Электромотор-колесо для транспортных машин

 

ОГ1ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл. 63с, 1/01

Заявлено 20.I.1966 (№ 1050495/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 02.IV.1970. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 23ХП.1970

МПК В 60k

УДК, 629.113.6(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

P. Н. Паращенко, А. В. Зотов и 3. Л. Сироткин

Белорусский автомобильный завод

Заявитель

3ЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Известны электромотор-колеса для транспортных машин, которые содержат электродвигатель с полым валом, расположенную с одной стороны электродвигателя двухскоростную планетарную коробку передач, вклю- 5 чающую солнечную и коронную шестерни и водило с сателлитами, находящимися в зацеплении с этими шестернями; расположенные с другой стороны электродвигателя фрпкционную муфту, ведущий элемент которой 10 соединен с валом электродвигателя, и фрикционный тормоз управления коробкой передач, причем ведомый элемент муфты и вращающийся элемент тормоза соединены с одной из шестерен коробки передач валом, про- 15 ходящим внутри полого вала электродвигателя; и понижающий редуктор, связывающий водило коробки передач со ступицей колеса.

В таких электромотор-колесах с валом 20 электродвигателя соединена солнечная шестерня коробки передач, а с валом фрикционной муфты и тормоза — солнечная шестерня понижающего редуктора. В результате отношение передаточных чисел ступеней ко- 25 робки передач получается более двух.

Для ряда машин необходимы электромотор-колеса с двухскоростной коробкой передач, с отношением передаточных чисел ступеней менее двух. 30

Предлагаемое электромотор-колесо отличается от известного тем, что с валом электродвигателя соединена коронная шестерня коробки передач, а с валом фрикционной муфты и тормоза — солнечная шестерня коробки передач.

Такое выполнение электромотор-колеса позволяет получить передаточное отношение понижающей ступени коробки передач менее двч х.

На чертеже изображено описываемое электромотор-колесо в разрезе.

Электродвигатель 1 мотор-колеса имеет полый вал 2. К фланцу электродвигателя прикреплен корпус 8 понижающего редуктора, несущий на себе редукторную и колесную части мотор-колеса. Полый вал электродвигателя шлицами соединен с крышкой 4, прикрепленной к ведущему ободу б, с которым шлицами соединена ведущая коронная шестерня 6 коробки передач мотор-колеса. Шестерня 6 находится в зацеплении с сателлитами 7, установленными в подшипниках в сборíîм водиле 8, выполненном из двух половин, скрепленных болтами. Сателлиты находятся в зацеплении также с солнечной шестерней 9 коробки передач, закрепленной шлицами иа торсионном валу 10.

Водило 8 шлицамп соединено с торсионным валом 11, на шлицах которого установлена солнечная шестерня 12 первого планетарного ряда понижающего редуктора. Шестерня 12 находится в зацеплении с сателлитами 13, установленными в подшипниках па осях 14.

Сателлиты 18 находятся в зацеплении с неподвижной коронной шестерней 15 редуктора и установлены по два на двух водилах 16, располо>кенных под прямым углом один кдругому. Шестерня 15 соединена со шлицевым венцом 17, связанным с корпусом 8 редуктора. Подшипники ступицы колеса зажимаются и регулируются через набор прокладок водилом 18 второго внутреннего ряда редуктора, которое прикреплено к корпусу 3. К каждому водилу 16 редуктора прикреплены фланцы!9.

К водилу 18 второго внутреннего ряда редуктора прикреплена крышка 20 для фиксации подшипника одного из двух водил 16. Указанный подшипник зафиксирован на фланце 19 буртом и стопорным кольцом.

Фланец 19 шлицами соединен с солнечной шестерней 21 второго наружного ряда редуктора. От осевого перемещения солнечная шестерня 21 в фланце 19 удерживается втулкой 22 и стопорными кольцами. Солнечная шестерня 21 находится в зацеплении с сателлитами 28, установленными в подшипниках на осях 24. Сателлиты 23 находятся в зацеплении с коронной шестерней 25, соединенной шлицами с фланцем 26, к которому прикреплена наружная крышка 27 редуктора. Колеса

28 прикреплены к ступице 29. Коронная шестерня 25 второго внутреннего ряда понижающего редуктора, расположенного между подшипниками ступицы 29, соединена шлицами с венцом 80, который прикреплен к ступице 29. От осевого смещения коронная шестерня 25 удерживается двумя кольцами 81.

Между подшипником ступицы колеса и кольцом 81 установлена втулка 82.

К ступице 29 колес 28 прикреплена внутренняя крышка 88 редуктора с уплотнениями.

К корпусу 8 прикреплена опорная крышка 84, к которой, в свою очередь, прикреплена крышка 85. В последней установлено уплотнение, взаимодействующее с валом 2 электродвигателя 1.

С другой стороны электродвигателя 1 относительно коробки передач расположено устройство, обеспечивающее переключение передач и торможение мотор-колеса. Здесь на шлицах на валу 2 установлен фланец 86, прикрепленный к валу. Кронштейн 87 тормоза электродвигателя прикреплен к корпусу электродвигателя 1. В этом кронштейне выполнены пневматические цилиндры 88. к фланцу 86 прикреплен тормозной диск 89.

Между тормозным диском и цилиндрами 88 размещены тормозные накладки 40.

Внутри фланца 86 установлено два подшипника, между которыми располо>кена распорная втулка 41. Внутри этих подшипников установлен полый валик 42. Крышка 48 прикреплена к фланцу 86, и в ней установлено 2 уплотнения, взаимодействующие с фланцем

268193

44, 45

5 ю

15 го г5 зо

4 соединенным шлицами с полым валиком 42. 1-1а флапце 44 установлен второй тормозной диск 39.

В отверстия фланца 44 вставлены штифты 45, на которых установлен упорный диск 46, отжимаемый вместе со штифтами периферийными пружинами 47. Пружины установлены на штифтах, ввернутых в фланец 44.

Упорная шайба 48 прикреплена к полому валику 42 и торсионному валу 10. Полый валик 42 внутренними шлицами также соединен с торсионным валом 10.

Корпус пневмоцилиндра прикреплен к фланцу 44 и может вращаться вместе с нпм.

К корпусу пружиной 49 поджата втулка 50 с антифрикционным элементом. С другой стороны пружина упирается во втулку 51, прикрепленную к неподвижному кожуху 52.

Втулка 51 служит для крепления трубки подвода воздуха под давлением к пневмоцилиндру управления фрикционной муфтой коробки передач.

В корпусе пневмоцилиндра установлен поршень 58 с двумя уплотняющими кольцами. К фланцу 44 прикреплен барабан 54 фрикционной муфты. Внутри барабана установлен нажимной диск 55 муфты, ведущие диски 56 которой соединены шлицами с фланцем 36, а ведомые диски 57 — с барабаном

54 муфты. Упорный диск 58 муфты закреплен в барабане.

Электромотор-колесо работает следующим образом.

На низшей передаче в коробке передач включен тормозной диск 39. Фрикционная муфта и второй тормоз выключены. Передаточное отношение при этом более единицы и менее двух. На высшей передаче в коробке передач включена фрикционная муфта. Передаточное отношение при этом равно единице. При торможении электромотор-колеса включены оба тормоза.

Предмет изобретения

Электромотор-колесо для транспортных машин, содержащее электродвигатель с полым валом, расположенную с одной стороны электродвигателя двухскоростную планетарную коробку передач, имеющую солнечную шестерню, коронную шестерню и водило с сателлитами, находящимися в зацеплении с коронной и солнечной шестернями, расположенные с другой стороны электродвигателя фрикционную муфту, ведущий элемент которой соединен с валом электродвигателя, и фрикционный тормоз управления коробкой передач, причем ведомый элемент муфты и вращающийся элемент тормоза соединены с одной из шестерен коробки передач валом, проходящим внутри полого вала электродвигателя, и понижающий редуктор, связывающий водило коробки передач со ступицей колеса, отличающееся тем, что, с целью получения пере268193

1аточного отношения понижающей ступени коробки передач менее двук, с валом электродвигателя соединена коронная шестерня коробки передач, а с валом фрпкцпонпой муфты и тормоза — солнечная шестерня коробки передач.

Электромотор-колесо для транспортных машин Электромотор-колесо для транспортных машин Электромотор-колесо для транспортных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве бесступенчатой трансмиссии электромобиля

Изобретение относится к устройству электропривода рельсового транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к автомобилю, в частности грузовому автомобилю

Изобретение относится к системам электроснабжения электродвигателей привода колес, гребных винтов и других исполнительных механизмов передвижных и транспортных средств, а также их бортовых потребителей

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в экологически приемлемых конструкциях электромобилей, использующих преобразователи газообразного топлива в электроэнергию

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для комбинированного управления передачами и сцеплением транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для установки на автомобили с механической коробкой передач для осуществления процесса отжатия-отпускания педали сцепления автомобиля в автоматическом режиме
Наверх