Способ регистрации прохода колеса рельсового транспортного средства и способ определения диаметра колеса рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. Способ включает использование датчика колеса и определение скорости прохода колеса, при этом датчик содержит зону детектирования, а для функции отклика зоны на проход колеса и/или ее производной существует два экстремума, разность моментов появления которых при некоторой фиксированной скорости зависит только от диаметра проходящего колеса. В память датчика заносят набор эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия эталонных колес разного диаметра с зонами детектирования датчика. При проходе колеса в память датчика записывают значения отклика в виде функции отклика, с учетом скорости прохода колеса вычисляют разность моментов появления экстремумов функции отклика и/или ее производной, при совпадении вычисленного значения разности моментов с одним из значений разностей из набора, хранимого в памяти датчика, устанавливают факт прохода колеса. Диаметр проходящего колеса определяют из таблицы соответствия эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, занесенной в память датчика прохода. Достигается повышение надежности регистрации прохода колеса и точности определения диаметра. 2 н.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к управлению движением поездов, а именно к путевым устройствам, взаимодействующим с поездом, посредством которых определяют факт прохода колеса рельсового транспортного средства и его диаметр.

Прототипом предлагаемого изобретения в части способа регистрации прохода колеса рельсового транспортного средства является способ фиксации проследования колеса рельсового транспортного средства, в котором факт проследования колеса определяют при проследовании колеса над первым и вторым рельсовыми датчиками, в момент появления экстремального значения выходного напряжения на выходе первого рельсового датчика путем сравнения значения выходного напряжения на выходе второго рельсового датчика с пороговыми диапазонами напряжений (патент RU 2323120, опубликовано 27.04.2008).

Прототипом к способу определения диаметра колеса рельсового транспортного средства является способ определения диаметра колеса железнодорожного подвижного состава, согласно которому используют датчик определения прохода колеса, расположенный на рельсе под проезжающим колесом и имеющий две зоны детектирования, расположенные вдоль рельса, каждая из которых генерирует отклик при проходе колеса. Расстояние между зонами детектирования выбирают таким образом, чтобы функции отклика двух зон детектирования имели точку пересечения, по которой и вычисляют диаметр колеса проходящего подвижного состава (ЕР 1630518 А2, опубликовано 01.03.2006).

Недостатками данных технических решений являются недостаточная надежность регистрации факта прохода именно колеса железнодорожного транспортного средства и недостаточная точность определения диаметра колеса при смещении реборды колеса относительно боковой поверхности головки рельса и/или при различной степени износа колеса рельсового транспортного средства.

Техническим результатом, на который направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности регистрации факта прохода колеса и повышение точности определения диаметра колеса, в том числе при смещении реборды колеса относительно боковой поверхности головки рельса и при различной степени износа колеса рельсового транспортного средства.

В соответствии с предлагаемым изобретением способ регистрации прохода колеса рельсового транспортного средства включает использование датчика колеса и определение скорости прохода колеса, при этом датчик содержит по меньшей мере одну зону детектирования, а для функции отклика каждой зоны детектирования на проход колеса и/или производной этой функции существует по меньшей мере два экстремума, разность моментов появления которых при некоторой фиксированной скорости зависит только от диаметра проходящего колеса, в память датчика предварительно заносят набор эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия эталонных колес разного диаметра с зонами детектирования датчика, во время работы датчика при проходе колеса в каждой зоне детектирования в режиме реального времени в память датчика записывают значения отклика в виде некоторой функции отклика, с учетом фактически определенной скорости прохода колеса вычисляют разность моментов появления по меньшей мере двух экстремумов функции отклика и/или производной этой функции, при совпадении с заданной точностью вычисленного значения разности моментов появления экстремумов с одним из значений разностей из набора, хранимого в памяти датчика, устанавливают факт прохода именно колеса рельсового транспортного средства.

Для определения диаметра проходящего колеса набор эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия эталонных колес разного диаметра с зонами детектирования датчика, заносят в память датчика в виде таблицы соответствия, в которой каждой разности соответствует определенный диаметр колеса, при совпадении с заданной точностью вычисленного значения разности моментов появления экстремумов с одним из значений набора из таблицы соответствия, хранимой в памяти датчика, определяют соответствующий диаметр колеса рельсового транспортного средства.

Например, отклик рельсового датчика в приведенных прототипах можно описать функцией Гаусса. Функция Гаусса содержит один экстремум, момент появления которого соответствует ее математическому ожиданию μ. Производная функции Гаусса обладает двумя экстремумами, моменты появления которых соответствуют μ-σ и μ+σ, где σ - среднеквадратическое отклонение функции Гаусса. При смещении реборды колеса относительно боковой поверхности головки рельса и/или при проходе колеса различной степени износа меняется амплитуда значений отклика, но значение разности моментов появления экстремумов при фиксированной скорости зависит только от диаметра проходящего колеса.

Предварительно в память датчика заносят набор эталонных значений разности моментов появления экстремумов ΔD(n), n∈1…N, где N - количество колес с различными диаметрами, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия колес различного диаметра с зоной детектирования датчика.

Данный набор, согласно способу определения диаметра колеса рельсового транспортного средства, заносят в память датчика в виде таблицы соответствия, в которой каждому значению ΔD(n) соответствует определенный диаметр колеса.

Статическая характеристика взаимодействия колеса с зоной детектирования датчика представляет собой зависимость величины отклика зоны детектирования на присутствие колеса в определенных пространственных точках зоны детектирования при некотором постоянном смещении реборды колеса относительно боковой поверхности головки рельса.

Во время работы датчика при проходе колеса в память датчика записывают значения откликов каждой зоны детектирования в виде функции отклика ƒ(t) и определяют фактическую скорость υф прохода колеса рельсового транспортного средства.

Для определения скорости υф прохода колеса можно использовать вторую зону детектирования (как это описано, например, в US 6371417, опубликовано 16.04.2002), или дополнительные устройства определения скорости υф прохода колеса (как это описано, например, в RU 2586099, опубликовано 10.06.2016) и др.

По функции отклика ƒ(t) и/или ее производной вычисляют временную разность моментов появления экстремумов Δƒ(t). Затем вычисляют пространственную разность моментов появления экстремумов как Δ=Δƒ(t)⋅υф.

При совпадении с заданной точностью вычисленного значения пространственной разности моментов появления экстремумов Δ с одним из значений разности из набора ΔD(n), хранимого в памяти датчика, устанавливают факт прохода именно колеса рельсового транспортного средства. А по таблице соответствия, в которой каждой разности ΔD(n) соответствует определенный диаметр колеса, определяют соответствующий диаметр колеса рельсового транспортного средства.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность регистрации прохода именно колеса рельсового транспортного средства и повысить точность определения его диаметра, в том числе при смещении реборды колеса относительно боковой поверхности головки рельса и при различной степени износа колеса рельсового транспортного средства.

1. Способ регистрации прохода колеса рельсового транспортного средства, включающий использование датчика колеса и определение скорости прохода колеса, отличающийся тем, что датчик регистрации прохода колеса содержит по меньшей мере одну зону детектирования, для функции отклика каждой зоны детектирования на проход колеса и/или для производной этой функции существует по меньшей мере два экстремума, разность моментов появления которых при некоторой фиксированной скорости зависит только от диаметра проходящего колеса, в память датчика предварительно заносят набор эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия эталонных колес разного диаметра с зонами детектирования датчика, во время работы датчика при проходе колеса в каждой зоне детектирования в режиме реального времени в память датчика записывают значения отклика в виде некоторой функции отклика, с учетом фактически определенной скорости прохода колеса вычисляют разность моментов появления по меньшей мере двух экстремумов функции отклика и/или производной этой функции, при совпадении с заданной точностью вычисленного значения разности моментов появления экстремумов с одним из значений разностей из набора, хранимого в памяти датчика, устанавливают факт прохода колеса рельсового транспортного средства.

2. Способ определения диаметра колеса рельсового транспортного средства, заключающийся в том, что регистрируют проход колеса рельсового транспортного средства по п. 1, при этом набор эталонных значений разностей моментов появления экстремумов, вычисленных по статическим характеристикам взаимодействия эталонных колес разного диаметра с зонами детектирования датчика, заносят в память датчика в виде таблицы соответствия, в которой каждой разности соответствует определенный диаметр колеса, при совпадении с заданной точностью вычисленного значения разности моментов появления экстремумов с одним из значений разности таблицы соответствия, хранимой в памяти датчика, определяют соответствующий диаметр колеса рельсового транспортного средства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, для определения факта прохода колеса рельсового транспортного средства по участку пути.

Раскрыты способ и устройство для определения саморасцепа железнодорожного состава, когда один или более железнодорожных вагонов/пассажирских вагонов (401) случайно расцепляются от остальной части железнодорожного состава.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, для регистрации прохода колес. В способе проводят регистрацию изменения выходных напряжений на выходе индуктивных датчиков в реальном масштабе времени, преобразуют эти данные относительно расстояния в виде функций напряжения U1=f1(l), U2=f2(l), … Un=fn(l), затем сравнивают эти данные с набором аналогичных функций, которые предварительно были занесены в память контроллера при имитации прохода конкретных реборд колеса на некоторых фиксированных расстояниях от поверхности и от продольной оси симметрии датчика регистрации прохода колеса.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Система включает излучатели, приемники излучения, блок обработки, три оптических лазерных датчика положения, защищенных термостабилизирующими кожухами, которые подключены к блоку обработки, включающему микропроцессорные контроллеры и компьютерное оборудование.

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики железнодорожного транспорта. Система содержит на станциях, ограничивающих перегоны, пункты считывания идентификационной и диагностической информации с проходящих по перегону поездов, пункты счета осей, локомотивы, каждый из которых оборудован бортовым устройством управления, приемопередатчиком и блоком памяти, в котором записаны данные эталонной геометрической модели подвижного состава, содержащие информацию о структуре межосевых расстояний колесных пар.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Устройство содержит установленные на последнем вагоне источник оптического сигнала, регулятор, источник электропитания, блок кодирования тока.

Изобретение относится к области автоматики на железнодорожном транспорте. В способе проводят анализ выходного напряжения на выходе амплитудных детекторов датчиков при прохождении колесных пар, одновременно проверяют, как изменяется частота генерации автогенераторов.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на участках, оборудованных системами полуавтоматической блокировки. Технический результат изобретения заключается в повышении достоверности определения свободности железнодорожного перегона от подвижного состава.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для регулирования движения поездов по перегону между соседними станциями. Система содержит два полукомплекта аппаратуры на счетных участках станций, ограничивающих перегон, каждый полукомплект содержит рельсовые датчики, которые через формирователь сигналов соединены с блоком приемников, который через блок интерфейса со счетчиками осей соединен с локальной магистралью связи, к которой подключены блок интерфейса с электрической централизацией и блок управления.

Изобретение относится к системам регулирования движения поездов на перегонах. Система полуавтоматической блокировки для ограниченных по длине межстанционных перегонов содержит на ограничивающих перегон станциях входной и выходной светофоры, соединенные с аппаратурой электрической централизации, подключенной к блокам интерфейса.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для определения порядковых номеров вагонов движущегося железнодорожного состава. Способ основан на детектировании просветов между вагонами с использованием электромагнитного излучения, в котором вдоль пути состава устанавливают три детектора просвета между вагонами на равных расстояниях между ними и при этом выполняют условия: Lmax≤D≤2·Lmin, D/2≥ΔS, где Lmax и Lmin - максимальное и минимальное значения длины L просвета между вагонами соответственно, D - расстояние между крайними детекторами, ΔS - максимальное возможное смещение состава за время между двумя последовательными моментами получения логических сигналов о состоянии детекторов. При помощи процессора анализируют текущее и предыдущее состояния детекторов, формируют значения счетчиков числа вагонов, коды направления движения и изменения числа вагонов в составе. Достигается возможность определения порядковых номеров вагонов разных типов, направления движения и изменения числа вагонов при маневрировании состава, а также использования различных типов детекторов просвета между вагонами. 7 з.п. ф-лы, 5 табл., 5 ил.

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для определения диаметра колеса. Способ включает использование датчика колеса и определение скорости прохода колеса, при этом датчик регистрации прохода колеса содержит по меньшей мере одну зону детектирования. Предварительно определяют аппроксимирующую функцию, заносят набор значений характеризующего параметра или совокупности характеризующих параметров аппроксимирующей функции. При проходе колеса в зоне детектирования в память датчика в режиме реального времени записывают значения отклика зоны детектирования. С учетом определенной фактической скорости функцию отклика преобразовывают к виду нормированной статической характеристики, определяют значение характеризующего параметра или значения совокупности характеризующих параметров аппроксимирующей функции, при которых преобразованная функция отклика с заданной точностью соответствует аппроксимирующей функции. По таблице соответствия определяют диаметр колеса рельсового транспортного средства. Достигается повышение точности определения диаметра колеса рельсового транспортного средства.

Техническое решение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для определения местоположения рельсовых транспортных средств. В способе с помощью устройства контроля незанятости пути генерируют сигнал занятости, который указывает занятие рельсовым транспортным средством рельсового участка, контролируемого устройством контроля незанятости пути, как только рельсовое транспортное средство занимает рельсовый участок. Причем сигнал занятости снабжают посредством устройства определения времени меткой времени с образованием привязанного ко времени сигнала занятости, который указывает момент времени занятия рельсового участка, привязанный ко времени сигнал занятости, передают в направляющее устройство, контролирующее устройство контроля незанятости пути, привязанный ко времени сигнал занятости передают направляющим устройством далее в рельсовое транспортное средство, а в рельсовом транспортном средстве на основании привязанного ко времени сигнала занятости определяют фактическое местоположение рельсового транспортного средства и создают указание местоположения. Достигается упрощение определения местоположения рельсового транспортного средства. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В техническом решении в составе датчика прохода колес используют схему регистрации параметров катушки индуктивности, датчик температуры и таблицу, данные из которой изменяют параметры схемы регистрации в зависимости от данных температурного датчика так, чтобы изменение параметров катушки от воздействия температуры не влияло на результат регистрации прохода колеса. В схеме регистрации используют автономный задающий генератор и колебательный контур, в состав которого входит катушка индуктивности, при этом значения частоты и амплитуды тока возбуждения контура регулируют с использованием упомянутой таблицы, содержащей индивидуальные для каждого экземпляра датчика коды управления частотой и амплитудой тока, которые выбирают в соответствии со значением, поступающим от датчика температуры. Причем в качестве чувствительного элемента датчика температуры используют сопротивление катушки индуктивности постоянному току. Достигается повышение устойчивости работы датчика при воздействии бросков тягового тока и при воздействии температуры окружающей среды во всем диапазоне рабочих температур. 2 н. и 4 з. п. ф-лы, 1 ил.
Наверх