Баллистическая ракета

Изобретение относится к области военной техники, в частности к баллистическим ракетам. Технический результат – повышение точности стрельбы. Баллистическая ракета содержит головную часть, корпус, двигательную установку, систему управления на активном участке. Согласно изобретению ракета дополнительно содержит блок управления на конечном участке траектории, установленный при подготовке ракеты к пуску. Этот блок включает несущий корпус и аппаратуру спутниковой навигации. Эта аппаратура предназначена для определения текущих координат полета ракеты. Она имеет расположенную на внешней поверхности блока управления приемную антенну, бесплатформенную инерциальную навигационную систему. Эта система предназначена для формирования команд по стабилизации крена ракеты, демпфирования продольных и поперечных ее колебаний и наведения в соответствии с положением в пространстве, определяемом аппаратурой спутниковой навигации. Имеются также бортовой вычислитель для запуска выполнения циклограммы, рулевые приводы, аэродинамические рули, источник питания. Предусмотрена бортовая аппаратура дистанционного приема полетного задания от наземной аппаратуры подготовки и передачи полетного задания посредством приема координат цели и циклограммы работы ракеты в полете. Для обеспечения электрической связи головной части с системой управления предусмотрен транзитный электрический кабель. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к военной технике, в частности к баллистическим ракетам.

Известна баллистическая ракета 9М21 комплекса 9К52 «Луна-М» содержащая боевую часть и ракетный двигатель, на хвостовой части которого установлен аэродинамический стабилизатор [1], принятая за аналог.

Недостатком аналога является то, что его полет на всем участке траектории проходит без какой-либо коррекции и управления. Вследствие этого точность стрельбы неудовлетворительная.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности заявляемых признаков является баллистическая ракета 8К14 комплекса 9К72 принятая авторами за прототип [2]. Эта ракета содержит головную часть, корпус, двигательную установку, систему управления и систему аварийного подрыва ракеты. Головная часть является боевой частью ракеты и устанавливается на нее при подготовке к пуску. Система управления обеспечивает управление ракетой на активном участке траектории (при работающей двигательной установке) при помощи устройства управления вектором тяги в виде четырех газоструйных рулей.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известной баллистической ракеты, принятой за прототип, относится то, что управление баллистической ракетой осуществляется только на активном участке траектории отклонением вектора тяги газовыми рулями. После окончания работы двигателя ракета летит до цели без управления по баллистической траектории. В результате, возмущения получаемые ракетой на неуправляемом участке траектории не компенсируются, ракета имеет низкую точность стрельбы и требуется большой расход ракет для поражения малоразмерных целей, кроме того ракета летит к цели без маневра, что увеличивает вероятность ее поражения средствами противоракетной обороны.

Технической задачей предлагаемого изобретения является устранение указанного выше недостатка, а именно обеспечение высокой точности стрельбы изначально разработанной без управления на конечном участке траектории баллистической ракеты и снижение вероятности поражения ее средствами противоракетной обороны.

Технический результат - снижение расхода баллистических ракет изначально разработанных без наведения на конечном участке траектории на поражение малоразмерной цели за счет повышения точности стрельбы вследствие управления ракетой на конечном участке траектории и снижения вероятности поражения ее средствами противоракетной обороны за счет выполнения противоракетного маневра при наведении на цель.

Указанный технический результат достигается тем, что в состав баллистической ракеты, изначально разработанной без наведения на конечном участке траектории и содержащей головную часть, корпус, двигательную установку и систему управления дополнительно введен блок управления на конечном участке траектории, устанавливаемый при подготовке ракеты к пуску и содержащий в своем составе несущий корпус, аппаратуру спутниковой навигации с расположенной на внешней поверхности блока управления приемной антенной, бесплатформенную инерциальную навигационную систему, бортовой вычислитель, рулевые привода (например четыре для одновременного управления по крену, тангажу, рысканью и демпфирования колебаний), аэродинамические рули (например четыре по числу рулевых приводов), источник питания, бортовую аппаратуру дистанционного приема полетного задания, которое формируется наземной аппаратурой подготовки и передачи полетного задания (на рис. не показано), транзитный электрический кабель.

Конструктивно блок управления выполнен в виде цилиндра и устанавливается между головной частью и корпусом баллистической ракеты. Установка блока управления осуществляется на технической позиции обслуживания ракетного комплекса перед подготовкой ракеты к пуску. Места крепления блока управления с головной частью и блока управления с корпусом баллистической ракеты повторяют места крепления между головной частью и корпусом исходной ракеты, а транзитный электрический кабель обеспечивает электрическую связь головной части с системой управления штатной ракеты посредством электрических разъемов аналогичных примененных в штатной ракете для соединения головной части с системой управления. При выполнении электрической и механической стыковки блока управления с баллистической ракетой дополнительная доработка не требуется. Для уменьшения вероятности обнаружения и поражения средствами противоракетной обороны за счет уменьшения геометрических размеров атакующего цель объекта, блок управления может оснащаться блоком отделения в полете скрепленных между собой головной частью с блоком управления от остальной части баллистической ракеты. Для увеличения удобств при эксплуатации за счет уменьшения внешних габаритов ракеты и снижения лобового сопротивления на начальном и среднем участках траектории, аэродинамические рули могут быть выполнены складываемыми внутрь блока управления или иметь решетчатую форму и складываться снаружи вдоль внешней поверхности блока управления, что упрощает размещение аппаратуры внутри блока управления по сравнению со складыванием рулей внутрь корпуса. Рулевой привод может иметь в качестве исполнительного органа электродвигатель постоянного тока, что позволяет уменьшить общие габариты рулевого привода и упростить схему построения рулевого привода. Для увеличения надежности приема спутниковых сигналов при выполнении ракетой маневров на траектории количество приемных антенн N (где N - количество приемных антенн) может быть увеличено. Перечень фигур чертежей.

На фиг. 1 представлена баллистическая ракета с блоком управления. В состав баллистической ракеты входят:

1 - головная часть ракеты;

2 - блок управления;

3 - места установки блока управления на ракету;

4 - корпус ракеты с установленной внутри двигательной установкой и системой управления;

5 - устройство управления вектором тяги.

На фиг. 2 изображен блок управления.

В состав блока управления входят:

6 - несущий корпус;

7 - аппаратура спутниковой навигации;

8 - приемная антенна аппаратуры спутниковой навигации;

9 - бесплатформенная инерциальная навигационная система;

10 - бортовой вычислитель;

11 - рулевой привод;

12 - аэродинамический руль;

13 - источник питания;

14 - бортовая аппаратура дистанционного приема полетного задания;

15 - транзитный электрический кабель.

На фиг. 3 изображен блок (2) управления, оснащенный блоком (16) отделения, остальные блоки соответствуют обозначениям, принятым на фиг. 2.

На фиг. 4 представлен блок (2) управления со складывающимися внутрь блока (2) управления рулями.

На фиг. 5 изображен блок (2) управления со складываемыми снаружи вдоль блока (2) управления решетчатыми рулями.

На фиг. 6 приведена траектория баллистической ракеты с блоком (2) управления.

На фиг. 7 приведена траектория баллистической ракеты с отделением головной части (1) с блоком (2) управления от ракеты.

Возможность осуществления изобретения подтверждается ниже следующим описанием работы баллистической ракеты с блоком (2) управления.

На технической позиции обслуживания ракетного комплекса расчет стыкует разъемы (на рис. не показано) транзитного электрического кабеля (15) с ответными разъемами (на рис. не показано) системы управления и соединяет блок (2) управления с корпусом (4) ракеты по месту (3) установки посредством крепежных изделий (например гайками, болтами, винтами и т.д.) применяемых для соединения головной части (1) с корпусом (4) исходной ракеты. Далее соединяются электрические разъемы (на рис. не показано) головной части (1) с ответными разъемами (на рис. не показано) транзитного электрического кабеля (15) и на передний торец блока (2) управления устанавливается головная часть (1) и крепится по месту (3) установки посредством крепежных изделий (например гайками, болтами, винтами и т.д.) применяемых для соединения головной части (1) с корпусом (4) исходной ракеты. На огневой позиции стартовый расчет выполняет действия по приведению ракеты в боевую готовность в соответствии с руководством по эксплуатации штатной ракеты без блока управления, при этом дополнительно в бортовую аппаратуру приема полетного задания дистанционно от наземной аппаратуры подготовки и передачи полетного задания вводятся только координаты цели и циклограмма работы блока управления в полете. После старта бортовой вычислитель (10) блока (2) управления запускает выполнение циклограммы, аппаратура (7) спутниковой навигации определяет текущие координаты ракеты, команды управления на аэродинамические рули (12) блока (2) управления не подаются. Первоначальный участок полета осуществляется по траектории соответствующей траектории полета исходной ракеты с компенсацией получаемых ракетой возмущений при помощи устройства (5) управления вектором тяги. После окончания работы двигательной установки ракета летит по баллистической траектории без управления. В зависимости от дальности стрельбы и в соответствии с циклограммой пуска в назначенное время на нисходящей ветви траектории начинается управляемый полет (см. фиг. 6) при помощи блока (2) управления, при этом предварительно при наличии блока (16) отделения происходит отделение скрепленных между собой головной частью (1) и блоком (2) управления от корпуса (4) ракеты (см. фиг. 7), при наличии складывающихся рулей происходит их открытие. Бортовой вычислитель (10) одновременно по сигналам бесплатформенной инерциальной навигационной системы (9) формирует команды по стабилизации крена и демпфирования продольных и поперечных колебаний ракеты (боевой части с блоком (2) управления) и команды наведения в соответствии с выбранным законом наведения по данным о положении ракеты (боевой части с блоком (2) управления) в пространстве, определяемых аппаратурой (7) спутниковой навигации совместно с бесплатформенной инерциальной навигационной системой (9) и заданным при пуске координатам цели. Рулевые привода отрабатывают команды, отклоняя каждый из имеющихся аэродинамических рулей (12) на требуемые углы независимо друг от друга в заданном направлении, создавая одновременно управляющие силы и моменты по курсу, тангажу и крену. Наведение на цель осуществляется для снижения влияния ошибок определения высоты и для повышения эффективности боевой части с большими углами подхода к цели (пикирование), при этом для снижения вероятности поражения средствами противоракетной обороны выполняется противоракетный маневр.

Все элементы, используемые при создании предлагаемого изобретения, известны специалистам в данной области техники.

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:

- средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, предназначено для использования в военной технике, а именно, в баллистических ракетах;

- для заявленного устройства в том виде, как оно охарактеризовано в независимом пункте изложенной формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью описанных в заявке или известных до даты приоритета средств и методов;

- устройство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата, а именно, снижение расхода на поражение малоразмерной цели изначально разработанных без наведения на конечном участке траектории баллистических ракет за счет повышения точности стрельбы из-за управления ракетой на конечном участке траектории.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию «промышленная применимость».

Источники информации:

1. Широкорад А. Б., Энциклопедия отечественного ракетного оружия. 1817 - 2002., Москва. ACT., Минск, Харвест, 2003 г.;

2. Ракета 8К14. Пособие для офицеров ракетных войск. Часть 1. Устройство ракеты. Военное издательство Министерства Обороны СССР, Москва, 1961 г. (https://armyman.info/books/id-1191.html).

1. Баллистическая ракета, содержащая головную часть, корпус, двигательную установку, систему управления на активном участке, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит блок управления на конечном участке траектории, установленный при подготовке ракеты к пуску, и включает несущий корпус, аппаратуру спутниковой навигации для определения текущих координат полета ракеты с расположенной на внешней поверхности блока управления приемной антенной, бесплатформенную инерциальную навигационную систему для формирования команд по стабилизации крена ракеты, демпфирования продольных и поперечных ее колебаний и наведения в соответствии с положением в пространстве, определяемом аппаратурой спутниковой навигации, бортовой вычислитель для запуска выполнения циклограммы, рулевые приводы, аэродинамические рули, источник питания, бортовую аппаратуру дистанционного приема полетного задания от наземной аппаратуры подготовки и передачи полетного задания посредством приема координат цели и циклограммы работы ракеты в полете, транзитный электрический кабель для обеспечения электрической связи головной части с системой управления.

2. Баллистическая ракета по п. 1, отличающаяся тем, что блок управления содержит блок отделения скрепленных между собой головной части и блока управления от баллистической ракеты.

3. Баллистическая ракета по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что аэродинамические рули в блоке управления выполнены складывающимися внутрь корпуса.

4. Баллистическая ракета по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что аэродинамические рули в блоке управления имеют решетчатую форму, имеют возможность складывания вдоль внешней поверхности блока управления.

5. Баллистическая ракета по одному из пп. 1-4, отличающаяся тем, что блок управления содержит N приемных антенн спутниковой навигационной системы, при соотношении N>1, расположенных равномерно по окружности на внешней поверхности блока управления.

6. Баллистическая ракета по п. 1, отличающаяся тем, что рулевой привод блока управления в качестве исполнительного органа содержит электродвигатель постоянного тока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к ракетам с воздушно-реактивным двигателем - ВРД. Технический результат - увеличение скорости и дальности полета ракеты, расширение тягово-аэродинамических характеристик ВРД.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к ракетам и способам стрельбы ими, и может найти применение в реактивных системах залпового огня. Объект изобретения представляет собой способ стрельбы ракетой, снабженной ракетным двигателем на твердом топливе.

Изобретение относится к области ракетной техники и, в частности, к аэродинамическим поверхностям для авиационных средств поражения и может быть использовано в различных типах и классах управляемых авиационных средств поражения.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке ракет с воздушно-реактивным двигателем. Технический результат - увеличение дальности полета ракеты.

Изобретение относится к боеприпасам, а именно к устройствам ствольного сверхзвукового разгона реактивных снарядов кинетического действия. Технический результат - обеспечение разгона снаряда кинетического действия в стволе реактивного метательного устройства за счет полного сгорания заряда реактивного двигателя Устройство содержит цилиндрический ствол.

Изобретение относится к средствам активного воздействия на атмосферные явления и, в частности, к реактивным снарядам. Технический результат – повышение эффективности действия.

Изобретение относится к боеприпасам и, в частности, к артиллерийским снарядам. Технический результат - увеличение дальности полета артиллерийского снаряда.

Изобретение относится к боеприпасам и, в частности, к артиллерийскому снаряду. Технический результат – повышение дальности полета артиллерийского снаряда.

Изобретение относится к боеприпасам и, в частности, к артиллерийским снарядам. Технический результат - увеличение дальности полета артиллерийского снаряда.

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к артиллерийскому снаряду. Технический результат – повышение дальности полета артиллерийского снаряда.

Изобретение относится к средствам противоздушной обороны и конкретно к способу перехвата летательных аппаратов - ЛА самонаводящейся электроракетой - ЭР. Технический результат - повышение вероятности поражения ЛА за счет возможности повторной атаки ЭР. По способу осуществляют развертывание пусковых установок ЭР на территории обороняемого объекта. Рассчитывают множество допустимых траекторий полетов ЭР для перехвата опасных ЛА с требуемой вероятностью их поражения. Активируют аккумуляторные батареи ЭР, выбранных для перехвата ЛА. Вводят в память бортовой электронно-вычислительной машины - ЭВМ ЭР массив данных о траектории полета ЭР, старт ЭР и вывод их в зону видимости ЛА головкой самонаведения - ГСН ЭР. Включают режим самонаведения ЭР и обеспечивают безогневое поражение ЛА. При этом траекторию полета ЭР в зону повторной видимости ГСН рассчитывают на борту ЭР. Предусматривают разворот ЭР путем снижения ее путевой скорости и перекладки струйных рулей в угловое положение, соответствующее максимальному аэродинамическому качеству струйного руля. Угловое рассогласование оси ЭР с заданным направлением траектории ее движения измеряют блоком флюгарок. Отработку измеренного рассогласования, выдачу корректирующего сигнала на рули управления, сведение к нулю величины рассогласования и поддержание оси ЭР с направлением траектории ее движения производят с помощью управляющего вычислительного модуля ЭР. 6 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к крылатым и аэробаллистическим ракетам с прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД). Сверхзвуковая ракета (СР) включает фюзеляж в составе головного, центральных и хвостового отсеков, ПВРД и нерегулируемый воздухозаборник, бортовую аппаратуру системы управления в составе системы инерциальной навигации, системы конечного наведения, высотомера и обеспечивающих систем, аэродинамические рули, утопленную в камере сгорания ПВРД твердотопливную стартово-разгонную ступень. Передняя панель головного отсека фюзеляжа выполнена в виде клина с углом развала плоскостей 60°…170° в тангажной плоскости и с аэродинамической иглой по продольной оси CP. В плоскостях клина заподлицо с внешней поверхностью выполнено не менее двух плоских иллюминаторов СКН, которая выполнена комбинированной в виде радиолокационных и оптико-электронных каналов. Воздухозаборник выполнен подфюзеляжным с полуконусом сверхзвукового диффузора, складным в калибр CP. CP снабжена бугелями под направляющие торпедного аппарата либо обтюраторами под транспортно-пусковой контейнер, сгруппированными не менее чем в два пояса. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности селекции целей в сложной помеховой обстановке. 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области вооружения и может быть использовано при определении точности комплексов ракетного оружия длительных сроков хранения. Технический результат - повышение эффективности применения комплексов ракетного оружия при стрельбе по заданной цели. По способу предусматривают определение основных летных характеристик управляемых морских ракет с учетом сроков его хранения. При длительных сроках хранения ракеты, до 40 лет и более, учитывают степень истощения порохового заряда стартового двигателя - неполноту его горения. По этому параметру определяют изменение основных летных характеристик в конце стартового участка траектории. При этом для зенитной управляемой ракеты летные характеристики определяют по одному аналитическому выражению, а для крылатой ракеты – по другому аналитическому выражению. 15 ил.

Изобретение относится к вооружению и военной технике и может быть использовано во взрывателях к боеприпасам для поражения воздушных целей. Способ поражения воздушной цели боеприпасом с неконтактным датчиком цели заключается в том, что боеприпас выстреливают в зону его встречи с целью. С помощью неконтактного датчика цели излучают и принимают радиосигналы, анализируют параметры излучения и приема сигналов в процессе полета боеприпаса и на основе этого анализа снимают ступени предохранения взрывателя по мере сближения боеприпаса с целью. При этом с помощью неконтактного датчика цели регистрируют инфракрасное излучение впереди боеприпаса в диапазоне длин волн выше двух микрометров. В момент возрастания уровня излучения выше значения в начальный момент полета снимают очередную ступень предохранения боеприпаса. Фиксируют момент достижения уровнем излучения максимального значения. Выдают команду в вычислительное устройство неконтактного датчика цели о нахождении боеприпаса на минимальном расстоянии от цели. По заданному алгоритму выбирают оптимальный момент для подрыва боеприпаса. Изобретение позволяет надежно идентифицировать цель, летящую со сверхзвуковой скоростью, и повысить помехозащищенность неконтактного датчика цели от воздействия различных радиопомех. 3 ил.
Наверх