Одноконтактная двухподвижная кинематическая пара

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шарнирным соединениям деталей машин. Одноконтактная двухподвижная кинематическая пара состоит из соединения опорного звена и воздействующего звена. Опорное звено выполнено в виде круговой параболической лунки. Воздействующее звено выполнено в виде параболической бочки, образующая которой конгруэнтна параболической лунке. Технический результат: реализация возможности двух относительных вращательных движений звеньев относительно двух взаимно перпендикулярных осей. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к шарнирным соединениям деталей машин.

Из теории механизмов и машин известно, что любая механическая система (механизм, машина) состоит из звеньев и соединений звеньев - кинематических пар, а кинематической парой называют «соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающее их относительное движение». (Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. Учебник для втузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988 – 640, с. 20).

Известна пятиподвижная кинематическая пара (шар-плоскость), которая образована двумя звеньями - шаром и плоскостью. Назовем плоскость опорным звеном, на которое опирается шар, а сам шар - воздействующим звеном, т.е. эта пара есть подвижное соединение воздействующего звена с опорным звеном (Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. Учебник для втузов. - 4-е изд., перераб. и доп.- М., Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988 -64, с. 24, рис. 1.4в).

Это соединение обеспечивает пять относительных движений воздействующего звена, а именно, три вращательных относительно осей x, у, z и два поступательных движения вдоль осей х и у, а поступательное движение вдоль оси z невозможно, так как в этом случае звенья теряют контакт между собой и кинематическая пара как таковая исчезает.

Известна также кинематическая пара «шар-лунка», позволяющая осуществить вращательные движения звеньев относительно трех осей декартовой системы координат.(Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. Учебник для втузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М, Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988 - 64, с. 31, табл. 1). В этом случае опорное звено - лунка выполнена постоянной отрицательной гауссовой кривизны, а воздействующее звено в виде шара постоянной положительной гауссовой кривизны (Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся вузов. - 13-е изд., исправленное. - М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. лит. 1986 - 544 с.; с. 189, рис. 2.63; с. 415).

Практика машиностроения часто требует осуществления лишь двух относительных вращательных движений звеньев относительно двух взаимно перпендикулярных осей. Описанные выше пятиподвижная и трехподвижная пары этому требованию не удовлетворяют.

Техническая проблема, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в обеспечении между подвижными звеньями двух относительных вращательных движений относительно двух взаимно перпендикулярных осей.

Данная техническая проблема решается тем, что в кинематической паре, состоящей из соединения опорного звена и воздействующего звена, согласно изобретению, опорное звено выполнено в виде круговой параболической лунки, а воздействующее звено выполнено в виде параболической бочки, образующая которой конгруэнтна параболической лунке.

Технический результат, получаемый при реализации предложенной одноконтактной двухподвижной кинематической пары, заключается в реализации возможности двух относительных вращательных движений звеньев относительно двух взаимно перпендикулярных осей.

В предлагаемой кинематической паре поверхности и лунки и бочки выполнены параболическими конгруэнтными - совпадающими друг с другом, что позволяет осуществлять два вращательных движения во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежом, где на фиг. 1 изображена одноконтактная двухподвижная кинематическая пара, на фиг. 2 - разрез в плоскости «Z-Х», на фиг. 3 - разрез в плоскости «Z-Y».

Одноконтактная двухподвижная кинематическая пара содержит опорное звено 1 в виде круговой параболической лунки и воздействующее звено 2 в виде параболической бочки, образующая которой конгруэнтна параболической лунке.

Работает кинематическая пара следующим образом: если опорное звено - лунку принять за неподвижное, то воздействующее звено - параболическая бочка, может беспрепятственно вращаться относительно оси «z» и поворачиваться относительно геометрической оси бочки, оси «х».

Положительный эффект предлагаемой кинематической пары заключается в том, что возможно осуществление двух вращательных движений относительной осей «z» и «х».

Одноконтактная двухподвижная кинематическая пара, состоящая из соединения опорного звена и воздействующего звена, отличающаяся тем, что опорное звено выполнено в виде круговой параболической лунки, а воздействующее звено выполнено в виде параболической бочки, образующая которой конгруэнтна параболической лунке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шарнирным соединениям деталей машин. Одноконтактная четырехподвижная кинематическая пара состоит из соединения опорного звена и воздействующего звена.

Изобретение относится к устройству подвески газотурбинного двигателя летательного аппарата. Устройство (10) шарового шарнира для подвески газотурбинного двигателя к пилону или для подвески агрегата к корпусу газотурбинного двигателя содержит первый элемент (12), на конце которого установлена шаровая головка (14), второй элемент (18) с держателями (16,17), ось (30), проходящую через отверстие (28) шаровой головки.

Изобретение относится к области машиностроения и автомобилестроения и может быть использовано для соединения валов, передающих крутящий момент, под различными, возможно, меняющимися углами.

Изобретение относится к способу изготовления плавающего соединения и к плавающему соединению, изготовленному этим способом. Плавающее соединение (10) имеет первый узел (16) соединения и второй узел (18) соединения, установленные с возможностью поворота относительно друг друга.

Изобретение относится к автомобильной отрасли машиностроения, а именно к способам восстановления неразборных шаровых соединений, преимущественно в элементах подвески автомобиля (рычаги, рулевые тяги, наконечники).

Изобретение относится к автомобильной отрасли машиностроения. Малогабаритное устройство для восстановления полимерных вкладышей шаровых соединений содержит станину П-образной формы, внутри которой расположены мембранный пневмоцилиндр с возвратной пружиной, пневмодроссель, блоки управления пневмоаппаратурой и нагревом.

Изобретение относится к оборудованию для восстановления шаровых соединений путем заливки вкладыша непосредственно в ремонтируемом узле. Устройство содержит станину в виде рамы из направляющих, соединенных шпильками между упорным и концевым фланцами; промежуточный фланец, причем упорный фланец предназначен для установки в него ремонтируемого узла, концевой и промежуточный фланцы – для крепления пневмоцилиндра; элементы крепления ремонтируемого узла; подвижную каретку, свободно перемещающуюся по пазам направляющих станины; цилиндрический тигель с загрузочным отверстием и распределительной алюминиевой втулкой, на которую крепится хомутовый нагреватель, причем с одной стороны в тигель крепится форсунка, с другой входит плунжер, для скольжения которого в тигель со стороны пневмоцилиндра впрессована направляющая втулка; блок управления.

Изобретение относится к области машиностроения, авиастроения и станкостроения и может быть использовано в приводах машин и механизмов для передачи вращающих моментов в условиях, когда оси соединяемых валов расположены со значительным угловым смещением, а круговые частоты ведущего и ведомого звеньев механизма должны совпадать.

Изобретение относится к шарнирной опоре, в частности, для шарового шарнира с вкладышем подшипника скольжения. Шаровой шарнир содержит корпус, в котором установлены палец с шаровой головкой, вкладыш, состоящий из двух частей, выполненных в виде усеченной сферической оболочки из упругопластичного материала.
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для обслуживания карданных шарниров на игольчатых подшипниках. Способ технического обслуживания карданных шарниров заключается в том, что вначале проводят предварительную разметку положения вилок карданного шарнира, затем разбирают подшипники карданного вала, промывают их и обратно устанавливают.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шарнирным соединениям деталей машин. Одноконтактная четырехподвижная кинематическая пара состоит из соединения опорного звена и воздействующего звена.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Устройство содержит рабочую камеру (1) с приемным бункером (2) и выгрузной камерой (3) с размещенной в ней пальцевой швырялкой (4), на внешних радиусах которой на пальцах (5) закреплены вертикально расположенные лопатки (6).

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к синтезу пространственного механизма. Способ синтеза пространственного механизма определенной структуры с заданными кинематическими характеристиками звеньев и возможными движениями в кинематических парах заключается в поиске положения звеньев, при котором кинематическая цепь переходит в замкнутое состояние.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к шарнирным соединениям. Трёхподвижная кинематическая пара состоит из прямого желоба с цилиндрическим дном и расположенного в нём второго звена в виде круговой бочки с шаровыми сегментами, жестко установленными на торцах.

Изобретение относится к области водородной энергетики - аккумулированию и хранению водорода, который в настоящее время используется в химическом, транспортном машиностроении и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться для соединения звеньев механизмов и деталей машин. Двухподвижная кинематическая пара включает два звена - цилиндр (2) и двойной корсет (1), поверхности которых имеют разную кривизну и входят между собой в точечный контакт.

Изобретение относится к невращающемуся универсальному шарниру, предназначенному для соединения корпусов двигателя и редуктора вертолета. Невращающийся универсальный шарнир (10) для привода вертолета имеет крестовину, определяемую кольцом (30), которое имеет четыре соединительные части (31), разнесенные на 90° друг от друга, и взаимодействующие с соответствующими вильчатыми элементами (15), образующими концы соответствующих консолей (14) двух соединительных элементов (11, 12), которые при использовании зафиксированы относительно корпуса (6) двигателя (2) и корпуса (7) редуктора (3).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к пылеводонепроницаемым шарнирам. Пылеводонепроницаемый шарнир содержит стойки, рычаг, головку рычага, ось, а также упругие конические втулки, расположенные между головкой рычага и осью.

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для соединения звеньев механизма. Поверхности геометрических элементов звеньев выполнены в виде охватываемой и охватывающей поверхностей.

Изобретение относится к области машиностроения и автомобилестроения и может быть использовано для соединения валов, передающих крутящий момент под различными, возможно, меняющимися углами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шарнирным соединениям деталей машин. Одноконтактная двухподвижная кинематическая пара состоит из соединения опорного звена и воздействующего звена. Опорное звено выполнено в виде круговой параболической лунки. Воздействующее звено выполнено в виде параболической бочки, образующая которой конгруэнтна параболической лунке. Технический результат: реализация возможности двух относительных вращательных движений звеньев относительно двух взаимно перпендикулярных осей. 3 ил.

Наверх