Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2616102:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок и зубчатый венец, выполненный из полых зубьев. Каждый зуб выполнен из пары изогнутых пластин, образующих боковые поверхности зубьев и закрепленных между внутренними торцами кольцевых накладок. В пластине, образующей опережающую при вращении колеса боковую поверхность, на участке ее примыкания к телу колеса выполнено сквозное отверстие вдоль ширины пластины. Вторая изогнутая пластина снабжена Г-образным элементом шириной, равной ширине второй изогнутой пластины. Одна полка элемента закреплена на второй изогнутой пластине в районе окружности вершин зубчатого венца с образованием зазора между Г-образным элементом и первой изогнутой пластиной, а другая его полка ориентирована в сторону тела зубчатого колеса с образованием зазора относительно него. Ширина сквозного отверстия, представляющего собой сквозное окно, равна ширине первой изогнутой пластины, высота сквозного окна равна высоте нерабочего участка боковой поверхности зуба, расчетного для данного зубчатого колеса. Полка Г-образного элемента, ориентированная в сторону тела зубчатого колеса, выполнена эквидистантной первой изогнутой пластине, а высота этой полки задана с обеспечением зазора между концом этой полки со стороны тела зубчатого колеса и минимальным верхним уровнем смазочного материала масляной ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения.

Известна конструкция зубчатого колеса, содержащего тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках тела, прилегающих к зубчатому венцу, см., например, патент США №3861231, Кл. 74-410, 1976 г.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что жидкий смазочный материал, захваченный зубьями колеса из масляной ванны - при их погружении в эту ванну - в процессе проворачивания колеса в сторону зоны зацепления парных зубчатых колес, нуждающуюся в смазывании, стекает с поверхностей зубьев колеса, и к моменту входа этих зубьев в зацепление с зубьями парного колеса они могут уже не нести на себе достаточного количества смазочного материала, необходимого для качественного смазывания зоны трения сопряженных зубьев парных колес. Это интенсифицирует процесс изнашивания зубьев парных колес.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2536286, кл. F16H 55/10, F16H 55/17, F16H 57/04, опубл. 20.12.2014 г., Бюл. №35. Сущность изобретения состоит в том, что колесо содержит тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, и зубчатый венец, выполненный из полых зубьев, каждый из которых состоит из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба и закрепленных между торцевыми накладками на теле колеса. В пластине, являющейся опережающей при вращении колеса, на участке примыкания ее к телу колеса вдоль ширины зубчатого венца выполнены сквозные отверстия. Вторая пластина снабжена Г-образным элементом шириной, равной ширине этой пластины, одна полка элемента закреплена на этой пластине в районе окружности вершин зубчатого венца с образованием зазора между элементом и первой пластиной, а другая его полка ориентирована в сторону тела колеса, с образованием зазора относительно него. Полости зубьев, при погружении зубьев в жидкий смазочный материал ванны, захватывают этот смазочный материал - через зазоры области вершин зубьев - и, при вращении колеса, переносят его в сторону зоны зацепления, при приближении к которой смазочный материал из полостей зубьев выдается наружу - на смазываемые поверхности трения зубьев.

Недостаток прототипа состоит в том, что совокупность сечений сквозных отверстий в пластинах, образующих набегающие боковые поверхности зубьев, может быть недостаточной для оптимального опорожнения полостей зубьев от смазочного материала, набранного ими из масляной ванны (т.к. отверстия выполнены в части ширины пластины). Кроме того, полки Г-образных элементов, обращенные в сторону тела колеса, ориентированы радиально относительно колеса, в то время как боковые поверхности зубьев, как правило, криволинейны; следовательно, криволинейными будут и пластины, образующие эти поверхности (у рассматриваемого колеса). А выполнение Г-образных элементов прямолинейными не позволяет образовывать внутри полых зубьев (с криволинейными боковыми поверхностями) объемы, заполняемые смазочным материалом, требуемой величины. Это не позволяет захватывать полостями полых зубьев достаточного количества смазочного материала из масляной ванны. Кроме того, уровень смазочного материала в самой масляной ванне может быть недостаточной высоты, чтобы смазочный материал мог попасть из нее в полости зубьев. Это может привести к тому, что смазочный материал из масляной ванны вообще не попадает в полости зубьев, что значительно ухудшит процесс смазывания элементов передачи, т.к. смазочный материал, захватываемый боковыми (трущимися) поверхностями самих зубьев, может быть недостаточным для оптимального смазывания трущихся поверхностей взаимно сопрягаемых зубьев парных зубчатых колес.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и обеспечения качества смазывания зубчатых колес передачи с учетом высоты уровня смазочного материала масляной ванны.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, и зубчатый венец, выполненный из полых зубьев. Каждый зуб выполнен из пары изогнутых пластин, образующих боковые поверхности зубьев и закрепленных между внутренними торцами кольцевых накладок. В пластине, образующей опережающую - при вращении колеса - боковую поверхность, на участке ее примыкания к телу колеса выполнено сквозное окно, ширина которого равна ширине этой пластины, а высота окна равна высоте нерабочего участка боковой поверхности зуба, расчетного для данного колеса. Полка Г-образного элемента, ориентированная в сторону тела колеса, выполнена эквидистантной первой пластине, а высота этой полки задана с обеспечением зазора между концом этой полки со стороны тела колеса и минимальным верхним уровнем смазочного материала масляной ванны.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатого колеса - вид с торца в разрезе (фиг. 1) и тот же фрагмент - вид сбоку в разрезе (фиг. 2).

На чертежах показаны: тело 1 зубчатого колеса, кольцевые накладки 2 и 3, окружность 4 вершин зубчатого венца, внутренняя окружность 5 кольцевых накладок (2 и 3), окружность 6 оснований зубчатого венца, пластины 7 и 9, наружные (боковые) поверхности 8 и 10 пластин (7 и 9), полки 11 и 13 Г-образного элемента, вершина 12 зуба; полость 14 полого зуба, заполняемая смазочным материалом; высота H зуба (зубчатого венца); высота C1 окна в пластине (7); зазоры С2 и С3; высота h1 полки (13) Г-образного элемента; расстояние h2 между полкой (13) и телом (1) колеса; направление вращения ω колеса.

Зубчатое колесо содержит тело 1, пару кольцевых накладок 2 и 3, укрепленных на торцах тела колеса, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин 4 зубчатого венца колеса, а их внутренний диаметр (5) - меньше диаметра окружности 6 оснований зубчатого венца, и зубчатый венец, выполненный из полых зубьев высотой Н. Каждый зуб выполнен из пары изогнутых пластин, образующих боковые поверхности зубьев и закрепленных между внутренними торцами кольцевых накладок 2 и 3. В каждой пластине (7), образующей опережающую - при вращении ω колеса - боковую поверхность 8 зуба, на участке ее примыкания к телу 1 колеса, выполнено сквозное окно; ширина этого окна равна ширине пластины 7 (ширине зубчатого венца колеса), а высота этого окна равна высоте нерабочего участка C1 боковой поверхности 8 зуба, расчетного для данного колеса. Вторая пластина (9), образующая отстающую боковую поверхность 10 зуба, снабжена Г-образным элементом шириной, равной ширине этой пластины. Одна полка (11) этого элемента закреплена на пластине 9 в районе окружности вершин 4 зубчатого венца, с образованием вершины 12 зуба, с зазором С2 между полкой 11 и пластиной 7. А другая полка (13), высотой h1 ориентирована в сторону тела (1) колеса и расположена эквидистантно пластине 7. Расстояние между полкой 13 и телом (1) колеса равно h2; это расстояние задано с учетом образования зазора С3 между полкой 13 и верхним уровнем ВУ жидкого смазочного материала масляной ванны. Внутренние поверхности полок 11 и 13, пластины 9 и кольцевых накладок 2 и 3 образуют полость 14, заполняемую смазочным материалом из масляной ванны.

При работе колеса в передаче и его вращении (ω) все зубья зубчатого венца поочередно периодически погружаются в жидкий смазочный материал масляной ванны. При этом смазочный материал затекает в полости полых зубьев через зазоры С2 в области вершин 12 зубьев (когда зубья погружены в масляную ванну и их вершины ориентированы вниз по вертикали). Смазочный материал заполняет часть полостей полых зубьев - полости 14, образованные внутренними поверхностями пластин 9, полок 13 и кольцевых накладок 2 и 3. При дальнейшем проворачивании колеса зубья переориентируются своими вершинами 12 вверх по вертикали; и смазочный материал, захваченный полостями 14 зубьев, вытекает из полых зубьев через сквозные окна в пластинах 7 (высотой C1), заполняя впадины между соседними зубьями и смазывая боковые (трущиеся) поверхности этих зубьев.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет образовывать участки объемов полостей зубьев, заполняемых смазочным материалом, достаточными для захватывания ими достаточного количества смазочного материала, идущего на смазывание трущихся поверхностей зубьев. Кроме того, выполнение сквозных выливных окон (по всей ширине зубьев) вместо совокупности сквозных отверстий, служащих для опорожнения полостей зубьев, заполненных смазочным материалом, позволяет опорожнять полости зубьев своевременно, до подхода зубьев к зоне зацепления с зубьями парного зубчатого колеса. А выполнение высоты этих окон равной высоте нерабочих участков боковых поверхностей зубьев учитывает то, что эти участки в зацеплении не участвуют и зубьями парного колеса не перекрываются. Выполнение полок Г-образных элементов, обращенных в сторону тела колеса и образующих объемы, заполняемые смазочным материалом, эквидистантными криволинейным пластинам, образующим боковые (набегающие) поверхности зубьев, позволяет оптимизировать объем полостей, заполняемых смазочным материалом. А выполнение необходимого зазора между концами Г-образных элементов, обращенных в сторону тела колеса, и минимальным верхним уровнем смазочного материала масляной ванны позволяет осуществлять заполнение полостей зубьев смазочным материалом при минимальном этом уровне, что позволяет, при проворачивании колеса в зону зацепления с парным колесом, осуществлять перенос смазочного материала в эту зону и обеспечить ее нормальное смазывание. Укорачивание высоты полок Г-образных элементов, обращенных в сторону тела колеса, и тем самым уменьшение объема полостей зубьев, заполняемых смазочным материалом, не ухудшает процесс смазывания, т.к. заполняемый смазочным материалом объем полых зубьев достаточно велик, чтобы захватить из масляной ванны достаточное количество смазочного материала, особенно при крупномодульных зубьях большой высоты (Н).

Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное, нереверсивной тихоходной передачи, смазываемое жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, и зубчатый венец, выполненный из полых зубьев, каждый зуб выполнен из пары изогнутых пластин, образующих боковые поверхности зубьев и закрепленных между внутренними торцами кольцевых накладок, в изогнутой пластине, образующей опережающую при вращении зубчатого колеса боковую поверхность, на участке ее примыкания к телу зубчатого колеса выполнено по меньшей мере одно сквозное отверстие вдоль ширины изогнутой пластины, вторая изогнутая пластина снабжена Г-образным элементом шириной, равной ширине второй изогнутой пластины, одна полка Г-образного элемента закреплена на второй изогнутой пластине в зоне окружности вершин зубчатого венца с образованием зазора между Г-образным элементом и первой изогнутой пластиной, а другая его полка ориентирована в сторону тела зубчатого колеса с образованием зазора относительно него, отличающееся тем, что ширина сквозного отверстия, представляющего собой сквозное окно, равна ширине первой изогнутой пластины, высота сквозного окна равна высоте нерабочего участка боковой поверхности зуба, расчетного для данного зубчатого колеса, полка Г-образного элемента, ориентированная в сторону тела зубчатого колеса, выполнена эквидистантной первой изогнутой пластине, а высота упомянутой полки задана с обеспечением зазора между ее концом со стороны тела зубчатого колеса и минимальным верхним уровнем смазочного материала масляной ванны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец, выполненный из пластин, изогнутых по наружному профилю зуба, и пары кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из пластин, изогнутых по наружному профилю зубьев с образованием в их набегающих боковых поверхностях сквозных отверстий в месте примыкания этих поверхностей к телу колеса, и пары кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела и на теле колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и порошкообразным магнитоактивным смазочным материалом, активируемым магнитным полем.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах-редукторах с картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо, выполненное из ферромагнитного материала, содержит тело и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо, со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны, снабжено парой скребков, симметрично прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса, выше верхнего уровня смазочного материала, с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Каждый скребок выполнен в виде прямоугольного отрезка полосы, изогнутого по дуге по направлению от масляной ванны вверх вдоль нижней половины торца колеса и прилегающего к колесу своим торцом под прямым углом. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо, со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны, снабжено парой скребков, симметрично прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса, выше верхнего уровня смазочного материала, с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Каждый скребок выполнен в виде прямолинейного прямоугольного отрезка полосы, прилегающего к колесу своим торцом под острым углом между верхней плоскостью отрезка и торцом колеса. Скребки расположены вдоль торцов колеса под углом к горизонтали, а их внешние концы превышают по вертикали их внутренние концы. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны снабжено парой скребков, прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены горизонтально, неподвижно относительно вращающегося колеса, выше верхнего уровня смазочного материала, с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Верхние поверхности скребков выполнены с наклоном в сторону от торцов колеса. А нижние поверхности скребков в их поперечном сечении выполнены дугообразно вогнутыми, со стороны торцов колеса плавно сопряженными с этими торцами, а с противоположной стороны ориентированными вниз по вертикали. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.
Наверх