Узел заливной горловины и снабженный им бак

Изобретение относится к узлу заливной горловины и к баку для жидкости, снабженному таким узлом. Узел заливной горловины содержит опорную часть (4), выполненную для крепления во впускном отверстии бака (3) для жидкости, установленного на моторном транспортном средстве, причем опорная часть (4) имеет центральный сквозной проход, по существу сформированный вокруг центральной оси (ХА). Узел заливной горловины содержит также трубчатую часть (5), которая расположена в центральном сквозном проходе и имеет продольную ось (ХВ). Узел заливной горловины содержит также первую опорную площадку и вторую опорную площадку, прикрепленные к одной части, выбранной из опорной части (4) и трубчатой части (5), и контактную площадку, прикрепленную к другой части, выбранной из трубчатой части (5) и опорной части (4), так что контактная площадка может взаимодействовать с первой или со второй опорной площадкой. Первая и вторая опорные площадки и контактная площадка расположены таким образом, что взаимодействие контактной площадки с первой опорной площадкой определяет первое угловое положение трубчатой части (5) относительно опорной части (4), и взаимодействие контактной площадки со второй опорной площадкой определяет второе угловое положение трубчатой части (5) относительно опорной части (4). Технический результат: создание узла заливной горловины, который облегчает пользователю введение наконечника заправочного пистолета в узел заливной горловины бака для жидкости. 3 н. и 20 з.п. ф-лы, 14 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к узлу заливной горловины и к баку для жидкости, снабженному таким узлом.

Уровень техники

Дорожные транспортные средства снабжают топливными баками. На промышленных транспортных средствах, таких как большие грузовые автомобили, топливный бак часто расположен с одной стороны рамы шасси. К раме шасси прикреплены монтажные кронштейны, и топливный бак, имеющий по существу параллелепипедную форму, опирается на эти кронштейны, и для его крепления к раме шасси используются охватывающие его обвязочные ленты. Топливный бак имеет впускное отверстие, которое закрывается крышкой. Впускное отверстие для топлива традиционно расположено на верхней поверхности топливного бака и обычно находится возле его внешней поверхности.

Кроме топливного бака дорожные транспортные средства и особенно коммерческие грузовые автомобили могут быть снабжены еще одним баком для дополнительной жидкости, такой как мочевина. Для соблюдения норм выбросов вредных веществ дизельные двигатели таких транспортных средств могут быть снабжены блоком селективного каталитического восстановления. Мочевина, хранящаяся в дополнительном баке, обычно указываемом как бак для мочевины, впрыскивается в поток отработавших газов перед их нейтрализацией в блоке селективного каталитического восстановления.

На многих промышленных транспортных средствах бак для мочевины расположен возле топливного бака и прикреплен к раме шасси транспортного средства с использованием монтажных кронштейнов, аналогичных кронштейнам топливного бака.

Впускные отверстия топливного бака и бака для мочевины снабжены узлами заливной горловины, имеющими внутреннюю трубчатую часть, в которую может быть введен наконечник заправочного пистолета для заправки бака. Для направления подающего наконечника в узле заливной горловины и исключения попадания посторонних веществ в топливный бак или бак для мочевины внутреннее поперечное сечение внутренней трубчатой части соответствует внешнему диаметру подающего наконечника с небольшим зазором между ним и стенками внутренней трубчатой части.

Кроме того, узлы заливной горловины для баков моторных транспортных средств и особенно узлы заливной горловины для баков для мочевины обычно снабжены средствами безопасности, предотвращающими заправку бака другой жидкостью, например, предотвращающими заправку бака для мочевины топливом.

Одно такое средство безопасности заключается в использовании внутренней трубчатой части узла заливной горловины, поперечное сечение которого имеет специальную форму и/или размеры, и наконечника заправочного пистолета, имеющего сопряженную форму. В этом случае формы поперечного сечения внутренней трубчатой части узла заливной горловины и наконечника заправочного пистолета предпочтительно очень близки для предотвращения использования неподходящего наконечника.

Сопряженные формы поперечного сечения внутренней трубчатой части узла заливной горловины и наконечника заправочного пистолета заставляют пользователя совмещать наконечник с продольной осью внутренней трубчатой части, чтобы успешно вставить наконечник во впускное отверстие бака для жидкости. Однако в зависимости от типа транспортного средства, от местонахождения бака для жидкости на транспортном средстве, от расположения впускного отверстия бака, от близости другого оборудования транспортного средства к баку доступ к впускному отверстию бака может быть в той или иной степени затруднен, и, соответственно, в некоторых ситуациях может быть трудно совместить наконечник заправочного пистолета с продольной осью внутренней трубчатой части заливной горловины.

В документе WO 2009013558 раскрывается узел заливной горловины, содержащий шаровой шарнир между внутренней трубчатой частью и опорной частью узла заливной горловины. Шаровой шарнир обеспечивает возможность поворота внутренней трубчатой части относительно опорной части. Поэтому внутренняя трубчатая часть заливной горловины может быть сориентирована в таком направлении, в котором пользователь сможет легко совместить наконечник заправочного пистолета с продольной осью внутренней трубчатой части и ввести в нее наконечник.

Однако в техническом решении, раскрытом в документе WO 2009013558, ориентация внутренней трубчатой части относительно опорной части, заданная пользователем, может быть нарушена между двумя операциями заправки бака жидкостью. Нарушение заданной ориентации может происходить, например, под действием вибраций транспортного средства, возникающих, например, при работе двигателя внутреннего сгорания, особенно когда он работает на низких оборотах.

В более сложной ситуации внутренняя трубчатая часть может занять направление, противоположное заданному, в результате чего введение пользователем наконечника заправочного пистолета в трубчатую часть будет затруднено или станет вообще невозможным. В этой ситуации пользователь должен попытаться переориентировать внутреннюю трубчатую часть в нужном направлении.

Поэтому представляется, что имеется насущная потребность для улучшения узла заливной горловины бака для жидкости моторного транспортного средства и бака, снабженного таким узлом.

Раскрытие изобретения

Целью настоящего изобретения является создание узла заливной горловины, который облегчает пользователю введение наконечника заправочного пистолета в узел заливной горловины бака для жидкости.

Для достижения этой цели в изобретении предлагается узел заливной горловины, который содержит по меньшей мере:

опорную часть, выполненную для крепления во впускном отверстии бака для жидкости, установленного на моторном транспортном средстве, причем опорная часть имеет центральный сквозной проход, по существу сформированный вокруг центральной оси ХА,

трубчатую часть, расположенную в центральном сквозном проходе и имеющую продольную ось ХВ,

по меньшей мере первую опорную площадку и вторую опорную площадку, прикрепленные к одной части, выбранной из опорной части и трубчатой части,

по меньшей мере одну контактную площадку, прикрепленную к другой части, выбранной из трубчатой части и опорной части, так что контактная площадка может взаимодействовать с первой или со второй опорными площадками.

Первая и вторая опорные площадки и контактная площадка сконфигурированы и расположены таким образом, что:

взаимодействие контактной площадки с первой опорной площадкой определяет первое угловое положение трубчатой части относительно опорной части, и

взаимодействие контактной площадки со второй опорной площадкой определяет второе угловое положение трубчатой части относительно опорной части.

Трубчатая часть выполнена таким образом, чтобы наконечник заправочного пистолета можно было ввести в нее для заправки бака жидкостью.

Таким образом, предлагаемый узел заливной горловины обеспечивает ориентацию трубчатой части относительно опорной части по меньшей мере в двух заданных угловых положениях. Эти угловые положения определяются положениями по меньшей мере двух разных опорных площадок. Благодаря такому устройству пользователь или производитель может выбирать оптимальное угловое положение трубчатой части для обеспечения удобства при заправке бака жидкостью в зависимости, например, от типа транспортного средства, расположения бака для жидкости на транспортном средстве, близости к баку другого оборудования транспортного средства и, соответственно, от имеющегося свободного пространства возле впускного отверстия бака для жидкости.

Точнее, угловые положения трубчатой части относительно опорной части, которые могут быть выбраны, определяются по меньшей мере двумя опорными площадками, которые прикреплены к опорной части или к трубчатой части и которые взаимодействуют с контактной площадкой, прикрепленной к другой части, которую выбирают из трубчатой части и опорной части. Выражение "к другой части, которую выбирают из трубчатой части и опорной части" относится к части, к которой не прикреплены опорные площадки. Взаимодействие контактной площадки с первой или второй опорной площадкой обеспечивает возможность сохранения опоры трубчатой части в выбранном угловом положении относительно опорной части между двумя последовательными операциями заправки бака жидкостью, вне зависимости от вибраций и условий работы транспортного средства.

В изобретении также предлагается бак для жидкости, снабженный вышеописанным узлом заливной горловины, который установлен на моторном транспортном средстве. Более конкретно, в изобретении предлагается бак для мочевины, снабженный вышеописанным узлом заливной горловины, который установлен на моторном транспортном средстве.

Краткое описание чертежей

Нижеприведенное подробное описание нескольких вариантов осуществления изобретения можно будет лучше понять при их рассмотрении вместе с прилагаемыми чертежами. Однако при этом следует понимать, что изобретение не ограничивается лишь описанными конкретными вариантами.

Фиг. 1а - вид в перспективе наконечника заправочного пистолета и бака для жидкости, снабженного узлом заливной горловины по одному из вариантов осуществления изобретения.

Фиг. 1б - вид в перспективе другого бака для жидкости, на котором может быть установлен узел заливной горловины по настоящему изобретению.

Фиг. 2а - схематический вид сечения бака для жидкости и узла заливной горловины, установленного на впускном отверстии бака, когда трубчатая часть находится в первом угловом положении.

Фиг. 2б - вид, аналогичный виду фиг. 2а, на котором трубчатая часть находится во втором угловом положении, и узел заливной горловины ориентирован в первом направлении относительно бака для жидкости.

Фиг. 2в - вид, аналогичный виду фиг. 2а, на котором трубчатая часть находится во втором угловом положении, и узел заливной горловины ориентирован во втором направлении относительно бака для жидкости.

Фиг. 3 - вид в перспективе сечения опорной части узла заливной горловины, показанной на фиг. 2а, 2б, 2в.

Фиг. 4 - вид сечения опорной части опорной части узла заливной горловины, показанной на фиг. 2а, 2б, 2в, 3, в направлении стрелки I на фиг. 3.

Фиг. 5а - вид в перспективе сечения узла заливной горловины, установленного на впускном отверстии бака для жидкости, причем опорная часть и трубчатая часть находятся в третьем положении.

Фиг. 5б - вид в перспективе сечения узла заливной горловины, установленного на впускном отверстии танка для жидкости, причем опорная часть и трубчатая часть находятся в четвертом положении.

Фиг. 6а, 6б, 6в - виды в перспективе сечений цилиндрической муфты в трех разных положениях относительно трубчатой части.

Фиг. 7а, 7б - виды в перспективе сечений бака для жидкости и узла заливной горловины, показанного на фиг. 2а, 2б, 2в, причем узел заливной горловины показан в убранном и выдвинутом положениях, соответственно.

Далее в описании фиг. 1а и 1б указываются вместе как фиг. 1; фиг. 2а, 2б, 2в указываются вместе как фиг. 2; фиг. 5а и 5б указываются вместе как фиг. 5; фиг. 6а, 6б, 6в указываются вместе как фиг. 6; фиг. 7а и 7б указываются вместе как фиг. 7.

Осуществление изобретения

На фиг. 1-7 показаны виды узла 1 заливной горловины, который сконструирован для установки во впускном отверстии бака 3 для жидкости, как это показано на фиг. 1, 2, 5 и 7. Таким баком 3 для жидкости может быть, например, топливный бак или бак для мочевины. Бак для жидкости, показанный на фиг. 1, предназначен для установки на раме шасси транспортного средства (не показано).

В варианте, который иллюстрируется на фиг. 1-7, бак 3 для жидкости представляет собой бак для мочевины, и показанный узел 1 заливной горловины специально сконструирован для установки во входном отверстии такого бака.

Узел 1 заливной горловины, показанный на фиг. 1-5 и фиг. 7, содержит по меньшей мере две части:

- опорную часть 4, выполненную для крепления во впускном отверстии 2 бака 3 для жидкости, установленного на моторном транспортном средстве, причем опорная часть имеет центральный сквозной проход 7, по существу сформированный вокруг центральной оси ХА,

- трубчатую часть 5, которая расположена в центральном сквозном проходе 7, имеет продольную ось ХВ и выполнена таким образом, что наконечник 41 заправочного пистолета 40 может быть введен в трубчатую часть 5 для заполнения жидкостью бака 3.

Точнее говоря, опорная часть 4 выполнена таким образом, чтобы ее можно было прикрепить к баку 3 для жидкости посредством монтажной площадки 8, которая может быть реализована как кольцевая монтажная часть 9 опорной части 4. Монтажная площадка 8 опорной части 4 может быть зафиксирована, например, с помощью винтов, на соответствующей монтажной площадке 31 бака 3 для жидкости (показана на фиг. 1б).

В предпочтительном варианте центральная ось ХА по существу перпендикулярна монтажной площадке 8 опорной части 4 (см. фиг. 4).

Как показано на фиг. 1а, 6 и 7 трубчатая часть 5 может содержать трубчатую муфту 51, выполненную для скольжения в трубчатой части 5 вдоль ее продольной оси ХВ. На свободном конце трубчатой муфты 51, противолежащем внутреннему пространству бака 3 для жидкости, сформировано отверстие 55, в которое может быть введен наконечник 41 заправочного пистолета. К трубчатой муфте 51 может быть прикреплена крышка заливной горловины (не показана), которая закрывает отверстие 55.

Трубчатая муфта 51 может скользить в трубчатой части 5 между двумя крайними положениями А и С. Первое крайнее положение А, показанное на фиг. 2, 6а и 7а, может соответствовать убранному положению, в котором трубчатая муфта 51 частично или полностью введена в трубчатую часть 5 (определяется величиной L1), и второе крайнее положение С, показанное на фиг. 6в и 7б, может соответствовать выдвинутому положению, в котором трубчатая муфта 51 частично или полностью выдвинута из трубчатой части 5 (определяется величиной L3) вдоль продольной оси ХВ. В выдвинутом положении С, когда узел 1 заливной горловины установлен на баке 3 для жидкости, трубчатая муфта 51 выдвинута из бака 3, чтобы упростить операции по заправке жидкостью бака 3. Понятно, что возможны и промежуточные положения В трубчатой муфты 51 относительно трубчатой части 5, как это показано на фиг. 6б.

Кроме того, как это показано в частности на фиг. 2а, 2б и 2в, узел 1 заливной горловины может также включать некоторые предохранительные средства для предотвращения заправки бака 3 неподходящей жидкостью, например, для предотвращения заправки топливом бака для мочевины.

Такие средства могут представлять собой использование внутреннего трубчатого элемента 52, имеющего поперечное сечение определенной формы, или, как это показано на фиг. 2 и 7, поперечное сечение, имеющее определенный внутренний диаметр d3, которому должна соответствовать сопрягающаяся форма 42 наконечника 41, чтобы пользователь мог ввести его во внутреннюю трубчатую часть 5 (см. фиг. 7б).

Внутренний диаметр d3 внутреннего трубчатого элемента 52 меньше внутреннего диаметра d1 трубчатой части 5 или внутреннего диаметра d2 трубчатой муфты 51 (см. фиг. 2а).

В примере, показанном на фиг. 2 и 7, внутренний трубчатый элемент 52 имеет форму стержня, проходящего вдоль продольной оси ХВ, который зафиксирован в трубчатой муфте 51 в радиальном направлении и имеет по меньшей мере одно отверстие 521 на его свободном конце, входящем внутрь бака 3 для жидкости. В одном из возможных вариантов (на фигурах не показан), в котором узел 1 заливной горловины не имеет трубчатой муфты 51, внутренний трубчатый элемент 52, может быть зафиксирован в радиальном направлении в трубчатой части 5. Внутренний трубчатый элемент 52 может также содержать фильтрующий элемент (на фигурах не показан), расположенный во внутреннем трубчатом элементе 52 возле его свободного конца.

Как показано на фиг. 7а и 7б, предохранительные средства могут также содержать электромагнитный элемент или магнитное кольцо 53, которое расположено между внутренним трубчатым элементом 52 и трубчатой муфтой 51 или же (когда трубчатая муфта 51 отсутствует) между внутренним трубчатым элементом 52 и трубчатой частью 5. Магнитное кольцо 52 устанавливают для взаимодействия с магнитным клапаном (не показано), предпочтительно расположенным в наконечнике 41 заправочного пистолета 40. Когда наконечник 41 заправочного пистолета 40 вводят в узел 1 заливной горловины, магнитный клапан открывается под действием магнитного поля кольца 53.

Магнитное кольцо 53 и внутренний трубчатый элемент 52 предпочтительно выполнены для взаимодействия друг с другом. Таким образом, если сопрягающаяся форма 42 наконечника 41 заправочного пистолета не соответствует форме внутреннего трубчатого элемента 52, например, если диаметр наконечника 41 больше внутреннего диаметра d3, то он не может быть введен во внутренний трубчатый элемент 52, и поэтому наконечник 41 не может быть полностью введен в трубчатую часть 5. В результате магнитный клапан будет удерживаться в стороне от магнитного кольца 53, и поэтому не будет открыт. Благодаря такому устройству предотвращается, например, заполнение топливом бака для мочевины.

Как показано на фиг. 2-7, узел 1 заливной горловины содержит также по меньшей мере первую опорную площадку 10 и вторую опорную площадку 11. Первая 10 и вторая 11 опорные площадки прикреплены к опорной части 4 или к трубчатой части 5. Узел 1 заливной горловины также содержит по меньшей мере одну контактную площадку 12, прикрепленную к другой части. Другими словами, эта по меньшей мере одна контактная площадка 12 прикреплена к той части, к которой не прикреплены первая 10 и вторая 11 опорные площадки. Контактная площадка 12 расположена в/на другой части таким образом, что она может взаимодействовать с первой 11 или второй 12 опорными площадками.

Первая 10 и вторая 11 опорные площадки и контактная площадка 12 расположены таким образом, что взаимодействие контактной площадки 12 с первой опорной площадкой 10 определяет первое угловое положение трубчатой части 5 относительно опорной части 4, и взаимодействие контактной площадки 12 со второй опорной площадкой 11 определяет второе угловое положение трубчатой части 5 относительно опорной части 4.

Первое угловое положение трубчатой части 5 представлено на фиг. 2а, и второе угловое положение трубчатой части 5 представлено на фиг. 2б и 2в.

Трубчатую часть 5 можно вручную перемещать между первым и вторым угловыми положениями, или же она может быть установлена производителем в первом или втором угловом положении с возможностью (или без такой возможности) изменения пользователем углового положения трубчатой части 5 относительно опорной части 4.

Первая опорная площадка 10 может быть расположена таким образом, что в первом угловом положении трубчатой части 5 ее продольная ось ХВ наклонена под первым углом α1 к центральной оси ХА.

В одном из вариантов, не выходящем за пределы существа и объема изобретения, как это показано на фиг. 2а, первая опорная площадка 10 может быть расположена таким образом, чтобы в первом угловом положении трубчатой части 5 ее продольная ось ХВ совпадала с центральной осью ХА опорной части 4. Когда первое угловое положение соответствует положению опорной части 4, в котором продольная ось ХВ совпадает с центральной осью ХА, то первый угол α1 равен нулю: α1 = 0° (не показано).

В другом варианте, если в первом угловом положении трубчатой части 5 продольная ось ХВ не совпадает с центральной осью ХА, а наклонена относительно нее, то первый угол α1 не превышает 15° (вариант не показан). Как показано на фиг. 2б, вторая опорная площадка 11 расположена таким образом, что во втором угловом положении трубчатой части 5 ее продольная ось ХВ проходит под углом α2 относительно центральной оси ХА.

Как показано на фиг. 2в, трубчатая часть 5 также находится во втором угловом положении относительно опорной части 4. Как можно видеть на фиг. 2в, продольная ось ХВ проходит относительно центральной оси ХА под тем же вторым углом α2, как это показано на фиг. 2б. Тем не менее конфигурация, показанная на фиг. 2в, отличается от конфигурации фиг. 2б, поскольку на фиг. 2в опорная часть 4 закреплена на впускном отверстии бака для жидкости во второй ориентации, которая отличается от первой ориентации опорной части 4, показанной на фиг. 2б. Опорная часть 4 на фиг. 2в и, соответственно, узел 1 заливной горловины повернуты вокруг центральной оси ХА на 180° относительно бака 3 для жидкости и, соответственно, относительно первой ориентации, показанной на фиг. 2б.

Опорная часть 4 может быть повернута вокруг центральной оси ХА для установки в разные угловые положения. Когда опорная часть 4 закреплена винтами на входном отверстии 2 бака для жидкости, количество возможных угловых положений равно количеству отверстий 17 для винтов, равномерно распределенных по кольцевой монтажной площадке 9. Например, если на кольцевой монтажной площадке 9 сформировано десять отверстий 17 для винтов, опорная часть 4 может быть установлена в десяти различных угловых ориентациях относительно центральной оси ХА.

Во втором угловом положении (см. фиг. 2б и 2в) трубчатой части 5 относительно опорной части 4 продольная ось ХВ проходит под вторым углом α2 относительно центральной оси ХА, величина которого предпочтительно находится в диапазоне от 5° до 65° и более предпочтительно в диапазоне от 10° до 35°. В примере, иллюстрируемом на фиг. 2б и 2в, второй угол α2 равен примерно 15°. Первое и второе угловые положения трубчатой части 5 относительно опорной части 4, как это уже было описано, соответствуют некоторым эргономическим положениям для пользователя, которые могут быть выбраны, например, в зависимости от типа транспортного средства, расположения бака 3 для жидкости на транспортном средстве, от близости другого оборудования транспортного средства к баку 3, что определяет возможность доступа к его впускному отверстию 2.

Как показано на фиг. 1-7, первая и вторая опорные площадки могут быть сформированы в центральном сквозном проходе 7 соответствующими первой 10 и второй 11 кольцевыми канавками, и зона контакта может быть сформирована кольцевым выступом 12, который охватывает трубчатую часть 5 и предназначен для сцепления (взаимодействия) с первой 10 и второй 11 кольцевыми канавками. Безусловно, изобретение не ограничивается этим конкретным вариантом, и опорные площадки и контактные поверхности могут иметь самые разные формы без выхода за пределы объема изобретения.

Например, в одном из вариантов (на фигурах не представлен) кольцевой выступ 12 может быть заменен штифтами, которые отходят в радиальном направлении от внешней поверхности трубчатой части 5, а кольцевые канавки 10, 11 могут быть заменены соответствующими отверстиями, сформированными в центральном сквозном проходе 7, в которые могут входить радиальные штифты.

В другом варианте (на фигурах также не показан) может использоваться конфигурация, полученная инвертированием конфигурации, показанной на фиг. 2-7. Например, вышеуказанная контактная площадка может быть сформирована в центральном сквозном проходе 7 опорной части 4 кольцевой канавкой, и по меньшей мере первая и вторая опорные площадки могут быть сформированы соответствующими первым и вторым кольцевыми выступами, отходящими от внешней поверхности трубчатой части 5. Кольцевая канавка опорной части 4 и первый и второй кольцевые выступы трубчатой части 5 выполнены таким образом, что в первом угловом положении трубчатой части 5 первый кольцевой выступ входит в кольцевую канавку опорной части 4, и во втором угловом положении трубчатой части 5 второй кольцевой выступ входит в кольцевую канавку опорной части 4.

Еще в одном варианте, в отличие от варианта фиг. 2-7, канавки могут быть сформированы вокруг трубок, а выступы могут быть сформированы в центральном сквозном проходе 7.

В других вариантах кольцевые выступы могут быть заменены кольцами, такими как стопорные кольца.

Когда в качестве контактной поверхности используется кольцевой выступ 12 (см. фиг. 2-7) или стопорное кольцо (не показано), то кольцевой выступ или стопорное кольце предпочтительно находится в плоскости 15 (фиг. 2а), которая перпендикулярна продольной оси ХВ трубчатой части 5.

Когда в качестве первой опорной площадки используется первая кольцевая канавка 10, то она лежит в первой плоскости 13 (показана на фиг. 4), проходящей под первым углом α10 наклона относительно центральной оси ХА. Первый угол α10 наклона соответствует первому углу α1 плюс 90°.

Когда в качестве второй опорной площадки используется вторая кольцевая канавка, она лежит во второй плоскости 14 (показана на фиг. 4), проходящей под вторым углом α20 относительно центральной оси ХА. Второй угол α20 наклона соответствует второму углу α2 плюс 90°.

В предпочтительном варианте первая плоскость 13, в которой находится первая кольцевая канавка 10, по существу перпендикулярна центральной оси ХА. В этом случае, в котором угол α1 равен 0, угол α10 равен 90°. Вторая плоскость 14, в которой находится вторая кольцевая канавка 11, предпочтительно проходит под углом к центральной оси ХА, величина которого лежит в диапазоне от 95° до 155° и более предпочтительно - в диапазоне от 100° до 125°. В предпочтительном варианте, показанном на фиг. 2-7, в котором угол α2 равен примерно 15°, угол α20 равен примерно 105°.

В предпочтительных вариантах между трубчатой частью 5 и опорной частью 4 обеспечиваются уплотнительные элементы 20, 25. Предпочтительно, как это показано более подробно на фиг. 5а и 5б, по меньшей мере один кольцевой уплотнительный элемент 20, сформированный вокруг кольцевого выступа 12, расположен в кольцевой канавке 21.

Для обеспечения герметичности первая и вторая кольцевые канавки 10, 11, кольцевой выступ 12, кольцевая канавка 21 и уплотнительный элемент 20 имеют такие размеры, что, когда трубчатая часть 5 находится в центральном сквозном проходе трубчатой части 4, уплотнительный элемент 21 прижимается в радиальном направлении к нижней поверхности (дну) первой или второй кольцевой канавки 10, 11, в которую входит кольцевой выступ 12.

В предпочтительном варианте, иллюстрируемом на фиг. 5а, 5б, 7а и 7б, трубчатая часть 5 снабжена по меньшей мере вторым кольцевым выступом 16, который охватывает трубчатую часть 5, коаксиален с ней и проходит параллельно плоскости 15, в которой находится первый кольцевой выступ 12. Второй кольцевой выступ 16 находится на расстоянии D от первого кольцевого выступа 12 и выполнен с возможностью вхождения в первую 10 или вторую 11 кольцевую канавку. Благодаря такому устройству могут обеспечиваться третье и четвертое новые положения трубчатой части 5 относительно опорной части 4.

Как показано на фиг. 5а и 7а, третье положение может возникать, когда первый кольцевой выступ 12 входит в первую 10 или во вторую 11 кольцевую канавку. Первый кольцевой выступ 12 может охватывать трубчатую часть 5 таким образом, что в третьем положении трубчатая часть 5 частично или полностью введена в узел 1 заливной горловины, то есть трубчатая часть 5 не выступает или излишне не выступает из бака 3 для жидкости. Как показано на фиг. 5б или 7б, четвертое положение может возникать, когда второй кольцевой выступ 16 входит в первую 10 или во вторую 11 кольцевую канавку. Второй кольцевой выступ 16 может охватывать трубчатую часть 5 таким образом, что в четвертом положении трубчатая часть 5 отходит из опорной части 4 по продольной оси ХВ и выступает наружу из бака 3 для жидкости. В четвертом положении, показанном на фиг. 5б и 7б, поскольку трубчатая часть выступает наружу из бака 3 для жидкости, пользователю легче заполнять бак для жидкости, в то время как в третьем положении, показанном на фиг. 5а и 7а. трубчатая часть 5 защищена от внешних ударных воздействий. В предпочтительном варианте пользователь может передвинуть трубчатую часть 5 между третьим и четвертым положениями по продольной оси ХВ.

Трубчатая муфта 51, уже описанная со ссылками на фиг. 2 и 7, может использоваться, как это показано на фиг. 7а и 7б, в связи с третьим и четвертым положениями трубчатой части 5 для увеличения длины L4 выдвижения, которая получается при взаимодействии трубчатой части 5 и трубчатой муфты 51 и их выдвижением по продольной оси ХВ. Действительно, как это показано на фиг. 7б, когда трубчатая часть 5 находится в четвертом положении, и трубчатая муфта 51 выдвинута из бака 3 для жидкости, отверстие 55, сформированное на внешнем свободном конце трубчатой муфты 51, находится на расстоянии L4 от бака 3 для жидкости, так что пользователю легче ввести наконечник 41 заправочного пистолета в отверстие 55. Как уже описывалось и показано на фиг. 7б, трубчатая часть 5 и трубчатая муфта могут быть в убранном положении относительно опорной части 4. В этом положении трубчатая часть 5 и трубчатая муфта 51 не выступают или не выступают слишком из бака 3 для жидкости, так что узел 1 заливной горловины защищен от внешних ударных воздействий между двумя последовательными операциями заправки бака.

Поскольку трубчатая часть 5 и трубчатая муфта 51 могут быть установлены в разных положениях, они вместе могут быть выдвинуты на разное расстояние L4, измеренное по продольной оси ХВ.

Как показано на фиг. 2-5 и 7, и особенно на фиг. 4, центральный сквозной проход 7 предпочтительно сформирован пересекающимися первым цилиндром 71 и вторым цилиндром 72. Первый 71 и второй 72 цилиндры имеют круговое поперечное сечение, их диаметры D1 и D2, соответственно, примерно одинаковы, и они расположены относительно друг друга таким образом, что их оси X1, Х2 симметрии пересекаются под углом β, величина которого находится в диапазоне от 1° до 45°, предпочтительно от 5° до 25°.

Когда центральный сквозной проход 7 формируется пересекающимися первым 71 и вторым 72 цилиндрами, то:

- первую кольцевую канавку 10 формируют в первом цилиндре 71, и вторую кольцевую канавку 11 формируют во втором цилиндре 71;

- предпочтительно ось Х2 симметрии второго цилиндра 72 совпадает с центральной осью ХА;

- первый 71 и второй 72 цилиндры имеют диаметры D1, D2, соответственно, которые примерно равны внешнему диаметру D3 (фиг. 5) трубчатой части 5.

На практике диаметры D1 и D2 немного больше диаметра D3 для обеспечения радиального зазора между трубчатой частью 5 и центральным сквозным проходом 7, чтобы трубчатая часть 5 могла скользить относительно опорной части 4. Этот радиальный зазор эффективно обеспечивает на этапе сборки узла введение трубчатой части 5 в опорную часть 4, чтобы можно было осуществлять наклоны между первым и вторым угловыми положениями или продвигать трубчатую часть 5 между третьим положением (фиг. 5а и 7а) и четвертым положением (фиг. 5б и 7б).

Изобретение не ограничивается вышеописанным вариантом его осуществления, который представляет лишь неограничивающий пример и может модифицироваться в пределах объема, определяемого нижеприведенной формулой.

Например, в другом варианте без выхода за пределы объема изобретения, определяемого нижеприведенной формулой, внутренняя муфта, внутренний трубчатый элемент 52 и магнитное кольцо 53 могут быть исключены в тех случаях, когда они не требуются в предполагаемом применении узла заливной горловины. В этом варианте конструкция узла заливной горловины может быть эквивалентна конструкции, представленной на фиг. 5а и 5б. Свободный конец 57 трубчатой части 5, противоположный внутреннему пространству бака 3 и формирующий отверстие для заправки жидкостью бака 3, может быть закрыт непосредственно крышкой узла заливной горловины (не представлена).

В вышеприведенном описании рассмотрены два разных угловых положения трубчатой части 5 относительно опорной части 4. Однако возможны варианты с более чем двумя угловыми положениями. Например, сквозной проход 7 может быть снабжен более чем двумя кольцевыми канавками с разными ориентациями для формирования более двух угловых положений трубчатой части 5 относительно опорной части 4.

1. Узел заливной горловины, содержащий, по меньшей мере:

опорную часть (4), выполненную для крепления во впускном отверстии (2) бака (3) для жидкости, установленного на моторном транспортном средстве, и имеющую центральный сквозной проход (7), сформированный по существу вокруг центральной оси (XA);

трубчатую часть (5), расположенную в центральном сквозном проходе (7) и имеющую продольную ось (XB),

отличающийся тем, что он содержит:

по меньшей мере первую опорную площадку (10) и вторую опорную площадку (11), прикрепленные к одной части, выбранной из опорной части (4) и трубчатой части (5);

по меньшей мере одну контактную площадку (12), прикрепленную к другой части, выбранной из трубчатой части (5) и опорной части (4), так что контактная площадка (12) может взаимодействовать с первой или со второй опорной площадкой (10, 11);

причем первая и вторая опорные площадки (10, 11) и контактная площадка (12) расположены таким образом, что взаимодействие контактной площадки (12) с первой опорной площадкой (10) определяет первое угловое положение трубчатой части (5) относительно опорной части (4), а взаимодействие контактной площадки (12) со второй опорной площадкой (11) определяет второе угловое положение трубчатой части (5) относительно опорной части (4).

2. Узел заливной горловины по п. 1, отличающийся тем, что первая и вторая опорные площадки (10, 11) и контактная площадка (12) расположены таким образом, что в первом угловом положении продольная ось (XB) совпадает с центральной осью (XA) или проходит относительно нее под первым углом (α1), а во втором угловом положении продольная ось (XB) проходит относительно центральной оси (XA) под вторым углом (α2).

3. Узел заливной горловины по п. 2, отличающийся тем, что первая и вторая опорные площадки (10, 11) расположены таким образом, что в первом угловом положении продольная ось (XB) совпадает с центральной осью (XA) или проходит относительно нее под первым углом (α1), величина которого не превышает 15°, а во втором угловом положении продольная ось (XB) проходит относительно центральной оси (XA) под вторым углом (α2), величина которого находится в диапазоне от 5° до 65°, предпочтительно от 10° до 35°.

4. Узел заливной горловины по п. 1, отличающийся тем, что указанные по меньшей мере первая и вторая опорные площадки (10, 11) сформированы в центральном сквозном проходе (7) соответствующими первой и второй кольцевыми канавками (10, 11), а указанная по меньшей мере одна контактная площадка (12) сформирована по меньшей мере одним кольцевым выступом (12), проходящим вокруг трубчатой части (5) и выполненным для сцепления с первой или второй кольцевой канавкой (10, 11).

5. Узел заливной горловины по п. 4, отличающийся тем, что первая кольцевая канавка (10) находится в первой плоскости (13), проходящей под первым углом (α10) относительно центральной оси (XA), а вторая кольцевая канавка (11) находится во второй плоскости (14), проходящей под вторым углом (α20) относительно центральной оси (XA).

6. Узел заливной горловины по п. 5, отличающийся тем, что первая плоскость (13) по существу перпендикулярна к центральной оси (XA), а вторая плоскость (14) проходит относительно центральной оси (XA) под углом, величина которого находится в диапазоне от 95° до 155°, предпочтительно в диапазоне от 100° до 125°.

7. Узел заливной горловины по п. 4, отличающийся тем, что кольцевой выступ (12) находится в плоскости (15), которая перпендикулярна к продольной оси (XB) трубчатой части (5).

8. Узел заливной горловины по п. 7, отличающийся тем, что в кольцевом выступе (12) сформирована кольцевая канавка (21), в которой установлено уплотнительное кольцо (20).

9. Узел заливной горловины по п. 8, отличающийся тем, что первая и вторая кольцевые канавки (10, 11), кольцевой выступ (12), кольцевая канавка (21), сформированная в кольцевом выступе (12), и уплотнительное кольцо (20) имеют такие размеры, что когда трубчатая часть (5) введена в центральный сквозной проход (7) опорной части (4), уплотнительное кольцо (20) прижимается в радиальном направлении к нижней поверхности первой или второй кольцевой канавки (10, 11), в которую входит кольцевой выступ (12).

10. Узел заливной горловины по п. 4, отличающийся тем, что кольцевой выступ (12) по п. 4 является первым кольцевым выступом, и трубчатая часть (5) снабжена по меньшей мере вторым кольцевым выступом (16), проходящим вокруг трубчатой части (5) параллельно первому кольцевому выступу (12) и находящимся на расстоянии (D) от него.

11. Узел заливной горловины по п. 10, отличающийся тем, что второй кольцевой выступ (16) выполнен с возможностью зацепления с первой или второй кольцевой канавкой (10, 11) для определения вместе с первым кольцевым выступом (12) третьего и четвертого положений трубчатой части (5) относительно опорной части (4).

12. Узел заливной горловины по п. 1, отличающийся тем, что центральный сквозной проход (7) сформирован пересечением первого (71) и второго (72) цилиндров, имеющих круговое поперечное сечение и примерно одинаковые диаметры (D1, D2) и расположенных относительно друг друга таким образом, что их оси (X1, Х2) симметрии пересекаются под углом (β), величина которого находится в диапазоне от 1° до 45°, предпочтительно от 5° до 25°.

13. Узел заливной горловины по п. 4, отличающийся тем, что первая кольцевая канавка (10) сформирована в первом цилиндре (71), а вторая кольцевая канавка (11) сформирована во втором цилиндре (72).

14. Узел заливной горловины по п. 12, отличающийся тем, что ось (X1) симметрии первого цилиндра (71) совпадает с центральной осью (XA).

15. Узел заливной горловины по п. 12, отличающийся тем, что первый и второй цилиндры (71, 72) имеют диаметры (D1, D2), примерно равные внешнему диаметру (D3) трубчатой части (5).

16. Узел заливной горловины по п. 1, отличающийся тем, что указанная по меньшей мере одна контактная площадка сформирована в центральном сквозном проходе (7) кольцевой канавкой, а указанные по меньшей мере первая и вторая опорные площадки сформированы соответствующими первым и вторым кольцевыми выступами, охватывающими трубчатую часть (5) и выполненными так, что в первом угловом положении первый кольцевой выступ входит в зацепление с кольцевой канавкой, а во втором угловом положении второй кольцевой выступ входит в зацепление с кольцевой канавкой.

17. Узел заливной горловины по п. 1, отличающийся тем, что трубчатая часть (5) включает трубчатую муфту (51), установленную для скольжения в трубчатой части (5) вдоль продольной оси (XB) между убранным положением, в котором трубчатая муфта (51) частично или полностью убрана в трубчатую часть (5), и выдвинутым положением, в котором трубчатая муфта (51) выступает наружу из трубчатой части (5).

18. Узел заливной горловины по п. 1, отличающийся тем, что опорная часть (4) снабжена монтажной площадкой (8) для прикрепления узла (1) заливной горловины к баку (3) для жидкости и имеет центральную ось (ХА), проходящую по существу перпендикулярно монтажной площадке (8).

19. Узел заливной горловины по п. 1, отличающийся тем, что трубчатая часть (5) может перемещаться между первым и вторым угловыми положениями.

20. Узел заливной горловины по п. 1, отличающийся тем, что трубчатая часть (5) установлена в первом или втором угловом положении.

21. Узел заливной горловины по п. 1, отличающийся тем, что он выполнен для крепления на впускном отверстии бака для мочевины.

22. Бак для жидкости, устанавливаемый на моторном транспортном средстве и снабженный узлом заливной горловины по любому из пп. 1-21.

23. Бак для мочевины, устанавливаемый на моторном транспортном средстве и снабженный узлом заливной горловины по п. 21.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к заливной горловине топливного бака. Заливная горловина (10) содержит передний закрывающий клапан (15) для закупорки топливного бака и индикатор (18, 19, 22), соединенный с передним закрывающим клапаном (15), передний закрывающий клапан (15) установлен таким образом, что топливораздаточный кран (20) открывает передний закрывающий клапан (15), когда этот кран (20) полностью вставлен в заливную горловину (10), передний закрывающий клапан (15) подпружинен таким образом, что передний закрывающий клапан (15) автоматически закрывается, когда кран (20) вынимают из заливной горловины (10), и заливная горловина (10) выполнена таким образом, что индикатор (18, 19, 22) показывает, открыт передний закрывающий клапан (15) или закрыт.

Изобретение относится к области систем заправки бачков для текучих сред. Фитинг для заправочного отверстия бачка содержит трубчатый корпус, первый и второй конец для соединения с бачком, патрубок, магнит, охватывающий периферию корпуса и трубчатую соединительную секцию.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство для размещения вставляемого в проем в кузовном листе кузова транспортного средства контейнера для гнезда зарядки гибридного или электрического транспортного средства содержит проем кузова, окруженный внутренней рамкой, которая содержит опорный выступ, и контейнер.

Топливозаправочное устройство (1) состоит из заправочной головки (2) и распложенной между топливным баком и заправочной головкой (2) заливной трубы (3), имеет другую направляющую трубу (7; 23) с передним в направлении ввода концом (8) и с задним в направлении ввода концом (9), которая расположена внутри заливной трубы (3), причем передний конец (8) расположен непосредственно под заправочной головкой (2).

Изобретение относится к топливному баку моторного транспортного средства из термопластов. .

Изобретение относится к затвору горловины наливного патрубка. .

Изобретение относится к крепежной структуре наливного патрубка, предназначенного для направления топлива из отверстия для топлива, выполненного в корпусе транспортного средства, в топливный бак.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к заправочным устройствам топливного бака транспортного средства. .

Изобретение относится к системам топливоподачи моторизованных транспортных средств. .

Изобретение относится к узлу заливной горловины и к баку для жидкости, снабженному таким узлом. Узел заливной горловины содержит опорную часть, выполненную для крепления во впускном отверстии бака для жидкости, установленного на моторном транспортном средстве, причем опорная часть имеет центральный сквозной проход, по существу сформированный вокруг центральной оси. Узел заливной горловины содержит также трубчатую часть, которая расположена в центральном сквозном проходе и имеет продольную ось. Узел заливной горловины содержит также первую опорную площадку и вторую опорную площадку, прикрепленные к одной части, выбранной из опорной части и трубчатой части, и контактную площадку, прикрепленную к другой части, выбранной из трубчатой части и опорной части, так что контактная площадка может взаимодействовать с первой или со второй опорной площадкой. Первая и вторая опорные площадки и контактная площадка расположены таким образом, что взаимодействие контактной площадки с первой опорной площадкой определяет первое угловое положение трубчатой части относительно опорной части, и взаимодействие контактной площадки со второй опорной площадкой определяет второе угловое положение трубчатой части относительно опорной части. Технический результат: создание узла заливной горловины, который облегчает пользователю введение наконечника заправочного пистолета в узел заливной горловины бака для жидкости. 3 н. и 20 з.п. ф-лы, 14 ил.

Наверх