Способ изготовления отсека летательного аппарата в виде оболочки вращения и отсек летательного аппарата в виде оболочки вращения



Способ изготовления отсека летательного аппарата в виде оболочки вращения и отсек летательного аппарата в виде оболочки вращения
Способ изготовления отсека летательного аппарата в виде оболочки вращения и отсек летательного аппарата в виде оболочки вращения
Способ изготовления отсека летательного аппарата в виде оболочки вращения и отсек летательного аппарата в виде оболочки вращения

 


Владельцы патента RU 2602114:

Закрытое Акционерное Общество "Центр перспективных разработок ОАО ЦНИИСМ" (RU)

Изобретение относится к авиации и касается созданий конструкций для летательных аппаратов (ЛА). При изготовлении отсека ЛА в виде оболочки вращения на оправку укладывают разделительный слой из резиноподобного материала со спиральными обоих направлений канавками одинаковой ширины, слоями из высокомодульных нитей вматывают в эти канавки спиральные ребра, затем наматывают обжимающую облицовку из термоусаживающего материала, термообрабатывают, удаляют облицовку, снимают с оправки и удаляют разделительный слой. Причем канавки выполняют с плавным увеличением их глубины, обеспечивая конусность внутреннего контура оболочки. При этом после термообработки и удаления облицовки протачивают ребра совместно с резиноподобным материалом, обеспечивая соединительные параметры наружной цилиндрической поверхности оболочки отсека. При этом наружная поверхность каждого ребра выполнена как часть наружной цилиндрической поверхности отсека, а возрастание площади сечения получено плавным увеличением строительной высоты каждого ребра с возрастанием количества нитей в сечении. Достигается создание высокотехнологичной конструкции облегченного отсека ЛА с повышенной надежностью работы. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании конструкций для летательных аппаратов, в частности для разработки и производства отсеков космических аппаратов.

Известны отсек летательного аппарата в виде оболочки вращения и способ его изготовления по патенту US 4284679 А, МПК7 B32B 1/00, 18.08.1981.

Известны отсек летательного аппарата в виде сетчатой оболочки вращения и способ его изготовления по патенту WO 93/07412 A1, МПК7 B32B 1/08, 15.04.1993.

Известна оболочка летательного аппарата из полимерных композиционных материалов по патенту RU №2153419, МПК7 B32B 1/08, 10.03.99.

Известен способ изготовления элементов летательного аппарата из полимерных композиционных материалов по патенту RU №2153983, МПК B42C 53/56, 30.04.98, при котором на оправку укладывают разделительный слой, наматывают спиральные и кольцевые слои силовых элементов, обжимающую облицовку из термоусаживающего материала, термообрабатывают, снимают с оправки и удаляют облицовку и разделительный слой.

Известна оболочка летательного аппарата из полимерных композиционных материалов по патенту RU №2210726, МПК7 F42B 15/00, 22.11.2001, которая выполнена из множества перекрещивающихся спиральных, обоих направлений, и кольцевых ребер жесткости из, например, однонаправленных углеродных жгутов, пропитанных полимерным связующим.

Также известны оболочка летательного аппарата из полимерных композиционных материалов и способ ее изготовления по патенту RU №2153419, МПК7 B32B 3/12, 19.07.99.

Известные способ и устройство, как наиболее близкие по технической сущности и достигаемому результату, выбраны в качестве прототипов.

Недостатки известного прототипа для способа заключаются в следующем:

- в низкой технологичности выполнения операций;

- в низкой технологичности и низком качестве выполнения операций из-за возможности расслоений материала ребер и разлохмачивания нитей при их мехобработке;

- в низкой технологичности и низком качестве выполнения операций из-за низкого качества сопрягаемых поверхностей ребер, а также в низкой точности выполнения (больших отклонений формы от номинала) поверхностей, кроме того, минимальные отклонения поверхностей ребер от общей цилиндрической поверхности не обеспечиваются из-за наличия расслоений материала ребер и разлохмачивания нитей при их обычной мехобработке (точении на токарных станках).

Недостатки известного прототипа для устройства заключаются в следующем:

- в низкой надежности работы устройства из-за неточной установки на сопрягаемую поверхность отсека космического аппарата наружного оборудования (солнечных батарей, антенн и т.д.), когда эта поверхность образована совокупностью выполненных с большими отклонениями от номинала наружных поверхностей соседних ребер; кроме того, в низкой точности установки наружного оборудования из-за его установки не на коническую с переменной кривизной, а на цидиндрическую поверхность;

- в низкой надежности работы устройства из-за низкой степени оптимизации конструкции, при одинаковом моменте сопротивления изгибу (Wc) любого по длине ребра сечения, из-за наличия ненагруженных участков ребер и, связанной с этим, увеличения массы устройства;

- в низкой надежности работы устройства из-за низкой степени оптимизации конструкции при неравномерном нагружении армирующих нитей материала ребер;

- в высокой массе устройства, а также в низкой достоверности и предсказуемости расчета изменения массы по количеству нитей переменной длины, и, кроме того, в низкой стабильности этого изменения (как по снижению, так и по превышению массы), что особенно важно для выводимых на орбиту космических аппаратов.

Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание высокотехнологичной конструкции облегченного отсека летательного аппарата с повышенной надежностью работы.

Технический результат для способа, который может быть достигнут при решении поставленной задачи, заключается в следующем:

- в повышении технологичности выполнения операций;

- в повышении технологичности и качества выполнения операций за счет снижения расслоений материала ребер и разлохмачивания нитей, благодаря «зажатости ребер» при их мехобработке;

- в повышении технологичности и качества выполнения операций за счет повышения качества сопрягаемых поверхностей ребер, а также в повышении точности выполнения (снижения отклонений формы) поверхностей, так как высокая (требуемая) точность не может быть обеспечена операциями намотки, а может быть обеспечена только мехобработкой на станках повышенной точности, кроме того, минимальные отклонения поверхностей ребер от общей цилиндрической поверхности обеспечиваются снижением расслоений материала ребер и разлохмачивания нитей, благодаря «зажатости ребер» при их мехобработке.

Технический результат для устройства, который может быть достигнут при решении поставленной задачи, заключается в следующем:

- в повышении надежности работы устройства за счет более точной установки на сопрягаемую поверхность отсека космического аппарата наружного оборудования (солнечных батарей, антенн и т.д.), когда эта поверхность образована совокупностью выполненных с повышенной точностью наружных поверхностей соседних ребер, кроме того, точность установки наружного оборудования повышается за счет его установки не на коническую с переменной кривизной, а на цилиндрическую поверхность;

- в повышении надежности работы устройства за счет повышения степени оптимизации конструкции, так как изгибающий момент, действующий на ребро, возрастает от переднего торца к торцу корневого закрепления, а для выравнивания напряжений по длине ребра в каждом сечении увеличивают момент сопротивления изгибу (Wc) от переднего к корневому торцу увеличением высоты (h) сечения (строительной высоты ребра), кроме того, уменьшение сечения к переднему торцу значительно снижает массу ребра, а значит, и всего устройства;

- в повышении надежности работы устройства за счет повышения степени оптимизации конструкции, так как изгибающий момент, действующий на ребро, возрастает от переднего торца к торцу корневого закрепления, а от его воздействия в каждом сечении ребра возникают в основном нормальные (растягивающие) напряжения, воспринимаемые нитями (армирующими) ребра, при этом количеством (армирующих) нитей выравнивают эти напряжения;

- в снижении массы, так как исследованиями установлено, что оптимальное количество нитей в сечении ребра по его длине достигается наличием участка высоты ребра заявленной величины, где размещены нити с плавным увеличением длины от, практически, нулевой до максимальной, а снижение массы для каждого ребра по сравнению с прототипом (ребром, где все нити имеют одинаковую длину) равно массе слоев с нитями переменной (увеличивающейся) длины, кроме того, техническим результатом является также повышение точности и предсказуемости расчета изменения массы по количеству нитей переменной длины, а также стабильности этого изменения (как по снижению, так и по превышению массы), что особенно важно для выводимых на орбиту космических аппаратов.

Поставленная задача с достижением технического результата решается тем, что способ изготовления отсека летательного аппарата в виде оболочки вращения, при котором на оправку укладывают разделительный слой из резиноподобного материала со спиральными обоих направлений канавками одинаковой ширины, слоями из высокомодульных нитей с их пропиткой полимерным связующим вматывают в эти канавки спиральные ребра, наматывают обжимающую облицовку из термоусаживающего материала, термообрабатывают, удаляют облицовку, снимают с оправки и удаляют разделительный слой, при этом, в соответствии с изобретением, канавки выполняют с плавным увеличением их глубины, обеспечивая конусность внутреннего контура оболочки, после термообработки и удаления облицовки, протачивают ребра совместно с резиноподобным материалом, обеспечивая соединительные параметры наружной цилиндрической поверхности оболочки отсека. В разделительном слое выполняют кольцевые канавки с дискретно увеличивающейся глубиной каждой канавки с совпадением этой глубины с глубиной спиральных канавок в узлах пересечений каждой кольцевой канавки со всеми спиральными обоих направлений канавками, при этом в кольцевые канавки слоями из пропитанных нитей вматывают одновременно со спиральными ребрами кольцевые ребра, которые протачивают одновременно со спиральными ребрами.

Для устройства поставленная задача с достижением технического результата решается тем, что отсек летательного аппарата в виде оболочки вращения, образованной множеством пересекающихся спиральных обоих направлений ребер одинаковой толщины из слоев высокомодульных нитей, пропитанных полимерным связующим, с возрастающей площадью сечения каждого ребра от переднего торца отсека к торцу его корневого закрепления, при этом в соответствии с изобретением наружная поверхность каждого ребра выполнена как часть наружной цилиндрической поверхности отсека, а возрастание площади сечения получено плавным увеличением строительной высоты каждого ребра с возрастанием количества нитей в сечении, причем (30-15)% наружных слоев выполнено из нитей различной длины с увеличением последней от минимальной до максимальной, равной длине нитей глубинных слоев. Оболочка снабжена кольцевыми ребрами, выполненными заодно со спиральными, с дискретно увеличивающейся строительной высотой, совпадающей со строительной высотой спиральных ребер в узлах пересечений каждого кольцевого ребра со всеми спиральными обоих направлений ребрами, при этом наружная поверхность каждого кольцевого ребра выполнена как часть наружной цилиндрической поверхности отсека.

Отличительными признаками для способа являются следующие признаки:

- канавки выполняют с плавным увеличением их глубины - признак существенный, предусматривает наличие новой операции, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности выполнения операции;

- обеспечивают конусность внутреннего контура оболочки - признак существенный, предусматривает наличие новой операции, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности выполнения операции;

- после термообработки и удаления облицовки протачивают ребра совместно с резиноподобным материалом - признаки существенные, предусматривают наличие новых операций и новое выполнение операций, направлены на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности и качества выполнения операций за счет снижения расслоений материала ребер и разлохмачивания нитей, благодаря «зажатости ребер» при их мехобработке;

- обеспечивают соединительные параметры наружной цилиндрической поверхности оболочки отсека - признаки существенные, предусматривают наличие новых операций и новое выполнение операций, направлены на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности и качества выполнения операций за счет повышения качества сопрягаемых поверхностей ребер, а также повышения точности выполнения (снижения отклонений формы) поверхностей, так как высокая (требуемая) точность не может быть обеспечена операциями намотки, а может быть обеспечена только мехобработкой на станках повышенной точности, кроме того, минимальные отклонения поверхностей ребер от общей цилиндрической поверхности обеспечиваются снижением расслоений материала ребер и разлохмачивания нитей, благодаря «зажатости ребер» при их мехобработке;

- в разделительном слое выполняют кольцевые канавки с дискретно увеличивающейся глубиной каждой канавки с совпадением этой глубины с глубиной спиральных канавок в узлах пересечений каждой кольцевой канавки со всеми спиральными обоих направлений канавками, при этом в кольцевые канавки слоями из пропитанных нитей вматывают одновременно со спиральными ребрами кольцевые ребра, которые протачивают одновременно со спиральными ребрами - признаки существенные, предусматривают наличие новых операций и новое выполнение операций, направлены на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности и качества выполнения операций за счет повышения надежности работы отсека на сжатие, а также за счет повышения качества выполнения наружной посадочной цилиндрической поверхности.

Отличительными признаками для устройства являются следующие признаки:

- наружная поверхность каждого ребра выполнена как часть наружной цилиндрической поверхности отсека - признак существенный, предусматривает новую форму элемента, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение надежности работы устройства за счет более точной установки на сопрягаемую поверхность отсека космического аппарата наружного оборудования (солнечных батарей, антенн и т.д.), когда эта поверхность образована совокупностью выполненных с повышенной точностью наружных поверхностей соседних ребер, кроме того, точность установки наружного оборудования повышается за счет его установки не на коническую с переменной кривизной, а на цилиндрическую поверхность;

- возрастание площади сечения получено плавным увеличением строительной высоты каждого ребра - признак существенный, предусматривает новое соотношение размеров элемента, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение надежности работы устройства за счет повышения степени оптимизации конструкции, так как изгибающий момент, действующий на ребро, возрастает от переднего торца к торцу корневого закрепления, а для выравнивания напряжений по длине ребра в каждом сечении увеличивают момент сопротивления изгибу (Wc) от переднего к корневому торцу увеличением высоты (h) сечения (строительной высоты ребра), кроме того, уменьшение сечения к переднему торцу значительно снижает массу ребра, а значит, и всего устройства;

- с возрастанием количества нитей в сечении - признак существенный, предусматривает новое количественное соотношение элементов, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение надежности работы устройства за счет повышения степени оптимизации конструкции, так как изгибающий момент, действующий на ребро, возрастает от переднего торца к торцу корневого закрепления, а от его воздействия в каждом сечении ребра возникают в основном нормальные (растягивающие) напряжения, воспринимаемые нитями (армирующими) ребра, при этом количеством (армирующих) нитей выравнивают эти напряжения;

- (30-15)% наружных слоев выполнено из нитей различной длины с увеличением последней от минимальной до максимальной, равной длине нитей глубинных слоев, - признак существенный, предусматривает новое количественное соотношение элементов и новое соотношение размеров, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на снижение массы, так как исследованиями установлено, что оптимальное количество нитей в сечении ребра по его длине достигается наличием участка высоты ребра заявленной величины, где размещены нити с плавным увеличением длины от, практически, нулевой до максимальной, а снижение массы для каждого ребра по сравнению с прототипом (ребром, где все нити имеют одинаковую длину) равно массе слоев с нитями переменной (увеличивающейся) длины, кроме того, техническим результатом является также повышение точности и предсказуемости расчета изменения массы по количеству нитей переменной длины, а также стабильности этого изменения (как по снижению, так и по превышению массы), что особенно важно для выводимых на орбиту космических аппаратов;

- оболочка снабжена кольцевыми ребрами, выполненными заодно со спиральными, с дискретно увеличивающейся строительной высотой, совпадающей со строительной высотой спиральных ребер в узлах пересечений каждого кольцевого ребра со всеми спиральными обоих направлений ребрами, при этом наружная поверхность каждого кольцевого ребра выполнена как часть наружной цилиндрической поверхности отсека - признаки существенные, предусматривают наличие новых элементов, новое соотношение размеров, новую взаимосвязь и новую форму элементов, направлены на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение надежности работы устройства за счет повышения несущей способности при работе оболочки на сжатие, а также за счет повышения надежности крепления наружного оборудования (солнечных батарей, антенн и т.д.) при увеличении площади их крепления.

Указанные отличительные признаки являются существенными, поскольку каждый в отдельности и все совместно направлены на решение поставленной задачи с достижением технических результатов. Использование единой совокупности существенных отличительных признаков в известных решениях не обнаружено, что характеризует соответствие технического решения критерию «новизна».

Единая совокупность новых существенных признаков с общими известными обеспечивает решение поставленной задачи с достижением технических результатов и характеризует предложенные технические решения существенными отличиями по сравнению с известным уровнем техники и аналогами. Данные технические решения являются результатом научно-исследовательской и экспериментальной работы по повышению технологичности конструкции облегченных отсеков летательных аппаратов с повышением надежности их работы без использования известных проектировочных решений, рекомендаций, материалов и обладают неочевидностью, что свидетельствует об их соответствии критерию «изобретательский уровень».

Сущность изобретений поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен общий вид способа изготовления отсека летательного аппарата; на фиг. 2 - общий вид отсека летательного аппарата; на фиг. 3 - сечение канавок с материалом ребер; на фиг. 4 - сечение ребер; на фиг. 5 - развертка продольного сечения спирального ребра; на фиг. 6 - развертка продольного сечения спирального ребра прототипа.

Способ изготовления отсека 1 летательного аппарата в виде оболочки вращения, при котором на оправку 2 укладывают разделительный слой 3 из резиноподобного материала со спиральными обоих направлений канавками 4 одинаковой ширины 5, слоями 6 из высокомодульных нитей 7 с их пропиткой полимерным связующим вматывают в эти канавки 4 спиральные ребра 8, наматывают обжимающую облицовку 9 из термоусаживающего материала, термообрабатывают, удаляют облицовку 9, снимают с оправки и удаляют разделительный слой 3, при этом канавки 4 выполняют с плавным увеличением их глубины 10, обеспечивая конусность 11 внутреннего контура 12 оболочки, после термообработки и удаления облицовки 9, протачивают ребра 8 совместно с резиноподобным материалом разделительного слоя 3, обеспечивая соединительные параметры наружной цилиндрической поверхности 13 оболочки отсека 1. В разделительном слое 3 выполняют кольцевые канавки 14 с дискретно увеличивающейся глубиной 15 каждой канавки 14 с совпадением этой глубины 15 с глубиной 10 спиральных канавок 4 в узлах пересечений каждой кольцевой 14 канавки со всеми спиральными 4 обоих направлений канавками, при этом в кольцевые канавки 14 слоями 6 из пропитанных нитей 7 вматывают одновременно со спиральными ребрами 8 кольцевые ребра 16, которые протачивают одновременно со спиральными ребрами 8.

Отсек 1 летательного аппарата в виде оболочки вращения, образованной множеством пересекающихся спиральных обоих направлений ребер 8 одинаковой толщины 17 из слоев высокомодульных нитей 7, пропитанных полимерным связующим, с возрастающей площадью сечения каждого ребра от переднего торца 18 отсека 1 к торцу его корневого закрепления 19, при этом наружная поверхность 20 каждого ребра 8 выполнена как часть наружной цилиндрической поверхности 13 отсека 1, а возрастание площади сечения получено плавным увеличением строительной высоты 21 каждого ребра 8 с возрастанием количества нитей 7 в сечении, причем (30-15)% наружных слоев 6 выполнено из нитей различной длины (li) 22 с увеличением последней от минимальной до максимальной, равной длине нитей глубинных слоев 23. Оболочка снабжена кольцевыми ребрами 16, выполненными заодно со спиральными 8, с дискретно увеличивающейся строительной высотой 24, совпадающей со строительной высотой 21 спиральных ребер 8 в узлах пересечений каждого кольцевого ребра 16 со всеми спиральными 8 обоих направлений ребрами, при этом наружная поверхность каждого кольцевого ребра 25 выполнена как часть наружной цилиндрической поверхности 13 отсека 1.

Пример конкретного исполнения способа и отсека 1 заключается в том, что спиральные ребра 8 выполнены в виде сужающейся по высоте конструкции, что демонстрируется разверткой продольного криволинейного сечения ребра (см. фиг. 5). В этом сечении материал ребер состоит из двух зон, прямоугольной зоны 26 с нитями 7, глубинных слоев 23, одинаковой длины, равной длине ребра L, и треугольной зоны 27 с нитями переменной длины, изменяющейся от минимальной (lmin) до максимальной (lmax=L). Экономия массы каждого ребра 8 рассчитывается как масса зоны 27 прямоугольного ребра прототипа (деление на зоны 26, 27, 28 - условное) со спиральными ребрами постоянного по длине сечения (см. фиг. 6) или виртуальной зоны 28, равной массе зоны 27 рассматриваемого ребра. То есть экономия массы всех ребер равна массе материала из армированных нитей спиральных ребер переменной длины.

Работает отсек 1 следующим образом.

При закреплении отсека 1 торцом 19 корневого закрепления во время маневрирования летательного аппарата на отсек 1 действуют инерционные усилия, от закрепленных элементов наружного оборудования и от собственной массы отсека на его спиральные ребра 8 действуют переменные по длине изгибающие моменты. Благодаря регламентированной переменой высоте 21 ребер 8 (и, как следствие, переменному моменту сопротивления Wc) нормальные напряжения в нитях 7 выравниваются, степень оптимизации конструкции повышается и в связи с этим повышается надежность работы отсека со снижением его массы. За счет заданной степени точности выполнения стыковочной цилиндрической поверхности с минимальными отклонениями от номинала, полученной мехобработкой на станках повышенной степени точности, пространственные отклонения от номинала при креплении наружного оборудования (в частности, расстояния от торца 19 до центров масс этого оборудования) минимальны. В связи с этим достоверность прочностных расчетов несущих элементов отсека соответствует заданным показателям надежности.

Таким образом, использование изобретений позволит создать высокотехнологичную конструкцию оболочки летательного аппарата с повышенной надежностью работы, что и подтверждает их использование по назначению. Осуществимость изобретений подтверждена положительными результатами испытаний образцов и фрагментов конструкций, разработка и изготовление которых полностью основаны на представленном описании. В связи с этим новое техническое решение соответствует и критерию «промышленная применимость», т.е. уровню изобретения.

1. Способ изготовления отсека летательного аппарата в виде оболочки вращения, при котором на оправку укладывают разделительный слой из резиноподобного материала со спиральными обоих направлений канавками одинаковой ширины, слоями из высокомодульных нитей с их пропиткой полимерным связующим вматывают в эти канавки спиральные ребра, наматывают обжимающую облицовку из термоусаживающего материала, термообрабатывают, удаляют облицовку, снимают с оправки и удаляют разделительный слой, отличающийся тем, что канавки выполняют с плавным увеличением их глубины, обеспечивая конусность внутреннего контура оболочки, после термообработки и удаления облицовки протачивают ребра совместно с резиноподобным материалом, обеспечивая соединительные параметры наружной цилиндрической поверхности оболочки отсека.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в разделительном слое выполняют кольцевые канавки с дискретно увеличивающейся глубиной каждой канавки с совпадением этой глубины с глубиной спиральных канавок в узлах пересечений каждой кольцевой канавки со всеми спиральными обоих направлений канавками, при этом в кольцевые канавки слоями из пропитанных нитей вматывают одновременно со спиральными ребрами кольцевые ребра, которые протачивают одновременно со спиральными ребрами.

3. Отсек летательного аппарата в виде оболочки вращения, образованной множеством пересекающихся спиральных обоих направлений ребер одинаковой толщины из слоев высокомодульных нитей, пропитанных полимерным связующим, с возрастающей площадью сечения каждого ребра от переднего торца отсека к торцу его корневого закрепления, отличающийся тем, что наружная поверхность каждого ребра выполнена как часть наружной цилиндрической поверхности отсека, а возрастание площади сечения получено плавным увеличением строительной высоты каждого ребра с возрастанием количества нитей в сечении, причем 30-15% наружных слоев выполнено из нитей различной длины с увеличением последней от минимальной до максимальной, равной длине нитей глубинных слоев.

4. Отсек по п.3, отличающийся тем, что его оболочка снабжена кольцевыми ребрами, выполненными заодно со спиральными, с дискретно увеличивающейся строительной высотой, совпадающей со строительной высотой спиральных ребер в узлах пересечений каждого кольцевого ребра со всеми спиральными обоих направлений ребрами, при этом наружная поверхность каждого кольцевого ребра выполнена как часть наружной цилиндрической поверхности отсека.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации и касается изготовления конструкций отсеков летательных аппаратов (ЛА). При изготовлении отсека в виде оболочки вращения ячеистой структуры на оправку укладывают разделительный слой из резиноподобного материала с кольцевыми и спиральными канавками, затем слоями из высокомодульных нитей вматывают в эти канавки кольцевые и спиральные ребра, с натяжением наматывают наружную оболочку, термообрабатывают, снимают с оправки и удаляют разделительный слой.

Изобретение относится к космической технике, в частности к конструкции космических аппаратов (КА) для калибровки РЛС. КА содержит корпус с приборным отсеком, двигательную установку, системы ориентации и стабилизации, солнечные батареи.

Изобретение относится к области авиации и космонавтики, в частности к конструкциям летательных аппаратов. Устройство энергоприводной системы реактивного летательного аппарата для реализации автономного перманентного полета с получением энергии из окружающей среды содержит в вершине первого купола открывающиеся эжекторы-воздухозаборники.

Изобретение относится к оборудованию, развертываемому снаружи космического аппарата (КА), и может быть использовано на КА дистанционного зондирования земной поверхности.

Изобретение относится к области космической техники и физике состояния газа и может быть использовано для количественной оценки остаточной характеристической скорости в случае реактивной выработки рабочего тела из емкостей рабочей системы.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при изготовлении космических аппаратов (КА). Изготавливают комплектующие, собирают КА с системой электропитания с солнечными, аккумуляторными батареями и стабилизированным преобразователем напряжения с общей шиной, проводят электрические испытания, сборку схем испытаний КА на функционирование, проводят испытания на воздействие механических нагрузок, проводят термовакуумные испытания, проводят заключительные испытания, при проектировании схем испытаний соединители в силовых цепях аккумуляторных батарей выбирают с розетками, перед стыковкой выбранных соединителей предварительно контролируют отсутствие гальванической связи цепей с корпусом КА через дополнительно предусмотренные от цепей контролируемых соединителей выводы с токоограничительными резисторами по величине напряжения между контролируемыми цепями и шинами аккумуляторных батарей, стыкуют соединители при сборке схем испытаний.

Изобретение относится к конструкции и оборудованию космических аппаратов (КА), предназначенных для юстировки и калибровки радиолокационных станций (РЛС). КА содержит корпус (1) в виде прямого кругового цилиндра.

Изобретение относится к оборудованию космических аппаратов (КА), например, телекоммуникационных спутников. Приборный отсек (ПО) КА содержит электрогерметичный корпус, выполненный из сотопанелей с вентиляционными отверстиями (ВО), внутри которого преимущественно установлены приборы полезной нагрузки и служебных систем.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в головных частях ракет. Космическая головная часть содержит полезную нагрузку, головной обтекатель, переходной отсек, дополнительный отсек с балластным или с балластно-балансировочным грузом, состыкованный с разделяемыми устройствами выводимой ПН и закрепленный на переходном отсеке или на блоке выведения.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в космических головных частях. Космическая головная часть содержит головной обтекатель, космический аппарат (КА) с силовым шпангоутом с переходной системой для стыковки с ракетой-носителем, переходник головного обтекателя с верхним шпангоутом, состыкованным с головным обтекателем разделяемым в полете соединением, нижним шпангоутом, состыкованным с верхним силовым шпангоутом КА с помощью неразъемного в полете соединения.

Изобретение относится к области испытания узлов летательных аппаратов, в частности к стендам для испытания электромеханических приводов системы уборки-выпуска закрылков.

Изобретение относится к авиации и касается изготовления конструкций отсеков летательных аппаратов (ЛА). При изготовлении отсека в виде оболочки вращения ячеистой структуры на оправку укладывают разделительный слой из резиноподобного материала с кольцевыми и спиральными канавками, затем слоями из высокомодульных нитей вматывают в эти канавки кольцевые и спиральные ребра, с натяжением наматывают наружную оболочку, термообрабатывают, снимают с оправки и удаляют разделительный слой.

Изобретение относится к авиации и касается способа мониторинга нагрузок и накопленной усталостной повреждаемости конструкции агрегатов планера в условиях реальной эксплуатации.

Изобретение относится к устройствам централизованного технического обслуживания, расположенного на борту самолета. Техническим результатом является уменьшение количества ложных тревог.

Группа изобретений относится к авиационной и ракетной технике. Способ изготовления корпуса гиперзвукового летательного аппарата из композиционных материалов характеризуется тем, что изготавливают методом намотки или объемного плетения одну или более оболочек вращения, из которых нарезают по предварительно определенным координатам верхнюю и нижнюю панели обшивки корпуса летательного аппарата.

Изобретение относится к способам прочностных испытаний самолета. Для оценки нагружения конструкции самолета при летных прочностных испытаниях измеряют значения силовых факторов реакции конструкции датчиками деформаций, размещенными на конструкции самолета, передают измеренные значения и значения параметров полета из памяти бортовых регистраторов в память компьютеров, строят, обучают и тестируют четыре искусственные нейронные сети.

Изобретение относится к области оценки безопасности полетов авиационной техники. Сущность: оценку осуществляют с учетом времени эксплуатации авиационной техники до последнего капитального ремонта эквивалентом повреждаемости крыла и коэффициентом технического состояния, зависящим от степени коррозионного и биологического поражения деталей и агрегатов воздушного судна по формуле: где α1 - коэффициент, характеризующий скорость накопления неустранимого износа; Ткр - время эксплуатации воздушного судна до последнего капитального ремонта; kэкв - эквивалент нагруженности крыла; t - время эксплуатации воздушного судна после последнего капитального ремонта; KТС - коэффициент технического состояния, Тмежрем - назначенный межремонтный срок службы воздушного судна; w - весовой коэффициент, значение которого определено по результатам обработки экспертной информации; γ - расчетный коэффициент.

Крыло с естественным ламинарным обтеканием для сверхзвукового летательного аппарата, в котором форма поперечного сечения крыла в направлении по хорде крыла в каждой точке по размаху крыла выбирается таким образом, что кривизна вблизи передней кромки имеет заранее заданное значение 1/3 или менее по сравнению с нормальной формой поперечного сечения в области линейного элемента 0,1% длины хорды крыла.

Изобретение относится к установке для обработки конструктивных элементов воздушного судна при помощи станции для обработки. Установка содержит позиционирующее устройство для установки и перемещения конструктивного элемента, манипулятор с инструментальным средством, погрузочно-разгрузочную зону, которая расположена на расстоянии от рабочей зоны, и транспортировочное устройство, выполненное с возможностью перемещения полностью конструктивного элемента, установленного на позиционирующем устройстве, между рабочей зоной и погрузочно-разгрузочной зоной.
Изобретение относится к области авиации, в частности к гидравлическим системам воздушных судов. При удалении растворенного воздуха из рабочей жидкости гидравлической системы летательного аппарата рабочая жидкость через перекрывное устройство удаляется в наземный бак.

Изобретение относится к авиации и касается изготовления конструкций отсеков летательных аппаратов (ЛА). При изготовлении отсека в виде оболочки вращения ячеистой структуры на оправку укладывают разделительный слой из резиноподобного материала с кольцевыми и спиральными канавками, затем слоями из высокомодульных нитей вматывают в эти канавки кольцевые и спиральные ребра, с натяжением наматывают наружную оболочку, термообрабатывают, снимают с оправки и удаляют разделительный слой.
Наверх