Лопасть воздушного винта

Изобретение относится к движителям транспортных средств, а также может быть использовано в вентиляторах и ветрогенераторах. Лопасть воздушного винта содержит экранирующую поверхность, размещенную перпендикулярно перу лопасти по его периметру непосредственно на торцевой поверхности пера или на расстоянии от его торцевой поверхности, составляющем не более 0,2 длины хорды профиля пера, а также дополнительные экранирующие поверхности, установленные по длине пера на расстоянии между двумя соседними экранирующими поверхностями, составляющем 0,5÷3,0 длины хорды профиля пера. Высота экранирующих поверхностей до поверхности пера составляет 0,02÷1,0 от максимальной толщины профиля пера в сечении, в плоскости которого установлена экранирующая поверхность, а толщина экранирующих поверхностей составляет 0,01÷0,5 от максимальной толщины профиля пера. Изобретение направлено на повышение КПД и тяги винта за счет уменьшения вихревых течений, сбрасываемых через торцевую часть лопасти. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к движителям транспортных средств, а также может быть использовано в вентиляторах, ветрогенераторах и других устройствах, преобразующих кинетическую энергию воздушного потока в механическую энергию вращения.

В настоящее время усовершенствование лопастей воздушных винтов летательных аппаратов вертолетного или самолетного типа для повышения КПД и увеличения тяги винтов является актуальной задачей, позволяющей повысить грузоподъемность и скорость полета летательного аппарата с уменьшенным расходом топлива.

Известна лопасть несущего винта, содержащая перо с торцевой поверхностью, в котором выполнены ячейки с установленными в них под определенным углом с наклоном к набегающему потоку гребнями, имеющими нарастающие высоту и ширину от верхней до нижней кромки лопасти. Задняя стенка гребня имеет определенный угол по отношению к нижней кромке лопасти. Проходящий между гребнями воздушный поток направляется от стенки одного гребня к последующему гребню, искривляя и создавая диффузорное состояние двумя встречными потоками к концу гребня, что создает небольшую тягу у нижней кромки лопасти (РФ №2376202, публ. 2009 г.)

Недостатком известной конструкции является то, что она не учитывает воздействие на винт вихревых течений, сбрасываемых с торца лопастей и создающих за ним вихревое движение. Образованные вихревые шнуры пограничного слоя оказывают тормозное воздействие на винт, преодоление которого приводит к росту потребной мощности двигателя на валу винта и в конечном итоге существенно уменьшает его КПД. Интенсивность этих вихрей поддерживается и увеличивается за счет перетекания через торец лопасти из зоны повышенного давления в зону пониженного давления.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение КПД и тяги винта за счет уменьшения образования вихревых течений, сбрасываемых через торцевую часть лопасти.

Технический результат достигается тем, что лопасть воздушного винта, содержащая перо с торцевой поверхностью на его концевой части, содержит экранирующую поверхность, размещенную перпендикулярно перу лопасти по его периметру непосредственно на торцевой поверхности пера или на расстоянии от его торцевой поверхности, составляющим не более 0,2 длины хорды профиля пера, при этом высота экранирующей поверхности до поверхности пера составляет 0,02÷1,0 максимальной толщины профиля пера в сечении, в плоскости которого установлена данная экранирующая поверхность. Также лопасть может быть выполнена с дополнительными экранирующими поверхностями, установленными по длине ее пера по периметру профиля перпендикулярно ему, при этом расстояние между двумя соседними экранирующими поверхностями составляет 0,5÷3,0 длины хорды профиля пера, причем высота дополнительных экранирующих поверхности составляет 0,02÷1,0 от максимальной толщины профиля пера в сечении, в плоскости которого установлена данная экранирующая поверхность. Кроме того, все экранирующие поверхности выполнены с толщиной, составляющей 0,01÷0,5 максимальной толщины профиля пера и могут выполнены с площадками для крепления к поверхности пера, совпадающими по форме с поверхностью профиля пера и соединенными с этой поверхностью посредством клеевого состава.

Установка экранирующей поверхности на торцевой поверхности пера лопасти или вблизи этой торцевой поверхности препятствует образованию вихревых шнуров при сбрасывании пограничного слоя с торца лопасти, уменьшая тормозные вихревые течения вокруг винта.

Установка по длине пера лопасти дополнительных экранирующих поверхностей позволяет разделить лопасть на несколько участков, на каждом из которых происходит выравнивание пограничного слоя. Уменьшение толщины пограничного слоя способствует еще большому уменьшению образований тормозных течений.

Выполнение экранирующих поверхностей с определенной высотой (0,02÷1,0 от максимальной толщины профиля пера) и толщиной (0,01÷0,5 от максимальной толщины профиля пера) обеспечивает оптимальные характеристики лопасти, при которых достигается максимальная эффективность выравнивания пограничного слоя.

Выполнение экранирующих поверхностей с площадками для крепления к поверхности пера, которые в месте стыковки с пером лопасти имеет форму профиля лопасти и крепление этих площадок к лопасти с помощью клеевого состава позволяет осуществить модернизацию уже находящихся в эксплуатации лопастей воздушных винтов.

Изобретение поясняется графически, где на фиг. 1 представлен общий вид предлагаемой лопасти воздушного винта; на фиг. 2 представлен профиль пера предлагаемой лопасти; на фиг. 3 представлено место стыковки экранирующей поверхности с пером лопасти; на фиг. 4 представлено фото лопасти, в отношении которой были проведения испытания; на фиг. 5 представлены графики характеристик испытаний, проведенных для лопастей с экранирующими поверхностями и без них.

Лопасть воздушного винта содержит перо 1 с торцевой поверхностью 2. Вблизи торцевой поверхности 2 на расстоянии L0, составляющим не более 0,2 длины хорды профиля b перпендикулярно к поверхности пера 1 установлена экранирующая поверхность 3 с высотой h, выполненной в пределах от 0,02 до 1,0 максимальной толщины Δ профиля пера в сечении, в плоскости которого установлена экранирующая поверхность 3. Поверхность 3 может быть установлена непосредственно на торцевой поверхности 2. По длине пера размещены дополнительные экранирующие поверхности 4 высотой h в пределах от 0,02 до 1,0 максимальной толщины Δ профиля пера в сечении, в плоскости которого установлена дополнительная экранирующая поверхность 4.

Поверхности 4 установлены друг относительно друга на расстоянии L, составляющим от 0,5 до 3,0 размеров хорды b профиля пера 1 лопасти. На таком же расстоянии установлена первая от торца лопасти дополнительная экранирующая поверхность 4 относительно экранирующей поверхности 3. Экранирующие поверхности 3 и 4 выполнены с толщиной, составляющей 0,01÷0,5 максимальной толщины профиля пера. Экранирующие поверхности 3 и 4 могут быть выполнены из того же материала, что и лопасть винта, а могут устанавливаться на поверхности лопасти винта, например, посредством клея. Для этого поверхности 3, 4 выполнены с полками 5 (фиг. 3), которые имеют форму профиля пера 1, присоединенными к поверхности пера 1.

Эффективность предлагаемого изобретения подтверждена испытаниями на воздухе двухлопастного винта диаметром 1500 мм. И с хордой профиля пера, составляющей 150 мм. (см. рис. 4). К лопастям винта были присоединены три экранирующие поверхности, одна из которых - на торцевой поверхности пера лопасти, вторая на расстоянии 320 мм от первой и третья в комлевой части лопасти на расстоянии 300 мм от второй экранирующей поверхности. Все экранирующие поверхности были выполнены толщиной 15 мм.

Испытания были проведены для вышеописанного двухлопастного винта и аналогичного винта с лопастями без экранирующих поверхностей. Результаты испытаний показали повышение КПД и тяги винта согласно изобретению по сравнению с винтом с традиционно используемыми лопастями без экранирующих поверхностей (см. графики, приведенные на фиг. 5). При одной и той же частоте вращения винта при наличии экранирующих поверхностей можно получить увеличение тяги в среднем на 10-15%.

Предлагаемое изобретение позволяет уменьшить тормозные вихревые течений вокруг винта, что увеличивает тягу винта и повышает его КПД. Уменьшение тормозных вихревых течений также способствует уменьшению шумовых характеристик транспортного средства при работе винта.

1. Лопасть воздушного винта, содержащая перо с торцевой поверхностью на его концевой части, отличающаяся тем, что она содержит экранирующую поверхность, размещенную перпендикулярно перу лопасти по его периметру непосредственно на торцевой поверхности пера или на расстоянии от его торцевой поверхности, составляющем не более 0,2 длины хорды профиля пера, при этом высота экранирующей поверхности до поверхности пера составляет 0,02÷1,0 от максимальной толщины профиля пера в сечении, в плоскости которого установлена данная экранирующая поверхность.

2. Лопасть по п. 1, отличающаяся тем, что она содержит дополнительные экранирующие поверхности, установленные по длине пера по периметру его профиля перпендикулярно ему, при этом расстояние между двумя соседними экранирующими поверхностями составляет 0,5÷3,0 длины хорды профиля пера.

3. Лопасть по п. 2, отличающаяся тем, что высота дополнительных экранирующих поверхности составляет 0,02÷1,0 от максимальной толщины профиля пера в сечении, в плоскости которого установлена данная экранирующая поверхность.

4. Лопасть по п. 3, отличающаяся тем, что экранирующие поверхности выполнены с толщиной, составляющей 0,01÷0,5 максимальной толщины профиля пера.

5. Лопасть по п. 4, отличающаяся тем, что дополнительные экранирующие поверхности выполнены с площадками для крепления к поверхности пера, совпадающими по форме с поверхностью профиля пера и соединенными с этой поверхностью посредством клеевого состава.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к способу и устройству контроля целостности лопастей несущих винтов вертолета в соосной схеме их расположения. Для реализации способа используют зондирующее излучение СВЧ диапазона для измерения колебательных параметров перемещения лопастей, фазовый метод определения амплитуды махового колебания лопасти, а также используют информацию об угле установке лопастей, получаемую от штатных датчиков.

Настоящее изобретение относится к способу моделирования по меньшей мере части лопасти (2) некапотированного винта (1), имеющей законцовку (3). Способ содержит этапы, выполняемые при помощи средств (11) обработки данных устройства (10): (а) параметризацию по меньшей мере одной кривой Безье, отображающей деформацию указанной лопасти (2), характеризующую законцовку (3), при этом кривую определяют: а.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям и способам изготовления лопастей винтов летательных аппаратов. Лопасть (1) винта летательного аппарата имеет корневую часть (2) со сквозным гнездом (3) и основную часть (4).

Группа изобретений относится к способу и устройству контроля целостности лопастей вращающегося несущего винта вертолета. Для контроля целостности лопастей вращающегося несущего винта вертолета устанавливают на роторе несущего винта возбудитель оборотной метки, а напротив на неподвижной части корпуса - неподвижный бесконтактный оборотный датчик, регистрируют электрические импульсы, формируют оборотные прямоугольные импульсы, измеряют временные интервалы между импульсами, получают информацию о периоде вращения ротора несущего винта, устанавливают на неподвижной части корпуса излучающую антенну определенной диаграммы направленности, устанавливают приемную антенну определенным образом, формируют зондирующее сверхвысокочастотное излучение, детектируют принятый отраженный сигнал приемной антенной, усиливают его, формируют лопастные прямоугольные импульсы, определяют временные интервалы между импульсами, идентифицируют номера лопастей, формируют сигнал неисправности при отклонении измеренных временных интервалов и амплитуд от заданных эталонных значений.

Изобретение относится к конструкции лопастей аэродинамических моделей воздушных винтов, предназначенных для испытаний в аэродинамических трубах. Лопасть аэродинамической модели воздушного винта содержит верхнюю и нижнюю обшивки, лонжерон, вкладыши, балансировочные и противофлаттерные грузы и носовые накладки.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям воздушных винтов. Лопасти воздушного винта содержат законцовки, выполненные в виде крылышек, которые располагаются на кольцевой поверхности, т.е.

Изобретение относится к области летательных аппаратов. .

Изобретение относится к лопастям воздушных винтов, применяемых в авиации и ветроэнергетике. .

Изобретение относится к технике воздушных, а именно несущих винтов для вертолета, и может быть использовано на пассажирских, десантно-транспортных и военных вертолетах.

Изобретение относится к области авиационных движителей, а также может использоваться в вентиляторах, компрессорах и других устройствах, преобразующих энергию вращения в поток воздуха.
Наверх