Однооборотная муфта

 

О П И С A Н И Е аЬВВОВ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕ с ЕЛЬСТВУ

Свез Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Кл. 47с, 6

Заявлено 20.1.1969 (№ 1298853/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет

МПК F 16d

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР ДЬ, 621.825.5(088.8) Опубликовано 10.1V.1970. Бюллетень ¹ 14

Дата опубликования описания i l Ë 111.1970

Авторы изобретения

С. С. Костюкович, В. В. Сосидко и Л. Д. Еремеев

Заявитель

Белорусский политехнический институт

ОДНООБОРОТНАЯ МУФТА

Изобретение относится к области станкостроения и приборостроения и,предназначено для получения высокоскоростных однооборотных вращений в различных устройствах (автоматах, например, иглонаборных, станках, приборах).

Известны однооборотные муфты, содержащие концентрично расположенные относительно друга друга полумуфту-ооойму, полумуфту-звездочку, связанную с валом, заклинивающие ролики, заключенные в поворотный подпружиненный сепаратор и помещенные между полумуфтами, и механизм управления, взаимодействующий с электромагнитом. Недостатком таких муфт является резкая остановка ведомого вала, что при иапользовании в механизмах .с высокими окоростями вращения вызывает сильные удары при выключении, шум и быстрый, выход из строя деталей управления.

Цель изобретения —,повышение быстродействия муфты и снижение шума при переключениях. Это достигается тем, что механизм управления выполнен в виде тормоза, многозвенника и двуплечего рычага. Рычаг шарнирно связан с сепаратором и взаимодействует одним плечом с полумуфтой-звездочкой, а другим — с многозвеннкком, передающим усилия на тормоз и содержащим защелку, связанную с электромагнитом.

Многозвенник выполнен в виде эксцентрикового валика, несущего на себе скобу, на которой шарнирно закреплена на оси подпружиненная защелка, и подвижно установленный трехплечий рычаг. На одном плече рычага установлен упор для защелки, на другом— ролик, взаимодействующий с двуплечим рычагом, на третьем — ролик, взаимодействующий с подпружиненной втулкой-кулачком, установленной на шпанке на валу и в свою очередь взаимодействующей с роликом, за. крепленным на планке, шарнирно связанном с осью защелки.

Тормоз выполнен в виде эластичной колодки, закрепленной на эксцентриковом валике при помощи эксцентриковой втулки и взаимодействующей с барабаном, установленным на валу.

Одно плечо двуплечего рычага выполнено в

20 виде одного или нескольких зубьев, входящих в выемки, предусмотренные на полумуфтезвездочке, а другое плечо — в виде кулачка со спиральной рабочей поверхностью.

Полумуфта-звездочка выполнена заодно с

25 валом.

На фиг. 1 показана предлагаемая муфта, разрез; на фиг. 2 — разрез по Б — Б и  — В на фиг. 1.

Муфта состоит пз едущей полумуфты-обой3Q мы 1, ведомого вала 2 с выполненной на пем

268808

10 полумуфтой-звездочкой 3. На валу закреплены втулка-кулачок 4 и тормозной барабан 5.

Между полумуфтами расположены ролики 6 в сепараторе 7, подпружиненном к ведомому валу пружиной 8 и кинематически связанном с ним двуплечи м рычагом 9. Рычаг 9 посажен на ось 10 и имеет плечо-зуб и плечо-кулачок.

Над,ведомым валом проходит эксцентриковый валик П с тормозной колодкой 12, посаженной на регулировочную эксцентриковую втул18.

Боковые контактирующие стороны колодки

12 и барабана 5 скошены для увеличения тормозного момента.

Усилия от двуплечего рычага передаются к тормозу многозвенником, состоящим из скобы

14, жестко скрепленной с эксцентриковым валиком 11 трехплечего рычага 15. Скоба с трехплечим рычагом соединяется при помощи защелки 16, установленной на оси 17, и упора

l8, установленного в верхнем плече рычага.

Одно из нижних плеч рычага имеет ролик 19, воспринимающий усилие двуплечего рычага, другое плечо с роликом 20 предназначено для возвращения трехплечего рычага,в .положение, соответствующее моменту .перед выключением муфты (фиг. 1).

Для введения защелки 16 в зацепление с упором она снабжена планкой с роликом 21.

Защелка удерживается .в зацеплении пружиной 22. В момент включения муфты защелка может выводиться из зацепления с упором, например, электромагнитом (на чертеже не показан). Детали муфты закреплены в корпусе 28, который заполняется на 25 — 30% маслом для смазки деталей муфты, что улучшает условия работы и уменьшает износ трущихся поверхностей муфты. Тормоз вынесен за пределы корпуса муфты.

Муфта работает следующим образом.

Электромагнит, поворачивая защелку 16, разъединяет скобу 14 с трехплечим рычагом 15.

Усилие перестает действовать на тормозную колодку 12, а двуплечий рычаг 9, поворачиваясь, позволяет сепаратору 7 под воздействием пружины 8 ввести ролики 6 в зацепление с полумуфтами 1 и 8. Ведомый вал начинает поворачиваться и втулкой — кулачком 4 через ролик 20 возвращает трехплечий рычаг в исходное положение, вводя защелку 16 в заnenление с упором 18. После сцепления трехплечего рычага со скобой, втулка-кулачок 4 освобождает трехплечий рычаг, а затем и защелку 16, при этом защелка, удерживаемая пружиной 22, остается в зацеплении. При дальнейшем повороте ведомого вала д вуплечий рычаг 9 набегает на ролик 19 трсхплечего

55 рычага, поворачивается и сепаратором 7 выводит ролишки б из зацепления с полумуфтами.

Инерция ведомого;вала гасится силами трения между тормозной колодкой 12 и тормозным барабаном 5. Торможение производится без ударов, с малым шумом, но быстро, и поэтому вал останавливается точно в заданном положении.

Предмет изобретения

1. Однооборотная муфта, содержащая <онцептрично расположенные относительно друг друга полумуфту-обойму,,полумуфту-звездочку, связанную с валом, заклини вающие ролики, заключенные в поворовный подпружиненный сепаратор и:помещенные между полумуфтами, и механизм управления, взаимодействующий с электромагнитом, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее быстродействия и снижения шума при переключениях, механизм управления выполнен в виде тормоза, многозвенника и двуплечего рычага, причем последний шарнирно связан с сепаратором и взаимодействует одним плечом с .полумуфтойзвездочкой, а другим — с IMногозвенником, передающим усилия на тормоз и содержащим защелку, связанную с электромагнитом.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что многозвенник выполнен в виде эксцентрикового валика, несущего на себе скобу, на которой шарнирно за креплена на оси подпружиненная защелка, .и подвижно установленный трехплечий рычаг, на одном плече которого установлен упор для защелки, на другом ролик, взаимодействующий с двуплечим рычагом, на третьем — ролик, взаимодействующий с подпружиненной втулкой-кулачком, установлен ной на шпонке на валу и,в свою очередь, взаимодействующей с роликом, закрепленным на планке, шарнирно связанной с осью защелки.

3. Муфта ino пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что тормоз выполнен в виде эластичной колодки, закрепленной на эксцентриковом валике при помощи эксцентриковой втулки и:взаимодействующей с барабаном, установленным на валу.

4. Муфта по пп. 1 — 3, отличающаяся тем, что одно плечо двуплечего рычага выполнено в виде одного или нескольких зубьев, входящих в выемки, предусмотренные па полумуфте-звездочке, а другое плечо — в виде кулачка со спиральной рабочей поверхностью.

5. Муфта по пп. 1 — 4, отличающаяся тем, что полумуфта-звездочка выполнена заодно с валом.

268808

Составитель И. Малюга

Редактор А. Ю. Пейсоченко Техред Л. В. Куклина Корректор С. А. Кузовенкова

Заказ 2164/10 Тираж 480 Подписное

ЦИИИПИ Когяптета по делам изобретений и открьппй прн Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская нао., д. 4, 5

Типография, пр, Сапунова, 2

Однооборотная муфта Однооборотная муфта Однооборотная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в составе тормозов, управляемых сцепных, предохранительных и обгонных муфт и других механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении, приборостроении, подъемно-транспортных машинах и других видах техники
Наверх