся тем, что возведена способом по п. 1.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220 кВ, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330 кВ; 330-750 кВ и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220 кВ, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330 кВ; 330-750 кВ и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Изобретение относится к электротехнике к высоковольтным воздушным линиям и способу их возведения. Высоковольтная воздушная линия электропередачи включает смонтированные на фундаментах высотные опоры с траверсами, изоляторами, натяжными и подвесными зажимами, неповреждающими оболочку и комплект закрепленных в них высокотемпературных композитных электропроводов, каждый из которых содержит сердечник, не менее чем с одной композитной жилой и многожильный повив.

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к устройствам защиты изолированных проводов, линейных изоляторов и оборудования 6-35 кВ от атмосферных перенапряжений.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на воздушных линиях электропередачи с расположением на опорах верхних проводов по вертикали, а пара нижних - по горизонтали, с перекрытием верхних проводов в плане.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии. Высоковольтная воздушная линия высоковольтной сети электропередачи включает смонтированные на фундаментах высотные опоры с траверсами, изоляторами, натяжными и подвесными зажимами, не повреждающими оболочку и комплект закрепленных в них высокотемпературных композитных электропроводов, каждый из которых содержит сердечник не менее чем с одной композитной жилой и многожильный повив. ВВЛ монтируют в процессе возведения или эксплуатационного ремонта, реконструкции, восстановления по способу, обеспечивающему технологическую и эксплуатационную неповреждаемость указанных электропроводов посредством комплексно разработанного в изобретении монтажно-технологического оборудования и применения для прокладки линии электропроводов индивидуальной длины, равной полной анкерной строительной длине линии или ее строительно-монтажного участка, что исключает дополнительные потери транспортируемой электроэнергии в стыках электропровода, количество которых сведено к минимуму. К технологическим решениям, обеспечивающим указанный технический результат, относятся монтаж с раскаткой электропровода через тормозную машину и обеспечение технологического натяжения электропровода натяжной машиной, применение раскаточных роликов с неповреждающим ложем, например, снабженным прорезиненным слоем, а также четкая регламентация минимальных радиусов барабанов с заводской навивкой электропровода и барабанов тормозной машины из условия неповреждаемости высокоэффективных экономичных по расходу материала и пониженному сопротивлению на единицу транспортируемой электроэнергии. 2 н.п. ф-лы, 8 ил.

Группа изобретений, относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого класса напряжения ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330, 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии. Высоковольтная воздушная линия высоковольтной сети электропередачи включает смонтированные на фундаментах высотные опоры с траверсами, изоляторами, натяжными и подвесными зажимами, неповреждающими оболочку, и комплект, закрепленных в них высокотемпературных композитных электропроводов, каждый из которых содержит сердечник не менее чем с одной композитной жилой и многожильный повив. ВВЛ монтируют в процессе возведения или эксплуатационного ремонта, реконструкции, восстановления по способу, обеспечивающему технологическую и эксплуатационную неповреждаемость указанных электропроводов посредством комплексно разработанного в изобретении монтажно-технологического оборудования и применения для прокладки линии электропроводов индивидуальной длины, равной полной анкерной строительной длине линии или ее строительно-монтажного участка, что исключает дополнительные потери транспортируемой электроэнергии в стыках электропровода, количество которых сведено к минимуму. К технологическим решениям, обеспечивающим указанный технический результат, относятся монтаж с раскаткой электропровода через тормозную машину и обеспечение технологического натяжения электропровода натяжной машиной, применение раскаточных роликов с неповреждающим ложем, например снабженным прорезиненным слоем, а также четкая регламентация минимальных радиусов барабанов с заводской навивкой электропровода и барабанов тормозной машины из условия неповреждаемости, высокоэффективных экономичных по расходу материала и пониженному сопротивлению на единицу транспортируемой электроэнергии. 2 н.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх