Полнопроходная шиберная задвижка

Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использовано в качестве запирающего и регулирующего устройства на трубопроводах, транспортирующих агрессивную рабочую среду, например нефть с высоким объемным содержанием СО2 и Н2С, техническую воду под давлением до 35 МПа, а также для перекрытия каналов устьевой арматуры фонтанных, насосных и нагнетательных скважин. Полнопроходная шиберная задвижка образована из двух полукорпусов, выполненных безфланцевыми, с проходными отверстиями с седлами, между полукорпусами образована полость, в которой, с возможностью поворота в своей плоскости, размещены шибер с зубчатым венцом, взаимодействующим с приводным валом, в полукорпусах выполнены сквозные соосные отверстия, на внешних поверхностях полукорпусов выполнены глухие резьбовые отверстия, сквозные соосные отверстия и глухие резьбовые отверстия выполнены на одном расстоянии от оси проходного отверстия. Изобретение направлено на создание универсальной полнопроходной шиберной задвижки, характеризующейся пониженной металлоемкостью, малыми габаритами и простотой изготовления. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использовано в качестве запирающего и регулирующего устройства на трубопроводах, транспортирующих агрессивную рабочую среду, например, нефть с высоким объемным содержанием СО2 и Н2С, техническую воду под давлением до 35 МПа, а также для перекрытия каналов устьевой арматуры фонтанных, насосных и нагнетательных скважин.

Известны полнопроходные шиберные задвижки, например, по патенту RU 61828, содержащие корпус, выполненный из двух полукорпусов, в которых установлены седла с проходными каналами, содержащих распорное кольцо, между полукорпусами с возможностью поворота в своей плоскости размещен шибер с проходным отверстием. Каждый полукорпус состоит из патрубка, внешнего и внутреннего фланцев. Наличие патрубка и внешнего фланца позволяет устанавливать полнопроходную задвижку на ответном фланце трубопровода шпильками, через сквозные отверстия во внешнем фланце. Недостатком таких задвиже являются большие габариты и металлоемкость, сложность изготовления, связанные с необходимостью изготавливать патрубки и внешние фланцы.

Известна задвижка, не являющаяся полнопроходной (по патенту на полезную модель RU 61829, выбрана в качестве прототипа), содержащая корпус, состоящий из двух безфланцевых полукорпусов, разделенных распорным кольцом, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг оси размещен шибер, соединенный с валом-шестерней. В опорном торце полукорпуса выполнен уступ в виде кольцевой выточки, на котором расположен наружный конец вала-шестерни. Полукорпусы снабжены уплотнительными кольцевыми канавками, смещенными относительно центра проходного отверстия. Задвижка снабжена технологическими соединительными болтами. Для установки задвижки в линию в полукорпусах выполнены сквозные соосные отверстия для шпилек. Из-за несоосности проходного отверстия и центра окружности, на которой располагаются присоединительные элементы [к ответному ланцу трубопровода] задвижки она не может использоваться в качестве стволовой запорной арматуры в универсальной фонтанной арматуре устья скважины из-за невозможности установки в скважину через проход задвижки оборудования (насосы, штанги, приборы и другое оборудование), что значительно сужает область применения, ограничиваясь только трубопроводами.

Технической задачей является создание универсальной полнопроходной шиберной задвижки, характеризующейся пониженной металлоемкостью, малыми габаритами и простотой изготовления. Предлагаемая задвижка позволяет использовать ее в качестве запорной арматуры без ограничения области применения (в фонтанной, напорной арматуре, в трубопроводах, в технологических линиях и т.д.) в нефтегазодобывающей промышленности.

Технический результат достигается в полнопроходной шиберной задвижке (далее, также, - задвижка), образованной из двух полукорпусов, выполненных безфланцевыми, с проходными отверстиями с седлами, между полукорпусами образована полость, в которой, с возможностью поворота в своей плоскости, размещены шибер с зубчатым венцом, взаимодействующим с приводным валом, в полукорпусах выполнены сквозные соосные отверстия, на внешних поверхностях полукорпусов выполнены глухие резьбовые отверстия, сквозные соосные отверстия и глухие резьбовые отверстия выполнены на одном расстоянии от оси проходного отверстия. Глухие резьбовые отверстия размещены напротив указанной полости. На внешних поверхностях полукорпусов выполнены кольцевые уплотнительные канавки, соосные с проходными отверстиями. Полукорпусы стянуты болтами, расположенными по периферии полукорпусов, головки которых не выступают за внешние поверхности полукорпусов. На внутренних поверхностях полукорпусов выполнены выточки, образующие полость в которой размещены шибер с зубчатым венцом. Иначе, между полукорпусами может быть установлено распорное кольцо, образующиее с внутренними поверхностями полукорпусов полость, в которой размещены шибер с зубчатым венцом.

Под полнопроходной шиберной задвижкой здесь понимается задвижка, у которой диаметр проходного отверстия в полукорпусах и седлах равен диаметру трубопровода или иной арматуры, на которой устанавливается задвижка. При этом, проходное отверстие, уплотнительная канавка канавка и центр окружности, на которой расположены центры крепежных отверстий выполяются соосными - это обеспечивает возможность установки в ствол устьевой фонтанной арматуры, через задвижку, оборудования - погружных насосов, штанг, приборов.

Изобретение поясняется рисунками:

фиг. 1 - внешняя поверхность полукорпуса;

фиг. 2-3 - задвижка с выточками, в которых расположен шибер;

фиг. 4-5 - схема установки шпилек;

фиг. 6 - схема крепления ответных фланцев к задвижке;

фиг. 7 - задвижка с распорным кольцом.

Полнопроходная шиберная задвижка образована из двух полукорпусов 1, 3, выполненных безфланцевыми, с проходными отверстиями 2 с седлами 13. Между полукорпусами 1, 3, с возможностью поворота в своей плоскости, размещены шибер 4 с зубчатым венцом 5, взаимодействующим с приводным валом 6.

В полукорпусах 1, 3 выполнены сквозные соосные отверстия 7. На внешних поверхностях полукорпусов 1, 3 выполнены глухие резьбовые отверстия 8. Глухие резьбовые отверстия 8 снабжены внутренней резьбой, для установки в них резьбовых крепежных элементов, болтов или шпилек. Сквозные соосные отверстия 7 и глухие резьбовые отверстия 8 выполнены на одном расстоянии от оси проходного отверстия 2 и располагаются равномерно по окружности 17. Они используются в качестве крепежных отверстий при установке задвижки на ответные фланцы 16 трубопровода (в линию). Сочетание сквозных соосных отверстий 7 и глухих резьбовых отверстий 8 делает возможным исполнение полнопроходной задвижки без патрубков с фланцами [внешними], что снижает металлоемкость и габариты задвижки, упрощается ее изготовление. Глухие резьбовые отверстия 8 располагаются напротив полости, в которой расположен шибер с высоким давлением (до 35 Мпа), и используются для установки в них коротких шпилек, которые, через корпус задвижки, притягивают ответные фланцы 16. В сквозные соосные отверстия 7 устанавливают длинные шпильки, которые стягивают два внешних ответных фланца 16 и такие отверстия располагают вне шиберной области с высоким давлением.

На внешних поверхностях полукорпусов 1, 3 выполнены кольцевые уплотнительные канавки 9, соосные с проходными отверстиями 2. При установке задвижки на ответные фланцы 16 в уплотнительные канавки 9 помещают уплотнительные кольца 18, обеспечивающие герметичность соединения.

Полукорпусы 1, 3 стянуты болтами 10, расположенными по периферии полукорпусов, головки которых не выступают за внешние поверхности полукорпусов. Это позволяет производить сборку задвижки до установки в линию и установку внешних поверхностей полукорпусов 1, 3 задвижки на ответный фланец 16 трубопровода. Таким образом, внешние поверхности полукорпусов выполняют функцию присоединительных фланцев, которые имеют торцевую привалочную плоскость с уплотнительной кольцевой канавкой 9, сквозными отверстиями 7 и с глухими резьбовыми отверстиями 8 выполненными по размерам ответных присоединительных фланцев 16.

На внутренних поверхностях полукорпусов 1, 3 выполнены выточки 11 (фиг. 2, 3, 5), образующие полость в которой размещены шибер 4 с зубчатым венцом 5. Иначе, между полукорпусами 1, 3 может быть установлено распорное кольцо 12 (фиг. 7), образующиее с внутренними поверхностями полукорпусов 1, 3 полость, в которой размещены шибер 4 с зубчатым венцом 5.

На корпус задвижки устанавливаются уплотнительные кольца 18 (прокладки). Задвижка крепится к ответным фланцам 16 с помощью шпилек разной длины (фиг. 6). Длинные шпильки 14 устанавливаются в сквозные соосные отверстия 7. Сквозные соосные отверстия не обязательно имеют замкнутую форму (полный круг), но могут иметь и незамкнутую форму, форму округлого паза, либо сектора круга (на рисунках показано по 2 замкнутых и по 2 незамкнутых сквозных соосных отверстия 7), это позволяет уменьшить габариты полукорпусов с сохранением герметичности при затяжке динными шпильками 14. Короткие шпильки 15 устанавливаются в глухие резьбовые отверстия 8. При этом, образуется надежное соединение ответных фланцев 16 к полукорпусам 1, 3.

1. Полнопроходная шиберная задвижка, образованная из двух полукорпусов, выполненных безфланцевыми, с проходными отверстиями с седлами, между полукорпусами образована полость, в которой, с возможностью поворота в своей плоскости, размещены шибер с зубчатым венцом, взаимодействующим с приводным валом, в полукорпусах выполнены сквозные соосные отверстия, на внешних поверхностях полукорпусов выполнены глухие резьбовые отверстия, сквозные соосные отверстия и глухие резьбовые отверстия выполнены на одном расстоянии от оси проходного отверстия.

2. Полнопроходная шиберная задвижка по п. 1, характеризующаяся тем, что на внешних поверхностях полукорпусов выполнены кольцевые уплотнительные канавки, соосные с проходными отверстиями.

3. Полнопроходная шиберная задвижка по п. 1, характеризующаяся тем, что полукорпусы стянуты болтами, расположенными по периферии полукорпусов, головки которых не выступают за внешние поверхности полукорпусов.

4. Полнопроходная шиберная задвижка по п. 1, характеризующаяся тем, что на внутренних поверхностях полукорпусов выполнены выточки, образующие полость, в которой размещены шибер с зубчатым венцом.

5. Полнопроходная шиберная задвижка по п. 1, характеризующаяся тем, что между полукорпусами установлено распорное кольцо, образующее с внутренними поверхностями полукорпусов полость, в которой размещены шибер с зубчатым венцом.



 

Похожие патенты:

Задвижка // 2681057
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения, в частности, к трубопроводной запорной арматуре. Задвижка содержит два полукорпуса (1, 2).

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может найти применение при разработке нефтяной залежи на неустановившемся циклическом режиме закачки. Технический результат, достигаемый при использовании изобретения – повышение эффективности добычи нефти из пласта, повышение оперативности контроля и качества мониторинга за процессом дистанционного и онлайн регулирования и контроля закачки и добычи нефти.

Устройство для регулирования перепада давления содержит корпус со съемным дном, крышку с перекрываемыми в них отверстиями, шибер с проходным отверстием, расположенный между корпусом и крышкой, рычаг, воздействующий на шибер через валик, дистанционное кольцо, установленное между крышкой и съемным дном корпуса.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре. Задвижка состоит из двух полукорпусов, связанных друг с другом.

Изобретение относится к области нефтяного и энергетического машиностроения и предназначено для запирания и регулирования процессов добычи и транспортирования пластового флюида.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в различных отраслях промышленности при перекрытии перекачиваемой по трубопроводам среды.

Задвижка // 2535815
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использовано в качестве запирающего устройства на трубопроводах. Задвижка содержит корпус, выполненный из двух частей с подводящими каналами диаметром d, между которыми жестко закреплено распорное кольцо, во внутренней полости которого с возможностью поворота вокруг оси размещен плоский шибер, с проходным отверстием диаметром d и закрепленный на приводном валу, совмещенном с осью вращения шибера, взаимодействующий торцевыми поверхностями с опорными поверхностями корпуса через уплотнительные кольца вокруг подводящих каналов.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в устьевой арматуре нефтяных и газовых скважин. Задвижка состоит из корпуса и крышки с подводящим и отводящим патрубками, дискового шибера на оси вращения с зубчатым венцом на боковой поверхности, привода шибера в виде конической шестерни на валу, втулочные седла с торцовыми и радиальными уплотнениями.

Изобретение относится к более компактному пластинчатому клапану, в частности, для закрывания выходов сети, находящейся под давлением. .

Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре и может быть применено в устьевой арматуре нефтяных и газовых скважин. .

Группа изобретений относится к клапану для регулирования текучей среды и к способу изготовления клапана для регулирования текучей среды. Способ, содержащий клапанный корпус с центральной частью и с одним, двумя или более соединительными концами, отходящими от центральной части.

Группа изобретений относится к корпусу клапана регулировки дорожного просвета и/или быстродействующего клапана. Корпус клапана имеет первую и вторую части корпуса.
Корпус (10) клапана содержит первое и второе отверстия (12, 14), канал (16), а также первый и второй участки (P1, P2) трубопровода. Отверстия центрированы по центральной оси корпуса клапана.

Корпус клапана содержит первое отверстие, второе отверстие, камеру, первый канал для потока, второй канал для потока и верхнее отклоняющее устройство для отклонения потока.

Настоящее изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре, а более конкретно к шаровому крану с затвором для регулирования и перекрытия потока рабочей среды.

Изобретение касается гидравлического клапана, имеющего корпус (4) клапана, который задает внутри себя по меньшей мере один первый канал (7), и расположенную внутри корпуса (4) клапана клапанную вставку (16), которая имеет расположенный в первом канале (7) подвижный клапанный элемент (14).

Настоящее изобретение относится к электромагнитному клапану (200) для клапана (103) бака системы подачи топлива (100) газобаллонного транспортного средства, включающему катушку (202) электромагнита с внутренним замыкающим элементом (207) и якорь (201) электромагнита, выполненный с возможностью перемещения в аксиальном направлении во внутреннем замыкающем элементе (207).

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, где используются тарельчатые клапаны. Полый тарельчатый клапан (10) имеет головку (14), образованную за одно целое с одной концевой стороной стержня (12).

Группа изобретений относится к регуляторам текучей среды. Регулятор текучей среды включает корпус, имеющий основной перепускной канал, задающий пропускное отверстие, предназначенное для соединения посредством текучей среды впускного отверстия и выпускного отверстия.

Группа изобретений относится к области трубопроводной арматуры и предназначена в качестве клапанов осуществлять управление технологическими процессами в трубопроводной системе.

Заявлен двойной четырехлинейный электромагнитный клапан, содержащий: одно отверстие клапана, обеспеченное в корпусе клапана, а также первый золотник и второй золотник, которые помещены в отверстие клапана с возможностью скольжения независимо друг от друга.
Наверх