Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2600383:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских силовых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев с примыканием к вершинам зубьев и с зазорами относительно тела зубчатого колеса, внутренние и наружные периметры которых выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых кромках зубьев. Участки зазоров между силовыми кольцевыми накладками и телом зубчатого колеса с обоих его торцов перекрыты парой дополнительных несиловых плоских кольцевых накладок, наружный периметр которых идентичен внутреннему периметру силовых кольцевых накладок, а их внутренний периметр выполнен в виде окружности с радиусом, меньшим радиуса окружности оснований зубьев. Участки обоих торцов зубчатого венца между наружными периметрами силовых кольцевых накладок и окружностью вершин зубьев перекрыты дополнительными несиловыми надставками. При этом дополнительные несиловые кольцевые накладки укреплены на торцах тела и по внутренним периметрам силовых кольцевых накладок, а дополнительные несиловые надставки укреплены на торцах зубьев и по наружным периметрам силовых кольцевых накладок. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок в форме колец, имеющих внутренний и наружный профили в виде окружностей, укрепленных на торцах зубьев - см. А.С. СССР №1578406, кл. F16Н 55/12, опубл. 15.07.90 г., Бюл. №26. Накладки связывают зубья зубчатого венца между собой, тем самым повышая их изгибную прочность и предотвращая их изломы под действием воспринимаемых зубьями нагрузок.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что накладки выполнены в виде колец, наружный и внутренний профили которых выполнены в виде окружностей; поэтому соседние зубья колеса соединены между собой фрагментами кольцевых накладок - дугообразными элементами. Т.е. зубья соединены элементами изогнутыми, в то время как накладки призваны передавать и воспринимать нагрузки, направленные по прямым линиям - от зуба к зубу; а изогнутые элементы в данном случае - нерациональны, т.к. прямыми участками, соединяющими зубья, является лишь часть дугообразных накладок; участки накладок, примыкающие к внутреннему периметру, являются вогнутыми, что ослабляет накладки, уменьшая их площадь; а участки накладок, примыкающие к их внешнему периметру, являются выпуклыми - нерабочими, что приводит к перерасходу материала, идущего на изготовление накладок. Это проявляется тем больше, чем больше модуль зубьев колеса.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских силовых торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев с примыканием к вершинам зубьев и с зазором относительно тела колеса; причем наружные и внутренние периметры накладок выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых кромках зубьев - см. патент на изобретение РФ №2488726, кл. F16H 55/12, опубл. 27.07.213 г., Бюл. №21.

Недостаток прототипа состоит в том, что при смазывании зубчатого колеса пластичным смазочным материалом этот смазочный материал, вытесняемый с боковых (рабочих) поверхностей зубьев зубьями парного сопряженного колеса, попадает из зоны зацепления зубьев на торцы колеса - через зазоры между силовыми накладками и телом колеса, а также на торцы силовых накладок - через участки торцов зубчатого венца, не перекрытые силовыми накладками. Это приводит к потерям смазочного материала, используемого для смазывания колеса, и перерасходу смазочного материала, что ухудшает качество смазывания зубчатого колеса.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубчатого колеса.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских силовых накладок, укрепленных на торцах зубьев с примыканием к вершинам зубьев и с зазорами относительно тела колеса; внутренние и наружные периметры накладок выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых кромках зубьев; причем зазоры между силовыми накладками и телом колеса с обоих его торцов перекрыты парой дополнительных (несиловых) плоских кольцевых накладок, наружный диаметр которых идентичен внутреннему периметру силовых накладок, а их внутренний периметр имеет вид окружности с радиусом, меньшим радиуса окружности оснований зубьев; участки обоих торцов зубчатого венца между наружными периметрами силовых накладок и окружностью вершин зубьев перекрыты дополнительными (несиловыми) надставками; дополнительные (несиловые) кольцевые накладки и надставки укреплены соответственно на торцах тела, торцах зубьев и по внутренним и наружным периметрам силовых накладок.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатого колеса с местным разрезом (вид с торца) - фиг. 1, сечение фрагмента зубчатого колеса (вид сбоку) - фиг. 2, разрез фрагмента зубчатого колеса (вид сбоку) - фиг. 3.

На чертежах показаны: тело 1 зубчатого колеса; зубчатый венец с зубьями 2; силовые накладки 3 и 4; дополнительные (несиловые) торцевые накладки 5 и 6; дополнительные (несиловые) надставки 7; боковые поверхности 8 зубьев; радиус Rв окружности вершин зубьев; радиус Rо окружности оснований зубьев; радиус Rвн внутренней окружности дополнительных (несиловых) накладок 5 и 6; ширина в силовых накладок (3 и 4); толщина a1 силовых накладок (3 и 4); толщина а2 дополнительных (несиловых) накладок (5 и 6) и надставок (7).

Зубчатое колесо содержит тело 1 и зубчатый венец с зубьями 2. На торцах зубьев укреплена пара плоских силовых накладок 3 и 4 с примыканием к вершинам зубьев и с зазорами относительно тела колеса, внутренний и наружный периметры этих накладок выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых кромках зубьев. Эти накладки имеют ширину в и толщину а 1. Зазоры между силовыми накладками (3 и 4) и телом колеса с обоих его торцов перекрыты парой дополнительных (несиловых) накладок 5 и 6, наружный периметр которых идентичен внутреннему периметру силовых накладок (3 и 4), а их внутренний периметр выполнен в виде окружности с радиусом Rвн, меньшим радиуса Rо окружности оснований зубьев; участки обоих торцов зубчатого венца между наружными периметрами силовых накладок (3 и 4) и окружностью вершин зубьев (радиусом Rв) перекрыты дополнительными (несиловыми) надставками 7. Дополнительные (несиловые) накладки (5 и 6) и надставки (7) имеют толщину a 2, меньшую, чем толщина a 1 силовых накладок; они не рассчитаны на восприятие и передачу силовых нагрузок и могут быть выполнены, например, из пластмассы. Дополнительные накладки и надставки крепятся соответственно на торцах тела 1, торцах зубьев 2, а также по внутренним и наружным периметрам силовых накладок (3 и 4), например, клеевым способом.

При работе колеса в режиме нагружения торцевые силовые накладки 3 и 4, связывающие между собой зубья 2 колеса, повышают их взаимную жесткость и изгибную прочность. Дополнительные (несиловые) накладки (5 и 6) и надставки 7 локализуют зоны зацепления зубьев 2 с зубьями парного колеса и при смазывании зубьев колеса пластичным смазочным материалом не позволяют этому смазочному материалу вытесняться из этих зон (они позволяют образовать смазочные карманы для пластичного смазочного материала).

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет удерживать пластичный смазочный материал, вытесняемый при работе колеса с его боковых (рабочих) поверхностей зубьями парного колеса, в зоне трения зубьев колеса. Тем самым повышается качество смазывания зубьев колеса, а также снижается расход смазочного материала, используемого для смазывания колеса.

Зубчатое колесо, преимущественно тяжелонагруженное, крупномодульное, смазываемое пластичным смазочным материалом, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских силовых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев с примыканием к вершинам зубьев и с зазорами относительно тела зубчатого колеса, внутренние и наружные периметры которых выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых кромках зубьев, отличающееся тем, что участки зазоров между силовыми кольцевыми накладками и телом зубчатого колеса с обоих его торцов перекрыты парой дополнительных несиловых плоских кольцевых накладок, наружный периметр которых идентичен внутреннему периметру силовых кольцевых накладок, а их внутренний периметр выполнен в виде окружности с радиусом, меньшим радиуса окружности оснований зубьев, участки обоих торцов зубчатого венца между наружными периметрами силовых кольцевых накладок и окружностью вершин зубьев перекрыты дополнительными несиловыми надставками, при этом дополнительные несиловые кольцевые накладки укреплены на торцах тела и по внутренним периметрам силовых кольцевых накладок, а дополнительные несиловые надставки укреплены на торцах зубьев и по наружным периметрам силовых кольцевых накладок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с внутренними диаметрами, меньшими, чем диаметр оснований зубчатого венца, и наружными диаметрами, равными диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра с разными, в том числе, режимами нагружения зубьев по окружностям колес.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжело нагруженных зубчатых передачах, подверженных ударным нагрузкам. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями высотой и пару плоских кольцевых накладок шириной а, укрепленных на торцах зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра с разными режимами нагружения зубьев по окружностям колес.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых передачах, работающих в режиме ударного нагружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, имеющих внутренний и наружный периметры в форме окружностей и укрепленных на торцах зубьев и участков торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными тяжелонагруженными зубчатыми колесами большого диаметра с разными режимами нагружения зубьев, в том числе ударными, по окружности колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело со ступицей, выполненное в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы и торцах зубчатого венца, выполненного в виде отдельных зубьев, укрепленных своими торцами между дисками.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в тяжело нагруженных зубчатых передачах, подверженных ударным нагрузкам.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления. Зубчатое колесо преимущественно внутреннего зацепления содержит ступицу, тело в виде диска, венцевое колесо и зубчатый венец с зубьями, которые ориентированы радиально в сторону ступицы, а между внутренними торцами зубчатого венца и телом выполнен технологический зазор.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с тяжелонагруженными зубчатыми колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и тела колеса. В наружных и внутренних поверхностях накладок выполнены радиально ориентированные пазы, образующие гофры. Пазы, примыкающие к зубьям и выполняющие функцию смазочных карманов, выполнены с вписыванием в них в плане боковых поверхностей зубьев в плоскости вращения колеса. Объемы этих пазов на участках примыкания пазов к торцам тела колеса заполнены упругими вставками. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Наружный диаметр накладок больше, чем диаметр окружности вершин зубчатого венца. Части накладок, выходящие за габариты вершин зубчатого венца, разведены в стороны от торцов этого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.
Наверх