Способ создания частотной несогласованности между лопатками лопаточного колеса газотурбинного двигателя и соответствующее лопаточное колесо

Предложенное изобретение относится к способу создания частотной несогласованности между лопатками лопаточного колеса газотурбинного двигателя относительно выбранной собственной вибрационной моды лопаточного колеса, содержащего диск и N лопаток. При осуществлении способа выбирают собственную вибрационную моду лопаточного колеса с k нодальными диаметрами, при этом k является натуральным целым числом, отличным от нуля и, если N является четным числом, отличным от , при этом указанная собственная мода является вибрационной модой в рабочем диапазоне газотурбинного двигателя. Определяют смещение лопаток по всей окружности лопаточного колеса для каждой из двух стационарных волн деформации одинаковой частоты, которые в комбинации генерируют крутящую модальную деформацию лопаточного колеса в выбранной собственной вибрационной моде. На основании определенного таким образом смещения лопаток для каждой из двух стационарных волн деформации определяют лопатки, для которых пучность колебания первой из указанных стационарных волн деформации соответствует узлу колебания второй стационарной волны деформации. Выполняют выступ или выемку в диске лопаточного колеса напротив каждой из определенных таким образом лопаток, чтобы частотно разделить две стационарные волны деформации и создать частотную несогласованность между лопатками лопаточного колеса относительно выбранной собственной вибрационной моды. Другое изобретение группы относится к лопаточному колесу газотурбинного двигателя, содержащему множество выступов или выемок, выполненных при осуществлении указанного выше способа. Группа изобретений позволяет снизить вибрации лопаточного колеса газотурбинного двигателя во время его работы. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 20 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к способу для намеренного введения рассогласования в лопаточное колесо газотурбинного двигателя.

Уровень техники

Обычно от входа к выходу в направлении прохождения потока газов газотурбинный двигатель содержит вентилятор, одну или несколько ступеней компрессоров, например, компрессор низкого давления и компрессор высокого давления, камеру сгорания, одну или несколько ступеней турбин, например, турбину высокого давления и турбину низкого давления, и реактивное сопло.

Каждая ступень компрессора или турбины состоит из неподвижной лопаточной решетки или статора и из вращающейся лопаточной решетки или ротора вокруг главной оси газотурбинного двигателя.

Классически каждый ротор содержит диск, расположенный вокруг главной оси газотурбинного двигателя и содержащий кольцевую площадку, а также множество лопаток, равномерно распределенных вокруг главной оси газотурбинного двигателя и проходящих радиально относительно этой оси от наружной поверхности площадки диска. В этом случае говорят также о «лопаточных колесах».

Лопаточные колеса подвергаются воздействию многочисленных вибрационных явлений, природа которых может быть аэродинамической и/или механической.

В частности, в данном случае нас интересует флаттер, который представляет собой вибрационное явление аэродинамического происхождения. Флаттер связан с сильным взаимодействием между лопатками и проходящей через них текучей средой. Действительно, когда газотурбинный двигатель работает, лопатки, через которые проходит текучая среда, изменяют направление ее потока. Со своей стороны, изменение направления потока проходящей через лопатки текучей среды приводит к возбуждению в них колебаний. Однако при возбуждении лопаток в области одной из их собственных вибрационных частот эта связь между текучей среды и лопатками становится нестабильной: это и называют явлением флаттера. Это явление выражается колебаниями лопаток с возрастающей амплитудой, которые могут привести к образованию трещин и даже к разрушению лопаточного колеса.

Следовательно, это явление является очень опасным, поэтому необходимо прежде всего следить, чтобы связь между текучей средой и лопатками не стала нестабильной.

Чтобы решить эту проблему, как известно, производят «намеренное рассогласование» лопаточных колес. Намеренное рассогласование лопаточного колеса состоит в использовании циклической симметрии лопаточного колеса, а именно того, что лопаточные колеса обычно состоят из ряда геометрически идентичных секторов, и в создании частотной несогласованности между всеми лопатками указанного лопаточного колеса. Иначе говоря, намеренное рассогласование лопаточного колеса состоит во введении смещений между собственными частотами колебания лопаток указанного лопаточного колеса. Такая частотная несогласованность позволяет стабилизировать лопаточное колесо в отношении флаттера за счет усиления его воздушно-упругого демпфирования.

«Намеренное рассогласование» можно противопоставить «самопроизвольному рассогласованию», которое является результатом небольших геометрических изменений лопаточных колес или небольших изменений характеристик их материала, как правило, связанных с производственными и монтажными допусками, которые могут привести к небольшим изменениям собственных частот колебания от одной лопатки к другой.

Для намеренного рассогласования лопаточного колеса уже было предложено несколько решений.

Например, в документе FR 2 869 069 описан способ намеренного рассогласования лопаточного колеса газотурбинного двигателя, которое определяют таким образом, чтобы снизить вибрационные уровни колеса за счет принудительной реакции, отличающийся тем, что в зависимости от условий работы колеса внутри газотурбинного двигателя определяют оптимальное значение типового смещения рассогласования относительно необходимой максимальной реакции по амплитуде колебания на колесе; на указанном колесе по меньшей мере частично располагают лопатки с разными собственными частотами таким образом, чтобы распределение частот всех лопаток имело типовое отклонение, по меньшей мере равное указанному значению рассогласования. Кроме того, в этом документе предложено несколько технологических решений для изменения собственных вибрационных частот от одной лопатки к другой, среди которых можно указать использование разных материалов для лопаток или воздействие на их геометрию, например, использование лопаток разной длины.

Однако описанный в этом документе способ необходимо осуществлять во время проектирования лопаточного колеса. Вместе с тем, когда газотурбинный двигатель работает, на лопаточные колеса действуют разные и сложные вибрационные явления, источники возбуждения которых могут быть самыми разными и часто непредсказуемыми. Лопаточное колесо, рассогласованное при помощи описанного в этом документе способа, может все же подвергаться действию нежелательных вибрационных явлений, которые не могут быть прогнозированы, таких как флаттер, когда газотурбинный двигатель работает.

Другой пример описан в документе ЕР 2 463 481. В этом документе описано лопаточное колесо, в котором через каждые две лопатки выполнены выступы на всей окружности внутренней поверхности площадки диска, чтобы намеренно ввести рассогласование в указанное лопаточное колесо.

Другой пример описан в документе US 2015/0198047. В этом документе описано лопаточное колесо, содержащее чередующиеся лопатки, выполненные из первого титанового сплава, и лопатки, выполненные из второго титанового сплава, при этом первый и второй титановые сплавы задают разные собственные вибрационные частоты лопаток.

Однако в этих документах предложено систематическое намеренное рассогласование лопаточных колес. Иначе говоря, каким бы ни было рассматриваемое лопаточное колесо, его рассогласование осуществляют одинаково, вводя изменение собственных вибрационных частот через каждые две лопатки. Следовательно, рассогласованное таким образом лопаточное колесо все же может подвергаться вредным вибрационным явлениям, таким как флаттер, во время работы газотурбинного двигателя.

Раскрытие сущности изобретения

Задачей настоящего изобретения является устранение недостатков известных методов намеренного рассогласования.

Изобретением предложен способ намеренного рассогласования лопаточного колеса газотурбинного двигателя, позволяющий адаптировать применяемое рассогласование к геометрии подлежащего рассогласованию указанного лопаточного колеса и, следовательно, к вредным вибрационным явлениям, таким как флаттер, действующим на указанное лопаточное колесо во время работы газотурбинного двигателя.

В частности, объектом настоящего изобретения является способ намеренного рассогласования лопаточного колеса газотурбинного двигателя, при этом указанное лопаточное колесо содержит диск, расположенный вокруг продольной оси, и N лопаток, равномерно распределенных вокруг указанной продольной оси и проходящих радиально относительно этой оси, начиная от диска, при этом N является не равным нулю натуральным целым числом, при этом указанный способ содержит следующие этапы, на которых:

а) выбирают собственную вибрационную моду лопаточного колеса с k нодальными диаметрами, при этом k является натуральным целым числом, отличным от нуля, и, если N является четным числом, отличным от , при этом указанная собственная мода является вибрационной модой в рабочем диапазоне газотурбинного двигателя;

b) определяют смещение лопаток по всей окружности лопаточного колеса для каждой из двух стационарных волн деформации одинаковой частоты, которые в комбинации генерируют крутящую модальную деформацию лопаточного колеса в выбранной собственной вибрационной моде;

с) на основании определенного таким образом смещения лопаток для каждой из двух стационарных волн деформации определяют лопатки, для которых пучность колебания первой из указанных стационарных волн деформации соответствует узлу колебания второй стационарной волны деформации;

d) выполняют выступ или выемку в диске лопаточного колеса напротив каждой из определенных таким образом лопаток, чтобы частотно разделить две стационарные волны деформации и ввести таким образом намеренное рассогласование в лопаточное колесо относительно выбранной собственной вибрационной моды.

Предпочтительно выемки выполняют посредством зенковки или выступы выполняют посредством металлизации.

Предпочтительно диск содержит кольцевую площадку, от которой радиально отходят лопатки, при этом выступы или выемки выполняют в площадке диска.

Предпочтительно выступы или выемки выполняют на диске таким образом, чтобы они располагались вокруг продольной оси по угловой амплитуде, составляющей от 360°/N до 80°.

Поставленная изобретением задача решена также в лопаточном колесе газотурбинного двигателя, содержащем диск, расположенный вокруг продольной оси, и N лопаток, равномерно распределенных вокруг указанной продольной оси и проходящих радиально, начиная от диска, при этом N является не равным нулю натуральным целым числом, при этом указанное лопаточное колесо дополнительно содержит множество выступов или выемок, выполненных в диске напротив каждой из лопаток, определенных на этапах а)-с) описанного выше способа намеренного рассогласования лопаточного колеса газотурбинного двигателя.

Выполненное таким образом рассогласование конструктивно отличается от систематического рассогласования.

В частности, предложенный способ представляет особый интерес в случае рассогласования, отличного от рассогласования одной лопатки из двух.

Предпочтительно выемки выполняют посредством зенковки или выступы выполняют посредством металлизации.

Предпочтительно диск содержит кольцевую площадку, от которой радиально отходят лопатки, при этом выступы или выемки выполняют в указанной площадке диска.

Предпочтительно выступы или выемки выполняют на диске так, чтобы они располагались вокруг продольной оси по угловой амплитуде, составляющей от 360°/N до 80°.

Краткое описание чертежей

Другие отличительные признаки, задачи и преимущества изобретения будут более очевидны из нижеследующего подробного описания со ссылками на прилагаемые чертежи, которые иллюстрируют неограничивающие примеры и на которых:

на фиг. 1 схематично показан двухконтурный газотурбинный двигатель;

на фиг. 2а и 2b представлены виды лопаточного колеса соответственно со стороны входа и со стороны выхода относительно направления прохождения потока газов перед осуществлением способа намеренного рассогласования лопаточного колеса газотурбинного двигателя согласно варианту осуществления изобретения;

на фиг. 3а показан вид со стороны входа, относительно направления прохождения потока газов, крутящей модальной деформации первой моды изгиба с двумя нодальными диаметрами лопаточного колеса, показанного на фиг. 2а и 2b;

на фиг. 3b показан вид со стороны выхода, относительно направления прохождения потока газов, модальной деформации, соответствующей первой из двух стационарных волн деформации, которые в комбинации генерируют крутящую модальную деформацию лопаточного колеса, показанную на фиг. 3а;

на фиг. 3с показан вид со стороны выхода, относительно направления потока газов, модальной деформации, соответствующей второй из двух стационарных волн деформации, которые в комбинации генерируют крутящую модальную деформацию лопаточного колеса, показанную на фиг. 3а;

на фиг. 3d представлен график, показывающий первую и вторую стационарные волны деформации вокруг лопаточного колеса;

на фиг. 4 представлен способ намеренного рассогласования лопаточного колеса согласно варианту осуществления изобретения;

фиг. 5а соответствует фиг. 3b, на которой показаны пучности колебания первой стационарной волны деформации, совпадающие с узлами колебания второй стационарной волны деформации.

фиг. 5b соответствует фиг. 3c, на которой показаны узлы колебания второй стационарной волны деформации, совпадающие с пучностями колебания первой стационарной волны деформации;

на фиг. 5с соответствует фиг. 3d, на которой показаны совпадения между пучностями колебания первой стационарной волны деформации и узлами колебания второй стационарной волны деформации;

на фиг. 6а и 6b показаны виды соответственно со стороны входа и со стороны выхода, относительно направления прохождения потока газов, лопаточного колеса, изображенного на фиг. 2а и 2b, после осуществления способа намеренного рассогласования лопаточного колеса газотурбинного двигателя согласно первому варианту осуществления изобретения;

на фиг. 7а и 7b показаны детальные виды соответственно со стороны входа и со стороны выхода, относительно направления потока газов, выемок, выполненных в лопаточном колесе, после осуществления способа намеренного рассогласования лопаточного колеса газотурбинного двигателя согласно первому варианту осуществления изобретения;

на фиг. 7с показан частичный вид в продольном разрезе лопаточного колеса после осуществления способа намеренного рассогласования лопаточного колеса газотурбинного двигателя согласно первому варианту осуществления изобретения;

на фиг. 8а и 8b представлены виды соответственно со стороны входа и со стороны выхода, относительно направления прохождения потока газов, лопаточного колеса, изображенного на фиг. 2а и 2b, после осуществления способа намеренного рассогласования лопаточного колеса газотурбинного двигателя согласно второму варианту осуществления изобретения;

на фиг. 9а и 9b показаны детальные виды соответственно со стороны входа и со стороны выхода, относительно направления прохождения потока газов, выемок, выполненных в лопаточном колесе, после осуществления способа намеренного рассогласования лопаточного колеса газотурбинного двигателя согласно второму варианту осуществления изобретения;

Осуществление изобретения

Прежде всего, следует отметить, что «узлами колебания» называют точки механической системы, которые при данной моде колебания имеют нулевое смещение. Следовательно, эти точки не совершают движения. «Пучностями колебания» называют точки механической системы, которые при данной моде колебания имеют максимальное смещение. Следовательно, эти точки совершают движение с максимальной амплитудой.

На фиг. 1 показан двухконтурный газотурбинный двигатель 10. Газотурбинный двигатель 10 расположен вдоль главной оси 11 и содержит воздухозаборный канал 12, через который газовый поток поступает в газотурбинный двигатель 10 и в котором газовый поток проходит через вентилятор 13. На выходе вентилятора 13 газовый поток делится на газовый поток первого контура, проходящий в проточном тракте 14 первого контура, и на газовый поток второго контура, проходящий в проточном тракте 15 второго контура.

В проточном тракте 14 первого контура поток первого контура проходит в направлении от входа к выходу через компрессор 16 низкого давления, компрессор 17 высокого давления, камеру 18 сгорания, турбину 19 высокого давления, турбину 20 низкого давления и выпускной картер, с которым соединено реактивное сопло 22. В проточном тракте 15 второго контура поток второго контура проходит через неподвижную или спрямляющую лопаточную решетку 24 вентилятора, затем смешивается с потоком первого контура на уровне реактивного сопла 22.

Каждый компрессор 16, 17 газотурбинного двигателя 10 содержит несколько ступеней, при этом каждая ступень образована неподвижной лопаточной решеткой или статором и вращающейся лопаточной решеткой или ротором 23 вокруг главной оси 11 газотурбинного двигателя 10. Вращающуюся лопаточную решетку или ротор 23 называют также «лопаточным колесом».

На фиг. 2а и 2b представлен соответственно вид, со стороны входа и со стороны выхода относительно направления потока газов, лопаточного колеса 23 перед осуществлением способа 100 намеренного рассогласования лопаточного колеса газотурбинного двигателя согласно варианту осуществления изобретения.

Лопаточное колесо 23 содержит диск 25, расположенный вокруг продольной оси 26, которая, когда лопаточное колесо 23 установлено в газотурбинном двигателе 10, совпадает с главной осью 11 указанного газотурбинного двигателя 10. Лопаточное колесо 23 содержит также кольцевую площадку 27, выполненную на периферии диска 25. Площадка 27 имеет внутреннюю поверхность 28 напротив продольной оси 26 и противоположную ей наружную поверхность 29. Площадка 27 расположена с двух сторон от диска 25 по направлению продольной оси 26.

Лопаточное колесо 23 содержит также множество лопаток 30, равномерно распределенных вокруг продольной оси 26 и проходящих радиально относительно этой оси 26, начиная от наружной поверхности 29 площадки 27. Лопаточное колесо 23 содержит N лопаток 30, при этом N является не равным нулю натуральным целым числом. Лопатки 30 могут быть выполнены моноблочно с диском 25 или могут быть установлены на диске 25 при помощи средств, хорошо известных специалисту в данной области. В примере, представленном на фиг. 2а и 2b, лопаточное колесо 23 содержит тридцать четыре лопатки 30, выполненные за одно целое с диском 25.

Каждая лопатка 30 содержит переднюю кромку, которая расположена аксиально на входе по направлению прохождения потока газов относительно указанной лопатки 30, и заднюю кромку, которая расположена аксиально на выходе по направлению прохождения потока газов относительно указанной лопатки 30.

В целом лопаточные колеса имеют циклическую симметрию. Иначе говоря, лопаточные колеса состоят из ряда геометрически идентичных секторов, которые повторяются по кругу. Например, лопаточное колесо 23 содержит N идентичных секторов, при этом один сектор соответствует каждой из лопаток 30.

Для осуществления модального анализа лопаточного колеса необходимо решить задачу на собственные значения : (K - ω2M)X = 0, где К соответствует матрице жесткости лопаточного колеса, М соответствует матрице массы лопаточного колеса, Х соответствует вектору смещения лопаточного колеса, и ω соответствует собственным круговым частотам лопаточного колеса.

Однако циклическая симметрия лопаточного колеса позволяет производить модальный анализ лопаточного колеса с учетом только одного сектора. Для этого используют пространство Фурье, и вышеупомянутую задачу на собственных значениях можно переформулировать следующим образом: , где k соответствует рядам Фурье, соответствует матрице жесткости сектора в ряду k, соответствует матрице массы сектора в ряду k, соответствует вектору смещения сектора в ряду k, и ω соответствует собственным круговым частотам сектора. Переписанную таким образом задачу на собственные значения решают для каждого ряда Фурье k. Обычно рассматривают ряды Фурье k ∈ [0;K] при:

Собственные значения, полученные для каждого ряда Фурье k, соответствуют собственным значениям полного лопаточного колеса.

Решения, полученные при k = 0 и, если N является четным числом, при , соответствуют собственным вибрационным модам, когда все секторы деформируются в фазе, и собственным вибрационным модам, когда смежные секторы деформируются в противофазе. Модальные деформации лопаточного колеса при всех собственных вибрационных модах, связанных с каждым из этих двух рядов Фурье, соответствуют стационарной волне деформации.

Для других рядов Фурье k решения являются двойными, и с каждой собственной круговой частотой ωk связывают два собственных ортогональных вектора, которые образуют базу для собственных вибрационных мод, связанных с этими рядами Фурье, таким образом, что любая линейная комбинация этих векторов является также собственным вектором. Модальные деформации лопаточного колеса при всех собственных вибрационных модах, связанных с каждым из этих рядов Фурье, соответствуют вращающейся волне деформации, которая является линейной комбинацией двух стационарных волн деформации одинаковой частоты. Обе стационарные волны деформации смещены на четверть периода.

Кроме модальных деформаций собственных вибрационных мод, соответствующих ряду Фурье k = 0, модальные деформации лопаточного колеса имеют нодальные линии, которые проходят радиально относительно продольной оси лопаточного колеса. Эти нодальные линии обычно называют «нодальными диаметрами», и их число соответствует ряду Фурье k.

Чтобы лучше это проиллюстрировать, на фиг. 3а-3d показаны соответственно:

- модальная деформация первой моды изгиба с двумя нодальными диаметрами лопаточного колеса 23, причем эта модальная деформация является крутящей;

- модальная деформация, соответствующая первой О1 из двух стационарных волн О1 и О2 деформации, которые в комбинации генерируют модальную деформацию лопаточного колеса 23, показанного на фиг. 3а;

- модальная деформация, соответствующая второй О2 из двух стационарных волн О1 и О2 деформации, которые в комбинации генерируют модальную деформацию лопаточного колеса 23, показанного на фиг. 3а;

- график, показывающий первую и вторую стационарные волны О1 и О2 деформации вокруг лопаточного колеса 23; на этом графике показано смещение δ лопаток 30 по всей окружности лопаточного колеса 23, при этом лопатки 30, пронумерованные от 1 до N в соответствии с порядком их появления на окружности лопаточного колеса 23, соответствуют каждой из стационарных волн О1 и О2 деформации; на графике смещение δ лопаток 30 соответствует смещению лопаток 30 в вершине их передней кромки, и оно нормировано относительно максимального смещения указанных лопаток 30; в данном случае видно, что две стационарные волны О1 и О2 деформации смещены на четверть периода.

Для более полной информации, касающейся модального анализа лопаточных колес, можно обратиться, например, к следующим документам:

- Nicolas Salvat, Alain Batailly, Mathias Legrand. Модальные характеристики движений вала для структур с циклической симметрией. 2013. <hal-00881272v2>;

- Bartholomé Segui Vasquez. Динамическое моделирование многоступенчатых дисковых и лопаточных систем. Влияние погрешностей. Other. INSA Лиона. 2013, French. < NNT: 2013ISAL0057>;

- Denis Laxalde. Исследование нелинейных амортизаторов применяемых в лопаточных колесах и в многоступенчатых системах. Механика. Высшая школа Леона, 2007. Французский. < tel-00344168>;

- Marion Gruin. Нелинейная динамика колеса турбины низкого давления, подвергающегося конструктивным возбуждениям турбореактивного двигателя. Other. Высшая школа Леона, 2012. Французский. 2012. <NNT: 2012ECDL0003>. <tel-00750011>.

На фиг. 4 представлен способ 100 намеренного рассогласования лопаточного колеса 23 согласно варианту осуществления изобретения. Способ 100 содержит следующие этапы:

а) выбирают собственную вибрационную моду лопаточного колеса 23 с k нодальными диаметрами, при этом k является натуральным целым числом, отличным от нуля и, если N является четным числом, отличным от ;

b) определяют смещение δ лопаток 30 по всей окружности лопаточного колеса 23 для каждой из двух стационарных волн О1 и О2 деформации одинаковой частоты f, которые в комбинации генерируют крутящую модальную деформацию лопаточного колеса 23 в выбранной собственной вибрационной моде;

с) на основании определенного таким образом смещения δ лопаток 30 для каждой из двух стационарных волн О1 и О2 деформации определяют лопатки 30, для которых пучность колебания первой О1, О2 из указанных стационарных волн деформации соответствует узлу колебания второй стационарной волны О2, О1 деформации;

d) выполняют выступ 31 или выемку 32 в диске 25 лопаточного колеса 23 напротив каждой из определенных таким образом лопаток 30, чтобы частотно разделить две стационарные волны О1 и О2 деформации и ввести таким образом намеренное рассогласование в лопаточное колесо 23 относительно выбранной собственной вибрационной моды.

Способ 100 позволяет изменить одну из двух стационарных волн О1 и О2 деформации, не затрагивая другую из указанных стационарных волн О1 и О2 деформации, обеспечивая таким образом частотное разделение указанных двух стационарных волн О1 и О2 деформации и, следовательно, лопаток 30, расположенных напротив выемок 31, по отношению к другим лопаткам 30. Способ 100 использует сильную динамическую связь между лопатками 30 и диском 25, чтобы задать частотную несогласованность между лопатками 30 путем изменения геометрии диска 25.

Способ 100 представляет интерес, так как позволяет произвести намеренное рассогласование лопаточного колеса 23 вне процесса проектирования указанного лопаточного колеса 23 и без применения систематического рассогласования, которое могло бы и не подойти для указанного лопаточного колеса 23. Действительно, намеренное рассогласование лопаточного колеса 23 можно осуществить уже после проектирования и изготовления лопаточного колеса 23, поскольку изменяют не сами лопатки 30, а диск 25. Кроме того, не внося изменений в геометрию или материал лопаток 30, можно избежать изменения их аэродинамики.

Этап а) осуществляют, например, после продувки в аэродинамической трубе газотурбинного двигателя 10 и, следовательно, лопаточного колеса 23, выявив мешающие вибрационные явления, такие как флаттер, на собственной вибрационной моде лопаточного колеса 23. Эти вредные вибрационные явления могут, например, проявляться в виде трещин в ножке лопаток 30. Впоследствии эти трещины могут быть связаны с конкретным вибрационным явлением, например, с флаттером, после чего можно определить собственную вибрационную моду или собственные вибрационные моды, при которых появляется это вибрационное явление.

Этап b) осуществляют, например, посредством цифрового моделирования при помощи соответствующей программы, такой как программы цифрового моделирования, предложенные компанией ANSYS Inc., в которых применен метод конечных элементов. Смещение δ лопаток 30 по всей окружности лопаточного колеса 23 определяют, например, в вершине передней кромки лопаток 30. Под «вершиной передней кромки» следует понимать точку передней кромки лопаток 30, наиболее удаленную от продольной оси 26.

На фиг. 5а-5с показан этап с), когда собственная мода, выбранная на этапе а), является первой модой изгиба с двумя нодальными диаметрами. На этих фигурах видно, что пучности колебания первой стационарной волны О1 деформации совпадают с узлами колебания второй стационарной волны О2 деформации на уровне четырех лопаток. Речь в данном случае идет о лопатках под номерами 6, 14, 23 и 31. На фиг. 5а-5с эти совпадения обозначены С14.

На этапе с) каждая пучность колебания первой стационарной волны О1 деформации может также совпадать с узлом колебания второй стационарной волны О2 деформации на уровне нескольких смежных лопаток 30. В этом случае в диске 25 можно выполнить выступ 31 или выемку 32 напротив каждого ряда смежных лопаток 30 по угловой амплитуде вокруг продольной оси 26, по меньшей мере равной числу лопаток 30 каждого ряда, умноженному на 360°/N.

На фиг. 6а и 6b показано лопаточное колесо 23 после осуществления способа 100, а на фиг. 7а и 7b более детально показаны выемки 32, выполненные в диске 25 на этапе d).

Выемки 32 выполнены в площадке 27 диска 25. Выемки 32 выполнены в диске 25 как можно ближе к лопаткам 30. Это позволяет усилить влияние геометрического изменения диска 25 на частоту лопаток 30.

Предпочтительно выемки 32 расположены на площадке 27 симметрично относительно указанного диска 25, чтобы обеспечивать динамический баланс лопаточного колеса 23.

Предпочтительно выемки 32 выполнены вокруг продольной оси 26 по угловой амплитуде, составляющей от 360°/N до 80°. В примере, представленном на фиг. 6а и 6b, выемки 32 выполнены по угловой амплитуде по существу в 40° вокруг продольной оси 26. Выражение «по существу в 40°» означает, что выемки 32 выполнены по угловой амплитуде в 40° вокруг продольной оси 26 с допуском в 5°.

Например, выемки 32 выполнены посредством зенковки. Зенковка, выполненная на диске 25, в частности, на площадке 27 диска 25, показана на фиг. 7с пунктирной линией.

В примере, представленном на фиг. 6а и 6b, выемки 32, выполненные в диске 25 лопаточного колеса 23, соответствуют, например, снятию материала лопаточного колеса 23 примерно на 5,5% массы лопаточного колеса 23 до осуществления способа 100 и позволяют получить частотное разделение по существу в 4,1% в первой моде изгиба с двумя нодальными диаметрами между лопатками 30, находящимися напротив выемок 32, и другими лопатками 30.

На фиг. 8а и 8b показано лопаточное колесо 23 после осуществления способа 100, а на фиг. 9а и 9b более детально показаны выступы 31, выполненные в диске 25 на этапе d).

Выступы 31 выполнены в площадке 27 диска 25. Выступы 31 выполнены в диске 25 как можно ближе к лопаткам 30. Это позволяет усилить влияние геометрического изменения диска 25 на частоту лопаток 30.

Предпочтительно выступы 31 расположены на площадке 27 симметрично относительно указанного диска 25, чтобы обеспечивать динамический баланс лопаточного колеса 23.

Предпочтительно выступы 31 выполнены радиально от внутренней поверхности 28 площадки 27 диска 25. Иначе говоря, выступы 31 предпочтительно проходят радиально от площадки 27 в сторону продольной оси 26.

В примере, представленном на фиг. 9а и 9b, выступы 31 проходят радиально от площадки 27 и вдоль продольной оси 26 от диска 25.

В примере, представленном на фиг. 9а и 9b, площадка 27 содержит на своем конце, расположенном на входе относительно направления прохождения потока газов, фланец, проходящий радиально в направлении продольной оси 26. Фланец имеет сквозные отверстия, проходящие параллельно продольной оси 26 и выполненные с возможностью установки в них грузов, например, болтов для восстановления балансировки лопаточного колеса 23 в случае необходимости. В этом случае выступы 31 предпочтительно выполнены на расстоянии от фланца, чтобы высвободить пространство между выступами 31 и фланцем для обеспечения введения грузов в отверстия.

Предпочтительно выступы 31 выполнены вокруг продольной оси 26 по угловой амплитуде, составляющей от 360°/N до 80°. В примере, представленном на фиг. 8а и 8b, выступы 31 выполнены по угловой амплитуде по существу в 40° вокруг продольной оси 26. Выражение «по существу в 40°» означает, что выступы 31 выполнены по угловой амплитуде в 40° вокруг продольной оси 26 с допуском в 5°.

Например, выступы 31 выполнены посредством металлизации диска 25, то есть посредством добавления материала на диске 25. Предпочтительно выступы 31 выполнены из того же материала, что и диск 25, чтобы сохранить механическую прочность и срок службы лопаточного колеса 23. Вместе с тем, выступы 31 можно выполнить из материала, отличного от материала диска 25.

Понятно, что на основании этих общих положений специалист в данной области может определить количество материала, удаляемого или добавляемого на диск 25, относительно массы лопаточного колеса 23 до осуществления способа 100, чтобы получить требуемое частотное разделение в выбранной собственной вибрационной моде между лопатками 30, находящимися напротив выступов 31 или выемок 32, и другими лопатками 30.

Настоящее изобретение было описано для лопаточного колеса 23 компрессора 16, 17 газотурбинного двигателя 10. Однако изобретение можно точно так же применить для ротора 32 турбины 19, 20 или для вентилятора 13, поскольку эти лопаточные колеса тоже могут подвергаться действию вредных вибрационных явлений, таких как флаттер. Понятно, что предложенный способ представляет особый интерес в случае рассогласования, отличном от случая одной лопатки из двух.

1. Способ (100) создания частотной несогласованности между лопатками лопаточного колеса (23) газотурбинного двигателя (10) относительно выбранной собственной вибрационной моды лопаточного колеса (23), при этом указанное лопаточное колесо (23) содержит диск (25), расположенный вокруг продольной оси (26), и N лопаток (30), равномерно распределенных вокруг указанной продольной оси (26) и проходящих радиально относительно этой оси (26), начиная от диска (25), при этом N является не равным нулю натуральным целым числом, при этом указанный способ (100) содержит следующие этапы, на которых:

а) выбирают собственную вибрационную моду лопаточного колеса (23) с k нодальными диаметрами, при этом k является натуральным целым числом, отличным от нуля и, если N является четным числом, отличным от , при этом указанная собственная мода является вибрационной модой в рабочем диапазоне газотурбинного двигателя;

b) определяют смещение (δ) лопаток (30) по всей окружности лопаточного колеса (23) для каждой из двух стационарных волн (О1, О2) деформации одинаковой частоты (f), которые в комбинации генерируют крутящую модальную деформацию лопаточного колеса (23) в выбранной собственной вибрационной моде;

с) на основании определенного таким образом смещения (δ) лопаток (30) для каждой из двух стационарных волн О1, О2 деформации определяют лопатки (30), для которых пучность колебания первой из указанных стационарных волн (О1, О2) деформации соответствует узлу колебания второй стационарной волны (О2, О1) деформации;

d) выполняют выступ (31) или выемку (32) в диске (25) лопаточного колеса (23) напротив каждой из определенных таким образом лопаток (30), чтобы частотно разделить две стационарные волны (О1, О2) деформации и создать частотную несогласованность между лопатками лопаточного колеса (23) относительно выбранной собственной вибрационной моды.

2. Способ (100) по п. 1, в котором выемки (32) выполняют посредством зенковки или выступы (31) выполняют посредством металлизации.

3. Способ (100) по п. 1 или 2, в котором диск (25) содержит кольцевую площадку (27), от которой радиально отходят лопатки (30), при этом выступы (31) или выемки (32) выполняют в указанной площадке (27) диска (25).

4. Способ (100) по любому из пп. 1-3, в котором выступы (31) или выемки (32) выполняют на диске (25) таким образом, чтобы они проходили вокруг продольной оси (26) по угловой амплитуде, составляющей от 360°/N до 80°.

5. Лопаточное колесо (23) газотурбинного двигателя (10), содержащее диск (25), расположенный вокруг продольной оси (26), и N лопаток (30), равномерно распределенных вокруг указанной продольной оси (26) и проходящих радиально от диска (25), при этом N является не равным нулю натуральным целым числом, отличающееся тем, что содержит множество выступов (31) или выемок (32), выполненных в диске (25) напротив каждой из лопаток (30), определенных на этапах а)-с) способа (100) создания частотной несогласованности между лопатками лопаточного колеса (23) газотурбинного двигателя (10) относительно выбранной собственной вибрационной моды лопаточного колеса (23) по любому из пп. 1-4.

6. Лопаточное колесо (23) по п. 5, в котором выемки (32) выполнены посредством зенковки или выступы (31) выполнены посредством металлизации.

7. Лопаточное колесо (23) по п. 5 или 6, в котором диск (25) содержит кольцевую площадку (27), от которой радиально отходят лопатки (30), при этом выступы (31) или выемки (32) выполнены в указанной площадке (27) диска (25).

8. Лопаточное колесо (23) по любому из пп. 5-7, в котором выступы (31) или выемки (32) выполнены в диске (25) так, чтобы они проходили вокруг продольной оси (26) по угловой амплитуде, составляющей от 360°/N до 80°.



 

Похожие патенты:

Лопатка (10) статора компрессора турбомашины, имеющая главное радиальное направление R относительно главной оси турбомашины. Лопатка содержит радиально внутреннюю часть (12), называемую ножкой лопатки, радиально внешнюю часть (14), называемую головкой лопатки, и радиально среднюю часть (16).

Лопатка (4) вентилятора для авиационного турбореактивного двигателя, содержащая перо (6), аксиально проходящее между передней кромкой (18) и задней кромкой (20), и содержащая множество сечений пера (S), уложенных радиально между сечением ножки (Spied) и сечением вершины ().

Изобретение относится к энергетике и машиностроению и может использоваться в двигателестроении. Газотурбинный двигатель содержит корпус, герметизирующую вход в корпус крышку, систему подачи электролита, выполненную в виде форсунки с кавитатором с подачей электролита в поток забираемого в двигатель воздуха, электролизер-кавитатор, местное сужение канала с центральным телом.

Изобретение относится к демпферам для гашения вибраций рабочих колес газотурбинных двигателей, а именно к устройствам демпфирования колебаний рабочих колес. Устройство демпфирования колебаний рабочих колес блискового типа газотурбинного двигателя представляет собой упругое кольцо, установленное с натягом на внутренней поверхности обода блиска.

Лопатка ротора газовой турбины содержит аэродинамический профиль, бандаж у его внешнего торца и бандажную полку у внутреннего. Бандажная полка содержит верхнюю плиту, расположенную смежно с аэродинамическим профилем, хвостовик, расположенный снизу от верхней плиты, и крепежную часть, расположенную снизу хвостовика.

При демпфировании колебаний в лопатке турбинной машины колебательную энергию лопатки сначала преобразуют в электрическую энергию за счет пьезоэлектрического эффекта, а затем электрическую энергию преобразуют в тепло потерь.

Колесо турбины содержит множество первых и вторых лопастей, прилегающих друг к другу и установленных на периферии диска. Каждая из лопастей включает полку между ее вершиной и хвостовиком, причем азимутальная длина полок первых лопастей отличается от длины полок вторых лопастей.

Лопатка из композитного материала содержит перо, выполненное из тканых нитей, пропитанных термоотверждаемой смолой, и защитный элемент, расположенный в области передней кромки пера.

Изобретение относится к усовершенствованию прокладки удлиненной формы, которая располагается между хвостовиком лопатки и дном паза. .

Изобретение относится к элементам турбины с охлаждаемыми рабочими лопатками и с противовибрационными средствами на роторе. .

Группа изобретений относится к области гашения вибраций рабочих лопаток бустера и компрессора авиационных газотурбинных двигателей пятого поколения. Место крепления рабочих лопаток роторов компрессора низкого и высокого давления авиадвигателей пятого поколения, выполненное в виде кольцевого выступа на внутренней и внешней поверхностях, выполненных в виде бочки роторов компрессора низкого и высокого давления, в котором выполнена кольцевая профилированная канавка со стороны внешней поверхности бочки, в которой замками «ласточкин хвост» закреплены рабочие лопатки с платформами, в кольцевой канавке в диаметрально противоположных местах выполнены выемки с такими шириной и длиной в тангенциальном направлении, чтобы в ней свободно мог разместиться замок лопатки, с прямоугольным поперечным радиальным сечением с глубиной, равной глубине кольцевой канавки, и в выемках и вырезах в платформах закреплены замки, ограничивающие смещение лопаток в тангенциальном направлении, причем наружный диаметр рабочего колеса, измеренный по замкам, равен наружному диаметру, измеренному по платформам лопаток, отличающееся тем, что кольцевая профилированная канавка выполнена с коническим дном, причем ось конической поверхности дна совпадает с продольной осью ротора компрессора низкого и высокого давления, а угол при вершине этого конуса выбран из условия создания требуемой величины натяга между замками лопаток и упругогистерезисным элементом, на который они опираются, и радиальное поперечное сечение кольцевой профилированной канавки имеет форму «ласточкина хвоста», соединенного в основании с трапецией с вертикальными боковыми стенками, причем высота трапеции, по которой она соединена с фигурой «ласточкин хвост», равна в мм где b - большее основание фигуры «ласточкин хвост», с - ее меньшее основание, а – величина, на которую трапеция выступает за величину большего основания фигуры «ласточкин хвост», равная в мм где δ - величина натяга в мм между замками лопаток и упругогистерезисным элементом, ϕ - угол при вершине конуса дна кольцевой профилированной канавки, таким образом, что в одной из боковых стенок выступа места крепления рабочих лопаток образована кольцевая технологическая канавка с наибольшей высотой, измеренной в радиальном поперечном сечении, равной в ммh=δ+H+0÷0,2,где Н - наибольшая высота поперечного радиального сечения кольцевой промежуточной проставки, и кольцевая промежуточная проставка выполнена из двух диаметрально противоположно расположенных полуколец с поперечным радиальным сечением в виде трапеции - усеченного клина, с наибольшей высотой Н, шириной, равной или меньшей ширины меньшего основания «ласточкина хвоста» кольцевой профилированной канавки, и углом наклона клина - половиной угла конуса клина, равной на торце с меньшей толщиной каждого полукольца у его концов выполнены две полукруглых технологических выемки или три таких выемки, в этом случае одна из выемок находится в средней части полукольца, и кольцевая промежуточная проставка установлена на дно кольцевой профилированной канавки таким образом, что ее торец с выемками контактирует с боковой стороной выступа места крепления лопаток, в которой нет технологической канавки, между кольцевой промежуточной проставкой и замками, установленными в выемках, и замками рабочих лопаток с радиальным натягом δ установлен кольцевой упругогистерезисный элемент с шириной, измеренной в направлении продольной оси ротора, равной или меньшей ширины меньшего основания «ласточкина хвоста» кольцевой профилированной канавки, составленный из одной, двух и более частей кольца, равнорасположенных по окружности, и между концами этих частей имеются зазоры, величина которых либо равна нулю, либо равна или меньше половины допустимой суммарной величины относительных рабочих смещений в окружном направлении концов этой части кольца и равна 0,2÷0,5 мм, и между наружной поверхностью бочки и платформой каждой лопатки, а также между торцами платформ соседних лопаток и ответными торцами платформ лопаток и замков имеются зазоры, величина которых ограничена величинами допустимых смещений лопатки под действием статических и динамических рабочих нагрузок, и под платформами лопаток между торцами замков, закрепленных в выемках кольцевой профилированной канавки, и торцами замков лопаток, а также между торцами замков лопаток с натягом по кольцевому упругогистерезисному элементу, торцам замков, закрепленных в выемках в кольцевой профилированной канавке, замкам лопаток и их платформам установлены упругогистерезисные или упругие элементы, причем величины этих натягов подобраны таким образом, что при колебаниях лопаток происходят упругие взаимные проскальзывания с сухим трением контактирующих элементов, причем в выемках в кольцевой канавке закреплены четыре, шесть или более равнорасположенных по окружности замков, и боковые стороны замков, закрепленных в выемках в кольцевой профилированной канавке, на части своей длины, у дна кольцевой канавки, срезаны и образуют заборный клин, и в боковой стенке с технологической канавкой выступа места крепления рабочих лопаток выполнено четыре или шесть отверстий, из которых два расположены в районах расположения концов полуколец промежуточной проставки, а при выполнении шести отверстий еще по одному в районе средней части каждого полукольца, и в эти отверстия до упора в кольцевую промежуточную проставку запрессованы заглушки, и все трущиеся поверхности деталей предлагаемого места крепления покрыты износостойким покрытием.

Данное изобретение относится к ротору (10) авиационной турбомашины с центральной осью А, содержащей средство (14) изменения критической скорости вращения ротора (10) в зависимости от того, является скорость вращения ротора (10) ниже или выше заданного значения скорости вращения, содержащее компонент (16) и средство (18).

Демпфер для узла турбинного ротора газотурбинного двигателя содержит переднюю пластину, заднюю пластину и карман на передней стороне передней пластины. Задняя сторона передней пластины соединена с передней стороной задней пластины при помощи продольной конструкции.

Диск (221) первой ступени компрессора газотурбинного двигателя (100) и способ балансировки ротора (230) компрессора газотурбинного двигателя (100). Диск (221) первой ступени компрессора газотурбинного двигателя (100) содержит корпус (240).

Изобретение относится к энергетике. Энергетическая установка (100) содержит кожух (108) с первой секцией (I) кожуха и второй секцией (II) кожуха, причём генератор (110) переменного тока расположен в пределах первой секции (I) кожуха, а газовая турбина (120) расположена в пределах второй секции (II) кожуха.

Изобретение относится к энергетике. Предложен удерживающий кронштейн, содержащий кольцевой корпус, который содержит кольцевую удерживающую скобу, ограничивающую первые сквозные отверстия, и кольцевое основание, ограничивающее вторые сквозные отверстия.

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано при комплектовании лопаток рабочих колес турбомашин. Техническим результатом является повышение устойчивости рабочего колеса турбомашины к автоколебаниям при обеспечении уровня дисбаланса рабочего колеса в соответствии с требованиями конструкторской документации.

Способ балансировки вращающегося узла (33) газотурбинного двигателя (ГТД) (10), предусматривающий снятие лопатки (56) статора с узла газотурбинного двигателя. Снятие лопатки статора обеспечивает доступ к вращающемуся узлу газотурбинного двигателя.

Изобретение относится к демпферам для гашения вибраций рабочих лопаток и дисков авиационных газотурбинных двигателей, а именно устройствам демпфирования колебаний рабочих колес типа блиск (моноколес).

Турбина включает турбинный диск и другую турбинную часть, между которыми образована полость. Турбинный диск содержит первый и второй выступы.

Данное изобретение относится к ротору (10) авиационной турбомашины с центральной осью А, содержащей средство (14) изменения критической скорости вращения ротора (10) в зависимости от того, является скорость вращения ротора (10) ниже или выше заданного значения скорости вращения, содержащее компонент (16) и средство (18).
Наверх