Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги



Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги
Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги
Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги
Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги
Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги
Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги
Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги
Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги
Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги

 


Владельцы патента RU 2635748:

САЖЕМ ДЕФАНС СЕКЮРИТЕ (FR)

Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги содержит привод, блокировочное устройство и устройство задержки блокировки. Привод включает первый элемент и второй элемент, установленный с возможностью перемещения относительно первого элемента. Один из первого или второго элементов является винтом, а другой - является гайкой, выполненной с возможностью взаимодействия с винтом так, чтобы вращение первого элемента относительно второго элемента приводило к поступательному перемещению второго элемента относительно первого элемента. Блокировочное устройство содержит блокировочную часть и приводной механизм. Блокировочная часть выполнена с возможностью поворота относительно первого элемента между заблокированным положением, в котором блокировочная часть препятствует вращению первого элемента, и разблокированным положением, в котором блокировочная часть обеспечивает вращение первого элемента. Приводной механизм выполнен с возможностью поворота блокировочной части в разблокированное положение. Устройство задержки блокировки содержит задерживающую деталь, выполненную с возможностью поступательного перемещения относительно первого элемента между первым и вторым положениями. В первом положении задерживающая деталь обеспечивает поворот блокировочной части между заблокированным положением и разблокированным положением. Во втором положении задерживающая деталь препятствует повороту блокировочной части в заблокированное положение. Изобретение позволяет снизить габариты блокировочного устройства и снизить его чувствительность к резким ускорениям. 18 з.п. ф-лы, 16 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к приводному устройству, предназначенному для перемещения подвижного капота реверса тяги.

Уровень техники

Как правило, силовые установки или PPS (Power Plant System) самолета содержат гондолу и турбореактивный двигатель, закрепленный на стойке крыла или на фюзеляже самолета. В случае двухконтурного турбореактивного двигателя с большой степенью двухконтурности (турбовентиляторный двигатель (англ. turbofan)) турбореактивный двигатель включает в себя газогенератор (каскад высокого давления или СоНР), каскад низкого давления (или СоВР), вентилятор и сопла. Вентилятор позволяет ускорить воздушный поток второго контура, проходящий по проточному тракту вентилятора, для создания тяги, необходимой для движения самолета.

Как правило, силовые установки самолетов содержат систему реверса тяги или TR ("Thrust Reverse"), позволяющую менять направление тяги на обратное в фазах приземления, чтобы повысить способность торможения самолета. Такая система содержит набор подвижных капотов, приводимых в действие соответствующими приводами и позволяющих временно перекрывать проточный тракт и отклонять воздушный поток второго контура наружу и в переднем направлении гондолы, создавая таким образом обратную тягу, которая дополняет торможение колес.

В случае так называемой «створочной» системы реверса тяги гондола оборудована подвижными капотами (называемыми «створками»), которые поворачиваются относительно конструкции гондолы между убранным положением, в котором капоты обеспечивают протекание воздушного потока по проточному тракту наружу и в заднем направлении гондолы, и развернутым положением, в котором капоты перекрывают проточный тракт и направляют воздушный поток наружу и переднем направлении гондолы.

В случае так называемой «решеточной» или «каскадной» системы реверса тяги гондола оборудована подвижными капотами, которые перемещаются скольжением относительно конструкции гондолы вдоль направляющих между убранным положением, в котором капоты обеспечивают протекание потока второго контура в проточном тракте наружу и в заднем направлении гондолы, и развернутым положением, в котором капоты открывают решетки лопаточных профилей реверса тяги, расположенные в толщине гондолы, и перекрывают воздушный проточный тракт при помощи створок, приведение в действие которых связано с движением капотов.

Как правило, в том или другом случае, подвижными капотами управляют специальные приводы. Механическую синхронизацию движения приводов обеспечивает система синхронизации, содержащая гибкие валы, механически связывающие приводы между собой.

Кроме того, системы реверса тяги обязательно содержат несколько блокировочных устройств, препятствующих несвоевременному развертыванию капотов в фазе полета. Среди блокировочных устройств, входящих в состав систем реверса тяги, некоторые блокировочные системы, называемые «первичными» или PLS ("Primary Lock System", воздействуют на гибкий вал для блокировки вращения гибкого вала.

В документе US №6786039 описана система привода реверса тяги, содержащая привод, перемещаемый между убранной конфигурацией и развернутой конфигурацией при помощи приводного вала, связанного с гибким валом. Система содержит блокировочное устройство, которым можно управлять для подключения и отключения приводного вала, чтобы блокировать или обеспечивать вращение приводного вала. Система дополнительно содержит механизм задержки блокировки, позволяющий удерживать блокировочное устройство в отключенном положении, пока привод не находится в убранной конфигурации.

Блокировочное устройство содержит блокировочный шток, выполненный с возможностью поступательного движения, возвратную пружину для воздействия на шток в направлении включенного положения и электромагнит, который можно активировать для воздействия на шток в направлении отключенного положения.

Такое блокировочное устройство выполнено таким образом, чтобы избегать разблокировки в случае удара. В частности, устройство должно продолжать работать, несмотря на большие динамические нагрузки, которые могут возникнуть в случае потери лопатки двигателя самолета ("Fan Blade Out"), поскольку некоторые из этих ударов могут создавать резкие ускорения. Блокировочное устройство должно быть также нечувствительным к другим источникам возбуждения (нарушение равновесия, толчки при рулении и т.д.), которые могут вызывать ускорения до 200 G.

Поэтому в блокировочных устройствах необходимо предусматривать возвратную пружину, имеющую большую жесткость, чтобы блокировочный шток не мог отключиться в случае удара. Следовательно, необходимо также предусматривать электромагнит, способный создавать большую силу разблокировки, чтобы преодолевать силу действия возвратной пружины и отключать блокировочный шток.

Это неизбежно приводит к увеличению габарита блокировочного устройства по причине больших размеров пружины и электромагнита, предназначенных для предупреждения несвоевременной разблокировки.

Раскрытие изобретения

Изобретение призвано предложить приводное устройство, имеющее небольшой габаритный размер.

В связи с этим объектом изобретения является приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги, содержащее:

- привод, содержащий первый элемент и второй элемент, установленный с возможностью перемещения относительно первого элемента, при этом один среди первого элемента или второго элемента является винтом, а другой является гайкой, выполненной с возможностью взаимодействия с винтом таким образом, чтобы вращение первого элемента относительно второго элемента приводило к поступательному перемещению второго элемента относительно первого элемента,

- блокировочное устройство, содержащее блокировочную часть, выполненную с возможностью поворота относительно первого элемента между заблокированным положением, в котором блокировочная часть препятствует вращению первого элемента, и разблокированным положением, в котором блокировочная часть обеспечивает вращение первого элемента, и приводной механизм, выполненный с возможностью поворота блокировочной части в разблокированное положение,

- устройство задержки блокировки, содержащее задерживающую деталь, выполненную с возможностью поступательного перемещения относительно первого элемента между первым положением, в котором задерживающая деталь обеспечивает поворот блокировочной части между заблокированным положением и разблокированным положением, и вторым положением, в которое задерживающая деталь препятствует повороту блокировочной части в заблокированное положение.

Поскольку блокировочная часть выполнена с возможностью поворота (а не поступательного движения), блокировочное устройство выполнено таким образом, чтобы блокировочная часть была практически нечувствительной к резким ускорениям, которые могут действовать на приводное устройство в случае удара.

Кроме того, блокировочное устройство может быть выполнено таким образом, чтобы приводной механизм воздействовал на блокировочную часть напрямую, то есть без участия промежуточного трансмиссионного механизма, например, такого как зубчатая передача, которая создает трение.

Это позволяет создать устройство, содержащее приводной механизм небольшого размера, а также возвратный механизм небольшого размера.

Устройство может дополнительно иметь следующие признаки:

- блокировочная часть выполнена с возможностью поворота вокруг оси, параллельной оси вращения первого элемента,

- блокировочное устройство содержит зубец, неподвижно соединенный во вращении с первым элементом, при этом блокировочная часть в заблокированном положении может зацепляться с зубцом, чтобы препятствовать вращению первого элемента,

- зубец является асимметричным, поэтому в заблокированном положении блокировочная часть препятствует вращению первого элемента в первом направлении и позволяет первому элементу вращаться во втором направлении, противоположном первому направлению,

- блокировочная часть содержит выпуклый участок и по существу плоский или вогнутый участок, при этом участки выполнены так, чтобы в заблокированном положении выпуклый участок препятствовал вращению первого элемента и чтобы в разблокированном положении по существу плоский или вогнутый участок позволял вращаться первому элементу,

- приводной механизм содержит вращающийся электромагнит,

- приводной механизм имеет ось вращения, совпадающую с осью вращения блокировочной части,

- блокировочное устройство содержит возвратный механизм, выполненный с возможностью воздействия на блокировочную часть в направлении заблокированного положения,

- устройство задержки содержит собачку, неподвижно соединенную во вращении с блокировочной частью, и отверстие, через которое собачка проходит, когда блокировочная часть приводится во вращение,

- когда задерживающая деталь находится во втором положении, она перекрывает отверстие, препятствуя проходу собачки через отверстие,

- устройство задержки находится в первом положении, при этом задерживающая деталь открывает отверстие для обеспечения прохода собачки через отверстие,

- задерживающая деталь содержит сплошную часть и открытую часть, имеющую отверстие, и, когда задерживающая деталь находится в первом положении, открытая часть находится в створе с собачкой, пропуская собачку через отверстие, и когда задерживающая деталь находится во втором положении, сплошная часть находится в створе с собачкой, препятствуя повороту собачки,

- устройство задержки содержит возвратный механизм, выполненный с возможностью воздействия на задерживающую деталь в направлении второго положения,

- привод содержит подвижный шток, выполненный с возможностью поступательного перемещения относительно первого элемента, при этом подвижный шток выполнен с возможностью воздействия на него вторым элементом для перемещения задерживающей детали в первое положение,

- подвижный шток расположен по меньшей мере частично внутри первого элемента,

- устройство дополнительно содержит устройство ручной разблокировки для поворота блокировочной части с целью приведения блокировочной части в разблокированное положение без активации приводного механизма,

- приводной механизм содержит ротор и статор, и устройство ручной разблокировки содержит первую деталь, выполненную с возможностью вращения относительно статора, при этом первая деталь, когда ее приводят во вращение в первом направлении, может зацепляться с ротором для приведения во вращение ротора, чтобы перемещать блокировочную часть в заблокированное положение, и когда ее приводят во вращение во втором направлении, противоположном первому направлению, может отсоединяться от ротора,

- устройство ручной разблокировки содержит вторую деталь, неподвижную относительно статора, и третью деталь, установленную с возможностью поступательного перемещения относительно первой детали и неподвижно соединенную во вращении с первой деталью, и третья деталь содержит штифт, выполненный с возможностью перемещения скольжением в пазу, выполненном во второй детали, для направления поступательного движения третьей детали относительно первой и второй деталей и/или для направления вращения второй и третьей деталей относительно первой детали,

- первый элемент является винтом, а второй элемент является гайкой.

Краткое описание чертежей

Другие отличительные признаки и преимущества будут более очевидны из нижеследующего описания, представленного исключительно в качестве иллюстративного и неограничивающего примера, со ссылками на прилагаемые чертежи.

На фиг. 1 схематично показано приводное устройство согласно варианту осуществления изобретения, вид в перспективе;

на фиг. 2A и 2B представлен схематичный вид устройства в продольном разрезе;

на фиг. 3 и 4 показана часть приводного устройства, когда блокировочная часть находится в заблокированном положении, вид в разрезе и в перспективе;

на фиг. 5 схематично показана блокировочная часть в заблокированном положении;

на фиг. 6 и 7 показана часть приводного устройства, когда блокировочная часть находится в разблокированном положении, вид в разрезе и в перспективе;

на фиг. 8 схематично показана блокировочная часть в разблокированном положении;

на фиг. 9 и 10 показана часть приводного устройства, когда блокировочная часть находится в фазе блокировки, вид в разрезе и в перспективе;

на фиг. 11 и 12 показана часть приводного устройства, когда блокировочная часть разблокирована вручную, вид в разрезе и в перспективе;

на фиг. 13 и 14 детально показано устройство ручной блокировки соответственно в заблокированном положении и в разблокированном положении;

на фиг. 15 схематично представлены паз и штифт устройства ручной блокировки.

Осуществление изобретения

Показанное на фиг. 1, 2А и 2В устройство 1 содержит привод 2. Привод 2 содержит картер 3, винт 4, проходящий от картера 3, гайку 5 и трубу 6 привода.

Винт 4 имеет корпус 7 общей удлиненной цилиндрической формы. Винт 4 установлен с возможностью вращения относительно картера 3 устройства вокруг оси вращения X, соответствующей продольной оси корпуса 7 и соответствующей также оси развертывания привода 2.

Винт 4 содержит первый конец 8 (или приемный конец), на который передается приводной момент, и второй конец 9, противоположный первому концу 8. Привод 2 содержит входное коническое зубчатое колесо 10, неподвижно соединенное с винтом 4, на первом конце 8 винта 4. Входное коническое зубчатое колесо 10 зацепляется с зубчатой частью 11 приводного вала 12 так, чтобы передавать вращательное движение приводного вала 12 на винт 4.

Гайка 5 расположена вокруг корпуса 7 винта 4. Гайка 5 закреплена на трубе 6 привода. Труба 6 привода имеет первый конец 13, соединенный с гайкой 5, и второй конец 14, соединенный с подвижным компонентом реверса тяги (не показан), например, таким как подвижный капот, при помощи шарового шарнирного соединения 15.

Гайка 5 установлена с возможностью поступательного перемещения относительно винта 4 вдоль продольной оси X винта 4 между двумя крайними положениями, соответствующими убранной конфигурации и развернутой конфигурации привода 2.

Корпус 7 винта 4 имеет цилиндрическую наружную поверхность 16, в которой выполнена геликоидальная канавка 17. Гайка 5 имеет цилиндрическую внутреннюю поверхность 18, в которой тоже выполнена геликоидальная канавка 19. Винт 4 и гайка 5 взаимодействуют при помощи геликоидальных канавок 17 и 19, в которых установлены шарики таким образом, чтобы вращение винта 4 относительно гайки 5 одновременно приводило к поступательному перемещению гайки 5 относительно винта 4 в направлении X.

Для развертывания привода 2 винт 4 приводят во вращение вокруг оси X в первом направлении вращения таким образом, чтобы гайка 5 перемещалась вдоль винта в первом направлении (стрелка А) от первого конца 8 винта 4 ко второму концу 9 винта 4.

Для убирания привода 2 винт 4 приводят во вращение вокруг оси X во втором направлении вращения, противоположном первому направлению вращения, таким образом, чтобы гайка 5 перемещалась вдоль винта во втором направлении (стрелка В) от второго конца 9 винта 4 к первому концу 8 винта 4.

Устройство 1 содержит также приводной вал 12, установленный с возможностью вращения относительно картера 3 вокруг оси Y, перпендикулярной к оси X. Приводной вал 12 имеет первый конец 20 и второй конец 21. Первый конец 20 выполнен с возможностью соединения с первым ведущим валом реверса тяги или гибким валом (не показан), при этом первый ведущий вал соединен с приводным двигателем, расположенным на расстоянии от приводного устройства 1. Для этого приводной вал 12 имеет расточное отверстие со шлицами 22. Второй конец 21 содержит зубчатую часть 11, образующую коническое колесо, выполненное с возможностью зацепления с входным коническим колесом 10 винта 4 для приведения во вращение винта 4.

Когда активируют двигатель, вращение винта 4 вокруг оси X одновременно приводит к поступательному перемещению гайки 5 параллельно оси X между первым крайним положением (соответствующим убранной конфигурации привода), в котором подвижный компонент реверса тяги убран, и вторым крайним положением (соответствующим развернутой конфигурации привода), в котором подвижный компонент реверса тяги развернут, что позволяет отклонить воздушный поток, проходящий в проточном тракте вентилятора в переднем направлении гондолы.

Привод 2 содержит также подвижный шток 23, выполненный с возможностью поступательного перемещения относительно винта 4. Для этого винт 4 содержит осевое расточное отверстие 24, выполненное вдоль оси X от первого конца 8 винта 4 до второго конца 9 винта 4, и шток 23 установлен с возможностью перемещения скольжением внутри расточного отверстия 24. Шток 23 имеет первый конец 25 и второй конец 26, которые могут выступать наружу винта 4 соответственно на уровне первого конца 8 и второго конца 9 винта 4.

Привод 2 содержит также возвратный механизм 27, выполненный с возможностью воздействия на шток 23 в сторону второго конца 9 винта 4 (в направлении стрелки А). В данном случае возвратный механизм 27 представляет собой пружину сжатия, установленную между корпусом винта 4 и подвижным штоком 23.

Благодаря присутствию возвратного механизма 27, второй конец 26 штока 23 удерживается в контакте со вторым концом 14 трубы 6 привода.

Таким образом, когда привод 1 находится в убранной конфигурации, труба 6 привода действует на шток 23 в направлении первого конца 8 винта 4 (в направлении стрелки В), преодолевая возвратное усилие, создаваемое возвратным механизмом 27. В этой конфигурации (показанной на фиг. 2 и 3) первый конец 25 подвижного штока 23 выступает из винта 4 со стороны первого конца 8 винта 4.

Если же привод 2 находится в развернутой конфигурации, труба 6 привода больше не действует на шток 23. При этом только возвратный механизм 27 действует осевым усилием на шток 23 в направлении второго конца 9 винта 4 (в направлении стрелки А). В этой конфигурации (показанной на фиг. 6) первый конец 25 подвижного штока больше не выступает из винта 4 со стороны первого конца 8 винта 4.

Кроме того, устройство 1 содержит блокировочное устройство 28, показанное на фиг. 3-10.

Блокировочное устройство 28 находится внутри картера 3 привода 2. Блокировочное устройство 28 предназначено для блокировки вращения винта 4, когда привод 2 находится в убранной конфигурации, чтобы избегать несвоевременного развертывания привода 2, в частности в фазе полета.

Блокировочное устройство 28 содержит приводной механизм 29, блокировочный вал 30, имеющий блокировочную часть 31, и возвратный механизм 32.

Приводной механизм 29 представляет собой вращающийся электромагнитный приводной механизм. Приводной механизм 29 содержит статор 33, неподвижно установленный на картере 3 привода 2, и ротор 34, выполненный с возможностью вращения относительно статора 33 вокруг оси вращения X', параллельной оси X.

Статор 33 содержит обмотку возбуждения, которая при подаче на нее электрического тока создает магнитное поле возбуждения. Ротор 34 содержит магнитный сердечник 35, который приводится во вращение относительно статора 33 под действием магнитного поля, генерируемого обмоткой возбуждения статора 33.

Приводной механизм 29 выполнен с возможностью приведения во вращение блокировочного вала 30.

Для этого блокировочный вал 30 имеет первый конец, соединенный с ротором 34 приводного механизма 29, и второй конец, от которого отходит блокировочная часть 31. Кроме того, блокировочный вал 30 имеет продольное направление, проходящее вдоль оси вращения X'. Блокировочный вал 30 неподвижно соединен с ротором 34 приводного механизма 29.

Приводной механизм 29 выполнен с возможностью приведения во вращение блокировочного вала и, следовательно, блокировочной части 31 относительно картера 3 вокруг оси вращения X'.

Кроме того, входное коническое зубчатое колесо 10 привода 2 содержит блокировочный венец 36, имеющий два зубца 37, расположенные в положениях, диаметрально противоположных относительно блокировочного венца 36.

Как показано на фиг. 5 и 8, блокировочная часть 31 представляет собой стопор в форме полумесяца. В частности, блокировочная часть 31 содержит первый участок 38 выпуклой формы и второй участок 39 плоской или по существу вогнутой формы. Первый участок 38 и второй участок 39 выполнены с возможностью селективного расположения напротив блокировочного венца 36, когда приводной механизм 29 поворачивает блокировочную часть 31 вокруг оси X'.

Блокировочная часть 31 выполнена с возможностью поворота между заблокированным положением (показано на фиг. 5), в котором блокировочная часть 31 препятствует вращению винта 4 привода 2, и разблокированным положением (показано на фиг. 8), в котором блокировочная часть 31 обеспечивает вращение винта 4 привода 2.

В заблокированном положении (фиг. 5) первый участок 38 блокировочной части 31 зацепляется с зубцом 37 блокировочного венца 36, препятствуя вращению винта 4 в первом направлении (стрелка С), соответствующем направлению вращения винта 4 во время развертывания привода 2.

В разблокированном положении (фиг. 8) первый участок 38 блокировочной части 31 отходит от зубца 37, а второй участок 39 блокировочной части обеспечивает вращение винта 4.

Зубцы 37 блокировочного венца 36 являются асимметричными, поэтому, когда блокировочная часть 31 находится в заблокированном положении (фиг. 5), блокировочная часть 31 препятствует вращению винта 4 в первом направлении (стрелка С), соответствующем направлению вращения винта 4 во время развертывания привода, но позволяет винту 4 вращаться во втором направлении (стрелка D), противоположном первому направлению и соответствующем направлению вращения винта 4 во время убирания привода.

Иначе говоря, когда блокировочная часть 31 находится в заблокированном положении, можно произвести убирание привода 2, но развертывание привода 2 невозможно.

Возвратный механизм 32 выполнен с возможностью воздействия на блокировочную часть 31 в сторону заблокированного положения. Иначе говоря, возвратный механизм 32 действует возвратным моментом, который противодействует повороту блокировочной части 31 в сторону разблокированного положения, вызываемому действием приводного механизма 29. Возвратный механизм 32 является пружиной кручения, расположенной между картером 3 привода 2 и блокировочным валом 30. Пружина является геликоидальной пружиной, установленной вокруг блокировочного вала 30.

Приводное устройство 1 содержит также устройство 40 задержки блокировки, установленное внутри картера 3 привода 2. Устройство 40 задержки блокировки предназначено для удержания блокировочной части 31 в разблокированном положении, пока привод 2 не окажется полностью убранным, чтобы избежать несвоевременной блокировки привода 2, что могло бы привести к блокировке привода 2 во время его развертывания, в частности, в фазе приземления.

Устройство 40 задержки блокировки содержит собачку 41, неподвижно соединенную с блокировочным валом 30. Собачка 41 расположена по существу в радиальном направлении относительно оси X'. Таким образом, когда активируют приводной механизм 29, он приводит во вращение одновременно блокировочную часть 31 и собачку 41.

Собачка 41 имеет первый конец 42, закрепленный на приводном валу 30, и свободный второй конец 43, противоположный первому концу 42. Второй конец 43 находится на расстоянии от оси X'.

Устройство 40 задержки блокировки содержит также кожух 44, установленный неподвижно относительно картера 3, и задерживающую деталь 45 (или скобу), выполненную с возможностью поступательного перемещения относительно кожуха 44 в направлении поступательного движения, параллельном оси X.

В частности, задерживающая деталь 45 установлена с возможностью перемещения скольжением внутри кожуха 44. Кожух 44 расположен в продолжение винта 4 привода 2.

Таким образом, задерживающая деталь 45 может поступательно перемещаться относительно картера 3 параллельно оси X.

Задерживающая деталь 45 может перемещаться между первым положением (показано на фиг. 3 и 4), в котором задерживающая деталь 45 обеспечивает поворот собачки 41, и вторым положением (показано на фиг. 6 и 7), в котором задерживающая деталь 45 препятствует повороту собачки 41.

В частности, кожух 44 содержит отверстие 46 в виде щели, проходящей параллельно плоскости, поперечной к оси X. Размеры отверстия 46 рассчитаны таким образом, чтобы позволять свободному концу 43 собачки 41 проходить через отверстие 46 во время поворота собачки 41.

Задерживающая деталь 45 содержит корпус 64, который имеет сплошную часть 65 и открытую часть 66. Открытая часть 66 имеет отверстие 67.

Когда задерживающая деталь 45 находится в первом положении (фиг. 3 и 4), задерживающая деталь 45 не перекрывает отверстие 46. Действительно, в этом положении отверстие 67 задерживающей детали 45 совмещено с отверстием 46 кожуха 44. Кроме того, отверстие 67 задерживающей детали 45 находится в створе со свободным концом 43 собачки 41. Таким образом, когда собачка 41 приводится во вращение вокруг оси X', свободный конец 43 собачки 41 свободно проходит через отверстия 46 и 67.

Когда задерживающая деталь 45 находится во втором положении (фиг. 6 и 7), задерживающая деталь 45 перекрывает отверстие 46, поэтому в случае поворота собачки 41 собачка 41 упирается в задерживающую деталь 45. Действительно, в этом положении отверстие 67 задерживающей детали 45 смещено относительно отверстия 46 кожуха 44. Сплошная часть 65 задерживающей детали 45 перекрывает отверстие 46 кожуха 44, поэтому собачка 41 упирается в сплошную часть 65 задерживающей детали 45.

Устройство 40 задержки блокировки содержит также возвратный механизм 47, выполненный с возможностью воздействия на задерживающую деталь 45 в сторону второго положения (в направлении стрелки А). Возвратный механизм 47 представляет собой пружину сжатия, установленную между кожухом 44 и задерживающей деталью 45.

Кроме того, кожух 44 содержит отверстие 48, позволяющее первому концу 25 подвижного штока 23 заходить внутрь кожуха 44. Таким образом, подвижный шток 23 может действовать на задерживающую деталь 45 в сторону первого положения (в направлении стрелки В), преодолевая усилие, создаваемое возвратным механизмом 47.

Приводное устройство 1 содержит также устройство 49 ручной разблокировки, содержащее корпус 50, жестко соединенный с картером 3 привода 2, втулку 51, установленную с возможностью вращения в корпусе 50, и шток 52, установленный с возможностью поступательного перемещения внутри втулки 51 и неподвижно соединенный во вращении с втулкой 51.

Втулка 51 позволяет вручную управлять вращением блокировочного вала 30 и, следовательно, блокировочной части 31, чтобы разблокировать блокировочное устройство 28, не активируя приводной механизм 29. Для этого втулка 51 содержит зубец 69, выполненный с возможностью взаимодействия с зубцом 68 ротора 34 приводного механизма 29 для приведения во вращение ротора 34.

Втулка 51 содержит продольное внутреннее расточное отверстие, в котором проходит шток 52. Втулка 51 имеет две продольные вытянутые щели. Шток 52 содержит два штифта 54, выполненные от продольной части штока 52 в радиальном направлении. Штифты 54 проходят через щели и выполнены с возможностью перемещения скольжением вдоль щелей. Таким образом, шток 52 неподвижно соединен во вращении с втулкой 51, сохраняя при этом возможность поступательного перемещения относительно втулки 51.

Кроме того, корпус 50 содержит стенку, в которой выполнен паз 53 общей U-образной формы. Как показано на фиг. 15, паз 53 имеет две продольные ветви 55 и 56 и поперечный участок 57, соединяющий обе ветви, при этом поперечный участок 57 расположен со стороны приводного механизма 29, а концы 58 и 59 ветвей 55 и 56 направлены в сторону, противоположную приводному механизму 29.

Один из штифтов 54 проходит через U-образный паз 53, выполненный в стенке корпуса 50.

Штифт 54 выполнен с возможностью перемещения скольжением от одного конца 58 к другому концу 59 паза 53. Когда штифт 54 находится в одной или другой из ветвей 55, 56 U-образного паза 53, шток 52 может перемещаться скольжением внутри винта параллельно оси X'. Когда штифт 54 находится в поперечном участке 57 паза 53, узел втулка 51 + шток 52 может поворачиваться относительно корпуса 50 вокруг оси X'.

Кроме того, устройство 49 ручной разблокировки содержит возвратный механизм 60, выполненный с возможностью воздействия на шток 52 в первом направлении (стрелка Е), стремясь удалить шток 52 от ротора 34. Иначе говоря, возвратный механизм 60 действует на шток 52 возвратной силой, стремящейся удерживать штифт 54 в ветви 55, 56 паза 53. Возвратный механизм 60 представляет собой, например, пружину сжатия, установленную между штоком 52 и корпусом 50.

Наконец, приводное устройство 1 содержит два датчика 61 и 62 положения, установленные на картере 3 привода 2. Датчики 61 и 62 выполнены с возможностью отслеживания положения блокировочной части 31 (заблокированное положение или разблокированное положение). Для этого приводное устройство 1 содержит также мишень 63, неподвижно соединенную с блокировочным валом 30. Таким образом, мишень 63 приводится во вращение приводным механизмом 20 вокруг оси X' одновременно с блокировочной частью 31.

Когда блокировочная часть 31 находится в заблокированном положении, мишень 63 расположена напротив датчиков 61 и 62. Каждый датчик 61, 62 обнаруживает присутствие мишени 63. Когда блокировочная часть 31 находится в разблокированном положении, мишень 63 больше не находится перед датчиками 61 и 62. Каждый датчик 61, 62 обнаруживает отсутствие мишени 63. Присутствие или отсутствие мишени 63 перед датчиками 61, 62 позволяет проверять, находится ли блокировочная часть 31 в заблокированном или разблокированном положении.

Далее следует описание работы приводного устройства 1.

Первоначально привод 2 находится в убранной конфигурации, и блокировочная часть 31 находится в заблокированном положении, как показано на фиг. 3-5. В этом положении блокировочная часть 31 зацепляется с одним из зубцов 37, препятствуя вращению винта 4 в первом направлении (стрелка С). Блокировочная часть 31 удерживается в заблокированном положении под действием возвратного момента, которым действует возвратный механизм 32 на приводной вал 30. В этом положении блокировочная часть 31 препятствует несвоевременному развертыванию привода 2.

Кроме того, задерживающая деталь 45 находится в первом положении (фиг. 3 и 4). Иначе говоря, задерживающая деталь 45 не перекрывает отверстие 46 кожуха 44.

Когда пилот подает команду на развертывание реверса тяги, система управления включает питание приводного механизма 29. При этом приводной механизм 20 действует моментом разблокировки на блокировочный вал 30. Момент разблокировки, прикладываемый приводным механизмом 29, противодействует моменту, создаваемому возвратным механизмом 32, что заставляет повернуться блокировочный вал 30 вместе с блокировочной частью 31 вокруг оси X'. Приводной механизм 29 поворачивает блокировочную часть 31, которая переходит из заблокированного положения (показано на фиг. 5) в разблокированное положение (показано на фиг. 8).

В результате поворота блокировочной части 31 выпуклая часть 38 блокировочной части 31 отсоединяется от зубца 37.

Кроме того, приводной механизм 29 поворачивает также собачку 41. В результате этого свободный конец 43 собачки 41 проходит через отверстие 46 кожуха 44.

Как только блокировочная часть 31 оказывается в разблокированном положении (фиг. 6-8), можно развертывать привод. Действительно, блокировочная часть 31 больше не препятствует вращению винта 4 в первом направлении (стрелка С).

Винт 4 приводится во вращение в первом направлении, поэтому гайка 5 поступательно перемещается вдоль винта 4 в направлении X, удаляясь от первого конца 8 (или приемного конца) винта 4 и приближаясь ко второму концу 9. Гайка 5 перемещается вдоль винта в первом направлении (стрелка А).

По мере того как гайка 5 удаляется от первого конца 8 винта 4, труба 6 привода перестает действовать на подвижный шток 23. Следовательно, подвижный шток 23 перемещается относительно винта 4 в первом направлении (стрелка А) под действием возвратного механизма 27, при этом подвижный шток 23 перестает действовать на задерживающую деталь 45. Задерживающая деталь 45 поступательно перемещается вдоль оси X во второе положение (фиг. 6) под действием возвратного механизма 47.

Это приводит к перекрыванию отверстия 46 кожуха 44 задерживающей деталью 45 (фиг. 6 и 7), что препятствует повороту собачки 41 и, следовательно, возврату блокировочной части 31 в заблокированное положение.

С этого момента приводной механизм 29 может быть деактивирован, при этом блокировочная часть 31 не может вернуться в заблокированное положение. Действительно, задерживающая деталь 45 удерживает блокировочную часть 31 в разблокированном положении.

Вследствие этого привод 2 не может быть заблокирован, пока гайка 5 не вернется в убранное положение, то есть пока привод 2 не вернется в убранную конфигурацию.

Когда реверс тяги убирают, винт 4 привода 2 приводится во вращение во втором направлении (стрелка D), и гайка 5 поступательно перемещается вдоль винта 4 в направлении X в сторону первого конца (или приемного конца) винта 4. Когда гайка 5 приближается к первому концу 8, труба 6 привода начинает действовать на подвижный шток 23, преодолевая усилие возвратного механизма 27. Подвижный шток 23 действует на задерживающую деталь 45, преодолевая действие возвратного механизма 47 (фиг. 9 и 10). Под действием усилия, создаваемого подвижным штоком 23, задерживающая деталь 45 поступательно перемещается вдоль оси X в первое положение (в направлении стрелки В).

Когда задерживающая деталь 45 достигает первого положения (фиг. 9 и 10), задерживающая деталь 45 перестает перекрывать отверстие 46, позволяя таким образом поворачиваться собачке 41 и, следовательно, блокировочной части 31.

Под действием возвратного механизма 32 блокировочная часть 31 поворачивается в заблокированное положение.

Таким образом, полное убирание привода 2 приводит к автоматическому возврату блокировочной части 31 в заблокированное положение. Как только блокировочная часть 31 оказывается в заблокированном положении, блокировочное устройство 28 больше не может быть разблокировано, если только пилот не подаст опять команду на развертывание реверса тяги, что приведет к активации приводного механизма 29.

Вместе с тем, для обеспечения операций технического обслуживания можно разблокировать привод 2 при помощи устройства 49 ручной разблокировки без активации приводного механизма 29.

Ручную разблокировку осуществляют следующим образом.

Первоначально штифт 53 находится в конце 58 первой ветви 55 паза 53. Штифт 54 удерживается в этом положении возвратным механизмом 60. Оператор использует ключ, чтобы последовательно:

- передвинуть шток 52 с преодолением усилия возвратного механизма 60 (в первом направлении, соответствующем стрелке Е), в результате чего, с одной стороны, шток 52 поступательно перемещается в первом направлении относительно корпуса 50 параллельно оси X, и, с другой стороны, штифт 54 перемещается скольжением в первой ветви 55 паза 53, затем

- повернуть узел шток 52 + втулка 51 относительно корпуса 50, в результате чего, с одной стороны, ротор 34 приводного механизма 29 поворачивается при помощи зубьев 68 и 69, и, с другой стороны, штифт 54 перемещается скольжением в поперечном участке 57 паза 53.

Вращение ротора 34 приводного механизма 29 одновременно приводит к повороту блокировочной части 31 в разблокированное положение.

Как только блокировочная часть 31 оказывается в разблокированном положении, оператор перестает действовать толкающим усилием на шток 52. Под действием возвратного механизма 60 шток 52 поступательно перемещается во втором направлении (стрелка F), противоположном первому направлению, относительно корпуса 50 параллельно оси X.

Перемещение штока 52 во втором направлении приводит к перемещению скольжением штифта 54 во второй ветви 56 паза 53 до конца 59 второй ветви 56.

В этом положении штифт 54 блокирует вращение штока 52 и препятствует возврату блокировочной части 31 в заблокированное положение.

После завершения операции технического обслуживания оператор опять блокирует привод 2 следующим образом.

Оператор использует ключ, чтобы опять передвинуть шток 52 с преодолением усилия возвратного механизма 60 (в первом направлении, соответствующем стрелке Е), в результате чего, с одной стороны, шток 52 поступательно перемещается в первом направлении относительно корпуса 50 параллельно оси X, а, с другой стороны, штифт 54 перемещается скольжением во второй ветви 56 паза 53.

Когда штифт 54 достигает поперечного участка 57 паза, блокировочная часть 31 перемещается в заблокированное положение под действием возвратного механизма 32 блокировочного устройства 28. Штифт 54 перемещается скольжением в поперечном участке 57 паза в сторону первой ветви 55.

Затем, когда штифт 54 достигает первой ветви 55, штифт перемещается скольжением в пазу 53 до конца 58 первой ветви 55 под действием возвратного механизма 60 устройства 49 ручной разблокировки. В этом положении зубец 69 больше не взаимодействует с зубцом 68. Следовательно, ротор 34 может свободно вращаться относительно втулки 51. Таким образом, ротор 34 больше не зацепляется с устройством 49 ручной разблокировки.

1. Приводное устройство для перемещения подвижного капота реверса тяги, содержащее:

привод, содержащий первый элемент и второй элемент, установленный с возможностью перемещения относительно первого элемента, при этом один из первого элемента или второго элемента является винтом, а другой является гайкой, выполненной с возможностью взаимодействия с винтом так, чтобы вращение первого элемента относительно второго элемента приводило к поступательному перемещению второго элемента относительно первого элемента,

блокировочное устройство, содержащее блокировочную часть, выполненную с возможностью поворота относительно первого элемента между заблокированным положением, в котором блокировочная часть препятствует вращению первого элемента, и разблокированным положением, в котором блокировочная часть обеспечивает вращение первого элемента, и приводной механизм, выполненный с возможностью поворота блокировочной части в разблокированное положение,

устройство задержки блокировки, содержащее задерживающую деталь, выполненную с возможностью поступательного перемещения относительно первого элемента между первым положением, в котором задерживающая деталь обеспечивает поворот блокировочной части между заблокированным положением и разблокированным положением, и вторым положением, в котором задерживающая деталь препятствует повороту блокировочной части в заблокированное положение.

2. Устройство по п. 1, в котором блокировочная часть выполнена с возможностью поворота вокруг оси (X'), параллельной оси (X) вращения первого элемента.

3. Устройство по п. 1, в котором блокировочное устройство содержит зубец, неподвижно соединенный во вращении с первым элементом, при этом блокировочная часть в заблокированном положении выполнена с возможностью зацепления с зубцом, чтобы препятствовать вращению первого элемента.

4. Устройство по п. 3, в котором зубец является асимметричным, чтобы в заблокированном положении блокировочная часть препятствовала вращению первого элемента в первом направлении (С) и позволяла первому элементу вращаться во втором направлении (D), противоположном первому направлению.

5. Устройство по п. 1, в котором блокировочная часть содержит выпуклый участок и по существу плоский или вогнутый участок, выполненные так, чтобы в заблокированном положении выпуклый участок препятствовал вращению первого элемента и чтобы в разблокированном положении по существу плоский или вогнутый участок позволял вращаться первому элементу.

6. Устройство по п. 1, в котором приводной механизм содержит вращающийся электромагнит.

7. Устройство по п. 6, в котором приводной механизм имеет ось (X') вращения, совпадающую с осью вращения блокировочной части.

8. Устройство по п. 1, в котором блокировочное устройство содержит возвратный механизм, выполненный с возможностью воздействия на блокировочную часть в направлении заблокированного положения.

9. Устройство по п. 1, в котором устройство задержки содержит собачку, неподвижно соединенную во вращении с блокировочной частью, и отверстие, через которое собачка выполнена с возможностью прохода, когда блокировочная часть приводится во вращение.

10. Устройство по п. 9, в котором задерживающая деталь, когда она находится во втором положении, выполнена с возможностью перекрывать отверстие, препятствуя проходу собачки через отверстие.

11. Устройство по п. 9, в котором задерживающая деталь, когда она находится в первом положении, выполнена с возможностью открывать отверстие для обеспечения прохода собачки через отверстие.

12. Устройство по п. 9, в котором задерживающая деталь содержит сплошную часть и открытую часть, имеющую отверстие, при этом, когда задерживающая деталь находится в первом положении, открытая часть находится на одной прямой с собачкой, обеспечивая проход собачки через отверстие, а когда задерживающая деталь находится во втором положении, сплошная часть находится на одной прямой с собачкой, препятствуя повороту собачки.

13. Устройство по п. 1, в котором устройство задержки содержит возвратный механизм, выполненный с возможностью воздействия на задерживающую деталь в направлении второго положения.

14. Устройство по п. 1, в котором привод содержит подвижный шток, выполненный с возможностью поступательного перемещения относительно первого элемента, при этом подвижный шток выполнен с возможностью приведения в движение посредством второго элемента для перемещения задерживающей детали в первое положение.

15. Устройство по п. 14, в котором подвижный шток расположен по меньшей мере частично внутри первого элемента.

16. Устройство по одному из пп. 1-15, дополнительно содержащее устройство ручной разблокировки для поворота блокировочной части для приведения блокировочной части в разблокированное положение без активации приводного механизма.

17. Устройство по п. 16, в котором приводной механизм содержит ротор и статор, а устройство ручной разблокировки содержит первую деталь, выполненную с возможностью вращения относительно статора, при этом первая деталь, когда она приведена во вращение в первом направлении, выполнена с возможностью зацепления с ротором для приведения его во вращение, чтобы перемещать блокировочную часть в разблокированное положение, а когда она приведена во вращение во втором направлении, противоположном первому направлению, выполнена с возможностью отсоединения от ротора.

18. Устройство по п. 17, в котором устройство ручной разблокировки содержит вторую деталь, неподвижную относительно статора, и третью деталь, установленную с возможностью поступательного перемещения относительно первой детали и жестко соединенную во вращении с первой деталью, причем третья деталь содержит штифт, выполненный с возможностью перемещения скольжением в пазу, образованном во второй детали, для направления поступательного движения третьей детали относительно первой и второй деталей и/или для направления вращения второй и третьей деталей относительно первой детали.

19. Устройство по п. 1, в котором первый элемент является винтом, а второй элемент является гайкой.



 

Похожие патенты:

Объектом изобретения является способ контроля, по меньшей мере, одного средства блокировки электрической системы реверсирования тяги для турбомашины, при этом способ осуществляют при помощи вычислительного устройства до взлета самолета, при этом способ содержит следующие этапы: подают команду на открывание средства блокировки; проверяют открывание средства блокировки; подают команду на закрывание средства блокировки.

Решетчатый реверсор тяги содержит стойку реактивного двигателя, цельный капот, смонтированный с возможностью скольжения непосредственно или опосредованно на данной стойке между положением «прямой тяги» и положением «обратной тяги», и систему для фиксации данного капота на данной балке.

Узел силовой установки для турбореактивного двигателя содержит пилон, гондолу, закрепленную на пилоне, и блокировочные средства. Гондола содержит реверсор тяги, оснащенный решетками и имеющий цельный капот, установленный с возможностью скольжения по рельсам, расположенным по обе стороны от пилона, между положением прямой тяги и положением обратной тяги.

Блокирующее/деблокирующее устройство реверсора тяги содержит неподвижную шпильку, втулки и средства блокировки. Первая втулка прикреплена к сдвижному капоту с возможностью размещения в ней шпильки, вторая втулка установлена с возможностью скользящего перемещения на первой втулке, а третья втулка прикреплена к адаптивному соплу и установлена с возможностью скользящего перемещения на второй втулке.

Приводная система для силовой установки, содержащей гондолу, турбореактивный двигатель и канал циркуляции воздуха между ними, содержит корпус, соединительные средства, первый орган перемещения заслонки регулирования воздушного потока, второй орган перемещения заслонки реверса тяги, а также средства трансмиссии.

Изобретение относится к системе управления электрическим устройством гондолы. Указанное устройство содержит по меньшей мере один подвижный элемент, перемещаемый в закрытое положение и в развернутое положение.

Изобретение относится к гидравлической системе управления реверсором тяги, установленным в гондоле турбореактивного двигателя и связанным с регулируемым соплом, причем указанный реверсор содержит один подвижный капот, приводимый в поступательное перемещение посредством синхронизированных друг с другом исполнительных устройств одностороннего действия.

Изобретение относится к энергетике. Система управления летательного аппарата, приводимого в движение по меньшей мере одним реактивным двигателем, размещенным в гондоле.

Гондола двигателя летательного аппарата содержит сдвижной капот реверсора тяги, реактивное сопло переменного поперечного сечения и средства приведения в действие капота и сопла.

Система для приведения в действие по меньшей мере одного элемента гондолы летательного аппарата содержит два привода, первичную схему генерации гидравлической или, соответственно, электрической энергии и вторичную схему генерации электрической или, соответственно, гидравлической энергии.
Наверх