Игровой набор психолога и способ его использования

Изобретение относится к развивающей и коррекционной педагогике, точнее к способу психолого-педагогической диагностики. Игровой набор психолог состоит из семи модулей игровых средств, двух досок-основ, мобильного стеллажа, в котором размещаются игровые модули, методических рекомендаций с возможностью работать с деталями из каждого модуля отдельно либо одновременно использовать детали из разных наборов, позволяющих организовать игру детей. Модуль 1 «Движение на плоскости». Модуль 2 «Геометрические фигуры». Модуль 3 «Схожее и различное». Модуль 4 «Пространственные объекты». Модуль 5 «Навыки письма». Модуль 6 «Хватательные движения». Модуль 7 «Математические навыки». Набор позволяет проводить развивающую и коррекционную работу с детьми, а также организовать инклюзивную образовательную среду при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает полисенсорную стимуляцию ребенка при взаимодействии с элементами модульного игрового набора, а также способствует творческой активности ребенка, психологическому развитию и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста, обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи; обогащению его анализаторных систем за счет полного комплекса наиболее значимых элементов для работы с детьми, изготовления из экологически чистых материалов. 8 ил., 20 пр.

 

Заявляемое изобретение относится к развивающей и коррекционной педагогике, точнее к способу психолого-педагогической диагностики, и предназначено для развивающей и коррекционной работы с детьми, а также организации инклюзивной образовательной среды при работе с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Заявляемое изобретение содержит модульные игровые наборы. Они направлены на использование для работы с детьми, в частности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими индивидуальные особенности развития, такие как: нарушения координации, опорно-двигательного аппарата, фонематического слуха и восприятия (аутизм, синдром Дауна и др.). Предложенные наборы могут применяться с целью развития различных умений и навыков, связанных преимущественно с художественно-творческой деятельностью, организованной в образовательных, социальных и медицинских учреждениях в рамках реабилитационных, коррекционно-педагогических программ.

Заявляемое изобретение способствует развитию у детей таких навыков, как: развитие мелкой моторики, освоение всех видов хватательных движений, пространственная ориентация, различение основных геометрических форм, выявление признаков и классификация объектов, формирование креативности, содружественное движение глаз и рук, концентрация внимания, отработка начальных математических навыков.

Из уровня техники известен Игровой дидактический комплект (патент на полезную модель RU 145574, МПК А63В 23/12, Опубл.: 20.09.2014 Бюл. №26), выполненный в виде тренажера для формирования произвольных движений рук, который возможно применять на ограниченном пространстве, использующего унифицированные игральные предметы, которые могут быть простым путем соединены друг с другом с помощью прочного и надежного соединения, не допускающего непреднамеренного выпадения используемых соединительных деталей, когда два модуля могут быть соединены между собой, что в свою очередь позволило бы повысить быстроту и удобство сборки, увеличить разнообразие собираемых конструкций.

Недостатком известного комплекта является узкая направленность на формирование произвольных движений рук, не развивая других навыков, что снижает эффективность работы по формировании навыков, способствующих преодоления нарушений координации, опорно-двигательного аппарата, фонематического слуха.

Известен Набор для психолога «Инклюзив» (Россия) http://psyhology.ug-light.ru/), содержащий следующие элементы:

- Мобильный стеллаж с несколькими отделениями, снабженный колесиками для легкого передвижения и поворачивания.

- Набор из восьми кейсов для разных направлений работы (Конструирование на плоскости; Счет, цифры, геометрия; Дорожка; Переливание воды; Ткани, застежки и замки; Рисование; Лабиринты; Световой стол для рисования песком).

- Доски в количестве 2-х штук, выступающие в качестве основы для работ.

- Методические рекомендации.

Недостатком известного комплекта является наличие воды и песка, что при недосмотре педагога-психолога может привести к неприятным ситуациям, что в свою очередь может негативно отразиться как на психике ребенка, так и на его желании обучаться дальше.

Известен Набор для познавательного развития «Интошка» (http://www.obrtech.ru/catalog/razvivaushaya-sreda/11467/), состоящий из пяти наборов игровых средств (в ящиках):

- «Ориентация на плоскости и зрительно-моторная координация». Набор направлен на создание условий для развития ориентации на плоскости и в пространстве, закрепление понимания отношений между предметами. Обеспечивает становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий, способствует развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирует готовность к совместной деятельности.

- «Основные геометрические фигуры и их преобразование». Набор направлен на формирование понятий о геометрических формах у дошкольников. Занятия с ним способствуют развитию конструктивно-моделирующей деятельности, формированию логико-символической функции мышления ребенка, развитию гибкости мыслительных процессов, творческого мышления, способности нахождения множества решений одной и той же задачи.

- «Классификация по цвету, размеру и форме». Набор направлен на формирование у ребенка представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, пространстве), развитие умения выявлять сходства и различия в предметах. Посредством зрительно-осязательного, двигательного обследования, практических действий с предметами, проведения сравнительного анализа ребенок овладевает логическими операциями, которые способствуют развитию мышления.

- «Сходства и различия пространственных объектов». Набор направлен на развитие восприятия пространственных взаимосвязей, осознания взаимного расположения трехмерных фигур.

- «Элементарные математические представления». Набор направлен на обучение счету и составу числа, соотнесение количества и числа, формирование логического мышления, развитие мелкой моторики, познавательной активности, наглядно-действенного мышления. Реализуя принцип наглядности, элементы этого набора помогут отработать необходимые первичные математические навыки.

В набор входит дополнительный ящик с доской-основой и двумя рамками для работы, которые размещаются в мобильном стеллаже. В комплект также входят методические рекомендации.

Недостатком известного комплекта является узкая направленность на возрастной критерий - дошкольный возраст, так же к недостаткам стоит отнести недостаточно высокий развивающий характер обучения и малый набор развивающих функций у ребенка.

Наиболее близким по сущности и достигаемому результату является игровой комплект набор для психолога Pertra (Германия) (http://nera-msc.ru/catalog/nabor-psikhologa-pertra/nabor-psikhologa-pertra-pertra.html), состоящий из семи наборов игровых средств (в чемоданах); Двух досок-основ; Мобильного стеллажа, в котором размещаются чемоданы с наборами; Методическими рекомендациями.

В мобильном стеллаже на колесиках - 7 наборов игровых средств (в чемоданах) и 2 доски-основы (на 28 и на 280 отверстий). Можно работать с деталями из каждого чемодана отдельно либо одновременно использовать детали из разных наборов. Количество деталей позволяет организовать одновременную игру нескольких детей.

Чемодан 1. Конструирование на плоскости. Развитие пространственных представлений и концентрации внимания. Формирование графомоторных навыков, подготовка к обучению письму. Знакомство с различными видами линий.

Чемодан 2. Классификация. Формирование представлений о геометрических формах, цвете и размере, о тождестве и симметрии, о пространственных и математических отношениях (лево и право, верх и низ, больше и меньше, столько же).

Чемодан 3. Одинаковое и разное. Восприятие формы и цвета. Соотнесение и сравнение. Развитие координации глаз - рука. Формирование содружественных движений обеих рук. Развитие способности к копированию и воспроизведению.

Чемодан 4. Пространство и преобразования. Формирование представлений о форме и соотношениях. Развитие понимания пространственных отношений. Развитие координации движений пальцев.

Чемодан 5. От каракуль к каллиграфии. Развитие пространственных представлений. Формирование графомоторных навыков, подготовка к обучению письму. Развитие концентрации внимания.

Чемодан 6. От хватания к схватыванию. Развитие дифференцированных хватательных движений. Формирование навыков дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма. Формирование представлений о числе. Развития навыков счета и классификации.

Чемодан 7. Начальные математические знания. Формирование представлений о числе, множестве, составе числа. Развитие навыков сравнения и классификации. Развитие математических навыков (пересчет, выполнение вычислений, определение количества).

Недостатком известного комплекта является высокая стоимость, наличие большого количества пластиковых деталей, а также отсутствие использования при обучении детей с ОВЗ, ограничения пользователей по возрасту - ориентированность на более взрослую детскую аудиторию, сложность в пользовании - необходима подготовка педагогов.

Целью создания Игровой набор психолога и способ его использования (далее - набора) является создание наиболее полного набора предметов из экологически чистых материалов и возможная ориентация на детей с ограниченными возможностями здоровья и на более широкий возрастной диапазон.

Технический результат изобретения состоит в обеспечении полисенсорной стимуляции ребенка при взаимодействии с элементами (деталями-манипуляторами) модульного игрового набора, так как в игру вовлекаются сразу несколько органов чувств ребенка, такие как зрение, слух и осязание, способствующих формированию образа предмета или явления, включающего в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических) и, что не маловажно, не требуется большого количества времени и особых навыков для освоения набора.

Также заявляемое изобретение способствует творческой активности ребенка, психологическому развитию и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста, обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи; обогащению его анализаторных систем, а на основе полученных образов в дальнейшем будут развиваться внимание, память, мышление, эмоции ребенка.

Благодаря продуманному подбору разнообразных элементов, игровой набор психолога позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических).

Названный технический результат достигается созданием Игрового набора психолога и способа его использования, состоящего из модульной системы, в состав которой входит семь дополняющих друг друга базовых модуля с наборами элементов, размещенных в мобильном стеллаже; дополнительно оснащенного игровыми поверхностями (две шт.) и игровым полем с клеткой, отверстиями, методические рекомендации.

Все элементы набора выполнены из экологически чистых натуральных материалов - натурального дерева, что особо важно при работе с детьми, и покрыты гипоаллергенными красками прочными, устойчивыми к атмосферным воздействиям и свету.

Игровой набор психолога и способ его использования содержит следующие базовые модули:

Модуль 1 «Движение на плоскости», который состоит из: комплекта пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне; машинок с одним и двумя фиксирующими штырьками; фигурок людей со штырьками и без штырьков; набора шариков; текстильного мешочка; направлен на обучение детей использовать творческое мышление, запоминать виды фигур и возможность их сочетания друг с другом.

Занятия с модулем способствуют: развитию ориентировки в пространстве (восприятие положения в пространстве и восприятие взаимосвязи пространственных объектов); знакомству с разными видами линий; развитию концентрации внимания; выработки содружественных движений глаз и рук; выработке содружественных движений правой и левой рук; развитию силы и координации движений пальцев; развитию причинного и опережающего мышление; формированию графомоторных навыков, необходимых для обучения письму.

Модуль 2 «Геометрические фигуры», содержащий маленькие квадраты, в центре одних изображен квадрат, других треугольник или круг разных цветов, оборотная сторона одноцветная; равнобедренные треугольники; большие квадраты; прямоугольные пластины; деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур; направлен на обучение использовать творческое мышление, запоминать виды фигур и возможности их сочетания друг с другом.

Занятия с модулем способствуют развитию и формированию представлений о геометрических формах, цвете и размере; представлений о симметрии и отработке навыка создания симметричных узоров; способности к классификации; понимания пространственных отношений («лево-право», «вверх-вниз»); математических навыков и умений (усвоение понятий «больше - меньше», «столько же», отработка состава числа и т.д.); умение различать геометрические формы, предметы по цвету и размеру пространственной ориентировки.

Модуль 3 «Схожее и различное». Модуль содержит: бусины разных цветов, размеров, форм; деревянные стержни разной длины; деревянные диски с отверстиями; кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней, направлен на развитие способности выявлять одинаковые признаки и отличия.

Занятие с модулем способствуют развитию и формированию представлений о форме, цвете и размере; умение соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий; способности к классификации; пространственной ориентировки, пониманию пространственных отношений; представлений о симметрии, навыка создания симметричных узоров; содружественных движений глаз и руки; содружественных движений пальцев правой и левой рук.

Модуль 4 «Пространственные объекты», в составе которого входят деревянные шаблоны разных геометрических форм, деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе, воротца с большими и малыми отверстиями, резинки с пробками на конце; направлен на развитие восприятия пространственных взаимосвязей, умения находить сходства и различия фигур.

Занятия с модулем способствую развитию и формированию представлений у ребенка о геометрических формах; умения различать геометрические формы; пространственной ориентировки, понимания пространственных отношений; умения соотносить размеры фигур; кинестетического образа разных форм; осознания взаимного расположения трехмерных фигур; навыка скоординированных движений пальцев.

Модуль 5 «Навыки письма» содержит: деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне, деревянные пластины-направляющие с желобом, разноцветные фигурки машинок, ленты, магнитные ручки, оргстекло; направлен на обучение правильно держать ручку, развиваются навыки каллиграфии.

Занятия с модулем способствуют развитию и формированию у ребенка содружественных движений глаз и руки; концентрации внимания; навыка владения карандашом; навыка письма.

Модуль 6 «Хватательные движения», в состав которого входят: деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе, короткие и длинные штырьки, цилиндры, шайбы и бусины с отверстиями, блоки, шнуры, резинки, стальные шарики, направлен на развитие мелкой моторики рук, возможность обращаться с небольшими предметами.

Занятия с модулем способствуют развитию и формированию у ребенка таких навыков, как дифференцированные хватательные движения, представление о числе, дозирование усилия и модуляции движения, необходимые для освоения письма, развитие навыков счета и классификации. При занятии с набором тренируются различные типы хватательных движений, обретается опыт дозировки силы и модуляции направлений, что способствует уверенному выполнению мелких манипуляций с предметами, необходимых для освоения письма.

Модуль 7 «Математические навыки» содержит: деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе, короткие и длинные штырьки; цилиндры, шайбы и бусины с отверстиями; блоки, шнуры, резинки; стальные шарики, направлен на формирование навыков сравнения и классификации; математических навыков, таких как счет, выполнение вычисления, определение количества; представлений о числе, множестве, составе числа. Ребенок учится отличать понятия «больше» и «меньше», запоминает цифры, учится считать, складывать и вычитать. Этот набор полезно использовать в возрасте от 5 лет как основной комплект при подготовке к школе.

Сущность заявляемого изобретения поясняется графическим материалом, где показаны: на фиг. 1 - общий вид набора психолога, на фиг. 2 -модуль 1, на фиг. 3-модуль 2, на фиг. 4 - модуль 3, на фиг. 5 - модуль 4, на фиг. 6 - модуль 5, на фиг. 7 - модуль 6, на фиг. 8 - модуль 7.

Игровой набор психолога и способ его использования реализуется следующим образом Взрослый человек (психолог, педагог, воспитатель, родитель) поясняет ребенку, что от него требуется, направляет его дальнейшие действия, при необходимости помогая ему. На поверхности доски-основы, представляющей собой деревянное игровое поле с отверстиями, которые по диаметру совпадают с диаметром выступающих частей деталей набора, выкладывают (совместно с ребенком или по отдельности), элементы наборов, достраивают начатые узоры, повторяют узоры, задают их зеркальное изображение.

Игровая деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Заявляемое изобретение поясняется примерами Модуль 1. Движение на плоскости.

Основным преимуществом данного модуля является развитие у ребенка произвольной саморегуляции (способность владения собой, своей внутренней и внешней деятельности), на ее формирование влияет развитие навыков «плоскостного ориентирования». Пример 1. Дорожка

Педагог выстраивает на рабочей поверхности игрового поля дорожку из элементов модуля, заполняя ими всю поверхность. Ребенку предлагается провести машинку или человечка по дорожке с закрытыми глазами ставя определенные условия: проводить указательным пальцем правой руки или левой, «шажками», меняя указательный и средний пальцы сначала правой, а потом и левой руки, одновременным движением указательных пальцев обеих рук в одну сторону, друг за другом «гуськом» с минимальным расстоянием между пальцами и со значительным расстоянием между пальцами; одновременным движением указательных пальцев правой и левой рук навстречу друг к другу из разных концов дороги; одновременное движение указательных пальцев правой и левой рук навстречу друг другу, а затем в противоположные стороны. На протяжении всего пути до встречи пальцев обеих рук направление их движения может несколько раз меняться; движением указательного пальца в заданном направлении с завязанными глазами. Можно усложнить работу ребенка, на доске-основе выкладывая дорожки разного вида: волна, зубцы, слалом, действия.

Все это способствует развитию моторной памяти.

Разнообразя деятельность ребенка - предлагается дуть на шарик и двигать его по прямой или извилистой дорожке, управляя движением так, чтобы шарик докатился до конца маршрута. Такое упражнение помогает формировать произвольный выдох необходимой интенсивности, что необходимо для плавности речи. А использование шариков разного веса позволяет тренировать выдох разной степени интенсивности.

Усложнить процесс можно выстроив лабиринты из дорожек, когда взрослый выкладывает на одной половине доски-основы конфигурацию желобков, а ребенок на другой половине повторяет образец, также можно усложнить заданием, предложив ребенку выложить маршрут по памяти, а затем сравнить его с оригиналом, и проехать по лабиринту машиной, пройти человечком или провести по нему шариком. Данное упражнение помогает в развитии зрительно-моторного соотнесения; работы по образцу; развитии памяти.

Пример 2. Ловкий балансировщик

Ребенок строит «улицу» по образцу, созданному педагогом, после чего в круглое отверстие внизу доски-основы вставляет круглый штифт. Перед ребенком стоит задача - провести металлический шарик по получившимся направляющим основы из пункта А в пункт Б, балансируя доской. Данное упражнение помогает развитию координации зрения и действий рук, развитии концентрации внимания.

Пример 3. Построй букву

Педагог показывает ребенку букву, запечатленную на листе формата А4, и ставит перед ним задачу выложить ее при помощи пластин с желобками. Если ребенок уже знаком с буквами, ему дается словесное задание. После того, как ребенок выкладывает букву, ему предлагается проехать по ней на машинке, пройти человечком или прокатить маленький шарик. Использование магнитного шарика позволяет разнообразить игру. Задача ребенка: провести магнитный шарик с помощью магнитного держателя по получившимся дорогам-буквам, чередуя использование большого и маленького шарика, причем ребенок использует поочередно левую и правую руку. Затем на доску поверх дороги кладется оргстекло и ребенок должен провести шарики через него. После чего ребенку предлагается зарисовать букву в тетрадь. Данное упражнение знакомит ребенка с образом буквы, помогает развитию мелкой моторики, способствует формированию зрительно-моторной координации.

Наличие множества игровых деталей позволяет вести работу не только индивидуальную работу с ребенком, но и групповую. Игроки могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды.

Пример 4. Придумай дорогу

Детям предлагается придумать и построить свою дорогу. После того как дети выкладывают путь, им предлагают проехать по нему на машинке, пройти человечком, прокатить маленький шарик или провести магнитный шарик с помощью магнитного держателя. После того, как дети справятся с заданием, следует попросить их зарисовать свой маршрут в тетрадь. Данное упражнение помогает в развитии координации «глаз - рука», развитии концентрации внимания.

Усложняя и разнообразя игру можно вовлекая новый элемент -элемент дыхания, данное упражнение помогает в развитии произвольного выдоха необходимой интенсивности, что необходимо для плавности речи.

В игре задействованы двое детей. Педагог просит их построить на доске-основе две параллельные прямые, расположив вдоль длинной стороны доски-основы, в конце каждой дорожки кладется пластина «вокзал». Дети выбирают одинаковые шарики, встают рядом друг с другом у начала дорожек и по сигналу начинают дуть на шарики. Побеждает тот, чей шарик приходит быстрее на «вокзал» и не выкатывается с дорожки во время движения.

Пример 5. Самый первый

Два игрока строят четыре дорожки («улицы»), которые ведут в центр круга («площадь»). Каждый ребенок выбирает себе человечка и ставит его на противоположные (по горизонтали или вертикали) стороны улицы в начале каждой дороги. По сигналу все игроки берут в левую и правую руки по одной фигурке, передвигать их нужно одновременно. Начинают игру дети тоже одновременно. Выигрывает тот, кому удается довести обоих человечков до центральной площади быстрее. Победа зависит от точности и быстроты движений игрока: если какой-нибудь из человечков сбивается со своей улицы, игрок должен вернуть обоих человечков на исходную позицию и начать все сначала. Данное упражнение помогает в развитии координации «глаз - рука», развитии концентрации внимания, точности и быстроты реакции.

Пример 6. В лесу

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть карту - схему с лабиринтом и подобрать необходимые детали из набора, после чего дети приступают к постройке. На готовом лабиринте устанавливаются карточки - ориентиры. Педагог сообщает детям, что в лесу спрятались жуки, а дети рисуют дорожку, по которой их можно найти, причем у каждого дорожка своя. Детям предлагается внимательно рассмотреть схемы дорожек. По дороге дети собирают карточки-ориентиры, на которых на обратной стороне написаны буквы. Когда жук найден, с помощью этих карточек дети могут составить слово из букв, написанных на обратной стороне. Данное упражнение помогает в развитии концентрации внимания, развитие кратковременной памяти.

Пример 7. Построй свою букву

Играют двое детей. Один из них называет другому букву. Например: «Построй букву «П». При этом выкладыванием буквы занимается как тот ребенок, который получил задание, так и тот, кто это задание дал. Данное упражнение знакомит с образом буквы; помогает в развитии зрительно-моторной координация; развитии мелкой моторики. Модуль 2. Геометрические фигуры

Преимущество работы с данным модулем - это развитие логического мышления; сенсорного восприятие формы предмета. Ребенок учиться не просто узнавать формы, но и другие его признаки, а также развивает умение абстрагировать форму от вещи, умение видеть фигуры в других вещах. Для детей дошкольного возраста необходимо правильно сформировать представление о геометрических фигурах, иначе он будет путать их, не видеть схожесть и различия, что будет влиять на математические способности ребенка.

Пример 8. Ознакомление с формами. Это упражнение помогает в закреплении понятий формы, размера и цвета.

Педагог выкладывает фигуру на доске-основе, рассказывает о ней, выделяет ее характеристики. Например: «Это треугольник, он большой, он красный». Таким способом педагог показывает ребенку все фигуры разного размера и цвета. Кроме того, он делает акцент на отличительных признаках каждой фигуры: треугольник- 3 угла, квадрат, прямоугольник - 4 угла.

Усложнить задание можно, завязав глаза ребенка, и передавая ему любую геометрическую фигуру. Ребенку нужно определить на ощупь, какая фигура у него в руках и рассказать, почему он так решил. Педагог может помочь вопросами: «Как ты узнал, что это круг?» (нет углов и т.д.).

Разновидностью данного упражнения может послужить помещение фигур в мешочек, и ребенку требуется посчитать количество фигур в мешочке, затем, ощупывая поочередно каждую из фигур, определить ее размер, описать форму и назвать ее, после чего достать фигуру из мешочка и положить ее на место в ящик к таким же деталям.

В игровой форме формируется понятие «тождество», когда педагог выкладывает на доске-основе любую фигуру, например, квадрат. Затем он просит ребенка рассказать о том, что находится на доске, и предлагает ребенку, используя любые другие фигуры (кроме квадрата), собрать точно такую же форму.

Пример 9. Данное упражнение помогает сформировать способности к выделению значимых признаков, помогает в развитии категоризации, выделения классов предметов по определенным признакам

На доске-основе педагог выкладывает фигуры (треугольники, квадраты, круги) и предлагается ребенку разделить их на несколько групп. После выполнения задания ему можно задать вопросы: «Что общего у фигур каждой группы? Почему ты разделил их так?».

Усложняя упражнение, педагог выкладывает ряд из одинаковых форм, среди которых помещается неподходящая (отличная от большинства фигур) форма (например, среди треугольников - квадрат). Ребенку нужно найти неподходящую форму и объяснить, почему она здесь лишняя.

Пример 10. Групповые упражнения

Пример упражнения, помогающего в развитии пространственных представлений; работе по образцу; развитию концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение «Цепочка». Дети выкладывают цепочку фигур по образцу, предложенному педагогом, после чего выкладывают цепочку, поменяв один признак - цвет, размер или форму фигур

Упражнение «Скопируй узор». Игроки делятся на команды, по два-три человека в каждой. Первая команда собирает узор из разных фигур, вторая - должна составить зеркально симметричный узор на второй половине доски. Завершив задание, команды меняются ролями.

Упражнение, развивающее тактильное восприятие фигур

В два тканевых непрозрачных мешочка складывают по шесть пар фигур (два маленьких и два больших квадрата, два маленьких и два больших равнобедренных треугольника). Детям из разных команд предлагают по очереди найти одновременно обеими руками одинаковые фигуры в разных мешочках, назвать их и показать педагогу. Можно усложнить задание, предложив ребенку найти в разных мешочках разные фигуры по заданию. Например, найти одновременно большой треугольник и маленький квадрат, маленький прямоугольник и маленький треугольник и т.д. Модуль 3. Схожее и различное

Данный модуль важен в коррекционной работе с детьми, так как он позволяет заполнить пробелы раннего возраста, а именно навыки зрительного соотношения размера предметов, представление о симметрии, содружественных движений пальцев правой и левой рук, пространственной ориентировки.

Пример 11. Схожее и различное

Данные упражнения способствуют формированию понятия тождества, развитию мыслительных операций соотнесения и сравнения, развитию умения работать по образцу.

Педагог на доске-основе выстраивает пирамиду на вертикальной палочке. Рядом, на таких же палочках ребенок должен построить точно такую же пирамиду. После чего педагог предлагает построить пирамиду, изменив только цвет фигур, затем только размер, затем только форму.

Педагог усложняет задачу перед ребенком, устанавливая на доске-основе две вертикальные палочки, и просит ребенка построить одновременно две одинаковые пирамиды. Причем, сначала сделать это нужно двумя руками, а затем попеременно левой рукой и правой.

Пример 12 «Собери бусы», способствующее формированию понятия тождества, развитию мыслительных операций соотнесения и сравнения, развитию умения работать по образцу.

Педагог нанизывает на веревочку бусины разных цветов, форм и размеров. Задача игрока-ребенка повторить цветовой узор, нанизывая бусины того же цвета, но другой формы, как вариант: сохранить форму, но изменить цвет бусин.

Другой вариант упражнения, когда педагог нанизывает на шнур разноцветные бусины. Задача ребенка повторить узор, который создал взрослый. Симметрия может быть также зеркальной (бусина, которая была первой, должна стать завершающей). Возможно, также усложнить задание, попросив ребенка нанизать бусины по памяти или, следуя только словесной инструкции педагога.

Другой разновидностью упражнения является, когда педагог выкладывает бусины различной формы (втулки, шайбы, шарики) в разные углы доски-основы, а ребенку необходимо разложить бусины по группам. После того как игрок справился с заданием, можно уточнить: «Что общего у бусин каждой группы? По каким признакам ты разделил бусины? В какой группе бусин больше? В какой меньше?». Если ребенок классифицировал бусины, например, по цвету, то педагог может назвать ему другой признак -размер, чтобы ребенок снова разложил бусины.

Разнообразить упражнение можно добавив развитие способности тактильного восприятия. Для этого педагогом на доске-основе выкладываются разные по форме бусины, такой же набор бусин помещается в тканевый непрозрачный мешок. Ребенку завязывают глаза, он на ощупь определяет форму бусины и находит такую же среди находящихся перед ним. Бусина, которую ребенок достает из мешочка, обратно не возвращается, а выкладывается на доске-основе, а рядом с той, что ребенок выбрал как идентичную.

Упражнения групповой работы способствует развитию тактильного восприятия; формированию представления о форме. На доску-основу делят на две части, на каждую из которых кладется шнур и одинаковое количество одних и тех же фигур. Напротив друг друга садятся двое детей, которым завязывают глаза. Педагог называет фигуры, а дети собирают бусы по его инструкции, находя фигуры на ощупь. Затем проверяется, правильно ли собраны бусы.

Пример 13. Объясни другому

Два ребенка садятся друг к другу спиной, у одного из них завязаны глаза, перед ним лежит шнур с нанизанными бусинами разной формы, а перед вторым ребенком лежит пустой шнур и набор бусин разной формы, но одного цвета для нанизывания. Ребенок с завязанными глазами снимает одну бусину со шнура, ощупывает и описывает ее форму. Второй ребенок выбирает среди своих бусин такую же и нанизывает на шнур. Усложнить эту игру можно, завязав глаза обоим детям. Тогда второй игрок на ощупь пытается определить названную напарником бусину и нанизать ее на шнур.

Модуль 4. Пространственные объекты

Упражнения данного модуля способствуют развитию понимания пространственных отношений, развитию зрительно-пространственных способностей и развитию понимания пространственных отношений.

У детей дошкольного возраста крайне важно сформировать пространственные представления, если они недостаточно или искаженно сформированы, то это будет влиять на уровень интеллектуального развития. В случае сложностей с «пространственным пониманием» ребенку сложно создать единое целое из нескольких частей, могут быть нарушения в графической деятельности, проблемы в повторении и воспроизводстве формул. Данный модуль позволяет обеспечить действенное овладение пространственной ориентацией, развивает и закрепляет навыки определения направления, передвижение предмета, его расположение, а также отношений между предметами.

Пример 14. Лабиринт

С помощью деревянных пластин («флажков») строят лабиринт с одним выходом, в зависимости от уровня развития ребенка строятся различные по сложности лабиринты с разным количеством тупиков и ложных ходов. Ребенку предлагают вывести «пешехода» (фигурку человека) из лабиринта кратчайшим путем, передвигая его только одним пальцем, чтоб не задеть стенки лабиринта.

Это упражнение можно выполнять, в парах, один строит лабиринт -второй проходит, после чего игроки меняются. Так в паре дети развивают коммуникативные навыки.

Пример 15. Угадай фигуру

На листе педагог обводит фигуры по контуру. При этом важно, чтобы контуры разных фигур накладывались друг на друга. Ребенку нужно угадать, какие фигуры нарисованы. Определить это он может путем наложения реальных фигур на контуры, либо только с помощью зрения.

В этом модуле также подходят комплексные групповые упражнения, к примеру, упражнение «Повтори по образцу». С левой стороны стандартной доски-основы вставляются красные флажки, выстроенные определенным узором. Это образец для ребенка. Все остальное поле доски заполняется неокрашенными флажками. Задание - создать из неокрашенных флажков такие же конфигурации, как в образце с флажками красного цвета. Дети делятся на команды, и по очереди игроки команд выкладывают из неокрашенных флажков фигуру по образцу.

Модуль 5. Навыки письма

Письмо - это сложнейшая форма мозговой деятельности, многоуровневый процесс, в который вовлечены различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, общедвигательный, зрительный. Процесс, включающий в себя большое количество операций. С каждым движением руки, у ребенка образуется множество нейронных связей между различными отделами головного мозга, что делает работу мозга эффективнее для выполнения в дальнейшем более сложных операций. Данный модуль - это отличный тренажер для развития мышления в целом. Он влияет на дальнейшую мыслительную деятельность ребенка в целом. Также способствует концентрации внимания, усидчивости, и пробуждает интерес к письму.

Пример 16. Построй дорогу

Педагог предлагает ребенку выложить на доске извилистую дорогу из пластин. Затем игрок может провести по этой дороге человека, машинку и легкий шарик. В момент выполнения задания ребенок отрабатывает двигательные навыки.

Пример 17. Внимательный водитель

Педагог предлагает ребенку выложить на доске-основе извилистую дорожку из пластин. Свободное пространство заполняется пустыми неокрашенными пластинами. В начало дороги кладут стальной шарик из модуля 1, а основу-доску накрывают панелью из оргстекла. При помощи магнитной ручки ребенок должен провести стальной шарик по получившиеся дорожке.

Также возможны и групповые упражнения. Пример 18 «Графический диктант». Дети выполняют графический диктант в тетради под диктовку педагога, затем нарисованный узор воспроизводят на доске-основе с помощью штырьков «грибочки» различного цвета и резинок.

Модуль 6. Хватательные движения

Данный модуль крайне важный для детей с ОВЗ, так как он корректирует отклонения в моторной деятельности ребенка. Данный модуль тренирует различные типы хватательных движений, развивает мышцы кистей, мелкую моторику, развивает мышление; формирует навыки дозирования усилия и модуляции движения, необходимых для освоения письма.

Пример 19. Тренируем навык захвата

В данном упражнении приведены пара вариантов, в действительности их может быть больше, все зависит от развития ребенка, для кого-то будет хорошим успехом просто «хватать» и вытаскивать фигуру из доски-основы, а для кого-то необходим определенный метод.

Вариант 1: Ладонно-пальцевый захват. Педагог предлагает ребенку выставить ряд из цилиндров на доске-основе. Первый способ - вернуть цилиндр кистью, развернутой по направлению движения. Второй способ -выставление цилиндров при помощи бокового захвата.

Вариант 2: Захват щепотью. Педагог демонстрирует ребенку захват щепотью - задействованы большой, средний и указательные пальцы. Задача ребенка - таким способом установить разноцветные штырьки на доску-основу.

Модуль включает в себя и групповую работу, проиллюстрированную примером 19. Сбей кеглю

Дети делятся на две группы. С одной стороны доски-основы ставятся 9 кеглей. С противоположной стороны ставятся красные штырьки, которые будут обозначать черту, за которую нельзя выступать. Участники группы поочередно бросают шары. Побеждает та группа, которая быстрее собьет все кегли. Используются разные металлические шары.

Модуль 7. Математические навыки

Данный модуль развивает логическое мышление, способность планировать, видеть ситуацию наперед, умение аналитически мыслить, способствует формированию навыков сравнения и классификации, развитию представлений о числе, множестве, составе числа, о последовательности, пониманию логики действий.

Пример 20. Цифры-башенки

Под цифрой «1» педагог выставляет на доске-основе один штырек красного цвета, под цифрой «2» - башенку из двух штырьков зеленого цвета, под цифрой «3» - башенку из трех штырьков желтого цвета и так до «10». Т.е. каждой цифре будет соответствовать башенка определенного цвета с соответствующим количеством штырьков. Ребенка можно подключить к составлению башенок на любом этапе. Но только тогда, когда педагог уверен, что ребенок понял идею количества и может совершать пересчет в выбранном диапазоне чисел.

Заявляемое изобретение направлено на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими индивидуальные особенности развития, в т.ч. для детей с ОВЗ, такие как: нарушения координации, опорно-двигательного аппарата, фонематического слуха и восприятия (аутизм, синдром Дауна и др.) и способствует развитию у детей таких навыков, как освоение всех видов хватательных движений, пространственной ориентации, различения основных геометрических форм, выявления признаков и классификация объектов, формирования креативности, содружественное движение глаз и рук, концентрации внимания, отработки начальных математических навыков.

Таким образом, представленное изобретение способствует ребиалитации и развитию детей, в том числе и с ОВЗ, как пособие в игровой, воспитательной и учебной деятельности по формированию моторики рук и координации движений, зрительно-моторной координации и концентрации внимания.

Игровой набор психолога, состоящий из семи модулей игровых средств, двух досок-основ, мобильного стеллажа, в котором размещаются игровые модули, методических рекомендаций с возможностью работать с деталями из каждого модуля отдельно либо одновременно использовать детали из разных наборов, позволяющих организовать игру детей, причем

модуль 1 «Движение на плоскости», который состоит из: комплекта пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и рисунком на оборотной стороне, соответствующим пазам на лицевой стороне; машинок с одним и двумя фиксирующими штырьками; фигурок людей со штырьками и без штырьков; набора шариков; текстильного мешочка;

модуль 2 «Геометрические фигуры», содержащий маленькие квадраты, в центре которых изображен либо квадрат, либо треугольник, либо круг, при этом цвет самого квадрата и изображенной на нем геометрической фигуры являются различными, оборотная сторона одноцветная; равнобедренные треугольники; большие квадраты; прямоугольные пластины; деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур;

модуль 3 «Схожее и различное» содержит: бусины разных цветов, размеров, форм; деревянные стержни разной длины; деревянные диски с отверстиями; кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней,

модуль 4 «Пространственные объекты», в составе которого входят деревянные шаблоны разных геометрических форм, деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе, деревянные прямоугольные пластины с большими и малыми отверстиями, резинки с пробками на конце;

модуль 5 «Навыки письма», содержащий: деревянные пластины с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и рисунком на оборотной стороне, соответствующим пазам на лицевой стороне, деревянные пластины-направляющие с желобом, разноцветные фигурки машинок, ленты; магнитные ручки, оргстекло;

модуль 6 «Хватательные движения», в состав которого входят: деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе, деревянные штырьки, цилиндры, шайбы и бусины с отверстиями, блоки, шнуры, резинки, стальные шарики,

модуль 7 «Математические навыки» содержит: кубики с цифрами, кубики с точками, стальные шарики, деревянные штырьки, пластины с цифрами, квадратное поле с набором цифр для вычислений.



 

Похожие патенты:

Головоломка-мозаика содержит мозаичные элементы, выполненные путем раскроя мозаичного листа, выполненного с изображением мозаичного сюжета на лицевой стороне, при этом мозаичный лист выполнен с изображением на его оборотной стороне смежных фигур разного цвета.

Изобретение относится к воздухоочистителю для удаления веществ, загрязняющих воздух, из воздушного потока. Воздухоочиститель содержит фильтрующее устройство, включающее по меньшей мере один фильтрующий слой, удерживаемый держателем (5) фильтра в указанном воздушном потоке по существу перпендикулярно основному направлению потока.

Компьютеризированные способ и система для содействия участия на основе состояний в определении вариантов розыгрышей в футбольном матче, что позволяет болельщикам инициативно участвовать в режиме реального времени в игре вместе с игроками, арбитрами и тренерами.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для ведения логических игр – головоломок, и может использоваться в период досуга. Объемное игровое устройство в форме куба «Латинский куб» содержит игровые элементы, соединенные между собой связями и образующие в совокупности шесть граней, на которых из чисел формируются магические квадраты, причем игровые элементы выполнены в виде квадратных пластин со стороной а, толщиной b и с центральным круглым отверстием, шесть квадратных пластин нанизаны на стержень с верхним и нижним узлами крепления, и образуют куб с ребрами а=6b, и установлены с возможностью вращения каждой квадратной пластины вокруг стержня на 360°, на поверхности верхней и нижней грани куба размещены наклейки магических квадратов четвертого порядка, в ячейках которых вписаны числа от 1 до 16, по периметру каждой внутренней квадратной пластины размещены четыре наклейки, к каждой из которых в ячейках вписаны четыре числа из набора от 1 до 16, а сумма чисел в наклейке равна 34.

Устройство для игры типа настольного боулинга относится к области развлечений и может быть использовано для развития глазомера, скорости и точности реакции на движущие предметы в виде интересной игры, обладающей высокой занимательностью и соревновательностью, для взрослых и детей.

Изобретение относится к игровой системе, имеющей компьютерную программу, сохраненную на энергонезависимом машиночитаемом носителе. Средства обмена информацией обеспечивают вносителям доступ к этому серверу и позволяют дарополучателям получать информацию о взносах, направляемых вносителями через этот сервер.

Группа изобретений относится к вариантам игровых наборов. Они могут использоваться людьми разного возраста и состояния здоровья, но, прежде всего, рекомендованы для работы с детьми, в частности с детьми, имеющими индивидуальные особенности развития.

Изобретение относится к области информационных технологий и может быть использовано для дистанционного проведения конкурсных мероприятий по робототехнике для обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования.
Способ оптимизированного изготовления объемного объекта с использованием метода оригами фусен, отличающийся тем, что в начале создания объемного объекта на имеющем форму квадрата листе, из которого изготавливается объемный объект, создают следы перегибов по линиям диагоналей этого квадрата, а также по линиям перпендикуляров к каждой диагонали в серединах их каждой половины и в серединах их каждой четверти, а также по линиям перпендикуляров к каждой стороне этого квадрата в серединах сторон, в серединах их каждой половины и в серединах их каждой четверти.

Изобретение относится к способу обработки данных игрового процесса, выполняемому процессором, причем способ содержит извлечение сохраненного игрового процесса и метаданных игрового процесса из памяти, идентификацию релевантных ссылок на основании метаданных игрового процесса; вложение по меньшей мере одной из релевантных ссылок в сохраненный игровой процесс; и сохранение игрового процесса с вложенными ссылками в памяти.
Изобретение относится к области психотерапии и может быть использовано при реабилитации или лечении лиц, страдающих зависимостью от различных видов психоактивных веществ.

Изобретение относится к системе формирования и поддержания необходимой работоспособности операторов (ФИПРО), физиологии труда, инженерной психологии и может быть использовано для восстановления работоспособности путем коррекции функционального состояния человека-оператора.

Изобретение относится к медицине, в частности к нейрореанимации для лечения пациентов, находящихся в разных стадиях сохранения сознания. Способ повышения уровня сознания у пациентов с длительными нарушениями сознания заключается в определении температуры коры больших полушарий головного мозга путем регистрации мощности собственного электромагнитного излучения глубоких тканей в СВЧ-диапазоне от 2 до 7 ГГЦ на глубине 4-7 см от поверхности кожи в 18 точках, по 9 в каждом полушарии, соответствующих нейрофизиологической карте Клейста, и расчета значений температуры в указанных точках, определяют максимальную разницу температур ΔТ между более теплыми и холодными областями коры больших полушарий, после чего принимают решение о коррекции нарушений температурного баланса головного мозга путем сеансов краниоцеребральной гипотермии продолжительностью 60-120 минут, при этом сеансы краниоцеребральной гипотермии проводят ежедневно, измерение температуры в точках коры головного мозга дополнительно проводят непосредственно после сеанса краниоцеребральной гипотермии и каждые 15 минут после сеанса краниоцеребральной гипотермии до возвращения исходной температуры головного мозга, фиксируют динамику изменения неврологического статуса путем определения уровня температурной гетерогенности, при увеличении разницы температур ΔТ коры больших полушарий не менее чем на 1,2°C и повышении уровня сознания пациента из вегетативного состояния на уровень минимального, малого или ясного сознания проводят дополнительные ежедневные процедуры краниоцеребральной гипотермии, после чего курс заканчивают.

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии-реаниматологии, торакальной и сердечно-сосудистой хирургии, и предназначено для использования при определении местоположения интубационной трубки при проведении искусственной вентиляции легких.

Изобретение относится к медицине, а именно анестезиологии, хиругии, и может быть использовано при проведении катетеризации эпидурального пространства у детей с идиопатическим сколиозом грудной локализации с величиной более 90°.

Изобретение относится к медицинской технике. Система для лечения фантомных болей включает функционально связанные считывающее устройство для сбора данных с ампутированной конечности; устройство в виде смартфона с установленными в нем приложениями дополненной реальности для анализа полученных данных и создания трехмерной модели виртуального изображения конечности до ампутации с учетом персональной метки в виде родинки, шрама или татуировки; устройство в виде шлема дополненной реальности для отображения созданной трехмерной модели виртуального изображения ампутированной конечности и устройство контроля движения.
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при проведении психофизиологической и физической саморегуляции. Для этого после формулировки проблемы выделяют короткий ее фрагмент, вызывающий наибольшее напряжение.
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии и урологии, и может быть использовано для выбора тактики лечения синдрома хронической тазовой боли. Выполняют исследования уровня общего серотонина крови и суточной экскреции дофамина.

Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, психологии, и может быть использовано для лечения пограничной нервно-психической патологии на фоне психофармакологического лечения, воздействующего на нейромедиаторном клеточном уровне ЦНС и назначаемого в соответствии с имеющейся у пациента симптоматикой, одновременно проводят сеансы психотерапевтического воздействия.
Изобретение относится к медицине, а именно неврологии, и может быть использовано при реабилитации пациентов с постинсультными церебральными нарушениями. Для этого проводят занятия на экзоскелете кисти, управляемом интерфейсом «мозг-компьютер».
Наверх