Ледокольное судно (варианты)

Изобретение относится к области судостроения, в частности к ледокольным судам и буксирам, предназначенным для эксплуатации во льдах. Предложено ледокольное судно, в кормовом подзоре которого размещен движительно-рулевой комплекс с установленными на валах гребными движителями, расположенными побортно симметрично ДП, и установленной в ДП полноповоротной винто-рулевой колонкой (ВРК) с гребным винтом, смещенной в корму от плоскости дисков гребных движителей судна. По первому варианту исполнения ледокольное судно оборудовано размещенной в носу в ДП полноповоротной ВРК, оснащенной тянущим гребным винтом, расположенным на валу ВРК перед ее гондолой с не выступающими за пределы основной плоскости судна концевыми кромками лопастей, и установленной таким образом, чтобы обеспечивались поворот ВРК на 360° вокруг своей оси поворота и защита винта от взаимодействия с ледяным полем. По второму варианту исполнения ледокольное судно оборудовано размещенными в носу побортно симметрично ДП полноповоротными ВРК. Технический результат заключается в улучшении маневренных качеств ледокольного судна при работе как передним, так и задним ходом, повышении его ледовых качеств и устойчивости движения на заднем ходу, а также в улучшении эффективности очистки причалов ото льда и околки судов в портах и на открытых акваториях. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к ледокольным судам и буксирам, предназначенным для эксплуатации во льдах.

Для обеспечения тяговых характеристик движительного комплекса и повышения маневренности ледокольных судов в тяжелых ледовых условиях используют движительно-рулевой комплекс, содержащий винторулевые колонки (ВРК) и традиционные гребные винты. Однако такой движительно-рулевой комплекс не дает достаточной маневренности в условиях стесненных акваторий портов и недостаточно эффективен при очистке причальных стенок портов, многоопорных ледостойких платформ и крупнотоннажных судов ото льда.

Известно ледокольное судно (патент №2381136), принятое за прототип, содержащее два традиционных гребных винта (ГВ), установленных на валах побортно симметрично относительно диаметральной плоскости (ДП) судна, и 1 ВРК, расположенную в ДП, составляющие в совокупности движительно-рулевой комплекс, размещенный в кормовом подзоре судна. При этом концевые кромки гребных винтов не выходят за пределы уровня основной плоскости судна по высоте и конструктивной ватерлинии (КВЛ) по ширине в месте их расположения.

Однако движительно-рулевой комплекс известного ледокольного судна, предназначенного для проводки судов и управления ледовой обстановкой, не обеспечивает ему достаточной маневренности для проведения ледовых операций в стесненных условиях, особенно при операциях в морских и речных портах, при очистке причальных стенок портов и выполнении операций по постановке крупнотоннажных судов к причалу.

Задачей предлагаемого изобретения является улучшение маневренных качеств ледокольного судна для эксплуатации в стесненных условиях во льдах при работе как передним, так и задним ходом, повышение его ледовых качеств и устойчивости движения на заднем ходу, а также улучшение эффективности очистки причалов ото льда и околки судов в портах и на открытых акваториях.

Для этого ледокольное судно, имеющее корпус с кормовым подзором, в котором размещен движительно-рулевой комплекс, включающий установленные на валах гребные движители судна, расположенные побортно симметрично диаметральной плоскости, и установленную в диаметральной плоскости на корпусе судна полноповоротную винто-рулевую колонку с гребным винтом, смещенную в корму от уровня плоскости дисков гребных движителей судна на расстояние, обеспечивающее бесконтактный с гребными движителями судна поворот на 360° винто-рулевой колонки вокруг своей оси поворота, причем движительно-рулевой комплекс расположен по высоте судна так, что концевые кромки движителей не выходят за пределы уровня основной плоскости судна и конструктивной ватерлинии в месте расположения гребных винтов, по первому варианту исполнения оборудовано размещенной в носу в диаметральной плоскости полноповоротной винто-рулевой колонкой, оснащенной тянущим гребным винтом, расположенным на валу винто-рулевой колонки перед ее гондолой с не выступающими за пределы основной плоскости судна концевыми кромками лопастей, и установленной таким образом, чтобы обеспечивались поворот винто-рулевой колонки на 360° вокруг своей оси поворота и защита винта от взаимодействия с ледяным полем.

В другом варианте исполнения указанное ледокольное судно оборудовано размещенными в носу побортно симметрично диаметральной плоскости полноповоротными винто-рулевыми колонками, оснащенными тянущими гребными винтами, расположенными на валах винто-рулевых колонок перед их гондолами с не выступающими за пределы основной плоскости судна концевыми кромками лопастей, и установленными таким образом, чтобы обеспечивались поворот винто-рулевых колонок на 360° вокруг их осей поворота и защита винтов от взаимодействия с ледяным полем.

Благодаря оснащению ледокольного судна носовой полноповоротной винто-рулевой колонкой, оснащенной тянущим ГВ, существенно улучшается маневренность судна, повышаются ледовые качества вследствие обмыва носовой оконечности корпуса и обеспечивается устойчивость движения судна на курсе и управляемость как на переднем, так и на заднем ходу.

Оснащение ледокольного судна двумя носовыми полноповоротными винто-рулевыми колонками, оснащенными тянущими ГВ, существенно возрастает перерабатываемая винтами мощность, что, в свою очередь, улучшает ледопроходимость.

Поворот носовой(-ых) ВРК на 360° позволяет наиболее эффективно смывать струей с носовой оконечности судна ледовую рубашку, а также направлять битый лед из набегающего потока в стороны от корпуса, благодаря чему снижается ледовое сопротивление и повышается ледопроходимость судна. Также струей носовой(-ых) ВРК можно эффективно очищать ото льда стенки причалов и морских сооружений, размывать кили торосов.

Расположение носовой(-ых) ВРК таким образом, чтобы обеспечить защиту винта носовой оконечностью корпуса судна от взаимодействия со сплошным ледяным полем, повышает надежность ВРК.

Оснащение ВРК тянущим гребным винтом позволяет улучшить ледокольные качества судна и защищает стойку ВРК от повреждений обломками льда.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 схематически изображено предлагаемое ледокольное судно по обоим вариантам исполнения, на фиг. 2 - вид со стороны днища на судно на фиг. 1 в первом варианте исполнения, на фиг. 3 - вид со стороны днища на судно на фиг. 1 во втором варианте исполнения.

Ледокольное судно (фиг. 1, 2, 3) содержит корпус 1, имеющий кормовой подзор 2, размещенный в кормовом подзоре 2 движительно-рулевой комплекс судна, включающий два побортно расположенных традиционных гребных движителя судна 3, установленных на валах 4, и установленную на корпусе 1 судна полноповоротную винто-рулевую колонку 5 с гребным винтом 6.

В носовой части на корпусе 1 в носовом подзоре 7 установлена(-ны) полноповоротная(-ые) винто-рулевая(-ые) колонка (-и) 8 с тянущим гребным винтом 9.

По первому варианту исполнения ВРК 5 и 8 расположены в ДП судна (фиг. 2). Во втором варианте исполнения (фиг. 3) ВРК 5 расположена в ДП судна, а ВРК 8 - в носу побортно симметрично диаметральной плоскости.

При этом во всех вариантах исполнения ВРК 5 и 8 расположены таким образом, что обеспечен их свободный поворот на 360° вокруг своих вертикальных осей поворота. Также в обоих вариантах исполнения гребные движители 3 судна, ГВ 6 ВРК 5 и ГВ 9 ВРК 8 расположены по высоте судна таким образом, что концевые кромки лопастей всех движителей 3, 6, 9 при этом не выходят за пределы уровня основной плоскости 10 судна (фиг. 1).

Эксплуатация предлагаемого ледокольного судна в замерзающих акваториях осуществляется следующим образом.

При движении ледокольного судна в ледовом поле передним ходом образующиеся при взаимодействии с носовой оконечностью корпуса 1 сектора разрушенного льда попадают на носовую(-ые) ВРК 8 и либо отбрасываются лопастями винта(-ов) 9 за пределы корпуса 1 судна, либо фрезеруются винтом(-ами) 9 ВРК 8 и выносятся струей(-ями) винта(-ов) 9. За счет поворота ВРК 8 вправо-влево от ДП судна с корпуса смывается образующаяся «ледовая рубашка», за счет чего уменьшается ледовое сопротивление судна и повышается его ледопроходимость.

Носовая(-ые) ВРК 8 и кормовая ВРК 5 обеспечивают судну повышенную маневренность - оно может быстро развернуться практически на месте, а при определенных условиях сможет двигаться бортом вперед.

При движении ледокольного судна в ледовом поле на заднем ходу, за счет наличия носовой(-ых) ВРК 8 судно хорошо управляется и может сохранять устойчивый курс.

При работе в торосах носовая(-ые) ВРК 8 используется для размыва киля тороса за счет действия струи винта(-ов) 9 при повороте ВРК 8 вправо-влево от ДП судна. Таким же образом струей винта(-ов) 9 ВРК 8 можно размывать ледяные нагромождения, образующиеся у причальных стенок портов и у морских добывающих платформ.

Предлагаемое ледокольное судно для работы преимущественно в стесненных условиях замерзающих акваторий обладает улучшенными маневренными и ледовыми качествами как на переднем, так и на заднем ходу, что его выгодно отличает от прототипа.

1. Ледокольное судно, имеющее корпус с кормовым подзором, в котором размещен движительно-рулевой комплекс, включающий установленные на валах гребные движители судна, расположенные побортно симметрично диаметральной плоскости, и установленную на корпусе в диаметральной плоскости судна полноповоротную винто-рулевую колонку с гребным винтом, смещенную в корму от уровня плоскости дисков гребных движителей судна на расстояние, обеспечивающее бесконтактный с гребными движителями судна поворот на 360° винто-рулевой колонки вокруг своей оси поворота, причем движительно-рулевой комплекс расположен по высоте судна так, что концевые кромки движителей не выходят за пределы уровня основной плоскости судна и конструктивной ватерлинии в месте расположения гребных винтов, отличающееся тем, что оно оборудовано размещенной в носу в диаметральной плоскости полноповоротной винто-рулевой колонкой, оснащенной тянущим гребным винтом, расположенным на валу винто-рулевой колонки перед ее гондолой с не выступающими за пределы основной плоскости судна концевыми кромками лопастей, и установленной таким образом, чтобы обеспечивались поворот винто-рулевой колонки на 360° вокруг своей оси поворота и защита винта от взаимодействия с ледяным полем.

2. Ледокольное судно, имеющее корпус с кормовым подзором, в котором размещен движительно-рулевой комплекс, включающий установленные на валах гребные движители судна, расположенные побортно симметрично диаметральной плоскости, и установленную на корпусе в диаметральной плоскости судна полноповоротную винто-рулевую колонку с гребным винтом, смещенную в корму от уровня плоскости дисков гребных движителей судна на расстояние, обеспечивающее бесконтактный с гребными движителями судна поворот на 360° винто-рулевой колонки вокруг своей оси поворота, причем движительно-рулевой комплекс расположен по высоте судна так, что концевые кромки движителей не выходят за пределы уровня основной плоскости судна и конструктивной ватерлинии в месте расположения гребных винтов, отличающееся тем, что оно оборудовано размещенными в носу побортно симметрично диаметральной плоскости полноповоротными винто-рулевыми колонками, оснащенными тянущими гребными винтами, расположенными на валах винто-рулевых колонок перед их гондолами с не выступающими за пределы основной плоскости судна концевыми кромками лопастей, и установленными таким образом, чтобы обеспечивались поворот винто-рулевых колонок на 360° вокруг их осей поворота и защита винтов от взаимодействия с ледяным полем.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкция поворотного уплотнения для двигательного блока. Двигательный блок содержит стойку, имеющую верхний участок, верхний концевой участок которого проходит через проход, образованный между первым наружным дном и вторым внутренним дном на судне.

Изобретение относится к конструкция поворотного уплотнения для двигательного блока. Двигательный блок содержит стойку, имеющую верхний участок, верхний концевой участок которого проходит через проход, образованный между первым наружным дном и вторым внутренним дном на судне.

Изобретение относится к системе и к способу монтажа установки гребного агрегата на корпус судна. Гребной агрегат содержит верхнюю часть гребного агрегата, прикрепляемую к корпусу судна, и нижнюю часть гребного агрегата, где оперт с возможностью вращения вал гребного винта, а верхняя часть гребного агрегата имеет фланцы для плотного крепления фланцев к корпусу, и при этом в днище корпуса имеется проем, где должен быть установлен гребной агрегат.

Изобретение относится к системе и к способу монтажа установки гребного агрегата на корпус судна. Гребной агрегат содержит верхнюю часть гребного агрегата, прикрепляемую к корпусу судна, и нижнюю часть гребного агрегата, где оперт с возможностью вращения вал гребного винта, а верхняя часть гребного агрегата имеет фланцы для плотного крепления фланцев к корпусу, и при этом в днище корпуса имеется проем, где должен быть установлен гребной агрегат.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым энергетическим установкам для надводных и подводных плавсредств. Роторная энергетическая судовая установка состоит из главного и вспомогательного двигателей.

Изобретение относится к судостроению, а именно к движительным установкам. Движительная установка для эксплуатации в ледовых условиях и в свободных от льда водах для морского судна, имеющего корпус (S) с диаметральной линией (CL), проходящей между его носовым концом (3) и кормовым концом (4).

Изобретение относится к скоростным водным транспортным средствам. Движение судна на «водной подушке» осуществляется поднятием судна над поверхностью воды и его перемещением с помощью двух водных движителей (гребных винтов), установленных на судне таким образом, чтобы векторы упоров движителей были отклонены от вертикали и направления движения судна.

Изобретение относится к азимутальному подруливающему устройству. Способ создания азимутального подруливающего устройства (1) заключается в том, что начальную точку первого обтекателя (4) располагают на расстоянии (y) позади вертикальной оси (3) поворота.

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройству охлаждения силовой установки судна. Устройство охлаждения силовой установки включает верхнюю часть (22) с верхним концом части (100), которая проходит через канал (Р1) и образована между первым наружным дном (11) и вторым внутренним дном (12) судна (10).

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции движительной установки судна. Движительная установка судна включает в себя корпус, рулевой привод, приводной двигатель, валопровод, гребной винт, гребной вал и дейдвудное устройство.

Изобретение относится  к области судостроения, в частности к способам разрушения судами ледяного покрова. Способ заключается в следующем.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении судна ко льду посредством пары якорей и тросов, последующем заполнении балластных цистерн забортной водой и создании положительной силы плавучести за счет емкости из эластичного материала, которую располагают под ледяным покровом посередине между якорями, периодически заполняют сжатым воздухом, а затем вентилируют с частотой, равной частоте резонансных изгибно-гравитационных волн, возбуждаемых в ледяном покрове динамической нагрузкой.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении судна ко льду посредством якоря и троса с последующим периодическим заполнением балластных цистерн забортной водой, их осушением с частотой, равной частоте резонансных изгибно-гравитационных волн, возбуждаемых в ледяном покрове динамическими нагрузками, при этом длину троса выбирают из условий обеспечения прекращения погружения судна в момент достижения им максимальной вертикальной скорости.

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в том, что подводное судно начинают перемещать подо льдом на безопасной глубине с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны, при этом во время движения судна открывают крышки ракетных шахт при расположении над ними вершины резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, снабженного якорем, диаметр раскрытия лап которого должен быть больше длины рубки, обеспечивающим при помощи троса прикрепление судна ко льду, и балластными цистернами, заполнение которых забортной водой обеспечивает возникновение отрицательной силы плавучести, достаточной для разрушения ледяного покрова заданной толщины.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, снабженного якорем, диаметр раскрытия лап которого должен быть больше длины рубки, обеспечивающим при помощи троса прикрепление судна ко льду, и балластными цистернами, заполнение которых забортной водой обеспечивает возникновение отрицательной силы плавучести, достаточной для разрушения ледяного покрова заданной толщины.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, снабженного якорем, обеспечивающим при помощи троса прикрепление судна ко льду, и балластными цистернами, заполнение которых забортной водой обеспечивает возникновение отрицательной силы плавучести, достаточной для разрушения ледяного покрова заданной толщины.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, снабженного якорем, диаметр раскрытия лап которого должен быть больше длины рубки, обеспечивающим при помощи троса прикрепление судна ко льду, и балластными цистернами, заполнение которых забортной водой обеспечивает возникновение отрицательной силы плавучести, достаточной для разрушения ледяного покрова заданной толщины.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении судна ко льду посредством якоря, троса и лебедки, расположенных в его кормовой части, затем при помощи лебедки к судну периодически прикладывают вертикальную нагрузку, т.е.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, снабженного якорем, диаметр раскрытия лап которого должен быть больше длины рубки, обеспечивающим при помощи троса прикрепление судна ко льду, и балластными цистернами, заполнение которых забортной водой обеспечивает возникновение отрицательной силы плавучести, достаточной для разрушения ледяного покрова заданной толщины.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к ледокольным судам и буксирам, предназначенным для эксплуатации во льдах. Предложено ледокольное судно, в кормовом подзоре которого размещен движительно-рулевой комплекс с установленными на валах гребными движителями, расположенными побортно симметрично ДП, и установленной в ДП полноповоротной винто-рулевой колонкой с гребным винтом, смещенной в корму от плоскости дисков гребных движителей судна. По первому варианту исполнения ледокольное судно оборудовано размещенной в носу в ДП полноповоротной ВРК, оснащенной тянущим гребным винтом, расположенным на валу ВРК перед ее гондолой с не выступающими за пределы основной плоскости судна концевыми кромками лопастей, и установленной таким образом, чтобы обеспечивались поворот ВРК на 360° вокруг своей оси поворота и защита винта от взаимодействия с ледяным полем. По второму варианту исполнения ледокольное судно оборудовано размещенными в носу побортно симметрично ДП полноповоротными ВРК. Технический результат заключается в улучшении маневренных качеств ледокольного судна при работе как передним, так и задним ходом, повышении его ледовых качеств и устойчивости движения на заднем ходу, а также в улучшении эффективности очистки причалов ото льда и околки судов в портах и на открытых акваториях. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Наверх